Научная статья на тему 'Рецензия на учебник «Современный русский язык» (под ред. С. М. Колесниковой. - М. : «Высшая школа», 2008. - 559 с. )'

Рецензия на учебник «Современный русский язык» (под ред. С. М. Колесниковой. - М. : «Высшая школа», 2008. - 559 с. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
756
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебник «Современный русский язык» (под ред. С. М. Колесниковой. - М. : «Высшая школа», 2008. - 559 с. )»

РЕЦЕНЗИЯ

УДК 811-161.1

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» (под ред. С.М. Колесниковой. - М.: «Высшая школа», 2008. - 559 с.)

Каждый учебник оригинален по-своему. Однако признаки выдающегося учебника остаются в основе своей неизменными. Это, например, четкость определений языковых единиц, полнота изложения материала, стройность классификаций элементов языка, строгая последовательность и логичность построения материала, связь теоретических положений с практикой грамматического разбора. Все эти качества имеет учебник «Современный русский язык» под редакцией С.М. Колесниковой, вышедший в свет в 2008 г. в издательстве «Высшая школа». Он адресован студентам-филологам, обучающимся по специальности «Русский язык и литература», а также студентам национальных отделений по специальности «Родной язык и литература с дополнительной специальностью».

Учебник написан в соответствии с Программой курса «Современный русский литературный язык» и составлен с учетом стандартов ГОС ВПО второго поколения. Учебник носит базовый характер, в нем рассматриваются все основные разделы современного русского языка: «Интонация», «Фонетика и Фонология», «Орфоэпия», «Графика»,

«Орфография», «Лексикология», «Фразеология», «Лексикография», «Морфемика»,

«Словообразование», «Морфология и Синтаксис», «Пунктуация». Все разделы открываются перечнем основных понятий; языковые единицы подвергаются детальному, многоаспектному анализу; каждое теоретическое положение иллюстрируется яркими и убедительными примерами из произведений русской классики и современной литературы.

Учебник раскрывает авторское видение научной проблемы, способствует развитию лингвистической компетенции студентов-филологов, цель которой - формирование

развитой и конкурентоспособной личности, обладающей глубокими знаниями в области современного русского языка.

Важным является обращение авторов к системе специальных средств развивающего обучения (основные понятия, опорные таблицы, схемы анализа языковых единиц и т. п.). Авторы учебника представили теоретический материал не только с учетом накопленных знаний, но и отразили отдельные достижения современной русистики, уточнили ряд теоретических положений и ввели новые понятия и термины, например: морфологические и синтаксические категории, функционально-семантические категории и др.

Так, в разделе «Морфология» при изучении степеней сравнения имен прилагательных вводится понятие «градуальность», при изучении глагола категории морфологического и синтаксического лица дифференцируются, а морфологические категории наклонения, времени и лица глагола рассматриваются как ядерные средства выражения функционально-семантических категорий

модальности, темпоральности и персональ-ности. Перечисленные положения, несомненно, можно отнести к достоинствами этого раздела, отличающим данный учебник от изданий других авторов.

В разделах «Интонация», «Фонетика» и «Фонология» описан звуковой состав русского языка. Звуки речи рассматриваются с акустической, артикуляционной, лингвистической и перцептивной точек зрения. Даны правила транскрибирования, классификации звуков и фонем русского языка.

По разным признакам классифицируются типы лексических и фразеологических единиц (разделы «Лексикология» и «Фразео-

логия»). Основные типы словарей представлены в разделе «Лексикография».

Основные грамматические разделы «Морфология» и «Синтаксис» базируются на структурно-семантическом методе, позволяющем раскрыть системные связи и отношения в языке, выявить разнообразие языковых фактов. Данный метод, разработанный В.В. Виноградовым, используется в качестве ведущего научно-исследовательского метода многими современными лингвистами (например, В.В. Бабайцевой, П.А. Лекантом), а также в практике школьного и вузовского преподавания русского языка. Отметим, что рецензируемый учебник в грамматическом разделе отражает данные школьных и академических грамматик. Такое сопоставление развивает лингвистическую зоркость у студентов, дает навыки анализа теоретических знаний.

Изложение теоретического материала основывается на концепции авторитетных исследователей: А.А. Шахматова, А.М. Пеш-ковского, В. В. Виноградова, В. В. Бабайце-вой, П.А. Леканта, А.В. Бондарко и др. Благодаря обращению к новейшим достижениям в области современного русского языка (работы С.М. Колесниковой, Е.В. Алтабаевой, М.В. Дегтяревой, А.Б. Копелиовича, Н.А. Ни-колиной, Ю.С. Степанова, Т.Е. Шаповаловой, А.Л. Шарандина и др.) были введены новые понятия и термины, освещены активные процессы в современной русистике, отражены новые тенденции в системе языка.

В разделе «Морфология» частеречная классификация опирается на следующие основные признаки: 1) общее лексико-грамматическое значение; 2) формально-морфологические признаки; 3) преимущественная синтаксическая роль и 4) особенности в словообразовании. Авторы подчеркивают, что любая классификация носит условный характер, и вопрос о системе частей речи в русской грамматике до сих пор однозначно не решен. Части речи делятся на знаменательные и служебные, а модальные слова и междометия занимают особое место в частеречной классификации, что соответствует традиции. Иначе авторы смотрят на градационные союзы, которые, по их мнению, носят «гибридный» характер.

Анализ каждой части речи начинается с четкого определения, сложные теоретиче-

ские моменты излагаются в доступной форме, но и одновременно соблюдается принцип научности.

Раздел «Синтаксис» включает разделы, освещающие вопросы, связанные с классификациями словосочетаний и предложений, со структурно-семантической организацией простого предложения, с типологией «главных членов двусоставного предложения» (в русле классификации П.А. Леканта) - подлежащего и сказуемого. При рассмотрении функциональных типов предложений, наряду с традиционно выделяемыми (повествовательными, побудительными и вопросительными), вводится понятие «оптативные предложения» (по концепции Е.В. Алтабаевой) и обосновывается их функциональная самостоятельность. На грамматических основаниях выделяются два типа подлежащего: номинативное и инфинитивное и два типа сказуемого - простое и составное.

Особое внимание уделяется односоставным предложениям. Четко аргументируется их самостоятельность в грамматической системе русского языка. Детально, на фоне богатого иллюстративного материала, описываются структурно-семантические разряды предложений с одним главным членом и их функциональные особенности.

В учебнике сложное предложение понимается как синтаксическая единица, представляющая собой объединение двух или более предикативных частей, характеризующаяся структурным и семантическим единством, функционирующая как одна коммуникативная единица. Классификация сложного предложения строится по многоступенчатой структурно-семантической модели (ср.: Н.С. Поспелов, Л.Ю. Максимов, В.А. Бе-лошапкова).

Данный учебник отличает и то, что в нем представлен раздел по синтаксису текста, описывающий сложное синтаксическое целое и диалогическое единство как различные способы реализации текста в языке и речи.

Актуальность и своевременность данного учебника не вызывает сомнений, поскольку, как показывает практика, высшая школа на современном этапе испытывает острую необходимость в учебниках и учебных пособиях нового поколения по современному русскому языку. Учебник представляет собой полезное и весьма своевременное изда-

ние не только для студентов-филологов, сту-дентов-билингвов, но и для преподавателей, аспирантов и магистрантов, учащихся колледжей, гимназий и лицеев.

Доктор филологических наук профессор кафедры современного русского языка и методики преподавания русского языка РГУ имени С.А. Есенина Л.А. Сергиевская

Поступила в редакцию 26.10.2009 г.

Sergiyevskaya L.A. Recension of the text-book “Modem Russian Language” (under the editorship of S.M. Kolesnikova - M.: “High school”, 2008. 559 p.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.