2012 История №2(18)
УДК 271.2
Н.В. Воробьева
ПСАЛТИРНАЯ ЦИТАЦИЯ В «ВОЗРАЖЕНИИ ИЛИ РАЗОРЕНИИ» СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА НИКОНА
Рассматриваются этапы складывания стереотипного восприятия_образа патриарха Никона в отечественной историографии и использования патриархом Никоном (1605-1681) текста Псалтири при написании «Возражения или разорения смиренного Никона, Божией милостью патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газско-му митрополиту Паисию Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы». Исследуется языковое сознание патриарха Никона через дискурсный анализ текста, выделяются базовые лексемы, структура и содержание библейской цитации и их отражение в богословских воззрениях патриарха Никона.
Ключевые слова: патриарх Никон, историография, языковое сознание, богословские воззрения.
Анализируя долгий опыт предшествующей работы над конкретно-историческим образом патриарха Никона, современные историки выделяют и противопоставляют сформировавшиеся в ее ходе два основных подхода, которые условно обозначаются как «уничижительно -критический» (Паисий Лигарид, С.М. Соловьев, Макарий (Булгаков), Н.Ф. Каптерев) и «апологетический» (дьяк И. Шушерин, В. Пальмер,
Н.И. Субботин, Леонид (Кавелин), М.В. Зызыкин). Начиная с XVIII - первой половины XIX в. в отечественной историографии складывается стереотип, что патриарх Никон был властолюбивым теократом, посягнувшим на царскую власть и потерпевшим фиаско. Уже с XIX в. складывается научное направление, в рамках которого создавался методологический аппарат, способствующий осмыслению источниковой базы: было издано на русском и английском языках «Судное дело» патриарха Никона (не полностью) [1. С. 503-504, 510, 581-586, 607-611, 637-643; 2; 3; 4]; «Известие о житии патриарха Никона ...» И.К. Шушерина [5]. С 60-х гг. XIX в. в «критической» историографии прослеживается идея равнозначности фигур патриарха Никона и протопопа Аввакума, причем с обозначением культурно-идеологического комплекса старообрядческих произведений. Протопоп Аввакум -не просто мученик раскола, он - крупнейший идеолог этого общественного движения XVII в. Патриарх Никон - не идеолог, а организатор литургической реформы, вызвавшей раскол не только в церкви, но и в обществе. При этом наследие патриарха Никона практически полностью игнорировалось либо оценивалось как незначительное (С.М. Соловьев, Макарий (Булгаков), Н.Ф. Каптерев), за основу брались положения, высказанные Паисием Лигаридом, т.е.
намеренно создавалась псевдоидеологическая система «священство выше царства» якобы выраженная воззрениями и деяниями патриарха Никона с претензией на главенство в государстве и обществе, папоцеразист-теократ, гонитель старообрядцев, что не соответствует информации источников.
В XX в. в раннесоветский период личность патриарха Никона не изучалась вне контекста раскола как народного крестьянского движения [6. С. 102]. Осмысление проблемы сводилось к
следующим тезисам: сохранение и распространение православия - первостепенная потребность общества XVII в., потому что это - форма национального единства русских, белорусов и украинцев, политический и социально-экономический институт. Восприятие патриарха Никона как талантливого, умного и амбициозного политика изменяется со второй половины 1960-х гг.: «Это был блестящий проповедник и в то же время рачительный и прижимистый вотчинник, жестокий и властный администратор и вкрадчивый придворный» [7]. В последней четверти XX - начале XXI в. в результате смены парадигмы появились возможности для исследования и осмысления исторического прошлого и его наследия с использованием соответствующего объекту и предмету исследования методологического аппарата. Постепенно преодолевается идеологическая ангажированность, расширяется источниковая база, увеличивается объем публикаций источников, что и делает возможным изучение богословского наследия Святейшего патриарха [7, 8].
«Возражение или разорение смиренного Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина С. Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на
ответы Паисеовы» (далее - «Возражение или Разорение») [9] написано патриархом пред-
положительно в 1662 г., где Никон ответил-«возразил» на 27 из 30 ответов Паисия Лигарида и Симеона Стрешнева. Отметим, что этот источник в исторической науке использовался крайне скудно. В 1861 г. вышел в свет 11-й том «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева, на страницах которого немало внимания было уделено рассмотрению конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. С.М. Соловьев оценивал действия Никона в период его патриаршества как исторически необходимые и прогрессивные, поскольку они способствовали укреплению государственного начала. Что касается конфликта с государством, то его, по мнению историка, спровоцировали личные амбиции Никона, а главный акцент в позиции патриарха Никона - вопрос о сравнительном превосходстве властей церковной и светской. С.М. Соловьев подробно развил положение о значительном влиянии бояр на разрыв между царем и патриархом. По мнению С.М. Соловьева, уход Никона с патриаршего престола был протестом против снижения его прежней роли в государстве и средством давления на царя для удовлетворения честолюбия и гордости [10. С. 95101, 190-204].
Митрополит Макарий (Булгаков) нелицеприятно отзывался по поводу «Возражения или Разорения»: по его мнению, патриарх Никон подкреплял не только главные, но и второстепенные свои мысли произвольным набором библейских текстов и церковных правил, отчего сами мысли Никона расплывались и терялись, источники он просто переписал в свою книгу [11. С. 194-214].
«Возражение или Разорение» перевел на английский язык писатель диакон В. Пальмер (1871— 1876) и издал его в шести томах под заглавием «ТЬе Тzаr end ТЬе РайтагсЬ». В первом томе «The Replies of the humble Nicon, by the mercy of God Patriarch against the Questions of the boyar Simeon Streshneff and theanswers of the metropolitan of Gaza Paisius Ligarides» патриарх Никон представляется великим подвижником, горячим поборником прав Церкви и мучеником за ее независимость. Большая часть первого тома посвящена изложению «Возражения или Разорения», а также выпискам из «Кормчей» [12].
В историографии советского периода «Возражение или Разорение» цитировалось по произведениям митрополита Макария (Булгакова) и Н.Ф. Каптерева, например в монографии Н.В. Ус-тюгова и Н.С. Чаева «Русская церковь в XVII веке
[13. С. 320-322]. Переосмысление и активное использование «Возражения или Разорения» в работах Б.А. Успенского [14. С. 95-106, 495-517] при трактовке обряда шествия на осляти в Вербное воскресенье в Москве. Д.Ф. Полознев рассматривает 8-й и 11-й вопрос-ответы «Возражения или Разорения» [15. С. 9, 12] и приходит к выводам о довольно цельной системе представлений патриарха Никона, опиравшейся на православную церковную традицию и ориентированного на сложившуюся в связи с «делом Никона» ситуацию, отмечает значение «Возражения или Разорения» в исследовании проблем церковного суда в России XVII в. [16]. С.В. Лобачев называет «Возражение или Разорение» своеобразным духовным завещанием, в котором патриарх Никон высказался по всем волнующим его вопросам. В нем патриарх ни разу не обмолвился о церковной реформе. Очевидно, главным делом Никона, в его собственном понимании, была не реформа, а возвышение роли священства и вселенского православия, что нашло отражение в новом внешнеполитическом курсе Русского государства [17. С. 128-129].
Таким образом, несмотря на то, что «Возражение или Разорение» патриарха Никона уже более 150 лет назад было введено в научный оборот, использовалось оно исследователями мало и очень специфично: выявлялся комплекс «теократических» воззрений патриарха, а богословская составляющая и принципы написания отходили на второй план. Исключением можно считать работы М.В. Зызыкина, где рассматривались вопросы соотношения священства и царства в «Возражении или Разорении», текстологические комментарии Г.В. Вернадского и В.Б. Туминой, где были выявлены источники (не все) «Возражения или Разорения», и диссертацию В. В. Шмидта, где воззрения патриарха Никона рассматривались через призму состояния православной богословской мысли XXVII вв. В.В. Шмидт рассматривает богословскую систему патриарха Никона и влияние его наследия на развитие религиозной ортодокс-славянской философии. Не полностью раскрыты принципы составления «Возражения или Разорения», методы цитирования Священного Писания и Предания, не исследованы цитатные потоки, не выявлено соответствие вклада патриарха Никона в отдельные отрасли богословия в контексте полемики третей четверти XVII в.
Наиболее адекватной методикой для исследования историко-канонических воззрений патриарха Никона нам представляется изучение его картины мира. Картина мира создается в результате:
1) экспликации, экстрагирования, опредмечивания, объективирования и осмысления образов ми-
ра, лежащих в основе жизнедеятельности человека (и, прежде всего, практической деятельности);
2) созидания, творения, разработки новых образов мира в ходе специальной рефлексии, носящей систематический характер. Картина мира патриарха Никона является отображением архетипического образа ортодокс-славянской картины мира, характерные черты и особенности которой были выделены В.В. Шмидтом (иконично-софийный символизм и первичность христоцентричной модели) [18. С. 17, 25, 30, 31].
В «Возражении или Разорении» можно выделить несколько пластов традиционных текстов, которые выступают для патриарха Никона как коды системы ортодокс-славянской картины мира, посредством которых он актуализирует собственные богословские построения. Такая методика работы с текстами-предшественниками наиболее близка к концепции интертекста, которая восходит к работам М.М. Бахтина и Ю. Кристевой [19, 20]. Согласно этой концепции, всякий текст выступает как интертекст, и в основе каждого отдельного произведения - не только совокупность всех предшествующих текстов, но и сумма общих кодов и систем, т.е. безграничный и бесконечный текст. Для описания текста важно выяснить закономерности его отношения к текстам-пред-шественникам, сходство с традицией и оригинальное ее продолжение.
Рассмотрим использование Святейшим Патриархом Никоном псалтирных псалмов в тексте «Возражения или Разорения». Смысловое поле термина «псалм» в XVII в. соответствовало культурной традиции, для которой псалмы были своим языком, предполагали личное участие в произнесении и переживании текстов, допуская их пересоздание.
Необходимо оговориться, что большое число псалмов, использованных в «Возражении или Разорении», отдельными стихами или полными текстами участвует в литургии, вечерне. Псалтирь в древнерусской культуре занимала важнейшее место: источник для текстов, организующих суточный и недельный богослужебный цикл, ключ к стихирам, к проповедям, в ней заключалось начало образования и воцерковления, на ней основывались книжная премудрость, постижение письменности и языка богослужения. Она была самой чтимой и многообразно читаемой книгой и за богослужением, и в ученических опытах, и в монастырском келейном правиле [21. С. 447].
Используется следующая стратегия исследования: фиксация изучаемого материала; выделение его формальных характеристик; дефиниции
единиц анализа; осуществление основных этапов исследования (дескрипция, реконструкция, интерпретация); фиксация результатов исследования, их обобщение, истолкование и структурирование. В «Возражении или Разорении» доминантным пре-текстом выступает Священное Писание, выделенные нами маркированные цитаты подразумевают точное указание на библейскую книгу патриархом Никоном в пометах на полях.
Согласно исследованиям психолингвистов, языковое сознание (отражение картины мира человека в его лексике, ассоциативно-вербальных тезаурусах, вербальных сетях, словах) охватывает взаимосвязи лексических единиц, обусловленные личным когнитивным и коммуникативным опытом. Н.В. Уфимцева полагает, что «ядро языкового сознания осуществляет лингвистическую проекцию бытия человека, сохраняющуюся на протяжении его жизни, ориентирующую его в окружающей действительности и составляющую основу его языковой картины мира» [22. С. 135-170]. Методологической процедурой исследования выступает анализ частотности употребления тех или иных лексем [23. С. 109-122] в текстах языковой личности. А.А. Залевская разработала методику выделения ядра лексемы с учетом различий в частотности реакций и неоднородности ассоциативных связей в ассоциативно-вербальной сети. Наличие ядра относится к числу универсальных тенденций в организации лексикона человека, и принадлежность некоторой единицы лексикона к его ядру определяется, прежде всего, ролью этой единицы как средства доступа к системе энциклопедических и языковых знаний [24. С. 28-44].
В нашем исследовании использовались текстовые репрезентации 4112 единиц авторского текста, которые представляют собой результат сплошной выборки библейских цитат (2653). У патриарха Никона цитаты Священного Писания обозначаются по зачалам, следовательно, необходимо было установить границы цитируемого текста внутри зачала (глава и стих), поэтому каждая цитата сверялась с первоисточником, в качестве которых были использованы Евангелие и Апостол. В тексте нами выявлено 545 цитат без указания текста источника, посредством семантикокогнитивного анализа источник восстановлен. Выявлено 16 случаев контаминаций. Выделенные нами маркированные цитаты подразумевают точное указание на библейскую книгу патриархом Никоном в пометах на полях. Чаще всего маркированные цитаты занимают сильные позиции начала или конца текста. Прототипом данной категории было предложено считать цитату, обла-
дающую пятью ядерными признаками своего класса. К ним относятся: 1) точность воспроизведения заимствуемого элемента; 2) знаковая идентичность заимствуемому элементу; 3) выделен-ность на фоне текста-реципиента; 4) наличие сведений об авторе и/или источнике включения; 5) способность функционировать как отсылка к претексту. Проанализировав текст Псалтири и «Возражение или Разорение», мы разместили результаты сличения текстов в таблице и приложении (где выявленные в тексте «Возражения или Разорения» псалтирные цитаты изложены в традиционном порядке).
Таблица состоит из трех колонок: лексема -дифференциальный семантический признак, компонент значения, который выявляется при сопоставлении значений разных слов; цитата -выделены книги, главы, стихи из Священного Писания (Ветхий Завет), ссылки на текст у патриарха Никона даны по зачалам, поэтому глава и стих определялись нами во всей случаях дополнительно, а также лист - номер листа в рукописи «Возражения или Разорения»; частотность упоминания цитаты в тексте «Возражения или Разорения».
Таким образом, рассматриваются каждый из 27 вопрос-ответов.
Особенность использования лексем «Бог -суд - правда - благо - гордость/смирение - гнев» патриархом Никоном в «Возражении или Разорении» обусловлена православными социокультурными ценностями (стяжанием Горнего мира), находящими субъективное отражение в концептуальной системе Никона-мыслителя. Богословское творчество патриарха Никона имеет ярко выраженные христо-экклесиоцентричные корни, и он являлся выразителем исихастско-ориентированной богословской традиции. Система богословских воззрений патриарха Никона вполне соответствовала этико-политическому и этико-богословскому аспектам аксиологической модели русской православной теоцентрической картины мира и легла в основу проводимой им политики. Христианская антропология патриарха Никона развивала учение о человеке, созданное святыми Василием Великим, Григорием Назиан-зином, Григорием Нисским, Иоанном Златоустом. Патриарх Никон синтезировал святоотеческое учение об обожении человека (образ как обладание энергиями первообраза он отождествляет с образом Божиим в человеке), непостижимости Божией, патриархом Никоном вполне сопоставимо с антропологией Григория Нисского. Церковно-канонические убеждения патриарха Никона основаны на церковном
законодательстве эпохи Вселенских соборов, что почиталось в XVII в. нормативным кодексом Русской православной церкви. Воззрения патриарха Никона строились на материале «Эпанагоги», на которую он ссылается более 20 раз в «Возражении или Разорении». Причем ни разу патриарх Никон не пишет о требовании для патриарха каких-либо прав в делах государственного управления, следовательно, тезис о «папоцезаризме» патриарха Никона не более чем историографический штамп и элемент политической мифологии.
В захвате царем церковной власти по управлению церковью патриарх Никон видел отступление от Св. Писания и св. канонов, которое будет почвою для появления Антихриста. Ни один человек не может противодействовать канонам Церкви, учению св. отцов и законам царства или что-либо возражать против них: каждая имеет свой собственный порядок и права, установленные Богом, и каждая должна поддерживать и защищать свой собственный порядок для себя, на свою собственную ответственность. Если царь попрал каноны, а архиереи ему покорились, то и архиереи подвергли себя церковной анафеме и потеряли свое священство. Согласно концепции пастырства патриарха Никона, патриарх имеет право и долг контролировать по мерке христианского идеала всю государственную жизнь и обличать все ее уклонения от норм канонических, не щадя и самого царя. Именно это, по мнению многих исследователей, не позволило Святейшему Патриарху вернуться на патриаршую кафедру. И царю Алексею Михайловичу оставалось окончательно низложить опасного в государственном смысле иерарха. Вопрос об архипастырской правоправности является важным для патриарха Никона в связи с судом над ним.
Государство, по мнению патриарха Никона, должно строиться по принципам горнего мира, и главная функция патриарха - защита общества. Патриарх несет в себе образ Христов - духовный и материальный, чувственный, в этом и заключается высший смысл обожения. Патриарх Никон собрал в «Возражении или Разорении» основной блок эсхатологических пророчеств и цитат не только из Священного Писания, Отцов церкви, но и богословско-полемической литературы того времени. Он видел в апостасии (вероотступничестве) знаки наступления антихристова царства и грядущую гибель Отечества, и он боролся с этим мольбами, протестами, уходом с кафедры, отряхиванием праха от ног своих, анафемой на правонарушителей, грозными пророчествами, своей непреклонной стойкостью в посылаемых на него гонениях.
Таблица
Псалтирные лексемы в «Возражении или Разорении» Патриарха Никона
Лексема
Цитата
Частотность
1
2
3
«Бог/бож»
Псалом 13, 1-3 (листы 656, 713 возражение 26)
Псалом 18 - 2 (37 об. возражение 5), 5,8-12 (522, 527, 663 возражение 26)
Псалом 32 - 2,6,10 (531 об., 645 возражение 26)
Псалом 33 - 22 (907 об. возражение 26)
Псалом 35 - 2,12 (532 об., 656 об., 907 об. возражение 26)
Псалом 39 - 7-9 (687, 899 об. возражение 26)
Псалом 44 - 4 (286 возражение 23), 439 об., 440 (возражение 25), 7-8 (678 об., 893 возражение 26)
Псалом 45 - 2-8 (138 возражение 16)
Псалом 48 - 3, 7, 15,17 (316, 316 об., 317 об. возражение 24), 18 (1020 возражение 27)
Псалом 50 - 6,7,15 (532 об., 655 об., 899 возражение 26)
Псалом 52 - 2 (532, 666 возражение 26), 3 (242 возражение 21), 4, 16 (656, 713, 881 об.
возражение 26)
Псалом 54 - 8 (138 об. возражение 16)
Псалом 56 - 2 (183 об. возражение 19)
Псалом 57 - 5,12 (491, 892 возражение 26)
Псалом 65 - 13,17 (644, 899 об. возражение 26)
Псалом 70 - 12 (978 возражение 25)
Псалом 77 - 24 (1030 возражение 27), 19,24,70 (567, 664 об., 899 возражение 26)
Псалом 85 - 5, 15 (520 возражение 26)
Псалом 88 - 21-22,33,37 (629, 642, 713, 898 об. возражение 26)
Псалом 93 - 1, 5, 7, 11 (567, 666, 713, 713 об. возражение 26)
Псалом 104 - 26 (448 об. возражение 25) , 20,24,27 (1026, 1027 возражение 27), 17,24 -
(636, 636 об. возражение 26)
Псалом 115 - 1,2,7 (655 об., 671, 902 об. возражение 26)
Псалом 118 - 1-14,21 (523, 546 об., 557, 700 возражение 26), 144 (13 об. - возражение
1; 74 - возражение 9)
Псалом 131 - 2,11-12,15-16 (558, 633 об., 834, 900 об. возражение 26)_______________
95
«Суд»
Псалом 7 - 9,16,17 (836, 892 возражение 26)
Псалом 9 - 7 (1019 возражение 27), 9, 28 (521 об., 895, 544 об., 604, 656 возражение 26)
Псалом 34 - 1 (976, 978 возражение 25)
Псалом 36 - 14, 38 (557, 836 возражение 26)
Псалом 46 - 9 (892 возражение 26) - хвалитны
Псалом 48 - 3, 7, 15,17 (316, 316 об., 317 об. возражение 24), 18 (1020 возражение 27) Псалом 71- 1-2 (521 об. возражение 26)
Псалом 82 - 5 (1032 возражение 27), 7-10 (985 об. возражение 26)
Псалом 93 - 1, 5, 7, 11 (567, 666, 713, 713 об. возражение 26)
Псалом 98 - 4 (522 возражение 26)
Псалом 115 - 1,2,7 (655 об., 671, 902 об. возражение 26)
Псалом 121 - 4 (904 об. возражение 26)
Псалом 134 - 14 (522 об., 895 возражение 26)________________________________________
47
«Правда/
праведность»
Псалом 5 - 10 (656 возражение 26)
Псалом 7 - 9, 16, 17 (836, 892 возражение 26)
Псалом 9 - 7 (1019 возражение 27), 9, 28 (521 об., 895, 544 об., 604, 656 возражение 26)
Псалом 36 - 14, 38 (557, 836 возражение 26)
Псалом 50 - 6,7,15 (532 об., 655 об., 899 возражение 26)
Псалом 9 - 7 (1019 возражение 27), 9, 28 (521 об., 895, 544 об., 604, 656 возражение 26)
Псалом 11 - 8 (521 об. возражение 26)
Псалом 24 - 7 (899 об. возражение 26)
Псалом 31 - 1-2 (657 об. возражение 26)
Псалом 36 - 14, 38 (557, 836 возражение 26)
Псалом 37 - 12-14 (977 об. возражение 25)
Псалом 46 - 9 (892 возражение 26) - хвалитны Псалом 71- 1-2 (521 об. возражение 26)
Псалом 93 - 1, 5, 7, 11 (567, 666, 713, 713 об. возражение 26)
Псалом 96 - 6 (38 возражение 5)
Псалом 111 - 9, 11 (671 об., 584 возражение 26)
Псалом 118 - 1-14,21 (523, 546 об., 557, 700 возражение 26), 144 (13 об. - возражение 1; 74 - возражение 9)
Псалом 142 - 2 (899 возражение 26)__________________________________________________
39
Продолжение табл.
1 2 3
«Благо (дасть/сть)» Псалом 5 - 10 (743 возражение 26) Псалом 8 - 2, 3, 5-7, 16 (622, 645, 669 об., 908 Возражение 26), 6 (292 об. возражение 23) Псалом 13 - 1-3 (656, 713 возражение 26) Псалом 24 - 7 (899 об. возражение 26) Псалом 37 - 12-14 (977 об. возражение 25) Псалом 45 - 2-8 (138 возражение 16) Псалом 48 - 3, 7, 15,17 (316, 316 об., 317 об. возражение 24), 18 (1020 возражение 27) Псалом 52 - 2 (532, 666 возражение 26), 3 (242 возражение 21), 4, 16 (656, 713, 881 об. возражение 26) Псалом 54 - 8 (138 об. возражение 16) Псалом 102 - 1 (292 об. возражение 23), 21 (648 об. возражение 26) Псалом 104 - 26 (448 об. возражение 25) , 20,24,27 (1026, 1027 возражение 27), 17,24 -(636, 636 об. возражение 26) Псалом 108 - 23-28 (946, 977 об. возражение 25), 8, 17 (546 об., 632, 969 об возражение 26) Псалом 145 - 3 (396 об. возражение 24), 6 (608, 644 возражение 26) 27
«Гордость/ смирение» Псалом 73 - 8 (567 об. возражение 26) Псалом 77 - 24 (1030 возражение 27), 19,24,70 (567, 664 об., 899 возражение 26) Псалом 93 - 1, 5, 7, 11 (567, 666, 713, 713 об. возражение 26) Псалом 115 - 1,2,7 (655 об., 671, 902 об. возражение 26) Псалом 126 - 1(907 об. возражение 26) - степенны 17
«Гнев» Псалом 50 - 6,7,15 (532 об., 655 об., 899 возражение 26) Псалом 61 - 13 (653 об., 765 возражение 26) Псалом 148 - 8 (566 об. возражение 26) - хвалитны 12
Таким образом, патриарх Никон не только сам выражал каппадокийскую систему богословия, но и распространял ее через опыт монастырского строительства, иконописи, трансляции реликвий, воссоздание сакральных пространств, справу богослужебного текста, личное подвижничество. Патриарх Никон не только продолжил линию «оцер-ковления» паствы, заложенную кружком «ревнителей древлего благочестия» в 40-50-е гг. XVII столетия, но и возвел ее на более высокий уровень христологического богословия, средством чего стал заметно усложненный религиозный дискурс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Записки Отделения русской и славянской археологии Имп. Русского археологического общества / под ред. В. Ла-манского. СПб., 1861. Т. 2.
2. Дело Патриарха Никона, с приложением актов и бумаг, относящихся к этому делу. М., 1862.
3. Дело о патриархе Никоне. Издание Археографической комиссии по документам Московской синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки / Изд. под наблюд. Г.Ф. Штендмана и при участии А. И. Тимофеева. СПб., 1897.
4. Гиббенет Н.И. Историческое исследование дела Патриарха Никона. Ч. 1. 1882. VIII, 270 с.; Ч. 2. 1884. XIV, 1124 с. СПб.: Тип. М-ва внутр. дел, 1882-1884.
5. Шушерин И. Житие Святейшего Патриарха Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. СПб., 1784; 2-е изд. СПб.: Акад. наук, 1817; 3-е изд. М., 1871; 4-е изд. М., 1874.
6. История СССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Т. 1-6. М.: Наука, 1967. Первая серия. Т. 3.
7. Патриарх Никон. Труды / Научное исследование, подготовка документов к изданию, составление и общая редакция В.В. Шмидта. М.: МГУ, 2004.
8. Переписка патриарха Никона с современниками (греками и соотечественниками) / Публ. Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты / Научный редактор Е.К. Ро-модановская. М.: Индрик, 2007.
9. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 27. Оп. 1. Д. 20. Ч. 7; Д. 22, 23, 26, 68, 69, 75, 134, 140. Ч. 1-9; Д. 140а, 140б, 530, 531; Ф. 153. Оп. 1. Д. 15-20, 22-45.
10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. [Коммент. А. М. Сахарова, В. С. Шульгина]. М.: Мысль, 1991. 701 с.
11. Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви / [Соч.] Макария, еп. Винницкого. Т. 1-12. Период самостоятельности русской церкви. [1589-1881 г. Отд. 1] Патриаршество в России. [1589-1654]. Кн. 3, 1883 - [6]. XXVI, 792 с.
12. Palmer W. The Patriarch and the Tsar. Vol. 1-6. L.: Trubner, 1871-1876.
13. Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь в XVII веке // Русское государство в XVII в.: Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни. М.: АН СССР, 1961. 613 с.
14. Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). Кошелев: Школа "Языки рус. культуры", 1998. 676 с.
15. Полознев Д. Ф. Архиерейский корпус при патриархе Никоне и конфликты в нем. М., 1990. АН СССР. ИИ СССР. Рукопись деп. в ИНИОН РАН. № 41514.
16. Полознев Д.Ф. Церковный суд в России XVII века // Исторический вестник. № 1. (16). 2002. С. 323-340.
17. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб.: Искусство-СПб., 2003 (Акад. тип. Наука РАН). 412, [2] с.
18. Шмидт В.В. Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2007.
19. Kristeva J. Desire in language: A semiotic approach to lit. a. art / By Julia Kristeva ; Ed. by Leon S. Roudiez; Transl. by Thomas Gora et al. New York: Columbia univ. press. Cop. 1980. XI. 305 p.
20. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 1999-2002.
21. Васильева Е.Е. Псалтирь в русской культуре второй половины XVII века: историко-стилистические процессы в музыкально-поэтическом творчестве // Государство, Религия и Церковь в России и за рубежом. 2009. № 4.
22. Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование: сб. ст. М., 1998. С. 135-170.
23. Кобозева И.М. Компонентный анализ лексического значения // Лингвистическая семантика: Учебник. 4-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 352 с.
24. Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1981. С. 2844.
Приложение
ПСАЛТИРЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА НИКОНА
Псалом 5 - 10. Глаголю вам, не вем вас, откуду весте. Отступите от Мене вси делателие неправде, ту будет плач и скрежет зубом.
Несть творяй благостыню, несть даже до единаго. Гроб отверст гортань их, языки своими лщаху.
Псалом 7 - 9, 16, 17. Рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене. И паки: Сел еси на престоле, судяй вправду.
И паки: Господь судит людем. И паки: Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многим.
Псалом 8 - 2, 3, 5-7, 16, 6. Славою и честию венчал еси его. И благоволения, яко оружием благоволения венчал еси нас. И иже благодати, венец бо благодати приимеши о твоей главе.
Ей, несте ли чли николи же. Яко изо уст младенец ис сущих совершил еси хвалу.
Псалом 9 - 7, 9, 28. Господь вовеки пребывает уготова на суд престол свой и той судит вселенней в правду, судити лю-дем своим в правду.
Псалом 11 - 8. Яко вся судьбы его предо мною и оправдания его не отступиша от мене.
Псалом 13, 1-3. Рече безумен в сердце своем, несть Бога. Растлеша и омразишася в беззакониих, несть творяй благо-стыня, несть до единаго. Бог с небесе приниче на сыны чело-веческия видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога, вси уклонишася вкупе и непотребни быша.
Псалом 18 - 2 5,8-12. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Паче убо во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их, но глаголю еда не разумне Израиль.
Псалом 24 - 7. Смирихся и спасе мя. И паки: Благо мне, яко смирил мя еси, да научюся оправданием Твоим.
Псалом 31 - 1-2. Глаголем бо, яко вменися Аврааму вера в правду.
Псалом 32 - 2,6,10. Грешнику же рече Бог: Вскую ты по-ведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими.
Псалом 33 - 22 Не восхоте разумети да ублажит. Не вос-хоте разумети, взысках Господа и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Не восхоте разумети: Се нищии, возва, и Господь услыша и и от всех скорбии спасе и. Не восхоте разу-мети, смирихся и спасе мя господь.
Псалом 34 - 1 Суди, Господи, обидищыя мя, побори бо-рющыя мя, воздаша ми лукаваго вместо благаго и безчадие души моей.
Псалом 35 - 2,12. Не восхоте разумети, аще не Господь созиждет дому, всуе трудишася зиждущии, аще не Господь сохранит град, всуе бдя и стрегий. Не восхоте разумети, Господь низводит и возводит, убожит и богатит, смиряет и высит. Несть страха Божия пред очима их.
Псалом 36 - 14, 38. Аще оправдания моя осквернят и заповеди моя не созранят, посещу жезлом беззакония их и ранами неправды.
Ею же мерою мерите, возмерится вам, и им же судом судите, осудитеся.
Псалом 37 - 12-14. Врази же мои живут, укрепишася паче мене и умножишася ненавидящии мя без правды, воздаю-щии ми злая возблагая, зане гонях благостыню.
Псалом 39 - 7-9. Жертву и приношение не восхоте, тело же соверши ми еси, всесожжения и о гресех не взыскал еси. Тогда рех, се прииду, в главизне книжней пишется о мне, яко сотворити волю Твою, Боже.
Псалом 44 - 4, 439 об., 440, 7-8. О, силне препоящи оружие твое по бедре твоей, сие есть меч твой на бедре твоей, и борися с мучителем. Оружия же Христова не суть мечи и копия, но сила мучителная, юже употребляше на враги. Силна нарече его за Божество, еже соединися со Христом, красотою твоею и добротою твоею, красотою души и добротою добродетелей.
Престол Твой, Боже, в век века, жезл правлению, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавиде беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог твой елеом радости паче причастник Твоих.
Псалом 45 - 2-8. Лучши есть един благотворяй, паче тмы законопреступных. Лучши вселятися на пустых местех, по писанному: Се удалихся, бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и бури: Се удалихся, бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и бури. Несть же пусто место благодатию Божи-ею, но велми многонародно, и ниже наимиты, ниже боярские, но раби Бога вышняго живут.
Псалом 46 - 9. хвалитны Сел еси на престоле, судяй вправду
Псалом 48 - 3, 7, 15,17, 18. Видели, совопросниче лукавый, с каковым дерзновением пророк начинает глаголати всякому лицу не обинуяся, всем живущим по вселенней и всем земным вкупе богату и убогу. ...Не даст Богу измены за ся и цену избавления.
Егда умирая, не оставит ли вся, ниже снидет с ним слава его, яко душа его в животе его благословится, егда благо со-твориши.
Пяту пророк глаголет, еже что содела в мимошедшее время и не стыдится, сам себе оглаголуя, якоже хощет, о них же согреши, суд прияти.
Псалом 50 - 6,7,15. Сего аз проповедаю вам, Бог сотво-ривый мир и вся, яже в нем, сей небу и земли Господь сый. Не в рукотворенных храмах живет, ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, сам дая всем живот и дыхание по всяческих.
Да будет же Бог истинен, всяк же человек ложь, якоже есть писано, яко да оправдишися в словесех своих и победи-ши внегда судит ти ся. Аще ли неправда ваша Божию правду составляет, что речем, еда неправеден Бог, наносяй гнев, по человеку глаголю, да не будет, понеже како судити имать Бог всему миру.
И победиша внегда судити сущее. И имать на ризе и на бедре своей имя написано, царь царей и господь господей.
Псалом 52 - 2, 3, 4, 16. Бог с небесе приниче на сыны че-ловеческия видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася вкупе и непотребни быша, несть творя благое, несть до единаго, ни ли разумевают вси делающии беззаконие.
Псалом 54 - 8. Се удалихся, бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и бури. Несть же пусто место благодатию Божиею, но велми многонародно, и ниже наимиты, ниже боярские, но раби Бога вышняго живут.
Псалом 56 - 2. Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко по-пра мя человек. И на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие.
Псалом 57 - 5,12. Яко аспид глухии, иже не слышит гласа обаваящих. Чем же бо прежде поскорбим о толиких безза-кониих и о чем восплачемся? Како нам Бога милостива сотворити?
Псалом 61 - 13. По жестокому ж и твоему непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения пра-веднаго суда Божия, иже комуждо по делом его. Овем убо по терпению дела благаго славу и честь и нетление ищущим живота вечнаго, а иже по рвению и противляющимся убо истине
Псалом 65 - 13,17. Даст им Бог дух умиления, очи не ви-дети и уши не слышати, даже до днешняго дне. И Давид глаголет: Да будет трапеза их в сеть и в лов и в соблазн и в воздаяние. Да помрачатся очи их не видети и хребет их отнюдь преклони.
Псалом 70 - 12. Пожените и имите его, яко несть избав-ляяи. Нам же, бедным, противу сим: Боже мой, не удалися от мене. Боже мой, в помощь мою вонми, да постыдятся и исчезнут оклеветающии душю мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мене.
Псалом 71- 1-2. Боже, суд твой цареви да даждь и правду твою сыну цареву. Судити людем твоим в правоте и нищим твоим в суде.
Псалом 73 - 8. Обаче за лщения их положил еси им злая, низложил я еси, внегда разгордешася. Како быша в запустение внезапу, изчезоша и погибоша за беззаконие свое.
Псалом 77 - 24, 19,24,70. И избра Давида, раба своего, и восприят и от стад овчих и от доилиц поят его, пасти Иякова, раба своего, и Израиля достояние свое, ему же даст Господь Бог низложити человека исполина на брани. И отъят Господь поношение от сынов Израилев и во тмах славу прият. И отъят Господь грези его и вознесе рог его вовеки.
И паки дерзостию клеветаша на Бога и реша, еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни. И Дух изыде от Господа и изведе крастели из моря, и ядоша и насытишася, и не пре-сташа от желания своего прежде оскудения своего.
И воста, яко спя Господь, яко силен и шумен от вина, и порази враги своя вспять, поношение вечное даде им. И сми-рися человек и обезчестися муж, и очи высокоглядающии обнизитася.
Псалом 82 - 5, 7-10. Есть Бог неправедно судящим, яко-же фараону, Моаву, Гевалу, Аммону и Аммалику, и Ассиру, Мадиаму и Сисаре, и Авиму в потоце Киссове, и Ориву, и Зиву, и Зевею, и Салмону, Дафану и Авирону, Новходоносору, царю Вавилонску, неправедно судившаго Даниилу пророку и трием отроком, и Валтасару, глумящемуся во святых сосудех, и Саулу, пожирателю скверне, Иозии, непреподобно кадящему, и Ахаву, пророкоубиице и гонителю, Ироду и Понтииско-му Пилату, архиереем и старцем жидовским и прочим святых пророков и святых апостол и всех святых неправосудцам, гонителем и убиицам, Максентию, Иулиану законопреступнику, Иуаленту, их же именословити оставим ныне, но на предгла-големая обратимся.
Псалом 85 - 5, 15. Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и истинен.
Псалом 88 - 21-22,33,37. Обретох Давида Иессеова, мужа по сердцу Моему, иже сотворит вся хотения Моя. От сего семени Бог по обетованию воздвиже Израилю спасение Иисуса.
Псалом 93 - 1, 5, 7, 11. Бог отмщений Господь. Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися судяй земли, воздаждь
воздаяние гордым. Доколе, Господи, грешницы, доколе грещ-ницы восхвалятся? Провещают и возглаголют неправду, воз-глаголют вси, делающии беззаконие. Люди Твоя, Господи, смириша и достояние Твое озлобиша.
...Провещают и возглаголю неправду, возглаголю вси, делающии беззаконие. Люди Твоя, Господи, смириша и достояние Твое озлобиша, вдовицу и сира умориша и пришелца.
Псалом 96 - 6. Возвестиша небеса правду Его и видеша вси людие славу Его.
Псалом 98 - 4. И честь царева суд любит, ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иякове Ты сотворил еси. Се же рек готовой Божии суд всякому лепо есть царю любити, а Божиих судеб не преобидети.
Псалом 102 - 1, 21. Благослови, душе моя, Господа, вен-чающаго тя милостию и щедротами.
Зане всяка плоть яко трава и всяка слава человеку яко цвет травный. Исше трава и цвет ея отпадет, глагол же Господень пребывает в веки. Сей же есть глагол, благовествован-ный в вас.
Псалом 104 - 26,20,24,27,17,24. И якоже приближашеся время обетования, иже клятся Бог Аврааму, возрастоша лю-дие и умножишася во Египте, дондеже наста царь ин, иже не знаяше Иосифа. Сей зле умыслив о роде нашем и о злоби отца наша уморити младенца их и не ожидати.
... И простре Иозия руку на киот Божии придержати, и ят за нь, и порази его Господь, и умре пред Господем.
Аврааму же обетова Бог, понеже ни единем имяше бол-шим клятися, клялся собою, глаголя: Истиною благословст-вуя, благословлю тя, и множа, умножу тя. Зри клятвы образ. Се есть Бога Отца клятвы образ ко Аврааму.
Псалом 108 - 23-28, 8, 17. И возлюби клятву, и приидет ему, не восхоте благоговения, и удалится от него, и облечеся в клятву, яко в ризу.
Псалом 111 - 9, 11. Расточи, даде убогим, правде Его пребывает вовеки.
Псалом 115 - 1,2,7. Да будет же Бог истинен, всяк же человек ложь, якоже есть писано, яко да оправдишися в слове-сех своих и победиши внегда судит ти ся.
Но ни сей, что любо написа о себе гордо, приписуя от пророк реченное о Бозе. Но и по приятии мудрости и суда глаголаше, яко Аз раб твой и сын рабы твоея, и человек немощен и маловременен и умален в разуме суда и закон.
Псалом 118 - 1-14,21, 144. И во веки пророческии глас заповедует хранити заповеди Божия и жити в них яве непоко-леблемы и недвижимы пребывают, якоже боговидец Моисей рече, в них же несть приложити и от них несть отъяти.
Возлюби душа моя возжелати судьбы твоя на всякое время, ибо свидания твоя поучение мое есть и совети мои оправдания Твоя. Путь истинный изволих и судбы Твоя не забых, прилепихся свидением Твоим, Господи, и не посрами мене, Егда разширил еси сердце мое, законоположи мне, Господи, путь оправдании твоих, и взыщу и в ыну.
На пути свидений твоих насладихся яко в богатстве мно-зе, заповедал еси правду, свидения твоя, владыко, вразуми мя и жив буду. И вовеки пророческий глас заповедует хранити заповеди Божия и жити в них, яве непоколеблемы и недвижимы пребывают
Псалом 121 - 4. Яко ту седоша престоли на суде. И прочим святым мучеником, за Христа пострадавшим, не поклонившимся зверю и образу его, дань бысть суд, сиречь власть судити им же бесов, даже доныне, яко зрим, судят с прослав-ляеми Христу даже до настоящаго века и от царей благочестивых и князей верных почитаеми и поклоняеми.
Псалом 126 - 1. степенны Не восхоте разумети, смирих-ся и спасе мя господь. Не восхоте разумети, аще не Господь созиждет дому, всуе трудишася зиждущии, аще не Господь сохранит град, всуе бдя и стрегий.
Псалом 131 - 2,11-12,15-16. И гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк убо сый и ведый, яко клятвою клятся ему Бог, от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа и посадити Его на престоле Его.
Псалом 134 - 14. Яко судит Господь людем своим и о ра-бех своих умолится.
Псалом 142 - 2. Яко не оправдится пред собою вся живый Псалом 145 - 3, 6. И поклонитеся сотворшему небо и землю и море и источники водныя.
Иже в мимошедшая роды оставил бе вся языки ходити в пути своя, иде убо не несвидетелствованна себе оста-ви, благо творя. С небесе вам дождевы дая и времена плодоносна, насыщая пища и веселия сердца ваша.
Псалом 148 - 8. хвалитны Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра, яко огнь, попаляя и дубравы, яко пламень, пожигая и горы. Тако поженеши я бурею Твоею и гневом Твоим смятеши я.