Научная статья на тему 'Рейдерство как неформальный институт передела собственности'

Рейдерство как неформальный институт передела собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
передел собственности / неформальные институты / рейдерство / институт частной собственности / property repartition / informal institutes / raid / private property institution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таран Екатерина Александровна, Нехорошев Юрий Сергеевич

Проведено исследование рейдерства как неформального института передела собственности. Представлен анализ причин возникновения этого феномена. Дана авторская интерпретация неформальных институтов перераспределения собственности и рассмотрены основные причины их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raid as an informal institute of property repartition has been studied. The analysis of the reasons of this phenomenon occurrence was introduced. Author"s interpretation of informal institutes of property repartition was given and the main reasons of their formation were considered.

Текст научной работы на тему «Рейдерство как неформальный институт передела собственности»

УДК 330.341.2

РЕЙДЕРСТВО КАК НЕФОРМАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕДЕЛА СОБСТВЕННОСТИ

Е.А. Таран, Ю.С. Нехорошев

Томский политехнический университет E-mail: ektaran@tpu.ru

Проведено исследование рейдерства как неформального института передела собственности. Представлен анализ причин возникновения этого феномена. Дана авторская интерпретация неформальных институтов перераспределения собственности и рассмотреныi основные причины их формирования.

Ключевые слова:

Передел собственности, неформальные институты, рейдерство, институт частной собственности. Key words:

Property repartition, informai institutes, raid, private property institution.

Несмотря на предпринимаемые институциональные усилия, рейдерство остается одной из наиболее актуальных и противоречивых российских экономических проблем. Последствия отрейдер-ской деятельности отражаются на темпах экономического развития страны, на уровне её экономической безопасности. Рейдерство компрометирует экономическую политику государства, подрывает престиж России на международной арене.

В условиях финансово-экономического кризиса произошла активизация и трансформация рей-дерства как неформального института передела собственности. Рейдерство приобрело более опасные формы, от которых стало защищаться еще труднее. Кризис привел к модификации целей, которые преследуют рейдеры при захвате. Так, например, помимо традиционной цели - привлекательность самой компании или принадлежащих ей активов, получили широкое распространение цели, направленные на удаление конкурента с рынка или снижение активности его деятельности, нейтрализация возможности участия в конкурсе или крупном проекте, желание повлиять на принятие нужного решения и т. д. В этой связи изучение природы данного феномена остается актуальной теоретической и прикладной задачей.

Исследованием различных аспектов институциональных особенностей рейдерства занимаются многие российские и зарубежные авторы, такие как Р.И. Капелюшников, Р. Коуз, Н.А. Кричевкий, А.Н. Олейник, и др. [1-4]. Вместе с тем данная сфера остается одной из наиболее противоречивых и сложных. Значительная часть отечественных работ представляет собой перевод западных источников и поэтому не в полной мере учитывает национальные особенности данного явления.

Анализ рейдерства как неформального института не представляется возможным без уточнения таких понятий как собственность и её передел, права собственности.

Для проведения последующего анализа под собственностью будем понимать экономические отношения между людьми по поводу присвоения и хозяйственного использования материальных и нематериальных благ. В свою очередь под правами соб-

ственности - санкционированные поведенческие отношения между людьми, определяющие нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.

В мировой практике принято выделять две противоположные традиции в трактовке права частной собственности: гражданское право (civil law) -континентальная традиция и общее право (common law) - англосаксонская. Анализ литературы [1, 4, 5] позволил выделить основные различия между двумя традициями (таблица).

Таблица. Сравнительная характеристика континентальной и англосаксонской правовых традиций

Критерий Правовая традиция

Континентальная Англосаксонская

Источники права Конституция, кодексы, законы Традиции,судебные решения

Принятие судебных решений Ограничено правовыми норами Ориентировано на применение как правовых норм, так и субъективных критериев справедливости

Права собственности Единые, неограниченные и неделимые Специфицированные, разделенные на частные правомочия

Анализ правовых традиций показал, что в общем праве у одной и той же вещи собственников может быть много, тогда как в гражданском праве собственник всегда один, и именно на страже его интересов стоит закон. Р. Капелюшников отмечает, что свойственные англосаксонской традиции гибкость и пластичность больше отвечают сложным экономическим, социальным и политическим реалиям современного общества, и поэтому данная традиция берется за основу при кодификации права на международном уровне [1].

В России право собственности рассматривается с точки зрения континентальной традиции как единое целое. В ст. 209 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что «собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом» [6]. То есть собственником какого-либо ресурса может быть только один чело-

Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. № 6

век, который наделен тремя основными правомочиями. Следовательно, исключение принципа делимости права собственности приводит к снижению эффективности использования объекта собственности доверительным управляющим, так как его права слабо защищены.

Недостаточно четкая и неполная спецификация прав собственности сделали допустимым возникновение неформального института передела собственности. Так примером законодательных норм, прямо или косвенно провоцирующих рей-дерство может выступать принятый в 1998 г. закон «О банкротстве (несостоятельности)», который позволил интенсифицировать перераспределение собственности через механизм банкротства. В 2002 г. принятие закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» активизировало усиление земельного рейдерства. Ликвидация остаточной государственной собственности в форме «точечной» приватизации также создает благоприятную почву для новых рейдерских атак.

Эволюция российского рейдерства как неформального института передела собственности так же связана с несовершенством формальных институтов. Формальные институты - это такие правила и процедуры, которые установлены официально. К формальным институтам передела собственности можно отнести законодательно установленные формы реорганизации предприятий (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование), банкротство, фондовый рынок.

В современной экономической, социальной и политической литературе термин «неформальный институт» встречается в применении к невероятно большому кругу явлений. По мнению авторов статьи, неформальный институт - это такие правила и процедуры, которые создаются, разглашаются и насаждаются вне поля зрения общественности. Примерами неформальных институтов выступают силовое предпринимательство или рэкет (racket), гринмейл (greenmail), рейдерство (raid). Проведенное исследование позволило выделить следующие основные причины возникновения неформальных институтов наряду с формальными:

1. Неполнота формальных институтов, в результате которой задаются общие параметры поведения, не учитывающие все варианты развития ситуации. Соответственно экономические агенты, действующие в рамках конкретных формальных институтов, вынуждены разрабатывать нормы и процедуры, упрощающие их работу или же относящиеся к проблемам, не предусмотренным формальными правилами.

2. Создание неформального института является менее затратным, чем создание формального, что объясняется наличием так называемых трансакционных издержек. Трансакционные издержки - издержки связанные с обменом и защитой правомочий [2]. Высокий уровень издержек спецификации и защиты прав собственности в обществе приводит к возникнове-

нию неформальных институтов перераспределения собственности, что в свою очередь увеличивает неопределенность экономических агентов относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношении с контрагентами. Популярность рейдерства в нашей стране обусловлена исключительно высокой доходностью от данного вида деятельности.

3. Использование неформального института как запасного варианта, так как более предпочтительные формальные институты по различным причинам в данный момент являются не досягаемыми. Формальные институты существуют на бумаге, но неэффективны на практике. Например, экономические агенты создают неформальные институты не потому, что не одобряют формальные, а потому, что формальные институты и процедуры их создания лишены авторитета.

4. Стремление к целям, которые не принимаются данным обществом. Благодаря своей относительной незаметности неформальные институты позволяют экономическим агентам осуществлять такие действия - от непопулярных до незаконных, - которые вряд ли бы получили одобрение общества. Кроме того, неформальные институты могут создаваться ради достижения целей, не являющихся международно приемлемыми.

В условиях несовершенства формальных институтов рейдерство характеризуется очень высокой локальной эффективностью в сочетании с повышенными рисками для пользующихся ими экономических субъектов. Причем наблюдается постоянный процесс трансформации формальных и неформальных институтов. Например, неформальные институты могут формализоваться, закрепиться в праве, в то же время не подкрепленные санкциями формальные институты могут трансформироваться в неформальные.

Передел собственности - это процесс перераспределения прав собственности между субъектами экономических отношений, механизмы реализации которого зависят от сложившейся социально-экономической системы и национальных особенностей культурно-исторического развития общества.

Передел прав собственности, проходящий в России - процесс многоплановый, многоуровневый и исторически непрерывный. В период нового российского капитализма его началом явилась приватизация. Выявилась неконкурентоспособность и рыночная неэффективность абсолютного большинства оставшихся государственных промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Сложившаяся во время приватизации и сохранившаяся в постприватизационный период структура собственности, характеризующаяся как распыленная, также способствовала стремительному распространению рейдерства.

Благоприятствовала становлению рейдерства как неформального института и несовершенная правовая среда в России.

Следующим фактором генезиса и развития рей-дерства является гипертрофия «внелегальной эконо-

мики» - совокупность экономических взаимодействий, совершаемых их участниками без обращения к нормам закона [4]. Внелегальная экономика расширяет возможности финансирования рейдерства и увеличивает набор доступных рейдеру способов давления и достижения поставленных целей. Значительное число объектов собственности в России в той или иной степени используют в своей деятельности серые, теневые инструменты и схемы, т. е. ведут бизнес неправовыми, нецивилизованными методами. Черная арендная и заработная плата, невыплаты дивидендов акционерам создают сферу для деятельности рейдеров, которые всячески стараются создать на любом предприятии такие проблемы, которые вынудят собственника либо заплатить деньги, чтобы рейдер ушел, либо потерять все предприятие.

Принципиально важно, что рейдерство в его специфически российском понимании в принципе не может существовать без соучастия представителей государства, а, как правило - и без систематической коррупции, поражающей принципиально значимые элементы либо судебной системы, либо правоохранительных органов и силовых структур. Необходимо понимать, что расширение пространства коррупции и ее поддержка за счет сохранения такой рейдерской практики чревато негативными последствиями для экономики в целом. В дополнение к коррупции следует отметить неформальные контакты, основанные на взаимной симпатии и доверии, т. е. обращение к друзьям и знакомым.

При анализе основных причин эволюции рей-дерства как неформального института необходимо учитывать предшествующий период развития общества, его историю, традиции. Слабость российского института частной собственности и механизмов её защиты обусловлена коротким промежутком времени становления (около 20 лет), в то время как цивилизованные страны выстраивали институт собственности столетиями. В России процесс институционального строительства шел неупорядоченно, основные институты передела собственности были формально перенесены на российскую почву извне, без учета национальной специфики. Вводимые институты не успевали развиваться, оказывались малоэффективными, что привело к возникновению неформальных институтов.

Импульс к изменениям в неформальных институтах могут создавать несколько источников. Важным источником являются изменения в формальных институтах. Разумеется, влияние перемен в формальных правилах не следует переоценивать; многие нефор-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). - М.: ИМЭМО, 1990. - 68 с.

2. Coase R. The Firm, The Market and the Law. - Chicago: The University of Chicago Press, 1988. - 226 p.

3. Кричевский Н.А., Кирюшкин Р.А. Риск рейдерства: сущность, оценка, управление. - М.: Маркетинг, 2007. - 43 с.

4. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 416 с.

мальные институты продемонстрировали свою живучесть даже перед лицом крупномасштабных юридических или административных реформ. Тем не менее, в той степени, в какой формальные институциональные изменения влияют на издержки и приобретение приверженцев конкретных неформальных правил, они могут служить важным катализатором для неформальных институциональных перемен.

Если бы рейдерство являлось исключительно правовой проблемой, то его давно не существовало бы в развитых странах. Везде где есть собственность и форма перехода её от одного человека к другому, рейдерство - обязательный атрибут. Поэтому чем более развит институт частной собственности, тем менее эффективны будут неформальные институты.

Проведенное исследование эволюции перераспределения института собственности позволяет сформулировать вывод, что в бифуркационные периоды развития экономики наблюдается тенденция роста передела собственности, а в период движения общества по аттрактору - стабилизации.

Своеобразность национальной модели института частной собственности, несовершенство формальных институтов передела собственности, национального менталитета, отсутствие регулярной рыночной оценки ликвидных активов предприятий, нечеткая и непрозрачная система регистрации прав собственности обусловливают такое перераспределение собственности, для которого характерна гипертрофированная роль неформального института рейдерства.

Выводы

Доказано, что развитие и распространение рей-дерства по российскому образцу стало возможно вследствие несовершенного законодательства, коррупции, наличия масштабного внелегального сектора, особенностей менталитета российских граждан и необдуманной государственной политики. Дано определение неформального института передела собственности, выделены основные причины их возникновения. На основе анализа институциональных аспектов собственности обосновано, что становление рейдерства как неформального института передела собственности в России определяется национальной спецификой формирования института частной собственности. Институциональная среда, неспособная эффективно защищать права экономических агентов, не позволяет рейдерству выполнить его позитивную перераспределительную функцию и привести к эффективному распределению собственности.

5. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 400 с.

6. Гражданский кодекс РФ // Гарант студент. Специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей [Электронный ресурс]. - 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Поступила 13.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.