Научная статья на тему 'Рецензия на монографию искусствоведа Л. Г. Михайловой «Архитектурное творчество русских художников»'

Рецензия на монографию искусствоведа Л. Г. Михайловой «Архитектурное творчество русских художников» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
389
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГРАФИЯ / Л.Г. МИХАЙЛОВОЙ «АРХИТЕКТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ляховецкая Софья Станистлавовна

Монография уральского искусствоведа Л. Г. Михайловой посвящена малоисследованной теме русского искусства архитектурному творчеству русских художников. Работа создана на основе многолетней персональной исследовательской работы автора и полностью соответствует теме издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVIEW ON MIHAILOVA''S MONOGRAPH

THE REVIEW ON MIHAILOVA'S MONOGRAPH

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию искусствоведа Л. Г. Михайловой «Архитектурное творчество русских художников»»

Рецензии

Рецензия

на монографию

искусствоведа

Л. Г Михайловой

«Архитектурное

творчество

русских художников»

Монография уральского искусствоведа Л. Г. Михайловой посвящена малоисследованной теме русского искусства — архитектурному творчеству русских художников. Работа создана на основе многолетней персональной исследовательской работы автора и полностью соответствует теме издания.

В книге представлены десять великих и известных русских художников конца XIX — начала XX в. (В. Д. Поленов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, С. В. Малютин, братья Васнецовы, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. Э. Грабарь, А. Н. Бенуа), творчество которых рассматривается с точки зрения малоизвестной для широкой общественности грани их таланта — архитектурного направления деятельности. Выбор персоналий не случаен, а определен уникальным явлением в русской культуре — двумя художественными кружками, сформированными коллективом единомышленников вокруг одаренных личностей, меценатов искусства С. И. Мамонтова и М. К. Тенишевой.

Автору удалось ввести в курс исследования практически все известные проекты и постройки рассматриваемых художников, включая эскизный материал, хранящийся в запасниках музеев, таким образом, автор ввел в обиход обширные сведения об архитектурной деятельности русских художников. В отношении неопубликованных материалов предпринята аргументированная попытка их временной атрибуции и введения в контекст творчества художника. Подобное исследование указанного материала предпринимается впервые. Автор исследовал и осмыслил малоизученную страницу в истории русской художественной культуры рубежа КК-ХХ вв.

Следует особо отметить, что исследования автора имеют и ценный практический результат. Автором осуществлена атрибуция и, таким образом, введение в научный обиход неизвестной ранее работы В. М. Васнецова — церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (усыпальницы Каменских) в Перми, построенной по проекту художника. Убедительные доводы в пользу подобной атрибуции — результат тщательного и точного выбора аналогов, глубокого проникновения в творческую лабораторию мастера. Открытие, сделанное Л. Г. Михайловой, и материалы, связанные с усыпальницей Каменских, помогли сохранить от сноса здание церкви, которое в настоящее время отреставрировано и используется по назначению.

Центральным стержнем монографии является раскрытие идеи синтеза искусств, универсальности развития таланта каждого отдельного художника.

Автор подробно рассматривает индивидуальные предпочтения, эволюцию и специфику архитектурного проектирования каждой личности не только в биографическом контексте, но и через призму поисков национальных характеристик архитектурно-художественного языка. Акцентирует внимание на новаторство, заключенное в архитектурных решениях, разработанных именно художниками не «специалистами», которое предопределило развитие «неорусского» стилистического направления в эклектике и модерне целой плеядой профессиональных архитекторов.

Несмотря на имеющуюся обширную источниковую базу, автор монографии затрагивает определенный круг историко-культурных, историографических и источниковедческих проблем, находит новый документальный фактологический материал, опираясь на результаты собственной исследовательской работы, включающей не только архивные изыскания, но и личные встречи с прямыми потомками художников, хранителями подлинного наследия. Это повышает научную значимость книги. Импонирует подход Л. Г. Михайловой к раскрытию темы, повествование идет в узком заданном автором контексте без пересказа широко известных фактов.

Публикация подготовленных материалов в настоящее время является актуальной и своевременной, если учесть, что в современный период глобализации стираются границы этнической индивидуальности и своеобразия, в том числе и в архитектурном творчестве; в обществе вновь существует запрос на определение в искусстве средств выразительности с национальной окраской. В данном издании творческое наследие художников не рассматривается через призму проблемы выбора между старым и новым, каноном и экспериментом, а в русле органичного и успешного синтеза нового произведения на фоне исторической преемственности.

Книга написана точным, живым и ясным языком с тонкой эмоциональной окраской, выдающей неравнодушного исследователя. Издание снабжено разнообразным и ценным специально подобранным иллюстративным материалом.

С. С. Ляховецкая, кандидат архитектуры, главный градостроитель проекта отдела градостроительного проектирования №2 института «УралНИИпроект РААСН»

100

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.