28 Зенин A.A. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации в 2008 году / / Экономический вестник МВД России. 2008. № 2. С. 13.
29 Приказ МВД РФ от 5.12.2006. № 992 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России» / / КонсультантПлюс. [email protected]
30 Письмо Казначейства РФ от 07.04.2009. № 42-7.4-05/5.4-195 «О направлении письма Минфина России от 24.03.2009 N 0204-02.1/1320» // КонсультантПлюс. [email protected]
31 СЗ РФ. 30.08.2004. № 35. Ст. 3607.
32 СЗ РФ.2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.
33 Российская газета. 08.10.2008. № 210.
34 СЗ РФ. 10.05.2010. № 19. Ст. 2291
35 Ст.6. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998. № 145-ФЗ
36 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 24.08.1992. № 8. Ст. 507 / Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 589 (ред. от 04.08.2005) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»
37 Гапоненко В. Ф., Докучаев В. A. Нормативно-правовое обеспечение ведения внебюджетной деятельности в образовательных учреждениях МВД России / / Труда академии управления МВД России. № 3. 2008.
38 Аврутин Ю.Е. Модернизация российской милиции: понятие, содержание, политико-правовые и социальные детерминанты / / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (5 марта) 2010 года). В 2 ч.: Ч. 2. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России. 2010. С. 12.
УДК 338.07
В. А. Демин*, А. В. Лабутин**
Рейдерство - серьезная угроза экономической безопасности России
Статья посвящена одной из приоритетных проблем современной России — рейдерству. Авторами приведена статистика величины ущерба, наносимого рейдерством всем секторам экономики и экономическому росту России. Разграничиваются также понятия «рейдерство» и «недружественное поглощение» на основе критерия законности действий. Проанализирован состав преступлений, по которым возможно привлечение к уголовной ответственности в связи с рейдерством. Раскрыта специфика противодействия системы правоохранительных органов рейдерству в Российской Федерации. Кроме того, авторами проанализированы критерии подверженности предприятий риску рейдерского захвата.
Ключевые слова: рейдерство, недружественные поглощения, захват
V A. Demin*, A. V Labutin**. Corporate raid — the serious threat of economic safety of Russia. Article is devoted to describing one of priority problems of modern Russia — corporate raid. Authors give the analysis of generalized statistic of the damage to all sectors of economy and economic growth of Russia. Authors differentiate the terms «corporate raid» and «unfriendly absorption» on the basis of criterion of legality of actions. In the article the authors analyze the structure of crimes where calling to account for corporate raid is possible. Special attention is paid to the specificity of counteraction of law enforcement bodies of the Russian Federation to corporate raid. Besides authors analyzed criteria of susceptibility of the enterprises to the risk of corporate raid capture.
Keywords: corporate raid, unfriendly absorption, capture.
В условиях реформирования современной России особое значение приобретают вопросы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности и, в первую очередь, экономической безопасности, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роста и надежной защищенности от экономических угроз.
Одной из важнейших угроз экономической безопасности России является рейдерство (подробнее см. табл. 1), которое в последние годы получило широкое распространение в нашей стране. В настоящее время рейдерство стало одним из видов криминального высокодоходного бизнеса, рентабельность которого доходит до 1000-2000%.
Криминальный бизнес рейдеров измеряется миллиардами долларов, нанося огромный ущерб всем секторам экономики (объектам ОПК, ТЭК, АПК, НИИ, среднему и малому бизнесу) и
* Демин, Владимир Андреевич, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.
** Лабутин, Анатолий Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.
* Demin, Vladimir Andreevich, doctor of economic sciences, professor, the Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg,
Pilyutov-street, 1. Ph.: 744-70-93.
** Labutin, Anatoly Vasilievich, candidate of economic sciences, assistant professor, assistant professor of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: 744-70-93.
Статья поступила в редакцию 15 марта 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
экономическому росту России. Многие эксперты называют рейдерство «экономическим терроризмом» или «экономическим бандитизмом». По прогнозам отдельных экономистов и юристов, рейдерство может полностью уничтожить малый и средний бизнес, если ему не будут в самое ближайшее время противопоставлены реальные превентивные меры законодательного характера.
По оценке Председателя Совета Федерации, лидера партии «Справедливая Россия» С.М. Миронова, в России каждый год фиксируется более 60 тыс. рейдерских атак, в результате которых разрушаются стратегические предприятия, банкротятся эффективные производства, снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей, при этом давление рейдеров на бизнес ежегодно отнимает у страны до 1% экономического роста.
В 2008-2010 гг. вопросы криминального захвата предприятий стали объектом пристального внимания высших государственных органов. Правительство России одним из приоритетных направлений своей деятельности на период до 2012 г. в сфере обеспечения национальной безопасности определило «осуществить комплекс мероприятий по противодействию криминальным захватам имущественных комплексов (рейдерству) и преступлениям на фондовом рынке, наносящим значительный ущерб экономике Российской Федерации и имеющим большой общественный резонанс» (см.: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р).
31 июля 2008 г. Президент России Д.А. Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции, в п. 9 раздела IV которого руководителю Следственного комитета при Генеральной прокуратуре России и начальнику Следственного комитета при МВД России поручено усилить контроль за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам, касающимся захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерства. Для тех, кто профессионально занимается противодействием рейдерским захватам, решение Президента весьма знаменательно. Официально утвержден факт, что рейдерство является проблемой всероссийского масштаба, ее решение требует контроля на самом высшем государственном уровне. Также признано, что основной путь искоренения этого криминального явления
— борьба с ним с помощью уголовно-правовых методов. В Национальном плане противодействия коррупции заявления руководства страны впервые приобрели документальную форму.
11 ноября 2008 г. Д.А. Медведев на встрече с президиумом Торгово-промышленной палаты (ТПП) России отметил необходимость скорейшего принятия антирейдерского пакета законов и четко выразил свое отношение к рейдерству, указав, что «за такие действия надо сажать».
2 февраля 2009 г. на заседании коллегии ФСБ России, посвященной итогам работы в 2008 г., Д.А. Медведев подчеркнул, что в настоящее время главными проблемами в стране являются рейдерство и коррупция, при этом проблема рейдерства становится наиболее актуальной во время кризиса.
5 ноября 2009 г. Президент на встрече с членами Совета Федерации заявил, что «схемы захвата делаются весьма профессионально, иногда просто не подкопаешься. Но это не значит, что наши правоохранительные органы не должны этим заниматься». Эффективным методом борьбы с этим злом, по его мнению, может стать введение уголовной ответственности. «До тех пор пока ответственность за такие действия будет находиться в иной плоскости, в лучшем случае — это гражданско-правовая ответственность, никакого толку не будет. Правоохранительные органы должны доказывать факт совершения умышленного преступления по захвату чужого предприятия», — подчеркнул Д.А. Медведев.
Рейдерская деятельность наносит колоссальный материальный ущерб. По информации журнала «Слияния и поглощения», если в 2005 г. общий объем захваченных или подвергающихся захватам активов в России составил 3,9 млрд. долларов США, то в 2006 г. уже за первое полугодие эта цифра достигла 3,5 млрд. долларов, т.е. рост почти 100%. По данным ТПП России, за 2000-2004 гг. произошло около 5000 случаев незаконных захватов российских предприятий. В 2005 г. рейдеры покусились уже на бизнес 1900 компаний. Даже в Москве, где действует самая эффективная система защиты от рейдинга, количество захватов растет. По данным первого заместителя мэра Москвы Ю. Росляка, в 2003 г. их было 11, в 2004 г. — 44, в 2006 г. — уже 53. В структуре правительства Москвы создано Управление экономической безопасности, действует временная межведомственная рабочая группа по противодействию захватам. В Санкт-Петербурге предъявлены уже обвинения по 15 рейдерским захватам на общую сумму свыше 5 млрд. рублей.
Аналитическая группа М&А-1^е1^епсе журнала «Слияния и поглощения» провела исследование проблемы привлечения рейдеров к уголовной ответственности, которое показало, что на начало 2007 г. оценочная стоимость 110 компаний, которые подверглись атаке рейдеров и которые фигурируют в 32 громких уголовных делах, более 4 млрд. долларов. По данным руководителя Следственного комитета России А. Бастрыкина, в 2009 г. его сотрудники расследовали 74 уголовных дела о рейдерстве, сумма материального ущерба по которым составила более 2 млрд. рублей.
Рейдерство: некоторые штрихи к определению явления. В России отсутствует как юридическое определение рейдерства (рейдерских захватов), так и общепринятое, устоявшееся определение данного противоправного явления в научной (экономической, юридической, социологической) литературе. В настоящее время «рейдерство» и «недружественные поглощения», как правило, являются синонимами. По мнению авторов, эти понятия нельзя смешивать.
На Западе недружественное поглощение — это скупка акций на рынке, которая осуществляется против воли собственников, и топ-менеджмент, но в рамках национального законодательства. Необходимо помнить, что поглощение происходит путем законной скупки акций (блокирующего, контрольного пакета).
Как можно отличить рейдерский захват от недружественного поглощения? С юридической и экономической точки зрения критерий прост — законность действий другой стороны, которая заинтересована в контроле над активами. По нашему мнению, соблюдение законодательства — вот та граница, которая отделяет «недружественное поглощение» от «рейдерского захвата». Рейдерство — это противоправное перераспределение собственности.
Рейдеров сегодня используют в экономической, политической борьбе и в интересах иностранных компаний и организаций.
Экономическая борьба — это основное направление деятельности рейдеров. Главная цель любой рейдерской атаки — это установление контроля над предприятием, (материальными, земельными, финансовыми и интеллектуальными активами). На следующем этапе — выведение этих активов из владения законных собственников и перепродажа их третьим лицам (заказчикам рейдерского захвата). Как правило, активы дробятся и распродаются по частям. После смены нескольких липовых добросовестных приобретателей активы теряют связь с захватчиком и переходят к заказчику. Сегодня объектом рейдерского захвата может стать любое предприятие, включая объекты ОПК.
В политической борьбе рейдеров используют с середины 90-х гг. прошлого века для ослабления финансово-экономической базы политических противников. В настоящее время победа на выборах в значительной степени определяется денежными вливаниями.
Рейдерские захваты используются иностранными корпорациями для ослабления России, снижения ее конкурентоспособности. Особый интерес рейдеров к стратегическим предприятиям ОПК и определенная избирательность в выборе компании-цели наводят на мысль о координации деятельности рейдеров из-за границы. По мнению президента Ассоциации негосударственных структур безопасности Е. Карабанова, существуют определенные рейдерские группы, которые специализируются на банкротстве оборонных предприятий. В апреле 2008 г. на заседании Общественной палаты известный российский адвокат П. Астахов, выпускник Высших курсов КГБ, автор как серьезных юридических, так и публицистических работ по рейдерству, заявил, что, по данным спецслужб, на прицеле у рейдеров 200 оборонных предприятий России. Среди них НПО «Базальт», которое выпускает лучшие в мире гранатометы, объекты Минобороны в Поволжье, завод, выпускающий компоненты для переносных ракет «Игла» в Санкт-Петербурге.
К преступлениям, связанным с рейдерскими захватами предприятий, следует отнести:
— любые хищения акций или долей в уставных капиталах юридических лиц с целью смены исполнительных органов, незаконного отчуждения активов либо иного неправомерного распоряжения имуществом предприятия;
— незаконные или преднамеренные банкротства, а также злоупотребления в ходе банкротства, совершенные с целью установления контроля над имуществом предприятия;
— факты представления для регистрации в государственные органы фиктивных документов об участниках и исполнительных органах юридических лиц, а также недвижимом имуществе;
— злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;
— примененные в ходе корпоративных конфликтов насильственные действия по вторжению на охраняемую территорию предприятий любых форм собственности, связанные с повреждением или уничтожением имущества, причинением физического или морального вреда.
Есть две юридические позиции в отношении рейда. Согласно первой, рейд состоит из разных составов преступлений, а поэтому его уголовно-правовая квалификация попросту является комплексом нескольких составов. Для решения проблемы эффективного привлечения рейдеров к ответственности по совокупности составов необходимо создать специальную методику расследования подобных дел, обучить ей специалистов.
Другой взгляд, менее распространенный, сводится к необходимости выделения рейдерства в отдельный состав преступления. Представляется, что под такую точку зрения можно подвести как теоретические, так и практические соображения.
Конечно, сегодня можно привлечь к ответственности как непосредственных участников рейда, так и государственных служащих, способствующих рейдерам. Приведем перечень преступлений, по которым возможно привлечение к уголовной ответственности в связи с рейдерством:
— ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни»; ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» — сбор информации частного рода и характера, носящей компрометирующий характер. Информация собирается в отношении мажоритарного акционера и/или должностного лица, с целью последующего применения данной информации против последних (шантаж);
— ст. 159 «Мошенничество» — применяется в отношении долей уставных капиталов (в ООО/ ОДО), ценных бумаг (акций), объектов недвижимости. Применяется при участии законного собственника, однако при обмане такового или посредством злоупотребления его доверием. На практике зачастую такие деяния совершаются посредством подписания «не тех» документов или посредством введения в заблуждение собственника. Наибольший всплеск таких преступлений зафиксирован в 1990-х гг. при акционировании предприятий, преобразовании колхозов и совхозов и т.п.;
— ст. 163 «Вымогательство» — преступление, посредством которого законного собственника вынуждают передать его имущество другому лицу. Применяется в отношении долей уставных капиталов (в ООО/ОДО), ценных бумаг (акций акционерных обществ), объектов недвижимости. Как правило, данному деянию сопутствует шантаж, но возможно и применение угроз насилием;
— ст. 170 «Регистрация незаконных сделок с землей» — зачастую осуществляется по подложным документам или без таковых вовсе. Сопровождается, как правило, подкупом должностных лиц;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
— ст. 179 «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения» — по своей правовой сути в данном случае сродни вымогательству. Различие состоит лишь в более узком объекте преступления. В данном случае имеет место не прямое вымогательство собственности, а воспрепятствование сделке или, наоборот, принуждение к сделке вопреки интересам собственника;
— ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» — данное преступление зачастую совершается с целью последующего экономического или иного шантажа, разрушения и подрыва внутренней экономики юридического лица, являющегося объектом атаки рейдеров, а также иных противозаконных действий;
— ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве»; ст. 196 «Преднамеренное банкротство», ст. 197 «Фиктивное банкротство» — преступления, совершаемые при применении схем по банкротству юридических лиц. Используется для ликвидации юридического лица, вывода активов из общества, подрыва экономической системы общества, а также экономического шантажа. Зачастую совершается мажоритарными акционерами, руководством, высшим менеджментом организации по своей корыстной инициативе или при подкупе;
— ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» — применяется в целях юридической ликвидации предприятия. Используется при выводе активов с предприятия. Зачастую применяется с использованием «административного ресурса». Наиболее часты случаи при непосредственном участии ФНС. Наибольшую распространенность получила в наши дни;
— ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» — деяние, совершаемое должностными лицами коммерческих организаций. Зачастую применяется для вывода активов, совершения сделок, выходящих за рамки компетенции таких должностных лиц, принятия противозаконных решений;
— ст. 330 «Самоуправство» — именно по этой статье чаще всего возбуждаются уголовные дела, когда имеет место самовольный захват с «добросовестным приобретателем» или «новым директором» офиса предприятия с помощью сотрудников ЧОПа, в отсутствие решения суда или иного предписания уполномоченных государственных органов на вселение в объект;
— ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» — используется в целях давления на заведомую жертву «конфликта» для создания препятствий в деятельности предприятия, например, для привлечения к административной ответственности, отзыву лицензии при отсутствии законных оснований;
— ст. 286 «Превышение должностных полномочий» — имеет место, когда в проверках участвует должностное лицо, которое на самом деле полномочий для проверки не имеет;
— ст. 291 «Дача взятки»; ст. 290 «Получение взятки» — совершается для подкупа должностных
лиц;
— ст. 292 «Служебный подлог» — применяется зачастую для трактовки и/или изменения сущности и правового смысла того или иного акта. Наиболее распространен в отдаленных субъектах РФ и совершается обычно при действиях, связанных с земельными участками;
— ст. 293 «Халатность» — часто нарушения, допускаемые чиновниками, выглядят именно как халатность. Они ничего не делают (не выдают вовремя документы, выдают документы и информацию, которую не вправе предоставлять и т.п.). Преступление, пограничное между ст. 285 и ст. 286, однако санкция значительно мягче. Нередко действия коррумпированных чиновников часто ошибочно трактуются именно как халатность;
— ст. 294 «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» — имеет место, когда в исходе спора заинтересованы высокопоставленные представители власти. Доказывается крайне трудно;
— ст. 303 «Фальсификация доказательств» — понятно, что совершается представителями правоохранительных органов при проведении следственных действий;
— ст. 327 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» — внесение изменений по подложным документам в ЕГРЮЛ, регистрация отчуждения активов по поддельным документам в ЕГРП.
Судя по широте приведенного списка статей УК РФ, может показаться, что на каком-то этапе рейдерские действия, во-первых, будут пресечены, а, во-вторых, виновные лица (заказчики, рейдеры и их пособники) понесут ответственность хотя бы за одно из перечисленных преступлений. Однако это весьма абстрактное представление. В реальной жизни, и об этом свидетельствует практика, ни рейдерские захваты в большинстве своем не пресекаются, ни виновные не несут наказания.
Статьи, которые сегодня обычно вменяютсярейдерам, и основные сложностирасследования этой категории дел. В подавляющем большинстве случаев действия виновных лиц квалифицируются по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» и ст. 330 «Самоуправство». Если говорить о сопутствующих захватам преступлениях, это также подделка документов, печатей и бланков (ст. 327 УК РФ), различные должностные преступления.
Основная сложность в том, что рейдерский захват сложно квалифицировать по ст. 159 УК РФ. Хищение имущества, согласно доктрине уголовного права, доказывается в том случае, когда похищенное имущество изъято у преступника. Чтобы доказать хищение, надо доказать умысел определенного лица. А как можно его определить, если имущество в результате многократной перепродажи переходит к добросовестному приобретателю, компании в цепочке ликвидируются, и не остается шансов обжаловать договоры купли-продажи в арбитраж? Корыстная цель, являющаяся обязательным элементом хищения, не в каждом случае рейда может быть доказана — например, когда преступники перевели похищенное имущество под контроль оффшорных структур.
В реальности УК РФ мало досаждал рейдерам. Захватчика можно было посадить разве что по ст. 159 и ст. 327 УК РФ. Теперь статей для уголовной ответственности больше, и рейдеров можно обезвредить на ранних этапах захвата, если правильно выстроить бизнес. С 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в УК РФ и УПК РФ. За фальсификацию реестров — два года, за подделку решений общего собрания акционеров и совета директоров, фальсификацию результатов голосования — пять лет, за угрозу расправой — от трех до семи лет. УК вводит ответственность и за подачу в ФНС ложных сведений об учредителях компании (два года лишения свободы). Налоговики должны будут проверять сведения перед внесением в ЕГРЮЛ.
Правоохранительные органы страны пытаются бороться с этой угрозой экономической безопасности России. Так, министром внутренних дел 24 октября 2005 г. издана Директива № 7 «О приоритетных направлениях деятельности МВД России, внутренних войск и Федеральной миграционной службы». В качестве одного из приоритетных направлений деятельности оперативных служб и следственных органов по линии совершенствования мер обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, защите прав собственников от криминальных посягательств предложено активизировать работу по пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг, в частности, на рынке акций, а также фактов противоправных недружественных поглощений предприятий.
Следственный комитет при МВД, в свою очередь, направил во все органы предварительного следствия федеральных округов и субъектов РФ указания о расследовании незаконных захватов предприятий (№ 17/ 3-15116 от 8 декабря 2005 г.).
Следственным комитетом при МВД России издан ряд распоряжений и директивных указаний, направленных на усиление процессуального контроля за уголовными делами данной категории. В каждом следственном органе за расследованием дел о рейдерских захватах закреплены наиболее опытные сотрудники, с ними проведены дополнительные служебные занятия по изучению основных положений гражданского, корпоративного права, законодательства о рынке ценных бумаг и хозяйственных обществах в России. Даже если в каком-либо регионе нет уголовных дел о рейдерских захватах (что говорит об их повышенной латентности), сотрудники следствия органов внутренних дел готовы к расследованию таких дел.
Установлен также порядок информирования Следственного комитета при МВД о возбуждении уголовных дел о рейдерских захватах в 5-дневный срок. Кроме того, каждый сотрудник Следственного комитета, выезжающий в командировку, обязан изучить уголовные дела о рейдерстве, имеющиеся в проверяемом регионе, а также выявить и отменить необоснованные процессуальные решения по этим делам.
Помимо этого, Следственным комитетом при МВД РФ разработана методика расследования преступлений, совершенных в ходе рейдерских захватов, которая разослана во все органы предварительного следствия МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. На основе изучения практики сотрудниками Следственного комитета установлены типологические признаки рейдерских захватов, наиболее часто совершаемых в России.
В 2009 г. в рамках исполнения поручения Президента РФ об усилении процессуального контроля за принятием решений по уголовным делам о рейдерских захватах во всех федеральных округах были проведены семинары по вопросам совершенствования раскрытия и расследования преступлений, совершенных в ходе рейдерских захватов.
Естественно, обучение и выработка рекомендаций вряд ли будут эффективными без правильно организованного контроля их соблюдения. Следственный комитет при МВД РФ осуществляет такой контроль с 2008 г. с выходом соответствующего распоряжения министра внутренних дел (см. Распоряжение от 11 сентября 2008 г. № 34 «Об усилении контроля за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам о рейдерских захватах»). Он заключается в проверке обоснованности принятых следователями решений о приостановлении расследования уголовного дела, прекращения производства по делу и других процессуальных действий.
По результатам последней проверки постановлений о приостановлении расследования за неустановлением виновного лица по рейдерским делам, возбужденным в Москве в 2006-2008 гг., сотрудники СК при МВД России признали необоснованными 68 постановлений и отменили их. Все эти случаи были изучены, проанализированы и отправлены в следственный орган для дальнейшего производства. В двух случаях следователям довольно быстро удалось определить причастных к преступлениям лиц, и эти уголовные дела сейчас находятся на стадии отправки в суд.
Количество уголовных дел по рейдерским захватам и некоторые особенности их расследования. В настоящее время органы предварительного следствия МВД России вносят свой вклад в борьбу с данным криминальным явлением. Если в 2004 г. было возбуждено 174 уголовных дела, в 2005 г. в производстве находилось 346 уголовных дел о незаконных захватах предприятий, из которых 51 уголовное дело по обвинению 77 лиц направлено в суд, вынесено 11 приговоров, то в 2006 г. уже 354 дела в производстве. Согласно милицейской статистике, до 2007 г. имела место тенденция роста такого вида уголовных дел. В 2008 г. произошел некоторый спад, и в производстве органов предварительного следствия МВД России находилось 352 уголовных дела о преступлениях, совершенных в ходе рейдерских захватов, из них:
- расследовано — 189 (53,7% от числа находящихся в производстве);
- окончено — 80 (42,3% от числа расследуемых);
- в суд направлено — 52 (65% от числа оконченных);
- прекращено — 28 (35% от числа оконченных);
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
— приостановлено — 109 (57,7% от числа расследуемых);
— остаток на 11 января 2009 г. — 102 (29% от числа находившихся в производстве).
Любопытно сравнить комментарии. Так, заместитель начальника СК при МВД РФ генерал-
майор юстиции Ю. Алексеев считает, что «по сравнению с общими показателями работы следственных органов по расследованию преступлений в сфере экономической деятельности приведенная статистика ничуть не хуже. Это свидетельствует, что работа по расследованию рейдерских захватов идет ритмично и планомерно». По-иному эти показатели оценивает один из лучших специалистов по противодействию рейдерам в СК при МВД России, заместитель начальника отдела по делам об особо опасных преступлениях в сфере экономической деятельности подполковник юстиции П. Сычев. Он отмечает, что если количество прекращенных дел по экономическим преступлениям колеблется от 30 до 40%, то по захватам предприятий этот показатель составляет 60-70%. По мнению известного российского экономиста профессора Н. Кричевского, «из 346 уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом МВД России в 2005 году, 58 дел прекращено, 62 приостановлено, до суда дошло лишь 51, или 15% от всех возбужденных. Получается, что остальные либо «висяки», либо искусственно тормозятся обеими процессуальными сторонами. Коррупционный обух адвокатской плетью не перешибешь».
Наибольшее количество уголовных дел о рейдерских захватах в 2008 г. возбуждено в ГСУ при ГУВД по Москве (78), ГСУ при ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (33), ГУВД по Пермскому краю (14), Свердловской области (11), Приморскому краю (10).
В 2009 г. в производстве следственных органов МВД России находилось 513 дел о рейдерских захватах, в суд было направлено 58 дел, количество обвиняемых, проходящих по данным делам, составило 132 человека. Наибольшее количество уголовных дел по рейдерству возбуждено в ГСУ при ГУВД по Москве (245), ГСУ при ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (52), СЧ при ГУ МВД России по ЦФО (19), ГСУ при ГУВД по Свердловской области и ГСУ при ГУВД по Тюменской области (по 12).
В целом по России в первом квартале 2010 г. в производстве органов предварительного следствия МВД находилось 186 дел о рейдерских захватах имущества, из них 59 дел расследовано, 26 окончено, 16 дел направлено в суд, 10 дел прекращено и 33 приостановлено.
Расследованием рейдерских преступлений в России занимается также Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ. Председатель СКП А. Бастрыкин на расширенном заседании коллегии ведомства в феврале 2010 г. сообщил, что в производстве следователей СКП с момента образования Следственного комитета находилось 110 уголовных дел о рейдерстве, в суды было направлено 35 дел, по 16 уголовным делам уже вынесены обвинительные приговоры. В 2009 г. следователи СКП расследовали 74 уголовных дела о рейдерстве.
Кто в зоне риска? Признаки предстоящего захвата. Одна из особенностей нынешнего рейдерства — то, что агрессора интересует, как правило, не бизнес, а земля, местоположение предприятия. Поэтому кафе, парикмахерские, химчистки, находящиеся в центре Москвы, Санкт-Петербурга, а также КБ и НИИ, которые в советские времена получали в центре городов добротные здания — это компании-цели. В Москве (август 2007 г.) рейдеров больше всего интересуют кафе площадью 100-500 кв.м. Поэтому в рамках Московского агентства развития предпринимательства (МАРП) начала работать служба скорой юридической помощи малым и средним предпринимателям. В эту службу можно обращаться не только в случаях прямых угроз рейдерства (силового захвата), но и при проверках, в т.ч. официальными уполномоченными органами. Дело в том, что необъяснимые проверки — это один из признаков готовящегося захвата (подробнее о признаках см.: В.Демин «Особенности национальной охоты за чужой собственностью» // Безопасность. Достоверность. Информация (БДИ). 2004. № 5).
Кроме предприятий малого и среднего бизнеса, в зоне риска находятся компании, в которых «слабый» собственник и есть нарушения действующего законодательства. Под термином «слабый собственник» понимается фирма, в которой есть:
— распыленность акций;
— внутренние конфликты и разногласия между собственниками;
— противоречия между топ-менеджерами и основными акционерами;
— наличие сильной неформальной оппозиции;
— наличие и доступность сведений, компрометирующего характера в отношении руководителей фирмы и ее основных акционеров;
— наличие неподконтрольной кредиторской задолженности;
— неэффективное использование компанией своей собственности: 30% площадей используется, а 70% пустует или сдается в аренду;
— компания не зарегистрировала свой товарный знак.
Какие нарушения законодательства прежде всего интересуют агрессора:
— нарушения в процессе консолидации пакета акций;
— нарушения, допущенные при проведении дополнительных эмиссий;
— нарушения при принятии решений органами управления компанией;
— нарушения при заключении сделок с акциями, крупных сделок;
— игнорирование прав и экономических интересов миноритарных акционеров (невыплата или выплата символических дивидендов);
— нарушение природоохранных и технических норм и правил;
— нарушение таможенного законодательства;
— нарушение трудового законодательства;
— агрессивные схемы оптимизации налогов.
Главным звеном в защите любого бизнеса является мониторинг текущей ситуации (иными словами постоянное проведение «деловой контрразведки»). Существует стандартная система признаков рейдерства. К ним относятся следующие действия, которые должна четко фиксировать служба безопасности.
Во-первых, миноритарные акционеры неожиданно начинают проявлять ничем не обоснованный интерес к деятельности компании, требуют предоставления копий различных документов на основании ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах». Чаще всего миноритариев интересуют учредительные документы, крупнейшие хозяйственные и кредитные договоры, протоколы общих собраний акционеров и заседаний совета директоров, данные бухгалтерской отчетности и т.п. Как правило, этим занимаются не сами миноритарии, а их представители, которые знают корпоративное право лучше юристов компании.
Во-вторых, у фирмы возникают самые неожиданные правовые проблемы из-за обращения в суды с различными часто абсурдными исками в защиту прав миноритарных акционеров. Как правило, такие иски в одно и то же время подаются в различных регионах, что свидетельствует о скоординированности действий. Популярный инструмент рейдера — предъявление разнообразных исков от имени акционеров: о признании крупнейших сделок фирмы недействительными как совершенными с нарушением процедуры одобрения крупных сделок или сделок с заинтересованностью (п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 ФЗ «Об акционерных обществах»); о признании недействительными решений общих собраний акционеров (п. 7 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах»; о взыскании убытков с исполнительных органов общества (п. 5 ст. 71 ФЗ «Об акционерных обществах») и т.п.
В-третьих, к вашей компании начинают проявлять интерес различные СМИ, в которых появляются статьи о плохом менеджменте предприятия, неэффективном использовании имущества, нарушении прав работников и акционеров, невыполнении договорных и инвестиционных обязательств, предполагаемого банкротства и т.п. Так рейдер готовит почву для захвата в общественном сознании и, главным образом, в умах работников и миноритариев компании. Возможен и другой вариант: интерес проявляют различные эксперты и консультанты, считающие, что фирма добилась небывалых успехов, и желающие выяснить причины этого (иными словами, получить необходимые документы).
В-четвертых, неожиданно ухудшаются отношения с местной администрацией. Начинаются непонятные проверки контролирующих и правоохранительных органов, прежде всего интересующихся реестрами акционеров, наиболее крупными договорами поставок и продаж, активами, кредиторской задолженностью и т.п. Одна из проверок может закончиться возбуждением уголовного дела против первого лица. Массированный административный прессинг имеет целью дезорганизовать ведение текущей финансово-хозяйственной деятельности компании, психологически подавить собственников и топ-менеджмент фирмы, которые в итоге могут пойти на переговоры с агрессором.
В-пятых, запрос от владельца 1% акций (п. 4 ст. 51 ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 7.9.1 Постановления ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 года № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг») на ознакомление со списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и на получение у регистратора сведений из системы ведения реестра, содержащих имена владельцев, количество, категорию (тип) и номинальную стоимость принадлежащих им акций. Эти сведения необходимы при созыве внеочередного собрания акционеров и при целенаправленной скупке акций.
В-шестых, один из основных индикаторов назревающего захвата — прямые и неожиданные предложения со стороны подставных инвестиционных компаний о продаже пакета акций или долей владельцу (владельцам) крупного (не менее блокирующего) пакета. Если компания — открытое акционерное общество, то тревожным сигналом должна являться массированная скупка небольших пакетов акций компании на внебиржевом рынке со стороны нескольких покупателей, координируемых из одного центра.
Приведенный список является общим, в каждом конкретном случае могут быть те или иные особенности. Дело в том, что реализацией проекта захвата занимаются, как правило, бывшие сотрудники органов МВД, реже спецслужб, рассматривающие всякий проект как очередную оперативную операцию и проявляющие чудеса изобретательности, опираясь при этом на «дыры» в российском законодательстве и заранее собранную информацию о фирме-цели, которая включает деловую (корпоративную и финансово-экономическую), личную и компрометирующую информацию о руководителях, мажоритарных акционерах, основных партнерах.
Кроме того, признаками опасности являются:
— появление необоснованных налоговых требований;
— неожиданный уход ключевых управленцев и специалистов;
— появление целого ряда цессий (уступок прав требования кредиторской задолженности) от бывших кредиторов к новым;
— неожиданный разрыв отношений или серьезные изменения в них («100% предоплата» или подобное) с давними партнерами;
— неожиданный арест имущества или его части (счетов фирмы, запрет на совершение сделок или вывод активов и т.п.), осуществленный судом как мера по обеспечению иска, наложенная без достаточных на то оснований.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Профессор Н. Кричевский предлагает для выяснения вопроса, угрожает ли компании риск рейдерства, использовать разработанную специально для такого случая несложную факторную методику оценки риска (см. табл. 1). Все факторы разбиты на пять групп: организационная структура компании, наличие и состояние собственности, финансово-экономическое положение, показатели качества менеджмента, внешнее окружение. Простота применения методики заключается в том, что в ней учитываются только те факторы, которые могут негативно повлиять на наступление риска. Положительные факторы не рассматриваются: что о них говорить, если и так все хорошо? Веса для каждой группы не предусматриваются, поскольку практика рейдерских захватов, содержание уголовных дел и экспертные мнения показывают: все группы равнозначны, любой фактор может выступить катализатором реализации риска.
Таблица 1
Факторы риска Баллы
О, ■о
I. Организационная структура
АО: контрольного пакета нет +
ООО: наличие учредителей, не участвующих в деятельности +
II. Собственность
Наличие недвижимости, объектов интеллектуальной +
Ненадлежащее правовое оформление активов +
Действующие обременения +
III. Финансово-экономическое состояние
Рост стоимости предприятия +
Наличие просроченной кредиторской задолженности +
Ведение двойной бухгалтерии +
IV. Менеджмент
Внутренние конфликты за весь период деятельности +
Отсутствие мотивации и стимулирования менеджмента +
V. Внешнее окружение
Отсутствие постоянных контактов с регистратором +
Неблагоприятное социальное окружение +
Негативное отношение с органами власти +
Отсутствие «контактов» с законными +
Неудавшиеся попытки рейдерских захватов +
Проходной балл - 3,0
*Если компания набирает 3 балла и больше - риск рейдерства высокий
Основной способ захвата предприятий. Сотрудники СК при МВД России еще в 2005 г. сделали вывод, что основным способом захвата является регистрация в ЕГРЮЛ фиктивных сведений о назначении на должность руководителя захватываемого предприятия «подставного» лица, которое затем совершает сделки по отчуждению активов в интересах рейдерской группы. Причиной этого является отсутствие в законодательстве о регистрации юридических лиц механизма по обеспечению проверки достоверности регистрируемой информации.
Несмотря на то, что по каждому уголовному делу о рейдерских захватах, совершенных путем регистрации фиктивных сведений в ЕГРЮЛ, следователями вносятся постановления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также ежегодно вносятся обобщенные представления руководству Федеральной налоговой службы России, ситуация не меняется. Так, только в следственном отделе при ОВД по району «Северное Тушино», где расположена специализированная налоговая инспекция № 46 по регистрации изменений в ЕГРЮЛ (по всей Москве), ежемесячно возбуждается от 5 до 10 уголовных дел о регистрации фиктивных сведений.
Рейдеры активно используют коррупционные связи в налоговых органах. Так, по уголовному делу о покушении на захват одного из московских предприятий регистрация сведений о назначении «подставного» генерального директора была совершена в обеденный перерыв специалистом налоговой инспекции 1-й категории, молодым человеком 1988 г. рождения. В это время был свободен компьютер, через который вносятся изменения в ЕГРЮЛ, а также были доступны штампы, фиксирующие внесение этих изменений. В коррупционной цепочке, состоящей из восьмерых посредников, из трех тысяч долларов, заплаченных заказчиком, до налогового инспектора дошли лишь три тысячи рублей.
В Санкт-Петербурге рейдеры использовали для этих целей межрайонную налоговую инспекцию ФНС РФ № 15 по Санкт-Петербургу, в которой находится ЕГРЮЛ юридических лиц города. Фигурантами одного из уголовных дел выступают три экс-сотрудницы этой инспекции, которые обвиняются в том, что весной 2006 г. по заказу генерального директора ООО «КЭФ, Леке» внесли изменения в ЕГРЮЛ. Исправили фамилии генеральных директоров двух «дочек» — ЗАО «Завод металлоконструкций» (ЗМК) ООО «НПТБ» (в активах было 70% акций ЗАО) и ООО «ЗМК-МСЦ» (в
активах вся заводская недвижимость: 12 га земли и 42 тыс. кв.м производственных и офисных площадей в Рыбацком). По версии обвинения, в конце апреля 2006 г. указанный гендиректор обратился с «предложением о сотрудничестве» к сотруднице инспекции. Та согласилась и привлекла к делу двух своих коллег. Якобы за 400 долларов одна из сотрудниц и внесла нужные исправления. «Дело ЗМК» идет отдельно от остальных «рейдерских дел» Следственного комитета. Человек, которого следствие считает «связующим звеном» с истинными заказчиками захвата ЗМК, бесследно исчез. Похоже, что косвенную связь с «большими рейдерами» сыщики все-таки нашли.
В общей сложности восемь сотрудников МИ ФНС № 15 по Санкт-Петербургу обвиняются в неправомерном доступе к ЕГРЮЛ, присвоении должностных полномочий и служебных подлогах в интересах рейдеров. «Помощь» сотрудников инспекции позволила рейдерам захватить 16 предприятий с активами, превышающими 200 млн. долларов.
Следственным комитетом при МВД России были подготовлены предложения законодательного характера по предупреждению рейдерских захватов, совершенных путем регистрации фиктивных сведений.
В январе 2007 г. проект Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» внесен в Государственную Думу. Сведений о принятии закона в первом чтении до настоящего времени нет.
Предложения СК при МВД заключаются в удостоверении личности заявителей в налоговом органе; исключении возможности представления заявления о регистрации по почте, уведомление исполнительного органа юридического лица и участников, имеющих долю в уставном капитале более 50%, о регистрационных действиях; обязательном нотариальном удостоверении протокола общего собрания участников (акционеров), представляемого в налоговый орган; увеличение срока регистрации до 25 дней, а при нахождении участников (акционеров) в другом субъекте России — до 45 дней; обязательном направлении материалов в правоохранительные органы при выявлении недостоверной информации.
На основе анализа судебно-следственной практики по уголовным делам о незаконных захватах предприятий и международного законодательства по противодействию преступлениям данного вида СК при МВД России разработаны и внесены проекты норм УК РФ, направленные на защиту системы корпоративного управления в юридическом лице:
— ст. 201.1 УК РФ, предусматривающая наказание за рейдерские захваты, совершаемые наиболее распространенным в России способом, а именно: за незаконное присвоение полномочий органа управления юридического лица путем внесения заведомо ложных сведений в учредительные документы или решения участников (акционеров), повлекших прекращение или приостановление полномочий органа управления юридического лица и фактический переход этих полномочий к неуправомоченному лицу;
— ст. 201.2 УК РФ, предусматривающая наказание за корпоративный шантаж, а именно: за злоупотребление правами участника (акционера), т.е. умышленное использование этих прав вопреки интересам данного юридического лица, если это деяние повлекло прекращение или приостановление деятельности органов управления юридического лица и причинение юридическому лицу имущественного вреда.
Рейдерские захваты сегодня. Эксперты отмечают рост в России рейдерских атак и качественное изменение форм и методов работы рейдеров. Нынешний этап характеризуется все большим перемещением рейдерских атак в регионы. Агрессорами выступают вчерашние партнеры по бизнесу, наемные директора, а также банки, активно поглощающие активы своих клиентов. Как отметил заместитель председателя Комитета по безопасности Госдумы РФ Г. Гудков, сейчас отнимать бизнес стало легче, чем в 1990-х гг.
Список литературы
1. Аемин, В. Особенности национальной охоты за чужой собственностью // Безопасность. Достоверность. Информация (БДИ). — 2004. — № 5. — С. 8-12.
2. Аемин, В. Пираты в галстуках и их покровители // БДИ. — 2006. — № 3. — С. 6-15; — № 4. — С. 6-11; - № 5. - С. 6-10.
3. Аемин, В. Операция «Антирейдер» // The Chief. — 2008. — № 8 (73). — С. 14-17.
4. Фаенсон, М. Н., Пименова, А. А. Рейдерство (недружественный захват предприятий): практика современной России. — М., 2007.
5. Федоров, А. Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж. — М., 2010.
Literature:
1. Demin, V. Particular qualities of national hunting for another’s property // Safety Reliability Information (SRI). — 2004. — № 5.
2. Demin, V. Pirates in ties and their patrons// Safety Reliability Information (SRI). — 2006. — № 3.
— № 4.— № 5.
3. Demin, V. The Operation «Antiraider» // The Chief. — 2008. — № 8 (73).
4. Faenson, M. N., Pimenova, А. А. Corporate raid (Unfriendly capture of enterprises): practice of modern Russia. — Moscow, 2007.
5. Fyodorov, A. Yu. Corporate raid and corporate blackmail. — Moscow, 2010.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011