Научная статья на тему 'Теоретико-практические принципы освоения искусства (об учебнике «Эстетика» Т. Б. Сидневой)'

Теоретико-практические принципы освоения искусства (об учебнике «Эстетика» Т. Б. Сидневой) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
314
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА / ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА / ЭСТЕТИКА / ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА / МУЗЫКА / ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ / GENERAL THEORY OF ART / PHILOSOPHY OF ART / AESTHETICS / THE PROBLEM OF AESTHETIC TASTE / MUSIC / PRINCIPLES OF COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Афасижев М.Н.

Рецензия на книгу: Сиднева Т.Б. Эстетика: учебное пособие для студентов творческих вузов, обучающихся по специальностям: «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Дирижирование», «Композиция», «Музыковедение», «Музыкальная звукорежиссура». Москва: Прообраз, 2016. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL PRINCIPLES OF THE DEVELOPMENT OF ART (OF THE BOOK "AESTHETICS" T. B. SIDNEVA)

Review of the edition: Sidneva T.B. Aesthetics. A textbook for students of art university studying in the field: “Instrumental Performance”, “Vocal art”, “Conducting”, “Composition”, “Musicology,” “Musical sound”. Moscow, Publishing House “Proobraz”, 2016. 168 p.

Текст научной работы на тему «Теоретико-практические принципы освоения искусства (об учебнике «Эстетика» Т. Б. Сидневой)»

НОВЫЕ КНИГИ

ЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОСВОЕНИЯ ИСКУССТВА (ОБ УЧЕБНИКЕ «ЭСТЕТИКА» Т. Б. СИДНЕВОЙ)

УДК 7.01

М. Н. Афасижев

Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации

Рецензия на книгу: Сиднева Т. Б. Эстетика : учебное пособие для студентов творческих вузов, обучающихся по специальностям: «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Дирижирование», «Композиция», «Музыковедение», «Музыкальная звукорежиссура». Москва : Прообраз, 2016. 168 с.

Ключевые слова: общая теория искусства, философия искусства, эстетика, проблемы эстетического вкуса, музыка, принципы композиции.

M. N. Afasizhev

The State Institute for Art Studies, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Kozitsky pereulok, 5, 125000, Moscow, Russian Federation

THEORETICAL AND PRACTICAL PRINCIPLES

OF THE DEVELOPMENT OF ART

(OF THE BOOK "AESTHETICS" T. B. SIDNEVA)

Review of the edition: Sidneva T. B. Aesthetics. A textbook for students of art university studying in the field: "Instrumental Performance", "Vocal art", "Conducting", "Composition", "Musicology," "Musical sound". Moscow, Publishing House "Proobraz", 2016. 168 p.

Keywords: general theory of art, philosophy of art, aesthetics, the problem of aesthetic taste, music, principles of composition.

В последние годы появились учебники по эстетике, созданные в системе вузовского образования коллективными и индивидуальными авторами. Общим недостатком этих учебников было отсутствие в них практического закрепления эстетических свойств и закономерностей искусства. Не случайно создатель первого труда по эстетике А. Баумгартен обозначил её как эмоциональную форму познания - «чувственность» (sensibility) и лишь затем как «эстетику» ^ste^ti^s), определив её место среди высших познавательных способностей человека - разума, логики,

что было естественно для духа эпохи Просвещения с её культом разума и науки.

Но уже в следующую эпоху - романтизма - чувство и его активное выражение в фантазии становится основным содержанием искусства - поэзии и особенно музыки. С этого времени именно музыка становится одним из основных эмоционально смысловых стимулов и источником энергии процессуального развития других видов искусства. Эта ситуация во многом определила содержание и структуру «Эстетики» Т. Б. Сидневой, в которой гармонически по времени распределено пре-

АФАСИЖЕВ МАРАТ НУРБИЕВИЧ - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации

232 AFASIZHEV MARAT NURBIEVICH - Full Doctor of Philosophy, Professor, Chief Researcher

of the State Institute for Art Studies

© Афасижев М. Н., 2016

подавание философской эстетики, теории и истории музыки, к чему студенты были подготовлены предшествующей музыкальной практикой по освоению различных музыкальных инструментов и участием в концертной деятельности.

В Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, как свидетельствует Т. Б. Сиднева, более двадцати лет реализуется программа, которая предваряет изучение эстетики на старших курсах консерватории.

Эстетике предшествуют курсы по истории музыки,театра, исполнительскому искусству и художественной культуре, с одной стороны, и курсы по философии, социальной истории, истории религии - с другой. Это позволяет сделать курс эстетики более цельным, сконцентрированным не только на собственно эстетических вопросах, но и на проблематике межпредметных дисциплин [2, с. 13].

Таким образом, к изучению эстетики студенты приступают, имея практический и теоретический опыт, способствующий самоопределению их в будущей профессии музыкантов. И всё это отражается в программных установках, изложенных в «Организационно-методическом разделе» учебника, в котором чётко определяются основные задачи преподавания эстетики - целевые, мотивационные, теоретические и деятельностно-практи-ческие. Все они, в общем, направлены на формирование интереса к эстетическим знаниям, осмыслению творческого процесса в искусстве и овладению системой знаний об эстетических категориях, а также на развитие у студентов умения самостоятельно работать с философско-эстетической литературой, способности к анализу художественных произведений, а также к дискуссиям об искусстве на семинарах и конференциях и к написанию и защите рефератов.

В итоге следует следующее заключение: «В гуманитарном образовании студентов-музыкантов эстетика занимает ключевое место... Опираясь на художественную практику, искусствоведческие и философские знания, эстетика способна взять на себя роль интегрирующей дисциплины, стать курсом, синтезирующим профессиональный опыт, искусствоведческие социально-гуманитарные знания обучающихся студентов» [1, с. 4].

Следует отметить основной принцип изложения в учебнике теории и истории эстетических теорий. Стремясь к объективной оценке реального вклада философами и эстетиками прошлого и настоящего в постижение искусства, Т. Б. Сид-нева в каждой главе данного пособия привлекает труды самых разнообразных философов, эстетиков и искусствоведов. Так, при определении предмета эстетики она ссылается на И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Н. Лосского, М. Ма-мардашвили, В. Бычкова и других, дающих с разных методологических позиций определения эстетики, которая формировалась на основе её предмета - искусства в тех или иных конкретно-исторических условиях его возникновения и функционирования. И в итоге в данном труде даётся следующее её определение: «Эстетика - философская наука, которая изучает особый тип чувственно-ценностного отношения человека к миру - эстетический, ("касающийся чувственного"), общие закономерности искусства (как специфического вида деятельности и реальности, высшего проявления эстетического) и творчество (его существенные качества и проявление в различных сферах культуры)» [2, с. 12].

Т. Б. Сиднева понимает, что в одном определении невозможно дать исчерпывающую характеристику эстетики как методологии комплексного исследования

искусства на стыке философских, естественных и общественных наук в процессе движения их к постижению уникальной неповторимости и универсальной значимости искусства, проявления в нём личного и общественного, эмоционального и рационального, идеального и реального, религиозного и светского и т.д.

Тем более что в мировой истории не теория, а вечно меняющаяся практика искусства определяла его характер и функции в обществе. Так, в прошлом античное искусство определило общий характер античной эстетики, которая возникла в результате практического определения музыкальной гармонии Пифагором, а основную функцию искусства в Древней Греции Аристотель выявил на основе воздействия трагедии на эллинов, вызывающей у них «сострадание и страх». А в эстетике Платона была разработана теория идей как вечных и неизменных продуктивных форм ремесленных изделий и произведений искусства.

Статус музыки - как наиболее способной выражать и развивать эмоциональный мир человека - играет в обществе важную роль по характеру своего постоянного бытия-присутствия в мире исключительно в настоящем времени, и она первой фиксирует изменения и перемены в психологии отдельных людей и общества в целом, выражая их в различных видах народной и профессиональной музыки. И в этом отношении музыка - это чуткий барометр рождающихся перемен в обществе, и этим самым служит критерием современной актуальности и для других видов искусства и, следовательно, для их теорий и эстетики.

По справедливому заключению Т. Б. Сидневой, «музыка нередко опровергает традиционные эстетические концепции, ставит под сомнение многие положения эстетики, являясь своего рода "тестом"

для проверки объективной значимости общественных проблем» [2, с. 13].

Для программы высшего музыкального образования возникает сложная проблема соответствия эстетики всем этим уровням музыкальной практики, как в теоретическом, так и практическом отношении. И если судить по современной исполнительской музыкальной практике в России и в Европе, то можно выделить два наиболее представительных вида - традиционную классику во всех её жанрах оперной и инструментальной музыки и массовую музыку - от народной и эстрадной до различных современных групп и ансамблей, которые со второй половины ХХ века появились в большом количестве во многих странах мира. И весьма скромное место среди них по общему количеству занимает исполнение авангардной музыки в различных странах, несмотря на её соответствие «духу времени» современной цивилизации и тенденциям её развития. Подобное отставание масс от авангардных направлений в современном искусстве характерно и для живописи, скульптуры, театра и балета.

Таков предмет эстетики с «музыкальным уклоном» в Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, что обусловлено профессиональной спецификой её основных теоретических и практических дисциплин, изучаемых студентами.

Далее, определив предмет эстетики, Т. Б. Сиднева в последующих главах подробно анализирует его эстетические качества - эмоциональность, рефлексивность, незаинтересованность, творческий характер, образность, символичность и другие, которые в своей совокупности образуют эстетическую реальность как сплав реального и идеального, объективного и субъективного, главными компонентами которой являются эстетическая дея-

тельность и эстетический вкус, представленные в истории общества в различных модификациях эстетического - прекрасное, трагическое безобразное, возвышенное, комическое, которые в учебнике даны в различных интерпретациях - И. Кантом, Ф. Шиллером, Псевдо-Лонгиным, Г. В. Ф. Гегелем, Ж. Лиотаром, А. Пушкиным, М. Горьким, М. Бахтиным и другими.

Рассматривая взаимоотношения искусства и религии, Т. Б. Сиднева исходит из базовой посылки, согласно которой «генетически обусловленное родство искусства и религии имеет онтологические, гносеологические и аксиологические обоснования ... религию и искусство объединяет образно-символический тип мышления, обусловливающий "прозрение" духовного, идеального, божественного в бренном, вещном, земном» [2, с. 32]. Но если смысл религиозного типа чувствования заключается в подчинённости человека Богу и благоговейном преклонении перед ним, то в искусстве эмоциональное по-разному проявляется в различных типах религии - эгоцентрической, социоцентрической и космоцентричекой, которые не только воплощались в искусстве прошлого, но и, по заключению автора учебника, «находят характерное воплощение в современном искусстве и во многом определяют беспрецедентную многоликость в истории вечного диалога искусства и религии» [2, с. 36].

Так, эгоцентрический тип религии связан с глубинными потребностями личности к самопознанию и мессианству, как это, например, характерно для А. Скрябина в его «Мистерии» - «Я - Бог!». Абсолютизация личности художника как творца свободного самовыражения духа вне социальных ограничений выражена в манифестах А. Бретона, в поэтическом творчестве сюрреалистов и художников экспрессионизма, символизма и других.

Социоцентрический тип религии характерен для тоталитарных государств с их жёсткой регламентацией искусства и подчинением религии господствующей идеологии. Примеры этого известны.

Наиболее интересен и плодотворен для прошлого и современного искусства кос-моцентрический тип религии, для которой характерно, по мнению Т. Б. Сидневой, «расширенное толкование религии, универсализация её значения как сложной идеологической структуры и психологического арсенала культуры, произошедшие в ХХ веке, которые открыли новую страницу вечного диалога искусства и религии. Изучение этого диалога в условиях новой парадигмы культуры возможно позволит выявить ключевые константы современного искусства, прошедшего путь от модернистской устремлённости в будущее и желания отречься от традиционных религий - до постмодернистской всеядности и антиутопии» [2, с. 36].

В следующем разделе учебника «Искусство и наука» рассматривается общность искусства и науки как видов познания материального и духовного мира человека, специфические особенности их целевой деятельности, отношение к эксперименту, а в итоге - определяется характер их форм и их функций в обществе. А в разделе «Искусство и язык» рассматриваются современные типы языка, которые в семантике определяются как естественные, свойственные народам мира, искусственные, используемые в системе «человек - машина», языки науки, или метаязыки, и, наконец, языки мифов, различных ритуалов и искусства.

Особое внимание в учебнике уделяется рассмотрению актуальной для современности проблемы специфики и взаимоотношения массового и элитарного искусства как двух «образов» культуры. По определению Т. Б. Сидневой, «элитарное, явля-

ющееся продуктом индивидуализации, возрастания личностного начала, существует в культуре как средоточие эксперимента, зона "брожения" и поиска смысла, высшая степень продуктивности, выражение творческого потенциала эпохи» [2, с. 43]. При этом элитарность в различной степени присуща авангарду, электронной и рок-музыке, а также джазу и авторской песне. И в отличие от массового, элитарное искусство, в создании которого используется современная наука, сложно для восприятия неподготовленного слушателя. Например, для адекватного восприятия музыки Яниса Ксенакиса - математика, архитектора, информатика и агронома.

Следуя логике познания и освоения такого сложного феномена, как искусство, Т. Б. Сиднева переходит к проблемам его создания и выделяет в нём экзистенциальные основания:творчество как «внутренний дух истины» (И.-С. Бах), «полёт в бесконечность» (Н. Бердяев), «муки творчества» (Ю. Трифонов) и т.д.; типологические особенности: фантазия, новизна, самопроизвольность, образный характер, структуры, подобные сновидению (например, излюбленные метафоры искусства - в романе Л. Толстого «Война и мир», в произведениях И. В. Гёте, А. Пушкина, Р. Вагнера и Г. Берлиоза, например в его «Фантастической симфонии»); «эмпирические» и «поэтические» ипостаси личности художника и формы его развития (например, в музыке, по определению Г. Нейгауза, «человек, художник, музыкант, пианист», а затем, добавим, возможно, и композитор).

Вообще же, как показано в учебнике, достижения во всех видах искусства обусловлены уровнями творческих способностей человека по их возрастанию: одарённость, талант, гений - как «высшая универсальная способность человека».

Но все эти природные качества творцов искусства в различных социокультурных условиях, по утверждению автора, конкретизируются в типологиях: классический, романтический, психологический, визионерский, невротический, которые зависят от противоположных параметров процессов творчества: объективное - субъективное, сознательное - бессознательное, эвристическое - репродуктивное, талант и мастерство, проявляющиеся в формировании духовного замысла произведения искусства и его материальном воплощении.

В следующем разделе «Искусство как система видов» вначале кратко представлены типы видовых классификаций в истории искусства - в философии Платона, Аристотеля, Г. Лессинга, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Ницше и других.

Затем подробно анализируется музыка как специфический вид искусства, отличающийся от других видов по своему бытию и процессуальными особенностями, которые проявляются в её онтологических, гносеологических и аксиологических парадоксах, получивших различные определения в эстетике и музыкознании прошлого и современности, например парадокс физики (громкость, частота, длительность, тембр) и метафизики (философичность, духовность и высшее выражение идеальности - по определению Г. В. Ф. Гегеля - «слух идеальнее зрения»), тождество музыки и мистики (Ф. Шеллинг), музыка как праоснова бытия (А. Шопенгауэр), «чистое становление по принципу всё во всём» (А. Лосев), «символ души мировой стихии» (А. Белый), «тёмного хаоса светлая дочь» (В. Соловьёв). Кроме того, по своему воздействию на человека музыка, с одной стороны, может возбуждать бурные и экстатические состояния, пробуждать оргаистическую чувственность, способную привести

к трагическим катаклизмам в обществе (Платон) и влиять на его нравы (Боэций); а с другой - она способна побуждать к смирению, аскетизму, возвышать и гармонизировать состояние души людей.

Теоретический раздел, посвящённый искусству, продолжается рассмотрением исторических типов художественной культуры - традиционалистского, канонического, инновационно-динамического - и завершается определением жанровых и стилистических особенностей искусства в их историческом развитии и определениями различными философами, эстетиками и музыковедами (Аристотелем, Г. В. Ф. Гегелем, А. Лосевым, С. Аверинцевым, Г. Вёльфлином, А. Риг-лем, М. Бахтиным, Д. Лихачёвым, В. Меду-шевским, Е. Назайкинским, А. Альшван-гом и другими).

Второй раздел учебника полностью посвящён исторической типологии эстетических учений, начиная с возникновения эстетики в Древней Греции и до начала XXI века. По количеству он не уступает теоретическому разделу и представляет собой в основном подробное изложение и анализ эстетических школ и теорий искусства в их исторической эволюции и развитии. Не имея возможности сколько-нибудь подробно их представить в формате рецензии, ограничусь некоторыми примерами из эстетических учений разных эпох, начиная с первой главы. Содержание понятий, отмеченных в её названии - «Античная философия красоты, искусства, творчества», представлено в доклассический период - в поэмах Гомера и Гесиода; в ранней классике - в трудах натурфилософов (на примере Гераклита, представителей Элейской школы, ионийцев и в музыкальной теории Пифагора); в средней классике (в речах софистов - Протагора, Горгия, Гиппия, в диалогах Сократа) и завершено пред-

ставление в эстетике и теории искусства Платона и Аристотеля.

Подробно рассмотрена в учебнике эстетика Средневековья. В начале, кратко изложив постулаты средневековой религии, Т. Б. Сиднева рассматривает основные типы религиозно-мистической эстетики, изложенные в трудах представителей западной христианской традиции: Аврелия Августина, Боэция, Пьера Абеляра, Бернара Клервосского, Фомы Аквинского, а также анализирует формы и функции народной карнавальной эстетики Средневековья, такие как двумир-ность, игровая природа, зрелищность, праздничность, серьёзно-смеховое и т.д. (по М. Бахтину).

Не обойдены вниманием и эстетические проблемы «нового религиозного сознания» в России Х1Х-ХХ веков (в творчестве Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского и в поэзии А. Белого, Вяч. Иванова, А. Блока, В. Брюсова и Д. Мережковского).

В учебнике репрезентативно и полно представлена эстетика Ренессанса, классицизма, барокко, Просвещения, немецкая классическая эстетика, эстетика романтизма и реализма, русская эстетика XIX века, европейская эстетика XX века - фрейдизм, феноменология, экзистенциализм, семиотика (на примерах наиболее выдающихся их представителей, таких как И. Кант, Г. В. Ф Гегель, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Белинский, Н. Чернышевский, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Xайдеггер, М. Бахтин, Ю. М. Лотман, В. А. Успенский, Б. М. Гас-паров и других).

К чести автора учебника следует отметить о первом упоминании в нашей литературе эстетика А. Ф. Мерзлякова, ученик и последователь которого П. Е. Георгиевский читал курс эстетики А. Пушкину и его друзьям-лицеистам.

Следуя методологической установке

рассматривать историю эстетики не в теоретической изоляции, а в единстве с искусством как её практическим источником и критерием истинности, Т. Б. Сиднева в последних главах учебника «Эстетические проблемы и манифесты художников ХХ века» и «Закономерности развития эстетики и искусства в начале XXI века» выявила новейшие тенденции в художеств ен-ной культуре - от авангарда до постмодер-

низма, в которых эстетика и теории искусства возникают не как анализ и обобщение практики искусства, а как опережающие её проекты и концепции.

Учебник завершается рекомендациями студентам по подготовке и написанию рефератов по эстетике с подробным изложением обоснований их цели и задач, с рекомендациями методики их написания и соответствующей для этого литературы.

Примечания

1. Красота и мозг : Биологические аспекты эстетики / [И. Ренчлер, Б. Херцбергер, Д. Эпстайн и др.] ; под ред. И. Ренчлера и др. ; перевод с англ. М. А. Снеткова и др. Москва : Мир, 1995. 335 с.

2. Сиднева Т. Б. Эстетика : учебное пособие для студентов творческих вузов, обучающихся по специальностям: «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Дирижирование», «Композиция», «Музыковедение», «Музыкальная звукорежиссура». Москва : Прообраз, 2016. 168 с.

References

1. Krasota i mozg. Biologicheskie aspekty estetiki [Beauty and the brain. Biological aspects of aesthetics]. Moscow, Publishing house "Mir", 1995. 335 p.

2. Sidneva T. B. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Publishing house "Proobraz", 2016. 168 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.