Moiseev N.B. Settlements of average and late bronze of the central part of the Oka-Don plain. Synthesising the materials of settlement monuments of the large but poorly investigated region, the borders of archaeological cultures
of average and late bronze are specified. The short characteristic of an economic life of inhabitants of the given settlements is given.
Key words: settlements, plain, culture, bronze.
«КОРМЧАЯ» КАК ИСТОЧНИК «ВОЗРАЖЕНИЯ ИЛИ РАЗОРЕНИЯ»
ПАТРИАРХА НИКОНА
Н.В. Воробьева
В статье рассмотрены проблемы отношений светской и духовной властей в воззрениях патриарха Никона на основе «Возражения, или Разорения, смиренного Никона, Божиею милостию Патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигариду-су, и на ответы Паисеовы» и «Кормчей». Констатируется превалирование духовной (патриаршей) власти над светской (царской). От союза священства и царства зависит сохранение и соблюдение переданных через апостолов и святых отцов священных правил.
Ключевые слова: «Кормчая», патриарх, царь, теория «Симфонии властей».
Для русской Церкви вопрос о соотношении церкви и государства имел основополагающее значение. Нормативной базой церковного суда Русской православной церкви были сборники церковного права - номоканоны, или кормчие книги. Они содержали апостольские правила, правила Вселенских соборов, сочинения отцов Церкви, выдержки из византийского церковного и гражданского права, чины богослужений, толкования церковно-правовых текстов. Первый из византийских канонических сборников, переведенных на славянский язык, - «Номоканон в 50 титулах» Иоанна Схоластика (IX в.). В нем была предложена концепция взаимодо-полнительности двух властей: мирская
власть и священство соотносятся как тело и душа в живом человеке и необходимы для государственного устройства. Отметим, что это положение, по сути, противоречило принципу византийской автократии, но, несмотря ни на что, принцип, высказанный в предисловии к 6-й новелле, оказался востребованным в русской политической культуре, к примеру, на него ссылался в 1547 г. митрополит Макарий во время венчания Ивана Грозного.
В 1649 г. в Москве при царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе было предпринято первое печатное издание «Кормчей книги». В основу этого издания легла рязанская редакция, близкая к сербскому переводу св. Саввы. Печатание
«Кормчей» закончилось в 1650 г. До издания в 1650 г. печатной Кормчей на практике бытовали рукописные тексты кормчих, служившие основным пособием для духовенства в решении церковных споров. Часть тиража «Кормчей книги», отпечатанной в 1650 г., была задержана с выпуском. С приходом на патриаршество Никона в 1652-1653 гг. к ней были сделаны допечатки, усилившие идейную направленность издания как памятника церковного права. Патриархом Никоном было исправлено 50 страниц книги. В 1653 г. экземпляры печатной «Кормчей» были разослали по епархиям, монастырям, приходам. Высланы они были и на Балканы - в Болгарию и Сербию. Позднее Кормчую 1650 г. иногда стали называть «Кормчей патриарха Иосифа», а Кормчую 1653 г. - «Кормчей патриарха Никона» [1-5]. Издание двух сводов - это еще одна характерная для 16401650-х гг. попытка найти оптимальные пути регулирования отношений в обществе в новых условиях. Хорошо известный эпизод из челобитной нижегородских священников 1636 г. о поведении верующих в храме [6] показывает, что прихожане были готовы следовать верховным установлениям относительно поведения в храме и отправления богослужений, но их религиозная жизнь вне храма не была предметом рассмотрения законодательства. Поэтому и не случайно появление позднее разного рода проповедей, архиерейских посланий и увещеваний с тре-
бованиями религиозно-нравственного характера, которым должно следовать в повседневной жизни. Позднее к ним добавились и соответствующие царские распоряжения, призванные заполнить отсутствие подобных императивов в Уложении. Иначе говоря, и Уложение, и целый ряд других источников (наподобие упомянутой нижегородской челобитной) свидетельствуют о том, что для рассматриваемого периода характерно уже не столько проникновение церковно-религиозного начала в повседневную жизнь, сознание и поведение людей, сколько некоторое разделение, расположенность рядом церковной и светской сфер жизни и деятельности как населения, так и властей, в т. ч. духовных. При этом религиозные переживания населения, несомненно, имели глубокую духовную подпитку, о чем свидетельствуют духовные искания, вылившиеся в размахе капитоновщины и, позднее, старообрядчества. Установлено, что главный мотив целого ряда обращений правящей элиты к обществу - это призыв к умиротворению, к согласию, к равноправию (конечно, в том смысле, как это понималось средневековым сознанием) [7]. Существует известие о том, что в 1654 г. царь Алексей Михайлович разослал воеводам на места выписки из Кормчей с предложением судить по этим законам уголовные дела. Церковное право еще не было совершенно отгорожено от светского, но принятие Уложения и издание вслед ему Кормчей указывало тенденцию к все большему их разделению. Печатная Кормчая в первой, Иоси-фовской, редакции была переиздана в Варшаве старообрядцами в 1786 г., а через 100 лет, в 1888 г., ее перепечатали в московской единоверческой типографии. Последнее издание Иосифовской редакции печатной «Кормчей» вышло в Москве в 1913 г. В 1787 г. Святейший Синод переиздал Никоновскую редакцию «Кормчей» с некоторыми изменениями, включая перестановку глав. Эта книга была переиздана также в 1804, 1810, 1816, 1827 и 1834 гг.; после 1834 г. прекратился выпуск очередных переизданий в связи с выходом «Книги правил». В 1658 г., при Патриархе Никоне, появилось третье московское издание «Номоканона» в исправленном виде: сличения книги со всеми предыдущими киевскими изданиями и греческими списками и изменения первоначальной структуры «Номокано-
на» и его сокращению. С тех пор Никоновская редакция без изменений воспроизводилась в позднейших досинодальных и синодальных изданиях «Большого Требника» [8].
Первая глава Уложения названа «О богохульниках и о церковных мятежниках». Она предусматривает наказания за совершение церковных преступлений. Выделив эту главу, Уложение констатировало как реально складывающуюся в обществе правовую ситуацию (разделение компетенции церковного и светского законодательства), так и разделение религиозного и светского в повседневной жизни паствы. Взяв под контроль внешний порядок, поддержание церковного благочиния, государство юридически оставило за Церковью регулирование внутриполитических отношений, религиозные проблемы, обрядность. Кормчая содержит две основные группы документов: во-первых, собственно церковные правила, касающиеся деятельности духовенства и поведения верующих мирян, и, во-вторых, законы гражданского характера, где преобладающее место занимает регулирование семейно-брачных и имущественных отношений. Широко известно высказывание патриарха Никона о Соборном уложении 1649 г. Никон видел в нем узаконенную апостасию государства от истины Христовой и предательство национально-государственных интересов: «Ис правил святых апостол и святых отец и благочестивых царей градских законов ничево не выписывал, якоже и самыя та уложенная беззаконная книга свидетелствует беззаконие их» [8], в опровержение Уложения патриарха переиздал Кормчую. В главе 13 Уложения предусматривалось учреждение Монастырского приказа как высшей судебной инстанции по тяжебным делам для монастырей, монастырских людей и приходских причтов. Митрополит Новгородский Никон, будущий патриарх, решительно противился учреждению Монастырского приказа, считая неправомерной судебную власть светских чиновников над духовенством и церковными людьми даже по гражданским делам. Но его протесты остались тщетными. В письмах царю он отмечал крайнюю несправедливость положения нового закона о том, что светские лица стали судить духовенство в Монастырском приказе, учрежденном согласно 13-й главе Уложения. Патриарх Никон так писал о ко-
дификаторе: «И по государеву цареву и ве-ликаго князя Алексея Михайловича всеа Ру-сии указу бояре князь Никита Иванович Одоевской с товарыщи, выписав ис правил святых апостол и святых отец и из градских законов греческих царей и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Росии и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках и в ука-зех прежних гоударей и в боярских пригово-рех не написано, и те статьи, написав вновь, к государю приносили... И он, князь Никита, человек прегордой, страху Божия в сердцы не имеет и Божественаго Писания и правил святых апостол и святых отец ниже чтет, ниже разумеет, и жити в них не хощет, и живущих в них ненавидит яко врагов сущих, сам быв враг всякой истине. А товарыщи его люди простыя и Божественаго Писания не ведущии... И то всем ведомо, что збор был не по воли, боязни ради и междоусобия от всех черных людей, а не истинныя правды ради. А что по государеву цареву и великаго князя Алексея Михайловича всеа Росии указу бояре князь Никита Иванович Одоевской с товарыщи, будто выписав ис правил святых апостол и святых отец и из градских законов греческих царей и из старых судебников прежних великих государей, к царю приносили, и то он, враг Божии и всякой истины, все солгал. Ис правил святых апостол и святых отец и благочестивых царей градских законов ничево не выписывал, якоже и самыя та уложенная беззаконная книга свидетелст-вует беззаконие их» [8, л. 511, 531об., 514об.-515].
Вопреки утверждениям патриарха Никона в Уложение было включено немало глав и статей государственных и уголовных преступлений. Поэтому, вероятно, не могло идти и речи о переработке Уложения или дополнения его другими статьями, отвечавшими требованиям Церкви. Только издание Кормчей как кодекса церковного права как бы возвращало ситуацию вспять, т. е. ко времени до Собора, утвердившего Уложение. Учитывая, что Кормчая - памятник несомненно более древний, чем вновь принятый кодекс, следует видеть в действии духовенства расчет некоторым образом дезавуировать Уложение, продемонстрировав обществу и свет-
ской власти истинный свод законов, в котором гражданское право соотнесено с церковным согласно византийской традиции. Одновременно Кормчая как бы представляла альтернативу светскому законодательству и тому порядку вещей, который отныне учреждался в государстве. И в этом качестве Кормчая вновь еще острее показывала разде-ленность мирской и церковной жизни. Патриарх Никон говорил о «Соборном уложении» 1649 г. как о деянии Антихриста: «Понеже и злодее и разорители закона евангель-скаго и заповедей оглаголуеми и обличаеми от любящих и хранящих евангельское слово, мнят тяжко себе и поносно быти. И того ради умыслиша, якоже ты, князь Никита, новый закон написал советом антихриста. Не суть ли дияволской се закон, ей, самого антихриста, дабы никто не смел тяжести ради уло-женныя никому о правде слова Божия про-поведати» [9, л. 732-733] и как о свидетельстве апостасии государства: «Отступление, глаголет, яко многих имать погубити. Что же ли сея погибели болши, еже оставя Божии закон и заповеди, человеческая предания предпочтоша, то есть Уложенную книгу, в ней же полно горести и лсти» [9, л. 594].
Воззрениям патриарха Никона на соотношение светской и духовной власти посвящена большая часть «Возражения, или Разорения, смиренного Никона, Божиею мило-стию Патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридусу, и на ответы Паисеовы» [9]. Патриарх Никон ссылается непосредственно на Эпанагогу Юстиниана: глава 58 - л. 59об., 472-472об., 787, 811,
81106., глава 8 - л. 64об., глава 2 - л. 218,
81006., глава 17 - л. 236об., глава 7 - л. 238, глава 1 - л. 281, 504об.-505, глава 54 - л. 471-
47106., глава 56 - 471об., глава 57 - л. 471об.-472, 786об., 810об., глава 32 - 472об.-473, глава 30 - л. 473-473об., глава 74 -л. 504об., глава 87 - л. 505-505об., 719об., глава 42 - л. 719. Патриарх Никон еще в самом начале своей деятельности на первосвятительской кафедре обратился к этим важнейшим сочинениям. Фрагмент из Эпанагоги прозвучал в его обращении к царю и боярам при избрании на патриаршество в июле 1652 г. Никон упомянул 2-й титул 4-й главы Эпанагоги, трактующей задачи царя и патриарха в области управления подданными. Бу-
дущий патриарх потребовал обещания «исполнять евангельские догматы, правила святых апостолов и святых отцов и законы благочестивых государей» [10]. А в речи к Собору 1654 г., утвердившем начатые церковные преобразования, патриарх Никон полностью привел предисловие к 6-й новелле Юстиниана.
Проанализировав 4112 единицу авторского текста в «Возражении, или Разорении ...» мы выявили 2653 помету, указывающую на библейский текст, на Кормчую - 300, на Святых отцев-каппадокийцев - 490 (из них 417 - на Св. Василия Великого). В тексте нами выявлено 545 цитат без указания текста источника, посредством семантико-когни-тивного анализа источник восстановлен. Выявлено 16 случаев контаминаций. Кормчая является часто используемым источником цитирования. Нами подсчитано, что патриарх Никон ссылается в «Возражении, или Разорении.» на 25 правил Кормчей 301 раз. В общей сложности патриарх Никон использует выписки из 24-х глав Кормчей, приводя в качестве примера 297 правил, выделили главы, правила, листы по изданию, сопоставив их с цитатами в «Возражении, или Разорении.». В большей степени патриарх Никон использовал первую часть Кормчей, куда вошел канонический «Синопсис» с толкованиями Аристина и Зонары. Из второй части (с 42-й главы) он цитирует сборник из 87 титулов Иоанна Схоластика (гл. 42); гражданские законы из «Номоканона» Патриарха Фотия (гл. 44); «Градский закон» - полный перевод «Прохирона» (гл. 49); правила Василия Великого; статью «О священных одеждах и особах» (гл. 66-69); выписки из «Пан-дект» греческого монаха Никона Черногорца, жившего в XII в., о важности церковных правил (гл. 71).
По степени цитируемости можно выделить:
1) первую главу Кормчей (правила 10 [9, л. 254об, 294], 11 [9, л. 254об, 294], 12 [9, л. 254об, 294], 14 [9, л. 113, 255об.], 27 [9, л. 119], 28 [9, л. 113об ], 30 [9, л. 95, 255], 34 [9, л. 74об., 92об., 113, 255], 35 [9, л. 113, 255, 258об.], 37 [9, л. 65об., 68об., 92, 113], 40 [9, л. 99, 274об.], 41 [9, л. 276], 45 [9, л. 76об.], 55 [9, л. 103об.], 59 [9, л. 67об.], 60 [9, л. 89об.], 62 [9, л. 112об.], 68 [9, л. 57об.], 69 [9, л. 210], 74 [9, л. 75], 75 [9, л. 57], 84 [9, л. 300-300об.], 85 [9, л. 65об, 69, 92, 113]);
2) пятнадцатую главу (правила 8 [9, л. 57об.], 9 [9, л. 276об.], 15 [9, л. 170об.,
18906., 254об.], 18 [9, л. 66об., 92, 104об., 110], 19 [9, л. 67, 75], 23 [9, л. 54об., 76об., 293об.], 24 [9, л. 67об.], 56 [9, л. 88], 74 [9, л. 67], 75 [9, л. 119об], 76 [9, л. 119об., 276об.], 77 [9, л. 67], 87 [9, л. 78], 95 [9, л. 70], 97 [9, л. 119об., 277], 102 [9, л. 108], 104 [9, л. 92об., 171, 254об.], 106 [9, л. 54об.,
9206., 293об.], 114 [9, л. 201об.], 115 [9, л. 201об.], 128 [9, л. 57об.], 132 [9, л. 260], 133 [9, л. 260об.]);
3) девятую главу (правила 9 [9, л. 74об., 113, 125], 11 [9, л. 54об., 92об., 105об., 293], 12 [9, л. 105об.], 13 [9, л. 53об., 113, 256, 294, 294об.], 16 [9, л. 113, 256], 17 [9, л. 88], 20 [9, л. 66, 69об., 92, 113], 21 [9, л. 113], 22 [9, л. 256, 258об.], 25 [9, л. 98]);
4) четырнадцатую главу (правила 1 [9, л. 256об.], 2 [9, л. 257, 294об.], 3 [9, л. 53об.,
7606., 257, 295], 8 [9, л. 105об.], 9 [9, л. 54об., 105об.], 12 [9, л. 53об., 76об., 295], 13 [9, л. 54, 54об.], 18 [9, л. 54, 76об.], 19 [9, л. 64, 106, 296об.], 21 [9, л. 54, 69, 293об.]);
5) тринадцатую главу (правила 1 [9,
л. 201], 3 [9, л. 74], 5 [9, л. 113, 256об., 294об.], 9 [9, л. 69, 74об., 77, 92, 104об., 170, 189, 254об.], 19 [9, л. 66об., 69, 69об., 92], 21 [9, л. 57], 24 [9, л. 89, 97об.], 28 [9, л. 74], 29 [9, л. 55]);
6) двадцать первую главу (правила 7 [9, л. 108об.], 9 [9, л. 108об.], 13 [9, л. 59об.], 31 [9, л. 109], 35 [9, л. 108об.], 36 [9, л. 109], 45 [9, л. 240об., 253об., 288об.], 46 [9, л. 109], 48 [9, л. 108об.], 56 [9, л. 59об.], 64 [9, л. 262, 289], 67 [9, л. 108об.], 73 [9, л. 112об., 240об., 289], 77 [9, л. 108об.], 82 [9, л. 289]);
7) семнадцатую главу (правила 1 [9,
л. 201об.], 2 [9, л. 65], 8 [9, л. 67об., 69, 92], 17 [9, л. 259], 19 [9, л. 89об., 111об ], 20 [9,
л. 54об., 76об., 257, 295об.], 36 [9, л. 64об.,
74], 49 [9, л. 88], 64 [9, л. 89, 97об.], 87 [9, л. 240об., 253об.], 92 [9, л. 108об.]);
8) восемнадцатую главу (правила 1 [9, л. 55об., 70, 72, 116, 201об., 240об., 255, 257об.], 3 [9, л. 95, 104, 113, 125, 255], 6 [9, л. 67об., 69, 70], 16 [9, л. 60об.], 19 [9, л. 97об.]);
9) сорок вторую главу (правила 1 [9, л. 120], 3 [9, л. 55], 12 [9, л. 181], 36 [9, л. 243об.], 54 [9, л. 181], 56 [9, л. 181], 57 [9, л. 92, 181], 58 [9, л. 68об., 92, 181об ], 74 [9, л. 189об.], 87 [9, л. 104об., 119об., 134, 189об., 243об.]);
10) десятую главу (правила 13 [9, л. 95, 104, 113, 125, 255], 37 [9, л. 276об.], 39 [9, л. 276об.], 58 [9, л. 66об., 69об., 92], 40 [9, л. 67об.], 41 [9, л. 54об.], 49 [9, л. 54об.], 50 [9, л. 210], 51 [9, л. 67об.]);
11) пятую главу (правила 5 [9, л. 73об.], 6 [9, л. 90об.], 10 [9, л. 112об.], 12 [9, л. 68], 15 [9, л. 255об.], 16 [9, л. 113]);
12) девятнадцатую главу (правила 1 [9, л. 89], 9 [9, л. 120], 13 [9, л. 77об.], 14 [9, л. 77об.], 15 [9, л. 79, 257об.], 16 [9, л. 95,
104об., 257об.]);
13) одиннадцатую главу (правила 1 [9, л. 201, 255], 2 [9, л. 90об., 113, 256об.], 3 [9, л. 61об.], 4 [9, л. 69, 255]);
14) сорок девятую главу (правила 15 [9, л. 110], 27 [9, л. 59, 104об., 260об.], 28 [9, л. 261], 39 [9, л. 60]);
15) сорок четвертую главу (правила 2 [9, л. 260об.], 9 [9, л. 181об., 189об.], 31 [9, л. 181об ], 50 [9, л. 70]);
16) двадцатую главу (правила 1 [9,
л. 115об ] и 3 [9, л. 247об., 299об.]);
17) четвертую главу первое правило [9, л. 55об., 169об., 200об.];
18) двенадцатую главу (правила 6 и 8) [9, л. 201]; седьмую главу четырнадцатое правило [9, л. 74об., 78об.];
19) третью главу седьмое правило [9, л. 209об.]; шестую главу восемнадцатое правило [9, л. 88об.]; двадцать вторую главу [9, л. 60]; двадцать седьмую главу правило 56 [9, л. 110]; сорок шестую главу 41 правило [9, л. 260об.]; сорок седьмую главу [9, л. 210].
По мнению патриарха Никона, именно духовный наставник, проповедник, пастырь несет ответственность за поступки каждого человека и ответственен перед Богом за неправедность жизни пасомых. Но только Богу, а не человеку принадлежит право судить людей. Патриарх Никон осуждал причащение царя в алтаре по священническому чину: «наш царь не только не приносит даров своему Создателю, но и прежде данное св. Церкви прежними царями и князьями себе усвоил на свои потребы» [9, л. 910]. В общем определении власти царя и патриарха говорится о царстве как о правовой власти, преследующей целью благо подданных. Особое положение занимает в церковной иерархии патриарх: «Патриарх есть образ жив Христов и одушевлен делесы и словесы в себе живописуя истину» [9, л. 97]. Патриарх Никон от-
стаивает церковные права и обосновывает их, посвящая экклезиологическим и церковно-государственным вопросам большую
часть своего «Возражения...» [9, л. 450-1013]. Власть духовная и светская, по его мнению, соотносятся через Христа следующим образом: «Священник же аще кого свяжет на земли, ни Сам Бог разрешит того, якоже свиде-телствует, будет, рече, связан и на Небеси... Зриши ли, яко небеснаго жителства достой-наго свяжет священник на земли, Бог того на Небеси не разрешит» [9, л. 367об.]. В задачу царя входит доброе управление, а патриарха -охранение верных в чистоте и благочестии. Цель царя - благодетельствовать народу, а патриарха - спасать души пасомых. Царь благочестив и усерден в Божественном, патриарх - учителей, обличает неправду, защищает догматы даже перед лицом царя. Царь защищает истины, провозглашенные Священным Писанием, патриарх толкует правила святых отцов и древних патриархов. Епископы должны не только во всем слушаться патриарха, но даже не могут самопроизвольно возбранять ему те или другие действия, но даже и советовать [9, л. 74, 77об., 64, 104]. Право суда над патриархом не принадлежит епископам и мирянам, может быть дано только другим патриархам [9, л. 76, 76об.,
9306., 309]. Священство выше царства [9, л. 102, 102об., 122, 123об., 136об., 101об., 140, 141, 143об.]; рассматривает через анализ сферы обеих властей, происхождение властей, историческую судьбу властей. Суд царя не имеет вечного характера, а у патриарха в руках душа и вечное спасение человека, во-вторых, светская власть ниже патриаршеской по атрибутам и средствам осуществления целей. Священство происходит непосредственно от Бога. Иерарх рукополагается через благодать Святого Духа непосредственно, царь поставляется при посредстве елея через священника [9, л. 270об.]. Поэтому царь должен повиноваться церкви [9, л. 266, 142об., 97об.,
12406., 141об., 140об.]. Царь (и светская власть в целом) не должен вмешиваться в церковные дела [9, л. 68об., 102, 98, 265об., 130] в вопросе об избрании епископов и других лиц церковной иерархии; в неотъемлемости имуществ от Церкви от левитов до наших дней; в неотъемлемости суда от церкви [9, л. 266, 90об., 250, 175, 175об., 264, 167, 240об, 238об.]. Патриарх имеет право покровитель-
ствовать бедным и неимущим [9, л. 318, 121, 303], бороться против злоупотреблений властью, включая самого царя [9, л. 121, 285об.] и царь не должен на это гневаться, а смотреть на это как на прямую обязанность патриарха, его долг. Всякого рода попытки нарушить эти отношения есть «презорство» [9, л. 98], «насильство» [9, л. 102], «лихоимство» [8, л. 89], «любодейство» [9, л. 107, 124], «гонение против церкви» [9, л. 100об.].
Из проведенного нами анализа «Возражения или Разорения» действительно следует, что принципы кафолического экклесио-логизма были общей основой идеологии как патриарха Никона, так и лидеров старообрядческого движения. Но из этого факта не следует, что они были не аутентичными производными от старообрядческого дискурса. Насколько показывает исследование биографии и наследия Святейшего Патриарха, то вся его жизнь, труды, воззрения были исповеданием каппадокийской системы ортодоксального богословия в исихастском варианте, проявившейся много раньше, нежели первые полемические произведения расколоучителей.
1. Розенкампф Г.А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде // Общество истории и древностей российских при Московском университете. М., 1829.
2. Калачов Н.В. О значении Кормчей в системе древнего русского права // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1847. Кн. 3.
3. Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань, 1869.
4. Срезневский И.И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1897.
5. Бенешевич В.Н. Древне-славянская Кормчая в XIV титулах без толкования. СПб., 1906. Ч. 1.
6. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII века: Челобитная нижегородских священников 1636 года в связи с первоначальной деятельностью Ивана Неро-нова. М., 1902.
7. Демин А.С. Писательство в России XVI-XVIII веков. Общественные настроения. М., 1985. С. 130-139.
8. Цыпин В. (протоиерей). Церковное право. М., 1994.
9. Возражение, или Разорение, смиренного Никона, Божиею милостию Патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лига-ридусу, и на ответы Паисеовы. 1666 // Российский государственный архив древних актов. Ф. 27. Д. 140. Ч. III. Л. 514-515об.
10. Гиббенет Н.И. Историческое исследование дела Патриарха Никона. СПб., 1882. Ч. 1. С. 9.
Поступила в редакцию 23.06.2008 г.
Vorobjeva N.V. “Nomokanon” as a source of patriarch Nikon’s “Refutation or Demolishment”. Nikon’s views on the relationship between the secular and spiritual authorities are considered on the base of “Refutation or Demolishment of Humble Nikon, Patriarch by the Grace of God, of the Questions Which the Boyar Simeon Streshnev Addressed to Paisius Ligarid, Metropolitan of Gaza, and Paisius's Answers” and “Nomokanon”. It is established that the spiritual (patriarchal) authority prevails over the secular (imperial) one. Preservation and observance of sacred rules conveyed through apostles and sacred fathers depends on the union priesthood and reign.
Key words: “Nomokanon”, patriarch, tsar, theory of “Symphony of Powers”.