РЕЦЕНЗИИ REVIEWS
Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 119-123. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(4(474):119-123. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)
Рецензия на книгу
УДК [008+745.522.1] (479.25)
doi: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-119-123
ОБРАЗ ГОРОДА В КОНТЕКСТЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ: НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ [Рецензия на монографию А. И. Ионесова, В. И. Ионесова. «Самарканд: Образ города в пространстве межкультурной коммуникации. Энциклопедия зарубежной Самаркандианы. Ташкент: SMI-ASIA, 2022. 852 с.]
Наталья Владимировна Чиркова
Самарский государственный институт культуры, Самара, Россия, [email protected]
Для цитирования: Чиркова Н. В. Образ города в контексте репрезентации исторической и культурной памяти: наследие и современность [Рецензия на монографию А. И. Ионесова, В. И. Ионесова. «Самарканд: Образ города в пространстве межкультурной коммуникации. Энциклопедия зарубежной Самаркандианы. Ташкент : SMI-ASIA, 2022. 852 с.] // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. N° 4 (474). С. 119-123. doi: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-119-123
Book review
AN IMAGE OF THE TOWN IN THE CONTEXT OF REPRESENTATION OF HISTORICAL AND CULTURAL MEMORY: HERITAGE AND MODERNITY [Review of the book by Anatoly I. Ionesov and Vladimir I. Ionesov. "Samarkand: An Image of the Town in the Space of Intercultural Communication. An Encyclopedia of Foreign Samarkandiana". Tashkent, SMI-ASIA, 2022. 852 p.].
Natalia V. Chirkova
Samara State Institute of Culture, Samara, Russia, [email protected]
For citation: Chirkova NV. An image of the town in the context of representation of historical and cultural memory: heritage and modernity [Review of the book by Anatoly I. Ionesov and Vladimir I. Ionesov. "Samarkand: An Image of the Town in the Space of Intercultural Communication. An Encyclopedia of Foreign Samarkandiana". Tashkent, SMI-ASIA, 2022. 852 p.]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(4(474):119-123. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-119-123
На евразийском пространстве присутствует немало городов и памятных мест, чьё значение для мировой культуры необычайно велико. Несомненно, к ним относится Самарканд, город в современной Республике Узбекистан. История «Рима Востока» насчитывает более 2 700 лет. За это время он побывал в составе разных государств — от древнего Согда до Союза Советских Социалистических Республик, — но сумел сохранить свою самобытность и неповторимые черты, формировавшиеся в течение многих столетий
© Чиркова Н. В., 2023
в диалоге с самыми разными культурами. Нельзя представить историю Узбекистана без Самарканда. Сегодня Самарканд — гордость республики, важнейший туристический центр и один из самых известных исторических городов мира. Город буквально дышит исторической и культурной памятью, является живым воплощением идей интернациональности и мультикультурализма. Тысячи туристов со всего мира ежегодно посещают Самарканд, оставаясь под впечатлением его древних памятников и многочисленных историй.
Появление на свет книги А. И. Ионесова и В. И. Ионесова не является случайным.
Символично, что оно произошло на заключительном этапе Международного десятилетия ООН по сближению культур (2013-2022 гг.), в период тектонических сдвигов в мировой политике, смены модели экономических отношений и — самое главное — трансформации культуры, зарождения принципиально иной структуры и перехода к новым практикам. Самарканд, несмотря на то, что не является мировым центром принятия решений, играет во всех процессах важную роль, поскольку все его объекты культурного и материального наследия связаны между прошлым и настоящим, образуют особый мир предметных и символических значений.
Здесь важно отметить, что авторы книги с самых первых страниц придают расширенное толкование образу города, который является не просто собранием исторических и культурных памятников. Указывается на роль и значение этого центра как источника вдохновения для многих поколений творческих людей. Совершенно справедливо отмечается, что «образ Самарканда служит не только историческим знаком и меморатив-ной ретроспекцией, но и мощным катализатором актуального творчества» [3].
В культурной антропологии образ города может носить разносторонний, многоплановый характер: исторический, архитектурный, градостроительный, литературный и т. д., может но-
сить характер текста. В работе А. И. Ионесова и В. И. Ионесова чётко прослеживается идея, что каждый город формирует свой неповторимый, уникальный образ, но лишь один из них может включать все остальные образы, создавать единство пространства и времени — культурологический образ. Как отмечают авторы: город — это всегда больше, чем просто история и воспоминания. Это ещё и живая связь с современным, помогающая людям не только чтить своё прошлое, но и изменять к лучшему своё настоящее [3].
Культурологический образ предоставляет нам возможность взглянуть на город как на пространство и время, на «городскую среду» — место проживания жителей (горожан) с их заботами и судьбами, укладом и образом жизни, а также позволяет взглянуть на город в его исторической ретроспективе и современной проекции [2. С. 63]. Изучение данного образа вносит свой вклад и в национальную культуру Республики Узбекистан, а также позволяет выйти на проблему взаимодействия различных культур, учитывая многонациональный состав местного населения.
Образ города — это всегда совокупность различных представлений, складывающихся как из объективных характеристик, так и субъективных (личный опыт, личное представление о городе, а также через разные каналы коммуникации). Всё это нашло отражение в труде А. И. Ионесо-
120
Natalia V. СЫгкоуа
ва и В. И. Ионесова. Проект «Самаркандианы», подробно описанный авторами, является ключом к пониманию образа города. В его основу положена идея единства, взаимообусловленности среды и образа жизни. Здесь пересекаются субъективное восприятие и объективная реальность. Образ Самарканда (впрочем, как и любого другого города) уникален и воспринимается как нечто целостное, подчас независимое от образов других городов.
В соответствии с общепринятыми в современной культурологии типологиями городов авторы формулируют образ Самарканда, предложив некоторые основания. Первое основание — воспринимающий образ субъекта — исходит из представлений об «образе внутреннем» и «образе внешнем». Носителями «внутреннего образа» являются жители данного города, внешнего — гости города и население других городов и регионов. Не случайно авторы книги в приложении приводят множество отзывов жителей не только других городов, но и стран о посещении Самарканда, содержащих немало тёплых слов в адрес «города легенд» и его жителей [3. С. 618-714]. Второе основание — способ восприятия города — позволяет разделить образ на осязаемый и неосязаемый. Осязаемый образ создаётся вследствие восприятия города при помощи пяти чувств: впечатление о городе складывается из того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, вдохнуть, потрогать. Кроме того, человек может фиксировать образ города не только собственными ощущениями, но и при помощи технических устройств: видеокамера, фотография. В книге присутствуют такие разделы, как «Товары», «Фотографии», «Памятники», «Музыка и песни» и др. Всего 55 рубрик (!), из которых 39 основных.
По мнению авторов, «музыка воплощает идеальную модель единораздельной (значащей) целостности или единство в разнообразии» и является для городской культуры площадкой для притяжения людей и связи времён. Фотографии позволяют «зафиксировать многие антропологические сюжеты культуры, но, что не менее значимо, выражают особенности человеческого восприятия мира и художественные возможности его преобразования». По сути, речь идёт о формировании общей картины, единства образа посредством использования различных выразительных, как визуальных, так и вербальных средств коммуникации. Использование авторами монографии такого подхода, безусловно, является
настоящей удачей и продуктивной методологической установкой.
Осязаемый образ города можно разделить на следующие подвиды: визуальный, тактильный, гастрономический, феноменологический. К этому виду относится всё прочее, начиная от названия города, его символики, заканчивая архитектурой и чистотой улиц [4. С. 56]. Неудивительно, что А. И. Ионесов и В. И. Ионесов включили в состав своей работы такие разделы, как «Топонимы», «Рестораны и кафе», «Улицы».
Неосязаемый образ города представляет собой эмоциональные связи с определённым местом. Зачастую неосязаемый образ формируется при помощи художественных текстов и произведений. В этом случае совершенно логичным является включение в книгу таких разделов, как «Музыка и песни», «Фестивали и литературные чтения», «Изобразительное искусство».
Анализируя вышеупомянутые виды, стоит отметить, что не существует единого образа города. Люди «формируют» свой город в воображении, используя для этого различные детали городского пространства. При этом важно отметить, что восприятие города у разных людей может существенно отличаться, так как будет проявляться индивидуальность человека [5. С. 77]. Очевидно, что у авторов данной книги есть свой образ Самарканда, который сформировался в результате восприятия как отдельных составляющих, так и общего впечатления. Именно по этой причине появился на свет проект «Самаркандиана», призванный собрать воедино «всё, что связано с родным городом за рубежом». При этом важно то, что культурный мир «Самаркандианы» дал имена и названия самым разным объектам. Таковых в книге собрано более 5 000 (!).
Авторы указанного проекта попытались обобщить и систематизировать материалы об объектах зарубежной Самаркандианы. Задача, как мы полагаем, увеличить культурный потенциал города, выраженный в его туристическом наследии. На сегодняшний день именно культурный потенциал Самарканда является фактором привлечения туристов. Культурный туризм становится связующим звеном между наследием и современностью, который, с одной стороны, обеспечит сохранность и популяризацию памятников историко-культурного значения, а с другой — дополнит туристическую привлекательность города [1. С. 83]. Авторы данной книги делают акцент на расширении туристско-экскурсионной деятельности, видя в ней значимую перспективу
увеличения культурного капитала города. Невозможно не согласиться с авторами книги, что «культура включается в товар и формирует его социальную ценность и экономическую стоимость. Созданный таким образом товар включается в обширную сеть культурно-коммуникативного действия, приводя в движение мир людей и вещей» (см. рубрику «Товары»).
Таким образом, книга А. И. Ионесова и В. И. Ионесова «Самарканд: Образ города в пространстве межкультурной коммуникации. Энциклопедия зарубежной Самаркандианы» представляет собой сборник уникальных, систематизированных материалов социокультурной репрезентации блистательной жемчужины Востока и Великого шёлкового пути — Самарканда. Объекты, получившие описание в книге, весьма разнообразны и звучат в фамилиях и именах, на-
званиях, историях ресторанов, кафе, гостиниц, улиц, населённых пунктов, художественных произведениях, памятных фотографиях и т. д. Издание раскрывает креативный потенциал образа города в индустрии культурного туризма и гражданской дипломатии. Нельзя не отметить, что труд А. И. Ионесова и В. И. Ионесова обладает важной теоретической и практической значимостью. Авторы в своей книге смогли убедительно и точно показать, не только как повернуть урбанистическое наследие в сферу творчества и межкультурной коммуникации, но и включить его в разговор о самых насущных вопросах современности. Данный опыт можно рассматривать, как своего рода методологический инструмент культурной регенерации и реконструкции персонифицированной истории города и эффективный практикум по сравнительной урбанистике.
Список источников
1. Борисова Ю. В. Образ города как стратегия развития (на примере Иркутска) // Урбанистика. 2017. № 3. С. 81-92.
2. Веселова С. Б. Город как образ сознания и образы города в сознании // Acta Eruditorum. 2013. № 13. С. 63-68.
3. Ионесов А. И., Ионесов В. И. Самарканд: Образ города в пространстве межкультурной коммуникации. Энциклопедия зарубежной Самаркандианы. Ташкент : SMI-ASIA, 2022. 852 с.
4. Чирков М. С. Исторический опыт советской урбанизации: моногород и его функции в контексте социально-экономического развития страны // Управление городом: теория и практика. 2019. № 1 (32). С. 52-58.
5. Шерстнев А. В. Культурный туризм и образ города в креативной индустрии // Креативная экономика и социальные инновации. 2021. Т. 11, № 3 (36). С. 75-85.
References
1. Borisova YuV. Obraz goroda kak strategiya razvitiya (na primere Irkutska). Urbanistika. 2017;(3):81-92. (In Russ.).
2. Veselova SB. Gorod kak obraz soznaniya i obrazy goroda v soznani. Acta Eruditorum. 2013;(13):63-68. (In Russ.).
3. Ionesov AI, Ionesov VI. Samarkand: Obraz goroda v prostranstve mezhkul'turnoy kommunikatsii. En-tsiklopediya zarubezhnoy Samarkandiany. Tashkent, SMI-ASIA; 2022. 852 p. (In Russ.).
4. Chirkov MS. Istoricheskiy opyt sovetskoy urbanizatsii: monogorod i yego funktsii v kontekste sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya strany. Upravleniye gorodom: teoriya ipraktika. 2019;(1):52-58. (In Russ.).
5. Sherstnev AV. Kul'turnyy turizm i obraz goroda v kreativnoy industrii. Kreativnaya ekonomika i sotsial'nyye innovatsii. 2021;11(3):75-85. (In Russ.).
Сведения об авторе
Н. В. Чиркова — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения.
Information about the author
N. V. Chirkova — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department Cultural, Museum and Art Studies.
122
Natalia V. Chirkova
Статья поступила в редакцию 01.06.2023; одобрена после рецензирования 12.06.2023; принята к публикации 13.06.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 01.06.2023; approved after reviewing 12.06.2023; accepted for publication 13.06.2023.
The author declares no conflicts of interests.