ПРОГРАММЫ НОВЫХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
т.в. ГОГОЛИНА
(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
УДК 372.881.161.1’373 ББК Ш141.12-9-2
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «ГРАММАТИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
Аннотация. Представлена программа спецкурса, дополняющего знания студентов по основному курсу синтаксиса. Автором рассматриваются отличия лексической синонимии от грамматической, анализируется функционирование синонимичных синтаксических единиц. Их основные стилистические особенности.
Ключевые слова: грамматическая синонимия, функционирование синтаксических конструкций, спецкурс.
Введение
Цель спецкурса - всесторонне рассмотреть явление грамматической синонимии в современном русском языке, представленное в основном курсе синтаксиса.
Задачи спецкурса:
1. Обобщить имеющиеся у студентов сведения о явлении грамматической синонимии с учетом знаний лексической синонимии и изученных ранее особенностей синтаксических и морфологических единиц;
2. Углубить и детализировать описание форм и значений синтаксических конструкций (разных типов словосочетаний, простых и сложных предложений);
3. Познакомить студентов с историей изучения грамматической синонимии в отечественном языкознании и современными направлениями ее описания;
4. выработать навыки осознанного выбора и применения конструкций-синонимов в речевой практике;
5. Показать роль синтаксических синонимов как средства создания выразительности, экспрессии в тексте.
Специфика содержания программы определена тем, что изучение грамматической (словообразовательной, морфологической, синтаксической) синонимии отвечает поставленным перед учителем современной школы задачам и целям обучения русскому языку как государственному, таким, как необходимость формирования языковой, коммуникативной и элементарной лингвистической компетенции учащихся средней школы. Однако учитель испытывает определенные трудности при подготовке уроков по данной теме, т.к. школьные учебники содержат изолированные, отрывочные сведения по синтаксической синонимии, почти нет учебных пособий по грамматической синонимии, несмотря на то, что её изучение позволяет глубже познать сущность грамматической системы русского языка, что, в свою очередь, связано с практическим освоением русского языка, в том числе и с работой над одним из качеств хорошей речи -богатством и разнообразием словаря говорящего / пишущего. все сказанное определяет необходимость углубления, расширения и систематизации знаний студентов по грамматической синонимии, рассмотренной в курсе «Морфология и синтаксис современного русского литературного языка».
Спецкурс предназначен для студентов 4 курса дневного отделения факультета русского языка и литературы, обладающих необходимыми для усвоения предлагаемого материала знаниями по лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису современного русского языка.
Спецкурс авторский, опирающийся на достижения современной отечественной лингвистики и личные разработки автора по вопросам грамматической синонимии.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины: лекции преподавателя, самостоятельные рабо-
Психолингвистика в образовании
ты студентов по каждому разделу спецкурса, подготовка доклада по определённому сложному разделу спецкурса, рецензирование докладов других студентов и др.
Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы
Студент готовит обзор основной лингвистической литературы по теме «Грамматическая синонимия в современном русском языке», подбирает языковой материал, содержащий примеры синтаксической синонимии, из художественных, публицистических текстов по своему выбору, на материале выбранных текстов иллюстрирует явление межуровневой грамматической синонимии, рецензирует доклады других студентов по теме исследования.
Содержание дисциплины
№ Тема
1 История изучения грамматической синонимии в отечественном языкознании Определение термина «грамматическая синонимия» в работах А.М. Пешковского, М.К. Милых, Г.Г. Рихтера, А.Н. Гвоздева, И.И. Ковтуновой, В.П. Сухотина (30-60 гг. XX в.). Изучение синонимии на современном этапе развития лингвистики (Е.И. Шендельс, Г. А. Золотова, П. А. Ле-кант, Л.Ю. Максимов, В.В. Бабайцева и др.).
2 Основные направления изучения грамматической синонимии Языковая синонимия и речевая синонимия. Одноуровневая синонимия и межуровневая синонимия. Черты сходства и отличия лексической и грамматической синонимии.
3 Лексические и фразеологические синонимы в русском языке. Особенности их употребления в речи Виды синонимов - абсолютные (полные), понятийные (идеографические), стилистические. Основные пути возникновения синонимов в русском языке. Фразеологические синонимы в русском языке. Употребление лексических и фразеологических синонимов в речи.
4 Словообразовательные и морфологические синонимы в русском языке. Особенности их употребления в речи Словообразовательные синонимы русского языка. Синонимия категорий знаменательных частей речи и синонимия служебных частей речи. Употребление словообразовательных и морфологических синонимов в речи.
5 Синтаксическая синонимия на уровне словосочетания Объём понятия «синтаксическая синонимия». Синонимичные словосочетания: их структурные, семантические и функциональные особенности.
6 Основные типы синтаксических синонимов на уровне простого предложения Синонимия односоставных и двусоставных предложений и отдельных типов односоставных предложений. Синонимия главных и второстепенных членов предложения. Стилистические отличия употребления синонимичных членов предложения.
7 Основные типы синтаксических синонимов на уровне сложного предложения Синонимия различных типов сложных предложений (ССП и БСП; СПП и БСП; ССП, СПП и БСП). Синонимия предложений с прямой речью и СПП с косвенной речью. Синонимия простых осложненных предложений и СИП.
8 Межуровневая синтаксическая синонимия Многообразие способов выражения различных типов семантических отношений как проявление межуровневой синтаксической синонимии. Проблема стилистического выбора определённого типа синтаксической конструкции. Использование синонимических конструкций в языке современной рекламы.
Контрольные вопросы по темам Тема № 1
1. Определение термина «грамматическая синонимия» в истории отечественного языкознания
2. Изменение объёма понятия «грамматическая синонимия» в современной лингвистике.
Тема № 2
1. Сопоставление языковой и речевой синонимии.
2. Сопоставительный анализ одноуровневой и межуровне-вой синтаксической синонимии.
Тема № 3
1. Черты сходства и отличия лексической и грамматической синонимии.
2. Пути возникновения грамматических синонимов в языке.
3. Виды лексических синонимов в современном русском языке и их употребление в речи.
4. Виды фразеологических синонимов в русском языке и их употребление в речи.
Тема № 4
1. Словообразовательная синонимия русских морфем.
2. Синонимия категорий знаменательных частей речи.
3. Синонимия служебных частей речи.
Тема № 5
1. Объём понятия «синтаксическая синонимия» в современной лингвистике.
2. Структурные, семантические и функциональные особенности синонимичных словосочетаний.
Тема № 6
1. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
2. Синонимия отдельных типов односоставных предложений.
3. Синонимия главных и второстепенных членов предложения.
4. Стилистические отличия употребления синонимичных членов предложения.
Тема № 7
1. Причины появления синонимичных сложных предложений.
2. Особенности функционирования синонимичных сложных предложений.
Тема № 8
1. Многообразие способов выражения различных типов семантических отношений как проявление межуровневой синтаксической синонимии.
2. Рассмотрение синтаксической синонимии в альтернативных школьных учебниках.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. Синонимия предложений с прямой речью и сложноподчиненных предложений с косвенной речью.
2. Синонимия простых осложненных предложений и сложноподчиненных предложений.
3. Изучение синтаксической синонимии в школьном курсе русского языка.
4. Явление синтаксической синонимии в альтернативных школьных учебниках
Темы контрольных работ
1. Причины возникновения грамматической синонимии
2. Одноуровневая и межуровневая синонимия: черты сходства и различия
3. Межуровневая синтаксическая синонимия: причины возникновения и перспективы развития
4. Многообразие способов выражения различных типов семантических отношений как проявление межуровневой синтаксической синонимии.
5. Сопоставительный анализ лексической и синтаксической синонимии
Примерные темы курсовых работ
1. Способы выражения определительных семантических отношений как проявление межуровневой синтаксической синонимии.
2. Способы выражения объектных семантических отношений как проявление межуровневой синтаксической синонимии.
3. Способы выражения обстоятельственных семантических отношений как проявление межуровневой синтаксической синонимии.
4. Стилистическое употребление морфологических синонимов.
Психолингвистика в образовании
5. Синтаксическая синонимия словосочетаний как способ отграничения несогласованных определений от приименных дополнений.
6. Использование синонимических конструкций в языке современной рекламы.
Вопросы для зачета
1. Определение термина «грамматическая синонимия» в истории отечественного языкознания и в современной лингвистике.
2. Сопоставление языковой и речевой синонимии.
3. Сопоставительный анализ одноуровневой и межуровне-вой синтаксической синонимии.
4. Черты сходства и отличия лексической и грамматической синонимии.
5. Пути возникновения синонимов в русском языке.
6. Виды лексических синонимов в современном русском языке и их употребление в речи.
7. Виды фразеологические синонимы в русском языке и их употребление в речи.
8. Словообразовательная синонимия русских морфем.
9. Синонимия категорий знаменательных частей речи.
10. Синонимия служебных частей речи.
11. Объём понятия «синтаксическая синонимия» в современной лингвистике.
12. Синтаксическая синонимия на уровне словосочетаний.
13. Синтаксическая синонимия на уровне простого предложения.
14. Синтаксическая синонимия на уровне сложного предложения.
15. Синтаксическая синонимия на уровне осложненного простого предложения и сложного предложения.
16. Синонимия простых предложений с прямой речью и сложноподчиненных предложений с косвенной речью.
17. Особенности функционирования синонимичных сложных предложений.
Психолингвистика в образовании
18. Многообразие способов выражения различных типов семантических отношений как проявление межуровневой синтаксической синонимии.
19. Рассмотрение синтаксической синонимии в альтернативных школьных учебниках.
Примерные темы выпускных квалификационных работ
1. Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных предложений: структурный, семантический и стилистический аспекты.
2. Синонимия словосочетаний: структура, семантика, функционирование.
3. Синонимия различных типов сложных предложений: семантический и функциональный аспекты.
4. Стилистическое употребление синонимичных односоставных предложений.
5. Функционирование синонимических конструкций в языке современной рекламы.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Студент должен знать
• определение базовых понятий спецкурса;
• отличительные черты одноуровневой и межуровневой синонимии;
• черты сходства и отличия лексической и грамматической синонимии;
• пути возникновения синонимов в русском языке;
• типы синонимов в современном русском языке и особенности их употребление в речи;
• стилистические отличия употребления синонимичных конструкций.
Студент должен уметь
• пользоваться справочной, учебной и научной лингвистической литературой по проблемной и трудной теме «грамматическая синонимия»;
• подготовить реферат по одному из трудных вопросов данной темы и выступить с ним на занятии;
• проанализировать функционирование синонимических средств в тексте;
• составлять упражнения по грамматической синонимии для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы школьников.
Учебно-методическое обеспечение программы Дидактическое и материально-техническое обеспечение дисциплины
Художественные тексты русской классической и современной русской литературы, публицистические тексты, современные рекламные тексты; словари синонимов современного русского языка.
Основная литература
1. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. - М.: Дрофа, 2000. - 640 с.
2. Ковтунова И.И. О синтаксической синонимии. - М.: Просвещение, 1955. - 139 с.
3. Лекант П. А. Об изучении синонимии в простом предложении // Проблемы школьного учебника по русскому языку. -М.: Просвещение, 1973. С. 36-42.
4. Лекант П.А. Синтаксис. Синтаксическая синонимия: пособие для учителей старших классов / П. А. Лекант [и др.]. - М.: Дрофа, 1999. - 47 с.
5. Максимов Л.Ю. О грамматической синонимии в современном русском языке // Русский язык в нац. школе. 1966. № 2. С. 3-10.
6. Распопов И.П. Синтаксическая деривация и синтаксическая синонимия // Филологические науки. 1974. № 3. С. 66-72.
7. Сухотин В.П. Синтаксическая синонимика в современном русском языке (глагольные словосочетания). - М.: Наука, 1960. - 160 с.
Психолингвистика в образовании
8. Цейтлин С.Н. Система синтаксических синонимов (на материале русского языка) // Структура предложения и словосочетания в индоевропейских языках. - Л.: Наука, 1979. С. 77-87.
9. Шумилина А.Л. К вопросу о синтаксической синонимии // Исследования по лексикологии и грамматике русского языка АН СССР. - М.: Наука, 1961. С. 167-179.
Дополнительная литература
1. Апресян Ю.Д. Синонимия и синонимы // Вопросы языкознания. 1969. № 4. С. 75-91.
2. Золотова Г.А. Синтаксическая синонимия и культура речи // Актуальные проблемы культуры речи / Г.А.Золотова. -М.: МОПИ, 1970. С. 178 Золотова Г.А. 217.
3. Монина Т.С. Основания синтаксической синонимии в простом предложении // Средства выражения предикативных значений предложения. - М.: МОПИ, 1983. С. 94-102.
4. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Опыт системного исследования. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981. - 255 с.
© Гоголина Т.В., 2012