Научная статья на тему 'Рецензия на: В.И. ИОНЕСОВ «ПАМЯТЬ ВЕЩИ: «ДУХ АРМЕНИИ» В ОБРАЗАХ И СЮЖЕТАХ ЗАБЫТОГО АРТЕФАКТА» / Memories in a Thing: “The Spirit of Armenia” in the Images and Stories of a Forgotten Artifact. СКО; под ред. А.И. Ионесова'

Рецензия на: В.И. ИОНЕСОВ «ПАМЯТЬ ВЕЩИ: «ДУХ АРМЕНИИ» В ОБРАЗАХ И СЮЖЕТАХ ЗАБЫТОГО АРТЕФАКТА» / Memories in a Thing: “The Spirit of Armenia” in the Images and Stories of a Forgotten Artifact. СКО; под ред. А.И. Ионесова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Г.В. Акопов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: В.И. ИОНЕСОВ «ПАМЯТЬ ВЕЩИ: «ДУХ АРМЕНИИ» В ОБРАЗАХ И СЮЖЕТАХ ЗАБЫТОГО АРТЕФАКТА» / Memories in a Thing: “The Spirit of Armenia” in the Images and Stories of a Forgotten Artifact. СКО; под ред. А.И. Ионесова»

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на: В.И. ИОНЕСОВ «ПАМЯТЬ ВЕЩИ: «ДУХ АРМЕНИИ» В ОБРАЗАХ И СЮЖЕТАХ ЗАБЫТОГО АРТЕФАКТА» / Memories in a Thing: "The Spirit of Armenia" in the Images and Stories of a Forgotten Artifact. СКО; под ред. А.И. Ионесова.

Самара: ООО «Самарама», «Прайм», 2021. - 322 с.

EDN: GABNCC

п

Л.И. Е IOHWOB

ПАМЯТЬ ВЕЩИ

«ДУХ АРМЕНИИ» В СЮЖЕТАХ И ОБРАЗАХ ЗАБЫТОГО АРТЕФАКТА

J

Новая книга Владимира Ивановича Ионесова «Память вещи: «Дух Армении в образах и сюжетах забытого артефакта» (Самара, 2021) - произведение редкого жанра. В нем органично соединены уникальная историческая драма Армении и ее отражение в живописных и поэтических образах, в разнообразных сюжетах, артефактах, символах, фотоиллюстрациях; в судьбах отдельной семьи, ее представителей, а также в деятельности подвижников по сохранению и развитию армянской культуры как необходимой и самоценной составляющей всей системы планетарного многообразия. Автор книги - доктор культурологии и кан-

дидат исторических наук, профессор кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры, действительный член Европейской академии наук и искусств.

Концепция исторической, социокультурной и эстетической «Памяти вещи» выдержала несколько этапов становления и многоаспектного воплощения в творчестве В.И. Ионесова. Этому способствовали периодические экспертные обсуждения на площадке Самарского государственного института культуры, а также несколько экспедиций автора монументального произведения, как говорится, по городам и весям Армении -удивительно разнообразной по жизненным проявлениям и вместе с тем единой по духу приверженности своей культуре. Собранные материалы по истории гобелена, его сюжетным мотивам и символическим атрибутам первоначлаьно были оформлены в виде брошюры, представленной на VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии» в Ереване (11-13 октября 2019 года). Одновременно с этим в рамках данного форума был также представлен доклад «О книгопечатнике Джанике Арамяне и Анне Бахтамян: история одного забытого гобелена» на историческом факультете Ереванского государственного университета1.

Известный культуролог по научной степени, званию и резонансным современной проблематике работам (см., в частности, монографию В.И. Ионесова «Культура на переходе» (2011), сборник статей «Армения: притяжение культуры» (2019) и др.) автор поистине энциклопедического издания

«Память вещи» определяет новые, весьма масштабные каноны полидисциплинарного исследования, последовательно и многозвенно выстраивая синтетическое категориальное знание, пропитанное общей и частной (индивидуальной) фактологией.

Достойно сожаления, что художественные композиции с историческими сюжетами и образами Матери-Армении, созданные когда-то Джаником Арамяном и Анной Бахтамян, сегодня известны лишь немногим даже в Армении. О книгопечатнике Арамяне знает лишь узкий круг специалистов. Картина «Дух Армении» практически забыта.

Активная исследовательская позиция автора не ограничивалась научно-теоретическим поиском ответов на целый ряд концептуально значимых вопросов. Отметим, кстати, что поиск осуществлялся не только в пределах Армении, но также по доступным историческим источникам на территории Ирана, Узбекистана, Франции и даже Индии (Мадрас), куда вели «следы» условно канонизированного артефакта. Исследовательская линия автора как участника и как организатора укреплялась также в ряде соответствующих культурных мероприятий. Это, в частности, Дни Армении в России в ноябре 2017 года. Представители армянской общины в Самаре предложили автору помощь в продвижении региональной культурно-образовательной программы, приуроченной к этому знаменательному событию. С этого момента гобелен, будучи домашней реликвией, обрел статус не только исторического источника, но и объекта социокультурного проектирования. Разработанная В.И. Ионесовым комплексная тематическая программа «Дни культуры Армении в Самаре» состояла из двух масштабных проектов: международной научно-практической конференции «Армения - притяжение культуры» с изданием одноименного сборника и большой арт-культурологической платформы с художественными выставками, музыкальными гостиными, литературными чтениями и

арт-галереями. В центре всех этих событий, их своего рода визитной карточкой, и стало старинное ковровое полотно под названием «Дух Армении».

Автор поставил своей целью соединить историю забытого и, казалось бы, обыденного артефакта - коврового полотна (гобелена) с широким культурным контекстом исторических, социальных, этнопсихологических проекций и взаимосвязей. Все это позволяет рассматривать изучаемый артефакт как опредмеченную историю, комме-моративный объект и опыт переживания. Явственные и закодированные послания художественного нарратива рукотворного коврового изделия выстраиваются в большую автобиографическую историю о судьбе человека, его семье, поколении и народе. Тем самым созданная Анной Бахтамян в 1909 году ковровая композиция воплощает и удерживает в себе память о прошлом, что делает данную вещь носителем и рассказчиком исторических воспоминаний о самом наболевшем и пережитом. Как отмечает автор монографии: «Этот материал начался с гобелена - с одной семейной реликвии, оставленной родителями и много лет хранящейся среди памятных вещей домашней утвари. Данное сочинение не увидело бы свет без этого гобелена, так же как гобелен не был бы создан без истории, которую он воплощает. История отображенных на гобелене образов и сюжетов, как оказалось, уходит своими корнями в глубь веков и даже тысячелетий. В поисках ответов на поставленные гобеленом вопросы пришлось обратиться к многочисленным историческим, культурологическим и биографическим источникам, анализу слов и вещей, символов и нарративов, истории армянского ковроделия и книгопечатания, иллюстративным, литературным, мифопоэтическим, нумизматическим, архитектурно-художественным и музыкальным произведениям»2.

Книга состоит из шести основных частей, в них представлены материалы по самому гобелену, его предыстории и сопутствующие ему тематические экскурсы

Рецензии

Ковровое полотно «Дух Армении» ("ПОЬ ^изи^ЫЬЬ"), 65х55 см. Автор: Анна Бахтамян (А.А. Иоаннесян), 30 ноября 1909 г., Самарканд

и примечания. Впервые собраны в рамках одного издания наиболее полные сведения о художественном сюжете «Дух Армении» или «Матери-Армении» с образом скорбящей женщины как символа возрождения, верности и любви к родной Отчизне, нерушимой связи времен и поколений в драматичной истории армянского народа. В книге представлено более 40 образцов с данным сюжетом, включая гобелены, карпеты (ковры), картины, рисунки, скульптуры, открытки, книжные иллюстрации, гравюры, фотографии, изделия декоративно-прикладного творчества - чеканка, серебряные табакерки, кошельки, украшения и предметы быта.

Издание включает 6 приложений, содержащих образцы поэтического наследия классической армянской и русской литературы с произведениями, посвященными различным аспектам рассматриваемого в книге сюжета «Дух Армении», хронологию событий, упоминаемых в тексте, названия и термины, географические названия, указатель имен, большую коллекцию иллюстра-

тивных материалов (164 образца), сгруппированных в девять тематических блоков.

Возвращаясь к жанру произведения, весьма объемного по собранным автором материалам, можно условно расшифровать символическое название «Память вещи» как оживление образов прошлого в их актуальном настоящем. Гобелен позиционируется и как трансценденция отношения к своей стране, спасительный эстетический нарратив в опыте пережитого. Глубокая символика, яркие сюжеты и иллюстрации настоящей книги, на наш взгляд, содержательно обогащают сознание читателя, формируют намерение беречь, сохранять и приумножать богатство традиционных ценностей народа в богатой палитре диалога культур и драматичных цивилизаци-онных процессов.

Как блестяще показал автор на примере старинного коврового полотна, искусство ковроткачества служит опытом преодоления социального стресса, практикой личностной арт-терапии и способом самоидентифика-

ции для жертв насилия, преследования и изгнания. Оказалось также, что память вещи способна быть плодоносящим полем для актуального социокультурного проектирования и художественного творчества.

Как отмечает В.И. Ионесов в заключительной части книги: «Уроки истории, полученные от гобелена, еще раз напоминают нам о том, что, опираясь на духовные ценности, человек способен преодолеть даже самые крутые виражи, испытания и переломы судьбы. Обращение к памяти вещи позволило показать, как отдельный старинный артефакт может генерировать большую и новую культурную реальность»3

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ионесов В.И. Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта / Memories in a Thing: «The Spirit of Armenia» in the Images and Stories of a Forgotten Artifact. - СКО; под ред. А.И. Ионесова. Самара: ООО «Самарама», «Прайм», 2021. C. 11.

2 Там же. С. 17.

3 Там же. С. 112, 114.

Г.В. Акопов,

доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Самарского филиала Московского городского педагогического университета.

Самара, Россия.

E-mail: akopovgv@gmail.com

Review on: Ionesov, V.I. Memories in a Thing: "The Spirit of Armenia" in the Images and Stories of a Forgotten Artifact / ed. A.I. Ionesov.

Samara, OOO "Samarama", "Praym", 2021, 322 p.

EDN: GABNCC

G.V. Akopov,

Chief Researcher, Samara Branch of Moscow Sity Pedagogical University, Samara, Russia Е-mail: akopovgv@gmail.com

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки

Учредитель: федеральное государственное бюджетное учреждение науки Самарский федеральный исследовательский центр Российской академии наук Журнал зарегистрирован в Роскомнадзоре, свидетельство ПИ № ФС77-76285 от 12.07.2019

Главный редактор: Ю.П. Аншаков Том 5, номер 3(19), 29.09.2023 Индекс: 36622. Распространяется бесплатно Адрес учредителя и редакции - 443001, Самарская область, г. Самара, Студенческий пер., 3а. Тел. 8 (846) 340-06-20 Издание не маркируется

Сдано в набор 14.09.2023 г. Подписано к печати 29.09.2023 г. Формат бумаги А4

Офсетная печать Усл. печ. л. 19,763 Тираж 200 экз. Зак. 40

Отпечатано в типографии ООО "Инсома-пресс", 443080, Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, д. 110А, офис 22А. Тел. 8 (846) 222-92-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.