Научная статья на тему 'Рецептура витаминных комплексов, восполняющих физиологические потребности в витаминах у детей'

Рецептура витаминных комплексов, восполняющих физиологические потребности в витаминах у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1550
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ВИТАМИНЫ / ПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / CHILDREN / VITAMINS / NUTRITION / PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Громова Ольга Алексеевна

Технический прогресс избавил человека от тяжелого физического труда и больших энерготрат. Это, в свою очередь, привело к необходимости уменьшить объем потребляемой пищи. Вместе с тем, потребность в витаминах осталась на прежнем уровне. Максимальное количество витаминов, которое потребляет организм, обусловлено генетически. Сохраняются причины, которые способствуют развитию гиповитаминозных состояний у детей, особенно школьников. Ускоренный метаболизм, вызванный ростом организма, зачастую неизбежные стрессы, не всегда сбалансированное питание, чрезмерные умственные нагрузки и прочее способствуют развитию состояний, при которых обычные дозы поступающих с пищей витаминов становятся неадекватными. За последние 20 лет практически не обнаруживается детей, оптимально обеспеченных всеми витаминами. У большинства (до 70%) наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов независимо от возраста, времени года и места проживания. В педиатрии витамины используются не только для поддержания собственно гомеостаза, но и для инициации всей программы развития ребенка. Организм школьника постоянно нуждается в дополнительном количестве витаминов, и принимать их надо на протяжении длительных отрезков времени, независимо от времени года и полноценности пищевого рациона. Своевременное применение витаминно-минеральных комплексов обеспечивает существенный профилактический эффект в отношение гиповитаминозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMULATION OF VITAMIN COMPLEXES, SUPPLYING PHYSIOLOGICAL NEEDS IN VITAMINS IN CHILDREN

Technological progress saved human from hard physical work and big expenditures of energy. It was resulted in need to decrease the volume of consumed food. But need in vitamins remained on the former level. Maximal volume of vitamins, which organism use, is conditioned on the level of genes. The reasons, allowing a development of state of hypovitaminosis especially in schoolchildren, remain. Increased metabolism, induced by the growth of organism, frequently inevitable stress, sometimes unbalanced nutrition, hard intellectual loads, etc., can lead to the development of the states, which need increased doses of vitamins. Observations during last 20 years showed that there is no almost any child, whose provision with vitamins con be estimated as optimal. In most children (up to 70%) the combined deficiency of three and more vitamins is detected, independently of their age, time of year and place of living. Pediatricians use vitamins not only for the maintenance of homeostasis itself, but for the initiation of all program of child's development. Schoolchild's organism needs additional volume of vitamins all the time, and they should be administrated during prolonged periods of time, independently of time of the year and adequacy of diet. Timely administration of vitamins and minerals complexes provides significant prophylactic of hypovitaminosis.

Текст научной работы на тему «Рецептура витаминных комплексов, восполняющих физиологические потребности в витаминах у детей»

Лекция

О.А. Громова

Ивановская государственная медицинская академия

Российский сотрудничающий центр института микроэлементов ЮНЕСКО, Москва

Рецептура витаминных комплексов, восполняющих физиологические потребности в витаминах у детей

Контактная информация:

Громова Ольга Алексеевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии Ивановской государственной медицинской академии, научный консультант Российского сателлитного центра Института микроэлементов ЮНЕСКО Адрес: 109652, Москва, Большой Тишинский пер., д. 26, стр. 15/16, тел.: (495) 346-32-75 Статья поступила: 21.10.2009 г., принята к печати: 07.12.2009 г.

Технический прогресс избавил человека от тяжелого физического труда и больших энерготрат. Это, в свою очередь, привело к необходимости уменьшить объем потребляемой пищи. Вместе с тем, потребность в витаминах осталась на прежнем уровне. Максимальное количество витаминов, которое потребляет организм, обусловлено генетически. Сохраняются причины, которые способствуют развитию гиповитаминозных состояний у детей, особенно школьников. Ускоренный метаболизм, вызванный ростом организма, зачастую неизбежные стрессы, не всегда сбалансированное питание, чрезмерные умственные нагрузки и прочее способствуют развитию состояний, при которых обычные дозы поступающих с пищей витаминов становятся неадекватными. За последние 20 лет практически не обнаруживается детей, оптимально обеспеченных всеми витаминами. У большинства (до 70%) наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов независимо от возраста, времени года и места проживания. В педиатрии витамины используются не только для поддержания собственно гомеостаза, но и для инициации всей программы развития ребенка. Организм школьника постоянно нуждается в дополнительном количестве витаминов, и принимать их надо на протяжении длительных отрезков времени, независимо от времени года и полноценности пищевого рациона. Своевременное применение витаминно-минеральных комплексов обеспечивает существенный профилактический эффект в отношение гиповитаминозов.

Ключевые слова: дети, витамины, питание, профилактика.

O.A. Gromova

Ivanovo State Medical Academy

Russian Collaborating Center of Institute of Microelements, UNESCO, Moscow

Formulation of vitamin complexes, supplying physiological needs in vitamins in children

Technological progress saved human from hard physical work and big expenditures of energy. It was resulted in need to decrease the volume of consumed food. But need in vitamins remained on the former level. Maximal volume of vitamins, which organism use, is conditioned on the level of genes. The reasons, allowing a development of state of hypovitaminosis especially in schoolchildren, remain. Increased metabolism, induced by the growth of organism, frequently inevitable stress, sometimes unbalanced nutrition, hard intellectual loads, etc., can lead to the development of the states, which need increased doses of vitamins. Observations during last 20 years showed that there is no almost any child, whose provision with vitamins con be estimated as optimal. In most children (up to 70%) the combined deficiency of three and more vitamins is detected, independently of their age, time of year and place of living. Pediatricians use vitamins not only for the maintenance of homeostasis itself, but for the initiation of all program of child’s development. Schoolchild’s organism needs additional volume of vitamins all the time, and they should be administrated during prolonged periods of time, independently of time of the year and adequacy of diet. Timely administration of vitamins and minerals complexes provides significant prophylactic of hypovitaminosis.

Key words: children, vitamins, nutrition, prophylaxis.

Витамины — это не лекарства, а незаменимые пищевые вещества! Большинство известных витаминов входит в состав ферментов, которые состоят из двух частей: крупномолекулярной белковой части — апофермента, и низкомолекулярной, небольшой по размерам небелковой части, так называемого кофермента или простетической группы. Эта часть и является «рабочим органом» фермента, его каталитическим центром, определяющим участие в метаболизме. Коферменты организм синтезирует из витаминов, которые поступают с пищей в готовом виде. Технический прогресс избавил человека от тяжелого физического труда, больших энерготрат. Это, в свою очередь, привело к необходимости уменьшить объем и калорийность потребляемой пищи. Вместе с тем, потребность в витаминах осталась на прежнем уровне. Более того, максимальное количество витаминов, которое потребляет организм, генетически детерминировано. «Лишнее» организм не примет или выделит. Помимо суточных норм есть еще и безопасные верхние уровни потребления [1]. Важную роль в обеспечении здоровья ребенка и его умственного развития играют оптимальный возраст родителей при зачатии ребенка (20-30 лет), здоровый образ жизни матери до и во время беременности, полноценное

витаминизированное питание, обогащенное микроэлементами, эссенциальными полиненасыщенными жирными кислотами и пр. [2]. Таким образом, можно говорить о целом новом классе пищевых веществ — микронутри-ентах, а не только о витаминах — важных и необходимых (табл. 1).

Весьма важное значение для полноценного развития ребенка имеет также сбалансированное питание. Поскольку в продуктах питания, как правило, витаминов очень мало, современным считается такой подход к питанию, который предполагает употребление специализированных продуктов обогащенных микронутриентами дополнительно. Так, при обследовании 454 детей в возрасте 7-8 лет было установлено, что систематическое применение в питании молока, обогащенного витаминами и микроэлементами, способствовало улучшению памяти у детей, нормализации роста и показателей содержания отдельных нутриентов в сыворотке крови [3]. Кроме того, на примере 433 школьников с бронхиальной астмой в сравнении с 537 здоровыми детьми было отмечено, что у больных детей существенно понижен уровень витамина А сыворотке крови (19,4 ± 1,1 против 28,9 ± 0,9 мг/дл; р < 0,001) [4].

Таблица 1. Виды витаминов и витаминоподобных веществ

Витамины Наименование Другие названия

ВОДОРАСТВОРИМЫЕ ВИТАМИНЫ

Витамин В1 Тиамин Аневрин, бери-бери витамин

Витамин В2 Рибофлавин Стимулятор роста, витамин G, лактофлавин

Витамин РР Кислота никотиновая Ниацин, антипеллагрический витамин, витамин В3

Витамин В5 Кислота пантотеновая Антидерматитный, пантотен, витамин Вх

Витамин В6 Пиридоксин Адермин, фактор Y

Витамин В12 Цианкобаламин Антианемический витамин

Витамин ВС Кислота фолиевая Фолацин, антианемический витамин

Витамин С Кислота аскорбиновая Противоцинготный витамин

Витамин Р Биофлавоноиды Флавоноиды, капилляроукрепляющий витамин

Витамин Н Биотин

ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ ВИТАМИНЫ

Витамин А Ретинол Аксерофтол, антиксерофтальмический витамин

Витамин D2 Эргокальциферол Антирахитический витамин

Витамин D3 Холекальциферол Антирахитический витамин

Витамин Е Токоферол Антистерильный витамин, витамин размножения

Витамин К Нафтохиноны Антигеморрагический витамин

Витамин К1 Филлохинон Антигеморрагический витамин

Витамин К2 Менахинон Антигеморрагический витамин, фарнохинон

ВИТАМИНОПОДОБНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Холин Липоевая кислота

Омега-3 полиненасыщенные ирные кислоты Оротовая кислота

Миоинозит (син. инозит, мезоинозит) Витамин В15 (син. пангамовая кислота)

Витамин и Карнитин

Сохраняются причины, которые способствуют развитию гиповитаминозов у детей, особенно школьников. Ускоренный метаболизм, обусловленный ростом организма, зачастую неизбежные стрессы, не всегда сбалансированное питание, чрезмерные умственные нагрузки способствуют развитию состояний, при которых обычные дозы поступающих с пищей витаминов становятся неадекватными [5, 6].

По данным сотрудников Института питания РАМН, недостаточное содержание витаминов группы В выявляется у 20-90% обследованных школьников. За годы обследований практически не обнаруживается детей, обеспеченных всеми витаминами оптимально. У большинства (до 70%) наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов независимо от возраста, времени года и места проживания. Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В2, В12, А, Е; раздражительность и беспокойство — витаминов С, В1, В6, В12, РР и биотина, высокая восприимчивость к инфекциям — витаминов С и А; бессонница — витаминов В6 и РР В педиатрии витамины используются не только для поддержания гомеостаза и инициации программы развития ребенка. Например, дефицит витамина А задерживает развитие тканей, что может проявляться недостаточным ростом ребенка.

Диагноз гиповитаминоза поставить не просто, поскольку при гиповитаминозах мало специфических симптомов. Организм нуждается в дополнительно принимаемых к пище витаминах постоянно, и принимать их надо на протяжении длительных отрезков времени, независимо от времени года и полноценности пищевого рациона. Своевременное применение витаминно-минеральных комплексов (ВМК) обеспечивает хороший профилактический эффект. Однако в ряде случаев, в частности, при дефиците железа, йода, цинка, витаминов D и А, лечение до определенной степени корригирует нарушения, но к 4-7 годам у таких детей часто определяется симптомокомплекс «функциональной изоляции» в виде нерешительности, боязни чужих людей, сниженной психической активности, нежелания принимать участие в играх и т. д. [7].

Лечебный эффект витаминотерапии при гиповитамино-зах у детей и подростков подтвержден многочисленными исследованиями как в России, так и за рубежом.

При создании новых витаминных и витаминоподобных препаратов нашли применение следующие технологические приемы:

• модификация молекулы (химико-физическим путем несколько видоизменяется, модифицируется молекула витамина, в результате чего получается новое соединение с полезными качествами, которые не были присущи исходной форме);

• органический синтез новых витаминных и витаминоподобных препаратов, не имеющих аналогов в природе (аскорбат платины — соединение платины с аскорбатом — новое соединение с противоопухолевыми свойствами, которые не присущи исходному витамину);

• новый дизайн (подбирается рецептура витаминов, микроэлементов, микронутриентов с заданными свойствами — витамины и микроэлементы для лечения диабета, комплексы для повышения способности к обучению, препятствующие избыточному весу и т. д.).

Также можно говорить и о трех поколениях витаминных препаратов. Первое поколение: моноформы (например, фолиевая кислота или аскорбиновая кислота); второе поколение комплекс витамеров — (например витамеры

витамина В9 — фолиевая кислота, тетрагидрофолат; витамеры витамина С — аскорбиновая кислота в комплексе с аскорбатом кальция); третье поколение — комплексы витаминов с микроэлементами и витаминоподобными веществами, другими эссенциальными микронутриентами.

Несомненно, важен индивидуальный и возрастозависимый подход в проведении витаминотерапии в педиатрии. Так, препараты линейки Пиковит разработаны в зависимости от возраста и потребностей детского организма: для детей в возрасте 1-3 лет — сироп, 4-7 лет — жевательные таблетки, 7-14 лет — таблетки, покрытые оболочкой (Пиковит форте). Все компоненты в этих препаратах не превышают суточную потребность в микро-нутриентах у детей. Препарат является адекватным дополнением к питанию, оптимизируя поступление витаминов А, 03, С, витаминов группы В.

Входящий в состав препарата холекальциферол — витамин 03 — обеспечивает его преимущества перед ВМК, включающими эргокальциферол — витамин 02. При недостаточной инсоляции в осенне-зимний период дотация витамина 02 менее эффективна, т. к. требует солнечного света для активации и трансформации в 03. Именно витамин 03, синтезируемый в коже под действием солнечной энергии или поступающий в готовом виде в составе ВМК играет важную роль в поддержании баланса кальция. И здесь важно отметить, что Пиковит таблетки, покрытые оболочкой, дополнительно содержит соли кальция и фосфора.

Пиковит сироп для детей в возрасте 1-3 года это концентрированные, густые водные растворы с лекарственными веществами, витаминами с микроэлементами, экстрактами, настойками, плодово-ягодными соками и пр. Сахарный сироп с концентрацией сахара 60-64% обладает бактериостатическим действием. В таком растворе достаточно высокое осмотическое давление и микроорганизмы в нем быстро обезвоживаются и гибнут. Кроме сахарозы для корригирующего эффекта при необходимости используется 70% водный раствор сорбита, ксилита и других веществ, но в этом случае необходимо такой раствор загустить, добавляя натрия альгинат и другие вещества.

Широкое распространение получили сиропы, содержащие витамины и микроэлементы. Лекарство в виде сиропа удобно давать детям. В отличие от таблеток или капсул, детские сиропы обладают приятным вкусом и запахом. Физиологические дозы витаминов — обязательная часть натурального природного окружения человека. Распространенные гиповитаминозы и значительно более редко встречающиеся гипервитаминозы нарушают тонкий природный баланс.

Витамина В6 (пиридоксин) и соответствующий кофактор — пиридоксаль фосфат — важны для регуляции обмена веществ у детей. В организме пиридоксин трансформируется в пиридоксальфосфат, необходимый для активности более чем 120 ферментов. Эти ферменты участвуют в различных процессах, таких как энергетический обмен, биосинтез, внутриклеточная сигнализация и т. д. (рис. 1).

Один из пиридоксин-зависимых клеточных белков — ДОФА декарбоксилаза. Этот фермент синтезирует ключевые нейромедиаторы дофамин и серотонин. Эти нейромедиаторы регулируют процессы возбуждения-торможения ЦНС. Дефицит активности этого фермента приводит к задержке развития, вегетативным дисфункциям, гипотонии и гипокинезии. Другими словами, дефицит пири-доксина практически эквивалентен дефициту активности многочисленных ферментов, в т. ч. ДОФА декарбоксила-

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 6

зы. Дефицит витамина В6 часто обнаруживается у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, аутизмом, депрессией, вегетативной дистонией. Он чаще встречается у детей и подростков, вставших на путь наркомании и алкоголизма.

Низкий уровень пиридоксальфосфата в крови является фактором риска развития атеросклероза и анемии. Витамин В6 выступает синергистом цинка в регуляции аминокислотного обмена. В целом, пиридоксальфосфат участвует в следующих процессах азотистого обмена: трансаминирование, дезаминирование и декарбок-силирование аминокислот; превращения триптофана; превращения серусодержащих и оксиаминокислот и др. Кроме этого пиридоксин улучшает использование организмом ненасыщенных жирных кислот (баланс жиров в крови — антиатеросклеротическое воздействие), благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение. Гиповитаминоз может возникнуть при повышенной потребности в нем организма. Например, если ребенок посещает спортивную школу, то большая физическая нагрузка — прямое указание на то, что доза витамина В6 должна быть адекватной!

Еще одна проблема современности — перегрузка мясной пищей — также перегружает возможности обезвреживающей системы с самого детства! Длительный избыток в питании белков, богатых триптофаном, метионином, цистеином; неправильное искусственное вскармливание детей, прием антибиотиков, которые подавляют обмен пиридоксина в организме — условия для формирования глубокого дефицита витамина В6.

Нередко дефицит пиридоксина сопровождается дефицитом магния. У детей развиваются сухие дерматиты в области носогубной складки, над бровями, около глаз, иногда на шее и волосистой части головы. Реже возникает хейлоз с вертикальными трещинами губ, а также ангулярный стоматит, глоссит. Нередки конъюнктивиты, полиневриты верхних и нижних конечностей.

Суточная потребность в пиридоксине для человека точно не установлена, поскольку он синтезируется микрофлорой кишечника в количествах, частично покрывающих

потребности в нем организма. Косвенные расчеты показывают, что подростки должны получать в сутки не менее 1,5-2 мг витамина В6.

Фолаты (витамин В9. птероилглутаминовая кислота, фолацин, тетрагидрофолат), фолиевая кислота (химическое наименование: птероил-глутаминовая кислота; рис. 2) относятся к витаминам группы В. Термин «фолаты» используется для обозначения всех членов семейства соединений, в которых птероевая кислота связана с одной или более молекул L-глутамата. Фолиевая кислота участвует в метаболизме пуриновых и пиримидиновых оснований, ДНК и РНК, белков, аминокислот (метионина, серина, гистидина), холина. Фолаты стимулируют пластические процессы в органах, особенно эритро-, лейко- и тромбопоэз. Физиологические уровни фолатов оказывают антиатеросклеротическое, онкопро-текторное и ноотропное действие Нарушение обмена фолатов и пищевой дефицит фолатов приводит к снижению интеллектуальных возможностей ребенка, повышает возможность возникновения ранних форм тромбозов. С одной стороны, фолаты необходимы для роста и деления клеток. С другой стороны, дефицит фолатов связан с увеличением вероятности дефектов ДНК, включая увеличение числа спонтанных мутаций, замедление репарации (ремонта) ДНК и нарушения метилирования [8]. Избыток фолиевой кислоты приводит к частичному блокированию метаболизма эндогенных фолатов. Этот парадоксальный эффект обусловлен тем, что фолиевая кислота не является широко распространенным эндогенным фолатом в организме человека и продукты ее биотрансформаций могут вмешиваться в фолатный метаболизм. Помимо упомянутых ранее взаимодействий с фолат-рецептором, избыток фолиевой кислоты может ингибировать ферменты метаболизма фолатов. Например, дигидрофолат, образующийся из фолиевой кислоты, является сильным ингибитором фермента метилентетра-гидрофолат редуктазы (MTHFR), опосредующего взаимопревращение метил-ТГФ и метилен-ТГФ. Ингибирование этого фермента имеет эффект схожий с эффектом полиморфизма 677 С/Т в гене MTHFR, соответствующего

Рис. 1. Участие пиридоксина в энергетическом обмене и метаболизме

т. н. термолабильной форме фермента. Ингибирование MTHFR ведет к ослаблению интенсивности биотрансформаций в цикле фолатов [8]. Такая форма фермента для детей опасна в плане прогноза. Для девочек в будущем высок риск невынашивания плода, тромбозов, патологических родов. Для мальчиков — ранние тромбозы, смерть от инсульта в молодом возрасте. И те и другие, как правило, хуже учатся и нуждаются в поддержке фолатами всю жизнь!

Влияя на метилирование ДНК, фолиевая кислота играет важное значение в процессах деления клеток, что особенно важно для тканей, клетки которых активно пролиферируют и дифференцируются (кровь, эпителий). Биотрансформации фолиевой кислоты сопряжены

с трансформациями аминокислоты метионина, поступающей с избытком белковой пищи (мясо, творог, яйца). Цикл трансформаций метионина включает гомоцистеин, метионин, S-аденозилметионин и S-аденозилгомоцистеин (рис. 3). Именно S-аденозилметионин влияет на метилирование ДНК, опосредуя, таким образом, большую часть биологических эффектов фолатов [8].

У детей с врожденными дефектами генов метаболизма фолатов и обмена гомоцистеина (в частности, генов MTHFR, MTRR, CBS и др.) и получающих диету, перенасыщенную метионином (мясо, яйца, кофе, творог), замедлено обезвреживание гомоцистеина, особенно в головном мозге (см. раздел, посвященный витамину В6, также задействованный в обезвреживании метионина и гомо-

Рис. 3. Цикл трансформаций фолатов, метионина и гомоцистеина

Примечание.

ТГФ — тетрагидрофолат.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 6

цистеина). Если педиатр выявляет преимущественно мясной тип питания у ребенка — он должен задуматься о (1) необходимости назначить нутриенты, которые помогут ребенку обезвредить продукты метаболизма белков и (2) объяснить ребенку и его родителям все последствия такого однообразного питания. Хроническая гипергомо-цистеинемия для таких детей крайне токсична, и прежде всего, для головного мозга: увеличивается гибель нейронов, приводит к десенситизации НМДА-рецепторов, увеличивается дефицит/активность супероксид дисмута-зы, что приводит к снижению когнитивных способностей. Следует отметить очень низкую способность головного мозга к обезвреживанию гомоцистеина — около 20% от возможностей печени [8]. Для диагностики дефицита фолатов может быть использован ряд диагностических тестов (табл. 2).

Степень всасывания и утилизации фолатов и фолиевой кислоты зависит от характера пищи, способа ее приготовления и состояния ЖКТ. Такие продукты как печень, дрожжи, листовые овощи (шпинат, петрушка, салат-латук, перо лука и др.) содержат наибольшие количества фолиевой кислоты. Однако, ускоренные технологии выращивания листовых овощей не позволяют растениям накапливать фолиевую кислоту в достаточной мере. Тепловая обработка продуктов способствует дальнейшим потерям фолатов и фолиевой кислоты. Поэтому целесообразно в дополнение к обычному питанию детей назначать Пиковит или другой ВМК, содержащий физиологическую дозу фолатов. Витамин В12. Витамин В12 — это первое природное соединение, в составе которого был выявлен кобальт. В 1925 г. начато лечение пернициозной анемии сырой печенью и лишь в 1948 г. было выделено антианеми-ческое вещество в чистом виде — витамин В12. Только в 1955 г. Д. Ходжкин расшифровала его структуру и пространственную конфигурацию; за это ей в 1964 г. была присуждена Нобелевская премия. Это витамин, который покрывает и потребности ребенка в кобальте.

Термин «витамин В12» имеет собирательное значение — это группа кобальтсодержащих корриноидов, выполняющих важнейшую роль в реакциях трансметилирования (С1-переноса). Ведущими реакциями трансметилирования, происходящими с участием В12, является синтез тимидина (синтез ДНК) и метионина из гомоцистеина. Метионин необходим для превращения фолиевой кислоты в фолиновую, последняя же, обеспечивает нормо-бластический тип кроветворения. Кроме того, В12 обеспечивает синтез липопротеинов в миелиновой ткани, глутатиона. Поэтому дефицит В12 сопровождается развитием мегалобластической анемии, неврологических расстройств (фуникулярный миелоз), нейтропенией. Иммунодефицит при недостаточности В12 связан с обра-

зованием гиперсегментированных нейтрофилов, малоустойчивых к «дыхательному взрыву», который необходим для уничтожения внутриклеточных бактерий и вирусов. В12-гиповитаминоз характеризуется повышенной утомляемостью, головными болями, головокружением при ходьбе, одышкой при физической нагрузке, снижением аппетита, бледностью с легким желтушным оттенком кожных покровов, чувством онемения и ползания мурашек по телу. Однако чаще гиповитаминоз В12 у детей связан с гастритом с пониженной кислотообразующей функцией и энтеритом. Суточная потребность в витамине В12 составляет около 1,5-3 мкг (0,003 мг).

Витамин В1. Наряду с аминогруппой витамин В1 содержит атомы серы. В химической структуре его содержатся два кольца — пиримидиновое и тиазоловое, соединенных метиленовой связью. Обе кольцевые системы синтезируются отдельно в виде фосфорилированных форм, затем объединяются через четвертичный атом азота. В превращении витамина В1 в его активную форму — тиаминпи-рофосфат (ТПФ), называемый также тиаминдифосфатом (ТДФ), участвует специфический АТФ-зависимый фермент тиаминпирофосфокиназа, содержащаяся главным образом в печени и ткани мозга. Если витамин В1 поступает с пищей в виде ТПФ, то пирофосфатная группа отщепляется от него под действием кишечных пирофосфатаз.

При отсутствии или недостаточности тиамина развивается тяжелое заболевание бери-бери, ранее широко распространенное в ряде стран Азии и Индокитая, где основным продуктом питания является рис. Специфические симптомы связаны с преимущественными нарушениями деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем, а также пищеварительного тракта. Рекомендуемые Институтом питания РАМН нормы суточного потребления тиамина для отдельных групп населения составляют от 1,2 до 2,2 мг.

Витамин В2 (рибофлавин). Рибофлавин входит в состав флавиновых коферментов, являющихся в свою очередь простетическими группами ферментов ряда других сложных белков — флавопротеинов. Некоторые флаво-протеины содержат прочно связанные неорганические ионы, в частности железо или молибден, способные катализировать транспорт электронов. В основе молекулы рибофлавина лежит гетероциклическое соединение изоаллоксазин (сочетание бензольного, пиразинового и пиримидинового колец), к которому в положении 9 присоединен пятиатомный спирт рибитол. Химическое название «рибофлавин» отражает наличие рибитола и желтой окраски препарата.

Организм ребенка активно использует рибофлавин при расщеплении белков с целью получения ферментов для транспортировки кислорода. При недостатке рибофла-

Таблица 2. Диагностические тесты дефицита фолатов (Громова О.А., 2009 г.)

Тест Частота применения Диагностическая значимость Оценка результатов

Клинический анализ крови с подсчетом формулы Часто Средняя Эритропения

Суммарные фолаты сыворотки Часто Средняя 7,2-15,4 нг/мл

Суммарные фолаты эритроцитов Редко Средняя Нет данных

[омоцистеин плазмы Иногда Высокая М: 6,26-15 мкмоль/л Ж: 4,6-12,44 мкмоль/л

Сегментированные макроциты Часто Высокая Появление в мазке

вина уменьшается количество окислительных ферментов, страдает окисление органических веществ, дающих энергию для роста и развития организма. Из-за этой особенности витамина его называют водорастворимым витамином роста.

Витамин В2 участвует еще в построении зрительного пурпура, защищает сетчатку глаза от избыточного воздействия ультрафиолетовых лучей и вместе с витамином А обеспечивает нормальное зрение — остроту восприятия цвета и света, темновую адаптацию. Рибофлавин улучшает состояние нервной системы, кожи, слизистых оболочек, печени. Определенным образом он стимулирует кроветворение.

Типичным для детей проявлением В2-гиповитаминоза являются ангулярный стоматит и хейлоз с трещинами в углах рта и на губах; шелушение кожи вокруг рта, на крыльях носа, ушах; глоссит, проявляющийся сглаженностью сосочков языка, изменением цвета языка до пурпурного с синеватым оттенком. Для гиповитаминоза В2 характерно также медленное заживление кожных повреждений. При дефиците витамина В2 может возникнуть васкулярный кератит с расширением сосудов конъюнктивы вокруг роговицы; нередки светобоязнь, слезотечение, нарушение зрения в темноте (гемералопия). Суточная потребность в рибофлавине составляет 1,7 мг; при тяжелой физической работе и при занятиях спортом потребность возрастает.

Витамин РР (никотиновая кислота, никотинамид). Этот витамин называют антипеллагрическим, поскольку он предотвращает развитие пеллагры (от итал. «ре11е agra» — шершавая кожа). Никотиновая кислота представляет собой соединение пиридинового ряда, содержащее карбоксильную группу (никотинамид отличается наличием амидной группы). В организме никотиновая кислота превращается в амид кислоты никотиновой. Амид участвует в образовании коферментов — никотина-мидадениндинуклеотида (НАД, кодегидраза I) и никотина-мидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ, кодегидраза II). Эти ферменты участвуют в окислительных процессах, являясь акцепторами водорода (протонов) и электронов, т. е. выполняют роль промежуточных переносчиков электронов и протонов между окисляемым субстратом и флавиновыми ферментами. Никотиновая кислота влияет на процессы эритропоэза, замедляет свертываемость крови и повышает ее фибринолитическую активность,

нормализует секреторную и моторную функции желудка и кишечника, улучшает метаболизм сердечной мышцы, повышает микроциркуляцию и оксигенацию миокарда, усиливает его сократительную способность. В центральной нервной системе никотиновая кислота стимулирует тормозные процессы, ослабляя проявления неврозов, истерии. Витамин РР расширяет мелкие периферические сосуды, тем самым улучшая кровообращение и обмен веществ в коже и подкожных тканях.

Гиповитаминоз витамина РР может длительное время протекать латентно, без характерных клинических проявлений. В дальнейшем появляются вялость, депрессия, повышенная утомляемость, эпизодические головокружения и головная боль, раздражительность, нарушение сна, тахикардия с ощущениями сердцебиения, цианоз губ, лица, кистей, бледность и сухость кожи. Суточная потребность для подростков и взрослого человека составляет 18 мг.

Пантотеновая кислота (витамин В3), от греческого «всюду или вездесущий». Гомопантотеновая кислота является природным гомологом пантотеновой кислоты и представляет собой соединение, в котором р-аланин заменен 7-аминомасляной кислотой. К дефициту витамина могут привести малое содержание в пище белков, жиров, витамина С, витаминов группы В, заболевания тонкого кишечника с синдромом мальабсорбции, а также длительное применение многих антибиотиков и сульфаниламидов. У больных появляются депрессия, жжение, покалывание, онемение пальцев ног, жгучие, мучительные боли в нижних конечностях, преимущественно по ночам. Кожа стоп становится красной. Искусственно вызванная недостаточность пантотеновой кислоты у добровольцев (с помощью специальной диеты и антагонистов соляной кислоты) вызывает повышенную утомляемость, расстройства сна, головные боли, диспепсические расстройства, мышечные боли [9]. При пантотеновой недостаточности снижается сопротивляемость организма к инфекции и у детей легко возникают острые респираторные инфекции.

Заключение

Таким образом, для профилактики гиповитаминозов у детей, не соблюдающих диету, существуют специальные линии витаминно-минеральных комплексов, ориентированных на восстановление физиологически необходимой дозы витаминов детьми разных возрастов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Спиричев В. Б. К вопросу о необходимости приема витаминов и минералов (интервью) // Русский медицинский журнал. — 2007. — № 16.

2. House S. H. Schoolchildren, maternal nutrition and generating healthy brains: the importance of lifecycle education for fertility, health and peace // Nutr. Health. — 2009. — V. 20, № 1. — Р 51-76.

3. Lien do T. K., Nhung B. T., Khan N. C. et al. Impact of milk consumption on performance and health of primary school children in rural Vietnam // Asia Pac. J. Clin. Nutr. — 2009. — V. 18, № 3. — Р 326-334.

4. Al Senaidy A. M. Serum vitamin A and beta-carotene levels in children with asthma // J. Asthma. — 2009. — V. 46, № 7. — Р 699-702.

5. Sivakumar B., Nair K. M., Sreeramulu D. et al. Effect of micronutrient supplement on health and nutritional status of schoolchildren: biochemical status // Nutrition. — 2006. — V. 22. — P 15-25.

6. Vinod Kumar M., Rajagopalan S. Impact of a multiple-micronutrient food supplement on the nutritional status of schoolchildren // Food Nutr. Bull. — 2006. — V. 27, № 3. — Р. 203-210.

7. Григорьев К. И. «Контролируемые» болезни у детей раннего возраста // Медицинская помощь. — 2003. — № 2. — С. 9-14.

8. Ребров В. Г., Громова О. А. Витамины, макро- и микроэлементы. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 960 с.

9. Громова О. А. Применение фолиевой кислоты в акушерско-гинекологической практике // Под. ред. И. Ю. Торшина. — М.: РСЦ ЮНЕСКО, 2009. — 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.