ЮЕилейные крымские международные научные чтения юлиана семёновл. творчество. личность. СуДЬЕА
УДК 316.346.22 - 053.6
УРОКИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА ОТ ЮЛИАНА СЕМЁНОВА: ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГА
Дулина Надежда Васильевна,
д. социол. н., профессор, заведующая кафедрой «История, культура и социология» Волгоградского государственного технического университета
(г. Волгоград, РФ); e-mail: nv-dulina@yandex. ru
Каргаполова Екатерина Владимировна,
д. социол. н., доцент, профессор кафедры «Философия, социология и лингвистика» Астраханского государственного архитектурно-строительного университета (г. Астрахань, РФ); e-mail: [email protected]
В статье на основе результатов конкретных социологических исследований, объектом которых являлась студенческая молодежь, исследуется проблема становления личности патриота и гражданина в современной России. Одним из важных направлений становления такой личности является чтение книг (художественных, документальных) о Великой Отечественной войне. Актуализация у современной молодежи художественного наследия Юлиана Семенова происходит, но ее темпы являются явно недостаточными для формирования зрелой пат© Н. В. Дулина, Е. В. Каргаполова, 2016
вопросы русской литературы, 2016, № 1-3_
риотической и гражданской позиции у современного студенчества.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, память, молодежь, студенты, Юлиан Семенов, Штирлиц, Великая Отечественная война.
Признание Ю. Семенова закономерно и заслужено, причем признание не только институциональное (Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых, Орден Октябрьской Революции, Орден Дружбы народов), но и неинституциональное, народное: многие годы Ю. Семенов получал письма от своих читателей с коротким адресом на конверте: «Москва, Союз писателей, Семенову для Исаева-Штирлица». Такое признание может получить только писатель, работы которого глубоки и серьезны. Большинство книг написаны Ю. Семеновым в жанре политического детектива, но удивительным образом в своих произведениях он проявил себя как блестящий просветитель, стремящийся не просто расширить исторический кругозор читателя, но и привить ему любовь к своему Отечеству Особое место в этом ряду занимает ставший культовым роман «Семнадцать мгновений весны» с главным героем - Максом Отто фон Штирлицем, который завоевал любовь миллионов читателей и телезрителей. Штирлиц стал по-настоящему народным героем: количество анекдотов - как свидетельство народной любви - может, наверное, быть сопоставимо только с количеством анекдотов о Чапае и его сподвижниках Петьке и Анке. Роман, опубликованный автором в 1970 году, был экранизирован уже через три года, и можно с высокой долей вероятности утверждать, что уже в день выхода на экраны первой серии телефильма реплики героев народ растащил на цитаты. Во время показа сериала улицы городов и деревень пустели, буквально вся страна «прилипала» к экранам телевизоров и, затаив дыхание, переживала за любимого героя. Жизнь замирала в ожидании чуда...
Следует признать, что фильм не только имел оглушительный успех, когда вышел на экраны, но и по сей день остается хитом российского кинематографа, заставляя зрителя над многим заду-
маться. В сети Интернет, на сайтах, рассчитанных, как правило, на молодежь и предлагающих краткий пересказ каких-либо произведений, краткое изложение романа «Семнадцать мгновений весны» сопровождается словами: «Специально для тех, кто каким-то волшебным образом умудрился не посмотреть „Семнадцать мгновений весны"». В язвительном «волшебным образом умудрился не посмотреть» - отношение к тем, кто этого не знает (не читал, не видел, не пережил, не впустил в свой мир смыслов и чувств). Это как клеймо: «Ты не из наших! Наши все это знают».
Вряд ли надо особо доказывать, да и специалисты это сделают лучше нас, что все произведения Ю. Семёнова пронизаны огромной любовью к Родине, подлинным, настоящим патриотизмом. Патриотизм - одно из глубочайших человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями, но это не только любовь к Родине. Это понятие имеет «более широкий смысл, в котором патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни оно проявляется в сложном комплексе чувств, знаний и ценностных ориентаций, установок и действий, обычно обобщенных в одно чувство, как любовь к Родине» [15, с. 87]. В народе говорят: о чем не подумал, про то не расскажешь, о чем не поплакал, про то не споешь. Как нам представляется, примером глубоких раздумий Ю. Семёнова о судьбах Родины может служить короткий диалог из «Семнадцати мгновений весны». Уже наболело, уже хочется сказать свое слово выстраданное. Но как? Видимо, единственный способ - вложить в уста своего литературного героя. Отрывок из протокола допроса пастора Шлага:
«-... Разве Вы не являетесь патриотом Германии?
- Являюсь. Но что понимать под "патриотом Германии"?
- Верность нашей идеологии.
- Идеология - это еще не страна».
И дальше продолжение реплики пастора Шлага: «Зачем же вы говорите со мной как с личностью, когда вы предлагаете мне быть рычагом? Так и скажите: или мы тебя убьем, или подпиши эту бумагу» [14].
Доказательством того, что и в XXI веке Ю. Семенов и его главный герой - Штирлиц - «проводят» уроки патриотизма для молодежи, могут служить результаты социологического опроса студентов, проведенного в год 70-летия Великой Победы. Исследование было выполнено по решению Президиума Российского общества социологов. Полевой этап исследования прошел в ноябре 2014 года - январе 2015 года. Всего в ходе исследования было опрошено около 5 тысяч (4754) студентов из полусотни вузов почти 30 городов России. В исследовании не были представлены только Северо-Западный и Крымский федеральные округа (который на момент опроса еще не входил в состав Южного федерального округа, как это имеет место быть в настоящее время). Научные руководители проекта: Ю. Р. Вишневский (г. Екатеринбург, УрФУ), Е. Н. Икингрин (г. Нижневартовск, НГУ), Н. В. Дулина (г. Волгоград, ВолгГТУ), Е. И. Пронина (г. Москва, ИС РАН). Технические параметры проведенного исследования представлены на официальном сайте РОС.
В целом, среди опрошенных студентов почти две трети (62.8 %) составили девушки и чуть больше трети (37.2 %) - юноши. Большая часть среди респондентов - это «гуманитарии» (41,0 %), далее идут «технари» (24,5 %) и социально-экономический профиль обучения - 19,1 %. Менее всего в выборке представлены студенты естественнонаучной специализации - 8,4 %. И почти столько же (7,1 %) опрошенных не указали профиль своей подготовки в вузе.
Среди вопросов анкеты был так называемый открытый вопрос, на который студенты должны были сами (без подсказки) дать ответ: «Знаете ли Вы художественные произведения о Великой Отечественной войне (прозу, фильмы, другое)?».
В общероссийском студенческом рейтинге лидерами длинного ряда художественных произведений о «сороковых - роковых, сороковых - пороховых» в истории нашей страны стали (перечислены по мере снижения рейтинга): «А зори здесь тихие...» (24,4 % от опрошенных), «В бой идут одни старики» (20,7 % от опрошенных), «Сталинград» (17,9 % от опрошенных), «Василий Теркин» (9,2 % от -опрошенных), «Брестская крепость» (9 % от опрошенных), «Семнадцать мгновений весны» (6,2 % от опрошенных). В перечне музыкальных произведений упоминается и песня «Не думай о секун-
дах свысока.».
Справедливости ради отметим, что по разным территориям исследования количество респондентов, указавших этот фильм, заметно отличается. Так, например, если посмотреть по федеральным округам, то на первом месте по количеству упоминаний художественного произведения Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» лидирует Центральный федеральный округ (9,9 % от общего числа опрошенных). Далее - Сибирский (6,8 %) и Уральский (6,5 %) федеральные округа. И далее по убывающей: Приволжский федеральный округ - 6,1 %, Южный - 5,7 %, Северо-Кавказский 5,6 %, Дальневосточный - 5,1 % от общего числа опрошенных в этом федеральном округе.
Что касается результатов опроса по городам, то больше всего упомянувших (соответственно, и вспомнивших) произведение Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» оказалось в Барнауле (15,2 %). На втором месте - студенты г. Иваново (13 %), на третьем - студенты Иркутска (9,5 %), на четвертом - студенты Екатеринбурга (9,3%), на пятом - студенты Москвы (8,3 %). Данный перечень замыкают Астрахань, Якутск, Пермь и Улан-Удэ -города, в которых только от 5,0 % до 4,1 % опрошенных студентов указали «Семнадцать мгновений весны» в своих анкетах. Нетрудно подсчитать, что начало ряда (9,9 %) и его конец (4,1 %) отличаются вдвое. Можно, конечно, говорить о том, что время рождает новых героев. Но патриотизм - это явление общественной жизни и элемент общественного сознания. И Штирлиц - лучшее тому доказательство.
У нас есть основание утверждать, что, отвечая на вопросы анкеты и обозначая в них «Семнадцать мгновений весны», студенты имели в виду фильм, а не книгу. Основанием такой убежденности являются результаты исследования «Круг чтения художественной литературы учащихся Нижнего Поволжья», проведенного авторами в Астрахани и Волгограде в феврале 2016 года (технические параметры выполненного исследования следующие: разработчики инструментария Е. В. Каргаполова (г. Астрахань, АГАСУ) и Н. В. Дулина (г. Волгоград, ВолгГТУ), опрошена студенческая молодежь Астраханского государственного архитектурно-строительного
университета и Волгоградского государственного технического университета очного и заочного отделений (N=815, среди которых 53,2 % юношей и 46,8 % девушек, подавляющее большинство (78,2 %) в выборке - «технарей», 11 % представителей социально-экономической специализации, 2,6 % гуманитариев, 1,3 % представителей естественнонаучной специализации и 6,9 % не указавших свою специализацию). Массив полученных данных обработан с -использованием программного комплекса «Vortex».
С высокой долей вероятности мы можем утверждать: молодежи, живущей в начале XXI в., многие страницы истории известны уже не столько из книг, сколько из фильмов, причем художественных. Ценности поколения «Y» (а это люди, рожденные в 19842000 гг., представителей этого поколения называют еще и «поколением Сети», «поколением Миллениума», поскольку школу они заканчивали уже в новом тысячелетии; это те самые студенты, которые отвечали на вопросы анкеты, посвященной семидесятилетию Победы в Великой отечественной войне. Более подробно о теории поколений - «Generations» - см., напр.,: [5, 13, 17, 19] и др.). Заметим лишь, что фундаментом теории поколений являются ценности людей - представителей среднего класса, а под поколением понимается группа людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, иначе говоря, это люди с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство (а не возраст) формируют и определяют поколение. Согласно теории поколений, промежуток времени, в течение которого рождаются представители одного поколения, составляет около 20 лет. Люди, рожденные на стыке поколений (плюс-минус три года от граничных дат) являются частичными носителями ценностей окружающих групп и образуют так называемые «эхо-поколения». Видимо, задача «эхо-поколения» - это служить связующим звеном цивилизации и выступать в роли посредника, «переводчика» с языка одного поколения на язык последующего. В своей повседневной жизни мы, как правило, этих ценностей не замечем, они «присутствуют» в нашей жизни незаметно, но от этого их влияние на наше поведение не становится менее значимым.
Ценности поколения <^», вступающего в настоящее время в фазу активной жизни, формировались под влиянием основных событий, способствующих их становлению - это распад СССР, теракты, новые для человечества эпидемии. Они взрослели в условиях «преодоления посттравматического синдрома» (термин Р. Х. Симоняна, см.: [16]). Но все это на фоне (одновременно и параллельно) бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, поэтому им легче общаться с единомышленниками где-нибудь на другом краю планеты, чем с соседом по лестничной площадке. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно, они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности, в бло-гах и искусственно созданных компьютерных мирах [8, 12, 18]. Кстати, еще одно название этого поколения - «поколение большого пальца», поскольку мобильный телефон для них уже является «естественным» продолжением руки, и от привычки набирать sms-ки одним большим пальцем избавиться уже довольно сложно, осилить большой текст им уже практически невозможно, только короткие простые sms-ки и лучше с картинками.
Поколение«^» уверенно в своей ценности как таковой («потому что!»). Они ждут немедленного вознаграждения за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. Цель жизни - получение удовольствия в максимальном размере. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того, чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций. Но что важно! Долг и мораль в системе ценностей поколения занимают гораздо больше места, чем у их предшественников.
Так, по результатам опроса студенческой молодежи Астрахани и Волгограда, посвященного книжной культуре, на открытый вопрос «Назовите автора и название ТРЕХ произведений, которые Вы прочитали за последний год?» студенты дали более 650 вариантов различных произведений, прочитанных ими. Но во всем списке произведений о Великой Отечественной войне и событиях, с нею связанных, названо было крайне мало, среди них: С. Алексеевич «У войны не женское лицо», В. Быков «Сотников», Б. Васильев «А зори
здесь тихие», «В списках не значился», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Орехов «Зона поражения», «Линия огня», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А. Твардовский «Василий Теркин», А. Фадеев «Молодая гвардия». Не будем таить, что среди ответов студентов был и такой: А. Гитлер «Mein Kampf», а вот из произведений Юлиана Семенова, к сожалению, не названо ни одного.
Художественные фильмы студенты смотрят, об этом свидетельствуют ответы респондентов в исследовании, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны. Итак, о советских фильмах и современных сериалах о Великой Отечественной войне студенты знают не понаслышке (см. табл. 1).
Не нам судить о художественной ценности современных фильмов и сериалов о Великой Отечественной войне, это дело специалистов. Мы лишь заметим, что исследователи все чаще говорят о кризисе процесса духовной социализации молодежи (см., напр., [2] и др.), одним из проявлений которого выступает углубляющийся разрыв преемственности поколений, уничтожение культурно-исторической (и в целом - социальной) памяти, когда старшее поколение практически не может оказывать действенное влияние на воспитание молодежи в духе традиционных российских ценностей и патриотизма [1, 6, 9, 10, 11].
Напомним, что в год празднования 70-летия Великой Победы проблема культурно-исторической памяти вышла на первый план не только в научных дискуссиях, но и в сферах, далеких от академизма, выступая своеобразной реакцией на основополагающие проблемы внутри современного общества. Мы знаем, что история государства российского сложна и отличается от истории развития европейских стран. Но формирующаяся в результате смены поколений новая социальная структура становится восприимчивой к пропагандируемым средствами массовой информации темам и проблемам. Вряд ли стоит особо доказывать, что от того, каковы позиции молодежи, ее облик, мировоззрение, здоровье, настроенность на продуктивное существование, зависит развитие и будущее нашей страны. Общество, вырабатывая культуру памяти о прошлом,
продуцирует собственные воображаемые образы и проносит свою идентичность сквозь смену поколений, сохраняя (или не сохраняя) преемственность [7]. Память, напомним, это уникальная способность, которой обладает человек, способность, позволяющая ему создавать и поддерживать социум.
Завершая представление результатов проведенных социологических исследований и собственных представлений о творчестве Юлиана Семёнова, можно заключить следующее. Каждая строка
Просмотр студентами сериалов и фильмов о Великой Отечественной войне, %
Таблица 1
Смотрел Не смотрел
Сериалы, поставленные в советское время 67,4 24,8
Современные сериалы 65,6 25,3
Отношение студентов к современным фильмам и сериалам о Великой Отечественной войне, %
_Таблица 2
С какими суждениями про современные фильмы и сериалы Вы, скорее всего, согласитесь?
Наконец-то перестали приукрашивать события, участников Великой Отечественной войны 8,9
Очевидно, была и такая война, и новые поколения должны знать всю правду 64,5
Война и ее участники изображаются скорее негативно, что, по-моему, подрывает уважение к людям, прошедшим войну 15,5
Затрудняюсь ответить 11,1
в его работах пронизана теми истинными патриотическими настроениями, которые были частью национальной идеи России, объединяли людей, позволяли им выжить в суровую годину тяжелых испытаний, выжить, сохраняя человеческое лицо, достоинство и подлинно духовные ценности.
Если же говорить о патриотах современных, то их, честно говоря, маловато (см. табл. 3). Сетовать на то, что современные студенты не патриоты в общепризнанном значении этот термина, не приходится. Студенты - они такие, какие есть, более того, и понятие патриотизма у них довольно своеобразное (см. табл. 4). Очень может быть потому, что в детстве им книжки не те читали, если читали вообще, да и у них самих сейчас рука к книге не тянется.
Согласно толковому словарю В. И. Даля, «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4]. Педагогический энциклопедический словарь уточняет определение патриотизма: «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [3].
Патриотизм у современных студентов получается какой-то потребительский, без желания принимать на себя ответственность. Испытывать гордость на свою страну - хочу, а вот честно и добросовестно трудиться - не очень. Ведь любить Родину - это значит служить ей, как это всю свою жизнь делал Ю. Семёнов, а не только неограниченно потреблять данное ею. Например, реальным выражением патриотических чувств принято считать службу в армии, которую поколение наших дедов и прадедов считало для себя «школой жизни», «школой мужания», «школой взросления и осознания чувства долга». Менее трети современных претендентов пополнить ряды российской армии (29,0 %) считают, что быть патриотом - это значит не уклоняться от службы в армии. Девушки (28,0 %) разделяют мнение юношей. Так, собственно говоря, можно прокомментировать каждую строку в этой таблице.
Отношение студентов к патриотизму, %
Таблица 3
Что значит сегодня быть патриотом России? Федеральный округ
УрФО ЦФО ДФО ПрФО СибФО СевКавФО ЮФО Россия
Уважать и знать историю России 76.5 186.4 75.0 79.2 79.5 70.9 71.6 72.6
Испытывать гордость за свою страну 74.4 72.8 68.0 76.0 74.5 67.5 66.9 68.1
Уважительно относиться к участникам ВОв, людям пожилого возраста, инвалидам 64.9 72.4 61.9 67.3 68.6 57.8 56.5 60.8
Быть готовым к самопожертвованию ради интересов страны 40.1 34.4 33.7 37.8 37.2 40.9 37.2 35.8
Испытывать чувство ответственности за происходящее в стране 42.0 49.7 39.2 41.8 43.3 44.1 35.7 39.5
Не уклоняться от службы в армии 30.9 29.3 28.3 35.4 38.6 33.8 18.5 29.0
Честно и добросовестно трудиться 22.6 30.3 22.2 21.9 24.6 17.2 15.7 20.9
Принимать участие в общественной и политической жизни страны 27.2 29.6 23.8 25.9 30.2 25.0 18.8 24.7
Обладать чувством хозяина в своей организации, городе, стране 6.0 6.5 4.6 5.7 6.1 11.3 4.5 5.8
Покупать в основном отечественные товары 5,5 7.5 3.6 2.9 5.4 7.7 10.3 4.1 5.4
Что-то другое 3.0 1 4.1 2.0 3.1 1.3 1.0 2.4
Нет ответа 0.8 0.3 1.3 0.4 0.7 0.6 1.3 6.7
* сумма превышает 100 %, так как каждый респондент мог выбрать
несколько вариантов при ответе на вопрос.
Но если посмотреть на ответы студентов в разрезе федеральных округов, то можно обнаружить некоторые значимые различия (см. табл. 3, самые большие значения по строке выделены в таблице рамками).
А в каком из федеральных округов студенты в большей степени считают себя патриотами? Ответы на вопрос представлены в табл. 4 (наибольшие значения по строке выделены рамками). Интерпретация данных, представленных в табл. 3 и 4, требует проведения иного рода исследования (в терминологии социологии - качественного исследования), способного дать ответ на вопрос: «Почему?». Почему студенты ответили именно так? Каковы их мотивы?
Уроки патриотизма, преподносимые жизнью, неотделимы от уроков гражданственности. Не подлежит сомнению, что в высшей школе задачи воспитания молодых граждан России не утратили
Отношение студентов к патриотизму, % (по федеральным округам)
Таблица 4
Вы можете назвать себя патриотом? Федеральный округ
УрФО О & ДФО ПрФО СибФО СевКавФО ЮФО Россия
Да 29.3 24.8 24.0 31.5 25.9138.8 26.6 27.2
Скорее да, чем нет 54.8 53.4 56.1 57.0 55.3 48.8 55.5 51.8
Скорее нет, чем да 12.3 16.7 14.9 8.6 15.6 9.4 14.4 12.0
Нет 3.5 5,1 40 1.9 31 25 2.4 3.0
Нет ответа 0.2 - 1.0 0.9 0.2 0.6 1.0 5.9
своей актуальности и по сей день. Неслучайно в основополагающих государственных документах, определяющих общие направления развития и совершенствования системы образования, обращается внимание на воспитание гражданина. Другое дело, что на практике необходимая систематическая работа в указанном направлении подменяется отдельными «воспитательными» мероприятиями, что, по понятным причинам, малоэффективно. Напомним знакомые всем со школьной скамьи слова Н. А. Некрасова: «А что такое гражданин? Отечества достойный сын». Быть достойным своего Отечества - именно об этом, как нам представляется, все наследие Ю. Семенова, к которому необходимо приобщать молодое поколение.
Таким образом, на основе анализа результатов конкретных социологических исследований можно заключить, что у современной молодежи происходит становление гражданственности путем актуализации в их сознании самой темы Великой Отечественной войны, знакомства с художественными произведениями о войне, в частности с художественным наследием Юлиана Семенова, но темпы и характер этой актуализации являются явно недостаточными для формирования зрелой патриотической и гражданской позиции. Можно сказать, что достаточно много уроков мужества современная молодежь «пропустила». Но ведь требует дальнейшего исследования вопрос, а не больше ли пропустили, те, кто чуть старше их, те, чье личностное становление пришлось на бурные девяностые, у кого не было даже парадов Победы. С современной молодежью есть больше надежд, что они что-то поймут для себя и смогут воспитать своих детей на лучших образцах отечественной литературной классики, в том числе и произведениях Юлиана Семенова.
Список использованных источников
1. Ануфриев Д. П., Дулина Н. В., Каргаполов С. В., Каргаполо-ва Е. В. Патриотизм в менталитете современной молодежи: Астрахань - Волгоград (по итогам социологического исследования, посвященного 70-летию Великой Победы) // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. №2 2 (155) / ВолгГТУ Волгоград, 2015. С. 12-17.
2. Багаутдинов А. М. Духовная культура российской молодежи (социально-философский анализ): автореф. диссер. ... канд. филос.-н. Уфа, 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cheloveknauka.com/duhovnaya-kultura-rossiyskoy-molodezhi-sotsialno-filosofskiy-analiz (дата обращения 31.07.16).
3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо, 2010. 688 с.
5. Дулина Н. В., Икингрин Е. Н. Правнуки Победы. Какие они? // Война была позавчера. Российское студенчество о Великой Отечественной войне: Материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С.236-240.
6. Дулина Н. В., Каргаполов С. В., Каргаполова Е. В., Хамзяе-ва О. С. Великая Отечественная война: общее и особенное в мнениях студентов Федеральных округов России // Война была позавчера. Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 202-208.
7. Дулина Н. В., Овчар Н. А. Социокультурная преемственность: к определению понятия // Энергоресурсосберегающие технологии: наука. Образование. Бизнес. Производство. Материалы V Международной научно-практической конференции. 24-28 октября 2011 г. / Под.общ. ред. В. А. Гутмана, А. Л. Хаченьяна. Астрахань : АИСИ, 2011. С. 243-246.
8. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография / Э. П. Печерская, В. Б. Звоновский, Д. -Ю. Меркулова, В. А. Плешаков, М. Г. Мацкевич, О. И. Саблина. -Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013. 140 с.
9. Каргаполова Е. В., Арясова А. Ю., Лашук И. В. Великая Отечественная война как стержень интеграции на постсоветском пространстве // Социальное знание и проблемы интенсификации развития белорусского общества. Материалы Междуна-
родной научно-практической конференции. Минск, 12-13 ноября 2015 г. С. 359-362.
10. Каргаполова Е. В., Карева Н. А. Проведение анкетирования к 70-летию Великой Победы как методическое средство диагностирования и формирования патриотизма у обучающихся // Потенциал интеллектуально одаренной молодежи - развитию науки и образования: материалы V Международного научного форума молодых ученых, студентов и школьников 26-29 апреля 2016 г. / под общ. ред. Д. П. Ануфриева. Астрахань: ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2016. С. 504-510.
11. Каргаполова Е. В., Миронова Ю. Г., Хамзяева О. С. Великая Отечественная война в социальной памяти молодежи Астрахани и Волгограда (по итогам социологического исследования, посвященного 70-летию Великой Победы) // Известия Волгоградского государственного технического университета. Межвузовский сборник научных статей. №2 2 (155). Волгоград : Вол-гГТУ, 2015. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 20. С. 98-101.
12. Менталитет и электронная культура современной молодежи (опыт социологического анализа): монография / А. Ю. Арясова, Н. -В. Дулина, С. В. Каргаполов, Е. В. Каргаполова; под. общ. ред. Н. -
B. Дулиной. Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2016. 175 с.
13. Петрова О. Н. Поколение Z выбирает [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/ 2014/11/16/роко1ете^^Ьи^ (дата обращения 31.03.15).
14. Семёнов Ю. Семнадцать мгновений весны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rubook.org/ book.php?book=195805&page =33 (дата обращения 15.08.16)
15. Силкова К. А., Плешкова И. А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета: электронный журнал. 2012. №2 1 (5).
C. 84-93.
16. Симонян Р. Х. Без гнева и пристрастия. Экономические реформы 1990-х годов и их последствия для России. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 2014. 351 с.
вопросы русской литературы, 2016, № 1-3_
17. Соколова Н. Поколение Игрек // Профиль. 2010.20 сентября [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.profile.ru/arkhiv/ itemlist/authors/natalya-sokok>va?start=50 (дата обращения 31.03.15).
18. Социокультурное освоение виртуального пространства: опыт социологического анализа / Н. В. Дулина, Е. Г. Ефимов, И. А. Небыков, В. В. Токарев; Волгоград. гос. техн. ун-т. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. 163 с.
19. Чумаков В. Теория поколений // Коммерческий директор. 2007. № 11 (23). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.svblog.ru/consult/KK-3/5/ (дата обращения 31.03.15).
THE JULIAN SEMENOV'S LESSONS OF PATRIOTISM AND CIVICISM FOR THE YOUTH OF THE XXI CENTURY: SOCIOLOGIST OPINION
Dulina Nadezhda
Doctor of sociological sciences, srofessor, head of chair of "History, culture and sociology", Volgograd state technical University (Volgograd, Russia); nv-dulina@yandex. ru
Kargapolova Ekaterina
Doctor of sociological Sciences, associate professor, professor of "Philosophy, sociology and linguistics" Astrakhan University of Civil Engineering (Astrakhan, Russia); e-mail: [email protected]
In article on the basis of the results of concrete sociological research, the object of which was the student youth we study the problem offormation of the identity of patriot and citizen in modern Russia. One of the important aspects of the formation of such identity is to read books (fiction or documentary) about the great Patriotic war. Actualization in modern youths Julian Semenov's artistic
_№ 1-3, 2016, вопросы русской литературы
heritage takes place, but its pace is not sufficient for the formation of adult and patriotic civic stance among modern students.
Keywords: patriotism, civicism, memory, youth, students, Julian Semenov, Stirlitz, the Great Patriotic war.
References
1. Anufriev D., Dulina N., Kargapolov S., Kargapolova E. Patriotizm v mentalitete sovremennoj molodezhi: Astrahan' - Volgograd (poitogam sociologicheskogo issledovaniya, posvyashchennogo 70-letiyu Velikoj Pobedy) [Patriotism in the mentality of modern youth: Astrakhan -Volgograd (results of sociological research, dedicated to the 70th anniversary of the great Victory)] // Proceedings of Volgograd state technical University: interuniversity collection of scientific articles №№ 2 (155) / VSTU. Volgograd, 2015.Pp. 12-17.
2. BagautdinovA. Duhovnaya kul'tura rossijskoj molodezhi (social'no-filosofskij analiz) [Spiritual culture of the Russian youth (socio-philosophical analysis)] : extended abstract of dissertation. Ufa, 2006 [Electronic resource]. Mode of access: http://cheloveknauka.com/duhovnaya-kultura-rossiyskoy-molodezhi-sotsialno-filosofskiy-analiz (accessed 31.07.16).
3. Bim-Bad B. Pedagogicheskij ehnciklopedicheskij slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. M.: Big Russian Encyclopedia, 2008. 528 p.
4. Dahl V. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary ofRussian language]. M.: Eksmo, 2010. 688 p.
5. Dulina N., Ikingrin E. Pravnuki Pobedy. Kakie oni? [Great-Grandsons of the Victory. What are they?] // Vojna byla pozavchera... Rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne: Materialy monitoringa «Sovremennoe rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne» // [The War was the day before. The Russian students about the great Patriotic war: proceedings of the monitoring research "Russian Modern students of the great Patriotic war"] / under the General editorship ofY. Vishnevsky. Ekaterinburg: Publishing house Ural. University press, 2015. Pp. 236-240.
6. Dulina N., Kargapolov S., Kargapolova E., KHamziaeva O. Velikaya Otechestvennaya vojna: obshchee I osobennoe v mneniyah studentov Federal'nyh okrugov Rossii [The Great Patriotic war: the
general and special in the opinions of students of Federal districts of Russia] // Vojna byla pozavchera... Rossij skoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne: materialy monitoringa «Sovremennoe rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne» // [The War was the day before. The Russian students about the great Patriotic war: proceedings of the monitoring research «Russian Modern students of the great Patriotic war»] / under the General editorship of Y. Vishnevsky. Ekaterinburg: Publishing house Ural. University press, 2015 Pp. 202208.
7. Dulina N., Ovchar N. Sociokul'turnaya preemstvennost': k opredeleniyu ponyatiya [Socio-cultural continuity: the definition of the term] // Energoresursosberegayushchie tekhnologii: nauka. Obrazovanie. Biznes. Proizvodstvo. Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 24-28 oktyabrya 2011g // [Energy and resource efficient technology: science. Education. Business. Production. Materials of International applied science conference. October 24-28, 2011] / Under the General editorship of V. Gutman, A. KHachenian. Astrakhan: AISI, 2011. Pp. 243-246.
8. Internet ideti: social'noe povedenie molodyh rossiyan v Internete: monografiya [The Internet and children: social behavior of young Russians on the Internet: monograph] / E. Pecherskaia, V. Zvonovskii, D. Merkulova, V. Pleshakov, M. Matckevich, O. Sablina. Samara: publishing house of Samara state economic University, 2013. 140 p.
9. Kargapolova E., Ariasova A., Lashuk I. Velikaya Otechestvennaya vojna kak sterzhen' integracii na postsovetskom prostranstve [The Great Patriotic war as the core of integration in the former Soviet Union] // Social'noe znanie i problem intensifikacii razvitiya belorusskogo obshchestva [Social knowledge and problems of intensification of development of Belarusian society]. Materials of International applied science conference. Minsk, 12-13 November 2015. Pp. 359-362.
10. Kargapolova E., Kareva N. Provedenie anketirovaniya k 70-letiyu Velikoj pobedy kak metodicheskoe sredstvo diagnostirovaniya i formirovaniya patriotizma u obuchayushchihsya[Questionnaire to the 70th anniversary of the Great Victory as a methodical tool of diagnosis and formation of patriotism among students] / E. Kargapolova, N. Kareva //
Potencial intellektual'no odarennoj molodezhi - razvitiyu nauki i obrazovaniya [The Potential of intellectually gifted young people -the development of science and education]: materials of the V International scientific forum of young scientists, students and schoolchildren from 26 to 29 April 2016 /under the General editorship of D. Anufriev. Astrakhan: GAOU AO IN "ASUCE", 2016. Pp. 504510.
11. Kargapolova E., Mironova IU., KHamziaeva O. Velikaya Otechestvennaya vojna v social'noj pamyati molodezhi Astrahani i Volgograda (po itogam sociologicheskogo issledovaniya, posvyashchennogo 70-letiyu Velikoj pobedy) The Great Patriotic war in the social memory of he youth of Astrakhan and Volgograd (according to the results of sociological research, dedicated to the 70th anniversary of the great victory) // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [News of Volgograd state technical University]. Interuniversity collection of scientific articles.No. 2 (155). Volgograd: VSTU, 2015. Series: Problems of socio-humanitarian knowledge. Vol. 20.Pp. 98-101.
12. Mentalitet i ehlektronnaya kul'tura sovremennoj molodezhi (opyt sociologicheskogo analiza): monografiya [The mentality and the electronic culture of today's youth (experience of the sociological analysis): monograph] / A. Ariasova, N. Dulina, S. Kargapolov, E. Kargapolova; under. the General editorship of N. Dulina. Volgograd: Volgograd scientific publishing house, 2016. 175 p.
13. Petrova O. Pokolenie Z vybiraet [Generation Z chooses] [Electronic resource]. Mode of access: http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/11/16/pokolenie-z-vybiraet (accessed 31.03.15).
14. Semenov J. Semnadcat' mgnovenijvesny [Seventeen moments of spring] [Electronic resource]. Mode of access: http://rubook.org/ book.php?book=195805&page=33 (accessed 15.08.16).
15. Silkova K., Pleshkova I. Patriotizm: retrospektiva ocenki i vospriyatiya [Patriotism: a retrospective of evaluation and perception] // Bulletin of the Novosibirsk state pedagogical University: online magazine. 2012. № 1 (5). Pp. 84-93.
16. Simonian R. Bezgneva i pristrastiya. Ehkonomicheskie reformy 1990-h godov i ih posledstviya dlya Rossii [Without anger and bias. The
economic reforms of the 1990s and their consequences for Russia]. 2nd ed. extra M.: Economics, 2014. 351 p.
17. Sokolova N. Pokolenie Igrek [Generation Y] // Profile. 2010. September 20. [Electronic resource]. Mode of access: http:// www.profile.ru/arkhiv/itemlist/authors/natalya-sokolova?start=50 (accessed 31.03.15).
18. Sociokul'turnoe osvoenie virtual'nogo prostranstva: opyt sociologicheskogo analiza [Socio-cultural development of the virtual space: the experience of sociological analysis] / N. Dulina, E. Efimov, I. Nebykov, V. Tokarev; Volgograd state technical University. Volgograd: Volgograd scientific publishing house, 2014. 163 p.
19. Chumakov V. Teoriya pokolenij [The theory of generations] // Kommercheskij direktor [Commercial Director]. 2007. № 11 (23). [Electronic resource]. Mode of access: http://www.svblog.ru/consult/KK-3/5/ (accessed 31.03.15).