ИНСТИТУТ РЕЙДЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
Р. В. ПРЯНИКОВ
В статье предложена идея о необходимости рассмотрения рейдерства в качестве неформального экономического института, выявления институциональных предпосылок его возникновения с целью дальнейшей разработки организационно-экономического инструментария нивелирования негативных проявлений его развития в современных российских условиях.
Ключевые слова: институт рейдерства, формальные и неформальные институты, институциональные причины развития рейдерства.
Своеобразность национальной модели развития института собственности, специфика проявления национального менталитета в условиях стихийного перераспределения объектов собственности в постсоветской России, отсутствие регулярной рыночной оценки ликвидных активов предприятий, нечеткая и непрозрачная система регистрации прав собственности обусловили возникновение и развитие в российской экономике феномена, обозначаемого термином «рейдерство», связанного с регламентацией практики угроз и прямого насилия со стороны рей-дерских структур в отношении хозяйствующих субъектов, а также применением полузаконных инструментов регулирования данной сферы экономических взаимодействий.
Данную проблему озвучили на самом высоком уровне, открыто заговорили о связи рейдерства и коррупции, в том числе в налоговых, правоохранительных и судебных органах, органах государственной власти. Однако, по утверждению экспертов, несмотря на предпринимаемые усилия, рейдерство остается одной из наиболее актуальных и противо-
речивых российских экономических проблем: давление рейдеров на субъекты хозяйствования ежегодно отнимает у страны до 1 % экономического роста1.
При всей масштабности данного явления в российской экономике до сих пор возникают противоречия в процессе идентификации дефиниции «рейдерство» и разработки инструментария нивелирования его негативных проявлений, что диктует необходимость уточнения определения данного понятия с целью четкой фиксации его объема и содержания.
Заметим, что имеющиеся теоретические подходы к изучению рейдерства весьма разнообразны (табл. 1), вместе с тем, все они указывают на следующие обязательные характеристики данного понятия: осуществление рейдерской структурой захвата функционирующего предприятия с целью укрепления положения в отрасли либо освоения новых направлений деятельности; утеря наиболее ценного имущества предприятия; устранение конкурентов.
Таблица 1
Теоретические подходы к раскрытию понятия «рейдерство»1
Трактовка понятия Сущностные характеристики
Рейдерство - часть рынка слияний и поглощений Криминальная составляющая рынка слияний и поглощений; особый вид враждебного поглощения, в результате которого возникает конфликт экономических интересов объекта и субъектов-поглотителей, его разрешение становится результатом злоупотребления правом, а в ряде случаев носит противозаконный характер [61
Рейдерство - форма экономических отношений Специфическая форма экономических отношений, возникающих в процессе недружественного (противозаконного) перераспределения прав собственности или трансформации оперативного управления объектом рейдерства для получения дополнительных доходности и возможностей расширения хозяйственной деятельности субъекта рейдерства, в результате которой причиняется экономический, социальный, морально-имиджевый ущерб субъектам хозяйствования [1]
1 В соответствии с данными пресс-службы департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России.
Трактовка понятия Сущностные характеристики
Рейдерство - деятельность предпринимательских структур Особый вид предпринимательской деятельности, который обладает чертами, как характерными для любого вида предпринимательства, так и специфическими (осуществление предпринимательской структурой -рейдером внедрения в организационноэкономическую сферу деятельности реципиента против его воли с помощью законных, полузаконных и противозаконных инструментов перераспределения собственности в зависимости от конкретного этапа экономического развития государства; преобладание спекулятивных целей деятельности; высокая результативность, проявляющаяся в изменении модели экономического поведения, механизмов и способов перераспределения ресурсов между контрагентами) [7]
Рейдерство - институт перераспределения собственности Совокупность норм и правил, определяющих перераспределение собственности, которое осуществляется с использованием недостаточности правовой базы и с коррупционным использованием государственных, административных и силовых ресурсов [8]
Рейдерство - осуществление противоправного деяния Совершенное посредством уголовно наказуемого деяния установление юридического и/или физического контроля над активами компании-цели вопреки воле и интересам ее органов управления, акционеров (учредителей) и работников [ 5]
Вместе с тем, представляется интересным рассмотрение рейдерства с позиций институциональной экономической теории, поскольку причины возникновения и развития рейдерства связываются с институциональным дефицитом экономики, а институционализация рейдерства приводит к институционализации деятельности по нивелированию его негативного воздействия на национальное хозяйство.
Работы зарубежных экономистов, посвященные изучению роли и влияния институтов на экономическое развитие (Дж. Бьюкенен, Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Р. Коуз, Дж. Коммонс, К. Менар, Г. Мюрдаль, Д. Норт, М. Олсон, Л. Тевено,
О. Уильямсон и др.), сформировали теоретический базис для исследования институциональных особенностей рейдерства. Следует отметить, что особый интерес для оценки рейдерства как института представляет его определение представителями неоинституционализма (М. Дженсен, В. Ме-клинг, К. Холдернесс, Д. Шихан и др.). В этом же ключе трактуется феномен рейдерства некоторыми отечественными учеными, в частности, Е. С. Балабановым, Р. И. Капелюшниковым,
Н. А. Кричевским, Р. М. Нуреевым, А. Н. Олейник, В. В. Радаевым, М. А. Шабановым и др.
По мнению Д. Норта, институты - это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - в экономике, политике, социальной сфере [2].
Представители институционализма разделяют формальные и неформальные институты, они определяют формальные институты как правила, записанные в официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрес-
сивный аппарат и т. д.). В отличие от них неформальные институты - это правила, которые не закрепляются в официальных источниках, их исполнение гарантируется не угрозой законодательных санкций, как в случае с правилами формальными, за их исполнением следят все члены общества.
Действительно, возникновение новых правил влечет для заинтересованных сторон новые трансакционные издержки и перераспределяет выгоды. Совершенно необязательно, даже если суммарный выигрыш возникает, чтобы никто из заинтересованных лиц не оказался в убытке. В этом случае, в полном соответствии с теорией Д. Норта, вокруг этих правил складываются институты, позволяющие понизить трансакционные издержки, связанные с существованием писаного правила. Пути снижения этих издержек разнообразны, но можно выделить три функции этих институтов - снижение издержек следования правилу, снижение издержек нарушения правила и снижение издержек защиты правила [4].
Так, к примеру, вокруг экономического законодательства складывается набор неформальных институтов, назначение которых - сокращение издержек на выполнение этого законодательства или невыполнение его. Это институты взятки, разнообразные институты неформального экономического взаимодействия, и, наконец, институт рейдерства, позволяющие снижать издержки, связанные с самим процессом контроля. Заметим, что экономическое законодательство в узком смысле - совокупность принятых парламентом законов, регулирующих экономическую деятельность - является только частью тех писаных правил, которые предназначены для государственного регулирования деятельности экономических субъектов. В этот корпус писаных правил входят также многочисленные подзаконные акты, такие как внутренние инструкции контролирующих органов, правила бухгалтерского учета и отчетности
и др. Для хозяйствующих субъектов природа всех этих правил одинакова - это формальные требования, продуцируемые государством, нарушение которых влечет за собой экономические или уголовные санкции [2].
Таким образом, с позиций институционального подхода рейдерство может быть представлено как неформальный экономический институт, т. е. нормы и правила, не закрепленные институционально, определяющие формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которых отдельные хозяйствующие субъекты осуществляют внедрение в организационно-экономическую сферу деятельности других субъектов (характеризующееся высокой локальной эффективностью в сочетании с повышенными рисками, преобладанием спекулятивных целей деятельности) с нарушением общественных и правовых норм, что оказывает дисфункциональное воздействие на экономику.
Рейдерство является неформальным институтом, как правило, преследующим следующие цели:
- захват функционирующего бизнеса с целью укрепить свое положение в отрасли либо освоить новые направления;
- захват наиболее ценного имущества;
- устранение конкурентов.
В зависимости от преследуемых целей используются соответствующие способы осуществления захвата, которые, как правило, включают в себя систему мероприятий, направленных на достижение необходимого результата. В результате подобных действий могут быть нарушены:
- интересы частных лиц: выражается в имущественных потерях учредителей, участников, контрагентов захватываемой компании;
- публичные интересы: выражается в имущественных потерях собственников захватываемого имущества (при захвате имущества унитарных предприятий), создании препятствий для нормального функционирования экономики страны, подрыве доверия к государству и подтверждении беспомощности публичной власти;
- социальные интересы: выражается в нарушении интересов работников захватываемых компаний (развитие безработицы), граждан-пот-ребителей производимой захватываемой компанией продукции и т. п.
Таким образом, развитие института рейдерства является опасным явлением, в результате реализации которого нарушаются интересы широкого круга лиц.
Поиск путей нивелирования негативного воздействия неформального института рейдерства на
российскую экономику обусловливает необходимость идентификации причин его развития.
Объективной причиной существования института рейдерства в России служит слабость формальных экономических институтов, призванных поддерживать правила цивилизованного социальноэкономического развития страны: института собственности, института предпринимательства. Прежде всего, недостаточно четкая и неполная спецификация прав собственности в российской экономике (отсутствие ясной стратегии государства в отношении госсектора и приватизационных сделок, инерционность, т. е. значительное отставание законодательства от экономической действительности, усиление неопределенности и противоречивости хозяйственного законодательства, невысокое качество общей правоприменительной практики, слабость ведомственного надзора, сопротивление введению институтов саморегулирования, высокие банковские и корпоративные риски в контексте защиты вкладов и ценных бумаг, проблемы рынков земли и недвижимости и т. д.) сделала допустимым возникновение неформального института рейдерства2 [9]. Примерами законодательных норм, провоцирующих развитие института рейдерства, могут выступать: закон «О банкротстве (несостоятельности)» (позволил интенсифицировать перераспределение собственности через механизм банкротства); закон «О государственной регистрации юридических лиц» [3] (введен упрощенный порядок государственной регистрации юридических лиц и внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц) и т. д.
О неполноте института предпринимательства в России свидетельствуют неразвитая конкурентная среда российской экономики; высокая степень монополизации экономики; наличие значительных административных барьеров для новых фирм при входе на рынок; нерациональная система налогообложения предприятий и организаций; низкий уровень предпринимательской культуры; высокая конфликтоемкость корпоративных отношений; отсутствие корпоративной социальной политики и т. д.
Кроме того, несовершенство формальных институтов усугубляется действием существующих неформальных институтов (оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов; коррупции; внелегальных экономических взаимодействий).
2 В соответствии с международным рейтингом Института Фрейзера по индексу качества гарантий частной собственности Россия попадает в группу наименее развитых стран: значение ее индекса колеблется в пределах 4-5 (10 -максимальное качество, 0 - минимальное).
Так, наиболее часто встречающимися проявлениями института оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов, определяющими значимость его влияния на развитие института рейдерства, являются: недобросовестное воспрепятствование наступлению условия стороной, которой это невыгодно в сделках, совершаемых под условием; недобросовестное содействие наступлению условия стороной, которой это выгодно в сделке, совершаемой под условием; уклонение от регистрации сделки, когда одна из сторон исполнила сделку; односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение условий сделки; нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны значительный ущерб и т. д.
Способствует развитию института рейдерства в российских условиях неформальный институт коррупции, поскольку основная часть бюджета рейдеров идет именно на подкуп чиновников, судей и правоохранительных органов, кроме того, правоохранительные органы часто выступают в конфликтах в качестве самостоятельной силы.
Существование института внелегальных экономических взаимодействий расширяет возможности финансирования рейдерства и увеличивает набор доступных рейдеру способов давления и достижения поставленных целей. Это становится возможным в силу того, что значительное число субъектов собственности в России в той или иной степени используют в своей деятельности теневые инструменты и схемы, т. е. ведут бизнес неправовыми, нецивилизованными методами («черная» арендная и заработная плата, невыплаты дивидендов акционерам и т. д.).
Таким образом, на наш взгляд, рассмотрение рейдерства в качестве неформального экономического института, а также выявление причин его возникновения в российских условиях, позволит разработать организационно-экономический инструментарий нивелирования негативных проявлений его развития в современных российских условиях в соответствии со следующими направлениями: развитие формальных институтов собственности и предпринимательства; сдерживание неформальных институтов оппортунистического поведения хозяйст-
вующих субъектов, коррупции, внелегальных экономических взаимодействий субъектов.
Литература
1. Биджаков Э. В., Юрьев В. М. Генезис и сущность экономического содержания рейдерства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 1(017).
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ: принят Гос. Думой 13 июля 2001 года. URL: http:// base.garant.ru
4. Панеях Э. Л. Формальные правила и неформальные институты их применения в российской экономической практике // Экономическая социология. 2001. № 3.
5. Прасолов В. «Дамоклов меч» над бизнесом // Человек и закон. 2008. № 10.
6. Пронин М. В. Управление эффективностью
слияний и поглощений предпринимательских структур в промышленности: дис. ... д-ра экон. наук.
Тамбов, 2008.
7. Сажнев А. Н. Макро- и микроэкономические факторы развития рейдерства в современной российской экономике // Сборник научных трудов кафедры экономической теории и истории. Тамбов, 2010. Вып. 3.
8. Таран Е. А., Нехорошев Ю. С. Рейдерство как неформальный институт передела собственности // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. № 6.
9. URL:http://www.newca.com
* * *
RAIDING INSTITUTE IN THE RUSSIAN ECONOMY: ESSENTIAL CHARACTERISTICS
AND FEATURES OF MANIFESTATION
R. V. Pryanikov
In article the idea about need of consideration of raiding as informal economic institute, detection of institutional preconditions of its emergence for the purpose of further development of organizational and economic tools of leveling of negative manifestations of its development in modern Russian conditions is offered.
Key words: raiding institute, formal and informal institutes, institutional reasons of development of raiding.