Научная статья на тему '«ДУХ АРМЕНИИ» ‒ СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ В ОПЫТЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКЦИИ'

«ДУХ АРМЕНИИ» ‒ СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ В ОПЫТЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гарник Акопов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE SPIRIT OF ARMENIA» FAMILY RELIC IN THE EXPERIENCE OF ILLUSTRATIVE HISTORICAL RETROSPECTIVENESS

The monograph presented to the reader is an excellent example of a comprehensive historical and artistic research. The subject of the author’s research is memorable evidence of the dramatic history of the people of Armenia, sealed in the image of a carpet work (tapestry) called “The Spirit of Armenia”, which is a special energy object. This is not an everyday concept, but the concentrated content of the suffering of a people, the artistic image of which gives a person hope for its revival and prosperity.

Текст научной работы на тему ««ДУХ АРМЕНИИ» ‒ СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ В ОПЫТЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКЦИИ»

QbSUMUb УРвУЮ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1 (20), 2024

ЧГиШПиПЬ&ЗПЬЪ, РЕЦЕНЗИЯ, REVIEW

«ДУХ АРМЕНИИ» - СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ В ОПЫТЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКЦИИ *

DOI: 10.52063/25792652-2024.1.20-239 ГАРНИКАКОПОВ

доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Самарского филиала Московского городского педагогического университета Самара, Российская Федерация akopovgv@gmail. com ORCID: 0000-0001-8374-1629

«THE SPIRIT OF ARMENIA» - FAMILY RELIC IN THE EXPERIENCE OF ILLUSTRATIVE HISTORICAL RETROSPECTIVENESS

GARNIK AKOPOV

Doctor of Psychology, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Chief Researcher of the Samara Branch of the Moscow City Pedagogical University,

Samara, Russian Federation

Рецензия на монографию В. И. Ионесова «Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта» / Memories in a Thing: «The Spirit of Armenia» in the Images and Stories of a Forgotten Artifact. - СКО; под ред. А.И. Ионесова. - Самара: ООО «Самарама», «Прайм», 2021. - 322 С.

- ISBN 978-5-6046812-3-7

* Qpoi^nunLpjnLLiQ 1|Ьр^оушдф[ t 07.02.2024р., rnqmqpnLpjmL Q^nLU^bf 30.04.2024р.

239

The monograph presented to the reader is an excellent example of a comprehensive historical and artistic research. The subject of the author's research is memorable evidence of the dramatic history of the people of Armenia, sealed in the image of a carpet work (tapestry) called "The Spirit of Armenia", which is a special energy object. This is not an everyday concept, but the concentrated content of the suffering of a people, the artistic image of which gives a person hope for its revival and prosperity.

Книга Владимира Ивановича Ионесова «Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта» (Самара, 2021) - абсолютно актуальное произведение в условиях резкого обострения противоречий современного мира. История Армении насчитывает немало трагических страниц, связанных с геополитикой и противостоянием между теми или иными странами. Их отражение в искусстве в целом ряде определенных сюжетов приобрело характер ярких символов. Символы, выражающие идею эмоционального единения и творческого созидания, можно найти как в больших, так и в малых произведениях материальной и духовной культуры Армении. Известное выражение «В капле отражается Мир» весьма точно передает главную смысловую линию книги В.И. Ионесова. Она представлена в судьбах отдельной семьи и ее представителей, в многочисленных фотоиллюстрациях, в поэтических строках и живописных полотнах, а также в деятельности замечательных специалистов по сохранению и развитию армянской культуры как уникальной и неустранимой составляющей целостной системы планетарного многообразия. Особое место в этой культуре занимают отдельные конкретные предметы, изделия, вещи с высокой исторической смысловой нагрузкой. Это позволило философам, историкам, культурологам и психологам ввести в науку понятие «память вещи».

Автор поставил своей целью соединить историю забытого и, казалось бы, обыденного артефакта - коврового полотна (гобелена) с широким культурным контекстом исторических, социальных, этнопсихологических проекций и взаимосвязей. Все это позволяет рассматривать изучаемый артефакт как опредмеченную историю и опыт переживания.

В творчестве В. И. Ионесова концепция исторической, социокультурной и эстетической «памяти вещи» на примере бережно сохраненного автором фамильного гобелена (артефакта) выдержала несколько этапов становления и многоаспектного воплощения. Этому способствовали научные обсуждения на площадке Самарского государственного института культуры, а также поездки автора энциклопедического произведения по городам и селам Армении. Впечатляющее разнообразие ландшафтов и соответствующих жизненных проявлений населения в сочетании с единством Духа приверженности своей Культуре и ценностного отношения к исторической памяти Армении поражает и сегодня стороннего наблюдателя. Собранные материалы по истории гобелена, его сюжетным мотивам и символическим атрибутам были первоначально оформлены в виде брошюры, представленной на VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии» в Ереване (11-13 октября 2019 года). Одновременно с этим в рамках данного форума автором был также представлен доклад «О книгопечатнике Джанике Арамяне и Анне Бахтамян: история одного забытого гобелена» на историческом факультете Ереванского государственного университета [1, c.11]. Достойно сожаления, что художественные композиции с историческими сюжетами и образами Матери-Армении, созданные когда-то Джаником Арамяном и Анной Бахтамян, сегодня

известны лишь немногим даже в Армении. О книгопечатнике Арамяне знает лишь узкий круг специалистов. Картина «Дух Армении» практически забыта.

Активная исследовательская позиция автора не ограничивалась научно-теоретическим поиском ответов на целый ряд концептуально значимых вопросов. Отметим, что поиск осуществлялся не только в пределах Армении, но также по доступным историческим источникам на территории Ирана, Узбекистана, Франции и даже Индии (Мадрас), куда вели «следы» условно канонизированного артефакта. Исследовательская линия автора как участника и как организатора укреплялась также в ряде соответствующих культурных мероприятий. Это, в частности, Дни Армении в России в ноябре 2017 года.

Афиша Дней культуры Армении в Самаре и тематический сборник под редакцией В.И. Ионесова «Армения: притяжение культуры» (СГИК, Самара, 2019.

- 696 с.)

Армянская община Самары поддержала автора информационно, организационно и технически в издании книги и презентации ее содержания армянской общественности, а также в продвижении соответствующей региональной культурно-образовательной программы, приуроченной к этому знаменательному событию. С этого момента гобелен, первоначально являясь домашней реликвией, обрел статус не только художественно оформленного исторического источника, но и объекта социокультурного и этнопсихологического проектирования. Разработанная В.И. Ионесовым комплексная тематическая программа «Дни культуры Армении в Самаре» включала два масштабных проекта: международную научно-практическую конференцию «Армения - притяжение культуры» с изданием одноименного сборника и большую арт-культурологическую платформу с художественными выставками, музыкальными гостиными, литературными чтениями и арт-галереями. В центре всех этих событий, их визитной карточкой стало старинное ковровое полотно под названием «Дух Армении».

Изданный двойной арт-тематический альбом по сюжетам гобелена в формате DVD с концертной программой цикла мероприятий «Дней культуры Армении в Самаре» (2017) Образно-символическое и одновременно закодированное послание художественного произведения в виде рукотворного коврового изделия-гобелена выстраивается в большую автобиографическую историю о судьбе человека, его семье, поколении и народе. Созданная Анной Бахтамян в 1909 году ковровая композиция воплощает и удерживает в себе память о прошлом, что делает данную вещь носителем и рассказчиком исторических воспоминаний о самом наболевшем и пережитом. Как отмечает автор монографии, «Этот материал начался с гобелена

- с одной семейной реликвии, оставленной родителями и много лет хранящейся среди памятных вещей, домашней утвари. Данное сочинение не увидело бы свет без этого гобелена, также как гобелен не был бы создан без истории, которую он воплощает. История отображённых на гобелене образов и сюжетов уходит своими корнями в глубь веков и даже тысячелетий. В поисках ответов на поставленные гобеленом вопросы автору пришлось обратиться к многочисленным историческим, культурологическим и биографическим источникам, анализу слов и вещей, символов и текстов, истории армянского ковроделия и книгопечатания, иллюстративным, литературным, мифопоэтическим, нумизматическим, архитектурно-художественным и музыкальным произведениям» [1, с.17].

Книга состоит из шести основных частей, в них представлены материалы о самом гобелене, его предыстории и сопутствующие тематические экскурсы и примечания. Впервые собраны в рамках одного издания наиболее полные сведения о художественном сюжете «Дух Армении», или «Матери-Армении» с образом скорбящей женщины как символа возрождения, верности и любви к родной Отчизне, нерушимой связи времен и поколений в драматичной истории армянского народа. В книге представлено более 40 образцов с данным сюжетом, включая гобелены, карпеты (ковры), картины, рисунки, скульптуры, открытки, книжные иллюстрации, гравюры, фотографии, изделия декоративно-прикладного творчества

- чеканка, серебряные табакерки, кошельки, украшения и предметы быта.

Ковровое полотно «Дух Армении» ("ПО-Ь ^UЗUUSUЪh"), 65х55 см.

Автор: Анна Бахтамян (А.А. Иоаннесян), 30 ноября 1909 г., Самарканд

Издание включает 6 приложений, содержащих образцы поэтического наследия классической армянской и русской литературы с произведениями, посвященными различным аспектам рассматриваемого в книге сюжета «Дух Армении», хронологию событий, упоминаемых в тексте, названия и термины, географические названия, указатель имен, большую коллекцию иллюстративных материалов (164 образца), сгруппированных в девять тематических блоков. Возвращаясь к жанру произведения, весьма объемного по собранным автором материалам, можно расшифровать символическое название «Память вещи» как оживление образов прошлого в их актуальном настоящем. Глубокая символика, яркие сюжеты и иллюстрации настоящей книги, на наш взгляд, содержательно обогащают сознание читателя, индуцируют намерение беречь, сохранять и приумножать богатство традиционных ценностей народа в богатой палитре диалога культур в противовес непримиримой поляризации межкультурных процессов.

Не меньший интерес читателя к содержанию книги может быть связан с тем, как на примере старинного коврового полотна и искусства ковроткачества автор показывает формирование опыта преодоления социального стресса и практики личностной терапии посредством самоидентификации жертв насилия, преследования и изгнания. В процессе немедитативного созерцания [8] память вещи может способствовать благоприятной трансформации смысловой сферы личности, либо художественно-творческому продолжению сюжета исходного произведения. Как отмечает В.И. Ионесов в заключительной части книги, «Уроки истории, полученные от гобелена, ещё раз напоминают нам о том, что, опираясь на духовные ценности, человек способен преодолеть даже самые крутые виражи, испытания и переломы судьбы. Обращение к памяти вещи позволило показать, как отдельный старинный артефакт может генерироватьбольшую и новую культурную реальность» [1, с.112, 114].

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ионесов В.И. Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта / Memories in a Thing: «The Spirit of Armenia» in the Images and Stories of a

Forgotten Artifact. - СКО; под ред. А.И. Ионесова. - Самара: ООО «Самарама», «Прайм», 2021. - 322 с.

2. Ионесов В.И. «Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации» // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354), стр. 7-13.

3. Ионесов В.И. «Гуманистическая природа культурного наследия как ресурс современной образовательной практики» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26).

- стр. 60-66.

4. Ионесов В.И. О словотворчестве как трансформации культуры // В сборнике: Восьмые Азаровские чтения. Библиотека. Культура. Общество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.Ю. Акифьевой. 2018, стр. 134-140.

5. Ионесов, В.И. Переходный процесс: императивы и векторы трансформации культуры // Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации. Материалы III Международной научно-практической конференции. -Самары: СГИК, 2015. - стр. 162-169.

6. Ионесов А.И., Ионесов В.И. «Музей, как миротворчество: способны ли артефакты культуры нас примирить?» // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015.- №19 (374). - стр. 75-81.

7. Ionesov V.I. Can peacemaking be a peace maker? // Peace Review. 2018. V.30, #4. - PP. 527-536

8. Akopov G.V., Akopian L.S. Non-Meditative Contemplation as a Research Project in Psychology: Between the Conscious and Unconscious Mind // Psychology Applications & Developments. VII Advances in Psychology and Psychological Trends Series / Edited by: Prof. Dr. Clara Pracana and Prof. Dr. Michael Wang, 2021. - 355 p. - ISBN 978-98954815-9-0.

WORKS CITED

1. Ionesov V.I. Pamyat' veschi: «Duh Armenii» v obrazah i syuzhetah zabytogo artefakta - SKO; pod red. A.I. lonesova. - Samara: OOO «Samarama», «Prajm», 2021. - 322 s. [Memories in a Thing: «The Spirit of Armenia» in the Images and Stories of a Forgotten Artifact - RMS; edited by A.I. lonesova. - Samara: Samarama LLC, Prime, 2021. - 322 p.] (in Russian)

2. Ionesov V.I. «Kul'tura kak organizovannyj miroporyadok: simvolicheskie formy i metafory transformacii» // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. [Culture as an organized world order: symbolic forms and metaphors of transformation" // Bulletin of Chelyabinsk State University 2014. № 25 (354), 7-13 pp.] (in Russian)

3. Ionesov V.I. Gumanisticheskaya priroda kul'turnogo naslediya kak resurs sovremennoj obrazovatel'noj praktiki // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. [The humanistic nature of cultural heritage as a resource of modern educational practice // Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences 2015. № 2 (26). - pp. 60-66. ] (in Russian)

4. Ionesov V.I. O slovotvorchestve kak transformacii kul'tury // V sbornike: Vos'mye Azarovskie chteniya. Biblioteka. Kul'tura. Obschestvo. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Pod redakciej I.YU. Akifevoj. [About word creation as a transformation of culture // In the collection: Eighth Azarov

Readings. Library. Culture. Society. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Edited by I.Yu. Akifeva 2018, pp. 134-140. ] (in Russian)

5. Ionesov, V.I. Perehodnyj process: imperativy i vektory transformacii kul'tury // Modernizaciya kul'tury: poryadki i metamorfozy kommunikacii. Materialy ИИИ Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Transitional process: imperatives and vectors of cultural transformation // [Modernization of culture: orders and metamorphoses of communication. Materials of the III International Scientific and Practical Conference - Samary: SGIK, 2015. - pp. 162-169. ] (in Russian)

6. Ionesov A.I., Ionesov V.I. Muzej, kak mirotvorchestvo: sposobny li artefakty kul'tury nas primirit'? // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. [Museum as peacemaker: are cultural artifacts capable of reconciling us? // Bulletin of Chelyabinsk State University - 2015.- №19 (374). - pp. 75-81. ] (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.