Научная статья на тему 'Рецепт эффективной власти'

Рецепт эффективной власти Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григорий Куликов

Хорошему руководителю нив коем случае не следует пытаться освоить все возможные властные компетенции. Куда полезнее сосредоточить силы на ключевых направлениях, советует председатель совета директоров холдинга «МИЭЛЬ» Григорий КУЛИКОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецепт эффективной власти»

Григорий Куликов

Рецепт

эффективной власти

Почему хорошему руководителю ни в коем случае не следует пытаться освоить все возможные властные компетенции.

Как вы полагаете, сколько блюд предлагают лучшие рестораны? Много или мало? Приглядимся внимательнее. В меню не слишком выдающихся заведений их очень много. Владельцы таких предприятий питания почему-то считают, что наличие любого из известных человечеству блюд обязательно усилит привлекательность заведения. Большое заблуждение! Чрезмерно обширный выбор приведет лишь к тому, что качество будет оставлять желать лучшего, а складские запасы станут постоянной головной болью. Зато в меню

хороших и дорогих ресторанов блюд немного. Но те, что есть, — приготовлены на совесть.

Теперь зададимся другим вопросом. Сколько компетенций у руководителя? Полный перечень даст в итоге семь базовых и тридцать две дополнительных. А сколькими он должен овладеть, чтобы стать выдающимся? Всеми?

На мой взгляд, важно развивать те компетенции, которые в первую очередь определяют вашу эффективность как руководителя, как человека, умеющего управлять мышлением и поступками подчи-

V

ненных. При этом ведущей компетенцией, гарантирующей вам такое умение, является власть — система комплексного воздействия.

Напомню состав «пирога власти» руководителя:

> власть на уровне переживаний;

> власть на уровне намерений;

> власть на уровне желаний;

> власть на уровне ценностей;

> власть на уровне идентификации.

Управляя поступками подчиненных, вы оказываете внешнее воздействие и не влияете на картину мира отдельного человека — на набор его представлений, стереотипов, понятий и парадигм. То есть ваш подчиненный будет совершать необходимые вам действия до тех пор, пока продолжается внешнее воздействие необходимой силы. Если же вы научитесь управлять мышлением подчиненных даже на среднем уровне, их исполнительность явно возрастет. Наконец, освоив властную компетенцию на двух глубинных уровнях воздействия, — сможете рассчитывать на лояльность и приверженность.

Заманчиво?

О первых трех уровнях власти мы подробно говорили в предыдущих публикациях1. Что же, пойдем дальше.

Власть и ценности

Как готовить пирог власти на этом уровне?

Прежде всего следует учесть, что это первый из двух глубинных уровней влияния. Воздействие здесь имеет более тонкие настройки, напрямую связанные с теми качествами жизни, которые и вами, и вашими сотрудниками отождествляются со сложным комплексом переживаний, именуемым счастьем.

Смоделируем ситуацию. Вы на конференции. Слушаете четко структурированное выступление авторитетного оратора. Говорит он по делу, факты приводит актуальные, полезные, по очень горячей для вас теме. В перерыве за чашкой кофе вы обсуждаете с ним волнующий вас вопрос, берете визитку... и вдруг ловите себя на мысли, что, невзирая на четкую аргументацию и экспертную ценность, вы не хотите приглашать этого специалиста в

свою компанию. Ни как сотрудника, ни в качестве консультанта. Что не так? Почему ваш внутренний голос тихо подсказывает: «Не мое.»?

Прокрутим картинку выступления назад. Оказывается, вас покоробило снисходительное обращение выступающего с модератором. Вы заметили, как, рассказывая о других людях, спикер брезгливо поеживается и делает недвусмысленные гримасы. Вы услышали, что он говорит о своих подчиненных как о «рабочей массе», обязанной исполнять все, что велят.

На первый взгляд — мелочи. Но именно они показали вам, что отношение выступающего к людям явно не совпадает с вашим. Выступающий не был ни плох, ни хорош. Просто вам не близка его позиция. Потому-то вам и не хочется ни смотреть на мир с его точки зрения, ни делать с ним бизнес.

Другой вариант. Вы на деловой встрече. Руководитель подразделения, энергично презентующий тот или иной проект, выпячивает свою значимость на полкабинета. Для тех, у кого личные амбиции — ценность приоритетная, это вполне естественно. А вам становится неинтересно и хочется выйти. Почему? Сбоит ценностный уровень!

Выйти можно. Из переговорной, из чужого конференц-зала. Но нельзя просто встать и выйти из своей компании.

Что делать, если кто-то на полкомпании выпячивает то, что вам чуждо? Как управлять на ценностном уровне другими людьми? Как сделать свои ценности приоритетными для окружающих? Лично мне очень нравится высказывание «Настоящие лидеры — великие сказочники». Точнее, я бы сказал — рассказчики и мечтатели. Именно эта компетенция помогает воздействовать на уровне души и вести за собой.

Вы не обращали внимания на то, что каждый руководитель на самом деле является рассказчиком? Я не имею в виду выступления на корпоративных праздниках и РЯ-мероприятиях. Вы как руководитель рассказываете свою историю о работе, когда проводите совещания, отдаете распоряжения, даете вознаграждение и т. п. А теперь

вспомните: вы говорите о работе как о тяжелой ноше — или как об удовольствии? Как о необходимости — или как о занятии, приносящем глубокое удовлетворение? Как о способе выживания — или как о своем призвании?

В любом случае вам, руководителю, не удастся оказать влияние на своих сотрудников, если вы рассказываете историю о значимости «трудового подвига», а сами плавно перетекаете из отпуска в отгулы. Суть воздействия на этом уровне проста. Вам важно уметь:

> озвучить историю, отражающую значимые для вас качества жизни;

> демонстрировать продолжение этой истории на личном примере каждый день.

И еще один секрет. Выдающиеся руководители-лидеры знают одну нехитрую истину: рассказывая свою историю, важно абстраги-

ЯЯ Тиран покоряет волей

и решительностью, а смиренный служитель раздражает унылой правильностью. Отрицательные герои притягательны, потому что они — герои!

роваться от индивидуальных особенностей и выделить те предпочтения, потребности, желания, представления, которые волнуют сегодня многих. Истории, которые неактуальны и неинтересны для значительной части сотрудников, на вашу власть не сработают.

> Задумайтесь, о чем ваша история сегодня?

> Какой вывод из нее могут сделать ваши сотрудники?

> К каким действиям и размышлениям она их побудит?

> Сколько людей разделят и поддержат ее?

> И. ведет ли история, которую вы рассказываете, к тому, к чему вы на самом деле стремитесь?

Вывод: принимая власть на уровне ценностей, сотрудники готовы подчиниться воле того ру-

1См.: 5 уровней власти // Бизнес-журнал. 2010. №9; Рецепт

эффективной власти // Бизнес-журнал. 2010. №11.

V

ководителя, чьи идеалы озвучены и близки им. Того, чьи слова не расходятся с действиями.

Принцип эффективности политической власти, регулирующий воздействие на этом уровне, Александр Конфисахор2 называл принципом легитимности. Суть его состоит в том, что в обществе

ЩЩ Е^и руководитель

постоянно молчит, реальная власть быстро окажется в руках тех, кто способен интерпретировать и активно транслировать окружающим смысл этого безмолвия

есть некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это дает гражданам возможность поддерживать власть. Поэтому политик (он же руководитель) при реализации своих планов и идей должен опираться на общезначимые закономерности и законы.

Как это делает успешный политик (и можете делать вы как руководитель)?

> Во-первых, он опирается на нормы, законы, исторические традиции народа, его убеждения, ценности, установки и идеалы.

2 А. Г.

Конфисахор — политолог, кандидат психологических наук; в своей книге «Психология власти» (2-е изд.: СПб., 2004) изучил власть как психологический феномен, исследовав ее базовые и ключевые концепции.

> Во-вторых, разрабатывает «правила игры» в виде законов, соответствующих своему времени.

> В-третьих, не допускает их нарушений — как со стороны людей, так и со своей.

Что может помешать вам осуществлять властное воздействие на этом уровне? В первую очередь привычка к эпизодическому лидерству и разовому воздействию. Что толку от того, что вы изредка (пусть даже «резко» и сильно) произносите пламенную речь о значимых для компании ценностях, а потом опять надолго с головой уходите в текучку? Осуществляя властное воздействие на этом уровне, учитывайте такие критерии, как продуманность, постепенность, настойчивость и последовательность. Они больше влияют на получение положительного результата, чем резкость и сила.

Прежде чем перейти к особенностям приготовления «пирога власти» на последнем уровне, хочу спросить: знаете ли вы, чем отличается меню авторских ресторанов? Главное отличие состоит в том, что традиционный ресторан должен предлагать меню, которое будет помогать клиенту, а не смущать его, а авторский ресторан должен иметь меню, которое понятно представляет блюда, пробуждает фантазию и превращает процесс принятия пищи в особое событие... Любой политик знает:

если его приход к власти и нахождение у нее не обставлены как явление, его политическая карьера будет короткой.

Идентификация

На этом уровне мы поддаемся сильному воздействию только тех персонажей, с которыми отождествляем самих себя, причем «в превосходной степени». Особенно тех, кто олицетворяет нашу мечту о собственной возможной силе, влиянии и могуществе.

Не будем кривить душой и прикрываться вульгарной моралью. Людям присуще желание силы и власти. Они хотят быть первыми, непобедимыми. Стоит ли удивляться популярности отрицательных героев? В том числе и в компаниях — особенно при наличии растиражированного мнения об их всемогуществе! Авторитарный тиран покоряет нас своей волевой решительностью, а смиренный служитель раздражает унылой правильностью. Отрицательные герои притягательны еще и потому, что олицетворяют собою эволюционную успешность — выживание любой ценой и получение высокого статуса в стае.

Нет, я не призываю вас стать отрицательным персонажем. Скорее, хочу обратить внимание на важную закономерность. Отрицательные герои не боятся пользоваться личной силой, властью, высказывать

уровни власти и действия руководителя

Власть на уровне

Н У IV! I

Власть на^ровне

Власть на уровне

Власть на уровне ценностей

Власть на уровне

идентификации

Используйте

принцип

поддержки

Используйте

принцип

понимания

Используйте принципы действенности и адекватности

Увеличивайте количество позитивных переживаний в жизни сотрудников, давайте им эмоциональное признание.

> Ставьте своим сотрудникам цели, давая интерпретацию их содержания и понимание, как на них можно заработать.

> Действуйте решительно, поражайте воображение, оставляя инициативу за собой. Своевременно и адекватно реагируйте на оппозиционные настроения и критику.

Используйте

принцип

легитимности

>На совещаниях, рабочих встречах и даже в курилке рассказывайте о работе историю, которая объединяет вас и ваших сотрудников.

Используйте ^

своевременности 7 как значимой управленческой единицы.

Регулярно используйте внутренний пиар для продвижения себя

V

свое мнение. И они никогда не отсиживаются в тени. И что особенно важно — постоянно продвигают (как теперь говорят, «пиарят») себя и свои решения, идеи, мнения.

Еще один вывод. На уровне идентификации люди намного быстрее подчиняются сильному и напористому руководителю, который без стеснения демонстрирует свою влиятельность, говорит о собственной значимости. Даже если его имидж не имеет ничего общего с образом благородного положительного героя. А вот когда руководитель скромно и тихо трудится, ему нелегко оказывать властное воздействие на сотрудников на этом уровне. Подражать и подчиняться «невидимке» сложно и нелогично.

Особенно хочу обратить ваше внимание на то, что если руководитель молчит — власти на этом уровне у него нет. Реальная власть будет находиться в руках тех, кто будет интерпретировать и активно транслировать окружающим смысл и его молчания, и его поднятой брови, и вообще любых его реакций. И, разумеется, если вы молчите, то такие охотники всегда найдутся.

Принцип эффективности политической власти, регулирующий воздействие на этом уровне, Александр Конфисахор называл принципом своевременности. Суть его в том, что не власть как таковая нужна политику, а политик нужен власти. Главное — своевременно сформировать общественное мнение, что сегодня во власти должны быть люди, обладающие определенным набором профессиональных, личностных и психологических качеств. Именно так политики распространяют идею об исключительных дарованиях, необходимых для выхода общества из кризиса или решения насущных проблем, стоящих перед народом. Конечно, эти дарования, необходимость которых определяется понятием «здесь и сейчас», представлены именно в их личности.

Снова обратимся к опыту успешного политика, вполне применимому руководителем бизнеса. > Во-первых, политик создает собственный имидж, отвечающий духу времени.

> Во-вторых, способствует тому, чтобы его воспринимали как единственного, кто сейчас сможет распорядиться властью наиболее полно и эффективно для блага самих людей.

> В-третьих, не стесняясь, подчеркивает свою исключительность, свою незаменимость в данный исторический момент.

В бизнесе принцип своевременности действует точно так же. Если руководитель постоянно формирует общественное мнение о себе, о том, что он — тот единственный, кто может править так, что счастье у корпоративного народа непременно случится, он — «в шоколаде». Его слушают, ему внимают, за ним идут, его выбирают снова и снова.

Больше всего в реализации этого принципа вам может помешать идеализация совершенства. Или, если проще, гипертрофированный образ «правильного руководителя», который вы считаете для себя образцом. Характерный пример — распространенный идеальный образ руководителя как «скромного и честного труженика», который не должен выделяться и подчеркивать свою исключительность. Естественно, в этот «стандарт качества» не входят представления о персональном внутрикорпоративном пиаре как о необходимой составляющей властной компетенции.

Послевкусие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кем бы вы ни были, вам обязательно что-то нужно от окружающих. Ведь все, чем мы располагаем на сегодняшний день, обретено в результате взаимодействия с другими людьми. Ученые установили, что до восьмидесяти процентов мыслей взрослого человека занято вопросами влияния на поступки окружающих его людей. Мы постоянно пытаемся их к чему-то склонить — а значит, стремимся управлять и подчинять их своей воле. Так что качество вашей сегодняшней жизни вы можете рассмотреть как оценку своей управленческой квалификации и властной компетенции.

Конечно, о власти существует бесчисленное количество мифов, легенд, мнений и предубеждений.

Но я предлагаю рассмотреть ее как повседневный управленческий инструмент, как комплексное воздействие на человека на пяти уровнях. Вот короткий рецепт.

Естественно, что на одних уровнях ваша власть будет сильнее, на других — слабее. Это зависит и от степени развития вашей личности, и от вашего управленческого профессионализма. Поэтому:

> определите уровни, состояние которых требует вашего внимания в первую очередь;

> составьте список навыков, которые вам необходимо нарастить;

> продумайте форму и содержание мероприятий, в рамках которых

ЩЩ Настоящие лидеры —

великие сказочники. А если точнее, то — великие рассказчики и мечтатели. Именно эта компетенция помогает воздействовать на души людей, вести их за собой

было бы уместно начать изменение своих взаимоотношений с подчиненными.

Утверждать, будто вам удастся овладеть властной компетенцией в два счета, не буду. Власть как блюдо высокой управленческой кухни требует повышенного внимания, большого терпения и постоянно оттачиваемого мастерства. Но если вы отказываетесь от сознательного развития своей властной компетенции, то неизбежно становитесь заложниками ситуаций, которые подбрасывает вам жизнь. Недавно мне встретилось очень интересное определение: успешный современный руководитель — это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих задач. Так что если мы с вами не будем впадать в стереотипные представления о власти, то сможем со вкусом наращивать свою властную компетентность, используя самые разные источники. ■

Об авторе

Григорий Куликов

председатель совета директоров холдинга «МИЭЛЬ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.