Научная статья на тему 'Армения и Россия в пространстве исторической, социокультурной и экономической интеграции'

Армения и Россия в пространстве исторической, социокультурной и экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
126
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Армения и Россия в пространстве исторической, социокультурной и экономической интеграции»

РЕЦЕНЗИЯ

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 5 (427). Философские науки. Вып. 52. С. 128—132.

УДОС 008 (479.25) ББК71.0(5 Арм5

DOI 10.24411/1994-2796-2019-10521

АРМЕНИЯИРОССИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ИСТОРИЧЕСКОМ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

У.Н.Гертсимов

Самаужий утиверсит9тгосударствеБногоуправления оМеждународный тнституы рынка». Сассра, Россия

0 ецжнзиожасбо рниптрудов:Ррмесия:притяжрниекульторы = Агтеша: Attraction of Culture» : материалы Междунар. науч.-практ. форума (Самара, 2017) / под ред. В. И. Ионесова. — Самара: Самар. гос. ин-т культуры : Самар. науч. центр Рос. акад. наук, 2018. — 674 с. — ISBN 978-5-88293-404-9.

некоторые тексты захватывают не только на текущее время, но определяет настрой читателя на будущее: книга будет открыта еще не один раз.

Конечно, любой интеллигентный человек знаком с артефактами, памятниками и достижениями одного из древнейших народов Кавказа. Однако в представляемой книге, начиная с оглавления, позиционируется такая многоплановость времени, пространства, имен и событий армянской истории, географии, культуры, науки, что разбегаются глаза, с чего начать собственно исследование этой книги. Именно исследование, так как большинство авторов статей данного сборника научных трудов захватывают читателя формой и содержанием, способом его изложения и разнообразием событий. Поэтому читатель невольно становится одновременно исследователем совместно с авторами, сохранения напряжение своих процессов мышления, понимания и познания.

Современный мир есть сложное переплетение экономических. культурных и конфессиональных связей. Экономика прирастает культурой и культура — экономикой [1—3]. Национальная культура ищет свой способ самовыражение в потоке глобальныхтрансформаций. И от того, насколько удастся сохранить свою идентичность каждому

Существуют научные сочинения, которые интересно и легко читать и изучать, а есть такие научные материалы, которые следует перечиты-вать,причем с любого раздела,любогопараграфа и даже с любого абзаца. Это связано с тем, что

народу, зависит прочность мультикультурной интеграции мира. Культура — область притяжения и площадка обмена идеями, ценностями и знаниями.

Внося в познавательный процесс форм и содержания живого общения с текстами нового культурного артефакта и демонстрируя свой способ работы с ними, авторы статей побуждают читателя (как исследователя) к поиску своего пути освоения свернутого в предложенном материале опыта осмысления и притяжения к событиям, фактам, наследию армянского народа в различных областях и вокруг известных личностей.

В ходе сотрудничества читателя с авторским материалом инициируется новое «переоткрытие» наиболее важнейших событий и знаковых достижений культуры армянского народа, что диктует необходимость постоянных мыслительных усилий в области формирования новых образов, метафор и иллюстраций, а также переформатирования их в собственную базу информации вместе с инструментами их исследования, познания и приобретения.

Сборник включает научные исследования межвузовского форума «Армения: притяжение культуры», авторами которых выступают российские и зарубежные учёные, предприниматели, деятели искусства и образования. Форум был приурочен к «Дням культуры Армении в Самаре» (22.11.2017 — 30.11.2017) и международному десятилетию ООН за сближение культур (2013— 2022 гг.).

В сборнике материалов представлен разнообразный и красочный мир культурного наследия Армении, исторические коллизии и социальные события национального возрождения, показываются место и роль Армении в развитии исторических и современных связей России, опыт и уроки взаимовлияния культур.

На примере эпохальных событий, документальных историй и жизни выдающихся деятелей науки, искусства и образования рассматриваются вопросы социального подвижничества, духовного преображения и художественного видения на различных этапах самосохранения, продвижения и жизнеспособности армянского народа.

В ряде статей сборника приводятся новые документальные свидетельства уникального опыта понимания и преодоления исторических вызовов в отстаивании, сохранении и передаче национальных ценностей и артефактов, благодаря которым в армянской культуре никогда не прерывалась связь времён и поколений. Материалы сборника представляют также актуальные культурные практики гуманитарного, экономического, образовательно-

го и художественного сотрудничества России и Армении, включая деятельность армянской общины Самарского края.

Сборник материалов включает несколько разделов, которые рассматривают различные аспекты и атрибуты интеграции в рамках исторического, социального, культурного и экономического пространства России и Армении.

Рассмотрим подробнее некоторые яркие страницы сотрудничества и взаимопроникновения культур, растянутые во времени, включающие характерные культурные ценностям, присущим как армянскому, так и русскому народу.

Особо следует отметить большое исследовательское полотно проф. В. И. Ионесова, посвященное книгопечатанию и декоративно-художественному произведению — гобелену, отражающего героические события истории Армении, в т. ч. святому образу Матери-Армении (с. 26—84). При этом он достаточно тонко и бережливо развертывает события, исторические места и чаяния армянского народа, изображенные и спрессованные временем и мастерами в этих исторических памятниках культуры [4].

В первой части особое внимание уделено выдающимся деятелям Армении, которые оставили неизгладимы след не только в истории Армении и России, но и в мировом научном, культурном и образовательном пространстве. И в этом контексте связи России и Армении являются наилучшим примером долговременного и традиционного бережного отношения к армянскому национальному наследию и продвижению достижений выдающихся сынов и дочерей армянского народа не только в российское, но и мировое культурное пространство.

Логическим продолжением первой части является материалы, где предложены материалы присутствию Армении в контексте исторических и современных связей государства и народа России. Ярко процесс исследования, поддержания и развития взаимопроникновения, а также опыт и уроки взаимодействия культур феноменов прослеживается в материалах А. И. Белкина (с. 227— 244), А. И. Бондаренко (с. 214—218), Б. А. Сар-кисова (с. 309—314), Л. В. Немцева (с. 331—346), Р. Г. Назарьяна (с. 267—286).

Следует также отметим материалы М. Л. Ню-шенковой (с. 368—373) по практике взаимодействия населения Самары и Самарской области с армянской национальной культурой на примере работы Самарской государственной филармонии и Т. А. Чертыковцевой (с. 399—403) о ремеслах Армении и Самарского края как носители национальной исторической памяти.

130

Б. Н. Герасимов

Значительное внимание в материалах уделено наследию Ивана Айвазовского, Сергея Параджанова, Арно Бабаджаняна, Георгия Гараняна, Бориса Пиотровского и многих других деятелей, которые внесли большой вклад в художественную, кинематографическую и музыкальную культуру России, став ей неотъемлемой частью.

Важным направлением взаимодействия и тесных армяно-российских отношений является хозяйственная деятельность народов в ряде областей экономики.

Тем не менее существует целый ряд факторов, сближающих ремесленную палитру Армении и Самарского края. При этом отмечено, что передача художественного опыта, трудовых умений и мастерства, воспитательное воздействие являются важными и решающими для сохранения и дальнейшего развития любой ремесленной отрасли. А это, в свою очередь, может стать истинным хранителем исторической культурной и социальной памяти Самарского края.

Многие важные направления российско-армянских отношений прослеживается в практиках диалога социально-культурных и политических отношений и экономической интеграции между народами, а теперь и странами.

Отметим также материалы о культурные практики социального сближения и взаимодействия Армения и Самары. Особенно рельефно выглядя материалы А. Р. Петросяна, Д. А. Арутюновой (с. 611—620) о прошедших событиях и планах деятельности Самарской региональной общественной организации «Армянская община и З. Р. Мирзоян (с. 621—629) об опыте участия общественных организаций Самары просветительской деятельности национально-культурной автономии «Наири».

В сборнике рассматриваются образцы и ценности культуры Армении, благодаря которым армянскому народу удаётся сохранять самобытность, преемственность и открытость, приумножать знания и развивать творчество, помнить и чтить свои традиции и внедрять новации на протяжении многих столетий. Культура Армении показывается в лицах выдающихся деятелей науки, искусства и образования. Отмечаются опыт и уроки взаимовлияния культур в контекстах исторических и современных связей Армении и России.

Если говорить о культурных связях между Россией и Арменией, то они настолько тесные, насколько и давние, и исчисляются веками. Отрадно осознавать их перманентный, непреходящий характер, что во многом объясняется единством духовных ценностей, присущих как армянскому, так и русскому народу.

Культура каждого народа по— своему уникальна и самобытна, поэтому «встречи» различных культур друг с другом — это возможность приобщения к лучшему, что имеется в каждой из них, приобретения бесценного опыта их взаимовлияния друг на друга, а также возможность привнесения собственных достижений в общечеловеческий культурный фонд.

Культурный пласт человеческой жизни — самый ценный уровень экзистенции человека, позволяющий ему приобщиться к созидательной стороне жизнедеятельности Человечества, прогрессивным достижениям в духовной, общественной, экономической и других сферах.

Таким образом, в процессе созидания новых культурных смыслов и форм авторы и читатель выступают как совместно творящие себя и друг друга социально-психологические «миры», потенциально равномощные культурным «вселенным».

Соединение традиционных знаний и понимания событий и фактов и нового научного текстологического исследования, представленного в книге, может служить ступенями обеспечения культуро-генеза (при переходе от репродуктивного к рефлексивному типа мышления) и социогенеза (при обратном движении) средствами образования. В контексте данной работы социогенез в отличие от культурогенеза понимается как процесс познания и освоения достижений культуры в социально приемлемых формах и правилах интеллектуального обогащения. При этом становится очевидно, что, прочитав текст той или иной статьи возможно не удалость поднять весь пласт, заложенный в тексте.

Как известно, существует множество определений культуры, которые всеобъемлюще раскрывают многообразие ее характеристик и действуют в совокупности по принципу дополнительности. И если культура — это характеристика качества и своеобразия любой социальной системы, ценностного опыта и смысла всей ее деятельности, то очевидна многозначность многих статей, помещенных в данном сборнике, а п от прочтения всего раздела и нескольких статей из разных разделов, то можно еще и попасть в резонанс культурного прорыва понимания не только предложенных материала, но и приобрести и инструментов освоения культурных пластов различных стран, народов во временном и событийном пространстве.. Понимание культуры как качества (самодвижения к совершенству) позволяет объяснять универсальность культуры.

С другой стороны, признание культуры универсальным свойством развитых и развивающихся систем предполагает наличие определенных

общих структурных компонентов. Ими являются язык (в самом широком смысле) как знаковая система, обеспечивающая коммуникации данной культуры, социальные формы ее проявления и бытования — образ жизни, образ мышления, стиль социального поведения, обусловленные принятыми в сообществе ценностями и нормами, но принятыми индивидуально, творческий характер деятельности, свидетельствующий о высоких потенциальных возможностях, о наличии механизма саморазвития культуры, ее самореализации.

Сближение культур различных народов — это перспективная основа для гуманистического развития Человечества, это возможность универсализации и утверждения общечеловеческих духовных ценностей, это «разрушение преград», препятствующих взаимопониманию между людьми, принадлежащих к различным культурам. Безусловно, философское осмысление всех затрагиваемых на конференции проблем создаст необходимые предпосылки для дальнейшего «сближения культур»!

«Армения: притяжение культуры» — это не просто название конференции, это глубинная метафора, взывающая к архетипическому бессознательному Человека, обращенная в глубь веков и в бесконечное пространство будущего Человечества!

Армения всегда славилась своей древней историей, своим интеллектуальным потенциалом, своими достижениями в различных сферах человеческой деятельности, своими традициями и культурой в широком смысле этого слова. Великие деятели искусства, литературы, науки, такие как Саят-Нова, Комитас, Арам Хачатурян, Шарль Азнавур, Ха-чатур Абовян, Оганес Туманян, Егише Чаренц, Уильям Сароян, Иван Айвазовский, Мартирос Са-рьян, Сергей Параджанов, Виктор Амбарцумян и многие-многие другие, внесли свой неоценимый вклад в развитие культуры не только Армении, но и других стран. И в этом контексте связи России и Армении являются наилучшим примером.

Однако, говоря об армянской культуре, прежде всего необходимо помнить о народе, создавшем, сохранившем и породившем ее. В этой связи следует привести слова Михаила Дудина: «.. .один из самых древних народов земного братства — народ Армении, народ богатейшей культуры, умеющий добывать из камня хлеб свой и вино свое».

Издание предназначено для широкого круга читателей, включая научных работников, педагогов, деятелей искусства, представителей бизнес-сообщества, аспирантов и студентов, всех интересующихся прошлым и настоящим армянского народа, теорией и практикой диалога культур, а также опытом взаимоотношений Армении и России.

Список литературы

1. Герасимов, Б. Н. Перспективы взаимодействия культуры, экономики и политики в современном мире / Б. Н. Герасимов, В. И. Ионесов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 8. — С. 9—17.

2. Герасимов, Б. Н. Выработка и выращивание инновационных идей на основе коллективной мыс-ледеятельности / Б. Н. Герасимов // Креативная экономика и социальные инновации. — 2016. — № 4. — С. 20—33.

3. Ионесов, В. И. Модели трансформации культуры: типология переходного процесса : автореф. дис. ... д-ра культурологии / В. И. Ионесов. — Самара, 2011.

4. Ионесов, В. И. О книгопечатнике Джанике Арамяне и Анне Бахтамян: история одного забытого гобелена / В. И. Ионесов // Армения: притяжение культуры = Armenia: The Attraction of Culture : материалы Междунар. науч.-практ. форума (Самара, 2017) / под ред. В. И. Ионесова. — Самара : Самар. гос. ин-т культуры ; Самар. науч. центр Рос. акад. наук, 2018. — С. 26—84.

Сведения об авторе

Герасимов Борис Никифорович — доктор экономических наук, профессор менеджмента Самарского университета государственного управления «Международный институт рынка». Самара, Россия. boris0945@mail.ru

132

E. H. repacuMOB

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 5 (427). Philosophy Sciences. Iss. 52. Pp. 128—132.

ARMENIA AND RUSSIA IN THE SPACE OF HISTORICAL, SOCIO-CULTURAL AND ECONOMIC INTEGRATION

B.N. Gerasimov

Samara State University of Management «International Market Institute».

Samara, Russia. boris0945@mail.ru

Book Review: Armenia: Attraction of Culture / ed. by Vladimir Ionesov. — Samara : Samara State Institute of

Culture : Samara Scientific Center of Russian Academy of Sciences, 2018. — 674 p. — ISBN 978-5-88293-404-9.

References

1. Gerasimov B.N., Ionesov V.I. Perspektivy vzaimodeistviya kul'tury, ekonomiki i politiki v sovremennom mire [Prospects of interaction of culture, economics and politics in the modern world]. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2017, no. 8, pp. 9—17. (In Russ.).

2. Gerasimov B.N. Vyrabotka i vyrashchivanie innovatsionnykh idei na osnove kollektivnoi mysledeyatel'nosti [Development and cultivation of innovative ideas based on collective thinking]. Kreativnaya ekonomika i sotsial'nye innovatsii [Creative Economics and Social Innovations], 2016, no. 4, pp. 20—33. (In Russ.).

3. Ionesov V.I. Modeli transformatsii kul'tury: tipologiya perekhodnogo protsessa [Models of culture transformation: a typology of the transition process]. Abstract of thesis. Samara, 2011. (In Russ.).

4. Ionesov V.I. O knigopechatnike Dzhanike Aramyane i Anne Bakhtamyan: istoriya odnogo zabytogo gobelena [About the book printer and typographer Janik Aramyan and Anna Bakhtamyan: History of one forgotten tapestry]. Armeniya: prityazhenie kul'tury [Armenia: the attraction of culture]. Samara, Samara State Institute of Culture Publ., Samara Scientific Center of Russian Academy of Sciences Publ., 2018. Pp. 26—84. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.