Научная статья на тему 'Ревизионный союз сельских потребительских кооперативов республики Калмыкии как необходимый инструмент развития кооперативного движения в условиях реализации ПНП «Развитие АПК»'

Ревизионный союз сельских потребительских кооперативов республики Калмыкии как необходимый инструмент развития кооперативного движения в условиях реализации ПНП «Развитие АПК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ревизионный союз сельских потребительских кооперативов республики Калмыкии как необходимый инструмент развития кооперативного движения в условиях реализации ПНП «Развитие АПК»»

- технологический риск обусловлен плохо налаженным внутренним контролем, отсутствием разделения обязанностей между членами кооператива;

- риск ухудшения условий реализации продукции (услуг) кооператива может быть вызван ростом импорта и монополизацией перерабатывающих предприятий;

- риск снижения конкурентоспособности продукции (услуг) кооператива связан как со снижением качества продукции (услуг) самого кооператива, так и с повышением конкурентных свойств продукции других сельхозтоваропроизводителей;

- риск снижения внимания к проблемам потребительских кооперативов со стороны федеральных и региональных органов власти может произойти после завершения реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Управление вышеперечисленными рисками можно осуществлять следующими методами: усилением информационно-разъясни-

тельной работы среди сельского населения; ознакомлением населения с опытом успешно

функционирующих кооперативов; государственной поддержки кооперативного движения, увеличением государственных закупок у кооперативов; подбором и подготовкой лидеров, способных руководить потребительскими кооперативами; развитием инфраструктуры села, повышением уровня жизни сельского населения, осуществлением совокупности мероприятий, стимулирующих рождаемость на селе. Необходима разработка и утверждение стандартов деятельности кооперативов, а также определение органа государственной власти по регулированию кооперативного движения и контролю за ним. Внутри кооператива необходима четкая организация деятельности, исключающая ущемление интересов его членов. В связи с тем, что риск в кооперативе распределяется равномерно между его членами, важно сформировать надежную команду людей, доверяющих друг другу. Важной мерой по снижению рисков потребительских кооперативов является страхование в специализированных страховых компаниях, а также самострахование (создание резервов денежных средств или используемого сырья).

РЕВИЗИОННЫМ СОЮЗ СЕЛЬСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПНП «РАЗВИТИЕ АПК»

Б.Э. Михайлов, к.э.н., дир. Фонда поддержки аграрных реформ Республики Калмыкии

Сельская кредитная потребительская кооперация как одна из форм финансирования малых форм хозяйствования - крестьянских (фермерских) хозяйств, сельского малого бизнеса, личных подсобных хозяйств граждан, а также сельского населения - в последнее время получает все большее распространение в субъектах Российской Федерации. За последнее десятилетие сельская кредитная потребительская кооперация продемонстрировала реальный прорыв в своем развитии. И этот прорыв определяет направление, по которому может пойти государство в годы переходного периода, - это развитие новых форм финансирования малого агробизнеса, включая и сельскую кредитную кооперацию.

В отсутствии целостной кредитной системы обслуживания АПК, которая бы отвечала современным требованиям рыночной экономики, и заинтересованности коммерческих банков в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей вследствие высокой степени риска и низкой доходности операций решению проблемы кредитования отрасли может способствовать организация сельских кредитных кооперативов. Сама система сельской кредитной кооперации предназначена для предоставления доступа к кредитным и заемным ресур-

сам субъектам малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики, а также другим категориям сельских заемщиков.

Новый импульс развитию сельской кредитной потребительской кооперации придал приоритетный национальный проект «Развитие АПК», в котором предусмотрена организация в 2006-2007 гг. около 1 тыс. сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. В рамках реализации ПНП «Развитие АПК» особое значение придано стимулированию развития малых форм хозяйствования в АПК, в частности, за счет расширения доступа к заемным средствам на основе создания и укрепления системы финансовой взаимопомощи на селе.

Указанную задачу должно решить мероприятие «Развитие системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов», поскольку сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) представляют альтернативный независимый финансовый источник, удовлетворяющий финансовые потребности сельхозтоваропроизводителей и жителей села. Кооперация сельскохозяйственных товаропроизводителей должна стать одной из приоритетных задач современного этапа аграрных преобразований.

В республике система сельской потребительской кооперации представлена республиканским сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом «Ниицян» (кредитный кооператив II уровня), 33 районными сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, 19 потребительскими кооперативами и 5 районными фондами поддержки аграрных реформ, охватившими все 13 районов республики, а также Фондом поддержки аграрных реформ Республики Калмыкия, деятельность которого заключается в финансовой, информационной, методической и другой поддержке вновь созданных и действующих потребительских кооперативов республики.

Потребительские кооперативы объединяют более 480 пайщиков - физических и юридических лиц - крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, индивидуальных предпринимателей и жителей поселений. В структуре членской базы наибольшая доля приходится на личные подсобные хозяйства (около 50%), около 30% занимают крестьянские (фермерские) хозяйства, чуть более 7% - ПБОЮЛ. Членская база кооперативов возросла на 259 членов-пайщиков по сравнению с началом 2006 г. Один действующий кооператив насчитывает в среднем 21 пайщика и выдал займов на сумму более 3,7 млн р. Совокупный портфель займов СКПК на 01.01.2007 г. составил порядка 67 млн р., что превышает этот показатель, на 1.01.2006 г. в 5,2 раза. Количество выданных займов членам кооперативов составило 172, т.е. на 1 заемщика в среднем приходится около 390 тыс. р. Наибольшую долю среди заемщиков занимают крестьянские (фермерские) хозяйства 67% от общего портфеля займов, на граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, - около 15%, индивидуальных предпринимателей - около 5%. Паевой фонд также имеет тенденцию к повышению, увеличившись в 20,6 раза и составив свыше 5,7 млн р. С момента начала кредитно-хозяйственной деятельности ряд СКПК республики привлекли займы-сбереже-ния своих членов на общую сумму свыше 1,9 млн р. (в 2005 г. сбережения составили порядка 1,8 млн р.). Текущая кредитно-хозяйственная деятельность существующих кредитных кооперативов характеризуется практически своевременной уплатой процентов членами кооперативов и полной возвратностью займов по выданным кредитам.

Хотелось бы отметить роль регионального филиала Россельхозбанка в условиях реализации ПНП «Развитие АПК» как одного из активных его участников в стимулировании малых форм хозяйствования в Республике Калмыкия. За истекший 2006 г. 12 СКПК при-

влекли кредиты банка в сумме свыше 42 млн р., тогда как в начале 2006 г. этот показатель составлял 1,2 млн р. Что касается кредитования СПоКов, то ряд кооперативов были про-кредитованы банком на сумму более 25 млн р.

Правительство Республики Калмыкии также не стоит в стороне от системы потребительской кооперации и активно поддерживает ее развитие как самостоятельного финансового института в целях реализации ПНП «Развитие АПК» и осуществления государственной экономической политики в сельском хозяйстве. На текущий момент разработанные Минсельхозпродом Республики Калмыкии при участии Фонда поддержки аграрных реформ Республики Калмыкии и принятые постановлениями Правительства Республики Калмыкии республиканские целевые программы «Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения Республики Калмыкии на 2005-2007 годы» (постановление Правительства Республики Калмыкии от 13.09.2004 г. № 269) и «Развитие системы сельской кредитной кооперации Республики Калмыкии на 2006-2010 годы» (постановление Правительства Республики Калмыкия № 293 от 31 июля 2006 г.) в наибольшей мере способствуют развитию микро-финансовой деятельности в республике. Благодаря этим реально действующим целевым программам предусматривается организационная, финансовая и иная поддержка развития в республике системы сельской кредитной кооперации, их мероприятия направлены на широкое распространение в республике положительного опыта деятельности сельских кредитных кооперативов путем привлечения государственных и иных источников финансовых ресурсов для стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости, увеличению его доходов и снижению социальной напряженности.

В настоящий момент в органах государственной власти республики на стадии согласования находится проект аналогичной РЦП развития потребительских кооперативов.

Государственная поддержка оказывается системе потребительской кооперации в части п редоставления субсидий на возмещение затрат по уплате процентов по полученным займам и кредитам. В конце 2006 г. был принят республиканский закон «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативах» (№ 328-111-3 от 26.12.2006 г.), который законодательно закрепляет государственную поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Правительство республики всегда поддерживает инициативы по развитию кооперации, идущие от участников системы потребительской кооперации, совместно с ними со-

вершенствуя организационно-правовую основу деятельности кооперативов. В республике сформировалась достаточно широкая нормативная правовая база для оказания в этом реальной поддержки.

Говоря об изменениях в федеральном законодательстве, следует сказать, что в ноябре 2006 г. были внесены существенные изменения в основной, регламентирующий деятельность потребительских кооперативов, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», которые предусматривают необходимость создания в обязательном порядке Ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов. В свою очередь, ревизионный союз обязан быть членом вышестоящей само-регулируемой организации (СРО), которая создана для регулирования и обеспечения деятельности входящих в нее союзов.

В целях эффективной деятельности системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в республике как одной из форм малых форм хозяйствования и соблюдения норм федерального законодательства в марте 2006 г. был создан Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов, в который вошли практически все реально функционирующие кредитные, перерабатывающие, снабженческо-сбытовые кооперативы республики.

Основная цель деятельности союза -реальное и практическое содействие развитию сельской потребительской кооперации как важнейшему направлению в реформировании финансово-кредитного механизма в сельском хозяйстве и создание для этого благоприятных правовых, финансовых, экономических и организационных условий, необходимых для успешной реализации национального проекта в сфере стимулирования малых форм хозяйствования. Одним из назначений учреждаемого союза должно стать создание независимой, многоуровневой, демократической, самодостаточной системы потребительской кооперации в сельских территориях республики для обеспечения доступа к кредитно-заемным ресурсам и другим финансовым услугам фермерам, владельцам личных подсобных хозяйств, субъектам малого и среднего предпринимательства.

Внесенные в данный Ф3-193 «О сельскохозяйственной кооперации» изменения определяют порядок осуществления ревизионным союзом ревизии и оказания сопутствующих ревизии услуг, таких как постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, анализ финансово-хозяйственной деятельности кооператива, консультирование по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским и финансовым вопросам и ряд других, связанных с ревизионной деятельностью и способствую-

щих улучшению результатов финансовохозяйственной деятельности кооперативов.

По действующему законодательству ревизионный союз создается по инициативе не менее чем 25 кооперативов. В случае уменьшения количества членов союза его членство в СРО приостанавливается на срок от трех до шести месяцев. При этом устанавливается, что кооператив в обязательном порядке должен входить в один из союзов. В случае если потребительский кооператив не входит в союз, он по решению суда или по требованию уполномоченного органа исполнительной власти РФ в области сельского хозяйства (в нашем случае

- Минсельхозпрод Республики Калмыкии) подлежит ликвидации.

Членами союза могут быть:

- сельскохозяйственные потребительские, кредитные, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, страховые, перерабатывающие, животноводческие и иные кооперативы;

- союзы (ассоциации) сельскохозяйственных потребительских и/или страховых кооперативов.

Как нам видится, ревизионный союз должен стать активно действующей структурой республиканского уровня, реально помогать в текущей кредитно-хозяйственной деятельности наших кооперативам, должен вести активную пропаганду идей потребительской кооперации, лоббировать и отстаивать интересы потребительских кооперативов на всех уровнях власти в государственных и общественных организациях.

Как уже было отмечено ранее, одним из основных направлений деятельности союза должна быть консалтинговая деятельность по всем вопросам, касающимся текущей кредитнохозяйственной деятельности кооперативов в республике.

Необходимо на начальном этапе становления союза уделить внимание его взаимодействию и налаживанию региональных связей с аналогичными действующими союзами других регионов Российской Федерации, учитывать их позитивный опыт становления.

Безусловно, практическая деятельность ревизионного союза Республики Калмыкии должна быть направлена на рост авторитета идеи сельской потребительской кооперации престиж союза должен повышаться. Это должно способствовать увеличению количества участников союза и в итоге послужить созданию благоприятных условий для дальнейшего эффективного развития сельской потребительской кооперации в Республике Калмыкия что может явиться одним из оснований для более успешной реализации национального проекта в сфере стимулирования малых форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.