г
Идеализация образа «хорошего начальника» привела к тому, что «интеллигентным и мягким» руководителем у нас теперь быть почетно, а вот жестким и настойчивым — нет. Но может ли эффективный собственник отказаться от власти? Не уподобится ли он повару, у которого отобрали главное орудие — нож?
уровней власти
г
1 к л
1На мой взгляд, отсутствие взвешенного и прагматичного отношения к проявлениям власти в деятельности руководителей компаний вызвано сочетанием трех идеализаций — «разумности», «отношений» и «доверия». См.: «Бизнес-журнал», 2010, №№ 3, 5. — Прим. авт.
Привычная ситуация: при необходимости публично изложить свои взгляды по поводу такого щекотливого предмета, как власть в корпорации (да и власть вообще), взрослые и уважаемые люди начинают смущаться, переглядываться и вообще испытывают явные неудобства. Действительно, в российской ментальности понятие «власть» носит устойчиво отрицательную окраску. В массовом сознании это скорее что-то «аморальное», чем реальный управленческий инструмент. Попробуем разобраться, почему так происходит.
В своих предыдущих колонках вместе с читателями «Бизнес-журнала» я пытался исследовать весьма распространенные идеализации — присущие каждому человеку (да и каждому социуму) наборы сверхидей, отказ от следования которым немедленно приводит к длительным негативным переживаниям. Классический эффект идеализации1 можно наблюдать во многих российских компаниях: подчиненные испытывают сильнейший психологический дискомфорт, как
только выясняется, что их начальники ведут себя вовсе не так «благородно» и «дружелюбно», как ожидалось. (При этом сами сотрудники зачастую абсолютно не внемлют вполне разумным договоренностям — невзирая на то, что вы как руководитель никогда не нарушаете взятых на себя обязательств!)
Масштабное распространение и постоянное воздействие на умы идеализированного образа «хорошего начальника» привело к тому, что «интеллигентным и мягким» руководителем у нас теперь быть почетно, а вот жестким и настойчивым — нет. Изучать менеджмент — престижно, но учиться властвовать — «неприлично». В результате собственники и топ-менеджеры попадают в замкнутый круг. Мы стесняемся — не
изучаем — не пользуемся — не умеем, а в итоге — мучаемся.
Само по себе слово «власть» часто и широко употребляется в нашем лексиконе. «Власть родителей», «власть семьи», «власть чувств», «власть разума», «власть денег», «власть идеологии»... Но при всей разнородности и неоднозначности этих понятий легко выделить объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в рамках которых воля и действия одних людей господствуют над волей и действиями других. Однако подчинение людей своей воле в нашем обществе не принято в качестве идеала для подражания. Напротив, каноном социально одобренного поведения считается умение догово-
бизнес-журнал сентябрь #9 2010
68
г
риться, образумить, объяснить, уговорить. Но всегда ли это полезно?
Несекретная компетенция
О власти сложено бесчисленное количество мифов и легенд. Я же предлагаю считать ее обыкновенным инструментом.
Может ли эффективный руководитель отказаться от власти? На этот вопрос отвечу другим: может ли хороший повар не владеть ножом? Конечно, обладая виртуозным искусством приготовления десертов, можно и не брать в руки столь небезопасный инструмент. Но как без него приготовить основное, насыщающее организм блюдо — например, из мяса или рыбы?
Попробуйте оценить свое искусство владения властью как инструментом, используя метафору поварского ножа. Для этого предлагаю ответить на несколько простых вопросов.
> Насколько вы сами хорошо владеете инструментом власти?
> Заточен он или затуплен?
> Начищен или покрыт ржавчиной?
> Позволяете ли вы использовать этот инструмент другим — и как обставлен процесс передачи?
> Оговариваете ли вы правила его использования и проверяете ли их соблюдение?
> Этот инструмент у вас всегда под рукой или вы частенько забываете его дома?
Конечно, предложенные критерии весьма условны. Но ведь и процесс оценки окружающими вашего умения использовать власть как инструмент происходит неосознанно. Главное в ином. Сформировав определенное представление о вашей способности влиять на других, люди либо принимают вашу власть, либо отвечают саботажем, искажая каждое полученное распоряжение. Причина проста. Сам по себе факт обладания инструментом (должностью руководителя) еще не дает вам ровным счетом ничего. Важно не только уметь этим инструментом, ресурсом пользоваться, но и постоянно оттачивать свое мастерство.
К сожалению, многих образованных и интеллигентных руководителей часто посещают различного рода сомнения. Имею ли я право подчинять других своей воле? Право приказывать ближним своим? Но подобная расплывчатость совершенно не избавляет вас от управленческих проблем и необходимости их решения. Наоборот, она напрямую вредит делу, потому что у окружающих появляется вопрос: «Так кто здесь все-таки главный? Кто правит?»
Пять уровней власти
Меня всегда привлекали инструменты, помогающие изучать такие одновременно понятные и сложные концепции, как «отношения», «доверие», «успех». Ведь разобравшись
в сути и механизмах формирования любого важного явления или феномена, получаешь возможность быстрее тестировать собственную эффективность, ставить перед собой цели, действительно актуальные для бизнеса в текущей ситуации, а главное — достигать их.
Власть можно представить себе в виде инструмента комплексного воз-
ЩЩ Многих руководителей
посещают сомнения: «Имею ли я право подчинять других своей воле, приказывать ?». Но подобная расплывчатость не избавляет от необходимости решения управленческих проблем
действия на человека, осуществляемого на пяти уровнях: переживаний, намерений, желаний, ценностей и идентификации. На одних уровнях это воздействие ощущается сильнее, на других — слабее. Все зависит от личности руководителя и от его управленческого профессионализма.
Александр Конфисахор сформулировал принципы, которые определяют эффективность властного правления. Осознанное и регулярное использование этих принципов
Рецепт построения системы власти руководителя
Власть на уровне
11 Н У ^ ^ 1
Власть на.уровне
I ■ ".V. 13 ^ 3 ■ I, I,
Власть на уровне
Власть на уровне ценностей
Власть на уровне идентификации
Регулярное использование переживаний, которые обеспечивают психологический комфорт и позитивный настрой сотрудников, партнеров и клиентов.
Доминирование (в рамках принятой руководителем концепции управления) целей и смыслов, которые воспринимаются сотрудниками, партнерами и клиентами в качестве однозначно полезных.
Восприятие руководителя в качестве влиятельного персонажа, создающего дополнительные возможности и помогающего подчиненным или партнерам достигать важных для них целей.
Восприятие руководителя как человека, узаконивающего своими действиями те качества жизни, которые подчиненные или партнеры ассоциируют со своим счастьем.
Отождествление руководителя с героем, олицетворяющим мечту подчиненных или партнеров об идеальной собственной самореализации.
бизнес-журнал сентябрь #9 2010
69
г
превращает вас из простого руководителя в сильного политического игрока. Я не случайно предлагаю вам тренировать властную компетенцию, используя принципы эффективности политической власти. Ведь в компетенцию политика входит работа прежде всего не с экономическими, а с человеческими реалиями, такими как наши надежды, желания и мечты.
ЩЩ Стоит только руководителю приступить к использованию метода эмоционального признания, как сотрудники начинают больше верить в себя и свои способности, а сложные цели становятся в их глазах вполне достижимыми
Перед изучением рецепта приготовления каждого слоя предлагаю взглянуть на весь «пирог», представленный на приведенном рисунке.
«Власть на уровне переживаний» — слой, практически полностью относящийся к сфере иррационального. Уверен, знакомая для большинства читателей ситуация: регулярное присутствие в вашей жизни одних людей вас радует, появление других — не тревожит, но вот третьи напрягают так, что вы бессознательно уходите в глухую оборону.
Секрет прост. Все мы стремимся к увеличению (или по крайней мере неуменьшению) количества позитивных переживаний в нашей жизни и избегаем отрицательных. А потому готовы подчиниться воле человека, который способен увеличивать объем позитивных эмоций, но восстаем против присутствия того, кто снижает наш позитивный настрой. Человек, приносящий с собой позитив, обычно ассоциируется у нас с положительным героем: с таким не страшно и пуд соли съесть. Те же, кто несет с собой ощущения со знаком минус, воспринимаются как герои отрицательные.
Смоделируем ситуацию. Вот вы входите в переговорную, где вас ожидает важный клиент. Но как
Об авторе
Григорий Куликов
председатель совета директоров «МИЭЛЬ».
только начинается диалог, возникает чувство психологического дискомфорта. Собеседник вам не нравится. Вы внутренне напрягаетесь, вы уже не доверяете ему... И ближайшие пятнадцать минут превращаются в позиционную войну за собственные интересы.
Что могло бы изменить ситуацию на уровне ваших переживаний и перевести переговоры в конструктивное русло? Позвольте предположить: неожиданная улыбка клиента, шутка, щедрый и дружелюбный душевный посыл в ваш адрес, оптимистический настрой и эмоциональная открытость. Ведь именно такое поведение мы обычно приписываем положительному герою, который позаботится и о наших интересах.
Другая история. Пообщавшись с новым знакомым и рассказывая о нем вечером своей жене, вы неожиданно для себя произносите: «Замечательный человек, надо будет завтра же с ним созвониться!» Что случилось? Почему вам хочется снова уделить время малознакомому человеку и, возможно, дать положительный ответ на его деловое предложение? Да просто потому, что он дарит вам положительные эмоции! Ведь каждый человек на уровне переживаний ищет признания своей ценности не как «интеллектуального или человеческого ресурса», а как человека, к которому относятся с уважением и достоинством вне зависимости от его положения в служебной иерархии.
Опыт показывает: стоит только руководителю приступить к использованию метода эмоционального признания, как сотрудники начинают больше верить в себя и свои способности, а сложные цели становятся в их глазах вполне достижимыми.
Эмоциональное признание порождает сильную мотивацию, помогающую человеку выйти за пределы того, что он может сделать в обычной ситуации. Сотрудник не только не саботирует и четко исполняет ваши распоряжения, но и полностью погружается в порученную ему работу, демонстрируя максимальную отдачу. А значит, поддерживает вашу власть «на все сто».
Признайтесь, почувствовав подобное отношение к себе, вы и сами начинаете верить: пока этот человек
рядом — все получится, все будет хорошо. В итоге количество и качество ваших достижений возрастет. Но когда эмоциональное признание отсутствует, вы остро чувствуете дистанцию, отчуждение. Высокомерный холод или психологическая замкнутость приводят к тому, что эмоциональная вовлеченность в дело и рабочий энтузиазм сдуваются, как воздушный шарик.
Делаем выводы. Воспринимая власть на уровне переживаний, люди готовы намного быстрее подчиниться воле того, кто им приятен; того, кто способен адресовать им позитивное эмоциональное признание. А на подсознательном уровне возникает вера: количество и качество достижений рядом с таким руководителем (партнером или коллегой) обязательно возрастет!
Принцип эффективности политической власти, действующий на этом уровне, Александр Конфиса-хор именует принципом поддержки: вы создаете среду, условия и образ жизни, которые поддерживают успешность и комфорт определенного слоя людей. И они понимают, что своим успехом обязаны именно вашей власти.
Чего может добиться успешный политик, используя этот метод? Того же, что способны сделать и вы как руководитель:
> сформировать, культивировать и поддерживать слой людей, для которых действующие законы являются одновременно и их законами (по ним построена их жизнь, и именно эти законы помогли им достичь успеха, статуса, благосостояния);
> добиться того, чтобы люди осознавали: если эти законы, нормы и правила изменятся, вместе с ними исчезнет не только привычный комфорт. Исчезнет то, чего этот слой людей смог достичь.
Но не будем забывать: власть руководителя похожа на многослойный пирог. У каждого слоя свой вкус — а значит, и готовить его следует по особенному рецепту, соответствующему именно этому уровню эффективности политической власти. Зато в результате ваше правление будет похоже на произведение высокой управленческой кухни, а не на слоеный пирожок из ближайшего ларька. ■
70
бизнес-журнал сентябрь #9 2010