Научная статья на тему 'Откровение Св. Иоанна Богослова в "возражении или разорении" патриарха Никона'

Откровение Св. Иоанна Богослова в "возражении или разорении" патриарха Никона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьева Н. В.

Статья посвящена рассмотрению эсхатологических аспектов идеологических воззрений Святейшего Патриарха Никоиа (на материалах «Возражения или разорения смиренного Никона, Божией милостью патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы»). Проведено сопоставление социальных и культурных функций «последних времен» в православной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revelation of St. John in Patriarch Nikon's "Refutation

Eschatological teachings and beliefs play an important role in all Christian confessions. It is just as obvious that the form these beliefs take depends on the cultural and historical context. Ideas of the end of the world and the fate of humanity serve as an object of professional interpretations of the Bible, ecclesiastical works, and apocryphal literature. In this article we shall discuss latter aspect of eschatology and try to use it to arrive to a deeper understanding of the social and cultural functions of the "last days" in the Orthodox tradition, especially in Patriarch Nikon's "Refutation".

Текст научной работы на тему «Откровение Св. Иоанна Богослова в "возражении или разорении" патриарха Никона»



ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 63.3 (2) н. В. ВОРОБЬЕВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА В «ВОЗРАЖЕНИИ ИЛИ РАЗОРЕНИИ» ПАТРИАРХА НИКОНА

Статья посвящена рассмотрению эсхатологических аспектов идеологических воззрений Святейшего Патриарха Никона (на материалах »Возражения или разорения смиренного Никона, Божией милостью патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы»). Проведено сопоставление социальных и культурных функций «последних времен» в православной традиции.

I XVII век изучал и любил Апокалипсис. «Совсем

; не«обряд», но «Антихрист» — главная тема русского

I раскола |37| - полагал о. Александр Шмеман. Как

I пишет А.Л. Юр1анов: «если в ХУ'-Х\;1 вв. русских

^ : людей волновало время прихода Христа, то в следу-

§ | ющем веке их внимание переключилось на символи-

5 ; ческое число, смысл которого недвусмысленно ука-

¡£ I зывал на Антихрис та. Его приход стал тревожить не

8 | меньше, чем само Второе Пришествие Хрис-

| | та...»[38]. Убежденность в воцарении Антихриста

у : влекла за собой и ожидание скорого Конца света,

о По вычислению книжников, Антихрист должен был

| явиться в 1666 г., а через гри года, в 1669 г. — со-

§ : стоиться и сама кончина мира [4; 7; 19, 150-178; 20;

I 24, 287-318; 26; 27; 30; 31; 34; 38]. В неминуемости

1лЯ осуществления апокалиптических предсказаний

убеждали и грозные предзнаменования в реальной жизни: страшная моровая язва 1654 г., унесшая жизни почти половины населения центра страны, голод 1655-1656 гг., раскол Русской церкви и многолетние дискуссии о вере (в трудах ранне-старообрядческих писателей церковно-обрядовая реформа напрямую сопоставлялась с унией) [25].

Росту и конкретизации эсхатологических ожиданий в XVII в. способствовало расширение возможностей доступа грамотной части населения к самому тексту Апокалипсиса Иоанна Богослова. В начале XVII в. украинским богословом Лаврентием Зиза-нием (Тустановским) был сделан славянский перевод «Толкования на Апокалипсис архиепископа Андрея Кесарийского». Он получил распространение в рукописных копиях и киевском издании Памвы Бе-

рынды 1625 г. Православные писатели Украины и Белоруссии конца XVI — первой половины XVII вв. зачастую в ходе полемики новаторски разрабатывали апокалиптические, эсхатологические идеи. Развитие эсхатологических ожиданий в русском обществе накануне раскола проявилось в издании в 1644 г. «Кирилловой книги». «Книга иже во святех отец нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского наосмый век» - популярный в старообрядческих кругах сборник антикатолической и антипротестантской направленности, составленный на основе сочинений украинских и белорусских авторов и изданный в Москве в 1644 г. Как установила Т.А. Опарина - это перевод «Казанья об Антихристе» Стефана Зизания, основу которого составляет текст 15-го огласительного поучения Кирилла Иерусалимского (23; 38; 32,163-166] . Также в этот период были изданы «Поучения Ефрема Сирина» (1647 г.) и «Книга о вере» (1648 г.). Во всех этих книгах были главы о кончине мира и пришествии Антихриста.

В «Кирилловой книге» центральное место занимало «Казание» Стефана Зизания, где подробно излагались 11 «знамениий» наступавших «последних времен» и приближения царства Антихриста. Описанные «знамения» стали позднее важной частью народного богословского сознания и в годы церковной реформы Патриарха Никона, и во время перемен петровской эпохи. Построения Стефана Зизания были углублены и дополнены на основании «Палинодии» Захарии Копыстенского [12], ставшей главным ядром изданного в Москве в 1648 г. сборника «Книга о вере» [9; 10, 277-286; 11,16; 23, 243-284]. В этом сборнике разрабатывалась популярная тема постепенного отпадания под власть Антихриста. В русской редакции, в 30-й главе «Книги о вере» была четко сформулирована в 1648 г. теория «трех отступлений»: 1000 год — «Рим отпаде»; 1595 г. - «жи-тилие алое Руссии к римскому костелу приступили»; 1666 г. — «да нечто бы от прежде бывших вин не по-страдати и нам».

В Священном Писании изложены признаки скорого пришествия Антихриста [15, 125 об.; 22; 35]. Пророческие предсказания о последних временах былм даны самим Христом в Евангелиях от Матфея (24, 4-26), Марка (13, 5-8), Луки (21,8-11). Во-первых, выделим важнейшие — падение Римского владычества и проповедь Евангелия всякой твари. Во-вторых, признаки, сопутствующие — явление в мир Илии и Еноха (то есть тех персонажей Библии, что были вознесены на небо без непосредственно физической смерти), ложные чудеса Антихриста, гонения и мучения христовых исповедников', начертание имени Антихриста, кратковременное царствование Антихриста и его гибель[13, 13]. Далее важными признаками считаются отступление епископата 2 и обращение иудеев

Апокалиптические настроения приобрели особенный размах в середине - второй половине XVII в., чему немало способствовали события, связанные с расколом русской церкви[18]. Учение об Антихристе стало одним из основных у старообрядцев[29, 169198, 679-682]. Сам Антихрист нередко персонифицировался ими в образах Патриарха Никона (с точки зрения старообрядцев, и Никон ибо сам себя нарек Великим Государем), царей Алексея Михайловича (инок Корнилий мотивирует это тем, что по Библии Антихрист - царь) и, позже, Петра Алексеевича.

Отметим, что протопопу Аввакуму Патриарх Никон представлялся Антихристом — «Антихрист воздвигнет убо храм изряден»! 1,43]''. В «Повести о жи-

тии и рождении и воспитании и кончине Никона, бывшего патриарха Московскаго и всея Руси, собранной от многих достоверных повествователей, бывших во дни отец наших» Аввакум писал об имени Никона и его связи с числом зверя — 666. С другой стороны, в «Послании к верным об Антихристе»: «...A что люди-те называют Никона последним антихристом, плюнь брат. Какой последний такой блудяга, бля-дивый сынъ, бабоблудишка»[5, 37].

Патриарх Никон в «Возражении или Разорении», написанном между 1664-1665 it.[21]. Свое «Разорение» патриарх Никон написал в 1664-1665 гг. в опровержение боярина С. Стрешнева и Паисия Лигари-да. 30 вопросов предложил письменно боярин Семен Лукьянович Стрешнев «нанятому адвокату» [ 17, 194], Паисию Лигариду. В порядке судебного состязания ответы Паисия Лигаридабыли предъявлены Патриарху Никону для соответствующих объяснений, тот в ответ написал значительное концептуальное произведение на тему об отношении двух властей, которое составило 900 рукописных листов: «Возражение или разорение смиренного Никона, Божиею милос-тию патриарха, противо вопросов боярина С. Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и па ответы Паисеовы». Этот замечательный труд не был известен в русской печати. Его перевел английский писатель диакон В. Пальмер (1871 -1876 гг.) и издал его в своем собственном переводе на английский в шести томах под заглавием «The Tzar and The Patriarch» [39]. Полностью по-рус ски произведение не было издано. Содержание «Разорения...» стало известным исторической науке благодаря «весьма ценному для русской Церкви капитальному труду почитателя патриарха Никона» [33] профессора Варшавского университета М.В. Зы-зыкина «Патриарх Никон»[14].

Святейший Патриарх, в свою очередь, называл Антихристом Паисия Лигарида: «гордостию пре-взявся, якоже и сатана, хотя бы ти подобен вышнему, но бысть Антихрист, еже есть сопротивник Христов» (Л. 169 об., 249 об.), «како же ты и Крутицкой митрополит несте Антихристи и отметницы Божии, понеже Божественных его повелении и святых апостол и святых отец правил отвергостеся непослушанием (Л. 250 об., 263 об., 264, 265, 303, 303 об.). Упоминал о наступлении «последних времен»: «Тако яко, рече, соблазнити, аще мощно и избранцыя и человека греха нарицает и, безечиленная бо соделает и приготовит иных, да делают лютая, якоже ныне в настоящем времени зрятся злобы его рабы его творят, Антихристи» (Л. 304, 304 об.). Говорило «Соборном уложении» 1649 г. как о деянии Антихриста: « Понеже и злодее и разорители закона евангельскаго и заповедей оглаголуеми и обличаеми от любящих и хранящих евангельское слово, мнят тяжко себе и поносно быти. И того ради умыслиша, якоже ты, князь Никита, новый закон написал советом антихриста» (л. 732 об ), «Не суть ли дияволской се закон, ей, самого антихриста, дабы никто не смел тяжести ради уло-женныя никому о правде слова Божия проповедати» (Л. 733).

Доказательству того, что настоящая эпоха была, как раз наступлением так долго ожидаемых последних времен посвящены некоторые отрывки «Возражения», в которых Патриарх Никон анализирует тексты Священного Писания и Священного Предания. Используемые Святейшим Патриархом тексты являются фундаментальными составляющими его богословской концепции, где творчество Святейшего Патриарха Никона становится проявлением со-

ответствующего своему времени акта мыслящего, творческого человека — Святителя, оберегающего, назидающего в истинах веры дарованную Богом паству н пугях стяжания Святой Руси [8, 3-13]. Из Священного Писания он исследует: Евангелия от Матфея (24, 4-25)', Марка (13, 5-8)г', Луки (21, 8-И)7, 2-е Послание к Фессалоникийцам 2, 3-4В, Послание ап. Иакова 5, 8", 2-е Послание ап. Петра 2, 1-3, 3, 3610, 1-е Послание к Тимофею 4, 1-2", 2-е Послание к Тимофею 3, 1-512, Послание ап. Иуды 1, 5,6,17,18п, 1-е Послание ап. Иоанна 2, 18-22'4; грядущий Суд Божий описан также в Ветхом завете, в пророческих книгах Даниила (главы 7, 9, 12)15 и Осии (глава 13)"', Возражение 5 (Л. 37 об.) - Мф. 24, 10, Мк. 13, 25,27; возражение 13 (Л. 103) - Мф. 24, 4-5,11, Лк. 21, 8, Мф. 24, 4-5, 2 Фес. 2, 3, (Л. 106) -1 Петра 1, 20, 1 Ин.2, 18,22; возражение 16 (Л. 139) - Мф. 24, 14; возражение 18 (Л. 169 об.) - 1-е Ин.2, 18; возражение 20 (Л. 214 об.) - Мф. 24, 45; возражение 22 (Л. 256 об., 259) - Мф. 24, 4,5,14, (Л. 267 об.) - Мф. 24,24, (Л. 268)-2 Петра2, 1,916; возражение 24 (Л. 298 об., 299 об.) - Мф. 24, 4,5,11,35, (Л. 303) - 2 Фес. 2, 3,4, (Л. 303 об.) - Мф. 24,

12, (Л. 305) - 2 Петра 2,15; возражение 26 (Л. 989, 289 об.) -Мк. 13,9,11, (Л.560) -Иез. 21, 15, 28, (Л.587 об.)-2 Фес. 2, 3, (Л. 588) - Мф. 24, 5, (Л, 591) - Дан. 6, 8,12,15,28, (Л. 721 об.) - 2 Петра 2, 20,22; возражение 27 - (Л.1017) - Мф. 24, 15, Мк. 13, 13Лк. 21, 20, Мк. 13,

13, (Л. 1019об.)-Иез.32, 33. Возражение 14 - (Л. 120

06.) - Дан. 9, 27; возражение 26 — (Л. 860 об.) - Дан.

7, 14; возражение 26 - (Л. 980 об.) - Ос. 13, 10, (Л. 982) - Ос. 13, 14. Возражение 26 - (Л. 542, 650) -1 Тим. 4, 1. Возражение 25 - (Л. 447 об.) 2 Тим. 3:1-13, возражение 26 - (Л. 497) - 2 Тим. 3, 1-6, (Л. 542, 650) 2 Тим. 3, 1; возражение 17 - (Л. 147 об.) Иак. 5, 6,9; возражение 26 - (Л. 653 об.) - Иак. 5, 3, (Л. 751) Иак. 5, 11, (Л. 845) Иак. 5, 12; возражение 24 - (Л. 372 об.) Иуд. 1, 6; возражение 25 - (Л. 447) Иуд. 1,17; возражение 26 - (Л. 535) Иуд. 1, 11, (Л. 541 об.) Иуд. 1,3,19,20.

В возражении на 26-й вопрос описываются пожары и бедствия в Москве как знак Антихриста. По мнению Патриарха Никона, Господь Бог посылал казни для последующего покаяния паствы (разорение церквей, попрание святынь, растление священнического и иноческого чина, кровопролитие, пожары и потопления): «(Л. 492 об.) И от того времени и доныне каких зол не сотворихом пред Богом и каких казней не посла на нас Бог, приводя нас на покаяние, ово плепением и святым церквам разорение и попрание всяким святыням и много безчисленное кровопролитие и пожжение и истопление и в плен расхищение всякого священническаго и иноческаго чина, князей и боляр, и всякого христанского рода, мужеска полу и женска, разееянныя по лицу всеа земли и оскверненныя всякими нечистотами и всякими страданми и муками томимы и (л. 493) смертем предаваемы»1''. В другом месте он пишет о страшном моровом поветрии в Москве 1654 г.: «Нетаколи все, елико вышеписанная на нас збышася? Не быша ли морове велицы во царствующем граде Москве и во всех градех лютою язвою и неисцелною? Не возбоя ли с я сердце царево, егда мору бывшу, царице же на Москве со царевичем Алексеем и со царевнами, и не веде, что сотворити и камо бежати? Не бысть ли | (л. 565об.) князи в пагубу, якоже князь Михаил Прон-| ской стоварыщи, в мор на Москве умре? Иотвсена-! роднаго множества не ослабели всяка рука, якоже | князь Алексеем Трубецким товарыщи два князь Семен Пожарскии и Львов и прочие. И елико со ине-ми воеводы, с Васильем Шереметевым и князь Иваном Хованским коликия тмы скончашася мором по

градом и по селом и по деревням и на войне, не убо-яша ли ся всяка душа человечья? Не смятоша ли ся послы, от царя посылаеми до Москвы в мор и от Москвы до царя? Не прияша ли болезни, яко жена раж-дающая? Не поболеша ли друг о друзе? Не ужасну-ша ли ся ужасом великим? (л. 566) Не быша ли лице их яко пламы? Не быша ли день Господень без целбы полн ярости и гнева? Не положили Господь Москву и окрестныя грады пусты? Не погуби ли грешники от них? Не разшири ли ад души своея и не раэверзе ли усть своих? Не снидоша ли славнии и велицый, богатии и нищии, о них же множестве несть время зде и списати? Их же число един Господь Бог весть. Не все ли се быша по писанному: Псом и свиниям на растерзание, птицам небесным и зверем земным на пожрение и расхищение'"? Кто тех оплака? Кто же ли погребе? Никто же. Не се ли всех отдаде Господь в погибель всем царством земным, якоже от всех (л. 566 об.) слышится, оттамо приходящих, яко несть дому во странах поганских, в нем же не бе христиане неволника, то есть полоненика». Все вышеизложенное неизменно свидетельствует об отпадении истинной веры к миру Антихриста.

Книга Откровения Св. Иоанна Богослова (Апокалипсис) не раз используется Святейшим Патриархом в его построениях. Гонениям церкви, Антихристу, последней битве ангелов и бесов, падении Сатаны и последних временах посвящена значительная часть 26 возражения (Л. 595-618). В частности он использует вступление к Апокалипсису (Откр.1, 1,57,16,20), послания церквам: Откр. 2, 1,5,11-13; Откр. 3, 3,10,21. Видение Книги с семью печатями. Откр. 5, 6,8,10. Снятие печатей, начало Божьего суда: Откр. 6, 10. О спасенных в дни великой скорби: Откр. 7, 9. Правитель мира зверь и лжепророк: Откр. 9, 19. Отверзся храм Божий на небе: Откр. 11,19. Жена, облеченная в солнце, Красный дракон, Христос, сатана, низ-верженный на землю, битва ангелов и бесов Откр. 12, 1,4,6-17. Поклонение сатане и зверю Откр. 13, 6. Три ангела Откр. 14, 8,16. 3-я чаша, 6-я чаша Откр. 16, 4,15. 24 старца поют аллилуйя, второе пришествие Христа и его воинства Откр. 19, 4,6,10-13,16. Суду великого престола Откр. 20, 11-15. Сотворение нового неба и земли, новый Иерусалим — невеста, город Откр. 21,1,5,9,12,14,16-231(1. Отметим, что особенно часто звучит сюжет о небесной войне ангелов и бесов.

В данном контексте имеет смысл обратиться и к толкованию Книги пророка Иезекииля (28, 12-19)2", где говорится о падении Сатаны. Книга Иезекииля фигурирует в «Возражении» [21] в ответах на 25 (о возможности отнятия царем данных кому-либо привилегий) и 26 вопросы (о непримиримой позиции Святейшего Патриарха по отношению к учреждению Монастырского приказа). 25 вопрос (Л. 398 -499 об. — 973а — 978): «Паки глаголеши, Люцифер, понеже имел много доброты, и чево ему не достало и какова добра не было, такова не было, одно под одным чтет Езекииль главу, вознеслося сердце твое в твоей красоте и испортилася хитрость красотою твоею, для множества грехов твоих на землю (л. 442) бросил тебя есть, погибель ты стал еси и не будеши паки во веки»2' и 26 (Л. 978 - 1012 об. - 450 - 972): «И пророком Иезекиилем глаголет Господь: И22 бысть (л. 587) слово Господне ко мне, глаголя: И ты, сыне человеч, рцы князю Тирску, се глаголет Адонаи Господь. Понеже вознесеся сердце твое и рекл: Аз еемь Бог. Ты же человек еси, а не Бог. И положи сердце свое яко сердце Божие, еда премудрее ты еси Даниила, премудрии не суть тебе наказали, деи ли хитростию своею или смыслом своим сотворил еси

себе силы и притяжа сребро и злато в домох своих или во граде твоем хитрость куплею своею умножи силою своею, и вознес сердце твое в силе твоей. Того ради се глаголет Адонай Господь. Елма же даде сердце свое, яко сердце Божие, в то места се Аз наведу на тя чюжда разсыпателя от стран (л. 58? об.) и измкну меч их на тя и на доброту хитрости твоея. И постелют доброту твою в погубление, еда речеши пред убивающими тя, Бог есмь, ты ж человек еси, а не Бог».

Таким образом, Патриарх Никон собрал в «Возражении» основной блок эсхатологических пророчеств и цитат не только из Священного Писания, но и богословско-полемической литературы того времени. Кроме авторитета Священного Писания он привлекал произведения псевдо-Ипполита « (Л. 108 об.) Прочее же пространее хотяй навыкнути о хотящих бьгги сложение от святаго Евангелия и святых апостол, о сем Ипполитово прочти и увеси, или Мефодия, епископа Патарского, о Антихристе», тексткоторого был хорошо знаком ему по Соборнику (М., 1647 г.), Ефрема Сирина «(Л. 109) Такожде и святыи Ефрем пишет: Родится из скверныя жены и покажется во всем благ и кроток, и возлюбят сквернии жидове, чтити его начнут и радоватися царству его. Он же, всескверный, тех почитати начнет и место и церковь им воздвигнет», Иринея, епископа Леонского «(Л. 603 об.) Аще же со Арфрома полагается odalaLa^4 сатана, не яко ин сый от диавола, аще и лежит по превозходному [...] Глаголано же бысть блаженным Юстином", философом и мучеником, яко диаволпо пришествии Христове и по ответе на нь в геену наипаче хулником будет, аще и первее не тако безстуд-нее Бога похули. Тем же о нем праволучне речеся: Сердце2" его отвердело яко камень, зане ослабленное и неутружденпое лукавства, аще же чаяние муки лу-ка(Л. 604)внейшаго того содела, то како мучайся или сам или делателие его в геенне, искушением огненным скверн греховных отмыются», Андрея Кесарий-ского «Святый же Андрей в 9-м слове на толкование Откровения (л. 109 об.) пишет2', воспоминая Евфрата, яко от онех стран исходит Антихрист», Св. Иоанна Златоуста (Л. 27, 43,61, 233 об., 1008, 452 об:, 858, 933 об, 963 об.), Си. Иоанна Дамаскина (Л. 118 об., 148 об,), Мефодия Патарского «О сиХ же (л. 599)' и Божественный Мефодий2" глаголет сице наречение». В сочинении Мефодия Патарского расшифровывались многочисленные имена Антихриста, у Ипполита — и время его пришествия. Отметим, что эти сочинения активно использовались в ранней старообрядческой догматико-публицистической идеологии^, 422; 3, 368; 36, 161,174].

Важно отметить, что современные ему старообрядческие авторы, например Спиридон Потемкин (Спиридон (в миру Симеон) Потемкин, — ум. 2.02.1665 - из рода смоленских дворян, родной дядя Ф.М. Ртищева. Автор «Книги», в которой излагалась эсхатологическая теория «трех отступлении» и предсказывалось «воцарении Антихриста» в 1666 г.), указывали на это: «Аще глаголют нецыи, яко Никон патриарх Кирилловой книги не приемлет, но лгутъ. Приемлет бою Никон с любовию на многих местех. И не точию Кирилла приемлет, но и Стоглав приемлет и о вере книгу приемлет. Еже свидетельствует Скрыжаль книга его»[24, 300; 6, 345-383; 7, 124-137].

Патриарх Никон в отношении обвинений его самого со стороны Паисия Лигарида не раз называет последнего клеветником (1 вопрос - Л. 16 об.), завистником, говорит: «диавол - отецтвой»29 (вопросы 1 -Л. 2, 6 - Л. 44 об., 26вопрос - Л. 594 об., 616 об., 726, 746 об., 748 об).

В ответе на 13-й вопрос — Л. 100 об. — 116 — 0 названии Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом, он отмечал: «И паки глаголеши, издыха о Никоне, ново писмя начинаешь, которого желают и дожидаются себе жидове, что изыдет новый Месия в Новом Иерусалиме, на удачю не в твоем Антихристова родителница. Зело мне видится, безумный чело-вече, не ведети гебе Божественнаго писания, ни сы-лы30 его, (л. 102 об.) ... Аще не веси, идеже подобает отцу твоему, Антихристу, родитися, мы ти от святых книг покажем место, а не яко же ты, еже собою что слыши, то и глаголеши, ничто же истинно, везде лжи полно, якоже и зде. Слыши, ответотворче, како имать Антихрист родитися и где». Здесь же он комментирует знаки пришествия Антихриста. (Л. 108 об.) Прочее же пространее хотяй навыкнути о хотящих быти сложение от святаго Евангелия и святых апостол, о сем Ипполитово прочти и увеси, или Мефодия, епископа Патарского, о Антихристе.

Сей родится в селе Хоразине и воспитается в Вив-саиде и воцарится в Капернауме. Возвеселит же ся весь Хоразин, яко родися в нем, и (л. 109) Вивсаида, яко воспитася в нем, а Капернаум, яко воцарися.

Сего ради Господь во Евангелии рече по трищи: Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаида, горе тебе, Капернауме, яко до небес вознесеся и до ада низве-дешися. И внидет сын погибелный во Иерусалим, и сядет во церкви Божии, и прочее сотворит, елика во инех книгах пишет.

Такожде и святыи Ефрем пишет: Родится из скверныя жены и покажется во всем благ и кроток, и возлюбят сквернии жидове, чтити его начнут и радоватися царству его. Он же, всескверный, тех почитати начнет и место и церковь им возднигнет[22].

Святый же Андрей в 9-м слове на толкование Откровения (л. 109 об.) пишет, воспоминая Евфрата, яко от онех стран исходит Антихрист[35].

К сему же и Новый Иерусалим, возлюбленный град, взяти и поработити хотящи, из него же Божественный закон чрез апостоли во вселенную протече. Идеже глаголют, яко и Антихрист в храме Божии сядет или во июдейстем, древле убо божественней, разрушением же за дерзость на Христа, и от него паки исиравитися чаемем богоборцами июдеями. Или воистинну в божественнем храме в соборной церквитуждая себе присвояй, показуя себе, яко Бог есть, яко же глаголет апостол: Но ненадолго, глаголет, о^нь с небесе сошед, или видимый, якоже на два пять десятники при Илии, или (л. 110) Христово славное пришествие убиет духом уст сових».

Также этот вопрос затрагивается в ответе на 14-й вопрос (Л. 116-132об.),и26 (Л.978 - 1012об. - 450 -972) - «Отступление, глаголет, яко многих имать погубит. Что же ли сея погибели болши, еже оставя Божии закон и заповеди, человеческая предания пред-почтоша, то есть Уложенную книгу, в ней же полно горести и лети...Церковь же не стены, но законы и пастырие церковнии. На них же ты, отступниче, пре-взявся по действу сатанину, написа суд, на патриарха и на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и по прочих причетников судити простым лю-дем, не помысля Божествено ничто же» (Л. 594).

В 25-м возражении Святейший Патриарх Никон называет Паисия Лигарида «раскольником», «новый Лютором» (вопрос 21 - Л. 233 об., 26 вопрос - Л. 531, 888: «Зде же в Росии не точию ко царю приходите епископом или архимандритом и монахом, но ни на двор царскии прощено есть. Всем убо еретиком, жидом, махаметом и лютором и калвином невозбранно приходити, единою точию еписьвдгомшоавеславным

и архимандритом и игуменом и монахом приход на царскии двор возбранен есть. А еже прямое кривым делать, а кривое прямым, (л. 888 об.) я того не видал. Вижу ныне, что ты прямое кривишь, и кривое прямишь, Божественныя законы ни во что полагаешь, а новые свои несведомые святей церкви обновлявши»), «Новым Арием» (26-й вопрос - Л. 585 об.) и, наконец, «Люцифером».

Обозначение Паисия Лигарида достаточно важно, так как существует общепринятый историографический штамп, что в роли реформатора (по аналогии с западноевропейской реформацией, а это, в свою очередь может рассматриваться как пропаган-дистско-риторический прием, чтобы возникали ощущения с лютеровско-кальвинистской традицией) выступил сам Патриарх Никон. И в обвинение на то, что якобы Патриарх Никон оставил патриарший престол, он возражает: «Патриаршества не оставли-вал и святительства, злобы ради вашея отшел, дая место гневу, по писанному, исполняя заповедь Христову». (Л. 957). Таким образом, при Патриархе Никоне реформ как качественных изменений чего-либо не было, а была церковно-обрядовая и книжная справы в унификационной, герменевтической скорее части. К началу Нового времени исторического развития Руси третий Рим восприняв задачу охранения-сбережения Ромейского наследия пересматривал греческо-восточное наследие, воспринимая-избирая самое лучшее — непреходящее, что не позволило бы претерпеть тот упадок и разорение, которое претерпел и 1 и II Рим в судьбах пременения царств. После Собора 1666-1667 гг., когда Патриарх Никон был окончательно удален в патриаршей кафедры и лишен сана, а старообрядцы преданы анафеме и поставлены вне закона (для них ход истории в 1666 г. завершился), пророчества о 1666 г. и эсхатологические ожидания оказались сбывшимися.

Примечания

1 Евангелие от Марка 13, 9-13 «Вас будут предавать в судилища, и бить ь синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними», Евангелие от Матфея 24, 7,8,19,22 «Восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам», Евангелие от Луки 21, 11 .

- Евангелие от Матфея 15, 7-9 «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; по тщетно чтут Меня, уча учениям, запоиедим человеческим».

1 Символом церкви перед вторым пришествием становится лаодикийская (Откровение Иоанна Богослова 3, 14-18: «Знаю дела твои: ты не холоден, ни горяч, о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тенл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ... Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное... Кого Я люблю, того наказываю. Итак, будь ревностен и покайся!», в большей степени символическим первообразом старообрядческой церкви становится известный библейский сюжет о церкви в Филадельфии. Согласно Апокалипсису, это небольшая церковь, страдающая от нападок «лжехристов»: «Знаю твои дела... Ты не имеешь много силы, но сохранил Мое слово и не отрекся от Меня», - Христос называет их врагов «сатанинским сборищем» (3, 9) и говорит: « вот, Я сделаю то, они придут и поклонятся пред ногами Твоими и узнают, что Я возлюбил тебя». Далее речь идет о том, что Господь хранит Свою церковь в «годину искушения». В каждом из посланий семи церквям содержится характеристика Христа, похвала, обличение, наставление и обещание. Так вот, филадельфийской церкви Господь обещает: «Побеждающего сделаю столпом в храме

Бога Моего!». Таким образом, здесь содержится явный императив на борьбу без компромиссов.

4 Понятие Антихриста связано с положением «лжеучителя», то есть нечто выросшее внутри христианской Церкви — «Они были одни из нас» - 1-е Ин. 2, 19.

5 «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; по ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных».

" «Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это-начало болезней».

' «Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба».

" «Да не обольстит вас никто никак: ибо деньтотне придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».

'' «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается».

10 «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же».

" «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей».

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся».

" «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд ьеликого дня. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям».

11 «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына».

|Л Даниил 7, 14: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Даниил 9:27: «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

" Осия 13, 10-14: «Где царь твой теперь? 11усть он спасет тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: „дай нам царя и начальников" ? От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня».

" «(Л. 493) Мы же о сем многажды покушахомся месть сотворити врагом споим и ничто же успехом. Сего его же Господь наказуег нас сими, а не поганых поспешеством над нами. И сими великими казнми в покаяние не внидохом, сами межусобство зло сотворихом и бедным христаном всяко насилство чинихом. И милосердый Господь за премногия грехи маша наказуя нас ово потопом, ово мором и различными оолеэньми и бедами, и никакоже не наказахомся. И посла Господь на ны тяжкия и великия пожары и вся наша злея собрания потреби и прародитель благословение (л. 493 об.) огнь пояде, паче же всего святыя Божия церкви и многия великия и неизреченныя святыни и святыя мощи и много безчисленное народа людска. И от сего убо вниде страх в душю мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой и уми-лихся, и познах своя согрешения, и прибегох ко святей со-борней и апостолской церкви, и припадох Божию человеколюбию великому и ко Пречистей Богородицы и ко всем святым и ко твоему первому святительству и всем, иже с тобою, святителем, и умилно припадая, истинным покаянием прося прощения, яже зло содеях, И Божия ради великия милости получмх от вас (л. 494) мир и благословение и прощение о всем, яже содеях зле. Тогда же убо и аз всем своим князем и бояром по вашему благословению, а по их обещанию, на благотворение подах прощение в их к себе прегрешениих, и по вашему благому совету, Богу помогающу нам, начах вкупе устрояти и управляти Богом врученное ми царство, елико Бог поспешит, у него милости и помощи просяще. Еще же молю вашу свя тыню и преподобие, и о сем прострите прилежную молигву ко всесилному и милостивому Богу, еже попустил на нас Бог многую скудость всякому плоду (л. 494 об.) земному, такоже и скотом и птицам и прочему изобилию

и всякому стяжанию. И аще вашими отеческими молитвами умолен будет Бог о нас и милостива Его себе сотворим и очистимся от всяких грех душевных и телесных. И тако уповаем па милость Его, да помилует нас и моления нашего не презрит, щедр бо есть и милостив и не оставит нас, сирых, но послет свою помощь рабом своим и просветит ум наш, и утвердит страх свой в нас, и укрепит нас на путь мире, и наставит на всяко дело благо, и гобину подаст всяческих (л. 495) плодов, и вся враги наша видимыя и невидимыя вскоре да покорит в нозе наши».

" Мф. 7, 6: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

Так в возражении на 12 вопрос (Л. 100 об.) имеется ссылка на Откр. 19, 16, 14 возражение (Л. 124 об.) — Откр.

5, 6, 8 (Д. 129_ - Откр. 1, 1, 20 возражение (Л. 198) - Откр. 1, 20, Откр. 21, 12, 14, (Д. 203) - Откр. 2, 5, 12, 4, 6, 23 возражение (Л. 275) Откр. 5, 10, 24 возражение (Л. 373) Откр.2, 11-13, 26 возражение (Л. 534) - Откр. 12, 12, (Л. 535 об.) -Откр. 1, 1, (Л.595 об.) - Откр. II, 19, (Л. 596) - Откр. 12, 1, (Л.597 об.) - Откр. 2, 1, (Л. 598) - Откр. 9, 19, (Л. 601) - Откр. 12, 6, (Л. 602) - Откр. 12, 7, (Л. 604) - Откр. 12, 10, (Л. 605 об.-607) - Откр. 12, 12-17, (Л. 608) - Откр. 14, 16, (Л. 609 об.) -Откр. 3, 10, (Л. 624) - Откр. 1. 7, |Л. 644) - Откр. 14, 8, (Л. 648) -Откр. 1, 5, (Л. 649) - Откр. 1, 6, Откр. 1, 16, (Л. 651) - Откр. 21, 1, (Л. 669 об.) - Откр. 1,5, (Л, 676 об.) - Откр. 3, 3, 16, 15, (Л. 686

06.) - Откр. 1,5, (Л. 856 об.) - Откр. 21, 9, 23, (Л. 859) - Откр. 21, 16-23, (Л. 893 об.) - Откр. 19, 4, 7, 9, (Л, 894 об.) - Откр. 20, 11-15, (Л. 897) - Откр. 19, 10-13, (Л. 904) - Откр. 3, 21. (Л. 904 об.) - Откр. 21, 5, (Л.909) - Откр. 13, 6, 27 возражение (Л. 1015 об.) - Откр, 6, 10, Откр. 16, 4, (Л. 1016) - Откр. 19, 6, (Л. 1019) - -Откр. 12, 7-11.

20 «Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, опикс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки».

"Здесь: Иез. 23, 17

Патриарх Никон леБом поле листа «Возражения...» делает помету: Иезек. 28. Здесь: Иез. 28, 12

"'Патриарх Никон левом поле листа «Возражения.,.» делает помету: Арфрон, часть I Естимологии.

-'Слово написано по гречески.

■^Патриарх Никон правом поле листа «Возражения...» делает помету: Юстин в толковании Апокалипсии Евсевии книг. 14, глав. 11.

"Патриарх Никон правом поле листа «Возражения...» делает помету: Ириней книг. 5 глав. 3; против ересем Иов 41.

" Патриарх Никон левом поле листа «Возражения...» делает помету: Алое, глава 9.

'"атриарх Никон правом поле листа «Возражения...» делает помету: Мефодии приводит.

Имсетсп ввиду фраза Христа из Евангелия от Иоанна 8, 44. «Ваш огец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец п отец лжи».

""Гак п ркп.

Библиографический список

1. Аввакум (протопоп). Житие протопопа Аввакума, им написанное, и другие его сочинения. СПб., 1993.

2. Авраамий, инок. Челобитная царю Алексею Михайловичу // Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н.И. Субботина. Т. 1. СПб., 1885.

3. Авраамий, инок. О Римском отступлении // Материалы для истории раскола за первое время его существования Т. 8. СПб., 1887.

4. Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности. СПб., 2000.

5. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке Приложение № 14. СПб., 1900.

6 Бубнов Н.Ю. Спиридон Потемкин и его «Книга» // ТОДРЛ, 1985. Т. 40. С. 345-383.

7. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. СПб., 1995.

8. Буланин Д.М. О некоторых принципах работы древнерусских писателей // ТОДРЛ. Т. 37, Д., 1983. С. 3-13.

| 9. Гурьянова Н.С. «Книга о вере» в системе авторитетов | старообрядчества // Старообрядчество в России. Вып. 3.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

! М„ 2003.

| 10. Гурьянова Н.С. Старообрядцы и традиции русского

православия // Материалы международной конференции «Человек между царством и империей: культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив». Москва 14-15 ноября 2002 г. / Под ред. М.С. Киселевой. М.: Институт человека РАН, 2003. С. 277-286.

П.Дементьев Г. Критический разбор так называемой Книги о вере сравнительно с учением глаголемых старооб-( рядцен СПб., 1883.

12. Завитпевич В.З. Палинодия Захарии Копыстенского и 1.4' место в истории !лш1днорусской полемики XVI-XVII веком М, 1883.

13. Знамение пришествия Антихриста, по учению священного писания и толкованиям святых отцев и учителей церкви. М.,1912.

14. Зызыкин М.В. Патриарх Никон Его государственные и канонические идеи. Ч. I - III. Варшава 1931-1938, переиздан -М., 1995.

15. Ипполит Папа Римский. Слово 3 в неделю мясопустную о Антихристе // Сборник 71 слова. М.: Тип. Единоверцев. 1897. Л. 125 об.

16 Калужняцкнй Э.И. Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южнозападнорус-I ском полемической литературы // ЧОИДР. 1886. Кн. 4.

17. Карташев А. Очерки по истории русской Церкви. Т. 2. М., 1992.

I Я. Книга о вере. М., 1648.

19. Лурье В.М. Три эсхатологии. Русская эсхатология до и после великого раскола // Мир Православия. Сб. научных статей. Вып, 3 / Отв. ред. митрополит Волгоградский и Камы-шинский Герман. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. С. 150-178.

20. Невоструев К Слово об антихристе Ипполита Папы Римского в славянском переводе по списку XII в. М.. 1862.

| 2 I. Ннкин |патриарх|. Возражение или разорение сми-I репного Никона, Божией милостью патриарха, противо воп-

росов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы РГАДА. Ф. 27. Д. 140, ч. IV. Л. 2-1039. // Патриарх Никон. Труды / Автор-сост. В.В. Шмидт. М.: МГУ, 2004. 1264 с.

22. Об антихристе. Слова: Ипполита, Епископа Римского, Св. Ефрема Сирина и Св. Кирилла Иерусалимского; учение о нем Св. Иринея, Епископа Лионского, Св. Иоанна Злато-устаго, Андрея Кесарийского и Св. Иоанна Дамаскина. М.: Типография Высочайше утвержденного Т-ва И.Д.Сытина, Валовая улица, собственный дом. 1895.

23. Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии, Новосибирск, 1998.

24. Опарина Т.А. Число 1666 в русской книжности середины - третьей четверти XVII в. // Материалы международной конференции «Человек между царством и империей: культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив». Москва 14-15 ноября 2002 г. / Под ред. М.С. Киселевой. М.: Институт человека РАН, 2003. С. 287-318.

25. Опарина Т.А. Эсхатология и формирование православных национальных церквей в Восточной Европе в Раннее Новое время // Международная научная конференция «Государство, Церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы» г. Москва, РАН, 11-13 апреля 2005.

26. Павлов A.C. Происхождение раскольнического учения об антихристе // Православный собеседник. 1858. Ч. 2.

27. Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986.

28. Сборник Кириллова книга. М., 1644.

29. О. Симеон. Краткая памятная запись нынешних событий и о судьбе древнего Рима // Духовная литература староверов востока России XVIII — XX вв. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. / Отв. Ред. H.H. Покровский. С. 169-198. Ком. 679-682.

30. Смирнов П С. Происхождение самоистребления в русском расколе. СПб., 1095.

31. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе XVII века. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб., 1898.

32. Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993, вып. 3 (XVII в.) Ч. 2. С. 163-166.

33. Соболев С. (арх.) Русская идеология. Глава 7. М., 1992.

34. Сукина Л.Б. Большая и малая эсхатология в художественной культуре XVII века // Эсхатология. Истории и современность. Тезисы научной конференции. 1996. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.auditorium.nl/ v/index.php?a = v cont&c = getForm&r = thesisDesc&Counter Thesis = l&id thesis = 1996&PHPSESSID = e 3ff21375bd937f37

35. Толкование на Апокалипсис святаго Андрея, архиепископа Кесарийского. М., 1901. (репринт 1992).

36. Федор (дьякон). Послание о заточении и неистерпи-мом мучении // Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т.5. / Под ред. Н.И. Субботина. М., 1879.

37. Шмеман А. (прот.). Исторический путь православия. М., 1993.

38. Юрганов A.A. Категории русской средневековой культуры. М.,1998.

39. Palmer W. The patriarch and the tsar. V. 1-6. London, 1871 -1876.

ВОРОБЬЕВА Наталия Владимировна, кандидат исторических наук, докторант кафедры дореволюционной отечественной истории.

Статья поступила в редакцию 06.10.06. © Воробьева Н. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.