УДК 93/94.929 ГРНТИ 03.23.31
ДВА БОЛЬШИХ РУССКИХ УЧЁНЫХ: А.С. ПОПОВ И П.А. АЗБУКИН
И.И. Резник
Омский государственный университет путей сообщения Россия, г. Омск, 644046, пр. К. Маркса, 35
Представлены краткие биографии и основная научная деятельность двух российских учёных в области электротехники и связи А.С. Попова и П.А. Азбуки-на. Показаны их увлечённость, преданность выбранному делу и целеустремлённость, служение Отечеству.
Ключевые слова А.С. Попов, П.А. Азбукин, физика, электротехника, радио, линии связи, телефония на транспорте.
TWO LARGE RUSSIAN SCIENTISTS: A.S. POPOV AND P.A. AZBUKIN
I.I. Reznik
Omsk State Transport University Russia, Omsk, 644046, pr. K. Marksa, 35
The article presents A.S. Popova's and P.A. Azbukin's brief biographies and the main scientific activities of two Russian scientists in the field of electrical engineering and communications. The author shows their enthusiasm, dedication to the chosen case, tenacity and service to the Motherland.
Keywords: A.S. Popov, P.A. Azbukin, physics, electrical engineering, a radio, communication lines, telephony in transport.
Российская наука 4 марта отметила 160-летие со дня рождения русского физика и электротехника, профессора, изобретателя радио Александра Степановича Попова (4.03.1859 - 13.01.1906). Лучший ученик профессора А.С. Попова — один из создателей
отечественной научно-инженерной школы дальней проводной связи Павел Андреевич Азбукин (24.06.1882 - 24.10.1970) почти три десятка лет работал в Томском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТе - ОмИИТе).
Александр Степанович Попов
Александр Степанович Попов родился 4 (16) марта 1859 году на Урале (ныне г. Краснотурьинск Свердловской области) в многодетной семье местного священника, где кроме Александра было ещё шестеро детей. Крёстным отцом Александра был протоиерей Иоанн Кронштадтский.
В 1873 году А.С. Попов окончил полный курс Екатеринбургского духовного училища по наивысшему 1-му разряду и поступил в Пермскую духовную семинарию. После окончания общеобразовательных классов семинарии (1877) Александр успешно сдал вступи© Резник И.И., 2019
тельные экзамены на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Из-за нехватки средств он вынужден был подрабатывать электромонтёром в конторе «Электротехник».
В годы учёбы сформировались научные взгляды Попова: его особенно привлекали вопросы новейшей физики и электротехники. Во время учёбы в университете А.С. Попов познакомился с выдающимися деятелями науки того времени. В университете преподавали Д.И. Менделеев, Ф.Ф. Петрушевский, П.П. Чебышев и др. Ректором университета
был учёный-ботаник А.И. Бекетов, стремившийся к улучшению жизни студентов.
Тогда же он женился на Раисе Алексеевне Богдановой, знакомство с которой состоя лось благодаря репетиторству, которым занимался Александр Попов из-за нехватки денег. По окончании университета А. Попов получил приглашение остаться там для подготовки к профессорской деятельности по кафедре физики, но поступил преподавателем физики, математики и электротехники в офицерский класс в Кронштадте, затем преподавал физику в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте. Всё свободное время он посвящал проведению физических опытов по изучению электромагнитных колебаний.
В 1889 году, когда в семье Поповых было уже двое сыновей, Александру Степановичу предложили место директора электростанции в Нижнем Новгороде. Он дал согласие.
В 1892 году А.С. Попов поехал в Чикаго на выставку, посвящённую 400-летию открытия Америки Колумбом, где имел возможность близко познакомиться с последними достижениями электротехники и физики, в частности, с опытами Герца, ранее известными ему только по литературе. Склонный к аналогиям и обобщениям, он воспринял открытие новых «лучей электрической силы» как фактор величайшей важности, подтверждающий теорию Максвелла. Привыкший подходить к физическим явлениям с практической стороны, он тотчас же стал искать возможные приложения этих лучей для передачи сигналов на расстояние.
Во время путешествия А.С. Попов много думал о необходимости некоего оптимального вида связи во многих видах деятельности человека, и особенно в этом нуждались моряки, которые не могли пользоваться проводной связью. Идея беспроволочного телеграфа давно уже носилась в воздухе, тем более что провода были дорогостоящие. Многие учёные в XIX в. пытались передать сигнал на расстоянии, но успехов добился русский физик. Александр Степанович Попов собрал механизм, который заставил сигнал приводить в действие устройство, предназначающееся для приёма электромагнитных сигналов (когерер).
По возвращении на родину он проводил опыты с раннего утра и до позднего вечера. Менял конструкцию когерера — пробовал
различные материалы в качестве электродов, изменял форму трубки. Для увеличения чувствительности приёмника учёный пробовал различные порошки, сам изготовлял железные опилки. И вот, наконец, найден оптимальный вариант порошка из нескольких металлов.
25 апреля (7 мая) 1895 года А.С. Попов прочёл доклад в Петербургском университете для русского физико-химического сообщества «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», в котором объяснил устройство своих приборов — приёмника и передатчика на доске. И наконец, продемонстрировал действие приборов на практике: на главном демонстрационном столе стоял приёмник, а возле стенки в аудитории — передатчик. При включении передатчика в приёмнике начинал звенеть звонок (позднее, с 1945 года, это событие будет отмечаться в СССР как День радио).
Заметка о передаче радиосигналов на расстояние без проводов с полным описанием самого опыта была опубликована в газете «Кронштадтский вестник» от 30 апреля 1895 года (подлинный приёмник и заметку из «Кронштадтского вестника» можно увидеть в ЦМС имени А.С. Попова в Санкт-Петербурге). 24 марта 1896 года во время очередного доклада собравшиеся стали свидетелями передачи радиограммы — первой за всю историю электротехники. Она состояла из двух слов: «Генрих Герц». Это было данью уважения русского физика немецкому коллеге.
Приёмник размещался в физической лаборатории Петербургского университета, а передатчик — в здании химической лаборатории на расстоянии 250 м. Вскоре в газетах появилась публикация о том, что в Лондоне уроженец Италии Г. Маркони нашёл способ телеграфирования без проводов. Это известие заставило Попова подумать над другими вопросами о передаче сигнала на расстоянии. Летом 1897 года были проведены первые опыты радиосвязи на кораблях минного отряда. В результате его усердной работы над усовершенствованием своего детища, дальность радиосвязи составила 36 км. 14 июля 1899 года учёный подал заявки в патентные бюро Англии, Франции и России, в скором времени получив от них патенты.
В конце 1899 года корабль «Генерал-адмирал Апраксин» был застигнут снежной метелью во льдах близ острова Гогланд, расположенного в Финском заливе в 180 км к западу от Санкт-Петербурга. Для аварийных работ были высланы два корабля, но им не удалось сдвинуть судно ни на сантиметр. Для работ по спасению корабля была необходима связь. Проложить кабель туда было невозможно. В кратчайшие сроки под предводительством Попова были сооружены две станции в Гогланде и Котике. Расстояние между ними составляло 47 км. В тот же день было принято сообщение, спасшее жизни 50 рыбаков, унесённых на льдине.
С 1901 года А.С. Попов — профессор физики Электротехнического института им-
ператора Александра III. В 1902 году он был избран почётным членом Императорского Русского технического общества (ИРТО), а в 1905 году учёный совет института избрал А.С. Попова ректором. Работы было много. 29 декабря 1905 года учёный почувствовал себя плохо, всё же поехав на заседание Русского физико-химического общества. 31 декабря 1905 года Александра Степановича Попова не стало. Он умер на 47-м году жизни, проведённой в неустанных научных трудах. 3 января 1906 года «Петербургская газета» поместила некролог, в котором отмечено: «Россия может гордиться им как изобретателем беспроволочного телеграфа, хотя, увы, и на нём исполнилась злополучная судьба русских изобретателей...».
Павел Андреевич Азбукин
Павел Андреевич Азбукин — один из создателей отечественной научно-инженерной школы дальней проводной связи, которая была сформирована в первой половине XX в. Судьба связала его с городом Омском, ОмИИТом (сейчас ОмГУПС), где его помнят, как большого учёного и человека высокой культуры, широкой души и доброго сердца.
Он родился 6 июля 1882 года в городе Орле в многодетной семье врача-ординатора губернской больницы. Поступил в Орловское реальное училище. Время обучения в реальном училище совпало со значительными достижениями электротехники, с которыми ученик мог знакомиться не только на уроках физики, но и в повседневной жизни. Особенно впечатляющими были в то время успехи в области электросвязи. В 1900 году на весь мир прогремело известие о спасении рыбаков. Их унесло в Балтийское море на льдине, и благодаря беспроводному телеграфу А.С. Попова они были спасены. Успехи электротехники оказали влияние на выбор последующей профессии.
По окончании Орловского реального училища он продолжил образование в Санкт-Петербурге, поступив в 1901 году в электротехнический институт, где слушал лекции известного русского учёного, профессора А.С. Попова, заведующего кафедрой физики и вскоре избранного ректором института. С
первого курса проявив себя старательным, дисциплинированным, серьёзным студентом, П.А. Азбукин очень скоро стал одним из лучших и перспективных его учеников. На старших курсах он специализировался в области слабых токов (электросвязи), тогда на его последующую профессиональную деятельность оказали влияние профессор П.С. Осадчий и заведующий телеграфной лабораторией Л.К. Кампе.
В 1908 году получив диплом, молодой талантливый инженер был зачислен в штат Главной телеграфной конторы в Петербурге. В 1912-1914 годах по предложению П.А. Аз-букина впервые были применены для телеграфа подземные кабели с воздушно-бумажной изоляцией, пригодные также и для телефонной связи. Благодаря открытию учёным Я.К. Пупиным метода снижения затухания телефонных сигналов и новым кабелям, предложенным П.А. Азбукиным, стало возможным осуществление телефонной связи на 100 км — по подземному кабелю и на 500-600 км — по воздушным линиям. Это было первое существенное достижение в решении проблемы увеличения дальности междугородной телефонной связи. В те же годы он организовал в Главной телеграфной конторе первую в ведомстве связи лабораторию, которая после революции 1917 году была преобразована в самостоятельное учреждение — научно-испыта-
тельную станцию. В 1918 году П.А. Азбукин был назначен заведующим этой станцией, руководил работой по упорядочению телеграфной связи в СССР. Во время кронштадтского восстания пушечным ядром был повреждён наземный телефонный кабель между Ленинградом и Кронштадтом. П.А. Азбукину было поручено отыскать и устранить повреждение. В период с 1918 по 1928 год на научно-испытательной станции под его руководством была разработана система поясного времени для СССР.
В то же время Павел Андреевич не прерывал педагогической деятельности. С 1926 года он — профессор кафедры телеграфии ЛЭТИ, профессор электротехники слабых токов Ленинградского политехнического института. В феврале 1928 года учёный переехал в Москву, где ему поручили организацию Центральной лаборатории связи, преобразованной затем в Центральный научно-исследовательский институт связи.
Широкая эрудиция П.А. Азбукина позволяла ему работать в нескольких направлениях электросвязи. С 1928 по 1936 год он руководил исследованиями влияния на цепи связи первой в нашей стране высоковольтной ЛЭП Волхов — Ленинград. Опыты под его руководством проводились и в Московском метрополитене. В эти же годы он организует работы по определению удельной проводимости земли в различных районах Советского Союза для составления карты. Такие данные требовались для расчёта влияния ЛЭП на линии связи. Результаты были обнародованы в докладах, сделанных в Париже и Стокгольме. В 1937 году профессору была присвоена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации. С 1930 года П.А. Азбу-кин участвовал в работе секций точного времени, терминологии, связи и транспорта АН СССР. Он координировал изыскания нескольких институтов по выбору системы электрического тока для электрификации железных дорог, а в 1937-1939 годах возглавлял организованную им лабораторию проводной связи при АН СССР. В 1940 г. издаётся учебник для высших учебных заведений «Воздушные и кабельные линии связи и их защита», в котором один из разделов написан П.А. Азбу-киным.
В это же время его несколько раз вызывали в органы НКВД. Серьёзных обвинений всё же не нашлось, но тем не менее в начале Великой Отечественной войны учёного отпра-
вили из Москвы в далёкий тыловой город Томск. С сентября 1941 года П.А. Азбукин работает в Сибири, в Томском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ) профессором кафедры «Транспортная связь», а с 1943 по 1965 год — заведующим этой кафедрой. Читает курсы лекций по телеграфии, продолжает научные изыскания в области защиты линий связи от влияния снежных и песчаных метелей в районах Сибири и Средней Азии. Эти работы имели большое значение для обеспечения устойчивой связи оборонных предприятий тыла с Москвой. Одна из наиболее крупных работ, проведённых под руководством П.А. Азбукина в этот период, которая затем была продолжена его учениками, — составление карты удельной проводимости земли в районах электрификации Транссибирской магистрали, а в дальнейшем — в районах строительства БАМа.
В 1961 году ТЭМИИТ был переведён в Омск и переименован в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ОМИИТ). П.А. Азбукин тоже приехал в наш город. За время своей педагогической деятельности Павел Андреевич воспитал сотни специалистов, многие из которых занимали ведущее положение в технике связи. Ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1942), среди его многочисленных наград — два ордена Ленина (1944, 1953), два ордена Трудового Красного Знамени (1943, 1952), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В Омском государственном университете путей сообщения (ранее ОмИИТе) есть учебная лаборатория имени П.А. Азбукина. В учебно-историческом культурном центре вуза (бывшем музее) во время занятий студенты имеют возможность узнать об этом талантливом учёном, о его научных достижениях и человеческих качествах, а также подготовить и сделать подробный доклад о нём. По воспоминаниям преподавателей, которым посчастливилось быть его учениками, Павел Андреевич был скромным, доброжелательным, отзывчивым человеком. Он любил студентов, некоторых жалел и платил им «стипендию» из своего собственного кармана.
Во время сессий часто назначал консультации в студенческих общежитиях и приходил на них с огромным кульком конфет, которыми угощал студентов. По рассказам
выпускников, посетивших музей во время их «подкармливал» студентов пирожками, приго-юбилейной встречи, Павел Андреевич иногда товленными его женой.
П.А. Азбукин в окружении студентов и аспирантов ОмИИТа (1960-е гг.)
Профессор П.А. Азбукин проводит научно-исследовательскую работу в студенческом научно-техническом кружке (1960-е гг.)
По длинным институтским коридорам П.А. Азбукина, документы, фотографии, ко-
этот известный учёный всегда ходил по са- пия личного дела на 203 листах, письма и
мому краю, чтобы никому не мешать. открытки, написанные его рукой. Всё это
В учебно-историческом культурном память о замечательном человеке и великом
центре хранятся предметы из кабинета учёном, внесшем огромный вклад в развитие
телефонии благодаря необыкновенному трудолюбию, постоянному поиску, упорству в осуществлении поставленной цели. Вся его
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Никитин Е.Н. Изобретатель радио -А.С. Попов. М. : Просвещение, 1995. 109 с.
2. Попов Александр Степанович // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова ; 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969.
3. История и современность Омского государственного университета путей сообщения (ТТИ -СИИТ - ТЭМИИТ - ОмИИТ - ОмГАПС - ОмГУПС) / под общ. ред. И.И. Галиева. Омск, 2005. С. 232.
4. Золотинкина Л.И., Митрохин В.Е., Жа-бина А.В. Основатель научной школы дальней проводной связи П.А. Азбукин // Электросвязь: история и современность. 2006. № 2.
5. Основатель научной школы проводной связи П.А. Азбукин [Электронный ресурс] // Present5. Режим доступа : https://present5.com/osnovatel-nauchnoj -shkoly-provodnoj -svyazi-p-a-azbukin/.
Резник Ирина Ивановна - кандидат философских наук, член СП России, учёный секретарь ОмРО ПАНИ; [email protected].
жизнь — пример для новых поколений студентов, желающих посвятить себя служению науке.
REFERENCES
1. Nikitin Е. N. Izobretatel' radio - A.S. Popov. M. : Prosveshchenie, 1995. 109 s.
2. Popov Aleksandr Stepanovich // Bol'shaya sovetskaya enciklopediya : v 30 t. / pod red. A.M. Proho-rova ; 3-e izd. M. : Sovetskaya enciklopediya, 1969.
3. Istoriya i sovremennost' Omskogo gosudar-stvennogo universiteta putej soobshcheniya (TTI - SIIT -TEMIIT - OmIIT - OmGAPS - OmGUPS) / pod ob-shch. red. I.I. Galieva. Omsk, 2005. S. 232.
4. Zolotinkina L.I., Mitrohin V.E., Zhabina A.V. Osnovatel' nauchnoj shkoly dal'nej provodnoj svyazi P.A. Azbukin // Elektrosvyaz': istoriya i sovremennost'. 2006. № 2.
5. Osnovatel' nauchnoj shkoly provodnoj svyazi P.A. Azbukin [Elektronnyj resurs] // Present5. Rezhim dostupa : https://present5.com/osnovatel-nauchnoj-shkoly-provodnoj-svyazi-p-a-azbukin/.
Reznik Irina Ivanovna - Cand. Sc. {Philosophy} , Academic Secretary of OmRO PANI, Member of the Union of Writers of Russia, [email protected].
Статья поступила в редакцию 19.04.2019 г.
Новые книги
Викторов, Вячеслав Викторович. Гордость и боль: заметки участника и очевидца событий. - М. : ЦентрКаталог, 2019. - 232 с.
Автор этой книги был учителем и солдатом, издателем и преподавателем высшей школы. Но лучшие, самые активные годы жизни отдал работе в партийном и государственном аппарате и дошёл до очень высоких должностей. Честный советский патриот и коммунист, он на Старой площади и в Кремле с болью наблюдал за действиями высших партийных чинов, с которыми зачастую был близко знаком. Именно «архитекторы перестройки» преднамеренно или бессознательно толкали Советский Союз к закату и развалу. Предлагаемые читателю заметки участника и очевидца — свидетельства неравнодушного участника драматических событий.
Адресуется всем, кто интересуется новейшей историей России.