Научная статья на тему 'Рецепция наследия апостола и евангелиста Иоанна Богослова в «Возражении или Разорении» Святейшего патриарха Никона'

Рецепция наследия апостола и евангелиста Иоанна Богослова в «Возражении или Разорении» Святейшего патриарха Никона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ НИКОН / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна

В статье анализируется цитация книг апостола и евангелиста Иоанна Богослова в тексте «Возражения или Разорения смиренного Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на ответы Паисеовы». Рассматриваются аспекты христианской эсхатологии в воззрениях святейшего Патриарха Никона на церковно-государственные отношения второй половины XVII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецепция наследия апостола и евангелиста Иоанна Богослова в «Возражении или Разорении» Святейшего патриарха Никона»

РЕЦЕПЦИЯ НАСЛЕДИЯ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА В «ВОЗРАЖЕНИИ ИЛИ РАЗОРЕНИИ» СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА НИКОНА

Н.В. Воробьева, доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье анализируется цитация книг апостола и евангелиста Иоанна Богослова в тексте «Возражения или Разорения смиренного Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на ответы Паисеовы». Рассматриваются аспекты христианской эсхатологии в воззрениях святейшего Патриарха Никона на церков-но-государственные отношения второй половины XVII века.

Ключевые слова: Святейший Патриарх Никон, история Русской Православной Церкви, апостол и евангелист Иоанн Богослов.

RECEPTION OF THE APOSTLE AND EVANGELIST

JOHN'S THE BAPTIST HERITAGE IN PATRIARCH NIKON'S "OBJECTIONS OR RUIN"

N.V. Vorobiova, Doctor of History, associate professor, Vice-Rector for Scientific Affairs of Omsk Religious Seminary

Abstract. The article analyses citations from the book of the apostle and evangelist John the Baptist in the text of "Objections or ruin of the humble Nikon, Patriarch by the mercy of God, against the enquiry of boyar Simeon Streshnev which he has written to the metropolitan of Gaza Paisios Ligaridius and the Paisios's reply" Some aspects of Christian eschatology in the views of Patriarch Nikon on church-state relationship in the second half of the 17th century are described.

Key words. St. Patriarch Nikon, the history of the Russian Orthodox Church, apostle and evangelist John the Baptist.

п

М озражение или Разорение смиренного Никона, Божиею милостию па-« II триарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газ-;ЦрР_скому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на ответы Паисеовы» (далее -«Возражение или Разорение») было написано Святейшим Патриархом Никоном предположительно в 1662 г., имело догматико-полемическую направленность и было призвано способствовать защите опального патриарха на Большом Московском соборе 1666-1667 гг.

Книги апостола и евангелиста Иоанна Богослова не единожды становились источником, на который опирался патриарх Никон в полемике с оппонентами. Мы проанализировали текст помет рукописи «Возражения или Разорения» (источнико-вая база составила 4112 помет) и выявили, что книга Откровения св. Иоанна Богосло-

Воробьева Наталия Владимировна «Рецепция наследия апостола и евангелиста Иоанна Богослова в «Возражении или Разорении» Святейшего Патриарха Никона»

ва свыше 50 раз используется Святейшим Патриархом Никоном в тексте. В частности: из первой главы патриархом Никоном использовано семь цитат (расположенных на следующих листах рукописи: л. 129, 198, 535 об., 624, 648, 649, 669 об., 686 об.), из второй главы - три цитаты (л. 203, 373, 597 об.), из третьей главы - 3 три цитаты (609 об., 904, 676 об.), из пятой - также три цитаты (124 об., 125, 275), из шестой - одна цитата (л. 1015 об.), из седьмой - одна цитата (893 об.), из девятой главы - одна цитата (598), из одиннадцатой главы - одна цитата (595 об.), из двенадцатой - наибольшее количество - четырнадцать цитат (203 об., 534, 596, 597, 601, 602, 604 об., 605, 606, 606 об., 607, 607 об., 1019), из тринадцатой - одна цитата (909), из четырнадцатой - три цитаты (608, 644, 198), из шестнадцатой - две цитаты (1015 об., 676 об.), из девятнадцатой -три цитаты (100 об., 893 об., 897), из двадцатой - две цитаты (894 об., 1016 об.), на двадцать первую главу - пять цитатных ссылок (650, 856 об., 859, 894 об., 904). Наиболее часто цитируемый текст - «якоже пишется во откровении: «Аще ли ни гряду скоро и двигну светилник твой от места его, аще не покаешися». Толкование. Движение же светилника или церкве есть обнажение Божественыя благодати, им же обнажением и волнений и смятений от духов лукавствия и пособствующих им лукавых че-ловек...И змий, стояше пред женою, приоба отступник противу церкве вооружается, от рожденыя по времене из нея свое си брашно творити со тщанием желая, поче же чрез церковь и самого Христа гоняй, яко главу ея, яже верных присвояющаго себе»68.

Что касается других книг апостола и евангелиста Иоанна Богослова, то Евангелие от Иоанна цитируется в «Возражении или Разорении» свыше 100 раз: первая глава упоминается - л. 164 об., третья глава - 16 об., 84, 89 об., 305, 349, пятая - 89 об., 90, шестая - 26, 347, седьмая - 3 об., 10 об., 150, 276, восьмая - 2 об., 45, 90, 164 об., 227, 347, 348, девятая - 40, 282, десятая - 11 об., 134 об. , 149, 241, десятая - 164, 289 об., одиннадцатая - 347 об., двенадцатая - 264, 271 об., 282, 347 об., тринадцатая - 44 об., 145, 166 об., 226 об., 249 об., 260, четырнадцатая - 61 об., 142, 166, 257, 291, 286 об., 307, 307 об., 349, пятнадцатая - 166 об., 167, 176 об., 261, 263, 291, 306 об., 307, 307 об., 447, восемнадцатая - 138 об., двадцатая - 98 об., 245 об., 98 об., 282 об., 297 об., 300 об., 306 об., 312 об., 354, двадцать первая - 72 об. Наиболее цитируемый отрывок -заповедь любви (Ин. 15, 9-17): «Аще кто любит Мя, слово мое соблюдет, и Отец мой возлюбит его и к нему приидеве и обитель у него сотвориве, и аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви моеи, якоже и Аз заповеди Отца моего соблюдох и пребываю в того любви. Имеяй заповеди моя и творя их, он есть любяи Мя»69.

Первое послание св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова - 35 упоминаний-ссылок: первая глава - 549 об., 648, 686 об., вторая глава - 106, 169 об., 264, 302, 302 об., 304 об., 380, 610 об., 748 об., 827 об., 921, 923, третья глава - 165 об., 166 об., 349, 625, 649 об., 723,765, 921 об., четвертая - 165, 166 об., 167, 167 об., 243 об., 263 об., 349, 351, 541, 705 об., 722 об., пятая - 249 об. Наиболее цитируемый отрывок -1 Ин. 2,11: «Глаголяи во свете быти, а брата своего ненавидит, во тме есть доселе. Лю-бяй своего, во свете пребывает и соблазна в нем несть. Всяк не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего, яко се есть обетование, еже слышасте, исперва да любим друг друга, не якоже Каин от неприязни бе и закла брата своего и за кую вину закла его, яко дела его лукава беша, а брата его праведна. И по мале. Не любяй брата своего пребывает в смерть. Всяк, ненавидяй брата своего, человекоубиица есть. И весте, яко всяк человекоубиица не имать живота вечнаго в себе пребывающаго.

'"Возражение или Разорение. С. 260.

"Возражение или Разорение. С. 250, 252, 275, 276, 283, 287.

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

О сем познахом любовь, яко он по нас душю свою положи, и мы должни есмы по братии душа своя полагати». Второе послание св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова -5 цитат (541 об., 700, 722 об., 734, 946 об.).

Росту и конкретизации эсхатологических ожиданий в XVII в. способствовало расширение возможностей доступа грамотной части населения к тексту Апокалипсиса апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В начале XVII в. украинскими богословами братьями Стефаном и Лаврентием Зизаниями (Тустановскими) был сделан славянский перевод «Толкования на Апокалипсис архиепископа Андрея Кесарийского», который получил распространение в рукописных копиях и киевском издании Памвы Берынды 1625 г. Развитие эсхатологических ожиданий в русском обществе накануне раскола проявилось в издании в 1644 г. «Кирилловой книги» («Книга иже во святех отец нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского на осмый век» - популярный в старообрядческих кругах сборник антикатолической и антипротестантской направленности). Как установила Т.А. Опарина, это перевод «Казанья об антихристе» братьев Зизаниев, основу которого составляет текст 15-го огласительного поучения Кирилла Иерусалимского70. Также в конце 40-х годов XVII в. были изданы «Поучения Ефрема Сирина» (1647) и «Книга о вере» (1648), в которых уделялось достаточно большое внимание вопросам кончины мира и пришествия антихриста. В «Кирилловой книге» подробно излагались одиннадцать «знамений» наступавших «последних времен» и приближения царства антихриста. Эсхатологические построения были углублены и дополнены на основании «Палинодии» Захарии Копыстенского, ставшей главным ядром изданного в Москве в 1648 г. сборника «Книга о вере». В этом сборнике разрабатывалась тема постепенного попадания под власть антихриста. В русской редакции в 30-й главе «Книги о вере» была четко сформулирована теория «трех отступлений»: 1000 г. - «Рим отпаде»; 1595 г. - «Руссии к римскому костелу приступили»; 1666 г. - «да нечто бы от прежде бывших вин не пострадати и нам».

Патриарх Никон перечислил в «Возражении или Разорении» признаки пришествия антихриста, выписки из Откровения Иоанна Богослова и из толкования; многочисленные увещания словами Евангелия следовать только заповедям Божиим, не принимать новых учений, и многочисленные укоры князю Никите Ивановичу Одоевскому, что он, «отступник от Христа, написал в своем Уложении не от заповедей Христовых или св. апостолов», что он, «богоборец, не устыдился разорить не закон только и пророки, но и самое св. Евангелие» и, «разорив сам все св. заповеди, написал свое беззаконие в закон всем людям».

Доказательству того, что настоящая эпоха была как раз наступлением так долго ожидаемых последних времен, посвящены некоторые отрывки «Возражения или Разорения», в которых патриарх Никон анализирует тексты Священного Писания и священного предания. Гонениям Церкви, антихристу, последней битве ангелов и бесов, падению сатаны и последним временам посвящена значительная часть 26-го возражения (л. 595-618)71. В частности, он использует вступление к Апокалипсису (Откр. 1,

70Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск: Наука: Сиб. предприятие, 1998. 429 с. С. 243-284; Гурьянова Н.С. «Книга о вере» в системе авторитетов старообрядчества // Старообрядчество в России (XVII - XX века): [сб. науч. тр.] / Гос. Ист. музей; отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки рус. культуры, 2004. Вып. 3. 435 с. С. 227-286.

71 Возражение или разорение смиренного Никона, Божией милостью патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы / подгот. текста В.В. Шмидта // Труды / патриарх Никон; [авт. сост. В.В. Шмидт] М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 1260 [1] с. С. 197-464.

№ 2, 2017 (3)

Воробьева Наталия Владимировна «Рецепция наследия апостола и евангелиста Иоанна Богослова в «Возражении или Разорении» Святейшего Патриарха Никона»

1, 5-7, 16, 20), послания церквам: Откр. 2, 1, 5, 11-13; Откр. 3, 3, 10, 21. Видение Книги с семью печатями. Откр. 5, 6, 8, 10. Снятие печатей, начало Божьего суда: Откр. 6, 10. О спасенных в дни великой скорби: Откр. 7, 9. Правитель мира зверь и лжепророк: Откр. 9, 19. Отверзся храм Божий на небе: Откр. 11, 19. Жена, облеченная в солнце, Красный дракон, Христос, сатана, низверженный на землю, битва ангелов и бесов: Откр. 12, 1,4,6-17. Поклонение сатане и зверю: Откр. 13, 6. Три ангела: Откр. 14, 8, 16. 3-я чаша, 6-я чаша: Откр. 16, 4, 15. 24 старца поют аллилуйя, второе пришествие Христа и его воинства: Откр. 19, 4, 6, 10-13, 16. Суд у великого престола: Откр. 20, 11-15. Сотворение нового неба и земли, новый Иерусалим - невеста, город: Откр. 21, 1, 5, 9, 12, 14, 16-2372. Отметим, что особенно часто звучит сюжет о небесной войне ангелов и бесов. В данном контексте имеет смысл обратиться и к толкованию Книги пророка Иезекииля (28, 12-19), где говорится о падении Сатаны, которая фигурирует в «Возражении» в ответах на 25-й вопрос: «Паки глаголеши, Люцифер, понеже имел много доброты, и чево ему не достало и какова добра не было, такова не было, одно под одным чтет Езекииль главу, вознеслося сердце твое в твоей красоте и испортилася хитрость красотою твоею, для множества грехов твоих на землю (л. 442) бросил тебя есть, погибель ты стал еси и не будеши паки во веки»73 и 26-й вопрос (л. 587, 587 об.). Кроме авторитета Священного Писания, святейший патриарх Никон привлекал произведения псевдоИпполита (л. 108 об.), прп. Ефрема Сирина (л. 109), свмч. Иринея, епископа Лионского (л. 603 об.-604), свт. Андрея Кесарийского (л. 109 об.), св. Иоанна Златоуста (л. 27, 43, 61, 233 об., 1008, 452 об., 858, 933 об., 963 об.), св. Иоанна Дамаски-на (л. 118 об., 148 об.), св. Мефодия Патарского (л. 599) и др.

По мнению Святейшего Патриарха Никона, Господь Бог посылал казни для последующего покаяния паствы (разорение церквей, попрание святынь, растление священнического и иноческого чина, кровопролитие, пожары и потопления): «И от того времени и доныне каких зол не сотворихом пред Богом и каких казней не посла на нас Бог, приводя нас на покаяние, овопленением и святым церквам разорение и попрание всяким святыням и много безчисленное кровопролитие и пожжение и истопление и в плен расхищение всякого священническаго и иноческаго чина, князей и боляр, и всякого христанского рода, мужеска полу и женска, разсеянныя по лицу всеа земли и оскверненныя всякими нечистотами и всякими страданми и муками томимы и смертем предаваемы». В другом месте он пишет о страшном моровом поветрии в Москве 1654 г.: «Не тако ли все, елико вышеписанная на нас збышася? Не быша ли морове велицы во царствующем граде Москве и во всех градех лютою язвою и неисцелною? Не возбоя ли ся сердце царево, егда мору бывшу, царице же на Москве со царевичем Алексеем и со царевнами, и не веде, что сотворити и камо

72Так, в возражении на 12-й вопрос (Л. 100 об.) имеется ссылка на Откр. 19, 16, 14 возражение (Л. 124 об.) -Откр. 5, 6, 8 (Л. 129_ - Откр. 1, 1, 20 возражение (Л. 198) - Откр. 1, 20, Откр. 21, 12, 14, (Л. 203) - Откр. 2, 5, 12, 4, 6, 23 возражение (Л. 275) - Откр. 5, 10, 24 возражение (Л. 373) Откр.2, 11-13, 26 возражение (Л. 534) -Откр. 12, 12, (Л. 535 об.) - Откр. 1, 1, (Л.595 об.) - Откр. 11, 19, (Л. 596) - Откр. 12, 1, (Л.597 об.) - Откр. 2, 1, (Л. 598) - Откр. 9, 19, (Л. 601) - Откр. 12, 6, (Л. 602) - Откр. 12, 7, (Л. 604) - Откр. 12, 10, (Л. 605 об.- 607) - Откр. 12, 12-17, (Л. 608) - Откр. 14, 16, (Л. 609 об.) - Откр. 3, 10, (Л. 624) - Откр. 1, 7, (Л. 644) - Откр. 14, 8, (Л. 648) -Откр. 1, 5, (Л. 649) - Откр. 1, 6, Откр. 1, 16, (Л. 651) - Откр. 21, 1, (Л. 669 об.) - Откр. 1, 5, (Л. 676 об.) - Откр. 3,

3, 16, 15, (Л. 686 об.) - Откр. 1, 5, (Л. 856 об.) - Откр. 21, 9, 23, (Л. 859) - Откр. 21, 16-23, (Л. 893 об.) - Откр. 19,

4, 7, 9, (Л. 894 об.) - Откр. 20, 11-15, (Л. 897) - Откр. 19, 10-13, (Л. 904) - Откр. 3, 21, (Л. 904 об.) - Откр. 21, 5, (Л. 909) - Откр. 13, 6, 27 возражение (Л. 1015 об.) - Откр. 6, 10, Откр. 16, 4, (Л. 1016) - Откр. 19, 6, (Л. 1019) -Откр. 12, 7-11.

73Здесь: Иез. 28, 17.

бежати? Не бысть ли князи в пагубу, якоже князь Михаил Пронской с товарыщи в мор на Москве умре? И от всенароднаго множества не ослабели всяка рука, якоже князь Алексей Трубецкой товарыщи два князь Семен Пожарскии и Львов и прочие. И елико со инеми воеводы, с Васильем Шереметевым и князь Иваном Хованским коликия тмы скончашася мором по градом и по селом и по деревням и на войне, не убояша ли ся всяка душа человечья? Не смятоша ли ся послы, от царя посылаеми до Москвы в мор и от Москвы до царя? Не прияша ли болезни, яко жена раждающая? Не побо-леша ли друг о друзе? Не ужаснуша ли ся ужасом великим? Не быша ли лице их яко пламы? Не быша ли день Господень без целбы полн ярости и гнева? Не положи ли Господь Москву и окрестныя грады пусты? Не погуби ли грешники от них? Не разши-ри ли ад души своея и не разверзе ли усть своих? Не снидоша ли славнии и велицыи, богатии и нищии, о них же множестве несть время зде и списати? Их же число един Господь Бог весть. Не все ли се быша по писаному: Псом и свиниям на растерзание, птицам небесным и зверем земным на пожрение и расхищение? Кто тех оплака? Кто же ли погребе? Никто же. Не се ли всех отдаде Господь в погибель всем царством земным, якоже от всех слышится, от тамо приходящих, яко несть дому во странах поганских, в нем же не бе христиана неволника, т. е. полоненика». Все вышеизложенное неизменно свидетельствует об отпадении от истинной веры к миру антихриста.

По вычислениям книжников антихрист должен был явиться в 1666 г., а в 1669 г. состояться и сама кончина мира. В неминуемости осуществления апокалиптических предсказаний убеждали и грозные предзнаменования в реальной жизни: страшная моровая язва 1654 г., унесшая жизни почти половины населения центра страны, голод 1655-1656 гг., раскол Русской церкви и многолетние дискуссии о вере, убежденность в воцарении антихриста влекла за собой и ожидание скорого конца света.

Таким образом, Святейший Патриарх Никон собрал в «Возражении или Разорении» основной блок эсхатологических пророчеств и цитат из Священного Писания, он видел в апостасии (вероотступничестве) знаки наступления антихристова царства и грядущую гибель Отечества, и он боролся с этим мольбами, протестами, уходом с кафедры, отряхиванием праха от ног своих, анафемой на правонарушителей, грозными пророчествами, своей непреклонной стойкостью в посылаемых на него гонениях.

№ 2, 2017 (3)

Библиографический список:

1. Авраамий, инок. Челобитная царю Алексею Михайловичу // Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. И. Субботина. М., 1885. Т. 7.

2. Возражение или разорение смиренного Никона, Божией милостью патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы / подгот. текста В. В. Шмидта // Труды / патриарх Никон; [авт.сост. В. В. Шмидт] М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 1260, [1] с. С. 197-464.

3. Гурьянова Н.С. «Книга о вере» в системе авторитетов старообрядчества // Старообрядчество в России (XVII - XX века): [сб. науч. тр.] / Гос. Ист. музей; отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки рус. культуры, 2004. Вып. 3. 435 с. С. 227—286.

4. Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск: Наука: Сиб. предприятие, 1998. 429 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.