Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1945 ГОДА В ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1945 ГОДА В ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОБЕДА / НАРОД / ПАТРИОТИЗМ / ПАМЯТЬ / PATRIOTIC WAR / VICTORY / PEOPLE / PATRIOTISM / MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давудов А.Д.

Память о Великой Отечественной войне имеет всемирно-историческое значение и представляет большую ценность, духовного состояния не только России, но и всего цивилизованного человечества. Память о Великой Отечественной войне имеет всемирно-историческое значение и представляет большую ценность, не только России, но и всего цивилизованного человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATRIOTIC WAR OF 1945 IN THE FORMATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE

The memory of the great Patriotic war has a world-historical significance and is of great value for the spiritual state of not only Russia, but also the entire civilized humanity. The memory of the great Patriotic war has a world-historical significance and is of great value, not only to Russia, but also to the entire civilized humanity.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1945 ГОДА В ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ»

9. Martynov M.I., Karavaeva T.L. The development of speed-power capabilities of 12-13-year-old football players in the school football section by the circuit training method // In: Problems of physical culture and sports and solutions. Materials of the All-Russian research to practice conference with international participation. Vyatka State University. Kirov, 2016. P. 178-181;

10. Polyakova I.V., Trusikov V.Yu. Effectiveness of experimental program for the formation of health-saving skills of young football players // In: University of the 21st century: scientific measuring. Materials of the research conference of teaching staff, post graduates and graduate students of the L.N. Tolstoy TSPU. Tula, 2017. P. 343-346;

11. Kharchenko E.V. Peculiarities of training of 11-12-year-old children in the school futsal section // In: Problems of implementation of the results of innovative solutions. Collection of articles of the International research to practice conference. Orenburg, 2019. P. 51-54;

12. Shikhaliev Sh.S. Football as a means of organizing students' spare time. Scientific Journal. Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. No. 3. Makhachkala, 2011. P. 84-86.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1945 ГОДА В ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ

Давудов А.Д.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. Память о Великой Отечественной войне имеет всемирно-историческое значение и представляет большую ценность, духовного состояния не только России, но и всего цивилизованного человечества. Память о Великой Отечественной войне имеет всемирно-историческое значение и представляет большую ценность, не только России, но и всего цивилизованного человечества.

Ключевые слова: отечественная война, победа, народ, патриотизм, память.

THE PATRIOTIC WAR OF 1945 IN THE FORMATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE

Davudov A.D. CHOU VO "Socio-pedagogical Institute", Derbent

Abstract. The memory of the great Patriotic war has a world-historical significance and is of great value for the spiritual state of not only Russia, but also the entire civilized humanity. The memory of the great Patriotic war has a world-historical significance and is of great value, not only to Russia, but also to the entire civilized humanity.

Keywords: Patriotic war, victory, people, patriotism, memory.

Результатом Второй мировой войны стало победа и полное поражение фашистской армии, освобождение европейских стран от порабощения, формирование новой картины мира и современного миропорядка. Несмотря на это, в год 75 -летия Победы над фашизмом в мире появилось много неоднозначных оценок событий той эпохи, которые продемонстрировали ориентацию определенных политических сил на пересмотр исторических результатов не только Победы, но и второй мировой войны.

Современное восприятие концепции исторической памяти предполагает разностороннее рассмотрение этого феномена: как одного из основных каналов передачи опыта и информации о прошлом, так и важнейшего компонента самоидентификации личности и социальных групп [7]. Более того, любое общество характеризуется, в частности, наличием специального механизма, с помощью которого регистрируются его прошлые состояния и воспроизводятся институциональные типы отношений или их конкретные стороны. Глобальные мировые процессы, разворачивающиеся в современном мире, превратили представления о прошлом и настоящем в краеугольный камень государственной политики, идентификации отдельных лиц и групп, их социализации в социальных сообществах и обществе в целом.

Разные поколения, мужчины и женщины, представители разных социальных слоев могут хранить разные воспоминания о прошлом. Нынешняя молодежь в этом вопросе представляет особый исследовательский интерес как большая социальная группа, которая находится на подготовительной, но скорее самостоятельной жизненной стадии - стадии взросления, обеспечивающей дальнейшую самореализацию членов этой социальной группы и, в конечном счете, преемственности и социального воспроизводства.

Важной проблемой в изучении исторической памяти, о которой говорят ведущие ученые, является разрыв между памятью, которую хранят люди, и официальной историей, как ее учили и изучали большую часть жизни нынешнего поколения. В то же время «живая память» нашей истории - это то, что люди рассказывают о том, что произошло, их понимание исторических событий, участниками которых они были и свидетелями, оно более реальное. Официальная история - это, как правило, неполная реконструкция, иногда искаженная информация о прошедшем, всегда рациональная и целенаправленная, критична и одинаковая для всех. В современном общественном развитии исследователи отмечают потерю баланса между историей и памятью, которая проявляется как между источниками формирования исторической информации, так и в рамках механизма передачи исторических знаний и идей [3; 4; 6].

К примеру, современная молодежь не может знать события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которых они не принимали участия. Хотя они могут иметь представления о событиях того времени как через «живую память» - рассказы, письма, артефакты, транслируемые в рамках семейных историй через родственников, близких людей - свидетелей тех событий, - так и через официальную историю, которую они изучали в школе и вузе. Школа, а также ВУЗ формируют культурно-информационное поле через чтение художественной и документальной литературы, посещение музеев, просмотры кинофильмов и иные публичные ис-

точники в современных средствах массовой коммуникации. Новые источники памяти активно включаются в историческое пространство, происходит быстрый отход от стандартных версий истории страны, новых оценок, мнений и общего количества исторических фактов, составляющих содержание исторической памяти молодежи и всего народа.

Интернет и компьютеры позволили ввести научный дискурс о прошлом, а также массу документальных и других доказательств, которые формируют новые базы данных, открывают новые каналы информации о прошедшей войне. Кроме того, новые социальные практики типа народной акции «Бессмертный полк» или Обобщенного компьютерного банка данных Министерства обороны РФ, который содержит информацию о защитниках Отечества, погибших или пропавших без вести в годы войны.

Обозначенный выше дискурс об исторической памяти определил исследовательскую позицию работы посвященную 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Предмет исследования - состояние исторической памяти восемнадцатилетних в знаниях, суждениях, представлениях и оценках о Великой Отечественной войне.

Объектом исследования выступили студенты СПИ, всего было опрошено 63чел., подавляющее большинство составили студенты -первокурсники. Возраст опрошенных - 16-20 лет. Общее количество опрошенных студентов -новичков, которое составило почти треть всех студентов, поступающих в первый год СПИ в 2019 году, составило 34,1%.

Данные опроса позволили составить своеобразный срез реального состояния исторической памяти, поколения восемнадцатилетних, а также обозначить зоны так называемой «исторической амнезии» - что не сохранилось в исторической памяти молодого поколения: события, лица, оценки.

Для подавляющего числа опрошенных события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. зафиксированы в исторической памяти семьи: абсолютное большинство респондентов отметили, что их прадеды прошли через военные действия на фронтах войны, в 25% семей имеются погибшие. В тылу трудились на Победу прадеды у 42% опрошенных, а у 13% студентов были или есть те, кто пережили оккупацию. У 5 студентов в семьях и до настоящего времени прадеды числятся пропавшими без вести. В то же время 8 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Хотелось бы отметить, что «живая память» транслируется через устные рассказы, воспоминания, истории о событиях, а также и через артефакты прошлого как конкретные носители исторической информации, позволяют лучше увидеть и почувствовать непосредственную картину войны.

Опрос выявил интересный момент: часть семей студентов либо не сохранили материальные свидетельства военного прошлого (33%), либо в семьях не было вообще никаких документов и артефактов военного времени (41%). Основные реликвии прошедшей войны, сохраняемые большинством семей, - это награды (12%) и фотографии (18%). Письма с фронта как один из наиболее распространенных каналов семейного общения и феномен письменной культуры военного времени сохранились в семейных архивах лишь у 19% опрошенных.

Продолжением характеристики данной ситуации, обозначаемой современными исследователями как процесс утраты равновесия между историей и памятью, могут служить ответы участников на вопрос об источниках, из которых современный молодой человек - студент - получает информацию о событиях прошлого и итогах Великой Отечественной войны.

В общем рейтинге культурно-информационных средств передачи всей совокупности социальной информации о войне лидируют уроки истории: 89% опрошенных отметили их как источник информации о военном прошлом, для 11 % опрошенных кинофильмы, телесериалы служат источником воспроизводства информации о войне. Опрос обозначил интересный момент: для поколения 18-летних, которые составляют основную массу опрашиваемых, посещение музеев и выставок, посвященных событиям Великой Отечественной войны, выступает как важный источник информации о военном прошлом, об этом заявили 57 % участников. Мемуары как источники информации интересны для 11% опрошенных, а живые свидетельства участников войны - для 22% участников опроса.

В целом можно обозначить, что историческая память о Великой Отечественной войне у молодых людей предстает не столько как область живых воспоминаний, сколько как процесс конструирования прошлого. В настоящее время для молодых людей важным и охватывающим практически всех респондентов источником знаний, в том числе и исторических, становится обучение в различных учебных заведениях. Однако события и итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн, и об этом говорят специалисты, в школьных учебниках истории не находят полного и адекватного отражения, а в большинстве вузов изучение отечественной истории (от восточных славян до наших дней) осуществляется в течение одного семестра.

Опрос зафиксировал тот факт, что историческое наследие военного прошлого освещается в нынешнем поколении главным образом через историческую память, основные элементы которой восстанавливаются по официальным источникам памяти, событиям, образам и т.д. Репродуктивная память о войне: устные традиции, беседы с людьми, пережившими военные годы, со старейшинами, хранителями традиций и т.д. Когда точная передача данных возможна не столько, сколько передача ценной памяти, которая тает из-за личного опыта и духа участника, оно уменьшается вместе с поколением победителей, которые покидающих историческую арену. Но важность и возможность «живой памяти» для передачи знаний о войне, ее эмоциональный потенциал для воздействия на респондента подтверждается тем фактом, что документальные и телевизионные программы о войне как переводчики военного «наследия отцов» важны для 60% участников.

Возможно, именно с этими тенденциями связан факт уменьшения исторической памяти и социальной мотивации к изучению истории Великой Отечественной войны поколениями, представляющими правнуков тех, кто защищал свободу нашей страны в 1941-1945 годах.

Те, кого очень интересуют события Великой Отечественной войны, составили 35 % опрошенных, чуть больше половины респондентов заявили, что события их скорее интересуют, чем нет, а 14 % респондентов мало или совсем не интере-

суются военным прошлым, что свидетельствует об ослаблении интереса к историческому прошлому у представителей когорты 18 -20-летних.

В ходе исследования студентам был задан вопрос о знании основных дат Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Были выбраны даты, которые указывают на масштабы Второй мировой войны, и даты, представляющие важные вехи в истории Великой Отечественной войны, которые проводила наша страна. Студентам в тестовом режиме было предложено указать даты основных событий этого периода. Подавляющее большинство - 90% респондентов - правильно указали дату только начала Второй мировой войны. Раскрывая знания о других исторических датах: битва за Москву, разгром милитаристской Японии, снятие блокады Ленинграда, студенты показали различную степень усвоения исторической информации, а общая тенденция зафиксировала незнание точных дат этих События в истории Второй мировой войны большинством респондентов.

Результаты можно оценивать по-разному, но, конечно, они демонстрируют определенные проблемы трансляции исторического прошлого, передачи исторических знаний и идей в обществе новым поколениям.

Кстати, подобные тенденции зафиксированы другими исследователями [1; 5; 8]. По-видимому, причины следует искать как в образовательном процессе, который до сих пор не был способен адаптироваться к современной социокультурной динамике, так и за его пределами, в самом трансляционном механизме, во время которого, как мы уже показали, сегодня события Историческое прошлое передается молодым людям.

История как организованная память о прошлом, как правило, воспроизводится через яркие точки, события, памятники, ритуалы, традиции, лица и имена или, в образном выражении П. Норы, «место памяти» того, что осталось от прошлого, и вокруг него вращается все остальное, через кого и что прошлое влияет или прорастает в настоящем »[4, с. 28]. Представленное исследование раскрывает только так называемый эффект поколений исторической памяти, когда каждое поколение, согласно наблюдениям И.Е. Козновоя, имеет свой собственный инвариант памяти. «Практически любое новое поколение постоянно сталкивается с выбором того, что сохранить или изменить из наследия своих предков, что оставить или забыть» [3, с. 31].

Показательны с этой точки зрения открытые вопросы анкеты с просьбой указать фамилии известных полководцев Великой Отечественной войны. Полководцы, Герои Советского Союза - это символы, легенды далекого прошлого. Именно через личности, как правило, происходит восприятие эпохи, времени, событий Ве-

и /—ч и и т-\ и и

ликой Отечественной войны. В общей сложности при ответе на открытый вопрос прозвучало 152 фамилии известных людей. Качественный анализ показывает, что безусловными лидерами списка среди полководцев войны стали Г. К. Жуков (его упомянули 83% опрошенных) и К. К. Рокоссовский (68% упоминаний). Далее следуют И. С. Конев, А. М. Василевский и К. Г. Ворошилов. Более трех фамилий пол-ководцев-военноначальников указали лишь 17% опрошенных. Среди названных студентами-первокурсниками фамилий полководцев: Н. Ф. Ватутин, К. А. Мерецков, Р. В. Малиновский, Ф. И. Толбухин, И. Д. Черняховский и др., в общей сово-

купности их фамилии прозвучали в 14% анкет. Из числа героев были названы Н. Гастелло, З. Космодемьянская, И. Панфилов, И. Кожедуб, А. Покрышкин и др.

Как показывает анализ, упоминание тех или иных фамилий военноначальни-ков и героев войны 1941-1945 гг. сильно коррелируется с упоминанием мест в г. Москве, названных в их честь, открытый вопрос о которых также был в анкете. Студенты, отвечая на вопросы анкеты, упоминали фамилии известных полководцев, героев войны сразу в двух вопросах, при этом в абсолютном большинстве анкет ответы на данные вопросы дублируются. Это свидетельствует о том, что урбанистическая среда, воспроизводя в названиях улиц исторические образы, сегодня также выступает источником исторической памяти. Правда, такая организация исторической памяти слишком поверхностна, ведь подавляющее большинство известных фамилий полководцев приводились респондентами без инициалов. Важное место в опросе занимали вопросы, позволяющие выявить оценки молодыми людьми основных явлений и событий Великой Отечественной войны и факторов Победы 1945 г. Оценочный компонент представлял спектр суждений респондентов относительно того, какие из явлений Великой Отечественной войны сегодня вызывают гордость россиян и какие факторы позволили, по мнению студентов, одержать победу над фашизмом.

Бесспорным доминантном, исторического «военного» сознания молодежи, гордость народа своей страны, которые в годы войны, показали массовый героизм на фронте и в тылу. Об этом заявили почти 90% опрошенных студентов. Треть опрошенных отметили важность скорейшего создания сильной военной оборонной промышленности на востоке СССР. В то же время освободительная миссия Красной Армии в Европе не в полной мере отражена в сознании молодежи (23,3%). Но именно эта тема является предметом спекуляций и трансформационного поля попыток переписать историю в современном мире.

Массовый героизм, патриотизм как основные элементы воспитания советских людей, по мнению студентов, были главными факторами победы над фашистской Германией. Важность этих факторов была отмечена 86% и 75% респондентов соответственно. Следующими наиболее важными факторами студенты считают присутствие талантливых военных лидеров в Красной Армии (51%) и активное народное сопротивление - партизанское движение, развернувшееся на территориях, оккупированных фашистами (45 % респондентов).

Лишь 10% респондентов считают решающим фактором открытия второго фронта. Студенты в целом не ценят роль союзников по антифашистской коалиции в победе во Второй мировой войне, потому что считают, и этот опрос ясно показал, что основное бремя, а следовательно и потери в борьбе с нацизмом, ложатся на плечи советских людей. Вот почему в памяти людей и, соответственно, молодого поколения события Второй мировой войны занимают менее значимое место, чем события Великой Отечественной войны.

Интересно, что момент, когда ненависть к нацистам как к бедствующему фактору озвучили в ответах лишь 13,4% респондентов. Хотя исторические факты свидетельствуют о том, что именно ненависть к врагам как к «насильникам, грабителям, истребителям людей» в годы войны была наиболее важным мотивирующим фактором массового героизма. Таким образом, и «живая память», и история войны

в умах россиян прошли своеобразную очистку от разрушительных эмоций и чувств и социальной ненависти, которая, как правило, сопровождает тяжелые социальные конфликты, являясь движущей силой За агрессивными и враждебными общественными настроениями не было обнаружено регистрации в общественном сознании.

Оценки молодых людей, данные им по географическим и климатическим факторам победы, можно считать значительными. Суровые климатические условия СССР и его ресурсной базы - обширные территории и человеческие ресурсы -кажутся решающими факторами победы для трети респондентов (42% и 36% ответов соответственно). Конечно, географические особенности могут быть стратегическим преимуществом страны, и эти факторы считались решающими в начале войны как в нацистской Германии, так и в Советском Союзе. Эти оценки в историческом сознании молодежи начали появляться в ходе недавних социокультурных преобразований, в попытках переосмыслить историческое прошлое и в появлении большого количества спекулянтов из истории, стремящихся сделать себе имя в исторических манипуляциях , Например, этот аспект военной истории был целенаправленно сформирован в учебниках истории Сороса, которые наводнили русские школы в конце 90-х и начале 2000-х годов. Сегодня эти оценки уже заложены в структуру исторической памяти некоторых молодых людей и требуют более чуткого подхода.

В целом можно отметить, что историческое сознание молодежи впитало в себя ценные ориентиры коллективной памяти предыдущих поколений, где сохранилась память о войне 1941-1945 гг. Это важный компонент культурной традиции и национальной идентичности. Примечательно, что в последние годы исследователи отмечают рост эмоциональной связи с Днем Великой Победы большого числа россиян, а в День Победы в российском обществе пока что существует редкое соглашение, о чем свидетельствует по опросам общественного мнения [2].

Следовательно, опрос выявил важную проблему в историческом сознании современной молодежи - возникающие деформации в трансляционном механизме исторической памяти о Великой Отечественной войне. Ситуация с разрывом между «живой памятью», хранящейся в семьях, и историей того, как ее преподают и как ее изучали молодые люди, демонстрирует процесс заполнения «пробелов памяти» сконструированным историческим материалом. А распространение в современном обществе информационных технологий для передачи информации, в том числе исторической, позволяет восполнить эти пробелы, в том числе некачественный исторический материал и манипулировать исторической памятью. Сегодня перед профессионалами стоит серьезная задача исправить этот пробел, долгая и целенаправленная работа в этом направлении остается. И исторический период Великой Отечественной войны как значимое событие в истории России может и должен послужить основой для коррекции, поскольку он несет в себе большие возможности для сознательной передачи исторической информации во времени, что отвечает современным общественным интересам.

Литература:

1. Афанасьева А. И., Меркушин В. И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11-22.

2. Великая Отечественная война: где живет память о подвиге народа? [Электронный ресурс]. URL: http://infographics. wciom.ru/theme-archive/socielA/religion-lifestyle/ past-lA ture/ article/ velikaja-otechestvennaja-voina- gde-zhivet-pamjat- o-podvig. html (дата обращения: 20.08.2015).

3. Кознова И. Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. М.: Изд-во ИФ РАН, 2000. 207 с.

4. Нора П. Франция-память. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. 328 с.

5. Репина Л. П. Опыт социальных кризисов в исторической памяти // Кризисы переломных эпох в исторической памяти. М., 2012. С. 3 -37.

6. Рикер П. Память, история, забвение [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/ (дата обращения: 20.08.2015).

7. Романовский Н. В. Новое в истории - «Бум памяти» // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 13-23.

8. Чернова О. В. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. URL: http:// www.politpros.com/ journal/ read/ ?ID= 138&journal=68 (дата обращения: 14.06.2015).

References:

1. Afanasieva A. I., Merkushin V. I. the Great Patriotic war in the historical memory of Russians // Sociological research. 2005. no. 5. Pp. 11-22.

2. the Great Patriotic war: where does the memory of the feat of the people live? [Electronic resource]. URL: http://infographics. wciom.ru/theme-archive/ socielA/ religion-lifestyle/ past-lAture/ article/ velikaja- otechestvennaja- voina- gde- zhivet-pamjat-o-podvig. html (accessed: 20.08.2015).

3. koznova I. E. XX century in the social memory of the Russian peasantry. Moscow: publishing house of the if RAS, 2000, 207 p.

4. Nora P. France-memory. Saint Petersburg: publishing house of the Saint Petersburg University, 1999, 328 p.

5. Repina L. p. Experience of social crises in historical memory // Crises of critical epochs in historical memory, Moscow, 2012, Pp. 3-37.

6. Riker P. memory, history, oblivion [Electronic resource]. URL: http:// www. gumer .info/ bogoslov_Buks/Philos/Rik/ (accessed: 20.08.2015).

7. Romanovsky N. V. New in history - "memory Boom" / / Sociological research. 2011. No. 6. P. 13-23.

8. Chernova O. V. historical memory of Russians about the great Patriotic war [Electronic resource]. URL: http:// www.politpros.com/ journal/read/ ?ID=138& jour-nal=68 (accessed: 14.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.