Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Этика государственной и муниципальной службы»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Этика государственной и муниципальной службы» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Этика государственной и муниципальной службы»»

Зяе^пронный научно-методический журнал _

Омского ТЯУИр

Каштанова Н.С. Рецензия на открытый онлайн курс «Этика государственной и муниципальной службы» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00408.pdf. - ISSN 2413-4066

Каштанова Наталья Сергеевна

Старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики ФГБОУ ВО ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск n.kash.1979@mail.ru

Рецензия на открытый онлайн курс «Этика государственной и муниципальной

службы»

Платформа, на которой расположен ООК: Universiality

Организация - создатель ООК: Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации

Введение

Как закреплено в п. 1 раздела I Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), государственная должность - это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства, поэтому государственные должностные лица проявляют абсолютную преданность государственным интересам своей страны, представляемым демократическими институтами власти. В соответствии с п. 3 раздела I данного документа, такие лица должны быть внимательными, справедливыми и беспристрастными при выполнении своих функций и, в частности, в своих отношениях с общественностью.

Российская Федерация, обеспечивая конституционное право гражданина на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции России), зафиксировала правовые основы осуществления профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации на должностях государственной и муниципальной службы Российской Федерации путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, среди которых, например, Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из п. 4 ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что принципами гражданской службы, помимо прочих, являются приоритет прав и свобод человека и гражданина, а также профессионализм и компетентность гражданских служащих. Статьей 12 указанного Федерального закона установлены квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы, а в статье 15 закона - основные обязанности гражданского служащего. Причем, анализ как данных законодательных норм, так и всего нормативно-правового акта в целом показывает, что упоминание о необходимости соблюдения государственными служащими этических норм и правил отсутствует, как и

не наблюдается использование в Федеральном законе слова «этика» и последующих образующихся от него формулировок. Тем не менее, в ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отражены требования к служебному поведению гражданского служащего, а Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих. В этой связи заметим, что подпунктом «и» п. 2 данного Указа предписано, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения.

Тем не менее, более подробно нормы служебной и профессиональной этики нашли свое установление в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. Данный основополагающий документ явился основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления собственных кодексов этики и служебного поведения конкретных категорий лиц. Так, например, указанные кодексы были утверждены Приказом Минздрава России от 01.09.2014 № 487, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.04.2011 № 79, Приказом Минфина России от 17.04.2014 № 115 и рядом иных органов власти.

Между тем, в кодексах прописаны лишь общие этические требования, которые, безусловно, предполагают более углубленного изучения, осмысления, корректного толкования, решения практических задач, а не одноразового их прочтения под подпись «по указке» руководящего состава при принятии на государственную или муниципальную службу. Кроме того, думается, что правильное и своевременное принятие решений должностного лица государственного или муниципального органа зависит не только от наличия у данного носителя властных полномочий профессиональных навыков (знание законодательной базы, практики разрешения спорных ситуаций), но и от необходимого набора морально-этических качеств такого лица. Отсутствие этих знаний либо их частичная недостаточность нередко приводит государственных и муниципальных служащих не только к определенным трудностям, связанным с полным либо частичным несоответствием занимаемой должности, но и к уголовно-наказуемой коррупционной составляющей, превышению или злоупотреблению должностными полномочиями. В этой связи наблюдается явное нарушение как внутриведомственных нормативных актов, так и п. 3 (раздела I), п. 4, 6 (раздела II) ранее упомянутого Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, в котором зафиксировано, что государственные лица никогда не оказывают какое бы то ни было неправомерное предпочтение какой-либо группе лиц или отдельному лицу, и, помимо прочего, не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных или финансовых выгод для своих семей, а также никогда не пользуются недолжным образом государственными денежными средствами, собственностью, услугами или информацией, полученной ими при исполнении или в результате исполнения ими своих служебных обязанностей, для осуществления деятельности, не связанной с выполнением ими официальных функций.

Слаженная, четко выстроенная работа органов предварительного расследования особенно в последнее время с подавляющей степенью очевидности показывает, что государство не допускает и впредь не допустит абсолютно любые проявления недобросовестности со стороны чиновников (должностных лиц), причем, как муниципального, так и федерального уровней, о чем, собственно, и свидетельствует всем известные примеры прикладного характера. Во многом именно овладение как потенциальными (в частности, студентами), так и действительными государственными и муниципальными служащими основ этической стороны их деятельности формирует в таких представителях власти добросовестность, порядочность, ответственность перед каждым

гражданином страны, преданность своему делу, и, как следствие, отсутствие желания идти «наперекор» конституционно значимым общественным и государственным интересам.

На основании совокупности вышеизложенного и возникла необходимость (должная мотивация) в собственном изучении и рекомендовании иным заинтересованным лицам рецензируемого открытого онлайн курса в целях получения полных и комплексных научных знаний об этических основах государственной и муниципальной службы разных ведомственных уровней. Стоит особо заметить, что ООК разработан Российской Академией Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, которая, как известно,является лидером в подготовке высших руководящих кадров как для бизнеса, так и для государственных структур, что лишь дополнительно подчеркивает потребность в осмыслении и оценке одного из бесспорно актуальных и эффективных обучающих курсов данной известной в отечественном и зарубежном пространстве образовательной организации.

Одной из существенных особенностей обучения на ООК «Этика государственной и муниципальной службы» являлось активное вовлечение автора настоящей рецензии в процесс ознакомления с доступной для осмысления и понимания информацией, изложенной Н.Н. Шуваловой. В частности, наличествовало скрупулезное изучение сведений, зафиксированных во всех блоках открытого онлайн курса, которые, без всякого сомнения, представляют широкой обзор полезной информации для интересующейся аудитории. В процессе исследования ООК по несколько раз просматривалось предложенное видео, частично отрабатывались заслуживающие внимание для автора рецензии вопросы для самостоятельного изучения, по результатам просмотра видеороликов обсуждались вопросы для размышления, выполнялись аналитические и практические задания, происходили ответы на предложенные Н.Н. Шуваловой тестовые задания для закрепления соответствующих сведений, скачивались и изучались красочные и понятные презентации для закрепления полученных научных данных и их более углубленного осмысления. Информационная составляющая открытого онлайн курса представляется вполне наглядной и предельно понятной. ООК «Этика государственной и муниципальной службы» состоит из шести взаимосвязанных, объединенных в логичную систему блоков научных знаний.

Первый блок именуется «Введение в дисциплину», второй - «Этический аспект функционирования аппарата управления. Основные понятия», третий - «Правовое обеспечение формирования нравственной культуры государственных и муниципальных служащих», четвертый - «Кодекс служебного поведения государственных и муниципальных служащих», пятый - «Управление нравственными отношениями на государственной службе», шестой - «Этикет государственных и муниципальных служащих».

Во вводном видео совершенно справедливо отмечается, что нравственная культура государственных и муниципальных служащих является одним из основополагающих векторов в реализации целей государственной службы в целом, и, помимо прочего, главным инструментом противодействия коррупционной составляющей в управленческой структуре органа власти. Располагаемое в первом блоке видео «Введение в дисциплину» предельно четко характеризует цель и основные задачи дисциплины, требования к знаниям, умениям и владению усвоенными знаниями в процессе прохождения курса. Н.Н. Шуваловой в этой части справедливо отмечается, что по итогам изучения ООК обучающийся должен уметь в спорных служебных ситуациях морального выбора, которые случаются по долгу службы регулярно, опираться на полученные знания и руководствоваться в конкретных практических случаях правилами служебного этикета, предупреждая и разрешая конфликты интересов.

Нельзя не отметить и тезис Н.Н. Шуваловой о том, что, к сожалению, в нынешнее время законодателем принимается значительное количество нормативно-правовых актов, истинный смысл которых непонятен, подчас, даже опытному государственному или муниципальному служащему, в связи с чем предлагаемый для изучения ООК позволит

успешно разрешать возникающие в этой сфере спорные аспекты. Автором курса предложен краткий обзор учебников по ООК как для оптимального освоения уже полученных знаний, так и для приобретения новых, дополнительных к ним.

Особо требуется подчеркнуть, что Н.Н. Шувалова является видным ученым в сфере преподаваемой дисциплины, в связи с чем совершенно обоснованно рекомендует обучающимся собственные научные разработки по ООК в виде учебника и практикума как для академического бакалавриата, так и для обучающихся по программам среднего профессионального образования. Уже лишь при изначальном просмотре первого видео «Введение в дисциплину» и ознакомлении с предложенной презентацией становится очевидным актуальность и новизна содержания открытого онлайн курса, выгодно отличающим его от иных схожих по своей сущностной природе образовательных программ, научных и иных публикаций, поскольку одним из преимуществ рецензируемого ООК представляется наглядность получаемой информации (качественные презентации, рекомендуемая литература и т.д.), а также доходчивое, грамотное изложение необходимого объема знаний Н.Н. Шуваловой в соответствующих видеороликах, насыщенных, помимо прочего, разнообразными схемами, таблицами и иными конкретными методическими материалами прикладного характера.

Констатирующая часть

Рецензируемый открытый онлайн курс «Этика государственной и муниципальной службы» в полной мере соответствует действующему учебного плану, государственным образовательным стандартам по дисциплине, а отраженные во вводном видео «Введение в дисциплину» и презентации (блок № 1) цели и задачи ООК соответствуют предмету и содержанию программы.

Так, в частности, Н.Н. Шуваловой в рамках первого блока совершенно справедливо отмечается, что в зарубежной науке ежегодно выходит в свет десятки трудов, посвященных такому понятию, как «административная этика». Вместе с тем, в отечественной науке указанная понятийная категория не нашла своего должного закрепления и развития, в связи с чем предлагаемый для изучения ООК и называется «Этика государственной и муниципальной службы», а не «Административная этика», хотя последний термин в большей степени отражает изучаемое в открытом онлайн курсе явление. Автором предельно четко отмечается, что нынешние нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере государственной и муниципальной службы, на протяжении длительного времени содержат в себе понятия, истинного смысла которых до сих пор не известно.

Наталья Николаевна не обошла и того факта, что одной из проблем недостаточного обеспечения этической составляющей деятельности государственных и муниципальных служащих является принятие значительного массива законодательных актов, действие которых не обеспечено подзаконными (ведомственными) нормативными документами. Автором затрагивается одна из актуальных проблем, связанных с отсутствием единых разработанных критериев оценки нравственных качеств государственных (муниципальных) служащих - на деле же проверка их навыков, способностей и умений в этой части осуществляется достаточно поверхностным образом.

В рамках второго блока рецензируемого ООК отмечается, в том числе, проблема коррупционной составляющей деятельности государственных и муниципальных служащих. Н.Н. Шуваловой верно утверждается, что выработка так называемого «коррупционного иммунитета» является важнейшим компонентом нравственной культуры человека. Акцентирование внимание именно на этику государственных и муниципальных служащих обусловлено наличием у данных лиц, в частности, властных полномочий, а это, в свою очередь, влечет за собой подверженность указанных категорий лиц к влиянию «извне». На основании этого автором ООК совершенно обоснованно фиксируется, что одним из направлений образовательного процесса должно стать внедрение в учебный процесс «Этики государственной и муниципальной службы» именно в качестве базовой

теоретико-научной дисциплины, поскольку важнейшей задачей образовательных организаций, осуществляющих подготовку студентов государственного и муниципального профиля, является выпуск не только высоко профессиональных будущих управленцев, но и качественных с точки зрения нравственной составляющей их личности.

Автором в рамках данного блока особое внимание уделено понятийно-категориальному аппарату изучаемого ООК, в частности, таким контекстуальным терминам (и их соотношению), как «служебное поведение», «иное правонарушение», «ценность», «мораль», «этический принцип», «правило», «норма». Отмечено, что в нынешнее время в Российской Федерации борьба с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы пока не выведена на должный, желаемый уровень, поскольку до сих пор одним из нерешенных вопросов является обеспечение этической культуры тех управленцев, которые представляют собой государственные интересы.

Н.Н. Шуваловой в видеороликах третьего блока обучающего ООК анализируются нормативно-правовые акты, направленные на реализацию задачи формирования нравственной культуры государственных и муниципальных служащих. Так, в частности, рассматривается Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и справедливо акцентируется, что хоть данный правотворческий документ в полной мере и не направлен на обеспечение этической составляющей деятельности государственных и муниципальных служащих, но все же в нем наличествуют нормы, косвенно связанные с указанным процессом (п. 3 ст. 6 Закона), которые, как верно отмечается автором ООК, до сих пор не реализованы. В открытом онлайн курсе нашли свое тщательное отражение Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ, Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-Ф3, Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 и ряд иных официальных документов. На основании комплексного отражения данных законодательных новелл автором ООК формулируется перечень, так называемых, «нерешенных проблем» в части обеспечения нравственного (этического) компонента личности государственных и муниципальных служащих.

Не оставила без внимания доцент Н.Н. Шувалова и Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065. В контексте упомянутого Указа Президента РФ рецензент, помимо прочего, дополнительно ознакомился с судебной практикой, складывающейся в сфере применения данного подзаконного акта. Так, к примеру, изучено Решение Верховного Суда РФ от 08.02.2017 № АКПИ16-1306 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта «в» пункта 15, подпункта «б» пункта 24 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065».

В видеороликах и презентации четвертого блока широко освящаются вопросы, касающиеся Кодекса служебного поведения государственных и муниципальных служащих. В частности, формулируются его цели и задачи, структура, содержание, основные понятия, используемые в нем, ответственность за его нарушение. Н.Н. Шуваловой подробно разъясняется сущностный, глубинный смысл таких этических принципов, зафиксированных в кодексе, как «законность», «лояльность», «ответственность», «беспристрастность», и приводятся конкретные практические ситуации, связанные с их соблюдением. Автором в рамках данного блока ООК отражаются результаты анкетирования по вопросу о том, чем руководствуются государственные и муниципальные служащие при выполнении своих обязанностей. Н.Н. Шуваловой справедливо замечено, что итоги такого опроса не удовлетворяют потребностям государственных интересов, поскольку подавляющее большинство респондентов (69,9 %) ответили, что вышеназванные категории лиц подчиняются указаниям своего начальства, и лишь 13 % - интересам общества и государства. В исследуемом блоке также наличествует исторический экскурс, приводятся царские официальные документы в области этических основ государственных служащих,

среди которых, к примеру, Указ Петра I от 24.01.1724 «Об исполнительной дисциплине служащих государственных учреждений». В рамках пятого и шестого блоков ООК видео отсутствует, однако приводятся содержательные презентации, используются активные методы освоения пройденной информации, полученной, в том числе, из списка рекомендуемой Н.Н. Шуваловой учебной и научной литературы.

Рецензируемый открытый онлайн курс «Этика государственной и муниципальной службы» обладает высокой степенью научности и соответствует современному развитию как теории, так и практики этических основ деятельности государственных и муниципальных служащих. Автором в соответствующих видеоматериалах в рамках различных блоков ООК неоднократно обращалось внимание как на несовершенство нормативно-правовой регламентации изучаемых вопросов, так и на предпринимаемые попытки по исправлению проблемных аспектов заявленной тематики ООК.

В рамках данного ООК наблюдается активное чередование между предлагаемыми теоретическими навыками (при помощи видео, презентаций, рекомендуемого списка научных источников) и практическим закреплением пройденной информации. Так, например, уже ко второму блоку материалов ООК обучающимся по результатам полученных знаний для обсуждения предлагается девятьразносторонних вопросов, а положительным является то, что ответы на них не носят какого-либо категоричного ответа типа «да» или «нет», а предполагают активное размышление над поставленной задачей. Такого рода четко сформулированные вопросы для размышления / обсуждения наблюдаются в третьем, пятом и шестом блоках ООК.

Существенно преумножает эффективность рецензируемого ООК наличие в нем активных методов обучения в виде заданий аналитического характера (блоки № 2, 3, 5, 6), которые с особой интенсивностью развивают у обучающегося необходимые навыки этических основ государственного и муниципального служащего. К примеру, в рамках третьего блока предлагается проанализировать Послание Президента России Федеральному Собранию РФ в части невыполнения вышеупомянутыми лицами установленных правил поведения на службе, и высказать свое мнение о необходимых действиях, которые должны или могут быть осуществлены для реализации этого поручения. Довольно интересное задание аналитического характера представлено для обучающихся в шестом блоке изучаемого открытого онлайн курса, где требуется прочитать открывки из текстов, написанных в XVI, XVIII, XIX в.в. и ответить, в частности, на вопросы о том, изменились ли за столетия представления людей о культуре поведения человека; на основании чего отраженные столетия назад формулировки сохраняются и передаются из поколения в поколение, а какие из них утратили свою силу и почему.

Нельзя обойти без внимания и практическое задание по составлению этического портрета как современника обучающегося, так и его самого, а также по размышлению над вопросом о том, какие ошибки (и по какой причине) в повседневной жизни с точки зрения этикета совершает студент, изучающий ООК. Предельно оригинальным и познавательным выглядит практическое задание, сформулированное во втором блоке ООК. Так, обучающимся предлагается провести личные наблюдения и, как следствие, сформулировать примеры соблюдения и нарушения, так называемого, «золотого правила нравственности» («относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» или «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»). Похвально и наличие к некоторым блокам (№ 2, 5) тестовых заданий закрытого типа.

Особого сосредоточения заслуживает наличие во всех шести блоках рецензируемого ООК презентаций, выполненных на высоком профессиональном уровне, совмещающих в себе как мастерство красочного оформления слайдов (появление информации последовательно друг за другом с использованием оригинальных специальных эффектов), так и насыщенность содержательной составляющей данного активного метода обучения. Для более объективного отражения эффективности данного открытого онлайн курса заметим, что

презентация в первом блоке состоит из 31 слайда, во втором - из 18,в третьем - из 24, в четвертом - из 38, в пятом - из 34, в шестом - из 25.

Аналитическая часть

На основании совокупности содержащихся в настоящей рецензии данных об открытом онлайн курсе «Этика государственной и муниципальной службы» (введение + констатирующая часть) можно с высокой степенью очевидности подчеркнуть, что предлагаемые разработчиком ООК материалы, размещенные на официальном интернет портале РАНХиГС, в целом в полной мере достаточны для изучения основ этической составляющей деятельности государственных и муниципальных служащих. В ООК присутствует видео, наличествуют аналитические и практические задания, вопросы для рассуждения (обсуждения), имеются тестовые задания, а также, как ранее было отмечено, состоятельные с художественной и содержательной сторон презентации в рамках абсолютного каждого блока предлагаемого для освоения ООК.

Вместе с тем, активное, длительное ознакомление с рецензируемым ООК позволило выявить некоторые незначительные и не влияющие на общую высокую положительную оценку ООК замечания (и, как следствие, рекомендации), заключающиеся в следующем:

а) в разделе ООК с правой стороны интернет-портала, именуемом как «Обзор» необходимо отразить количество часов, отведенных на изучение рецензируемого открытого онлайн курса. В настоящее время структура и функциональные характеристики сайта позволяют отразить указанные данные, однако в наличествующем блоке с изображением будильника значится показатель «0 часов», что, по всей видимости, обусловлено лишь технической заминкой со стороны разработчика ООК;

б) в разделе ООК, именуемом как «Обзор», либо в блоке № 1 необходимо разместить учебно-тематический план (УМК, РПД и т.д.) преподаваемой дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» для более объективной оценки содержания ООК данным методическим документам;

в) очевидно, программной следует считать наличествующую в блоке № 1 ООК ошибку, связанную с отсутствием первой части видео Н.Н. Шуваловой с наименованием «Введение в дисциплину». В указанном блоке размещена лишь вторая часть видеоролика, из которой, в принципе, понятно содержание ранее сказанных аспектов в части изучаемого ООК, однако хотелось бы, все же, иметь возможность просмотреть первую составляющую уже записанного видеоматериала. Проблема аналогичного порядка прослеживается и в рамках третьего блока рецензируемого ООК, в котором присутствует лишь вторая часть видео, посвященного теме «Правовое обеспечение формирования нравственной культуры государственных и муниципальных служащих». Исходя из анализа иных блоков (например, № 2) становится очевидным, что как первая, так и вторая части видеоматериалов записывались без какого-либо перерыва (судя даже по внешнему виду автора ООК), однако отсутствие некоторых составных частей видео связано с некоторым несовершенством программной стороны интернет-портала;

г) высоко оценивая имеющиеся в ООК тестовые задания, нельзя, тем не менее, не высказать рекомендацию о необходимости приведения данного активного метода обучения в единую четко структурированную и упорядоченную систему проверочных данных. Так, например, все тесты в блоке № 2 содержат в себе четыре ответа закрытого типа, однако 4 вопрос «Этический принцип - это» включает в себя пять ответов. Аналогичные недочеты видятся и в блоке № 5 рецензируемого ООК. Думается, что все тестовые задания по открытому онлайн курсу должны обладать одинаковым количеством ответов для более объективной оценки полученных знаний по результатам изучения ООК;

д) предлагаемые в ООК тестовые задания, помимо прочего, содержат некоторые технические ошибки, связанные с отсутствием должной нумерации предлагаемых ответов на вопросы в рамках некоторых блоков ООК. В частности, в блоке № 5 третье, пятое и седьмое

тестовые задания применительно к разным вариациям итогового результата ответа содержат одну и ту же нумерацию в виде цифры «1», а не «1, 2, 3, 4», как это наличествует в иных тестовых заданиях. Ошибки подобного рода обнаружены и в третьем блоке ООК применительно к вопросам для размышления (обсуждения). Недочеты подобного уровня просматриваются и в списке рекомендуемой литературы (блок № 6);

е) в пятом блоке ООК, поименованном, как «Управление нравственными отношениями на государственной службе» содержится список нормативно-правовых источников, с которыми обучающимся требуется ознакомиться для качественного освоения и закрепления прослушанного лекционного материала и просмотренных презентаций. Вместе с тем, полагаем, что перечисленные Указы Президента Российской Федерации (№ 821 от 01.07.2010, № 364 от 15.07.2015) должны содержать не только их наименование и дату принятия, но и официальный источник опубликования (с действующей редакцией на определенную дату) (например, можно было бы зафиксировать, что Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (в ред. от 22.12.2015) опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации. 2010. № 27. Ст. 3446»);

ё) полагаем, что аналитические задания в ООК должны носить более конкретный, расширительный характер. К примеру, в первом аналитическом задании блока № 5 содержится указание на «Закон № 79». Действительно, исходя из специфики предлагаемого для изучения открытого онлайн курса становится очевидным, что под «Законом № 79» понимается Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Вместе с тем, считаем целесообразным и методически правильным указывать хотя бы не все выходные данные законодательного акта, но его полное наименование (например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

ж) нельзя не зафиксировать и встречающиеся незначительные факты повтора предлагаемой для изучения информации, отражаемой Н.Н. Шуваловой в соответствующих видеоматериалах. Так, например, видео из блока № 2 ООК содержит повтор (т.е., данные, речь о которых шла в блоке № 1) о том, в частности, что термин «этика государственной и муниципальной службы» не в полной мере корректен, в связи с чем требуется использование формулировки «административная этика», хотя речь об этом, в общем-то, уже содержалась в блоке № 1. Поскольку время одного видеоролика ограничено (в среднем - 25-30 минут), хотелось бы, чтобы последующий видеоматериал не предусматривал каких-либо конкретных сущностных повторов ранее изложенной информации, тем более, в условиях, когда структура предлагаемого для изучения ООК предполагает возможность обучающегося возвратиться к предыдущим блокам открытого онлайн курса в случае, если информация, содержащаяся в них, была по каким-либо причинам пропущена либо забыта;

з) пятый и шестой блоки ООК посвящены вопросам управления нравственными отношениями на государственной службе и этикета государственных и муниципальных служащих. В рамках данных блоков наличествуют активные методики обучения (презентации, аналитические и практические задания, тестовые материалы и вопросы для рассуждения (обсуждения), однако видеоролики отсутствуют, в связи с чем для более полного освоения обучающимися ООК можно высказать рекомендацию о записи таких медиафайлов;

и) четвертый блок ООК посвящен важнейшим вопросам, связанным с кодексом служебного поведения государственных и муниципальных служащих. Об актуальности данной тематики преподаваемого открытого онлайн курса отметила и Н.Н. Шувалова, о чем, в частности, свидетельствуют записанные в рамках этого блока видеоролики, состоящие из двух частей, каждая из которых по продолжительности равняется 23 и 27,5 минутам соответственно. Кроме того, автором настоящей рецензии во введении отмечалось, что каждым из ведомств разработаны свои собственные кодексы этики и служебного поведения (например, повторимся, Приказом Минздрава России от 01.09.2014 № 487). Тем не менее, какие-либо иные активные методы обучения, за исключением презентации, в данном разделе

отсутствуют, в связи с чем представляется возможным высказать рекомендацию о разработке в рамках блока № 4 вопросов для рассуждения (обсуждения), а особенно аналитических и практических заданий, а также тестовых материалов.

й) функционалом сайта, на платформе которого размещен ООК «Этика государственной и муниципальной службы» предусмотрена возможность создания, так называемого, «проекта», который, цитируем, «поможет закрепить знания, полученные в этом (конкретном - отмечено нами) блоке». Тем не менее, становится не вполне понятным, по какой схеме работает данный «проект» и как при его помощи действительно возможно зафиксировать полученные знания. Переходя в ООК в раздел «проекты» открывается пустое техническое окно с различными мелкими изображениями. Причем такая непонятная для нас специфика наблюдается в различных апробированных нами программах для открытия сайтов (браузерах). Помимо прочего, представляется не ясным, как указанный «проект» позволит проверить полученные умения, навыки, знания в условиях, когда, например, предлагаемые для самоконтроля тестовые и некоторые специфичные аналитические и прикладные задания не носят автоматизированного характера проверки ответов и получения результата.

Заключение

На основании совокупности вышеизложенного полагаем необходимым заметить, что высказанные в аналитической части замечания во многом носят рекомендательный характер и не умоляют всех достоинств и преимуществ рецензируемого открытого онлайн курса «Этика государственной и муниципальной службы». ООК, автором которого является кандидат философских наук, доцент Н.Н. Шувалова, является востребованной, содержательной с теоретической и практической сторон учебно-методической разработкой, в рамках которой с использованием активных обучающих методов всесторонне и полно рассмотрены основные аспекты нравственно-этической составляющей деятельности государственных и муниципальных служащих.

С учетом этого, представляется целесообразным сформулировать вывод о возможности утверждения данной ООК для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в представленном виде. Тем не менее, высказанные в рецензии соображения могут быть учтены либо в рамках совершенствования настоящего открытого онлайн курса, либо при создании новых на базе Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.