СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История европейского союза. Википедия. 2012. га.вдй-реШа.ог§/^чй/История_Европейского_союза (дата обращения: 25.02.2012).
2. Сендецкий В. Россия и технологические платформы Евросоюза. ЕС: международная организация или сверхдержава? // Лес-ПромИнформ. - 2009. - № 2 (60). - С. 3-9.
3. Сапрыкин И. Куда вписать технологические платформы // Независимая Россия. - 2011. - № 2. - С. 55-60.
4. Понарина Е. Не слепок, но похоже. В России начинают создавать новые формы ответственного взаимодействия науки, высшей школы и промышленности // Поиск. - 2011. - № 4. -С. 48-53.
5. Лукша О.П. Европейские технологические платформы: возможности использования европейского опыта для создания нового инструмента содействия инновационному развитию российской экономики // Инновации. - 2010. - № 9 (143). -С. 43-46.
6. Механик А., Оганесян Т. Кто поедет на платформе // Эксперт. - 2011. - № 37 (768). - С. 16-19.
7. Применение технологических платформ в России // Федеральный портал protown.ru. 2011. http://protown.ru/infor-шайоп/Ыёе/4502.Мш1 (дата обращения: 25.02.2012).
Поступила 06.03.2012 г.
УДК 334.758.2
БОРЬБА С РЕЙДЕРСТВОМ КАК НЕФОРМАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ ПЕРЕДЕЛА СОБСТВЕННОСТИ
Е.А. Таран
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Исследован неформальный институт передела собственности - рейдерство. Показано современное состояние данного явления. Определены основные методы борьбы с рейдерством на макро- и микроуровне.
Ключевые слова:
Рейдерство, неформальный институт, передел собственности, законодательство, государственная политика, защита предприятия. Key words:
Raid, informal institute, property repartition, legislation, state policy, protection of an enterprise.
Очевидно, что переход от командно-административной экономики к рыночной в России определялся рядом специфических черт, одной из которых стало неполноценное формирование института частной собственности. Более того, существование этого института, не предполагающееся в социалистической экономике, является базой для функционирования законов рынка. Поэтому одним из важнейших результатов изменения национальной экономической модели должно быть полное формирование института частной собственности, что, к сожалению, до сих пор не достигнуто. Неуверенность и неопределенность в макроэкономической политике государства по вопросам защиты прав собственности приводят к развитию как формальных, так и неформальных институтов передела собственности. Причем доминирование одних над другими определяется институциональными условиями, сложившимися в данной экономической системе. Так, например, во всем цивилизованном мире при распределении прав собственности в большей степени преобладают формальные институты. Однако в России такие явления как институциональная незрелость перераспределения прав собственности, своеобразность экономического развития, особенности национального менталитета, отсутствие регулярной рыночной оценки ликвидных активов предприятий, низкая инфор-
мационная транспорентность российских предприятий и другие факторы обусловили гипертрофированную роль такого неформального института передела собственности, как рейдерство.
На современном этапе экономического развития, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны государства, рейдерство остается одной из наиболее актуальных и противоречивых российских проблем. Данный неформальный институт передела собственности выступает своеобразным метастазом, который охватил всю социальноэкономическую систему. Рейдерство снижает инвестиционную привлекательность российской экономики, препятствует развитию отраслей экономики. Это явление порождает глобальные угрозы безопасности. Прежде всего, рейдерство разрушает информационную безопасность страны. В условиях, когда любая конфиденциальная бизнес-информация становится объектом купли-продажи, расширяется поле возможностей для промышленного шпионажа. Особенно беспокоит эта тенденция в ситуации, когда предметом рейдерства становятся стратегические для страны предприятия.
Не вызывает сомнений, что рейдерство весьма серьезно мешает развиваться российскому бизнесу. Оно блокирует развитие цивилизованной конкуренции, подрывает фундамент рыночной экономики - отношения собственности. Масштабы рей-
дерства грозят торможением экономического роста. Кроме того, действия рейдеров напрямую мешают выполнению государственных экономических программ, в которых участвуют захватываемые (и, соответственно, дезорганизуемые) предприятия.
Существенную роль в развитие российского рейдерства играет и специфика развития экономики, и особенности национального менталитета. Более подробно факторы, способствующие генезису российского рейдерства, были рассмотрены в работе Ю.С. Нехорошева, Е.А. Таран «Рейдерство как неформальный институт передела собственности» [1].
В российских условиях рейдерство приводит к множеству негативных последствий, остро проявляющихся в краткосрочном периоде. Это обуславливает необходимость эффективного противодействия рейдерству как на микро- так и на макроуровне. При этом особенности российской институциональной среды «блокируют» возможность эффективного использования решений, зарекомендовавших себя в других странах, и диктуют необходимость выработки политики, учитывающей российскую специфику.
В последние время со стороны государства предпринимаются активные действия для борьбы с рейдерством. Так, например, в июле 2010 г. вступили в силу изменения в Уголовный кодекс РФ, определяющие само понятие «рейдерство» и ужесточающие наказания за совершение преступлений в данной сфере. Однако, не смотря на все предпринимаемые государственными органами усилия, количество рейдерских захватов в России увеличивается с каждым годом. Так, согласно статистическим данным Следственного комитета Российской Федерации, если в 2010 г. было получено всего 69 сообщений о рейдерских захватах, то в 2011 г. - заявлений было почти 400. При этом количество уголовных дел также увеличилось в три раза: с 82 в 2010 г. до 251 в 2011 г. [2]. По словам председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И., данная тенденция наблюдается и в 2012 г. Так, за 5 месяцев текущего года в производстве комитета находилось уже 156 уголовных дел о рейдерских захватах предприятий, что в 1,5 раза превышает число дел за этот же период 2011 г. [3].
Принятие «антирейдерских поправок» позволило предотвращать рейдерские налеты на объекты бизнеса и на сами предприятия еще на начальном этапе. Но сами рейдеры не стоят на месте и постоянно развиваются, становятся юридически образованными, более тщательно продумывают свои атаки на предприятия.
Основной стратегической целью на макроуровне должно стать формирование благоприятных условий для трансформации «белого» рейдерства в иную инвестиционную активность, необходимую для экономического развития. Параллельно необходимо принятие мер по искоренению неза-
конного рейдерства. Достижение указанной цели возможно путем решения следующих основных задач: коррекция мотивов к рейдерству путем создания условий для падения инвестиционной привлекательности захватов и поддержания на высоком уровне привлекательности альтернативных видов инвестиционной активности; создание эффективных механизмов управления конфликтами, вызванными деятельностью захватчиков и преодоления последствий рейдерства.
Более того, проблема рейдерства не является исключительно правовой и не может быть ликвидирована исключительно административными методами. Только комплекс мероприятий, включающий обширную профилактическую систему действий, даст желаемый результат. И здесь большая роль отводится действиям самого предприятия. Проведенное исследование российского корпоративного рынка позволяет выделить следующие основные точки викитимности предприятий:
• соответствие предприятия стратегическим целям рейдера;
• наличие внутрикорпоративного конфликта;
• присутствие у предприятия привлекательных недооцененных активов;
• явно недоиспользуемый долговой потенциал предприятия;
• игнорирование прав и интересов миноритарных акционеров;
• существование неподконтрольной кредиторской задолженности.
Для осуществления борьбы с таким неформальным институтом передела собственности как рейдерство владельцам предприятий необходимо проводить предупреждающие меры, направленные на снижение привлекательности данного предприятия для захвата, а именно:
• Соблюдать все нормы российского законодательства. Ведение надлежащего бухгалтерского учета и делопроизводства, соблюдение техники безопасности на предприятии и правил хранения документации. Данная мера позволит предприятию обратиться за защитой своих прав в компетентные органы. Если бизнес ведется незаконно, то ни о какой добросовестной и качественной защите, по понятным причинам, говорить не приходится. Кроме того, в случае обращения в суд, у предприятия на руках будут все необходимые правоустанавливающие документы.
• Иметь грамотную юридическую и финансовую службу на предприятии. Данные службы должны осуществлять постоянный контроль за текущей и просроченной кредиторской задолженностью, предоставление руководству еженедельной отчетности о состоянии уплаты задолженности, о возникающих при этом проблемах, необходимо выявление рисков банкротства и выработка мер по их предотвращению.
• Защищать информацию и документы предприятия. В случае рейдерского захвата очень боль-
шое значение имеет даже не имущество компании или ее финансовые средства, а информация и документы: учредительные документы, внутренняя документация, финансовые документы, кадровая документация, гражданско-правовые договоры, клиентская база данных, рабочая информация на внутренних серверах фирмы или на компьютерах сотрудников компании. Если данная информация защищена, то захват будет существенно затруднен.
• Консолидировать пакет акций. Рейдерство является реальной угрозой для многих преуспевающих предприятий, а особенно для тех предприятий, которые имеют в собственности большие активы. Зачастую объектом внимания рейдеров становятся предприятия, где пакет акций распылен между большим количеством мелких акционеров.
• Не допускать просрочки исполнения обязательств. Следует держать все расчеты под контролем таким образом, чтобы сумма средств по финансовым обязательствам в случае их скупки не могла привести к переходу права управления предприятием к рейдеру.
Выстраивание защиты по основным точкам ви-китивности будет способствовать более успешной защите предприятия. Если рейдерский захват в отношении предприятия уже осуществляется, то борьба должна проводиться с применением следующих защитных мер.
Во-первых, защита своих прав в соответствующих государственных структурах: налоговых органах, МВД, прокуратуре, суде, антикоррупционном комитете и т. п. Данные органы имеют все возможности для борьбы с рейдерским захватом. В этом, собственно, состоит одна из функций вышеперечисленных структур. Именно поэтому нужно активно заявлять о нарушении своих прав и бороться с рейдерами на уровне государственных органов.
Во-вторых, обращение к компетентным специалистам, так называемым «антирейдерам». Как правило, антирейдеры - это специалисты, которые имеют опыт проведения рейдерских захватов и обладают большим набором инструментов противостояния им. Если у предприятия возникла какая-либо проблема, то своевременная реакция
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нехорошев Ю.С., Таран Е.А. Рейдерство как неформальный институт передела собственности // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - Т 318. № 6. - С. 33-35.
2. Гридасов А., Евстифеев Д. Рейдерских захватов становится все больше // Известия. 2012. иКЬ: http://izvestia.ru/news/521674 (дата обращения: 30.10.2012).
профессионала поможет, даже если не ликвидировать ее, то хотя бы значительно облегчить и ускорить выход из сложившейся ситуации. Ведь основные проблемы возникают не из-за неграмотности специалистов, а из-за того, что предприятие не обратилось за помощью в нужный момент, пытаясь пустить все на самотек, либо решить проблему «своими силами».
В-третьих, проведение антирейдерской компании в средствах массовой информации. Активный «пиар» проблемы в интернете, газетах и на телевидении позволяет обличить попытки рейдерского захвата, добиться резонанса в широких кругах и, тем самым, указать на имеющуюся проблему и получить дополнительный «бонус» в борьбе с рейдерами.
Рейдерский захват, как и любой другой вид мошенничества, почти невозможно спрогнозировать. Нет стандартных правил осуществления рейдер-ского захвата и, соответственно, нет унифицированных методов защиты от него. Каждый захват имеет свою специфику, и точно также индивидуальна и реакция пострадавшего. Если предприниматель готов бороться за свой бизнес, то скорее всего он сможет отстоять свое имущество и защитить свои права. Государство постоянно пытается активно противодействовать рейдерским захватам и вносит дополнения в законы, регламентирующие ответственность за рейдерскую деятельность.
Таким образом, на основе полученных результатов исследования и сформулированных выводов в статье изложена система рекомендаций по борьбе с рейдерством как на государственном уровне, так и на уровне отдельного предприятия. Рейдерство есть экономическое явление (и чаще всего преступное). Административными и уголовно-карательными методами его можно притормозить, загнать в подполье. Но ликвидировать нельзя. Нужно продолжить макроэкономические реформы, укрепляющие позиции успешно работающего малого и среднего бизнеса. Необходимо понимать, что решение проблем рейдерства возможно, прежде всего, на основе экономического, а не правового механизма, т. к. юридические меры оказывают влияние на стратегию и тактику захватов, тогда как адекватная экономическая политика способна лишить захватчиков самой мотивации к действиям.
3. Тезисы выступления Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. на расширенном заседании коллегии в г. Санкт-Петербурге // Следственный комитет Российской Федерации. 2012. http://www.s1ed-com.ru/actua1/130151/? sphrase_id= 168822 (дата обращения: 01.11.2012).
Поступила 12.11.2012 г.