Научная статья на тему 'Этнокультурный ресурс психического здоровья детей'

Этнокультурный ресурс психического здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ И АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / COGNITIVE AND AFFECTIVE COMPONENTS OF ETHNIC IDENTITY / PSYCHIC HEALTH / EMOTIONAL AND BEHAVIORAL CHANGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хотинец Вера Юрьевна

Статья представляет собой рецензию на монографию Тихоновой И.В., Куфтяк Е.В. «Этническая идентичность и ее уровни как критерии психического здоровья детей и подростков» (Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010). Основная идея монографии заключается в том, что становление этнической идентичности сопровождается позитивными изменениями в эмоциональной и поведенческой сферах детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and cultural resource of childrens psychological health

This article represents a review for the monograph «Ethnic identity and its levels as criteria of psychological health of children and teenagers» by I.V. Tikhonova and Ye.V. Kuftyak. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University, 2010. The main idea of the monograph lies in the understanding that ethnic identity is underpinned by positive changes in children and teenagers emotional world and behavioral models.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный ресурс психического здоровья детей»

КНИЖНАЯ ПОЛКА

УДК 159.922(049.32)

Хотинец Вера Юрьевна

доктор психологических наук Удмуртский государственный университет [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Статья представляет собой рецензию на монографию Тихоновой И.В., Куфтяк Е.В. «Этническая идентичность и ее уровни как критерии психического здоровья детей и подростков» (Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010). Основная идея монографии заключается в том, что становление этнической идентичности сопровождается позитивными изменениями в эмоциональной и поведенческой сферах детей и подростков.

Ключевые слова: когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности, психическое здоровье, эмоциональные и поведенческие изменения.

Высокую востребованность монографии И.В. Тихоновой, Е.В. Куфтяк определяет ряд важных обстоятельств. Одно из них заключается в том, что современная действительность ставит перед отечественным образованием сложную задачу воспитания детей в духе мира и уважения всех народов, формирования у подрастающего поколения умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов. Проблема подготовки молодого поколения к жизни в поликультурной среде является весьма актуальной и занимает одно из приоритетных положений среди проблем современного образования. Сегодня сложилась новая образовательная ситуация, которая отличается усилением этнизации содержания образования, возрастанием роли родного языка в обучении, идей народной педагогики, ростом влияния религиозных воззрений на формирование самосознания личности. В этих условиях образование, построенное на культурной основе, способствует становлению этнической идентификации и формированию культурного самосознания учащихся, стремлению к взаимодействию и интеграции с мировым сообществом [1; 3].

Различные науки, исходя из собственного предмета исследования, с разных сторон изучают проблему этно-, би-, поликультурного образования. Педагогика изучает процесс приобщения к культурам в контексте организации учебного процесса, ее интересуют возможность постижения мира специальных знаний, влияние этно- и поликультурных компетенций на общий

уровень образованности. Психология относиться к этно-, поликультурному образованию с точки зрения его воздействия на развитие отдельных психических процессов, становление личности в целом.

В связи с этим проявляется второе обстоятельство и тем самым задается проблема об эффектах, привносящих этнокультурностью, на психическое здоровье детей. Результаты многочисленных исследований [2] показывают, что отклонения в психическом развитии ребенка могут быть обусловлены не только дизонтогенезом развития морфологических систем организма в различные возрастные периоды, но и дизонтогенезом этно-функциональным (этнокультурным). Дезорганизация этнофункционального развития личности, проявляющаяся в нарушении последовательности и этнофункциональном рассогласовании содержания стадий развития, может обусловливать психологическую дезадаптированность и снижение степени гармоничности взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений -межфункциональной «встречи аффекта и интеллекта», являющейся ключевым фактором развития личности. Психолого-педагогические воздействия на личность, осуществляемые на этноин-тегрированном материале, способствуют согласованию взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений, что в свою очередь приводит к повышению адаптационных возможностей личности и снижению степени выраженности у нее эмоциональных расстройств [2; 4].

Рецензируемая монография состоит из четырех глав, приложения, содержащего стимульный материал и бланки ответов используемых в ис-

232

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Хотинец В.Ю., 2011

следовании методик. Структура монографии выдержана в форме последовательного изложения материала: теоретические и эмпирические аспекты изучения этнической идентичности, результаты исследования взаимосвязи психического здоровья с уровнями развития этнической идентичности детей и подростков, презентация динамики показателей психического здоровья детей в контексте инициирования развития этноидентифика-ции (формирующий эксперимент).

В первой главе работы раскрываются содержания понятий, включенных в категориальный аппарат этнической и кросскультурной психологии: этнос, нация, национальность, идентичность (личностная, социальная, этническая), этническое самосознание. Проводится анализ соотношения категорий «этническая идентичность» и «этническое самосознание» с позиций ученых отечественной этнической психологии. Приводятся структура этнической идентичности, представленная когнитивным и аффективным компонентами, формы проявления: норма, гипо- и гиперидентичности, различные типологии этнической идентичности зарубежных и отечественных исследователей. Авторы заключают, что в современных работах по изучению этнической идентичности подчеркивается многомерность, комплексность данного феномена, включающего в себя самоидентификацию, осознание принадлежности к особой этнокультурной группе, лояльность по отношению к своей этнической общности, и проявляющегося на когнитивном и эмоциональных уровнях.

Следующее логическое звено главы - проблемы и ресурсы измерения этнической идентичности. Авторы подчеркивают, что точная формулировка задач и целей исследования определяет как выбор подхода и способов исследовательской деятельности, так и непосредственно набор методик, необходимых для решения поставленных задач. На основании логики и структуры эмпирического исследования этнической идентичности детей и подростков обосновывается выбор методического инструментария.

В последующей части главы авторы рассматривают различные подходы и концепции в современных исследованиях этнокультурной вариативности социализации, охватывающие широкий спектр изучаемых проблем. К ним относятся: изучение средств, методов социализации и специфических способов освоения детьми культуры

своего народа в процессе воспитания и непосредственного взаимодействия; сравнение условий инкультурации, в процессе которой у детей и подростков формируется система ценностей, идеалов, моделей поведения. Согласно авторам, успешное прохождение этнической социализации сопровождается формированием позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия по принципу диалога культур. В результате теоретического анализа возрастных особенностей развития этноидентичнос-ти, утверждается, что этнокультурное развитие человека предполагает формирование различных способов взаимодействия человека со средой, основанных на представлениях о мире, обеспеченных культурным опытом, и развертывается в не-прекращающемся континууме культуроосвоения.

Разумеется, что в ходе ознакомления с актуальной проблематикой всегда возникает ряд вопросов и пожеланий. Позволю заметить, что авторы в данной главе работы только лишь вскользь указывают на различные подходы к изучению этничности: промордиализм, инструментализм и конструктивизм. Было бы очень интересно узнать читателю, с каких позиций в этих подходах понимается и объясняется этническая идентичность и связанные с ней феномены. К тому же, с моей точки зрения, в методической части работы можно было бы представить и проанализировать существующие етю (культурно-специфические) и ейс (универсальные) методы в исследовании эт-ничности.

Во второй главе монографии представлены результаты исследования становления этнической идентичности в онтогенезе. По результатам эмпирического исследования когнитивного компонента этноидентичности авторы установили следующую закономерность. Дошкольный период выступает началом этнической культуризации детской деятельности. Обучение в школе создает условия для формирования у детей этнической картины мира, что способствует овладению школьниками историко-культурного опыта народа, формированию социокультурного типа личности, становлению этнического самосознания. Развитие когнитивного компонента этнической идентичности достигается в старшем школьном возрасте.

Полученные результаты позволили выделить уровни развития этноидентичности с учетом степени созревания способности к этноидентифи-

кации и этнодифференциации ребенка. Первый уровень приходится на дошкольный возраст, когда этническая идентичность проявляется как зарождающаяся, «зачаточная». Младший школьный возраст является вторым возрастным периодом, сенситивным для развития этноидентично-сти. Он характеризуется своеобразным «скачком» в развитии когнитивного компонента - повышением общего уровня этнической осведомленности. При этом эмоциональный компонент отличается неустойчивостью этнических оценок, неуравновешенностью настроений, переживаний, чувств. Третий уровень приходится на младший подростковый возраст и обознается как этноцентричный. Выявлено, что данный возрастной период отличается бурным ростом аффективного компонента, в связи с чем этноидентич-ность получает большую актуальность и значимость. У младших подростков повышаются оценки собственной этнической группы, но при этом обнаруживается аутгрупповая враждебность, выражающаяся в предпочтении своей этнической группы при нетерпимом отношении к другим, о чем свидетельствует разница в выявленных аффективных компонентах дифференциации и идентификации. На старший подростковый возраст приходится четвертый уровень онтогенетического развития этнической идентичности, который назван стабилизирующимся на основании того, что происходит гармонизация структурных компонентов этноидентичности.

«Находкой» для авторов явился третий уровень в младшем подростковом возрасте, который является самым «опасным» периодом в этнокультурном развитии ребенка, когда еще незрелая эмоциональная сфера уже проявляет себя в деструкциях по отношению к другим. Для школьных практических психологов эти факты есть заявка на психологическое сопровождение младших подростков в плане усвоения ими соответствующих моделей поведения и коммуникации в отношениях и общении друг с другом.

Результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в конце второй главы, показали, что важным условием развития этнической идентичности в онтогенезе выступает непосредственное социальное окружение и включение ребенка в этновоспитательную среду, в которой формируется система знаний о культуре собственного и других народов в поликультурном мире.

В качестве замечаний по данной главе можно указать на то, что авторам не всегда удается выдержать логику исследования. Так, полученные данные об уровнях развития этноидентичности нужно было бы заявить как о важных результатах всех проведенных исследований, представленных в этом разделе монографии, и в обязательном порядке включить эти результаты в заключительную часть главы. Кроме того, последний пункт главы корректнее было бы назвать как «Развитие этнической идентичности в процессе этновоспитания».

Третья глава посвящена проблеме взаимосвязи компонентов этноидентичности и уровней ее развития с психическим здоровьем детей и подростков. Руководствуясь определением психического здоровья ВОЗ, авторы выделили следующие маркеры психического здоровья, которые и были подробно описаны: 1) эмоциональное и субъективное благополучие и удовлетворенность как показатель, отражающий степень субъективного «довольства» жизнью; 2) способность к совлада-нию с различными жизненными трудностями как показатель эффективного функционирования, адаптивности человека.

Выявлено, что этническая когнитивная идентификация как один из процессов и составляющих показателей этнической идентичности, основанный на получении этнокультурных знаний о себе и своей группе, оказывается наиболее «ответственной» за состояние психического здоровья детей и подростков. Развитие эмоциональнооценочных компонентов этноидентичности благоприятно сказывается на стабилизации эмоционального состояния детей и подростков, способствует снижению депрессии, повышению показателей социальной адаптации. Важным материалом для психологов являются данные о том, что у детей и подростков с опережающей идентичностью выявлены нарушения в эмоциональной сфере (раздражительность, эгоцентричность, демонстративность, низкая эмпатичность и др.), тогда как незрелый тип этноидентичности связан с нарушениями в познавательной сфере, трудностями когнитивного развития. Дети с развитой аффективной идентификацией (речь идет о сфор-мированности эмоционально-оценочного компонента этноидентичности) отличаются стабильностью эмоциональных состояний, успешностью в социальной адаптации.

В конце главы, где представлены результаты исследований психического здоровья детей-миг-

234

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

рантов, сделан заслуживающий внимание вывод о том, что для каждого ребенка-беженца становится актуальным поиск идентификационных ресурсов в традиционной культуре своего народа, приносящих ощущение культурной самости и дающих определенную личностную устойчивость и возможность справиться со многими страхами, возникающими вследствие погружения в новую культурную среду.

И здесь я намерена высказать некоторые пожелания. В эмпирической части главы авторы выявили и объяснили корреляционные связи между структурными компонентами этнической идентичности и показателями психического здоровья детей и подростков в генеральной совокупности. Было бы очень интересно ознакомиться с результатами исследования подобных связей отдельно в каждой из групп детей с «опережающей», «незрелой» и «нормативной» этнической идентичностью. Без сомнения получились бы интереснейшие данные.

Четвертая глава посвящена наиболее важной в практическом плане проблеме влияния эт-ноидентификации на психическое здоровье ребенка, которая занимает значительное место в работе. Авторами была разработана и реализована программа развития этноидентичности детей младшего школьного возраста с использованием мультипликационных фильмов. В результате проведения формирующего эксперимента оценивалась динамика изменений в структуре этнической идентичности детей и показателей психического здоровья. Экспериментально установлено, что процесс становления компонентов этноиден-тичности младших школьников сопровождается стабилизацией состояния эмоционального благополучия, упрочнением эмоциональной сферы, изменениями в поведении в сторону социальной нормативности, сбалансированности межличностных отношения.

В заключении монографии прописываются и объясняются основные идеи о позитивных изменениях в психическом здоровье детей в процессе преобразований структуры этнической идентичности. Авторы понимают, что для достоверного подтверждения полученных данных требуется

сравнение этих результатов с контрольными группами (представителями других этнокультурных групп), что будет реализовано, по их утверждению, в дальнейшей научно-практической работе. Будем терпеливо ждать продолжение исследования и публикации полученных данных.

Подводя итог сказанному, можно смело указать на теоретическую значимость работы, заключающуюся в обогащении психологии этнической идентичности за счет расширения представлений о качественном своеобразии социальной идентичности детей и подростков, уточнения психологических закономерностей и социально-психологических механизмов развития и формирования этнической идентичности в детском и подростковом возрасте, получения новых экспериментальных данных о взаимосвязи этнокультурного становления и психического развития детей разных возрастов. Результаты эмпирических исследований, материал, включающий диагностические приемы и процедуры, программы развития этнической идентичности, могут найти свое приложение как в исследовательской, так и практической деятельности.

Не сомневаюсь, что монография об этнической идентичности как ресурсе психического здоровья детей и подростков может привлечь внимание широкого круга читателей, проявляющих интерес к проблемам этничности.

Библиографический список

1. Алексашенкова И.В. Билингвальная образовательная программа (куррикулум) как средство поликультурного образования студентов: Дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2000. - 148 с.

2. СухаревА.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 506 с.

3. Хотинец В.Ю. Становление поликультур-ной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Образование и наука. Изв. УрО РАО. - 2009. -№ 10 (67). - С. 59-69.

4. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2002. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.