Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ (ШИЦЗЯЧЖУАН, МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 МАЯ 2020 Г.)'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ (ШИЦЗЯЧЖУАН, МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 МАЯ 2020 Г.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турицын Игорь Викторович, Разов Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ (ШИЦЗЯЧЖУАН, МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 МАЯ 2020 Г.)»

3. Дорохова Ю.В., Ермолаева О.А., Филатова Е.К. Формирование патриотизма в молодежной среде (на материалах социологических исследований в г. Орле) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №4 (34).

4. Пржиленская И.Б. Великая победа - глазами студенчества Ставропольского края // Война была позавчера... российское студенчество о Великой Отечественной войне Материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.

5. Путин В.В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим // http://kremlin.ru/events/president/news/63527

6. Ларионов А.Э. Образ Великой Отечественной войны в сознании современного студенчества// Вестник Московского государственного областного университета. - 2014. - № 1.

7. http://kremlin.ru/events/president/news/63527

8. http://www/wciom.ru

9. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. - М.: Педагогика, 2000.

10. https://www.mkrf.ru/press/news/rossiyskie_muzei_v_2018_godu_posetilo_bolee_154_mln_chelovek/

11. ДудинаМ.М., Ефремова У.П., Хаматнуров Ф.Т. Исследование трудового подвига страны в годы Великой Отечественной войны как условие формирования патриотизма молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.

References and Sources

1. Vladimir Putin: o patriotizme kak o nacional'noj idee. https://informatio.ru/news/society/vladimir_putin_ o_patriotizme_kak/

2. Belenko M., Ambarcumyan T.N., Osepyan A.K. Vospriyatie sobytij Velikoj Otechestvennoj vojny glazami studentov Orenburzh'ya // Vojna byla pozavchera... rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne Materialy monitoringa «Sovremennoe rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne». - Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2015.

3. Dorohova Yu.V., Ermolaeva O.A., Filatova E.K. Formirovanie patriotizma v molodezhnoj srede (na materialah sociologicheskih issledovanij v g. Orle) // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2014. - №4 (34).

4. Przhilenskaya I.B. Velikaya pobeda - glazami studenchestva Stavropol'skogo kraya // Vojna byla pozavchera. rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne Materialy monitoringa «Sovremennoe rossijskoe studenchestvo o Velikoj Otechestvennoj vojne». - Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2015.

5. Putin V.V. 75 let Velikoj Pobedy: obshchaya otvetstvennost' pered istoriej i budushchim // http://kremlin.ru/events/president/news/63527

6. Larionov A.E. Obraz Velikoj Otechestvennoj vojny v soznanii sovremennogo studenchestva// Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. - 2014. - № 1.

7. http://kremlin.ru/events/president/news/63527

8. http://www/wciom.ru

9. Harisov F.F. Nacional'naya kul'tura i obrazovanie. - M.: Pedagogika, 2000.

10. https://www.mkrf.ru/press/news/rossiyskie_muzei_v_2018_godu_posetilo_bolee_154_mln_chelovek/

11. Dudina M.M., Efremova U.P., Hamatnurov F.T. Issledovanie trudovogo podviga strany v gody Velikoj Otechestvennoj vojny kak uslovie formirovaniya patriotizma molodezhi // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2017. - № 2.

ДАВЫДОВ СТАНИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, заведующий научно-методическим отделом «Музея Победы».

DAVYDOV, STANISLAV G. - Doctor of History, Professor, Head of the Scientific and Methodological Department, «Victory Museum» (davydov@mail.ru).

ТУРИЦЫН И.В., РАЗОВ П.В. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ (Шицзячжуан, Москва, Санкт-Петербург, 15 мая 2020 г.)

TURITSYN, I.V. RAZOV, P.V.

PROBLEMS OF MODERN EDUCATION: TRENDS AND PROSPECTS OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION. INTERNATIONAL SCIENTIFIC ONLINE CONFERENCE (Shijiazhuang, Moscow, St. Petersburg, May 15, 2020)

15 мая 2020 г. состоялась международная онлайн-конференция «Проблемы современного образования: Тенденции и перспективы обучения в условиях информатизации» (Шицзячжуан -Москва - Санкт-Петербург). Конференция была организована Хэбэйским педагогическим университетом, НИИ истории, экономики и права (г.Москва), Финансовым университетом при Правительстве РФ при участии Российско-китайского центра сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Основной темой конференции стало обсуждение проблем актуализации онлайн-образования в условиях пандемии, изучение возможностей и перспектив сотрудничества России и Китая в исследованиях процессов глобальной информатизации и их влияния на системы образования двух стран [1].

Конференцию открыл секретарь комитета КПК Хэбэйского педагогического университета, доктор исторических наук, профессор Дай Цзяньбин, в своем вступительном слове поставивший вопрос о неизбежности серьезных изменений в организации образовательного процесса в вузах различных стран в условиях эпидемии коронавируса. Он подчеркнул, что

объективные трудности, которые возникли в связи со значительными масштабами эпидемии, поставили перед руководством, профессорско-преподавательским составом целый ряд актуальных задач, связанных с развитием материально-технической базы вузов, изменением порядка обучения, его форм, методик и т.д. Ставка на онлайн-образование, в первую очередь, потребовала мобилизации всех сил, напряженной работы, направленной на существенное укрепление технической базы, призванной обеспечить широкий и устойчивый доступ студентов к информационным и учебным мета-базам, с одной стороны, а также развитие навыков работы преподавателей и студентов с Интернет-ресурсами - с другой.

Практика работы в новых условиях доказала, что современные информационные технологии весьма перспективны, позволяют успешно организовать образовательный процесс даже в объективно неблагоприятных условиях. Более того, последовательная информатизация процессов образования открывает перед вузами немало новых возможностей. В этой связи, отмеченные процессы в дальнейшем будут оказывать огромное влияние на университетскую среду, кадровое обеспечение, методики и пр. Интересные перспективы развития связаны при этом с возможностями повышения качества обучения за счет реализации образовательных программ, в большей степени ориентированных на индивидуализацию образования, адаптацию образовательного процесса к потребностям и уровню знаний каждого учащегося. Конечно, это обусловит определенные изменения в способах получения знаний. При сохранении смешанной системы обучения, потребуется последовательное совершенствование процесса обучения с целью формирования системы непрерывного персонифицированного обучения.

В заключение профессор Дай Цзяньбин поблагодарил зарубежных коллег за интерес к инициативе Хэбэйского педагогического университета, выразил уверенность в плодотворности сотрудничества в указанной сфере, поскольку образование будущего предполагает растущую актуальность международного взаимодействия.

В рамках пленарного заседания выступили ученые России, Китая, Бразилии. Модератор конференции, исполнительный директор Китайско-Российского научного центра по изучению Дальнего Востока Хэбэйского педагогического университета, доцент Ван Сюй умело организовал обмен мнений ученых. С содержательными выступлениями в ходе заседания выступили:

Кандидат исторических наук, редактор интерстрима YouTrade.TV Суздальцев Игорь Николаевич в докладе «Интерстрим как новый образовательный ресурс в цифровую эпоху» рассказал о разработанной им и успешно функционирующей в течение ряда лет платформе Интернет-вещания «Интерстрим», как системе, включающей в себя оборудование и программное обеспечение для регулярного многостороннего аудиовизуального потокового вещания в сети интернет, что позволяет любому зрителю, обратившемуся к данному контенту, принять непосредственное личное участие в любой проводимой на нем дискуссии. Фактически в данном случае речь идет о телевидении нового поколения, когда «разговор с телевизором» из области шуток переходит в разряд объективно существующей эффективной коммуникационной практики. И.Н. Суздальцев также отметил, что одним из важнейших преимуществ интерстрима является легкость и быстрота перехода от режима закрытой лекции к публичному мероприятию, так как это делается нажатием одной кнопки модератором - руководителем мероприятия. Это особенно важно, когда, например, открытие лекции проводится публично, а сама лекция затем идет в закрытом режиме, потому что для этого перехода не нужно менять камеры или сеть, достаточно отключить передачу сигнала на сайт. В заключение И.Н. Суздальцев подчеркнул, что колоссальные возможности, которые «Интерстрим» открывает для системы образования, в том числе для вузов, поистине безграничны и их нам еще предстоит оценить.

Доктор исторических наук, профессор Турицын Игорь Викторович в докладе «Интернет-образование: достижения и потенциальные угрозы», констатируя огромные возможности, которые создают для системы образования (в том числе высшего) процессы информатизации, в том числе в плане развития онлайн-образования, подчеркивая необходимость последовательного внедрения новых технологий в образовательный процесс, в то же время отметил объективную неизбежность возникновения в данной связи целого ряда негативных тенденций, способных оказать на систему образования крайне негативное влияние и серьезно снизить как качество предметной подготовки учащихся, так и их общий интеллектуальный потенциал. Констатируя складывание тенденции к превращению образования в некую «игру», с целью получения случайного набора динамично и

непрерывно обновляющихся «компетенций», отмечая связанную с этим трансформацию учебного процесса, эволюционирующего в некий вид развлечения, а также недопустимую, на его взгляд, девальвацию контроля за качеством образовательного процесса (замену экзаменов метаиграми и пр.), он указал на чрезвычайную опасность формирования у учащихся так называемого «клипового мышления», подменяющего мышление аналитическое. Связанные с этим «эскалация примитивного контента», «цифровой аутизм» и пр., а также все активнее продвигаемый некоторыми тезис об «избыточном образовании», по существу, ведут к созданию социально ущербной модели, сочетающей две почти не пересекающиеся сферы образования - «дорогого» (с фундаментальными знаниями, профессурой и пр.) - для богатых и дешевого онлайн-образования с сиюминутными прикладными «компетенциями» - «для бедных». Не менее опасным в данном контексте представляется и ослабление личностного содержания образования, связанного с попыткой замены мудрого наставника - «Учителя» компьютером, в биоприложение к которому «продукт» такого образования, в конечном счете, неизбежно превратится.

Доктор исторических наук, профессор Чу Чжаохуэй в докладе «Принцип «человек как основа основ» - критерий информатизации образования» отметил, что вспышка коронавируса в начале 2020 года не только оказала большое влияние на обучение в школах и вузах, но и привела к тому, что уже хорошо известные научному сообществу вопросы развития информатизации образования оказались в эпицентре внимания всего общества. Масштабное онлайн-обучение, которое столь стремительно вошло в практику, с одной стороны, сыграло огромную роль в обучении, но с другой - показало, что оно является «обоюдоострым мечем», который может принести системе образования явный вред. В истории развития образования за тысячелетия сложился порядок от малого к большому, в зависимости от степени изменчивости разных аспектов образования (закон об образовании, основы образования, принцип образования, цель образования, сфера образования, метод образования, содержание образования, технология обучения, инструменты обучения, средства обучения). Степень изменчивости зависит от того, насколько близки аспекты образования к человеческой природе. Информационные технологии, как образовательные технологии, инструменты и средства далеки от человеческой природы и имеют наибольшую вариативность. Они могут по-разному влиять на содержание образования, методы обучения, сферу образования и другие аспекты образования. Согласно принципу ориентации на человека, информатизация образования должна следовать этому порядку и не пытаться выйти за известные пределы. В частности, мы можем использовать информационные технологии в качестве операционной системы для образования, но нельзя думать, что технологии могут заменить роль людей. Поэтому надо позволять участникам процесса обучения самостоятельно выбирать и использовать интернет, большие данные, искусственный интеллект и виртуальные технологии на основе принципов пользы и пригодности. Информационные технологии должны дать студентам разнообразные учебные ресурсы для самостоятельного выбора, но мы должны избегать принудительного использования информационных технологий, которые нанесут ущерб самостоятельности и мотивации учащихся, и мы должны избегать их превращения в инструмент для похищения учащихся у учителей. В работе по управлению необходимо использовать информационные технологии на основе равных прав, и нельзя допускать, чтобы информационные технологии создавали дисбаланс прав между учителями, учащимися и руководителями образования. Мы должны уважать выбор участников процесса образования. С точки зрения воспитания, человек важнее информационных технологий, а не наоборот, потому что субъект образования - это человек, а информатизация - это всего лишь инструмент.

Доктор социологических наук, профессор Разов Павел Викторович в докладе «Профессиональная ориентация студентов российских вузов на рынок труда в условиях информатизации образования» отметил, что подготовка высококвалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов - одна из приоритетных задач российской системы образования. Подготовка специалистов, которые могли бы эффективно адаптироваться к постоянно обновляемым требованиям рынка труда, имеет исключительно важное значение. Сегодня для того, чтобы достичь успеха необходимо получить хорошее образование, реализовать себя на рынке труда и выстроить траекторию собственной карьеры, которая в дальнейшем и станет результатом плодотворной деятельности успеха специалиста. Однако молодое поколение сталкивается с трудностями профессиональной реализации, которые отбивают интерес к российскому рынку

труда. Это находит отражение в невостребованности многих профессий, в низкой оплате труда и в отсутствии должного уважения к молодым специалистам. Поэтому молодежь или ориентирована на поиск высокооплачиваемой работы, которая чаще всего идет вразрез с полученной специальностью, или уезжает за границу в попытке найти достойное рабочее место. Причем именно в связи с этим объективно возрастает роль онлайн-технологий в подготовке специалистов, которые ориентируются не только на отечественный, но и на зарубежный контент. Отсюда необходимым является изучение ориентаций студенческой молодежи, которая в настоящее время приобретает новые очертания и свойства. Тем более, что требования рынка труда порой значительно отличаются от тех знаний, навыков и умений, которые формируют вузы.

Доктор философских наук, профессор Баркова Элеонора Владиленовна в докладе «Проблемы цифровизации: эко-антропологический аспект» обратила внимание на то, что в научных дискуссиях о смысле и границах цифровизации образования, идущих сегодня и в России, и в КНР, нашли выражение различия в оценках статуса информационно-коммуникативных технологий в образовании и понимания перспектив будущего человека и человечества. Дискуссии по этим вопросам обусловлены тем, что от меры развитости личности, как субъекта, зависит будущее общество - будет ли оно человеческим или пост-человеческим. В докладе раскрыт социальный заказ на взаимодействие стран в сохранении человекоразмерной цивилизационной парадигмы будущего и со-развитие в Китае и России эко-ориентированной или «зеленой» культуры образования, дан анализ накопленного в этом направлении опыта, необходимого для противостояния встраиванию молодежи в глобально-технологический мир, где ценной оказывается только способность человека к адаптации и корпоративной лояльности. Глобализация цифрового образования ориентирует человека на жизнь в границах заданных СМИ смыслов, текстов, информации, отрывая человека от связей с миром природы и космоса. Противостоящая тотальности цифрового образования «зеленая» культура образования обосновывает место развития новых инструментов, компьютерной техники и технологий, подчеркивая, во-первых, их вторичный статус, а во-вторых, восстанавливая цели развития личности, открывает их реальные возможности - расширения кругозора; посещений лучших в мире музеев, театральных спектаклей, фестивалей, карнавалов, матчей, знакомство с коллегами на международных форумах, поиска друзей и партнеров для создания своих высоко-технологичных международных проектов. Автор подчеркивает, что методологией эко-ориентированной или «зеленой» культуры образования является экофилософия - направление философского знания, ориентированное на защиту природы в предельно широком смысле слова, включая природу человека. Исходящая из древнейшего космизма, из философии русского космизма начала XX века, экофилософия подчеркивает связь человека, его культуры, общества, природы и космоса. В традициях культур всех народов, высоких ценностях классического искусства, согласно этой логике, лежат одни и те же информационные коды, которые, сохраняя жизнь на Земле, природу человека и его гармонические связи с миром, легли в основу самых продуктивных образовательных систем.

Кандидат исторических наук, доцент Нагорных Ольга Станиславовна в докладе «Дистанционные формы обучения студентов в современных условиях» отметила, что пандемия коронавируса актуализировала прикладные вопросы использования удаленных технологий в обучении студентов в российской высшей школе. Эпидемия создала критические условия для образовательной системы, потребовала от нее адаптации к новой реальности. Дистант в этих условиях стал единственным средством продолжения образовательной деятельности. При этом в повестку дня неизбежно были поставлены ранее, казалось бы, не первостепенной важности проблемы. Поскольку дистанционное обучение имеет объективные трудности - отдаленность, автономность, изолированность субъектов образовательного процесса, ограниченные возможности групповой работы и т.д., исключительно большое значение приобрело оптимальное налаживание интернет-коммуникаций, использование активных дистанционных форм на базе различных онлайн-платформ. Новые условия образовательного процесса предъявили дополнительные требования и к преподавателям, и к студентам. При этом особо востребованными стали навыки самоорганизации, умения самостоятельно организовывать работу, находить информацию и т.д. На фоне цифровизации образования, одна из важнейших проблем свелась к тому, чтобы студенты не стали объектом одностороннего воздействия, не утратили способности к творческому мышлению. В этой связи, эффективной формой работы с ними, к примеру, стало

написание эссе, показывающее умение творчески работать с информацией. В целом, это доказывает, что онлайн-образование требует от педагогов дополнительного внимания к вопросам развития критического мышления и навыков научных исследований. Следует также учитывать, что развитие коммуникативных навыков в онлайн-среде не может заменить «живого» образования и личного общения педагога и учащегося.

Доктор социологических наук, профессор Петров Александр Викторович в докладе «Тенденции и перспективы онлайн-образования: опыт работы Российско-китайского центра сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета» выразил согласие с теми опасениями в отношении чрезмерного влияния онлайн-образования, которые высказывались в предыдущих докладах, отметив, что тотальный переход в онлан-среду для системы образования является временной мерой, которая, нужно надеятся, не станет постоянной. Не делая из онлайн-обучения культа, нужно сочетать все формы и методы обучения, причем важно всемерно совершенствовать эту, безусловно, полезную и перспективную форму. Докладчик подробно рассказал участникам конференции о 16-летней научной и образовательной деятельности возглавляемого им Российско-китайского центра, которая осуществляется, в том числе, и в виртуальной реальности посредством развития интернет-коммуникаций с коллегами из различных ВУЗов и научных центров КНР. В рамках презентации Центра, отмечено, что базовое направление его деятельности состоит в разработке проблем совмещения образовательных систем России и Китая. С этой целью организуются совместные научные исследования, проводятся стажировки, обмен преподавателями и пр. С 2002 г. в России и в Китае проведены 15 масштабных конференций (изданы сборники), тематика которых охватывает различные аспекты российско-китайского сотрудничества. В частности, в 2018 г. юбилейная 15-я конференция была посвящена вопросам культуры и образования. Самое активное участие Центр принимал в организации обеспечения визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Санкт-Петербургский университет в прошлом году. В перспективных планах работы Центра - расширение подготовки магистрантов по программе «Социология в России и Китае» - специалистов в сфере российско-китайского сотрудничества. Обучающиеся в СПбГУ студенты проводят социологические исследования, посвященные процессам становления информационного общества, онлайн-образования, социальным аспектам развития телекоммуникационных технологий в России и Китае. При этом уже первый выпуск магистрантов по новой специальности, который состоялся в прошлом году, показал, что и российские, и китайские магистранты оказались востребованными на рынке труда.

Профессор Фелиппе Гайотто (Felipe Camargo Gaiotto) в докладе «Бразилия и расширение использования информационных технологий в высшем образовании» рассказал о бразильском опыте внедрения дистанционного обучения в университах. Он отметил, что, согласно опросу Национального института образовательных технологий и исследований, в 2014 году в Бразилии из 8,1 млн. вакансий для абитуриентов более 3 млн. были связаны с дистанционным обучением, а в 2018 году из 13 млн. мест дистанционное обучение занимало уже 7,2 млн. вакансий, т.е. оно стало приобретать в стране по существу ведущее значение. Юго-восток (43%) и Юг (23%) Бразилии - регионы, где сосредоточено наиболее значительное количество учебных заведений, предлагающих дистанционное обучение. Число студентов, зачисленных на курсы дистанционного обучения превысило два миллиона, что составляет примерно 24% от общего числа зачисленных. Наряду с этим, если в 2003 году 92% студентов дистанционного обучения учились в государственных колледжах, то в 2016 году это число составляло всего 10,4%, т.е. 89,6% студентов, обучавшихся дистанционно, учатся уже в частных учебных заведениях.

Докладчик выделил три основные причины, по которым бразильский студент выбирает дистанционное обучение: гибкость (возможность учиться где угодно и когда угодно), удаленность от космополитических городов и, наконец, плата за обучение, которая на дистанте существенно дешевле (до 65%). Особый интерес дистант представляет для возрастных студентов (на полностью дистанционных курсах 37% контингента - студенты в возрасте от 31 до 40 лет). Первые курсы дистанционного обучения для бакалавров в основном использовались для обучения преподавателей педагогики. Сегодня это также инженерные, технологические исследования; курсы по здоровью и гуманитарным наукам, гастрономии и т.д. В 2018 году самыми востребованными курсами в университетах были педагогика, управление и бухгалтерский учет.

Основная тенденция в развитии методик преподавания состоит не в том, чтобы на 100% находиться в сети или просто сидеть в классе, слушая профессоров. Будущее образования -гибридное. Специалисты, работающие с дистанционным высшим образованием, считают, что сочетание технологических инструментов и очных занятий будет определять обучение бразильских студентов в ближайшие годы. Однако обучение при этом зависит не только от технологий. Технологии - всего лишь инструмент. Если мы возлагаем надежды на технологии для обучения, я думаю, что в будущем у нас будет больше проблем, чем успехов. Технология теряет свою функцию, если она не является инструментом для людей. Поэтому центральным вопросом дистанционного обучения должны быть отношения между учителем и учеником. Учитель играет важную роль не только в очном, но и в дистанционном обучении, хотя подходы в этих двух формах различаются. В дистанционном обучении профессорам необходимо изменить методики, использовать технические средства для подготовки и проведения интерактивных занятий, помня о том, что учащиеся самостоятельно определяют свой ритм обучения. Но отношения между профессором и студентами никогда не должны заменяться отношениями между студентом и машиной. Информатика должна быть средством, а не самоцелью. Учитель должен осознавать, что его функция является не только информативной, но также стимулирующей, направляющей учащегося к приобретению знаний. В этой связи особое значение приобретает вопрос качества дистанционного образования, в связи с чем, ряд университетов и колледжей в Бразилии даже получили название «игровых автоматов» (можно выиграть, но чаще - проиграете).

Доктор философских наук, профессор Го Сяоли в докладе «Революционный подход к изучению иностранных языков в Китае в условиях пандемии» рассмотрела прикладные вопросы применения информационных технологий на примере читаемых ею дисциплин.

В Хэбэйском педагогическом университете используются 4 учебные программы: «Суперзвезда», «Аудитория дождей», «Древо мудрости» и «МООК». Каждый преподаватель сам выбирает удобную для себя программу, я пользуюсь программой «Суперзвезда». Общая структура занятия учитывает также специфику курса. Я читаю три дисциплины - «Культура России», доступная для всех студентов нашего университета (каждый семестр более ста студентов выбирают эту дисциплину); «История России» для магистрантов; «Русская литература» (для студентов-русистов третьего курса). На онлайн-платформе университета, прежде всего, отображено содержание занятий на весь семестр. Студенты также могут в любой момент загрузить мои презентации по каждой из изучаемых тем. В плане контроля самостоятельной работы студентов главное значение имеют размещенные на платформе домашние задания, которые я обновляю еженедельно. Студенты заранее знакомятся с художественными произведениями и отвечают на заданные вопросы. Например: Как вы понимаете смысл названия романа «Преступление и наказание"» и его идею? Так как студенты заранее ознакомились с романом, то на занятиях мы обсуждаем уже не содержание романа, а философские идеи Федора Достоевского. Студенты отвечают на мои вопросы на китайском языке. Они изучают русский язык только третий год, поэтому пока отвечают по-китайски.

В рамках обучения в новых условиях главные изменения, которые происходят в способах обучения, связаны с переходом от модели «передача знаний от преподавателя» к «приобретению знаний самими учащимися». При этом 4 названных выше многофункциональные программы позволяют осуществлять различные виды учебной деятельности и в ходе занятия. Но прежде всего они показывают алгоритмы работы студентов, фиксируют их присутствие на занятиях, показывают, какую литературу студенты изучают и пр. Еженедельно даются домашние задания студентам, студенты заранее знакомятся с этими заданиями и выполняют их (на китайском и русском языке). Здесь же фиксируются ответы студентов на китайском языке. Много внимания уделяется иллюстративному материалу - картинам, кинофильмам, аудиозаписям и пр. Особое значение имеет стимулирование активности студентов на занятиях, причем задача состоит в том, чтобы контактировать с каждым студентом. Поэтому студент получает оценку на каждом занятии, причем эти оценки на 70% определяют итоговую оценку.

В целом, сегодня мы наблюдаем «революционные» изменения в преподавании. Если прежде преобладал монолог преподавателя и редко, в основном в конце семестра осуществлялась проверка знаний, то теперь мы видим постоянное общение, много самостоятельной работы, активизацию мышления студентов, более регулярный контроль.

Доцент Чэн Хун в докладе «Проблемы преподавания в условиях пандемии коронавируса» отметила, что овладение новыми формами преподавания поставило немало трудных задач перед педагогами, потребовало от них совершенствования методик, а также умения работать в интернет-пространстве. Овладение новыми навыками далось многим непросто. Однако это было важной задачей, поскольку вузы должны уметь работать даже в самых неблагоприятных условиях. Поэтому в самые короткие сроки все преподаватели университета успешно освоили те новые методики, которых потребовала от них работа на многофункциональных интернет-платформах. Характеризуя проблемы, которые, на ее взгляд, также выявились в процессе овладения новыми формами работы, докладчик отметила, что, конечно, определенные трудности, которые связаны и с качеством обучения, и с уровнем знаний студентов (в том числе с некоторой инфантилизацией молодежи) в процессе преподавания существуют. В этой связи требуется дальнейшее совершенствование соответствующих методик преподавания.

На завершающей стадии конференции состоялся свободный обмен мнениями, в целом, выявивший схожесть позиций ее участников.

Литература и источники

1. Петров А.В. Тенденции и перспективы обучения в условиях информатизации. Российско-китайская онлайн-конференция. Шицзячжуан, Москва, Санкт-Петербург, 15 мая 2020 г. // Общество. Среда. Развитие. - 2020. - №2(55). - С.120-121.

References and Sources

1. Petrov A.V. Tendencii i perspektivy obucheniya v usloviyah informatizacii. Rossijsko-kitajskaya onlajn-konferenciya. Shiczyachzhuan, Moskva, Sankt-Peterburg, 15 maya 2020 g. // Obshchestvo. Sreda. Razvitie. - 2020. - №2(55). - S.120-121.

ТУРИЦЫН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, президент НИИ истории, экономики и права. Россия, Москва.

РАЗОВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ - доктор социологических наук, профессор, заместитель руководителя департамента социологии, истории и философии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. TURITSYN, IGOR V. - Doctor of History, Professor, President, History, Economics and Law Research Institute (HELRI). Russia, Moscow (i.turitsyn@mail.ru).

RAZOV, PAVEL V. - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Deputy Head of the Department of Sociology, History and Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation (razov@mail.ru).

ВАН СЮЙ

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ СЕМИНАР (ШИЦЗЯЧЖУАН - МОСКВА, 21 АВГУСТА 2020 Г.)

WANGXU

TOPICAL DIRECTIONS OF RESEARCHING KEY PROBLEMS OF RUSSIAN-CHINESE COOPERATION: HISTORICAL EXPERIENCE AND MODERN TASKS. INTERNATIONAL SCIENTIFIC SEMINAR (SHIJIAZHUANG - MOSCOW, AUGUST 21, 2020)

В течение целого ряда лет Хэбэйский педагогический университет и НИИ истории, экономики и права (г.Москва) осуществляют довольно широкое сотрудничество в различных сферах, прежде всего в сфере организации совместных научных исследований. Результатом этой работы стали подготовка и проведение целого ряда совместных мероприятий - научных конференций, серии публикаций китайских ученых в России и российских - в Китае, издание сборников научных статей [1] и коллективной монографии [2].

В последнее время, несмотря на объективные трудности, связанные с всемирной эпидемией коронавируса, сотрудничество Хэбэйского педагогического университета и НИИ истории, экономики и права окрепло еще более. Одним из свидетельств тому стало проведение 15 мая 2020г. международной научной онлайн-конференции «Проблемы современного образования: тенденции и перспективы обучения в условиях информатизации» [3], соорганизатором которой выступил также департамент социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ. Это еще раз показало, что, несмотря на всемирную эпидемию, сотрудничество между Китаем и Россией в новых исторических условиях неуклонно развивается. Новой инициативой Китайско-российского научного центра по исследованию Дальнего Востока ХПУ и НИИ истории, экономики и права, а также департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ стал проведенный 21 августа 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.