4. Dmitriev V.A. Sobranie Rossijskogo etnograficheskogo muzeya po kul'ture narodov Kavkaza islamskogo okruga// Islam v Rossii i za ee predelami. Istoriya i kul'tura obshchestva. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vyp.5. - SPb., 2011. - S. 263-269.
5. Soboleva N.P. Istoriya sobiraniya dagestanskih kollekcii v Gosudarstvennom muzee etnografii narodov SSSR// Hozyajstvo, material'naya kul'tura i byt narodov Dagestana v XIX - XX vv. - Mahachkala, 1977. - S. 75-84.
6. Kuzeeva Z.Z., Zel'nickaya (SHlarba) R.SH. Kollekciya K.A. Inostranceva po tradicionnoj kul'ture nogajcev v sobraniyah Rossijskogo etnograficheskogo muzeya// Istoriya, arheologiya i etnografiya Kavkaza. - 2020. - T.16. - №1. - S.185-209
7. Arhiv REM. F.1. Op.2. D.407. L.21.
8. Dmitriev V.A., Ivanova V.P. A.A. Miller - arheolog i etnograf-kavkazoved// Iz istorii formirovaniya etnograficheskih kollekcij v muzeyah Rossii (XIX-XX vv.). - SPb., 1992. - S. 26-40.
9. Reshetov A.M. Aleksandr Aleksandrovich Miller - vydayushchijsya arheolog, etnograf i muzeeved // Integraciya arheologicheskih i etnograficheskih issledovanij. - Nal'chik-Omsk, 2001. - S. 8-15.
10. Bondarchuk V.K., Fedosik A.S. A.K. Serzhputovskij. - Minsk: Nauka i tekhnika, 1966. - 120 s.
11. Serzhputovskij A.K. Poezdka v Nagornyj Dagestan. So vstupleniem akad. N.YA. Marra i ego zhe russkim ukazatelem k didojsko-russkomu slovaryu// ZHivaya starina. - 1916. - Vyp. IV. - S. 273-302.
12. Maksimchik A.N. Ekspediciya A.K. Serzhputovskogo na Kavkaz// Etnokul'turnoe razvitie Belorussii v XIX - v nachale XXI v. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. - Minsk, 2011. - S.57-60.
13. Miller A.A. Drevnie formy v material'noj kul'ture sovremennogo naseleniya Dagestana»// Materialy po etnografii. - T.IV. - Vyp. 1. - 1927.
14. Arhiv REM. F.1. Op.2. D.7418. L.37.
15. Stolypina S.A., CHizhova A.A. Vklad Mlokosevich v formirovanie kavkazskih kollekcij REM i Gosudarstvennogo Ermitazha (ekspedicii 19091914 gg.)//Lavrovskij sbornik. Materialy XXXVI i XXXVII Sredneaziatsko-Kavkazskih chtenij 2012-2013. - SPb., 2013. - S.185-189.
16. Narody Kavkaza. Katalog - ukazatel' etnograficheskih kollekcij. - L., 1981. - 198 s.
17. Dmitriev V.A. Romanovy kak sobirateli kollekcii po etnografii narodov Kavkaza v Rossijskom etnograficheskom muzee// Rossijskaya akademiya nauk. Obshchestvo vostokovedov. Byulleten' №7. - SPb., 2002. - S. 75-87.
18. Narody Kavkaza: muzejnye kollekcii, issledovaniya ob"ektov i yavlenii tradicionnoj" i sovremennoj kul'tury. - SPb.: MAE RAN, 2015. - 288 s. (Sbornik MAE. T. LX). http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/978-5-88431-294-4 (Data obrashcheniya: 04.06.2020)
ДАНДАМАЕВА ЗАГИДА ЭФЕНДИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова ([email protected])
DANDAMAEVA, ZAGIDA E. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University ([email protected]).
УДК 351.85:355.233
ДАВЫДОВ С.Г.
МУЗЕЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О СОБЫТИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ключевые слова: музееведение, «Музей Победы», патриотизм, молодежь, мультимедийный интерактивный комплекс, информационные источники формирования патриотизма, инфографика, выставки, экспозиции, «Подвиг народа».
В статье рассматриваются проблемы информированности молодежи о Великой Отечественной войне в контексте военно-патриотической работы в молодежной среде. Исследуя вопрос об источниках информирования молодого поколения об истории Великой Отечественной войны, автор выдвигает тезис о том, что современные музейные экспозиции с использованием интерактивного мультимедийного комплекса представляют собой перспективное направление оптимизации воспитательной и образовательной работы с молодежью, повышения уровня знаний юношества о подвиге народа в Великой Отечественной войне.
DAVYDOV, S.G.
MUSEUM COMPLEXES AND FORMATION OF HISTORICAL MEMORY ABOUT THE EVENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Keywords: museology, "Victory Museum ", patriotism, youth, multimedia interactive complex, information sources for the formation of patriotism, infographics, exhibitions, expositions, "The feat of the people."
In the article considers the problems of young people awareness about the Great Patriotic War in the context of military-patriotic work among young people. Researching the issue on sources of informing the young generation about the history of the Great Patriotic War, the author puts forward the thesis that modern museum exhibitions with usage of interactive multimedia complex are a prospective direction for optimizing educational and educational work with young people, increasing the level of knowledge of young people about the heroism of the people in the Great Patriotic War.
Современный мир, реалии международной жизни и геополитическая конфигурация, сложившаяся на сегодняшний день как на глобальном, так и на региональных уровнях, придают теме патриотического воспитания молодого поколения россиян повышенное значение, максимально актуализируя ее в связи с активизацией попыток пересмотра итогов Второй мировой войны. Задача патриотического воспитания молодежи сегодня находится в центре внимания общества. Подчеркивая значение патриотизма, Президент России В.В. Путин выразил твердую уверенность в том, что «страну должны объединить любовь к Родине и стремление сделать свою жизнь лучше» [1]. Патриотизм, таким образом, следует понимать как залог успешного развития современного российского общества.
Для миллионов граждан России, в том числе и молодых, патриотизм неразрывно связан с Великой Отечественной войной. Без преувеличения можно сказать, что война - это одна их тех тем, которые волнуют современных школьников и студентов [2, с. 225]. Память о великих и трагических событиях тех лет живет в их сознании. Студенты твердо уверены, что Великая Отечественная война является «героическим подвигом советского народа» и «великой победой наших отцов и дедов» [3, с. 11]. Опросы учащейся молодежи различных регионов убедительно показывают, что юноши и девушки интересуются событиями эпохи Великой Отечественной войны и обладают определенными знаниями и об их основном содержании (главных сражениях, именах ведущих советских полководцев и пр.), и о героях, совершивших подвиги и отдавших свои жизни за Победу. Например, в ходе проведенного опроса студенческой молодежи Ставропольского края «Великая Победа глазами студенческой молодежи» юноши и девушки назвали в качестве таковых Сталинградскую битву, Курскую битву, битву за Москву, блокаду Ленинграда, битву за Берлин [4, с. 165].
Как известно, сегодня наблюдается тенденция к эскалации стремления определенных сил подвергнуть ревизии нашу историю, переписать ее героические страницы, изменить отношение российской молодежи к оценке Великой Отечественной войны. В своей статье «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим» Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил эти негативные тенденции, указав, что «...многие наши партнёры... преследуя свои цели... наращивают против нашей страны количество и масштаб информационных атак, хотят заставить оправдываться, испытывать чувство вины, принимают насквозь лицемерные политизированные декларации» [5].
Молодежное общественное мнение, в целом, отрицательно относится к попыткам негативации образа Победы и подвига советского народа в войне. Так, анализируя результаты опроса, проведенного среди студентов Российского государственного областного университета и Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства А.Э. Ларионов констатирует: «Никто из респондентов не сомневается в необходимости сохранения памяти о войне как средстве сохранения национальной идентичности, многих возмущает практика негативизации прошлого», «...большинством высказывается убеждение, что в случае необходимости современная молодёжь быстро смогла бы адаптироваться и также выступила бы на защиту Родины. Противоположных мнений не было» [6, с.8].
Размышляя о патриотизме, следует помнить, что патриотическая позиция должна быть основана на твердых знаниях, фундирована прочной фактологической базой. Только так можно гарантировать ее устойчивость. Между тем, анкетирование студентов показывает: «Практически единодушный характер носит мнение о недостаточном уровне знаний о войне...» [6, с. 6]. Выявляются серьезные проблемы с датировкой событий 1941-1945 годов, знанием хода сражений, их итогов и т.д. К сожалению, фрагментарность знания о Великой Отечественной войне - весьма распространенное явление. Это обстоятельство, безусловно, следует рассматривать как препятствие укреплению и развитию патриотических чувств любви к Отечеству. Так как Великая Отечественная война является несущей структурой патриотического воспитания молодежи, обеспечение должного уровня информированности молодого поколения об ее истории, поддержание и углубление позитивного образа беспримерного подвига советского народа в глазах молодежи есть непременное условие предотвращения атомизации национального самосознания и обеспечения конструктивного вектора национальной идентичности. Следует, однако, понимать, что сами по себе факты, получение определенного объема знаний о войне, конечно не способны в одночасье сформировать патриотическое сознание. Это долгая и кропотливая работа.
Основным источником информации о Великой Отечественной войне выступают уроки истории в школе и лекции в ВУЗах. Именно на занятиях в учебных заведениях подрастающее поколение знакомится с героическим прошлым своего Отечества, узнает факты, даты, трактовки событий 1941-1945 гг. Немаловажную роль в приобщении учащейся молодежи к героической истории своей страны, укоренению в ее сознании гордости за эпохальные деяния советского народа, сохранению памяти о всех тех, кто отдал жизнь за свободу Родины и ее будущее, играют вовлечение молодежных контингентов в работу поисковых отрядов, участие в реконструкции боевых действий, разного рода патриотических акциях. Подчеркивая это обстоятельство, В.В. Путин отмечал: «Предстоит продолжить кропотливую работу по восстановлению имён и судеб
всех погибших: бойцов Красной Армии, партизан, подпольщиков, военнопленных и узников концлагерей, мирных граждан, уничтоженных карателями. Это наш долг. И здесь особая роль принадлежит участникам поискового движения, военно-патриотическим и волонтёрским объединениям...» [7].
Говоря об информационных источниках формирования патриотизма нельзя не упомянуть также кинофильмы о войне, которые смотрит значительная часть юношей и девушек. Действительно сильные в художественном плане, патриотически ориентированные кинокартины и телесериалы безусловно вносят свой вклад в создании у молодежи стойкого интереса к событиям Великой Отечественной войны, вызывают сильные эмоциональные чувства. К сожалению, в данном плане информативные документальные сериалы о войне не обладают такой степенью востребованности. Такие ленты как «Стратегия Победы», «Неизвестная война», «Победители» мало известны современной молодежи.
Нужно также признать, что сегодня наблюдается снижение значения, как источника информации, литературных произведений о войне. Если в 2014 г. книги соответствующей тематики прочли 30 % респондентов, то на сегодняшний день только 23 % опрошенных сообщили, что обращались к книгам о войне [8]. Впрочем, это следует рассматривать, как частный случай общего снижения значения печатной продукции в качестве источника информации любого рода.
По-прежнему сохраняется такой канал передачи молодежи памяти о подвигах и трагедиях войны как семейные предания, рассказы о войне старшего поколения, родителей. Согласно данным ВЦИОМ около трети россиян помнят рассказы родных, в том числе тех, кому довелось участвовать в Великой Отечественной войне [8]. Много молодых людей знают кто из родных участвовал в войне, знают о их судьбах, встречаются с ветеранами войны. Трудно переоценить влияние этой глубоко личной формы сохранения исторической памяти и воздействия на умы и чувства школьников и студентов, на воспитание в них гражданственности, патриотизма, причастности к истории своего Отечества.
Многое в сохранении исторической памяти могут сделать и делают музеи. Они занимают важное место в процессе трансляции духовных ценностей, символов и образов в молодежное сознание. Музеи в значительной степени несут ответственность за формирование чувства причастности к истории своей Родины. Посредством музейной образовательно-просветительской деятельности осуществляется «воспитание памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирование представлений у учащихся о быте, культуре, образе жизни собственного народа, воспитание бережного отношения к предметам старины» [9, с. 211.]. Сегодня мы констатируем расширение воспитательной и образовательной активности музеев, рост их значения. В современном социуме музеи стали значимыми акторами образовательно-воспитательного процесса. В частности, в 2018 году музеи в Российской Федерации посетили более 154 млн. человек [10].
Очевидно, что музейные экспозиции и выставки неизменно привлекают массу людей. В их числе, очевидной популярностью пользуются и те, которые посвящены истории Великой Отечественной войны. Востребованность таких экспозиций россиянами постоянно растет. Если в 2014 году места боевой славы и музеи, посвященные Великой Отечественной войне, посетили около 30% опрошенных граждан, то за последние несколько лет этот показатель вырос до 61% [8]. Как показывает статистика, среди тех, кто пришел на такие выставки весьма высок процент молодых граждан.
Например, «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в 2019 -начале 2020 гг. только в составе экскурсий посетили 2085 студентов и 136045 школьников. С учетом стоящих перед ним задач, Музей активно и плодотворно работает над новыми выставками и экспозициями. Задачи показа вклада в Победу народов СССР, различных регионов, величие подвига советского народа, в том числе напряженной, самоотверженной работы советских людей в заводских цехах, колхозах и учреждениях, формирования эмоционального сопереживания героям фронта и тыла, гордости за тех, кто сделал все возможное и невозможное, для обеспечения победы над врагом призвана, в частности, решать новая экспозиция «Подвиг народа».
Величие трудового подвига советского народа подчеркнуто В.В. Путиным в указанной выше статье. Президент отметил: «В кратчайшие сроки в тылу был налажен выпуск оружия и боеприпасов, которые стали поступать на фронт в первую же военную зиму, а к 1943 году были
превышены показатели военного производства Германии и её союзников. За полтора года советские люди совершили то, что казалось невозможным, и на фронте, и в тылу. И до сих пор трудно осознать, понять, представить, каких невероятных усилий, мужества, самоотверженности потребовали эти величайшие достижения» [5].
С учетом того обстоятельства, что информированность молодежи о вкладе тыла в Победу ниже, чем ее знания о именах полководцев, сражениях и боевых подвигах, актуальность экспозиции «Подвиг народа» очевидна. В пользу приоритетного развития этого направления образовательно-воспитательной работы музея говорит то, что в молодежной среде фиксируется наличие интереса к изучению трудового подвига соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Так, данные, полученные в ходе опроса учащейся молодежи г. Екатеринбурга показали, что 94% респондентов считает тему самоотверженной, героической работы тыла в годы войны достойной внимания и важной для себя. 89 % проявили интерес к тому, как жили простые люди в годы войны, в каких условиях они работали [11, с. 7.]
В новой экспозиции активное применение нашел мультимедийный интерактивный комплекс. Широкое внедрение подобных комплексов ставит проблему наполнения их соответствующим контентом. Данная задача успешно решалась и решается в работе над экспозициями в Музее Победы.
Для работы над новой экспозицией «Подвиг народа» использовался контент, полученный из различных архивов, музеев, а также предприятий, расположенных в разных регионах Российской Федерации. Солидный массив данных для информационного наполнения мультимедийного интерактивного комплекса экспозиции был предоставлен Государственным архивом Российской Федерации, Оренбургским государственным архивом социально-политической истории, Государственным архивом Тверской области, Государственным архивом Иркутской области, Свердловским областным краеведческий музеем, Музеем трудовой славы Кузнецкого металлургического комбинатом, Самарским областным историко-краеведческим музеем им. П.В. Алабина и другими учреждениями.
Следует отметить, что немалую помощь в информационном наполнении интерактивного комплекса экспозиции оказали зарубежные организации, например, Государственный музей Вооруженных сил республики Узбекистан.
Представленный в экспозиции видео-контент был создан на основе материалов Российского государственного архива кино и фотодокументов. Кинодокументы использовались для изготовления видеороликов, представленных во всех тематических зонах экспозиции. Все они содержат достоверную и объективную информацию и являются прекрасным аудиовизуальным дополнением к электронным образам документов, а также к текстовому контенту экспозиции.
В отличие от традиционных экспозиций, экспозиции с использованием мультимедийных интерактивных комплексов дают возможность быстро обновлять и дополнять информационный массив, что открывает дополнительные возможности для оптимизации работы с посетителями, в т.ч. с молодым поколением в разных форматах - учебных занятий, театрализованных экскурсий, квестов и проч. Большие возможности открывает использование инфографики. Этот способ передачи информации позволяет привлечь и зафиксировать внимание посетителей экспозиции на важных элементах общего информационного поля.
Интересно, что посетители осознают важную роль мультимедийных интерактивных комплексов в музейных экспозициях и задаются вопросом: «Могут ли они стать главной частью музейной экспозиции?». На наш взгляд, ответ здесь однозначен. Следует признать, что использование интерактивных комплексов представляет собой перспективное направление развития музейных экспозиционных практик, безусловно, способствующее оптимизации их работы, и, конечно же, расширению возможности информирования молодежи о Великой Отечественной войне.
Литература и источники
1. Владимир Путин: о патриотизме как о национальной идее. https://informatio.ru/news/society/vladimir_putin_ о_ра1пой7те_как/
2. Беленко М., Амбарцумян Т.Н., Осепян А.К. Восприятие событий Великой Отечественной войны глазами студентов Оренбуржья // Война была позавчера... российское студенчество о Великой Отечественной войне Материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.
3. Дорохова Ю.В., Ермолаева О.А., Филатова Е.К. Формирование патриотизма в молодежной среде (на материалах социологических исследований в г. Орле) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №4 (34).
4. Пржиленская И.Б. Великая победа - глазами студенчества Ставропольского края // Война была позавчера... российское студенчество о Великой Отечественной войне Материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.
5. Путин В.В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим // http://kremlin.ru/events/president/news/63527
6. Ларионов А.Э. Образ Великой Отечественной войны в сознании современного студенчества// Вестник Московского государственного областного университета. - 2014. - № 1.
7. http://kremlin.ru/events/president/news/63527
8. http://www/wciom.ru
9. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. - М.: Педагогика, 2000.
10. https://www.mkrf.ru/press/news/rossiyskie_muzei_v_2018_godu_posetilo_bolee_154_mln_chelovek/
11. ДудинаМ.М., Ефремова У.П., Хаматнуров Ф.Т. Исследование трудового подвига страны в годы Великой Отечественной войны как условие формирования патриотизма молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.
References and Sources
1. Vladimir Putin: o patriotizme kak o nacionarnoj idee. https://informatio.ru/news/society/vladimir_putin_ o_patriotizme_kak/
2. Belenko M., Ambarcumyan T.N., Osepyan A.K. Vospriyatie sobytij Velikoj Otechestvennoj vojny glazami studentov Orenburzh'ya // Vojna byla pozavchera... rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne Materialy monitoringa «Sovremennoe rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne». - Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2015.
3. Dorohova Yu.V., Ermolaeva O.A., Filatova E.K. Formirovanie patriotizma v molodezhnoj srede (na materialah sociologicheskih issledovanij v g. Orle) // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2014. - №4 (34).
4. Przhilenskaya I.B. Velikaya pobeda - glazami studenchestva Stavropol'skogo kraya // Vojna byla pozavchera. rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne Materialy monitoringa «Sovremennoe rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne». - Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2015.
5. Putin V.V. 75 let Velikoj Pobedy: obshchaya otvetstvennost' pered istoriej i budushchim // http://kremlin.ru/events/president/news/63527
6. Larionov A.E. Obraz Velikoj Otechestvennoj vojny v soznanii sovremennogo studenchestva// Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. - 2014. - № 1.
7. http://kremlin.ru/events/president/news/63527
8. http://www/wciom.ru
9. Harisov F.F. Nacional'naya kul'tura i obrazovanie. - M.: Pedagogika, 2000.
10. https://www.mkrf.ru/press/news/rossiyskie_muzei_v_2018_godu_posetilo_bolee_154_mln_chelovek/
11. Dudina M.M., Efremova U.P., Hamatnurov F.T. Issledovanie trudovogo podviga strany v gody Velikoj Otechestvennoj vojny kak uslovie formirovaniya patriotizma molodezhi // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2017. - № 2.
ДАВЫДОВ СТАНИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, заведующий научно-методическим отделом «Музея Победы».
DAVYDOV, STANISLAV G. - Doctor of History, Professor, Head of the Scientific and Methodological Department, «Victory Museum» ([email protected]).
ТУРИЦЫН И.В., РАЗОВ П.В. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ (Шицзячжуан, Москва, Санкт-Петербург, 15 мая 2020 г.)
TURITSYN, I.V. RAZOV, P.V.
PROBLEMS OF MODERN EDUCATION: TRENDS AND PROSPECTS OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION. INTERNATIONAL SCIENTIFIC ONLINE CONFERENCE (Shijiazhuang, Moscow, St. Petersburg, May 15, 2020)
15 мая 2020 г. состоялась международная онлайн-конференция «Проблемы современного образования: Тенденции и перспективы обучения в условиях информатизации» (Шицзячжуан -Москва - Санкт-Петербург). Конференция была организована Хэбэйским педагогическим университетом, НИИ истории, экономики и права (г.Москва), Финансовым университетом при Правительстве РФ при участии Российско-китайского центра сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Основной темой конференции стало обсуждение проблем актуализации онлайн-образования в условиях пандемии, изучение возможностей и перспектив сотрудничества России и Китая в исследованиях процессов глобальной информатизации и их влияния на системы образования двух стран [1].
Конференцию открыл секретарь комитета КПК Хэбэйского педагогического университета, доктор исторических наук, профессор Дай Цзяньбин, в своем вступительном слове поставивший вопрос о неизбежности серьезных изменений в организации образовательного процесса в вузах различных стран в условиях эпидемии коронавируса. Он подчеркнул, что