Научная статья на тему 'Важность исторической памяти'

Важность исторической памяти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / ПАМЯТЬ / УЧЕБНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / ДЕТИ ВОЙНЫ / HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR / EDUCATIONAL AND HISTORICAL CULTURAL CENTER OF OSTU / CHILDREN OF THE WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

Автор поднимает вопрос о патриотическом воспитании как одной из форм противостояния искажению истории Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF HISTORICAL MEMORY

The article deals with the patriotic education, as one of the forms of opposing the misrepresentation of the history of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Важность исторической памяти»

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2020. № 1 (36)

УДК 94(41/99)+947.8 ГРНТИ 03.23.55

ВАЖНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОМ ПАМЯТИ

И.И. Резник

Омский государственный университет путей сообщения Россия, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35

Автор поднимает вопрос о патриотическом воспитании как одной из форм противостояния искажению истории Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: история Великой Отечественной войны, память, учебно-исторический культурный центр, Омский государственный университет путей сообщения, дети войны.

IMPORTANCE OF HISTORICAL MEMORY I.I. Reznik

Omsk State Transport University Russia, 644046, Omsk, 35, Marx Ave

The article deals with the patriotic education, as one of the forms of opposing the misrepresentation of the history of the Great Patriotic War.

Keywords: history of the Great Patriotic War, educational and historical cultural center of OSTU, children of the war.

В чём смысл патриотического воспитания? Думается, что не только в заучивании дат и ношении Георгиевской ленточки в майские дни, хотя знание дат начала и конца войны, блокады, битв за освобождение оккупированных городов тоже очень важно — это история. Необходимо сделать всё возможное, чтобы молодёжь не просто знакомилась с ценностями отечественной истории и культуры, но необходимо, чтобы эти ценности стали действительно значимыми и влияющими на жизнь школьников и студентов. А ещё хотелось бы, чтобы у современной молодёжи, когда она станет управлять государством, «не возникало соблазнов ввязываться в военные авантюры с уверенностью в лёгкой и неотвратимой победе» [1].

В настоящее время ведётся информационная война, и основной её темой стало искажение истории Второй мировой войны, которую сегодня переписывают методично и беззастенчиво. Западные спецслужбы стремятся всеми способами умалить величайший подвиг народов нашей страны в этот грозный период. Замалчивается или даже отрицается

© Резник И.И., 2020

решающая роль Советского Союза в победе над фашистской Германией. Руководитель информационно-аналитического центра общественной организации «Московские суворовцы» Виктор Саулкин точно подметил, что «доктор Геббельс с восхищением и завистью бы смотрел на нынешних западных историков. Ученики явно превзошли учителя. В США и в странах Европы уже удалось убедить значительную часть населения, что хотя война с третьим рейхом велась и в России, но это был второстепенный фронт» [4]. Основную тяжесть войны несли на своих плечах Англия, США и, как оказалось, Франция, а, следовательно, главные события разворачивались на Западном фронте! Именно вышеупомянутые государства, якобы разгромив нацистскую Германию и её союзников в решающих сражениях, сокрушили третий рейх и освободили Европу. При этом безосновательно охаивается вся советская военная инфраструктура — от рядовых Красной армии до маршалов, от отечественной военной науки до реальных боевых потерь. Утверждается, например, что советские

Юбилеи и знаменательные даты

солдаты только и искали случая, чтобы сдаться в плен, командный состав — сплошные бездари и неучи, а отечественное военное искусство уступало немецкому. Но в таком случае, получается нестыковка с общеизвестным историческим фактом, что командование немецкой армии рассчитывало завершить войну за 6-8 недель. Об этом свидетельствуют документальные кадры, на которых видно, что взятые в плен под Москвой немецкие солдаты не были готовы к морозам. А ведь немецкая армия была оснащена и вооружена по высшему разряду. В наступление против Советского Союза было брошено огромное количество орудий, миномётов, танков, самолётов и боевых кораблей, а также вражеских дивизий численностью более 5 миллионов солдат. Но уже с самого начала войны фашисты ощутили сильное сопротивление советских солдат и офицеров, которые стояли насмерть за каждый кусочек своей земли. Поэтому вместо 56 война продолжалась 1418 дней и ночей.

Кроме того, появилось большое количество «ниспровергателей мифов», своеобразных иконоборцев, которые путём вскрытия белых пятен в истории войны, дегероизации бывших героев и постановки на пьедестал новых, пытаются не только переписать историю Великой Отечественной войны, но и сформировать новую систему представлений о войне, навязав её новому поколению россиян [2, с. 80]. Из учебников по таинственным причинам исчезают характеристики конкретных людей, в лучшем случае, там остаются имена полководцев. Оказывается, в учебниках и на уроках даются порой удивительные сопоставления героев и участников войны из разных стран. Например, соседствуют такие оценки: «блестящий флотоводец» немецкий адмирал Дениц, «лев пустыни» английский фельдмаршал Монтгомери и Жуков» [3, с. 6].

Состояние исторической памяти населения к ВОВ на сегодняшний день является одной из проблем современной России, а ведь это 27 миллионов унесённых жизней, страдания и надежды, ненависть и героизм, страх и неизбывное горе, равно как и неистовая радость, торжество, гордость, счастье со слезами на глазах.

В Омском государственном университете путей сообщения есть учебно-исторический культурный центр (УИКЦ), преобразованный из музея вуза. Одним из направлений его поисковой работы является сбор воспоминаний

детей войны — преподавателей и сотрудников вуза. В 2015 году издана книга «Последние свидетели Великой Отечественной». После успешного проведения презентации книги в библиотеке университета с участием самих детей войны возникла необходимость её переиздания со значительными дополнениями. Книга через год была переиздана, прошли презентации не только для студентов ОмГУПСа, но и для омских школьников.

Ежегодно в УИКЦ подготавливается и оформляется тематическая выставка, посвя-щённая празднику Великой Победы. В традиционную экспозицию входят: фотографии ветеранов войны и тружеников тыла и заметки о них; выпуски газеты «Транспортник» со статьями о жедезнодорожных войсках во время войны, омиитовцах — участниках войны и тружениках тыла; воспоминания ветерана ВОВ, бывшего директора библиотеки ОмИИТа И.Д. Куратова; копия фронтового дневника доцента, бывшего заместителя начальника учебно-методического управления Н.Е. Ерёмина, а также его фронтовая ложка. На занятиях по факультативному предмету «Музей в системе профессиональной культуры» студентам рассказывается о Святом Луке — «хирурге от Бога», во время войны сделавшем операцию В.П. Богданову — доценту ОмИИТа, ветерану-фронтовику, бывшему заведующему музеем ОмГУПСа. Студенты в свою очередь сами готовят доклады о фронтовиках, работавших в вузе.

В университетской газете «Транспортник» каждый год выходят статьи, посвящён-ные железнодорожным войскам, рассказам о ветеранах-фронтовиках, тружениках тыла, детях войны. Они отражают и проблемы искажения истории, и напоминают студентам о вероломном нападении на СССР фашистской Германии, и о планах гитлеровцев, которые сводились к нанесению внезапного удара по нескольким направлениям, уничтожению пограничных и военных частей, прорыву в глубокий тыл, захвату Москвы, Ленинграда, Киева и важнейших промышленных центров южных районов страны. Отмечается, что население России помнит свою историю, преклоняется перед героизмом советских солдат и офицеров и бережно хранит память о колоссальных жертвах советского народа в Великой Отечественной войне.

Многие годы среди нас жили и трудились ветераны-фронтовики, которые могли

/SSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2020. № 1 (36)

рассказать о боях, фронтовых трудностях, гибели товарищей, их подвигах. Их приглашали на встречи со школьниками и студентами. Такие встречи каждый год происходили и в нашем вузе. Сейчас фронтовиков очень мало, но ещё остаются живые свидетели тех дней, уже последние. Это поколение детей войны, которое многое помнит и может рассказать, поэтому очень важны встречи молодёжи с представителями этого поколения.

Традиция проведения таких незабываемых встреч ветеранов, родившихся в 30-е годы прошлого века, и студентов-волонтёров зародилась в учебно-историческом культурном центре университета в апреле прошлого года, когда уже ощущалось наступление торжественного праздника Великой Победы. Преподаватели и сотрудники нашего университета, чьё детство пришлось на военные годы, помнят, как её встречали — эту долгожданную победу, как возвращались солдаты, которым довелось выжить в страшной, кровопролитной войне. Они помнят и то время, когда ещё только все узнали, что Германия

напала на Советский Союз, потом были проводы родных на фронт и долгое ожидание. Ждали писем, боялись получить «похоронки». Во многих домах и квартирах поселились эвакуированные из западных городов страны. Дети учились, а после занятий в школах ходили в эвакогоспитали, стирали гнойные окровавленные бинты, читали раненым стихи, пели песни и даже танцевали, старшие работали на заводах в вечерние смены. Если играли, то в «войну», в «разведчиков», «шпионов». И ждали возвращения своих любимых пап и братьев, а у кого-то и мамы были на фронте. Вот так и пережили войну. Их воспоминания о военном детстве и вошли в книгу «Последние свидетели Великой Отечественной» (изданную в 2015 и 2016 гг.).

За чайным столом во время беседы студенты-волонтёры задавали множество вопросов, и ветераны с готовностью на них отвечали. По выражению глаз молодых людей, по их заинтересованности в вопросах, можно было определить, что рассказы произвели на них незабываемое впечатление.

Доцент кафедры «Теория механизмов и детали машин» Н.В. Ковалёва

Дети войны, принявшие участие во встрече со студентами: старший преподаватель кафедры ЭЖТ Н.А. Калинина, инженер кафедры «Подвижной состав ЭЖД» С.А. Еловских, преподаватель медицинского училища А.Г. Шнитко

Юбилеи и знаменательные даты

Хочется надеяться, что благодаря таким встречам (эта была уже третья) студенты смогут лучше узнать и почувствовать прошлое, особенно если оно касается правды о войне. В способности помнить, любить, дорожить заключена огромная нравственная сила, помогающая человеку воспитать самого себя и правильно разбираться в истории и окружающей жизни. Сохранение исторической памяти и патриотическое воспитание настолько тесно взаимосвязаны между собой, что невозможны

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Как правильно рассказывать школьникам о войне? Прямой диалог. Илья Новокрещёнов // Газета педагогов. 08.05.2019 [Электронный ресурс]. URL : https://gazeta-pedagogov.ru/kak-pravilno-rasskazyvat-shkolnikam-o-vojne/ (дата обращения: 22.01.2020 г.).

2. Никифоров Ю.А. Фальсификация Второй мировой войны: к постановке проблемы // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 6. С. 80. [Электронный ресурс]. URL : http://google.ru/1nikiforov-falsif (дата обращения 15.02.2015).

3. Афанасьева А.И. и Меркушин В.И. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне // Современное российское студенчество: историческая память о войне и формирование патриотизма и гражданственности. Екатеринбург, 2011. С. 6.

4. Фальсификаторы истории и третья мировая война // Московские суворовцы. 07.08.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://mccvu.ru/news/ articles/rossiya/falsifikatory-istorii-i-tretya-mirovaya-voyna/ (дата обращения: 14.01.2020 г.).

Резник Ирина Ивановна — кандидат философских наук, руководитель учебно-исторического культурного центра ОмГУПСА; [email protected].

одно без другого. Смысл их в том, чтобы донести до молодого поколения, что есть в мире ценности, которые куда важнее стремления комфортно и безмятежно потреблять, и не стоит ждать случая как-то по-особому проявить себя, ведь в повседневной жизни рядом с нами всегда найдутся те, кто нуждается в помощи. А помогая и защищая тех, кто дорог, мы сможем быть уверенными, что нам по силам будет преодолеть любые испытания, которые выпадут на долю новым поколениям.

REFERENCES

1. Kak pravil'no rasskazy'vat' shkol'nikam o vojne? Pryamoj dial 08.05.2019. [Elektronny'j resurs]. URL : https://gazeta-pedagogov.ru/kak-pravilno-ras-skazyvat-shkolnikam-o-vojne/ (data obrashcheniya: 22.01.2020 g.).

2. Nikiforov Yu.A. Fal'sifikaciya Vtoroj mirovoj vojny': k postanovke problemy' // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2009. № 6. S. 80. [Elektronny'j resurs]. URL : http:// google.ru/1nikiforov-falsif (data obrash-heniya 15.02.2015).

3. Afanas^eva A.I. i Merkushin V.I. Is-toricheskaya pamyat' rossiyan o Velikoj Otechestven-noj vojne // Sovremennoe rossijskoe studenchestvo: is-toricheskaya pamyat' o vojne i formirovanie patriotizma i grazhdanstvennosti. Ekaterinburg, 2011. S. 6.

4. FaVsifikatory* istorii i tret'ya mirovaya vojna // Moskovskie suvorovcy. 07.08.2019. [Elektronny'j resurs]. URL : https://mccvu.ru/news/articles/rossiya/fal-sifikatory-istorii-i-tretya-mirovaya-voyna/(data obrash-cheniya: 14.01.2020 g.).

Reznik Irina Ivanovna — Cand. Sc. {Philosophy}, Head of the Educational and Historical Cultural Center of OSTU; [email protected].

Статья поступила в редакцию 28.01.2020 г.

Цитаты

Надо уметь слушать солдата, и тогда вы почерпнёте новые силы, новые мысли для руководства войсками.

Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим.

Победа! Это величайшее счастье для солдата — сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и благородный, выше которого нет ничего на земле!

Маршал Советского Союза (1944) и маршал Польши (1949) Константин Константинович Рокоссовский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.