Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ СИДНЕВОЙ Т. Б. "ИСКУССТВО КАК МЕТАФОРА БЫТИЯ"'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ СИДНЕВОЙ Т. Б. "ИСКУССТВО КАК МЕТАФОРА БЫТИЯ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / МЕТАФОРА / МУЗЫКА / ГРАНИЦА / БЫТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Праздников Георгий Александрович

В рецензии дана высокая оценка актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости монографического исследования профессора ННГК Сидневой Т. Б. «Искусство как метафора бытия», изданного в московском издательстве «Прогресс-Традиция» в 2013 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW FOR A MONOGRAPH "ART AS A METAPHOR OF EXISTENCE" BY T. B. SIDNEVA

The review highly appreciates the topicality, scientific novelty, theoretical and practical value of the monographic research «Art as a metaphor of existencee» by Professor of Nizhny Novgorod State Glinka Conservatoire T. B. Sidneva, which has been published in the Moscow publishing house «Progress-Tradition» in 2013.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ СИДНЕВОЙ Т. Б. "ИСКУССТВО КАК МЕТАФОРА БЫТИЯ"»

РЕЦЕНЗИИ

© Праздников Г. А., 2014

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ СИДНЕВОЙ Т. Б.

«ИСКУССТВО КАК МЕТАФОРА БЫТИЯ.»

В рецензии дана высокая оценка актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости монографического исследования профессора ННГК Сидневой Т. Б. «Искусство как метафора бытия», изданного в московском издательстве «Прогресс-Традиция» в 2013 году.

Ключевые слова: искусство, метафора, музыка, граница, бытие

На протяжении истории многообразное развертывание художественной практики неизменно сопровождается потребностью философской, культурологической, эстетической, искусствоведческой рефлексий о ней. И среди наиболее драматических и дискуссионных был и остается вопрос выявления смысла искусства. Каковы механизмы его существования? В чем заключается потребность художественного творчества, заставляющая творцов искусства рождать образы и символы и платить за это очень высокую цену? Существует ли логика художественного процесса или природная апо-фатичность искусства делает бессмысленными любые попытки доказать, что пастушеский рожок и симфонический оркестр, Гете и наивные частушки являются неотъемлемой частью единого пространства? Как произведения попадают в ранг фундаментальной классики? Почему зигзаги истории так беспощадны по отношению к казалось бы безупречным художественным проектам? Чем объяснить широчайший разброс интерпретаций искусства — вплоть до убийственных «экспериментаций» над ним?

И, наконец, главный вопрос: «Что такое искусство?» сегодня не имеет определения, которое учитывало бы специфику и многообразие языков искусства, классическую и современную его версии, экспериментально-элитарные его сферы и искусство «легкого успеха» — иначе говоря, охватывало бы все пространство художественного опыта.

Автор монографии Сиднева Т. Б. смело вторгается в обозначенную выше сферу традиционных и, одновременно, остро дискуссионных проблем и предлагает яркое и незаурядное их решение.

Одно из важных достоинств данного монографического исследования — диалог с различными традициями изучения искусства. В книге отражено глубокое понимание автором особен-

ностей толкования философско-эстетических проблем разными мыслителями — от античности до эпох ближайшего прошлого. Причем интересно, что автор ни на минуту не забывает о том, какие реалии искусства окружали размышляющего о нем: какая музыка, предположим, побудила Канта определить ее как чистую игру изящных ощущений, какие стихотворные произведения позволили увидеть в поэзии завершение «романтической» эпохи и говорить о самоисчерпании искусства Гегелю и т. д. При этом исследование пронизано поиском константных характеристик художественных реалий, стремлением в континууме истории искусства обнаружить неизменное и фундаментальное.

Центральным предметом внимания Т. Б. Сидневой является музыка. Причиной этого выбора является не только то, что автор по своей исходной профессии музыковед. Известно, что в музыке сконцентрированы качества художественности, и она нередко выступает в качестве критерия достоверности философских проблем. В разные периоды истории культуры утверждалось представление о музыке как барометре общемировых процессов, «квинтэссенции культуры» (Т. Манн). Замечена ее способность опровергать, казалось бы, незыблемые общеэстетические построения (как писал о музыке Ф. Лаку-Лабарт, она является «самым неудобным предметом для философии»), с другой стороны — репрезентировать искусство в целом, являясь его наиболее наглядной моделью (по мысли Гете, музыка — «колыбельное имя всякого искусства»). Принципиально, что музыка автором трактуется широко: как онтологическая целостность, охватывающая широкий спектр метафизических, физических, психологических, семиотических и эстетических смыслов. При этом, как пишет автор в другой своей статье, «реальная и метафорическая музыка имеют один корень», в этой связи

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (32) 2014

для понимания сущности искусства звуков важен как музыкантский, так и немузыкантский опыт [2, с. 73]. Исходя из полисемантичности понятия «музыка», Т. Б. Сиднева дает последовательное обоснование декларируемой в разные эпохи исключительной роли музыки в бытии.

Музыка в монографии стала важным (но не единственным!) фокусом изучения как внешних связей искусства (с религией, нравственностью, наукой, повседневностью), так и выявления внутренних механизмов его существования — в диахронии и синхронии.

Одним из ключевых лейтмотивов исследования художественного опыта в монографии стала категория границы. Обращение к границе, понятой (на основе концепций М. Бахтина, Ю. Лотмана, Н. Рымаря, В. Зусмана и др.) как сложная, иерархическая полифункциональная система, дало возможность автору по-новому рассмотреть проблему смены парадигм в искусстве. Обращаясь к классической и неклассической парадигмам, Т. Б. Сиднева на огромном фактическом материале выявляет различное переживание границы в искусстве. Многоаспектное изучение проблемы выводит автора на понимание того, что высшее духовное назначение искусства лежит в основании устойчивой связи реального бытия искусства (что оно есть) и императива (каким оно должно быть).

В монографии четыре раздела. Исходным постулатом первого («В поисках определения искусства») является представление об искусстве как сложнейшем концепте культуры. Концепт определен как методологически важный ключ, который позволяет понять свойственные художественному опыту слиянность духовного и вещественно-телесного, континуального и дискретного, субъективного и объективного, «своего» и «чужого», «высокого» и «низового», сочетание в нем константности и вариабельности, открытости и закрытости его границ. В русле концептуального анализа искусства определяются классическая и неклассическая парадигмы в их конкретно-историческом и вневременном, метаисторическом измерениях. Так, в горизонте размышлений автора оказываются понятия «классика», «классическое наследие», «современное искусство».

Во втором разделе («Граница как категория искусства») художественный опыт в его сложно-

сти и многоликости анализируется сквозь призму проблемы границы.

Третий раздел «Серебряный век: лики и границы бытия» — один из самых вдохновенных и интригующих в монографии. Обращаясь к различным художественным произведениям, публицистике, философским трудам, отражающим «рубежный» опыт, Т. Б. Сиднева точно и тонко фиксирует состояние межпарадигмальности («пребывания на пороге») в культуре.

Четвертый раздел «Метафоры бытия в музыке» погружает читателя в интересный и увлекательный мир музыки «рукотворной» и «нерукотворной», реальной и метафизической, звучащей и незвучащей.

В заключение отмечу, что все сюжеты монографии подводят читателя к пониманию искусства как универсальной метафоры бытия, что позволяет фиксировать характерные для художественного творчества единство чувственно-предметной конкретности и символической обобщенности, следования логике бытийных процессов и автономности его суверенной территории, безграничную многоликость художественного опыта и инвариантность его оснований.

Автор так формулирует основную идею исследования: «Постигая искусство как метафору бытия, мы тем самым открываем путь не только к признанию уникальных возможностей искусства, но — прежде всего — к познанию самого бытия как всеобъемлющего пространства жизни» [1, с. 318]. В этих словах мы слышим глубокое понимание бесконечности познания — и искусства, и всего жизненного пространства.

Перед читателем монографии предстает теоретически плотный текст, в котором, вместе с тем, ощущается колоссальное знание живого материала. Надеюсь, что настоящая энциклопедич-ность знаний, которая присуща автору и сполна проявилась в данной книге, увлечет как профессионалов-гуманитариев, так и всех, кто интересуется проблемами музыки, искусства, бытия.

Литература

1. Сиднева Т. Б. Искусство как метафора бытия. М.: Прогресс-Традиция, 2013. 320 с.

2. Сиднева Т. Б. Музыка, музыкальное, музыкальность: к вопросу о границах понятий // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2013. № 1 (27). С. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.