Научная статья на тему 'Правовое противодействие рейдерству в Российской Федерации'

Правовое противодействие рейдерству в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙДЕРСТВО / КОРРУПЦИЯ / АНТИРЕЙДЕРСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АНТИКОРРУПЦИОННОЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасименко В.А.

В работе исследуется поэтапное развитие и проникновение в российское общество в 2000-х годах негативного экономического явления «рейдерства». В работе указывается, что рейдерство в настоящее время имеет существенную криминальную составляющую, а главная деструктивная сущностьего проявляется в подрыве экономической безопасности государства, во вреде для международногоимиджа и инвестиционной привлекательности страны. Указывается, что рейдерство опирается на коррупцию, и осуществляемое совершенствованиеантикоррупционного законодательства, является эффективным противодействием рейдерству. Рейдерство как вид преступной деятельности, приобретя организованный характер, совершается с использованием пробелов в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, ликвидация которых предлагается законодателями и юристами. В статье дается анализ антирейдерских нормативно-правовых актов, в том числе принятых после 2010 года ряда антирейдерских поправок в ст.ст. 170 1,185 2, 185 5, 285 3 Уголовного кодекса. Нотак как полностью проблему они не решили, из-за неполного соответствия специфике этой категориипреступлений, весной 2015 года в Государственную Думу внесен проект новых антирейдерских законов. Новые законы имеют своей целью выработку единых подходов в борьбе с рейдерством и установление жесткой уголовной ответственности за осуществление рейдерской деятельности. В статье обобщаются предложения юристов и предпринимателей по разработке комплексаорганизационно-правовых мер и законопроектов по борьбе с рейдерством, а также выработке правоприменительной практике к закону о рейдерстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое противодействие рейдерству в Российской Федерации»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - № 1. - С. 151 - 156.

УДК 343.8

ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЙДЕРСТВУ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Герасименко В. А.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

В работе исследуется поэтапное развитие и проникновение в российское общество в 2000-х годах негативного экономического явления - «рейдерства». В работе указывается, что рейдерство в настоящее время имеет существенную криминальную составляющую, а главная деструктивная сущность его проявляется в подрыве экономической безопасности государства, во вреде для международного имиджа и инвестиционной привлекательности страны.

Указывается, что рейдерство опирается на коррупцию, и осуществляемое совершенствование антикоррупционного законодательства, является эффективным противодействием рейдерству.

Рейдерство как вид преступной деятельности, приобретя организованный характер, совершается с использованием пробелов в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, ликвидация которых предлагается законодателями и юристами.

В статье дается анализ антирейдерских нормативно-правовых актов, в том числе принятых после 2010 года ряда антирейдерских поправок в ст.ст. 1701 , 1852 , 1855 , 2853 Уголовного кодекса. Но так как полностью проблему они не решили, из-за неполного соответствия специфике этой категории преступлений, весной 2015 года в Государственную Думу внесен проект новых антирейдерских законов. Новые законы имеют своей целью выработку единых подходов в борьбе с рейдерством и установление жесткой уголовной ответственности за осуществление рейдерской деятельности.

В статье обобщаются предложения юристов и предпринимателей по разработке комплекса организационно-правовых мер и законопроектов по борьбе с рейдерством, а также выработке правоприменительной практике к закону о рейдерстве.

Ключевые слова: рейдерство, коррупция, антирейдерское законодательство, антикоррупционное законодательство.

В течение последнего десятилетия в центральной и крымской прессе, часто появляются сообщения и решения государственных органов, научные и информационные публикации о рейдерстве и фактах рейдерского захвата собственности. Их авторы справедливо и аргументировано подчеркивают, что у рейдерства в России существенная криминальная составляющая, а главная деструктивная сущность проявляется в подрыве экономической безопасности государства, во вреде для международного имиджа и инвестиционной привлекательности страны и Крыма.

По оценкам экспертов, ежегодно в России происходит до 70 тысяч рейдерских захватов предприятий. Чаще всего, по мнению специалистов, это происходит при поддержке коррумпированных высокопоставленных чиновников. Несколько наиболее типичных и нашумевших примеров противоправных поглощений предприятий в современной России: «Ист Лайн», «Арбат Престиж», «Эльдорадо»,

151

Новосибирский авиаремонтный завод (НАРЗ), «Тольяттиазот», «Тяжэкс», «ТИК «Интероптика».

Эти факты, как отмечал президент России, провоцирует нестабильность в отношении собственности, которая отрицательно сказывается на экономической безопасности и инвестиционном климате в России.

Основными факторами возникновения «рейдерства» стали существенные упущения на первоначальном этапе проведения реформ в социально-экономической, политической, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, значительное ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство законодательно-правовой базы в РФ.

Сегодня Россия находится на новом этапе перераспределения собственности, инициированного крупными финансово-промышленными группами России в интересах расширения своего бизнеса. У этого процесса есть несколько путей: законный, незаконный и смешанный. К последнему относится и рейдерство. Одни специалисты рассматривают его как нормальный бизнес с позитивными целями и результатами, а другие, учитывая способы и приемы получения права на собственность и предприятия, считают рейдерство криминалом, В связи с тем, что в данном процессе обязательно присутствуют незаконные действия или документы, то криминологи считают, что и весь процесс становится криминальным.

На важность борьбы с рейдерством впервые обращалось внимание в п. 9 разд. IV Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568. В нем отмечалась необходимость усиления контроля "за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам, касающимся захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерст-ва". Реализуя указанный Национальный план, был принят Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ. А в дальнейшем, совершенствуя указанный закон и расширяя ограничения, запреты, обязанности, правила служебного поведения, а также ответственность должностных и физических лиц, в него были внесены изменения и дополнения Федеральными законами 11 июля 2011 г., 3 и 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 сентября, 28 декабря 2013 г., 22 декабря 2014 г., 5 октября 2015 г. Требования по противодействию рейдерству при коррупционных действиях отмечаются и в Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 год, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г №226.

Рейдерство как вид преступной деятельности, приобретя организованный характер, совершается с использованием пробелов в действующем законодательстве, опирается на коррупцию, применение государственных, административных и силовых ресурсов и представляет реальную угрозу экономической безопасности России.

Когда юристы и правоохранители анализируют рейдерство и его причины, они подчеркивают несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства и отсутствие достаточных полномочий. Представители бизнес-кругов считают, что появление и широкое распространение рейдерства, это следствие недостатка у руководства страны политической воли, нужной для создания качественно нового законодательного поля, необходимого для правового государства и цивилизованного развития бизнеса.

152

В связи с тем, что у законодательных, исполнительных и правоохранительных органов нет единого понимания ряда ключевых понятий, необходимых для активного, компетентного и целенаправленного ведения борьбы с рейдерством, реализация законодательных инициатив заметно тормозится .

Действующее уголовное законодательство России также не отвечает реальной криминальной ситуации в сфере рейдерских проявлений, что препятствует выработке единых подходов в борьбе с ними. Поэтому после урегулирования в законодательстве вышеуказанных вопросов необходимо "подключить" уголовно-правовые механизмы - ввести соответствующие запреты в УК РФ путем установления жесткой уголовной ответственности за осуществление рейдерской деятельности. Юристами и предпринимателями предлагается разработка комплекса организационно-правовых мер и законопроектов по борьбе с рейдерством, многие из которых уже внесены в Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 год.

Так как на сегодня в УК РФ нет статьи, предусматривающей дифференцированные санкции за такой вид преступлений, то еще летом 2010 года был принят ряд антирейдерских поправок в уголовное законодательство. Но проблему они так и не решили, поскольку внесенные изменения не позволяют в полной мере квалифицировать преступление, а наказания, предусмотренные действующими статьями, довольно мягкие.

С 5 июля 2010 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. 1 июля подписан Федеральный закон № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ».

Этот закон направлен на повышение эффективности противодействия рей-дерству, то есть захватам имущества, имущественных и неимущественных прав прав, денежных средств предприятий.

Статистика свидетельствует, что применение данного закона имеет положительный результат. Если в 2002 году в России было зафиксировано 1,87 тыс. рей-дерских захватов, в 2008 году их было уже более 3 тыс., то затем последовал резкий спад. В 2010 году следователи получили всего 69 сообщений о рейдерских захватах, в 2011-м — около 400. Согласно данным Следственного комитета, опубликованным на официальном сайте, в 2013 году сотрудниками комитета завершено расследование 104 дел о рейдерских захватах.

Как показывает правоприменительная практика, действующие уголовно-правовые нормы не вполне соответствуют специфике этой категории преступлений. В связи с этим привлечь к уголовной ответственности лиц, причастных к рейдерст-ву, становится возможным только на завершающем этапе захвата, когда имущество компании уже похищено или иным противоправным способом выведено из-под контроля собственника или законного владельца.

Владимир Путин заявил о необходимости выработать правоприменительную практику к закону о рейдерстве. Он на заседании Президиума совета по нацпроек-там отметил: «недавно был принят закон на эту тему. ... Надеюсь, что он будет работать и правоприменительная практика сложится соответствующая,. А так, конечно, это беда для экономики, и не только для этого сектора (АПК), но и для дру-

153

гих отраслей, даже оборонно-промышленного комплекса. Постараемся выработать вместе с судебной системой соответствующую правоприменительную практику".

Указанным законом в Уголовный кодекс РФ внесены изменения, направленные на повышение эффективности противодействия рейдерству, В частности в Уголовный кодекс введены или изменены ст.ст. 1701 , 1852 , 1855 , 2853.

Уголовный Кодекс дополнен статьёй 1701, устанавливающей уголовную ответственность за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета.

Статья 1852 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена частью третьей, предусматривающей ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно за умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в реестр владельцев ценных бумаг, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Помимо этого, Федеральным законом предусматривается уголовная ответственность за фальсификацию решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества. Ответственность за эти действия установлена статьей 1855 Уголовного Кодекса РФ.

Новая статья 2853 Уголовного кодекса устанавливает ответственность должностного лица за умышленное внесение в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений, а равно за умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры.

Санкции новых статей предусматривают наказание в виде крупных штрафов, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишения свободы вплоть до десяти лет.

Дополнение Уголовного Кодекса указанными нормами позволит привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах рейдерского захвата, упреждая наступление последствий, при которых истребование захваченного имущества ограничено институтом защиты добросовестного приобретателя.

После ужесточения законов рейдерские бригады взялись за мелкие предприятия и суммы ущерба уменьшились. По подсчетам СКР, если в 2010 г. ущерб от рейдеров оценивался в 16 млрд рублей, то в 2011 году — лишь в 2 млрд. Эти меры частично противодействуют рейдерству, но не обеспечивают эффективной борьбы с этим явлением.

Мы согласны с высказанным в научной литературе мнением о том, что в настоящее время существуют две "слабые" стороны уголовно-правового регулирования противодействия рейдерству: 1) УК РФ не охватывает весь спектр деяний, посредством которых совершаются рейдерские захваты; 2) нормы уголовного закона недостаточно адаптированы к специфике данной категории преступлений.

Решение этих проблем является в настоящее время главной целью совершенствования уголовного законодательства по противодействию рейдерству.

Мы согласны с мнением о необходимости введения в УК РФ самостоятельной статьи или статей о рейдерстве в целях ужесточения уголовной ответственности за

154

совершение рейдерских действий. И чтобы выполнить эту задачу необходимо на основе уголовно-правовой характеристики дать понятие этого преступления.

Первой и главной проблемой, требующей правовой регламентации, является определение уголовно-правового понятия и сущности рейдерства. Основой их определения является анализ состава нелегального силового рейдерства.

Законодатель в России продолжает процесс совершенствования уголовного законодательства по противодействию рейдерству и в нижней палате парламента в феврале 2015 года разработан законопроект, которым вводится в УК РФ новая статья о незаконном присвоении прав на бизнес. Депутаты Госдумы Иван Сухарев, Антон Ищенко и Сергей Каргинов подготовили проект федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации», предполагающий введение новой уголовной статьи «Присвоение прав на владение и управление юридическим лицом и (или) его активами». По мнению парламентариев, изменения в уголовном законодательстве позволят более эффективно противодействовать рей-дерству.

Согласно предлагаемой статье, присвоение прав на владение и управление юридическим лицом или его активами путем незаконного приобретения права владения, пользования или распоряжения долями будет наказываться лишением свободы на срок от 3 до 5 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей. Если преступление совершено с использованием служебного положения или в крупном размере, то предусмотрено наказание уже на срок от 5 до 8 лет со штрафом в размере до 5 млн. рублей или конфискацией имущества. Если же преступление, предусмотренное данной статьей, повлекло за собой угрозу безопасности общества или государства, а равно причинение ущерба государству в особо крупном размере, то предлагается наказание в виде лишения свободы сроком от 10 до 20 лет с конфискацией имущества.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, необходимость внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство обусловлена тем, что в сфере перераспределения коммерческой собственности сложился и активно развивается сектор криминальной деятельности, в котором имущество хозяйствующих субъектов незаконным путем, вопреки воле их учредителей или органов управления переходит в собственность других лиц, то есть фактически захватывается, что является рейдерством.

Соавтор законопроекта, член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев пояснил, что эта проблема стоит уже давно и парламентарии не раз указывали на необходимость ее решения. Депутат отметил, что рейдерство — это угроза национальной безопасности России, которая также является рассадником коррупции. Парламентарий добавил, что введение предлагаемых норм будет не единственным антирейдерским законом, а предполагается комплексный подход, чтобы закрыть любые возможные лазейки для преступников.

Список литературы

1. Андреева Л. А. Уголовная ответственность юридических лиц в системе мер противодействия рейдерству // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: - Тюмень: "ТГАМЭУП", 2012, Вып. 9. - С. 63-67

155

2. Добровольский В. И. Ответственность рейдера по российскому законодательству. Wolters Kluwer Russia, 2010., с.168

3. Косарева Н.Е. Законодальные меры противодействия рейдерству в Российской Федерации. // Владивосток. Изд-во Дальневост. федер. универ.

4. Соловьев А.А. Правовые основы противодействия рейдерству / Юрист.- 2011 №1 с.8-14.

5. Смирнов Г.К. Проблемы применения и совершенствования уголовного законодательства уголовного законодательства в России в сфере противодействия рейдерству. // Российская юстиция. 2009, №12, с. 6-10.

6. Федоров А. Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж (организационно-правовые меры противодействия). Wolters Kluwer Russia, 2010. ISBN 9785466004359.

Gerasimenko V. Legal counteraction raiding in the Russian Federation // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science. - 2015. - № 1. - Р. 152 - 157.

In this paper the gradual development and penetration into the Russian society in the 2000s, negative economic effects "raiding". The paper states that the raid currently has a significant criminal component, but the main noun-destructive of it appears to undermine the economic security of the state to the detriment of international-foot image and investment attractiveness of the country.

It is pointed out that the raid based on corruption and to implement the improvement of anti-corruption legislation is an effective opposition to raiding. Raiding as a kind of criminal activity, acquired organized, committed with the use of the gaps in existing criminal law and criminal procedure law, the elimination of which is offered by legislators and lawyers. The article analyzes the anti-raider legal acts, including those adopted after 2010 a number of amendments to the anti-raider Articles 1701 1852 1855 2853 Penal Code. But since all the problem they decided, because of the incomplete match the specifics of this category of crimes, in the spring of 2015 in the State Duma introduced a new draft law antireydovskih. The new laws are intended to develop common approaches in the fight against raiding and setting tough criminal responsibility for the implementation of raiding activity. The article summarizes the legal and business proposals to develop a set of organizational and legal measures and legislation to combat raiders, as well as the development of great-enforcement practice to the law on corporate raiding.

Keywords: raiding, corruption, anti-raider law, anti-corruption legislation.

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.