Коммуникативные исследования. 2016. № 1 (7). С. 127-131. УДК 159.9:65.01
О.С. Иссерс Омск, Россия
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Ю.В. АГЕЕВОЙ «СОБЕСЕДОВАНИЕ В РЕКРУТИНГЕ: КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ» (Москва: Флинта, 2016. 256 с.)
Рецензируется монография Ю.В. Агеевой «Собеседование в рекрутинге: коммуникативные стратегии и тактики» (М., 2016). Подчеркивается, что исследование выполнено на материале новой дискурсивной формации - рекрутингового дискурса, эмпирической базой послужили аутентичные записи собеседований-интервью, что определяет теоретическую и практическую значимость рецензируемой монографии. Достоинством монографии является характеристика уникальных речевых действий участников нового дискурса с детальным описанием средств языкового выражения.
Ключевые слова: коммуникативные стратегии и тактики, дискурс-анализ, рекрутинговый дискурс, собеседование-интервью.
Монография Агеевой Юлии Викторовны (Казанский (Приволжский] федеральный университет] посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - исследованию стратегий и тактик русской речи в сфере профессиональной коммуникации. В рецензируемой работе впервые выделяется и описывается новый для российской деловой среды рекрутинговый дискурс - сфера поиска и подбора персонала. Интерес к данной области вполне обоснован: если раньше молодые специалисты получали место работы «по направлению» или же сами искали работу, то сейчас им всё чаще приходится обращаться к профессионалам в кадровые агентства. Коммуникативным центром рекрутинга является собеседование-интервью - та самая межличностная беседа, в ходе которой специалист по кадрам может понять, насколько кандидат соответствует вакансии.
Как верно замечает автор, «появление новых коммуникативных сфер требовало новых коммуникативных ситуаций и стратегий» (с. 14], вследствие чего возникла необходимость выявления и описания речевого поведения участников нового дискурса. Это значимо как в теоретическом плане - в аспекте расширения представлений о новых дискурсивных практиках русской речи, так и в практическом аспекте - для разработки
© О.С. Иссерс, 2016
методики формирования навыков речевого поведения на собеседовании. Последнее является актуальным не только для студентов как будущих специалистов, но и для опытных работников, находящихся в процессе поиска новой работы или должности.
В качестве эмпирической базы в монографии используются аутентичные записи собеседований-интервью, представленные в телепрограмме «Кадры решают» онлайн-телеканала «Успех», которые были стенографированы автором с целью лингвистического анализа по мере их публикации на телеканале (2010-2014 гг.]. Выбор «живых» устных текстов для стратегического анализа русскои речи следует оценить как очень удач-ньш, так как именно устная беседа представляет собой «классический тип дискурса в его первоначальном значении» (с. 15].
Монография состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения. Структура монографии отражает логику проведения исследования, которая диктуется его задачами: определить специфику рассматриваемого типа дискурса, выявить основные речевые стратегии и тактики, используемые участниками коммуникативной ситуации - интервьюером и соискателем должности.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, даётся краткий обзор исследований по теме вопроса.
Первая глава посвящена определению специфики и описанию так называемого «рекрутингого дискурса», возникшего в России в конце 1990-х гг. Представлена информация об истории возникновения новой разновидности бизнеса, которая получила название «рекрутинг». Рассматривается этимология данного социально-экономического неологизма, а также путь его вхождения в глоссарий приоритетной для того времени области распространения новых номинаций в русском языке. Автор аргументированно вносит корректировку в общепринятую и зафиксированную в словарях дефиницию термина «рекрутинг», рекомендуя исключить поправку «преимущественно для работы за рубежом» в толковании данного термина, так как в настоящее время кадровые агентства занимаются подбором персонала для работы прежде всего на территории России как для российских, так и для зарубежных работодателей.
Ю.В. Агеева показывает основополагающую роль внеязыковых признаков для выделения рекрутинга как нового типа институционального дискурса. К ним автор относит чёткий хронотоп, доминирование агента дискурса, ритуализированный характер общения и др., что, в свою очередь, предопределяет достаточно ограниченный набор речевых стратегий и тактик, реализуемых в ситуации собеседования. Важным и интересным выводом на данном этапе работы можно считать утверждение о межпрофессиональном характере рекрутингого дискурса, что обусловливает специфику сферы поиска и подбора кадров и отличает её от других типов институциональной коммуникации.
Во второй главе монографии рассматривается речевое поведение так называемого рекрутера, который выступает в роли активного коммуниканта: представлен портрет современного специалиста по кадрам, показаны его основные речевые стратегии и тактики, их типы и языковые средства. Анализируя главную стратегию рекрутера - стратегию диагностики соискателя, Ю.В Агеева выявляет и описывает ряд уникальных специализированных тактик, которые ранее не попадали в фокус лингвистических исследований: тактику кейса, тактику проекции, стресс-тактики и др., - вполне аргументированно объясняя выбор перечисленных наименований.
Особое внимание в монографии уделяется речевым стресс-технологиям, так как одной из главных задач интервьюера становится «борьба» с подготовленными социально-желательными ответами, а также проверка кандидата на стрессоустойчивость, на его способность противостоять профессиональному стрессу, так как с каждым годом все больше повышается спрос на стрессоустойчивого работника. Автор анализирует специфические приемы интервью, нацеленные на проверку психологических качеств претендента в условиях ограниченного времени собеседования (стресс-интервью], акцентируя внимание на речевых действиях, реализующих указанные цели. В качестве речевых тактик стресс-технологий рассматриваются перебивание, неожиданные вопросы, имитация непонимания, проверка на внимательность. В основе всех этих приемов лежит вербаль-но выраженная либо имплицитная провокация, которая позволяет диагностировать устойчивость претендента в нестандартных ситуациях. Заметим, что эти приемы воздействия на адресата представляют большой интерес для готовящихся к собеседованию.
В процессе исследования Ю.В. Агеева делает заключение, что наиболее результативным с точки зрения коммуникативной стратегии проводящего собеседование с соискателями должности является комплексный подход рекрутера при актуализации различного вида речевых действий. Только гармонично сочетая разного вида тактики, интервьюер добивается нужного результата.
Третья глава посвящена речевому поведению кандидата на должность, который реализует свою главную стратегию - стратегию самопрезентации. С целью показать портрет соискателя как представителя разных профессиональных сфер автором были проведены дополнительные исследования: составлен рейтинг вакансий, по которым проводятся исследуемые интервью; сделан срез самых востребованных должностей на основании данных, полученных от руководства трёх крупных российских кадровых агентств за 2010-2015 гг.
По мнению автора монографии, собеседование при приеме на работу - одна из немногих ситуаций общения в русской речевой культуре, когда скромность не слишком уместна. Речь идет, безусловно, об объективной самопрезентации. От того, насколько виртуозно соискатель владеет
навыками правильной и адекватной саморекламы, зависит, получит ли он желаемую работу. В рамках исследования «сверхзадачи» претендента на должность автор указывает на ряд «самопрезентирующих» вербальных действий, описывает их языковые индикаторы. В качестве одного из эффективных приемов диалогического взаимодействия соискателя с рек-рутером в интервью выделяется стратегия запроса информации. То, что в ходе собеседования пассивному коммуниканту приходится не только отвечать на вопросы рекрутера, но и задавать их собеседнику, также говорит о своеобразии нового межпрофессионального дискурса.
В конце второй и третьей глав описание речевого поведения интервьюера и соискателя завершается обобщающей схемой, отражающей весь набор речевых действий из репертуара стратегий агента и клиента дискурса.
Наглядным результатом проведенного исследования является анализ полного скрипта интервью, в котором представлена успешная реализация комплексного подхода к диагностике соискателя (заключение, с. 148-159]. На примере собеседования с кандидатом на должность коммерческого директора в крупную аудиторскую компанию показан комплекс коммуникативных тактик, которые виртуозно вербализирует один из самых известных в России специалистов по рекрутингу Владимир Якуба. Данная информация также обобщена и проиллюстрирована в соответствующей схеме (с. 161].
Достоинством монографии является не только описание комплекса коммуникативных целей и реализующих их речевых действий участников новой дискурсивной практики, но и последовательный анализ средств языкового выражения, проведенный на обширном речевом материале, малодоступном для постороннего наблюдателя.
В заключение важно отметить, что данная монография может быть рекомендована не только лингвистам, психологам, социологам, но и самим участникам рассматриваемого типа дискурса - специалистам-рекрутерам и потенциальным соискателям.
O.S. Issers Omsk, Russia
REVIEW ON THE Yu.V. AGEEVA'S MONOGRAPH "JOB INTERVIEW AT THE RECRUITING AGENCY: COMMUNICATION STRATEGIES AND TACTICS" (Moscow: Flinta publ., 2016. 256 p.)
The article presents a review of the Yu.V. Ageeva's monograph "Job interview at the recruiting agency: communication strategies and tactics" (Moscow, 2016). The author of the review emphasizes that the research is carried out on the material of the new discursive formation - recruitment discourse. The authentic record of job interviews
serves as an empirical base that defines the theoretical and practical significance of the monograph. The advantage of the monograph is a unique characteristic of the speech acts of the new discourse participants with a detailed description of the means of linguistic expression.
Key words: communication strategies and tactics, discourse analysis, recruitment discourse, job interview.
Сведения об авторе: Иссерс Оксана Сергеевна,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики, декан факультета филологии и медиа-коммуникаций
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
About the author: Issers Oksana Sergeevna, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Chair of Theoretical and Applied Linguistics, Head of the Faculty of Philology and Mediacommunication Dostoevsky Omsk State University 55a Mirapr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 21.02.2016
Для цитирования: Рецензия на монографию Ю.В. Агеевой «Собеседование в рекрутинге: коммуникативные стратегии и тактики» (Москва: Флинта, 2016. 256 с.) // Коммуникативные исследования. 2016. № 1 (7). С. 127-131.
For citation: Issers, O.S. (2016), Review on the Yu.V. Ageeva's monograph "Job interview at the recruiting agency: communication strategies and tactics" (Moscow: Flinta publ., 2016. 256 p.). Communication Studies, No. 1 (7), pp. 127-131. (in Russian).