Научная статья на тему 'Интеграция научной и образовательной деятельности студентов гуманитарного профиля в системе вузовского образования (на примере изучения спецкурса студентами филологического факультета)'

Интеграция научной и образовательной деятельности студентов гуманитарного профиля в системе вузовского образования (на примере изучения спецкурса студентами филологического факультета) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ / НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / РЕЧЕВАЯ СПОСОБНОСТЬ / ШКОЛА И ВУЗ / INTEGRATION / SCIENTIFI C AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / A SPECIAL COURSE ON THE RUSSIAN LANGUAGE / VERBAL ABILITY / SCHOOL AND COLLEGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хованская Е. А.

Процесс интеграции образовательной и научной деятельности определяется необходимостью глубокого владения и эффективного управления процессами преподавания конкретной учебной дисциплиной (русский язык); возможностью реализации принципов научности, преемственности и перспективности при формировании знаний, умений и навыков учащихся; развитием речевой способности, творческого потенциала учащихся; обеспечением непрерывности и преемственности школьного и вузовского образования; развитием интеллектуальной и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HUMANITARIAN PROFILE IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION (on the example of study of the course the students of the philological faculty)

The process of integration of educational and scientifi c activity is defi ned by the necessity of deep ownership and effective control of processes of teaching particular academic discipline (the Russian language); the possibility of the realization of the principles of scientifi c character, continuity and long-term prospects for the formation of knowledge, abilities and skills of the students; the development of speech abilities and creative potential of students; ensuring the continuity and succession of school and higher education; the development of intellectual and personality.

Текст научной работы на тему «Интеграция научной и образовательной деятельности студентов гуманитарного профиля в системе вузовского образования (на примере изучения спецкурса студентами филологического факультета)»

Е.А. ХОВАНСКАЯ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета Тел. 8 920 811 11 72

ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере изучения спецкурса студентами филологического факультета)

Процесс интеграции образовательной и научной деятельности определяется необходимостью глубокого владения и эффективного управления процессами преподавания конкретной учебной дисциплиной (русский язык); возможностью реализации принципов научности, преемственности и перспективности при формировании знаний, умений и навыков учащихся; развитием речевой способности, творческого потенциала учащихся; обеспечением непрерывности и преемственности школьного и вузовского образования; развитием интеллектуальной и личности.

Ключевые слова: процесс интеграции, научная и образовательная деятельность, спецкурс по русскому языку, речевая способность, школа и вуз.

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [■№№№ ■даЫре&а. ог§]. Исследования проблем интеграции в образовании отражены в работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Л.И. Новиковой, Г.Ф. Федорец и других. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.

Традиционная образовательная система основывается на передаче готового знания, отстраненного от динамики развития культуры и общества в целом. Она недостаточно учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире.

Наиболее важной применительно к гуманитарному образованию становится интеграция науки и образования, что естественным образом обеспечивает взаимопроникновение фундаментальной науки в образовательный процесс и практику.

На современном этапе актуальной для профессионального обучения является задача развития у студентов способностей к интеграции знаний в процессы научной и учебной деятельности.

Научно-исследовательская работа студентов: 1) помогает расширить профессиональные знания, 2) развивает исследовательские способности,

3) обеспечивает профессиональную практику и способствует быстрой адаптации на рабочем месте.

Интегрированный характер обучения определяется следующими факторами:

• необходимостью глубокого владения и эффективного управления процессами преподавания конкретной учебной дисциплиной;

• возможностью реализации принципа научности при формировании знаний, умений и навыков учащихся;

• развитием творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и наклонностями;

• обеспечением непрерывности и преемственности школьного и вузовского образования;

• развитием высоконравственной, интеллектуальной и личности.

Применение системы спецкурсов, спецсеминаров, научных кружков, «круглых» столов, конференций систематизирует знания студентов, повышает стремление обучающихся заниматься исследовательской деятельностью.

В научной работе студентам больше всего нравится ее творческий характер и возможность проявить самостоятельность, независимость.

Очень часто студенты во время прохождения педагогической практики в школе сталкиваются с незнанием многих особенностей деятельности учителя-словесника, а знание теории русского языка не всегда успешно реализуется ими на практике. Предлагаемый спецкурс для студентов филоло-

* Научно-исследовательская работа проводится в рамках Госзадания Министерства образования и науки РФ на 2012 год (номер: 6.4506.2011, прикладные научные исследования).

© Е.А. Хованская

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

гического факультета, ориентированный на интеграцию школьного и вузовского филологического образования, направлен на обучение школьников 2-5 классов русскому языку с учетом возрастных возможностей учащихся, содержания общеобразовательных стандартов, анализа действующих учебно-методических комплексов для начального и среднего (5 класс) звеньев. Не менее важной особенностью спецкурса является его направленность на умение развивать речевую способность обучаемых на примере имени прилагательного.

Содержание спецкурса предполагает обучение студентов постепенному, целенаправленному развитию речевой способности каждого ученика при изучении имени прилагательного, а также: знание фонетических, лексических и грамматических особенностей слова, словосочетания, предложения, текста; умение работать с готовым текстом; выработку навыков по преобразованию языкового и речевого материала (звука, слова, словосочетания, предложения, текста, речевого высказывания), в том числе способность создавать собственное речевое высказывание (готовый текст).

Программа курса состоит из следующих разделов: «Фонетика», «Слово, словосочетание»,

«Предложение», «Лексика», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология» (в рамках данного исследования важное место уделяется изучению имени прилагательного), «Синтаксис». Структура программы выстроена таким образом, чтобы показать постепенное усложнение материала от класса к классу.

Важное место в спецкурсе занимает раздел «Речь и речевая деятельность. Речевой этикет», способствующий формированию грамотной личности, в совершенстве владеющей всеми видами речевой деятельности и этикетными формами речи.

Непременным условием речи образованного человека является ее правильность, т.е. «соответствие нормам произношения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений» [Русский язык в 5-6 классах, 1979: 8]. Одним из важных направлений обучения студентов филологического факультета и учащихся общеобразовательных учреждений является формирование навыков правильной речи.

Спецкурс по изучению имени прилагательного включает в себя сведения по культуре речи, а именно: по произношению, словоупотреблению, образованию слов, словосочетаний и предложений в связи с изучением лексических и грамматических особенностей всех частей речи русского языка, а особенно имени прилагательного.

Основные направления работы студентов по

спецкурсу:

• изучение фонетических, лексических, морфемных, словообразовательных и грамматических особенностей имени прилагательного в родном русском языке;

• ознакомление учащихся с взаимосвязями, существующими в языке и речи;

• показ употребительности прилагательных в разных сферах применения русского языка;

• формирование у учащихся умений анализировать, преобразовывать, конструировать изучаемые языковые явления на текстовой основе;

• выявление специфики говорения и слушания, письма и чтения;

• умение определять стилистическую окраску и функциональную направленность текста;

• формирование умения создавать собственное речевое высказывание (текст).

• Важно обратить внимание студентов на учет следующих фактов в процессе будущей педагогической деятельности:

• Языковые единицы обладают разным значением и используются во всевозможных сферах применения языка, которые обслуживаются разными функциональными стилями. Одни единицы служат для выражения различных оттенков речи, чувств, эмоций, другие не обладают указанными качествами.

• Знание особенностей анализа языкового явления помогает учащимся найти его отличительные особенности, которые проявляются только в языковом пространстве, в совокупности с другими единицами языка и речи.

• Умение создавать и воспроизводить устно и письменно собственное речевое высказывание развивает культуру общения, обогащает речь, развивает чувство языка и ориентирует учащихся на грамматическую правильность использованных языковых конструкций и стилистическое соответствие выбранной теме и замыслу высказывания.

Изучение спецкурса «Развитие речевой способности учащихся при обучении русскому языку во 2-5 классах» предпочтительнее начинать в четвертом или пятом семестре, что предваряет или соответствует параллельному изучению курса «Методика преподавания русского языка», а также прохождению педагогической практики в общеобразовательных учреждениях студентами учительских специальностей (бакалаврами направления подготовки, соответствующего профилю спецкурса).

Регулярность изучения спецкурса соответствует двум часам учебного времени в неделю (см. содержание программы спецкурса ниже)

Программа спецкурса «Развитие речевой способности учащихся при обучении русскому языку во 2-5 классах общеобразовательной

школы»

2 класс

Понятие о языке и речи. (2 часа)

Язык и речь. Язык как средство общения.

Значение речи в жизни человека. Речь устная и письменная.

Фонетика. (4 часа)

Звук как единица языка. Классификация звуков русского языка: гласные и согласные. Звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие. Ударение. Гласные безударные и ударные. Понятие о слоге. Фонетический анализ слова. Интонация. Орфоэпия. Литературная норма, произношение и ударение. Орфоэпические словари.

Слово. Словосочетание. (5 часов)

Слово как единица языка. Значение слова. Понятие о словосочетании. Сочетаемость слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что? (имя существительное).

Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (имя прилагательное).

Слова, обозначающие действие предметов и отвечающие на вопросы что делать? что сделать? (глагол).

Общее понятие о корне слова, окончании, суффиксе, приставке. Морфемная структура имени прилагательного.

Предложение. (6 часов)

Предложение. Предложение - основная единица речи. Предложение как выразитель смысла.

Понятие о главных членах - подлежащем и сказуемом. Смысловая связь в предложении (по вопросам). Интонационное оформление предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. Восклицательные предложения.

Речь и речевая деятельность. Речевой

этикет. (12 часов)

Речевой общение. Устная и письменная формы речи. Основные виды речевой деятельности: говорение - слушание (аудирование), чтение - письмо.

Говорение и понимание. Умение слушать собеседника.

Текст: смысловое единство структурных частей. Определение темы текста. Заголовок текста. Основная мысль текста. Роль прилагательных в тексте.

Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение. Описание, его цель, основные части. Понятие об изложении, сочинении (по одной картинке, по серии сюжетных картинок).

Жанр сказки.

Вежливость в речи. Способы выражения благодарности («спасибо», «примите сердечную благодарность»). Слова, используемые при знакомстве («меня зовут...», «разрешите представить вам.. «очень приятно с вами познакомиться»).

Повторение изученного за год. (6 часов)

Язык и речь. Речь устная и письменная.

Гласные и согласные. Звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие. Ударение. Гласные безударные и ударные. Интонация.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Понятие о главных членах - подлежащем и сказуемом. Смысловая связь в предложении (по вопросам).

Речевой общение. Устная и письменная формы речи. Основные виды речевой деятельности: говорение - слушание, чтение - письмо.

3 класс.

Повторение изученного во 2 классе. (3 часа)

Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Слово. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Словосочетание. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

Основные виды речевой деятельности: говорение - слушание, чтение - письмо.

Текст. Основная мысль текста. Заголовок текста.

Слово. Словосочетание. (5 часов)

Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова в художественных текстах.

Смысловые отношения между единицами языка: синонимы, омонимы, антонимы. Языковая и художественная метафора. Исконно русские и заимствованные слова.

Словари иностранных слов. Старые и новые слова.

Понятие об основе слова. Состав слова: корень, окончание, суффикс, приставка. Однокоренные

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

слова. Структура имени прилагательного.

Словосочетание: главное и зависимые слова.

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Лексическая норма и ненормированная лексика: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.

Морфология. (5 часов)

Имя существительное. Его значение, грамматические вопросы. Род имен существительных, изменение существительных по числам и падежам (склонение). Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода.

Имя прилагательное. Его значение, грамматические вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ие, -ые. Краткие прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам. Отличие полных прилагательных от кратких прилагательных.

Зависимость имени прилагательного от имени существительного.

Глагол. Его значение, грамматические вопросы. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Не с глаголами.

Синтаксис. (6 часов)

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство. Порядок слов в предложении. Роль прилагательных в предложении.

Классификация предложений: по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по эмоциональной окраске (восклицательное), по наличию главных членов предложения (двусоставное, односоставное), по наличию второстепенных членов (распространенное и нераспространенное), по наличию необходимых для понимания смысла членов предложения (полное, неполное).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Речь и речевая деятельность. Речевой

этикет. (14 часов)

Речь как способ общения. Повседневное общение. Речь диалогическая и монологическая.

Говорение: логическое ударение, мелодика, темп, громкость, соответствие замыслу высказывания (основной мысли).

Слушание: фиксация темы высказывания и опорных слов.

Чтение: выделение ключевых слов, их соответствие замыслу высказывания.

Письмо (письменная речь): словесные способы выражения основной мысли высказывания, тематическое единство как признак текста.

Высказывание как результат речи. Речь правильная и неправильная. Объем высказывания: предложение, текст; формы высказывания: устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Текст как речевое произведение. План текста. Смысловая связь между частями текста. Структура текста: начало, основная часть, концовка.

Понятие о стиле речи. Разговорный, деловой, художественный стили речи.

Роль изобразительных средств (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение) в художественном тексте

Изложение повествовательного характера.

Сочинения (устные и письменные) по жизненным впечатлениям. Описание предмета, животного, картины. Роль прилагательных в описании.

Сочинение-повествование. Рассказ как основной повествовательный жанр. Рассказ с элементами описания и рассуждения (по жизненным впечатлениям, о наблюдениях и т. д.). Сочинение-рассуждение. Структура рассуждения: основная мысль (тезис), доказательства, вывод.

Знакомство с жанровыми особенностями письма.

Различные ситуации общения.

Слова, используемы при встрече, прощании («здравствуйте», «привет», «до свидания», «прощайте»).

Повторение изученного за год. (2 часа)

Состав слова. Склонение существительных. Значение имени прилагательного. Изменение прилагательных по родам, падежам и числам. Особенности кратких прилагательных. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Изменение глагола по временам.

Особенности говорения и слушания, чтения и письма. Текст. Структура текста. Повествование, описание, рассуждение. Описание. Роль прилагательных в описании. Особенности описания.

4 класс.

Повторение изученного в 3 классе. (6 часов)

Состав слова. Стили языка. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. План текста. Описание, повествование, рассуждение.

Падеж и род существительных. Прилагательные полные и краткие, их отличие. Формы будущего, настоящего, прошедшего времени глагола.

Синтаксис. (6 часов)

Простое предложение. Обращение в простом предложении. Использование обращений в устной и письменной речи.

Вводные слова. Значение вводных слов в устной и письменной речи.

Сложное предложение. Особенности сложносочиненных предложений (значение, союзы и, а, но, или, да). Использование сложносочиненных предложений в речи.

Особенности сложноподчиненных предложений (значение, союзы что, чтобы, потому что, если, как, когда, который). Использование сложноподчиненных предложений в речи.

Предложения с прямой речью. Особенности прямой речи.

Морфология. (6 часов)

Три склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Понятие о качественных и относительных прилагательных.

Неопределенная форма глагола. Изменение гла -голов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Совершенный и несовершенный вид глагола

Речь и речевая деятельность. Речевой

этикет. (15 часов)

Значение речи в жизни человека. Точность речи.

Слушание: составление плана как результата услышанного и способа запоминания.

Говорение: подготовленная и неподготовленная (спонтанная) речь.

Чтение: выделение основных смысловых ком -понентов текста по вопросам.

Письмо: способы правки (редактирование) текста (замена, изменение).

Особенности речевой ситуации: кто говорит/ пишет - кому/чему обращена речь - о чем - с какой целью - где - когда - при каких условиях.

Разговорный, художественный, деловой стили речи, их отличие, основные особенности, сфера употребления.

Типы речи с точки зрения стилистической окраски и функциональной направленности: описание, повествование, рассуждение. Художественная и учебно-деловая речь, их отличие. Роль прилагательных в создании художественной речи.

Подробное и сжатое изложение текста по кол -лективному и самостоятельно составленному плану.

Элементы описания, повествования, рассуждения в рассказе (описание животного, действий; повествование в рассказе о каникулах, фильмах, временах года; рассуждение в объяснении решений, выражении собственной точки зрения). Роль прилагательных в создании описания. Невыдуманный рассказ (О себе).

Редактирование авторского текста.

Жанровое своеобразие характеристики.

Слова, используемые при извинении, просьбе и отказе («простите», «извините», «вы не могли бы...», «не сочтите за трудность...», «к сожалению», «на данный момент это невозможно»).

Повторение изученного за год. (2 часа)

Состав слова. Морфологические признаки имени прилагательного.

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.

Текст и предложение. Слушание, чтение, говорение, письмо. Описание, повествование, рассуждение.

5 класс

Повторение изученного в 4 классе. (Зчаса)

Звуки речи: гласные и согласные. Слово. Состав слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Однозначные и многозначные слова. Склонение имени существительного. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Имя прилагательное: род, падеж, число. Зависимость имени прилагательного от имени существительного. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание окончаний глаголов в зависимости от спряжения.

Простое и сложное предложения. Однородные, вводные конструкции. Обращения. Прямая речь.

Текст. Тема текста. Стили текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. (3 часа)

Фонетика. Звуки речи: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.

Понятие о графике. Обозначение звуков речи на письме.

Орфоэпия. Основные правила литературного произношения. Умение работать с орфоэпическим словарем.

Лексика. Морфемика. (6 часов)

Общее понятие о лексике. Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и пе-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

реносное значение слов.

Способы толкования значения слова: по толковому словарю, по контексту, путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении (диалектизмы, архаизмы).

Обогащение словарного запаса.

Фразеологизмы, использование их в речи. Стилистическая принадлежность фразеологизмов.

Морфема как часть слова. Корень - основной выразитель смысла. Лексические и грамматические особенности суффикса и приставки. Умение употреблять слова с разными приставками.

Окончание как морфема, участвующая в формообразовании. Постфикс.

Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания. Способы словообразования: приставочный, суффиксаль-

ный, приставочно-суффиксальный, сложение. Словообразование и формоизменение.

Синтаксис. (5 часов)

Основные синтаксические понятия: словосочетание, предложение, текст.

Особенности использования повествовательных, вопросительных, побудительных предложений в речи. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения.

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Главнее члены предложения. Имя прилагательное в роли сказуемого. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,

обстоятельство.

Сложное предложение с бессоюзной и союзной связью. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, их значение в речи.

Морфология. (6 часов)

Имя существительное - самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки.

Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа. Склонение существительных на -ия, -ий, - ие. Роль существительных-синонимов для более точной передачи основной мысли высказывания.

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имени прилагательного в речи.

Полные и краткие прилагательные. Разряды прилагательных по значению: качественные, относительные и притяжательные.

Степени сравнения имен прилагательных. Образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.

Словообразование прилагательных при помощи суффиксов, приставок, сложения основ.

Правописание гласных о и е в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Особенности падежных окончаний прилагательных с суффиксом —ий.

Прилагательные с суффиксами -ин (ын), -ов (-ев).

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Особенности постановки ударения в кратких прилагательных.

Функции прилагательных в текстах разных жанров и стилей.

Употребление прилагательных-синонимов в речи.

Глагол - самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки.

Неопределенная форма глагола, правописание окончаний в неопределенной форме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Акцентологические нормы глагола.

Умение использовать в тексте глаголы - синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

Речь и речевая деятельность. Речевой

этикет. (12 часов)

Официальное и неофициальное общение. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Сложный план.

Говорение-письмо, слушание - чтение, что между ними общего и различного.

Особенности деловых, научных, художественных, публицистических (газетных) стилей речи, их характерные языковые признаки, сфера употребления.

Способы и средства связи между частями текста.

Выразительные средства устной речи.

Типы речи. Повествование: художественное и деловое. Описание: места, состояния природы. Рассуждение-объяснение. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Роль прилагательных в создании выразительной речи.

5^^педАгОгикайпсихологИЯ^^^=

Прямая речь как форма диалога. Интонационное оформление диалогической речи. Роль синонимов, антонимов, омонимов; тропов (метафоры, олицетворения, сравнения); фразеологических оборотов в художественной речи.

Слова, используемые при восхищении, удивлении, страхе, огорчении («рад видеть вас», «это великолепно», «неужели вы смогли это сделать», «как вам это удалось», «мне страшно», «мне так жаль»). Устное и письменное приглашение, поздравление.

Повторение изученного за год. (3 часа)

Обозначение звуков речи на письме.

Орфоэпия. Основные правила литературного произношения.

Лексическое значение слова. Способы толкования значения слова: по толковому словарю, по контексту, путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Фразеологизмы, использование их в речи. Стилистическая принадлежность фразеологизмов.

Способы словообразования.

Словосочетание, предложение, текст.

Лексические, грамматические и синтаксические особенности имени существительного, имени прилагательного, глагола. Функции прилагательных в текстах разных жанров и стилей.

Особенности деловых, научных, художественных, публицистических стилей речи, их характерные языковые признаки, сфера употребления.

Структура и содержание данного спецкурса состоит в том, что акцент делается не на перечислении языковых фактов, а на практической демонстрации того, как язык функционирует, в каких формах выражается и какие универсальные языковые механизмы обеспечивают процесс общения. Учет принципов преемственности и перспективности позволяет будущим учителям повторять в начале и в конце учебного года пройденный материал и качественно увеличивать уровень языковых и речевых знаний, умений и навыков школьников.

Интеграция научной и образовательной деятельности студентов гуманитарного профиля в системе вузовского образования на примере спецкурса по изучению русского языка в 2-5 классах способствует осмыслению обучающимися процессов порождения, восприятия и понимания письменной и устной речи, ее реализации на практике. Расширение форм сотрудничества школы и вуза в современных условиях многоступенчатости современного образования - одно из приоритетных направлений развития и формирования социализированной личности как активного, самостоятельного и открытого к познанию участника образовательного процесса.

Библиографический список

1. Баранов С.П. Принципы обучения (Лекции по дидактике). Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина; кафедра педагогики начального бучения. М.: МГПИ, 1975. 94 с.

2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 472 с.

3. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителя. Н.Е Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова [и др. ].Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980. 240 с.

4. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5 кл.. А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова [и др. ]. Под ред. А.Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2001. 224 с.

5. Программно-методические материалы: Русский язык. 5 - 9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. 320 с.

6. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4) в двух частях. Ч. 1. Сост. Т.В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. 2-е изд. М.: Просвещение, 2001. 320 с.

7. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа ХХ1 век».рук. проекта проф. Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Графф, 2003. 144 с.

8. Русский язык в 5-6 классах. Метод. указания к учебнику. Ред.-сост. М.Т. Баранов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 288 с.

9. www.wikipedia.org.

E.A.KHOVANSKAYA

INTEGRATION OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HUMANITARIAN PROFILE IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION (on the example of study of the course the students of the philological faculty)

The process of integration of educational and scientific activity is defined by the necessity of deep ownership and effective control of processes of teaching particular academic discipline (the Russian language); the possibility of the realization of the principles of scientific character, continuity and long-term prospects for the formation of knowledge, abilities and skills of the students; the development of speech abilities and creative potential of students; ensuring the continuity and succession of school and higher education; the development of intellectual and personality.

Key words: integration, scientific and educational activities, a special course on the Russian language, verbal ability, school and College.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.