Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ "СПАСИБО ПРАДЕДУ ЗА ПОБЕДУ… МАТЕРИАЛЫ IV ЭТАПА МОНИТОРИНГА "СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ"'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ "СПАСИБО ПРАДЕДУ ЗА ПОБЕДУ… МАТЕРИАЛЫ IV ЭТАПА МОНИТОРИНГА "СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сенюткина Ольга Николаевна

Данная статья представляет собой рецензию на коллективную монографию, посвящённую изучению взгляда современного российского студенчества на события Великой Отечественной войны, что весьма актуально в условиях, когда патриотизм становится одной из главных смысловых доминант политической повестки. Актуальность рецензируемой работы не требует особых доказательств. С течением времени усиливается разрыв поколений и исчезает возможность прямого общения молодёжи с живыми свидетелями войны. В этих условиях научному сообществу необходимо выработать методологически выверенный исследовательский подход к раскрытию темы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Рецензент утверждает, что рассматриваемая монография представляет собой достойный вклад в социологическое изучение проблемы сохранения исторической памяти. А выводы, сделанные авторами монографии, могут быть использованы для дальнейшего осмысления методик воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF A MONOGRAPH TITLED “THANK GREAT GRANDFATHER FOR THE VICTORY... MATERIAL FROM STAGE 4 OF A MONITORING SURVEY TITLED “STUDENTS OF MODERN RUSSIA ON THE GREAT PATRIOTIC WAR”

This article is a review of a collective monograph titled “Thank great grandfather for the victory... Material from stage 4 of a monitoring survey titled “Students of modern Russia on the Great Patriotic War” (2005-2010-2015-2020)/ Ed. by Y.R. Vishnevsky. Ministry of science and higher education of the Russian Federation. Ekaterinburg: Ural University publ. 2020., 325 p. It is dedicated to studying how students in modern day Russia perceive the events of the Great Patriotic War, which is very much relevant in a time when patriotism is becoming one of the conceptual dominants in the political agenda. There is really no need to prove the relevance of the work in question. Over time different generations lose touch with each other, the opportunity for young people to directly communicate with those who actually witnessed the events of the war slowly vanishes. Given these conditions, the scientific community needs to develop a research approach that would be sound from a methodological point of view in order to expand on the topic of preserving the historical memory of the Great Patriotic War. The reviewer insists that the monograph in question is a worthy contribution to the sociological study of the issue of preserving historical memory. The conclusions drawn by the authors of the monograph may be used in order to get a better grasp on methods of education.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ "СПАСИБО ПРАДЕДУ ЗА ПОБЕДУ… МАТЕРИАЛЫ IV ЭТАПА МОНИТОРИНГА "СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ"»

ВЕСТНИКс

iemumuma оциологии

О НОВЫХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ

DOI: 10.19181/vis.2020.11.4.686

Рецензия на монографию «Спасибо прадеду за Победу...» Материалы IV этапа мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне»

Ссылка для цитирования: Сенюткина О.Н. Рецензия на монографию: «Спасибо прадеду за Победу...»// Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 4. С. 212-218. DOI 10.19181/vis.2020.11.4.686 For citation: Senyutkina O. N. Review of a monograph titled "Thank great grandfather for the victory... Material from stage 4 of a monitoring survey titled "Students of modern Russia on the Great Patriotic War". Vestnik Instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 4. P. 212-218. DOI 10.19181/vis.2020.11.4.686

Сенюткина Ольга Николаевна

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

senutkina@mail.ru AuthorlD РИНЦ: 433373

Аннотация. Данная статья представляет собой рецензию на коллективную монографию1, посвящённую изучению взгляда современного российского студенчества на события Великой Отечественной войны, что весьма актуально в условиях, когда патриотизм становится одной из главных смысловых доминант политической повестки. Актуальность рецензируемой работы не требует особых доказательств. С течением времени усиливается разрыв поколений и исчезает возможность прямого общения молодёжи с живыми свидетелями войны. В этих условиях научному сообществу необходимо выработать методологически выверенный исследовательский подход к раскрытию темы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.

Рецензент утверждает, что рассматриваемая монография представляет собой достойный вклад в социологическое изучение проблемы сохранения исторической памяти. А выводы, сделанные авторами монографии, могут быть использованы для дальнейшего осмысления Р^ методик воспитательной работы.

О

(N Ключевые слова: Россия, социология, студенчество, Великая Отечественная война, Год памяти и славы

тН

^ 1 Спасибо прадеду за Победу... Материалы IV этапа мониторинга «Современное россий-

О ское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005—2010—2015—2020 гг.)/ Под общ. ред.

I— Ю. Р. Вишневского. Мин-во науки и высшего образования РФ. Екатеринбург: Изд-во Уральского

университета, 2020. 352 с. Список авторов монографии приводится на с. 345 // URL: http:// ^ ukros.ru/wp-content/uploads/2020/10/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8

%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8 F%D1%82%D1%8C-%D0%BE-%D0%92%D0%9E%D0%92-1.pdf (Дата посещения: 25.10.2020).

В этот год - Год 75-летнего юбилея Победы, совпавший с повышением международной напряжённости, в фокусе внимания оказались проблемы сохранения исторического наследия Отечественной войны 1941-45 гг.

Название коллективной монографии симптоматично само по себе: «Спасибо прадеду за Победу...». Оно вызывает как минимум две общественно значимые ассоциации. Во-первых, слово «прадед» напоминает о всё большем временном разрыве между поколением победителей и современной молодёжью. А, во-вторых, слово «спасибо» указывает на сохранение благодарности в адрес предков, победивших гитлеровскую Германию и её союзников.

В рецензируемой монографии рассматриваются результаты мониторинга, проведённого Российским обществом социологов (РОС) «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005-2010-2015-2020 гг.). Сразу обращает на себя внимание длительность социологического исследования проблемы. В книге, охватывающей анализ материалов пятнадцатилетнего мониторинга, внимание концентрируется на его последнем, IV этапе.

Актуальность подобной работы не требует особых доказательств. Уже было сказано, что временное движение общества усиливает разрыв поколений и не оставляет для молодёжи возможности прямого общения с теми, кто перенёс тяготы войны, выжил в тяжелейших условиях жизни фронта и тыла и мог эмоционально рассказать о своих живых ощущениях происходившего как никто другой. В этих условиях в сознании представителей академического сообщества естественно возникает мысль о необходимости научного подхода к раскрытию темы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Если утрачивается общение с участниками войны напрямую, то его недостаток следует компенсировать иными усилиями. Но, чтобы понять, какими формами работы с молодёжью сохранять образ Великой Победы, нужно как минимум понимать, каково содержание сознания современных молодых людей, когда речь заходит о войне 1941-45 гг.

Тексту монографии предпослан небольшой по объёму раздел под выразительным названием «Помним и чтим ваш подвиг в ратном бою, в цехах, на полях, в медсанбатах и госпиталях». В этой части текста книги также содержится элемент сохранения исторической 0 памяти: авторы книги называют имена своих близких, родных людей: г^ дедушек, бабушек, приближавших Победу. Кто-то погиб, кто-то воз-5| вратился с войны, кто-то трудился не покладая рук в тылу. И всем

1° ^ кланяются авторы книги в Год Памяти и Славы, выражая свою беско-

|| нечную признательность!

^ ^ Сам факт включения указанного фрагмента заставляет чита-

О теля задуматься о том, что весь советский народ (за редким исключением) в едином порыве делал то, что было должно, чтобы защитить у ^ Отечество. И эта, казалось бы, известная всем истина обретает конкрет-

й Д! ное содержание с помощью данного текста. ш ¿1

О

За 15 лет осуществлё н большой мониторинговый проект «Отношение молодёжи к Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» (4 волны, 8 самостоятельных исследований по единой тематике и со сходным инструментарием) и проведено 6 всероссийских исследований (два из них - с международным участием). Всего за эти годы было опрошено 56957 респондентов. Волна 2015 г. показала, что в больших масштабах традиционный метод значительно проигрывает онлайн-технологиям по временным и трудовым затратам, и следующие федеральные исследования РОС проводились уже преимущественно онлайн.

Интересен раздел монографии под названием «Преимущества и ограничения онлайн-опроса на примере волны 2020 г.». Авторы справедливо отмечают, что при проведении онлайн-опросов всегда необходимо иметь в виду их характерные особенности:

- не все респонденты имеют техническую возможность принять участие в исследовании. Уровень интернет-проникновения в России и других странах высок и продолжает расти, тем не менее всегда остаются люди, которые не имеют возможности или желания пользоваться интернет-технологиями. В отношении студентов эта проблема может быть проигнорирована как несущественная - молодые люди вынуждены активно осваивать и пользоваться интернет-технологиями в силу потребностей современного образовательного процесса, технологичности современных индустрий и просто моды;

- участие в подобных исследованиях всегда носит добровольный характер, поэтому откликаются чаще те, у кого тема исследования вызывает определённые эмоции и, следовательно, желание принять участие в обсуждении данной темы. При этом равнодушные респонденты будут охвачены в меньшей степени, поскольку предпочтут игнорировать опрос;

- специфика «клипового сознания» молодых интернет-пользователей не позволяет им надолго сосредоточиться на одной задаче. Кроме того, посещая различные сайты, пользователи привыкают к коротким ротационным опросам посетителей сайтов, а длинные научные опросы вызывают у них определённое недоумение. Отсюда - чем длиннее анкета, тем менее вероятно, что респондент дойдет до её конца (возможны, конечно, и чисто технические сбои, но их в 2020 г. можно уже игнорировать как несущественные). И если в «бумажном варианте» это будет труднее

сделать из-за контроля интервьюера или преподавателя, то анонимную онлайн-форму можно просто закрыть и забыть. ¡1 Обобщая опыт волны 2020 г., авторы пришли к выводу, что

|| онлайн-форма является достаточно удобной для проведения подобных

^ ^ исследований при соблюдении ряда условий:

^ 1. Респонденты в равной степени имеют техническую возможность

принять участие в исследовании, сопоставимый опыт участия в подобных опросах и сопоставимую онлайн-активность. Современные студенты представляют собой почти идеальный объект. В отношении школьников

применимость такой технологии вызывает определённые сомнения, особенно школьников из малых городов и сельских населённых пунктов, где уровень проникновения интернет-технологий в некоторых случаях ещё оставляет желать лучшего. В этом случае будет более эффективным совмещать традиционный бумажный опрос на местах с вводом данных в электронную форму.

2. Высокий интерес к теме исследования со стороны респондентов, многократное повторение просьбы принять участие в опросе, и его общественная значимость повышают шансы на то, что респондент откроет ссылку и начнёт опрос.

3. Относительно небольшой размер анкеты, наличие интересных разнообразных вопросов, использование графических и видеоматериалов, отсутствие сложных, громоздких табличных вопросов повышают шансы того, что анкета будет пройдена до конца. Организаторы исследования склонны были рассматривать массовый опрос студенчества как форму актуализации исторической памяти, и в своих ожиданиях не ошиблись.

4. Открытые вопросы интересно оформлены и не являются обязательными. Некоторым респондентам просто трудно давать «свои» ответы с экрана мобильного телефона.

5. Установлены лимитирующие квоты на участие определённых групп респондентов.

Создатели рассматриваемой нами монографии решили взять для исследования группу молодёжи, представляющую собой довольно сложный её пласт: студенчество. Эту группу авторы характеризуют как «самую специфичную <...> из больших страт общества, которой присущи неустоявшаяся система ценностей, радикализм в поведенческих актах и оценках социальных процессов, явлений, фактов, институтов власти и т. п.» (с. 8). Дав такое определение студенчеству, авторы монографии по сути сами определили высокий уровень значимости своего труда: необходимость уберечь молодёжь от мрачной перспективы оказаться объектом манипуляций со стороны разного рода враждебных России сил.

Авторы отвечают на вопрос, как студенчество России относится к Великой Отечественной войне, на соответствующем научном уровне, опираясь на имеющиеся к настоящему времени разработки проблем исторического сознания, исторической памяти и забвения, патриотизма, О гражданственности, военно-патриотического и гражданско-патриоти-ческого воспитания, тщательно подбирая соответствующий теоретико-|| методологический инструментарий (с. 11). Именно серьёзно продуман-

|§ ^ ный и взвешенный подход к работе позволил в конечном итоге добиться |о т—I качественного, репрезентативного результата.

Репрезентативность, как известно, является важнейшей качественной характеристикой социологического исследования, которое стремится исключить любые субъективные ошибки. На результат влияет, среди

и ^ прочего, объём выборки. В рецензируемой работе его отметили оба автора Приветствий изданию. Ректор Уральского федерального университета

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Виктор Анатольевич Кокшаров отметил: «... инициативу Российского общества социологов, уже в четвёртый раз за 15 лет организовавшего федеральное исследование «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». Впечатляют масштабы и представительность опроса в 2020 г.: в нём приняли участие более 10 тысяч студентов - граждан России из 80 вузов страны: от Санкт-Петербурга до Владивостока, от Якутска до Керчи. Мониторинг РОС позволяет осмыслить динамику исторической памяти российского студенчества, выявить успехи и пробелы в подготовке специалистов-профессионалов и патриотов своей Родины» (с. 3). Всего же в онлайн-опросе участвовало 14626 студентов вузов и СПО России, а также бывших стран Советского Союза. Международный отклик на тему Победы особенно важен, что и подчеркнул в своём Приветствии Президент Российского общества социологов Валерий Андреевич Мансуров (с. 4). Действительно, объём проделанной работы впечатляет своими масштабами, что безусловно усиливает эффект репрезентативности выводов. Ещё раз подчеркнём, что научный уровень рецензируемого труда обеспечивается глубокой всесторонней подготовкой к социологическим опросам.

Масштабность проекта обусловила ряд трудностей его проведения. Так, несколько завышена доля студенток по сравнению с совокупностью опрошенных, но сравнение ответов по гендерному признаку не выявило значимых отличий в исторической памяти о Великой Отечественной войне, поскольку набор знаний формируется общим институтом образования и СМИ. Колебания в определении самоидентификации студентов по профилю подготовки в вузе («гуманитарии», «естественники» и «технари») также не оказали существенного значения на распределение ответов: подавляющее большинство назвало основным источником знаний о Войне школу, а не вуз. По этой же причине не столь значимыми оказались отличия знаний горожан и селян, жителей разных федеральных округов. Детальность анализа результатов повышает уровень доверия читателя к результату работы в целом.

К сказанному добавим, что у монографии солидная библиографическая база, необходимая для верификации авторами собственных выводов и подтверждающая их глубокое знание работ по изучаемой и смежным проблематикам. Большое внимание уделяется в разделе I теоретико-методологической «кухне» исследования (с. 34-43), выявлению особенностей опроса в режиме онлайн. Причём рассматриваемая нами работа имеет г^ интересные «научные вбросы» (с. 29). К примеру, в 2015 г. в ЕаееЪоок по 5| инициативе Д.В. Шкурина1 была создана группа «Исследования РОС»,

1° ^ составившая 436 участников. В конце февраля 2020 г. в группе развер-

о -_I

|| нулась интересная дискуссия по технологии проведения социологических

^ ^ опросов и значимости исследования «Отношения студентов к Великой О Отечественной войне» для патриотического воспитания. Авторами пла-

X ' нируется дальнейшее обсуждение результатов мониторинга.

и --—

" Шкурин Денис Вадимович, доцент кафедры прикладной социологии УрФУ, техни-

Сы

ческии координатор проекта.

Наиболее интересна, на наш взгляд, та часть раздела I (п. 1.3), в которой идёт речь о связи исторической памяти и патриотизма. Проблемой остаётся возможность фиксации уровня патриотизма. Не все авторы согласны с измерением его через глубину исторической памяти. Как они пишут, «патриотизм - сложносоставной социально-психологический феномен. Это обязывает при подборе и разработке методологии и методики исследования верифицировать социальные и демографические характеристики респондентов, социокультурные особенности их первичной и вторичной социализации». Некоторые из них согласны, что свою пользу может принести поправка в статью 67 Конституции РФ: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической памяти. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», если она войдёт в судебную практику в должной мере (с. 36). Чтобы у россиян не возникало утраты значения героических подвигов предков в защите Родины, воспринимать их надо и на рациональном, и на эмоциональном уровнях. И чем дальше мы во времени от периода самой тяжёлой и кровопролитной войны в нашей истории, тем больше усилий следует прилагать обществу для реализации этой задачи. К тому же в значительной степени даёт о себе знать затянувшаяся кризисная ситуация в жизни российского общества. Быть патриотом легче в том случае, если в обществе, к которому ты принадлежишь, достигнут высокий уровень искреннего уважения к защитникам Родины, чего нельзя сказать в полной мере о современной России, где скептицизм и негативное восприятие отечественной истории всё ещё активно пропагандируются СМИ и многими деятелями искусства.

Материалы монографии, полученные в ходе социологических исследований, чётко структурированы авторами по основным блокам. В разделе II исследуется влияние профессиональных, возрастных, гендер-ных и территориальных особенностей студенчества на его патриотические установки и представления. Раздел III посвящён анализу актуальных проблем исторической памяти студенчества (участие в волонтёрском движении и акции «Бессмертный полк»; миграционные и конфессиональные установки; отношение к памятникам и реликвиям, культурному «эху войны»; проблемы деформации и мифологизации исторического сознания молодёжи). В раздел IV включено обобщение оценок и представлений участников онлайн-опроса, не являющихся студентами вузов (старшеклассники, студенты ссузов, воспитатели детсадов).

О Учёные дали всем, заинтересованным в изучении исторической

¡1 ^ памяти современной студенческой молодёжи, богатую пищу для раз-|| мышлений и приглашают читателей к обсуждению проблемы смены

темпорального ориентира исторической памяти. Важность прошлого для ^ будущего - вечная тема для тех, кто озабочен самосохранением общества, | I— государства. Здесь есть над чем задуматься, о чём поспорить. Н ^ Рецензируемая монография представляет собой достой-

Ш 01 ный вклад в изучение проблемы исторической памяти. Выводы, сделанные авторами, могут быть использованы для дальнейшего осмыс-

ления методики эффективной воспитательной работы. Очень важное значение в период социальных трансформаций и турбулентности имеет социология как инструмент саморефлексии общества, и авторам вполне удалось показать значимость этой науки для решения поставленной исследовательской задачи.

Статья поступила 1.10.20

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сенюткина Ольга Николаевна, доктор исторических наук, профессор, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

=го

Р

es a j to

DOI: 10.19181/vis.2020.11.4.686

Review of a Monograph Titled "Thank Great Grandfather for the Victory..." Material from Stage 4 of a Monitoring Survey Titled "Students of Modern Russia on the Great Patriotic War"

Olga N. Senyutkina

State Linguistic University, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: senutkina@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-0649-7295

For citation: Senyutkina O. N. Review of a monograph titled "Thank great grandfather for the victory...» Material from stage 4 of a monitoring survey titled "Students of modern Russia on the Great Patriotic War". Vestnik Instituta sotziologii. 2020. Vol. 11 No. 4. P. 212-218. DOI: 10.19181/vis.2020.11.4.686

Abstract. This article is a review of a collective monograph titled "Thank great grandfather for the victory... Material from stage 4 of a monitoring survey titled "Students of modern Russia on the Great Patriotic War" (2005-2010-2015-2020)/ Ed. by Y.R. Vishnevsky. Ministry of science and higher education of the Russian Federation. Ekaterinburg: Ural University publ. 2020., 325 p. It is dedicated to studying how students in modern day Russia perceive the events of the Great Patriotic War, which is very much relevant in a time when patriotism is becoming one of the conceptual dominants in the political agenda.

There is really no need to prove the relevance of the work in question. Over time different generations lose touch with each other, the opportunity for young people to directly communicate with those who actually witnessed the events of the war slowly vanishes. Given these conditions, the scientific community needs to develop a research approach that would be sound from a methodological point of view in order to expand on the topic of preserving the historical memory of the Great Patriotic War.

The reviewer insists that the monograph in question is a worthy contribution to the sociological study of the issue of preserving historical memory. The conclusions drawn by the authors of the monograph may be used in order to get a better grasp on methods of education. O Keywords: Russia, sociology, students, the Great Patriotic War, Year of Memory and Glory, 2020th Year

^ The article was submitted on: October 1.2020

О

<N

X

I__■«

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Senyutkina Olga Nicolaevna, Doctor of Historical Sciences, Professor, State Linguistic University, Nizhny Novgorod, Russia

и

Ш Ol Cû 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.