ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
119
2011. Вып. 1
Рецензии
Рецензия на: ТИХОНОВА И.В., КУФТЯК Е.В. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕЕ УРОВНИ КАК КРИТЕРИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010
Высокую востребованность монографии И.В. Тихоновой, Е.В. Куфтяк определяет ряд важных обстоятельств. Одно из них заключается в том, что современная действительность ставит перед отечественным образованием сложную задачу воспитания детей в духе мира и уважения всех народов, формирования у подрастающего поколения умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов. Проблема подготовки молодого поколения к жизни в поликультурной среде является весьма актуальной и одной из приоритетных среди проблем современного образования. Сегодня сложилась новая образовательная ситуация, которая отличается усилением этнизации содержания образования, возрастанием роли родного языка в обучении, идей народной педагогики, ростом влияния религиозных воззрений на формирование самосознания личности. В этих условиях образование, построенное на культурной основе, способствует становлению этнической идентификации и формированию культурного самосознания учащихся, стремлению к взаимодействию и интеграции с мировым сообществом.
Различные ученые, исходя из собственного предмета исследования, с разных сторон изучают проблему этно-, би- и поликультурного образования. Педагоги изучают процесс приобщения к культурам в контексте организации учебного процесса, их интересуют возможность постижения мира специальных знаний, влияние этно- и поликультурных компетенций на общий уровень образованности; психологи рассматривают этно-, поликультурное образование с точки зрения его воздействия на развитие отдельных психических процессов, становление личности в целом.
В связи с этим проявляется второе обстоятельство и тем самым задается проблема об эффектах, привносящихся этнокультурностью, на психическое здоровье детей. Результаты многочисленных исследований показывают, что отклонения в психическом развитии ребенка могут быть обусловлены не только дизонтогенезом развития морфологических систем организма в различные возрастные периоды, но и дизонтогенезом этнофункциональным (этнокультурным). Дезорганизация этнофункцио-нального развития личности, проявляющаяся в нарушении последовательности и в этнофункцио-нальном рассогласовании содержания стадий развития, может обусловливать психологическую деза-даптированность и снижение степени гармоничности взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений - межфункциональной «встречи аффекта и интеллекта», являющейся ключевым фактором развития личности, согласно Л.С. Выготскому и Л.И. Божович. Психолого-педагогические воспитательные воздействия на личность, осуществляемые на этноинтегрированном материале, способствуют формированию у нее гармоничного взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений, что способствует повышению адаптационных возможностей личности и снижению степени выраженности у нее эмоциональных расстройств.
Рецензируемая монография состоит из четырех глав, приложения, содержащего стимульный материал и бланки ответов, используемых в исследовании методик. Структура монографии выдержана в форме последовательного изложения материала: теоретические и эмпирические аспекты изучения этнической идентичности, результаты исследования взаимосвязи психического здоровья с уровнями развития этнической идентичности детей и подростков, презентация динамики показателей психического здоровья детей в контексте инициирования развития этноидентификации (формирующий эксперимент).
В первой главе раскрываются содержания понятий, включенных в категориальный аппарат этнической и кросскультурной психологии: этнос, нация, национальность, идентичность (личностная, социальная, этническая), этническое самосознание. Проводится анализ соотношения категорий «этническая идентичность» и «этническое самосознание» с позиций ученых отечественной этнической психологии. Приводятся структура этнической идентичности, представленная когнитивным и аффективным компонентами, формы проявления: норма, гипо- и гиперидентичности, различные типологии этнической идентичности зарубежных и отечественных исследователей. Авторы заключают, что в современных работах по изучению этнической идентичности подчеркивается многомерность, комплексность данного феномена, включающего в себя самоидентификацию, осознание принадлежности
2011. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
к особой этнокультурной группе, лояльность по отношению к своей этнической общности и проявляющегося на когнитивном и эмоциональном уровнях.
Следующее логическое звено главы - проблемы и ресурсы измерения этнической идентичности. Авторы подчеркивают, что точная формулировка задач и целей исследования необходима как для верного выбора подхода и способов исследовательской деятельности, так и непосредственно набора методик, необходимых для решения поставленных задач. На основании логики и структуры эмпирического исследования этнической идентичности детей и подростков обосновывается выбор методического инструментария.
В последующей части главы авторы рассматривают различные подходы и концепции в современных исследованиях этнокультурной вариативности социализации, охватывающие широкий спектр изучаемых проблем. К ним относятся: изучение средств, методов социализации и специфических способов освоения детьми культуры своего народа в процессе воспитания и непосредственного взаимодействия; сравнение условий инкультурации, в процессе которой у детей и подростков формируется система ценностей, идеалов, моделей поведения. Согласно точке зрения авторов успешное прохождение этнической социализации сопровождается формированием позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия по принципу диалога культур. В результате теоретического анализа возрастных особенностей развития этноидентичности утверждается, что этнокультурное развитие человека предполагает формирование различных способов взаимодействия человека со средой, основанных на представлениях о мире, обеспеченных культурным опытом, и развертывается в непрекращающемся континууме культуроосвоения.
Разумеется, что в ходе ознакомления с актуальной проблематикой всегда возникает ряд вопросов и пожеланий. Позволю заметить, что авторы в данной главе работы лишь вскользь указывают на различные подходы к изучению этничности: промордиализм, инструментализм и конструктивизм. Было бы очень интересно узнать читателю, с каких позиций в этих подходах понимается и объясняется этническая идентичность и связанные с ней феномены. К тому же, с моей точки зрения, в методической части работы можно было бы представить и проанализировать существующие етю (культурно-специфические) и ейс (универсальные) методы в исследовании этничности.
Во второй главе монографии представлены результаты исследования становления этнической идентичности в онтогенезе. По результатам эмпирического исследования когнитивного компонента этноидентичности авторы установили следующую закономерность. Дошкольный период выступает началом этнической культуризации детской деятельности. Обучение в школе создает условия для формирования у детей этнической картины мира, что способствует овладению школьниками историко-культурного опыта народа, формированию социокультурного типа личности, становлению этнического самосознания. Развитие когнитивного компонента этнической идентичности достигается в старшем школьном возрасте.
Полученные результаты позволили выделить уровни развития этноидентичности с учетом степени созревания способности к этноидентификации и этнодифференциации ребенка. Первый уровень приходится на дошкольный возраст, когда этническая идентичность проявляется как зарождающаяся, «зачаточная». Младший школьный возраст - второй возрастной период, сенситивный для развития этноидентичности. Он характеризуется своеобразным «скачком» в развитии когнитивного компонента - повышением общего уровня этнической осведомленности. При этом эмоциональный компонент отличается неустойчивостью этнических оценок, неуравновешенностью настроений, переживаний, чувств. Третий уровень приходится на младший подростковый возраст и обозначается как этноцентричный. Выявлено, что данный возрастной период отличается бурным ростом аффективного компонента, в связи с чем этноидентичность получает большую актуальность и значимость. У младших подростков повышаются оценки собственной этнической группы, но при этом обнаруживается аут-групповая враждебность, выражающаяся в предпочтении своей этнической группы при нетерпимом отношении к другим, о чем свидетельствует разница в выявленных аффективных компонентах дифференциации и идентификации. На старший подростковый возраст приходится четвертый уровень онтогенетического развития этнической идентичности, который назван стабилизирующимся на основании того, что происходит гармонизация структурных компонентов этноидентичности.
«Находкой» для авторов явился третий уровень в младшем подростковом возрасте, который является самым «опасным» периодом в этнокультурном развитии ребенка, когда еще незрелая эмоциональная сфера уже проявляет себя в деструкциях по отношению к другим. Для школьных практиче-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2011. Вып. 1
ских психологов эти факты есть заявка на психологическое сопровождение младших подростков в плане усвоения ими соответствующих моделей поведения и коммуникации в отношениях и общении друг с другом.
Результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в конце второй главы, показали, что важным условием развития этнической идентичности в онтогенезе выступает непосредственное социальное окружение и включение ребенка в этновоспитательную среду, в которой формируется система знаний о культуре собственного и других народов в поликультурном мире.
В качестве замечаний по данной главе можно указать на то, что авторам не всегда удается выдержать логику исследования. Так, полученные данные об уровнях развития этноидентичности нужно было бы заявить как о важных результатах всех проведенных исследований, представленных в этом разделе монографии, и в обязательном порядке включить эти результаты в заключительную часть главы. Кроме того, последний пункт главы корректнее было бы назвать «Развитие этнической идентичности в процессе этновоспитания».
Третья глава посвящена проблеме взаимосвязи компонентов этноидентичности и уровней ее развития с психическим здоровьем детей и подростков. Руководствуясь определением психического здоровья ВОЗ, авторы выделили следующие маркеры психического здоровья, которые и были подробно описаны: 1) эмоциональное и субъективное благополучие и удовлетворенность как показатель, отражающий степень субъективного «довольства» жизнью; 2) способность к совладанию с различными жизненными трудностями как показатель эффективного функционирования, адаптивности человека.
Выявлено, что этническая когнитивная идентификация как один из процессов и составляющих показателей этнической идентичности, основанный на получении этнокультурных знаний о себе и своей группе, оказывается наиболее «ответственной» за состояние психического здоровья детей и подростков. Развитие эмоционально-оценочных компонентов этноидентичности благоприятно сказывается на стабилизации эмоционального состояния детей и подростков, способствует снижению депрессии, повышению показателей социальной адаптации. Важным материалом для психологов являются данные о том, что у детей и подростков с опережающей идентичностью выявлены нарушения в эмоциональной сфере (раздражительность, эгоцентричность, демонстративность, низкая эмпатич-ность и др.), тогда как незрелый тип этноидентичности связан с нарушениями в познавательной сфере, трудностями когнитивного развития. Дети с развитой аффективной идентификацией (речь идет о сформированности эмоционально-оценочного компонента этноидентичности) отличаются стабильностью эмоциональных состояний, успешностью в социальной адаптации.
В конце главы, где представлены результаты исследований психического здоровья детей-мигрантов, сделан заслуживающий внимание вывод о том, что для каждого ребенка-беженца становится актуальным поиск идентификационных ресурсов в традиционной культуре своего народа, приносящих ощущение культурной самости и дающих определенную личностную устойчивость и возможность справиться со многими страхами, возникающими вследствие погружения в новую культурную среду.
И здесь я выскажу некоторые пожелания. В эмпирической части главы авторы выявили и объяснили корреляционные связи между структурными компонентами этнической идентичности и показателями психического здоровья детей и подростков в генеральной совокупности. Было бы очень интересно ознакомиться с результатами исследования подобных связей отдельно в каждой из групп детей с «опережающей», «незрелой» и «нормативной» этнической идентичностью. Без сомнения, получились бы интереснейшие данные.
Четвертая глава посвящена наиболее важной в практическом плане проблеме влияния этно-идентификации на психическое здоровье ребенка, которая занимает значительное место в работе. Авторами была разработана и реализована программа развития этноидентичности детей младшего школьного возраста с использованием мультипликационных фильмов. В результате проведения формирующего эксперимента оценивалась динамика изменений в структуре этнической идентичности детей и показателей психического здоровья. Экспериментально установлено, что процесс становления компонентов этноидентичности младших школьников сопровождается стабилизацией состояния эмоционального благополучия, упрочнением эмоциональной сферы, изменениями в поведении в сторону социальной нормативности, сбалансированности межличностных отношений.
В заключении монографии прописываются и объясняются основные идеи о позитивных изменениях в психическом здоровье детей в процессе преобразований структуры этнической идентично-
2011. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
сти. Авторы понимают, что для достоверного подтверждения полученных данных требуется сравнение этих результатов с контрольными группами (представителями других этнокультурных групп), что будет реализовано, по их утверждению, в дальнейшей научно-практической работе. Будем терпеливо ждать продолжения исследования и публикации полученных данных.
Подводя итог сказанному, можно смело указать на теоретическую значимость работы, заключающуюся в обогащении психологии этнической идентичности за счет расширения представлений о качественном своеобразии социальной идентичности детей и подростков, уточнения психологических закономерностей и социально-психологических механизмов развития и формирования этнической идентичности в детском и подростковом возрасте, получения новых экспериментальных данных о взаимосвязи этнокультурного становления и психического развития детей разных возрастов. Результаты эмпирических исследований, материал, включающий диагностические приемы и процедуры, программы развития этнической идентичности, могут найти свое приложение как в исследовательской, так и практической деятельности.
Не сомневаюсь, что монография об этнической идентичности и ее уровнях - критериях психического здоровья детей и подростков может привлечь внимание широкого круга читателей, проявляющих интерес к проблемам этничности.
В.Ю. Хотинец,
доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки УР, завкафедрой общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета