Научная статья на тему '"ОТКРЫТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ" УМБЕРТО ЭКО И ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ В ИСКУССТВЕ'

"ОТКРЫТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ" УМБЕРТО ЭКО И ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ В ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
857
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / МУЗЫКА / КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМЫ ИСКУССТВА / АВАНГАРД / ГРАНИЦА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сиднева Татьяна Борисовна

В статье анализируется концепция «открытого произведения» Умберто Эко в аспекте границы искусства. Определены факторы, обусловившие усиление подвижности границ в искусстве, а также выявлены главные особенности «мобильной» структуры в музыке, имеющей особую предрасположенность к «открытости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"OPEN WORK" BY UMBERTO ECO AND THE PROBLEM OF BOUNDARY IN ART

«Open work» by Umberto Eco and the problem of boundary in art (by Sidneva T. B.) analyzes the concept of an «open work» by Umberto Eco in the aspect of boundaries of art. The factors that led to increased mobility of the boundaries of art are defined and key peculiarities of the «mobile» structure in music with a specific propensity for «openness» are revealed as well.

Текст научной работы на тему «"ОТКРЫТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ" УМБЕРТО ЭКО И ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ В ИСКУССТВЕ»

УДК 78.01

© Сиднева Т. Б., 2011

«ОТКРЫТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ» УМБЕРТО ЭКО И ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ В ИСКУССТВЕ

В статье анализируется концепция «открытого произведения» Умберто Эко в аспекте границы искусства. Определены факторы, обусловившие усиление подвижности границ в искусстве, а также выявлены главные особенности «мобильной» структуры в музыке, имеющей особую предрасположенность к «открытости».

Ключевые слова: открытое произведение, музыка, классическая и неклассическая парадигмы искусства, авангард, граница.

Граница искусства, в её онтологическом, гносеологическом и аксиологическом измерениях, является непреходящей проблемой истории культуры. По большому счету, весь художественный процесс можно представить как непрерывное установление и разрушение границ: замысла и его воплощения, создания художественного произведения и его интерпретации, определение пределов традиции и новаторства, барьеров между «своим» и «чужим», между искусством и не-искусством и т.д.

В переломные, кризисные моменты культуры эта проблема приобретает принципиальное значение. Она становится той «зоной», в которой формируются новые эстетические позиции, концепции, новые определения природы и специфики искусства.

Современная эпоха, когда происходит смена художественной и философско-мировоззренческой парадигмы, среди других проблем с особой остротой и дискуссионно-стью ставит вопрос о закрытости-открытости границ произведения искусства. Исследователем современного искусства, который «спровоцировал» широкое обсуждение проблемы, стал Умберто Эко.

По точному определению Ю. Лотмана, Умберто Эко — «один из самых бурлящих кратеров вулкана современной интеллектуальной жизни Италии» [1, с. 468]. Имя итальянского ученого — лингвиста, эстетика, историка литературы, писателя, эссеиста, критика — не только повсеместно известно: оно является культовым для нескольких поколений интеллектуалов. В то же время, отечественного читателя с ним связывает совсем недавнее знакомство. Эко получил известность в нашей стране немногим более двадцати лет назад. В послесловии к первой публикации романа «Имя розы», в 1989 году, Ю. Лотман указывает, что в Краткой литературной энциклопедии статьи о нем нет (за исключением лишь упоминания «вскользь»), и попутно замечает: «что характеризует, конечно, энциклопедию, а не У. Эко» [1, с. 468].

Исследование проблемы «открытого произведения» в трудах Эко имеет свою логику, последовательность и историю. В конце 50-х годов ХХ века У. Эко включается в активную дискуссию о структуре художественного произведения, формулирует смысл понятия «открытое произведение», которое во многом благодаря его исследованиям прочно вошло в научный обиход. Само понятие имеет достаточно долгую историю, в частности, еще в 1888 г. Генрих Вельфлин писал об «открытой форме». О поэтике «открытости» размышляли Вер-лен и Малларме, сам У. Эко говорит о «средневековых обертонах» темы, о барочной «открытости формы».

Непосредственным поводом для итальянского исследователя стала критика ключевых постулатов классического структурализма, согласно которому произведение искусства есть текст («сообщение»), обладающий четко фиксированным значением.

В опубликованной в 1962 г. работе под названием «Открытое произведение» (первоначально работа называлась «Форма и неопределенность») У. Эко это понятие связывает прежде всего с искусством авангарда, причастного к стратегическому обновлению культуры. В ситуации смены мировоззренческой парадигмы художники-авангардисты открывают пло-

дотворность беспорядка, «позитивность которого показала нам современная культура», обращаются к идеалам неформальности, неупорядоченности, случайности. Однако проблема, которая поначалу казалась локальной и имеющей конкретно-историческое значение, получает разностороннее освещение. У. Эко погружает понятие «открытое произведение» во множественность контекстов и впервые в истории дает его теоретическое обоснование в контексте диалектики художественного мышления в целом.

Исходная идея книги заключается в том, что «произведение искусства — это принципиально неоднозначное сообщение, множественность означаемых, которые сосуществуют в одном означающем» [3, с. 5]. В этом смысле каждое произведение искусства, даже если оно создано «в соответствии с явной или подразумеваемой поэтикой необходимости», в сущности, остается открытым. Открытость проявляется в художественном произведении как «допустимость бесконечного ряда возможных его прочтений, каждое из которых вдыхает в это произведение новую жизнь в соответствии с личной перспективой, вкусом, исполнением» [3, с. 94].

В рецептивной эстетике любая воспринимаемая форма, наделенная эстетической ценностью, предстает как «открытая». Так происходит даже тогда, когда художник стремится к однозначности и избегает многосмысленности и неопределенности высказывания.

На основе многозначности информации, заключенной в произведении, и бесконечной множественности ее прочтения У. Эко справедливо утверждает, что никакое произведение искусства в действительности не является «закрытым», поскольку каждое в своей внешней завершенности содержит бесконечное множество возможных «прочтений» [3, с. 94]. Логика существования произведения в различные эпохи связана с обнаружением ранее скрытых смыслов и утратой казавшихся актуальными и очевидными. Лотман эту подвижность смыслов художественного творения объясняет постоянно происходящими в культуре процессами «символизации» и «десимволизации».

Говоря об исходной, природной открытости искусства, Эко определяет ее как «эпистемологическую метафору». Широко используемое в психологии и психотерапии понятие «эпистемологическая метафора» отражает связь эмоциональных состояний человека с историей его жизни, его собственными воспоминаниями и определяет связь мыслей и чувств с изначальными образными представлениями и внутренними переживаниями. Понятие «эпистемологическая метафора» (по замечанию Эко, употребляемое здесь в метафорическом смысле) очень точно фиксирует не только семантическую множественность художественного произведения, но и сам характер развертывания проекта искусства в целом.

В то же время, в ХХ столетии утверждается художественный опыт, в котором это — родовое для искусства в целом — качество проявляется принципиально по-иному, как «открытость второго порядка», к которой стремится современное искусство.

Это и позволило итальянскому ученому понимать «открытость» и «закрытость» как частные случаи внутри всеобщей эстетической незавершенности и семантической множественности.

Определяя реальную, а не метафорическую открытость как «трансцендентальную схему структурирования художественной формы», исследователь отмечает четыре принципиальных момента, которые следует учитывать для плодотворного анализа проблемы. Во-первых, предметом исследования он предполагает поэтику произведения, понятую «как оперативная программа, которую художник раз за разом себе намечает, как замысел произведения, которым явно или подспудно руководствуется» [3, с. 9], как проект формирования или структурирования произведения. Соглашаясь с толкованием термина у П. Валери, У. Эко отмечает, что поэтика отражает, как первоначальный замысел и окончательный результат сосуществуют в произведении, даже если речь идет об их принципиальном несовпадении. «Открытость» можно постичь только при исследовании художественного делания, того poein, «которое завершается созданием какого-либо произведения» [3, с. 9].

Второй важный момент заключается в том, что понятие «открытое произведение» не имеет аксиологического значения. Проясняя смысл поэтики «незавершенности», У. Эко го-

ворит, что она не является категорией критики и не имеет отношения к оппозициям: значительные-незначительные, достойные-недостойные, устаревшие-новые и т.п. Эстетическая ценность произведения не может определяться тем, насколько оно «открыто» или «закрыто». Открытая композиция представляет собой гипотетическую модель, является «гибкой и подвижной формулой», которая может «лишь указать, в каком направлении развивается современное искусство» [3, с. 10].

Третий фактор, который У. Эко считает принципиальным для определения «открытого произведения», заключается в обращенности исследователя к структуре. Структура представляется им «как органическое целое, рождающееся из слияния различных уровней предшествующего опыта (идеи, эмоции, оперативные установки, материал, модули организации, темы, сюжеты, готовые стилемы и акты авторской фантазии). Однако речь должна идти не о конкретной структуре произведения, претендующей на какую-либо «окончательную модель», но о принципиальной структуре отношений.

И, наконец, четвертый методологически важный принцип касается вопроса о пределах, границах рассуждений об открытом произведении. У. Эко предупреждает читателя, что его исследование не претендует на решение вопроса о природе искусства или на объяснение его специфики с позиции влияния исторического контекста. Связи искусства с реальностью далеки от однозначности, при их богатстве и тонкости, часто они оказываются чрезвычайно запутанными и опосредованными. С другой стороны, вопрос об «открытом произведении» нельзя сводить к проблеме активного восприятия, к чисто техницистской игре «произведение-потребитель». В то же время обе стороны — идеологическая и языковая — обусловливают наличие широкого поля для интерпретаций и принципиально значимы для понимания феномена открытого произведения.

Исследование У. Эко по преимуществу основано на обращении к литературе (поэзии и прозе), архитектуре, телевидению, дизайну. Однако исходным моментом всех его рассуждений оказывается музыка. Она дает ученому не только обширный материал, демонстрирующий разные способы преодоления «закрытости» сочинения: музыка становится неким методологическим ключом к пониманию «открытости».

Характерно признание итальянского ученого о том, что изучение природы открытого произведения было им начато в ходе наблюдений за музыкальными опытами Лучано Берио, Анри Пуссера, Андре Букурешлиева и в процессе обсуждения с ними проблем новой музыки.

Среди произведений инструментальной музыки конца 50-х годов ХХ века У. Эко отмечает сочинения, имеющие одну общую особенность: «исполнителю предоставляется необычайная свобода исполнения, когда он не только может понимать указания композитора в соответствии со своим восприятием (как это происходит тогда, когда мы имеем дело с традиционной музыкой), но просто обязан влиять на форму сочинения, нередко актом творческой импровизации определяя длительность нот или последовательность звуков» [3, с. 24]. Речь идет о произведениях Карлхайнца Штокхаузена, Лучано Берио Анри Пуссера, Пьера Булеза и других представителях авангарда. В партитуре Одиннадцатой пьесы для фортепьяно (Klavierstuck XI) Штокхаузена на большом плакате (53х93 см) отпечатано 19 абсолютно независимых друг от друга музыкальных структур-сегментов. Исполнитель должен выбрать произвольный фрагмент и играть его в любом темпе, в любой динамике и артикуляции. А далее музыкант самостоятельно «выстраивает» последовательность музыкального материала, создавая «комбинаторную» структуру пьесы. В нотном тексте Секвенции для флейты соло Берио определены последовательность звуков и динамика, однако продолжительность звучания каждой ноты зависит от того, какое значение придаст ей исполнитель, в соответствии с выбранной им частотой ударов метронома.

В русле идеи «мобильного произведения» создает свою Третью сонату для фортепьяно Пьер Булез. В первой части сонаты десять отрывков, расположенных на десяти отдельных листах, могут по-разному сочетаться между собой; вторая часть состоит из четырех разделов кольцевой структуры, благодаря которой исполнитель может начинать с любого из них, по-

степенно соединяя их в круг. Анри Пуссер развивает эту тенденцию далее. В авторских комментариях к композиции «Перемены» Пуссер представляет ее не столько как пьесу, сколько как «определенное поле возможностей, приглашение к выбору» [цит. по: 3, с. 25]. Он не только предлагает исполнителю свободно связывать каждый из шестнадцати разделов композиции, создавая «множество хронологических развязок». Все возникающие варианты композитор предлагает «записать на магнитофонную ленту, пустить в продажу, и тогда, располагая относительно недорогой акустической установкой, публика сама в домашних условиях сможет на их основе создавать доселе неизвестные музыкальные образы, рождать новое коллективное восприятие материи звука и времени» [3, с. 25].

Итак, обращаясь к алеаторическим композициям, в которых произведение представляет подвижную структуру и принципиально «сопротивляется» завершенности, У. Эко отмечает в них очевидную тенденцию формирования новой — менее метафорической, «куда более осязаемой» — открытости. Все упомянутые примеры объединяет резкое расхождение с классической традицией. Это различие он формулирует так: «классическое музыкальное произведение, например, фуга Баха, Аида или Весна священная, представляло собой всю совокупность звуковой реальности, которую автор организовывал вполне определенным, законченным образом, предлагая ее слушателю, или с помощью условных знаков наставлял исполнителя так, чтобы он в основном воспроизводил ту форму, которая была задумана композитором»[3, с. 26].

В произведениях Штокхаузена, Берио, Булеза, Пуссера отсутствует установка на законченность и определенность сообщения, в них предлагается возможность различной музыкальной организации произведения, с активным включением в этот процесс исполнителя и даже слушателя. Следовательно, эти сочинения «предстают не как некие законченные произведения, требующие, чтобы их пережили и постигли в заданном структурном направлении, но как произведения «открытые», которые завершает исполнитель в тот самый момент, когда он получает от них эстетическое наслаждение» [3, с. 26].

Таким образом, У. Эко переводит исследование открытого произведения в плоскость сравнения классической и неклассической художественно-мировоззренческих парадигм.

Классическая парадигма, утверждающая идею порядка, определенности и завершенности, основана на следовании организующим предустановленным законам, которые «снова и снова заявляют о себе благодаря повторению предсказуемых элементов сообщения» [3, с. 187], тем самым делая его значение яснее и однозначнее. С точки зрения закона вероятности, классическое искусство представляет эстетическую организацию традиционного языка, таким образом утверждая «структуры обыденного восприятия» [3, с. 188]. В музыке отражением закона вероятности является «тональная грамматика», на которой воспитывался слух западного человека на протяжении нескольких столетий и в рамках которой существуют прочные контекстуальные связи. Она и определяет предугадывание значений, ясность и предсказуемость музыкальной информации.

Неклассическая парадигма, неотделимая от авангардистского представления о хаотичности мира и амбивалентности языка, не конструирует самодостаточный замкнутый мир. Не упорядоченный Космос, а Хаосмос, где хаос и порядок обладают равноправным существованием, становится предметом пристального внимания. Художники неклассической эпохи выбирают семантическую и структурную открытость в качестве основной творческой программы.

Выявляя истоки открытости современного искусства, У. Эко обращается к некоторым положениям гештальтпсихологии. И вновь для выявления различия классической и неклассической «открытости» произведения он избирает музыку. Вероятно, причиной этого является не только временная природа музыкального искусства, но и то, что высокая условность музыкального языка открывает пространство для эмоционального переживания. В диалоге с автором книги «Чувство и смысл в музыке» Леонардом Мейером исследователь утверждает, что классический музыкальный дискурс выстраивается по психологической схеме: «стимул-завершение», или «стремление-разрешение». Неясное, незавершенное звучание, обладающее

смысловой неопределенностью, порождает ситуацию «кризиса, в которой слушатель вынужден отыскивать некий непреложный момент, разрешающий возникшую двусмысленность» [3, с. 155]. Причем, чем больше длится «промедление» развязки, тем сильнее желание обрести удовольствие от порядка и завершенности. В рамках классической модели культуры на основе опыта восприятия «предпочтительной ценностью все-таки оказывалось завершение, заключительное удовлетворение ожидания» [3, с. 162]. Классическую двойственность структуры музыкального дискурса Анри Пуссер связывает с психологической инерцией, поскольку предпочтительной ценностью для приверженцев классической традиции «все-таки оказывалось завершение, заключительное удовлетворение ожидания» [3, с. 162]. Это обстоятельство связано с классической культурной парадигмой в целом — с ее идеей строгого иерархического порядка, понятием абсолютного авторитета, с убежденностью в «существовании неизменной и однозначной истины» [3, с. 164].

В неклассической парадигме, столь явно воплощенной в эстетике и поэтике новой музыки (как и в современном искусстве вообще) происходит «отказ от психологической инерции, выражающейся в созерцании обретенного порядка», сосредоточение на процессе и признании «множества порядков», побуждение его интерпретатора к «осознанно свободным действиям» [3, с. 163] .

Для описания логики самоопределения неклассического мышления Умберто Эко обращается к музыке веберновской и поствеберновской. Сравнивая композиции А. Веберна и А. Пуссера, он отмечает эволюцию произведения от заданного звукового универсума (уже полностью произведенного) к активному сотворчеству композитора и слушателя, когда последний сам организует и структурирует музыкальный дискурс: «практически воздействует на него и порождает его» [3, с. 46].

Важным моментом в определении произведения, находящегося в движении, является утверждение У. Эко о том, что «открытость» вовсе не означает неопределенности сообщения, бесконечных возможностей формы, нерегламентированной свободы восприятия. Принципиальный аспект границы открытого произведения заключается в преодолении хаоса бессмысленности. «Между многочисленностью формальных множеств и неразличаемым хаосом, лишенным всякой возможности эстетического восприятия и наслаждения, расстояние невелико: только динамическая диалектическая взаимосвязь того и другого может спасти автора открытого произведения» [3, с. 137].

Анализируя проблему диалектической связи между «формой» и «открытостью», ученый стремится установить, в каких пределах произведение может быть максимально многозначным и зависеть от деятельного вмешательства исполнителя или воспринимающего, сохраняя при этом свою целостность. Существует принципиальная разница между «открытостью» произведения и «открытостью» как шумом, который является «грубой», необработанной материей, не имеющий минимальной организованности. Невозможно раз и навсегда определить некий «порог», за которым богатство информации превращается в «шум». Эко замечает, что выявление этой границы — задача не эстетики, а «критического взгляда», непосредственного восприятия, поскольку в каждом произведении этот порог индивидуален и неповторим. Мы «наслаждаемся качеством произведения, которое является открытым именно потому, что оно — произведение» [3, с. 204].

Символом культуры и мироздания Эко считает лабиринт, имеющий центр. В искусстве — даже в утверждении торжествующей грубой материи или намеренном создании полной случайности и произвольности — должно быть создано определенное «поле, направляющее прочтение картины и руководящее процессом выбора», поле, свидетельствующее о целостности и глубине эстетической информации и не допускающее ее превращения в шум или в «солипсистский бред».

Итак, размышляя об «открытом произведении» и раскрывая его пластичность, динамику и свободу, Умберто Эко, в то же время, предостерегает об опасности нарушения границ его «завершенности». Характерно, что в обосновании феномена «открытости» он не только постоянно апеллирует к музыке, но и видит в ней наиболее адекватный предмет. Музыка, с

ее природной «разомкнутостью» и мобильностью смысла и структуры, допускающая свободу интерпретации звукового образа, при сохранении «узнаваемости», является благодатной почвой для дальнейшего выявления характерных особенностей «открытого произведения».

Литература

1. Лотман Ю. Выход из лабиринта // Эко У. Имя розы: Детектив. М.: Книжная палата, 1989.

С. 468-48.

2. Эко У. Имя розы: Детектив. М.: Книжная палата, 1989. 496 с.

3. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.:

Академический проект, 2004. 384 с.

УДК 32

© Батищева Т. С., Гронская Н. Э., 2011

«ЯЗЫКОВЫЕ ОДЕЖДЫ» ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ: СИЛЬВИО БЕРЛУСКОНИ КАК ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

В статье рассматривается понятие «языковая личность» в политическом дискурсе. В качестве кейса используются публичные речи бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. В ходе анализа были выделены основные коммуникативные стратегии этой политической языковой личности.

Ключевые слова: «языковая личность», политический дискурс, коммуникативная стратегия.

Мысли о том, что политика есть говорение, высказывались исследователями различных областей гуманитарного знания еще в прошлом веке. Однако сейчас тенденция превратилась не только в постоянно и успешно действующую модель политического/речевого поведения, но и породила технологичный (в смысле — функционирующий как отработанные технологии) инструмент воздействия на адресата в самом широком смысле этого слова (оппонент, аудитория, электорат и т.д.). Лингвисты неоднократно обращали внимание на мани-пулятивные технологические возможности языка: «Счастливая особенность лингвистики — в объекте, язык умеет манипулировать, он умеет гримировать свои функции, умеет выдать одно за другое, умеет внушать, воздействовать, лжесвидетельствовать <...>» [7]. Языковое манипулирование — это использование особенностей языка и принципов его употребления с целью скрытого воздействия на адресата в нужном для говорящего направлении; скрытого — значит, неосознаваемого адресатом. Иными словами, когда скрытые возможности языка используются говорящим для того, чтобы навязать слушающему определенное представление о действительности, отношение к ней, эмоциональную реакцию или намерение, не совпадающие с тем, что слушающий мог бы сформировать самостоятельно, принято говорить о власти языка, или языковом манипулировании. Язык в таких случаях используется, по выражению одного из исследователей языковой манипуляции Р. Блакара, как «инструмент социальной власти» [3]. Механизмы манипулирования неотделимы от языка. Одни и те же средства используются и для прояснения истины и для ее искажения. Ни один из языковых механизмов не предназначен специально для манипулирования, но почти любой может быть для этого использован.

Язык устроен таким образом, что дает возможность человеку по-разному описывать действительность. И человек пользуется этой возможностью даже в повседневной жизни. В лингвистике проблему интерпретационных возможностей языка разрабатывали Х. Вайнрих, Р. Блакар, Дж. Лакофф, М. Джонсон, Д. Болинджер, Р. Фоулер, Д. Вильсон, в отечественном языкознании — А. Н. Баранов, П. Б. Паршин, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова и др. Исследования последних лет в политической лингвистике и смежных науках подтверждают те-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.