РЕЦЕНЗИИ REVIEWS
Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 1 (471). С. 123-127. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(1(471):123-127. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)
Рецензия на книгу
УДК [008+745.522.1] (479.25)
doi: 10.47475/1994-2796-2023-10115
ПАМЯТЬ ВЕЩИ КАК ОПЫТ ПЕРЕЖИТОГО И ОБЛАСТЬ ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ [Рецензия на монографию В. И. Ионесова «Память вещи: "Дух Армении" в образах и сюжетах забытого артефакта» / СКО ; под ред. А. И. Ионесова. Самара : Самарама ; Прайм, 2021. 322 с.]
Сергей Николаевич Фоломеев
Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, [email protected]
Для цитирования: Фоломеев С. Н. Память вещи как опыт пережитого и область творчества в историческом нарративе национальной культуры [Рецензия на монографию В. И. Ионесова «Память вещи: "Дух Армении" в образах и сюжетах забытого артефакта» / СКО ; под ред. А. И. Ионесова. Самара: Самарама ; Прайм, 2021. 322 с.] // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 1 (471). С. 123-127. doi: 10.47475/1994-2796-2023-10115
Book review
MEMORIES IN A THING AS A LIVED EXPERIENCE AND A FIELD OF CREATIVITY IN THE HISTORICAL NARRATIVE OF NATIONAL CULTURE [Review of the book by Vladimir I. Ionesov. "Memories in a Thing: 'The Spirit of Armenia' in the Images and Stories of a Forgotten Artifact". Samara, Samarama ; Prime Publ., 2021. 322 p.]
Sergey N. Folomeev
Samara State University for Economics, Samara, Russia, [email protected]
For citation: Folomeev SN. Memories in a thing as a lived experience and a field of creativity in the historical narrative of national culture [Review of the book by Vladimir I. Ionesov. "Memories in a Thing: 'The Spirit of Armenia' in the Images and Stories of a Forgotten Artifact". Samara, Samarama ; Prime Publ., 2021. 322 p.]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(1(471):123-127. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-10115
Перед нами уникальная монография, прежде всего определяемая историей её появления. Обычное научное исследование формируется исходя из уже известной актуальности темы, степени разработанности проблемы, плана дальнейшего изучения, основанной на взаимосвязи со смежными исследованиями в области других наук, заявленной новизны будущей работы и пр. Здесь же совершенно иная ситуация. Среди бережно сохраняемых вещей, доставшихся в наследство от предшествовавших поколений — семейные реликвии, которые окружали тебя с детства, име-
© Фоломеев С. Н., 2023
ли не совсем понятную историю происхождения (не выставлялись на всеобщее обозрение, не всегда осознавалась их культурная ценность), вдруг появляется артефакт, роль и значение которого, как оказалось, выходит за пределы самой вещи и отсылает к самым разным и драматичным документальным историям.
Одним из таких памятных артефактов стал домашний гобелен под названием «Дух Армении», изучение которого и явилось первоначальным побудительным мотивом дальнейшего исследования непростой, но захватывающе интересной темы. Автор монографии — Владимир Иванович Ионесов, известный российский культуролог,
В.И. Ионесов
ПАМЯТЬ ВЕЩИ
«ДУХ АРМЕНИИ» В СЮЖЕТАХ И ОБРАЗАХ ЗАБЫТОГО АРТЕФАКТА
В книге впервые собраны к представлеиынанбо лее полные матер калы по художественно-историческому сюжету «Дух Армении»,отображённому в многочисленных произведениях декоративно-прикладного творчества,фольклора, литературы, насво писк к являющего ся со ста вко й частью к у ль тур кого наследия ар нянек о го народа.На примере коврового полотна «Дух Арменнн» АнныБахтамянраскрываются худо явственные образы, исторические персонажи, нарратнвын сюжеты в контексте драматичных событий н символических атрибуций армянской культуры. Во сстакавлн вается и до к у ментнр у ется кстор нязаб ыто го рукотворното произведения,которое представляетсякак семантически насыщенный комплекс,глаголющий артефактн прнтаягннекультуры.Прошлое гобелена познцноннруетсянетолько как опытперен«того,но и область творчества, социокультурного проектирования. Пр о чтение его нстор нческ о го н арр а тн ва по зво лн ло показать,как индивидуально-домашний мир через искусство ковроделнятрансформнруетсявмнр высоких национальных ценностей н темсамымобретает общечеловеческую значимость.Уроки истории, полученныеотгобелеиа,ещёраз напомннаютнамо том, что, опираясь на духовные ценности,человек способен преодолеть дане самые крутые внражн,нспытаннян пер ело мы судьбы.
многолетние изыскания которого связаны с изучением социодинамики переходной культуры, культурными практиками визуальной памяти и трансформации предметного мира [2-6].
Артефакт, привлёкший внимание автора в его новой монографии, не спешил раскрывать своих тайн. На небольшом вышитом многоцветном гобелене изображена скорбящая женщина, сидящая на руинах разрушенных городов и селений в окружении разбросанных атрибутов войны и следов испепелённой земли. В начале изучения был понятен только представленный на гобелене сюжет, прописанный как «Дух Армении». Известен был и автор данного коврового полотна — Анна Бахтамян. Предстояло выяснить, где и когда было создано это полотно, какие события в жизни его автора и судьбе страны подвигли на создание столь необычного артефакта? Какое зашифрованное послание было изображено в нижней части гобелена и кому оно было адресовано? Что было написано на мемориальных плитах, запечатлённых на холсте? Требовалось идентифицировать и расшифровать почти все знаки, символы, рисунки, надписи и прочие детали на небольшом ковровом полотне, размером 65^55 см. Например, как связать воедино и интерпретировать фрагмент колонны, лежащей на земле митры, фигуру израненного сражающегося воина, стилизованные контуры храмов и часовен, золотой крест в руке павшего защитника Отечества, священную книгу с изображением крестиков на ней, бурлящей реки, следы кровопролитного побоища и другие трудноразличимые изображения?
В поисках ответов на возникшие вопросы автор монографии обратился к многочисленным историческим, культурологическим и биографическим источникам, материалам по истории армянского ковроделия, книгопечатания, нумизматики, литературным, мифологическим, архитектурно-художественным и музыкальным произведениям. Для расшифровки и более чёткого представления закодированных в гобелене смыслов В. И. Ионесов привлёк письменные, фотографические и документальные свидетельства, в том числе и из своего семейного архива.
Автор для решения поставленных задач обратился к изучению образа Матери-Армении в историческом контексте. В ходе проведённых исследований выяснилось, что первыми похожими образами женщины, склонившей голову в горе и печали, были аналогичные изображения на монетах, отчеканенные после захвата страны римской армией. Как выяснилось далее, образ страдающей Матери-Армении предстаёт в произведениях выдающегося историка Мовсеса Хоренаци (около 410-490 гг.), в печатных книгах Акопа Ме-гапарта в начале XVI в., в научной и просветительской деятельности мхитаристов на острове Святого Лазаря в Венеции, кстати, продолжающейся и в наши дни.
«Дух Армении» в облике страдающей женщины и матери представлены в работах публициста и писателя Мовсеса Баграмяна (XVIII в.), в XIX в. в произведениях Хачатура Абовяна, Сте-паноса Назаряна, Степана Воскана, Микаэла Нал-бандяна и многих других. В Константинополе — столице Османской империи жили и отстаивали
124
Бвг^ву N. Ео!отееу
патриотические идеи за сохранение армянской ментальности Арутюн Свачян, Джаник Арамян, Петрос Дурян, Акоп Паронян и др. Ещё ранее в последней четверти XVIII в. активным участником индийско-армянского просветительского движения становится Тадеос Согинянц. Образ Матери-Армении присутствует в работах известных армянских историков XIX в. Гукоса Инчиня-на и Гевонда Алишана. Позднее образ матери как исторический символ Армении получил государственный статус и общенациональное признание.
Столь подробное, но далеко не исчерпывающее перечисление изученных В. И. Ионесовым исторических нарративов свидетельствует о фундаментальной проработке сложной и важной темы. Содержащийся в монографии материал раскрывает теснейшую смысловую и ценностную взаимосвязь личного семейного артефакта с нелёгкой судьбой Армении и её народа. Как отмечает автор: «Прочтение его исторического нарратива позволило показать, как индивидуально-домашний мир через искусство ковроделия трансформируется в мир высоких национальных ценностей и тем самым обретает общечеловеческую значимость» [1, с. 110].
Особое место в работе отводится деятельности армянского книгопечатника и просветителя Джаника Арамяна (1820-1879), который, как верно утверждает автор, «оформил образ Матери-Армении в своём классическом виде, сделал его доступным для широкой общественности и придал ему высокую эстетическую силу национального символа, необходимого не только для связи времён и поколений, но и для духовного преображения народа» [1, с. 56]. Джаник Арамян в Париже, а затем в Константинополе печатал просветительскую литературу по армянской культуре, образованию и истории (в книге представлен список этих произведений). В одной из них и был за-печатлён сюжет под названием «Дух Армении». Данный художественный нарратив впоследствии стал источником вдохновения для Анны Бахта-мян (1888-1956), которая в 1909 г. вышила под одноимённым названием гобелен. Автор монографии предполагает, что Анна Бахтамян изготовила данное ковровое полотно в подарок своему мужу Александру. Об этом косвенно свидетельствует зашифрованная надпись «Дар Александру уникальной картины, чтобы облегчить боль».
Подтверждением тесной духовной связи семейной реликвии с многочисленными изделиями народного декоративно-прикладного творчества с изображением Матери-Армении является подо-
бранный автором перечь ковровых полотен и гобеленов, картин, открыток, шкатулок, кошельков, табакерок и других изделий Х!Х-ХХ вв. из музеев и частных коллекций разных стран мира.
Гобелен «Дух Армении» Анны Бахтамян, его теснейшая взаимосвязь с историей Армении конца XIX — начала ХХ в. подтолкнули автора к детальному исследованию не только истории происхождения данного сюжета, но и всего семейного древа. Много важных исторических событий и эпизодов удалось проследить по воспоминаниям родителей, семейным фотографиям, в результате неоднократных поездок автора в Армению и сопредельные страны. Так были изучены исторические хроники зангезурского села Арачадзор и карабахского села Хачмач, их достопримечательности, историко-художественные атрибуции, легенды, сказания, неразрывно связанные с историей Армении и сопредельных стран, включая Российскую империю и СССР. Отдельно в монографии рассматривается история переселения армян в Среднюю Азию и конкретно в Самарканд.
Определённый колорит исследованию придали нумизматические экскурсы, тесно перекликающиеся с семейными реликвиями изучаемой эпохи. Монография снабжена обширным списком использованной литературы по указанной теме, примечаниями, поясняющими термины и обстоятельства исторических событий. Автор даёт расшифровку надписей на гобелене «Дух Армении», интерпретации художественных сюжетов и символических атрибутов, отображённых на полотне. Шесть приложений к монографии: 1) тексты поэтического наследия армянского народа, посвя-щённые его драматичной истории; 2) хронология упоминаемых в книге событий; 3) основные понятия и термины исследования; 4) географические названия; 5) указатель имён; 6) документы и иллюстрации, включая семейные фотографии, исторические и современные фотографии, дают бесценную информацию будущим изыскателям данной темы. Многие иллюстративные материалы и документы, представленные в монографии, публикуются впервые.
Примечательно, что одновременно началом и своего рода итогом этой кропотливой работы следует признать большой научно-практический форум с международным участием в ноябре 2017 г. «Армения: притяжение культур» (в рамках «Дней Армении в Российской Федерации»), состоявшийся на площадках Самарского государственного экономического университета и Самарского института культуры с изданием в 2019 г. одноимённого
сборника материалов. Вдохновителем и организатором данного форума стал автор монографии.
Символом данной конференции был выбран гобелен Анны Бахтамян «Дух Армении», с которого и началась большая изыскательская деятельность, приведшая к написанию столь значимого и глубокого научного труда. Первые свои идеи и гипотезы автор монографии высказал и апробировал на площадках форума. Программа конференции включала 68 докладов и сообщений, 12 проектных презентаций, 6 мастер-классов, 4 концерта и 2 выставки. Всего форум
собрал более 300 участников из 6 стран и 13 городов. Конференция расширила и углубила сотрудничество с образовательными, культурными и государственными учреждениями России, Армении и Узбекистана.
Нельзя не согласиться с автором в том, что «старинный гобелен стал не только предметом научного поиска, но и генератором современных креативных практик... Оказалось, что память вещи способна быть плодоносящим полем для актуального социокультурного проектирования и художественного творчества» [1, с. 112].
Список источников
1. Ионесов В. И. Память вещи: «Дух Армении» в образах и сюжетах забытого артефакта / Memories in a Thing: "The Spirit of Armenia" in the Images and Stories of a Forgotten Artifact. СКО; под ред. А. И. Ионесова. Самара: Самарама ; Прайм, 2021. 322 с.
2. Ионесов В. И. Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). C. 7-13.
3. Ионесов В. И. Гуманистическая природа культурного наследия как ресурс современной образовательной практики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 60-66.
4. Ионесов В. И. О словотворчестве как трансформации культуры // Восьмые Азаровские чтения. Библиотека. Культура. Общество : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. И. Ю. Акифьевой. Самара, 2018. С. 134-140.
5. Ионесов А. И., Ионесов В. И. Музей как миротворчество: способны ли артефакты культуры нас примирить? // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). С. 75-81.
6. Ionesov V. I. Can peacemaking be a peace maker? // Peace Review. 2018. Vol. 30, № 4. Pp. 527-536.
References
1. Ionesov VI. Pamyati veschi / Memories in a Thing: "The Spirit of Armenia" in the Images and Stories of a Forgotten Artifact. Samara, Samarama ; Prime Publ., 2021. 322 p. (In Russ.).
2. Ionesov VI. Kultura kak organizovanyi poryadok: simvolicheskie formy i metafory transformatsii. Vest-nik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014;(25(354):7-13. (In Russ.).
3. Ionesov VI. Gumanisticheskaya priroda kulturnogo naslediya. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2015;(2(26):60-66. (In Russ.).
4. Ionesov VI. O slovotvorchestve kak transformatsii kultury. In: VIII Azarovskie Chteniya. Biblioteka. Kultura. Obschestvo. Samara; 2018. Pp. 134—140. (In Russ.).
5. Ionesov AI., Ionesov VI. Muzei kak mirotvorchestvo: sposobny li artefakty kultury nas primirit? Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015;(19(374):75-81. (In Russ.).
6. Ionesov VI. Can peacemaking be a peace maker? Peace Review. 2018;30(4):527-536.
Сведения об авторе
С. Н. Фоломеев — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международного права и политологии.
Information about the author
S. N. Folomeev — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Law and Political Science.
126
Sergey N. Folomeev
Статья поступила в редакцию 06.01.2023; одобрена после рецензирования 17.01.2023; принята к публикации 10.02.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 06.01.2023; approved after reviewing 17.01.2023; accepted for publication 10.02.2023.
The author declares no conflicts of interests.