Научная статья на тему 'Об атрибуции Казанской церкви-усыпальницы Каменских в Перми'

Об атрибуции Казанской церкви-усыпальницы Каменских в Перми Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
382
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фамильная церковь-усыпальница / храм / АРХИТЕКТУРА / приемы композиции / декоративное оформление / особенность / индивидуальность

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Людмила Гавриловна

Многообразная картина развития русского искусства и архитектуры рубежа XIX-XX вв. необычайно обогащается при включении в сферу научного исследования зданий и сооружений этого периода, составляющих огромный реальный фонд центра большинства российских городов. К числу таких объектов исторического и культурного наследия может быть отнесена церковь-усыпальница Каменских в Перми (ул. Плеханова, 39), атрибуции которой посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об атрибуции Казанской церкви-усыпальницы Каменских в Перми»

УДК 72.03 Михайлова Л. Г.

Об атрибуции Казанской церкви-усыпальницы Каменских в Перми

Многообразная картина развития русского искусства и архитектуры рубежа Х1Х-ХХ вв. необычайно обогащается при включении в сферу научного исследования зданий и сооружений этого периода, составляющих огромный реальный фонд центра большинства российских городов. К числу таких объектов исторического и культурного наследия может быть отнесена церковь-усыпальница Каменских в Перми (ул. Плеханова, 39), атрибуции которой посвящена данная статья.

Ключевые слова: фамильная церковь-усыпальница, храм, архитектура, приемы композиции, декоративное оформление, особенность, индивидуальность.

MIKHAILOVA L.G.

ATTRIBUTION KAZAN CHURCH-TOMB OF DYNASTY KAMENSKY IN PERM

The picture of the development of Russian art and architecture abroad XIX-XX centuries is very diverse. Russian art unusually enriched by including in the sphere of scientific research buildings and structures of this period. Building? cfthis period make up a huge fund real center of most Russian cities. These objects of historical and cultural heritage of the church-tomb attributed dynasty Kamenskiy in Perm (str. Plekhanov, 39).

Keywords: family church-tomb, temple, architecture, composition techniques, decoration,feature, individuality.

Михайлова Людмила Гавриловна

искусствовед, зам. председателя СРО ВООПИК, почетный член ВООПИК

В 1905-1907 гг. в Перми на территории Успенского женского монастыря Иваном Григорьевичем Каменским (1860-1946) была выстроена фамильная церковь-усыпальница Каменских в честь иконы Казанской Божьей Матери.

Братья Григорий Кузьмич и Федор Кузьмич Каменские - крестьяне из деревни Данилиха, бывшие крепостные графини Шаховской - с 1840-х гг. занялись торговлей. Став купцами I гильдии, занимались благотворительными делами. На их средства в конце XIX в. был заложен и устроен Успенский женский общежительный монастырь. Непосредственным поводом строительства на территории монастыря деревянной церкви-усыпальницы «во имя Божьей Матери в честь иконы ее Казанской» (эту икону особо почитали в семье) послужила смерть матери И. Г. Каменского.

Иван Григорьевич Каменский, сын миллионера - уже следующее поколение уральских промышленников-меценатов. Он получил блестящее образование, окончив с золотой медалью Московский коммерческий институт, учился в Петербургском университете, знал несколько языков, слушал лекции во многих университетах Европы, имел степень доктора философии и химии в Германии. С 1906 г. являлся членом

Государственного Совета России. Благодаря женитьбе на Лидии Николаевне Ильиной стал родственником Строгановых. Неслучайно освящение фамильной усыпальницы было приурочено к 350-летию строгановских владений в Прикамье. В эти же 1905-1908 гг. была заново произведена роспись главного храма Успенского монастыря. Ее автором стал Виктор Михайлович Васнецов1. Иконостас для Казанской церкви-усыпальницы был выполнен Николаем Константиновичем Рерихом2. Распятие выполнено художником Михаилом Васильевичем Нестеровым [2, с. 91]. Факт привлечения выдающихся русских художников для оформления интерьера усыпальницы свидетельствует о незаурядности постройки и о больших возможностях Каменских как заказчиков.

Примечательно, что создание иконостаса для Казанской церкви-усыпальницы не осталось незамеченным искусствоведением тех лет: «Первой церковной работой Рериха является иконостас 1907 года для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми» [2,

1 О факте жизни В. М. Васнецова в Перми и его работе в Успенском женском монастыре в 1905 1908 гг. [1, с. 74]

2 Художником Н. К. Рерихом выполнены для Казанской цер-

кви «Царские врата», «Предстоящие», два Архангела и круг

«Праздников» [2, с. 91]

Ил. 1. в. м. Васнецов. Фасад третьяковской Галереи

с. 91]. «Иконное письмо это, выдержанное в коричневых, зеленых и красноватых тонах, построено по строгим и древним канонам; превосходное решение их показало, что мастером уже пройден искус великого и сложного художества древней иконописи и что перед ним уже открыты просторы собственного иконного строительства». «Древнерусские росписи и росписи Рериха - явления одного и того же порядка, явления, проникнутые одним и тем же пафосом... По отношению же к нашему времени твердое и радостное восприятие художника, коим живут все его религиозные композиции, гораздо ценнее многих других течений в области церковного художества» [2, с. 63-64].

В1919 г. Успенский женский монастырь был закрыт, а здания разобраны. Казанская церковь была сохранена и взята на охрану ввиду высокой ценности иконостаса. После 1922 г., когда иконостас усыпальницы передали в Пермскую государственную художественную галерею, церковь сняли с государственной охраны3. В последующие годы здание усыпальницы перенесло множество приспособлений и потерь (от устройства в здании гаража до размещения склада продуктов райпищеторга).

В 1967 г. по проекту застройки данного микрорайона города, церковь должны были снести. Но на здании церкви сохранились два майоликовых панно, украшающих алтарную апсиду и северный фасад, которые помогли спасти церковь от сноса.

В декабре 1966 г. в пермской областной комсомольской газете «Молодая гвардия» была опубликована статья «Ты и Рерих», автор которой на основании сопоставлений и аналогий высказал гипотезу об авторстве майолик. Публикация привлекла внимание общественности. В результате работы специальной экспертной комиссии Министерства культуры РСФСР авторство майолик

3 Работа Н. К. Рериха «Архангел» из Казанской церкви-усыпальницы хранилась в фондах Свердловской картинной галереи.

установлено не было, но экспертное заключение констатировало, что «.. лодобные майолики в русском искусстве неизвестны», что постройка не должна быть снесена, т. к. является «самобытным памятником» русской художественной культуры4.

Но Казанская церковь интересна не только иконостасом и майолика-ми. Сама ее архитектура - явление незаурядное: композиционная ясность, выразительность форм, живописность выдают большого мастера. Храм, квадратный в плане, одноап-сидный и одноглавый, выстроен из красного кирпича с выполненными из местного камня контрфорсами по углам. Вход оформлен высеченным из камня порталом. Храм имел главку луковичной формы. Встроенная в северный фасад звонница обращена к Каме.

Внешний облик церкви был сохранен для нас художниками5. Проект церкви не найден. Известно лишь, что строительство велось под руководством гражданского инженера Ю. Скавронского.

Зная о больших возможностях Каменских как заказчиков, можно предположить, что к постройке фамильной церкви-усыпальницы, к такому важному для семьи событию отнеслись ответственно. Несомненно, что не только для создания иконостаса, но и для архитектурного решения храма были привлечены выдающиеся творческие личности.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. частные заказчики нередко привлекали в качестве авторов архитектурных замыслов известных живописцев. Универсализм художников, в частности, обращение их к архитектурному проектированию, - характерное для искусства рубежа Х1Х-ХХ вв. явление. Живописцы сыграли большую роль в процессе развития архитектуры последней четверти XIX в. Влиянием живописцев на архитектуру объясняются особенности формирования русского варианта модерна. Они, в частности, проявились в предпочтении приемов и форм национальной архитектуры. Художники создали свой принцип стилизации, что позволило в архитектурном проектировании по-ново-

4 См. [3; 4] Оба документа и газете хранятся в Пермском Совете областного отделения ВОО-ПИК.

5 В1920 г. был сделан рисунок «Усыпальница Каменских» художника И. И. Туранского. В1921 г. храм нарисовал художник И. В. Вахонин (частное собрание). Рисунок И. И. Туранского был опубликован а журнале «Уральский следопыт» как иллюстрация к статье Владимира Шахова «В глубине России» [5, с 60].

му использовать богатство русского народного зодчества. Это новаторство в архитектуре было отмечено еще современниками: «Живописцы поняли это раньше архитекторов. Можно возразить против эскизов фасадов Васнецова, Врубеля, Коровина и др., но нельзя не признать у них свежести приема... Полезно поучиться у названных художников» [6, с. 275].

Тот факт, что в годы строительства усыпальницы в Перми жил и работал в Успенском монастыре

В. М. Васнецов, позволяет высказать предположение об участии Виктора Михаиловича в создании архитектурного замысла постройки. При отсутствии документальных данных, я думаю, возможно применить в отношении определения авторства методику сравнительного анализа, ибо тождественность решений архитектурного облика усыпальницы и архитектурных работ живописца, авторство которых подтверждается документально, поражает.

Архитектурное творчество Виктора Михайловича Васнецова характерно для рубежа Х1Х-ХХ вв. Его архитектурные работы во многом определили характер неорусского стиля. Истоки архитектурного творчества художника связаны с созданием Спасской церкви в Абрамцеве6. Именно в этой работе обрели реальную форму идеи художников, увлекшихся народным зодчеством. Они почувствовали красоту рукотворных древних церквей и сделали попытку найти новые средства выразительности архитектуры.

Работа над Спасской церковью в Абрамцеве наложила отпечаток на все творчество В. М. Васнецова. В1881-1885 гг. художник жил в Абрамцеве, и эти годы условно можно выделить в «абрамцевский» период его архитектурного творчества. Проекты и постройки этих лет являются сознательной работой художника над становлением нового русского стиля7. Оказавшись в центре движения

6 Абрамцево - имение, расположенное в Московской области. На рубеже XIX XX вв. оно принадлежало Савве Ивановичу Мамонтову (1841-1918) - промышленнику, меценату. В1881-1882гг. в имении построена Спасская церковь, авторами которой являются В. М. Васнецов и В. Д. Поленов.

7 По проектам В. М. Васнецова в Абрамцеве,

1фоме Спасской церкви (1881-1882), построено: часовня А. С Мамонтова (1881), «Избушка на курьих ножках» (1882). Проекты этих построек хранятся в музее-усадьбе «Абрамцево». В «Доме-музее В. Васнецова» в Москве хранятся выполненные в 1881-1885 гг. проекты церквей и наброски проектов каменных церквей в русском стиле.

Ил. 2. В. Васнецов, В. Поленов. Спасская церковь в Абрамцеве (1881-1882)

за возрождение русского национального искусства, поискав новый архитектурный язык, В. М. Васнецов сумел чутко уловить новое и выразить его в конкретных архитектурных формах. В этот период накапливается опыт проектирования, появляется «багаж» любимых деталей и форм, который пополняется в его дальнейшей архитектурной деятельности. Постройкой своего дома в Москве по собственному проекту начинается «московский» период в архитектурном творчестве Васнецова (1894-1905)8, который отличается стилистической цельностью. В основе проектов и построек этих лет лежит древнерусская архитектура XVII в. Самой известной архитектурной работой этого периода является перестройка здания и оформление фасадов Третьяковской галереи, выполненное в 1900-1905 гг. Создавая художественный образ здания - сокровищницы русского искусства, Васнецов решает его в русских национальных формах, живописными средствами. Перестройка, выполненная художником, сделала здание галереи достопримечательностью столицы, определив собою художественную неповторимость одного из старейших уголков Замоскворечья. Слава Васнецова как архитектора шагнула далеко за пределы столицы.

К этому периоду относится приглашение художника Каменскими в Пермь в Успенский женский монастырь и возможное участие в создании архитектурного замысла Казанской церкви-усыпальницы. Знакомство со зданием в натуре и по рисункам художников, знание архитектурного почерка В. М. Васнецова подсказало стилистическую близость постройки другим архитектурным работам этого автора. Стилистический анализ общего архитектурного решения храма и его деталей указывают на прямые аналоги в архитектурном творчестве Виктора Михайловича.

В первую очередь следует отметить родство со Спасской церковью в Абрамцеве. Возможна и сознательная ориентация на нее: Каменским нужна была подобная, небольших размеров церковь-усыпальница. С распространением неорусского стиля

* Архитектурные постройки «московского* периода: дои В. М. Васнецова в Троицком переулке (ныне пер. Васнецова, 13) (1894), особняк И. Е. Цветкова (1897), перестройка фасада Третьяковской галереи (1900-1905). Проекты: проект и план дома в русском стиле (1898), план-проект дата в виде богатой избы (1898), проекты павильонов для Парижской выставки (1898,1900), проект перехода из Оружейной палат в Большой Кремлевский дворец (1901) и др. Все проекты хранятся в «Доме-музее В. Васнецова» в Москве.

в архитектуре в начале XX в. згу церковь вновь «открыли». По периодике тех лет можно судить, что именно в начале XX в. ведущие журналы отмечают Спасскую церковь как лучший образец нового русского стиля. Спасская и Казанская церкви сходны по конструкции: обе представляют собой квадратный в плане9 типбес-столпного одноглавого и одноапсид-ного храма со встроенной звонницей. Звонница усыпальницы Каменских имеет кверху расширение. Если обратиться не к выстроенной Спасской церкви, а к проекту, предложенному Васнецовым, то увидим подобное расширение и здесь.

Детали фасада Казанской церкви-усыпальницы также имеют аналогии с предыдущими архитектурными работами художника. Так, на каждом

9 Спасская церковь имеет в плане 7,0 х 7,5 м,

а Казанская церковь 8 х 8 м.

фасаде парой, симметрично относительно центральной оси, расположены ступенчатые ложные оконца. Такая форма окон была предложена Васнецовым для барабана Спасской церкви, затем художник использует данную деталь для оформления печи10 в комнате-мастерской в собственном доме. Примечательно, что для оформления печи оконца ложные и расположены, как и на фасадах усыпальницы Каменских, симметрично относительно оси фасада.

На южном фасаде Казанской церкви было окно. Само окно не сохранилось11, но кладка кирпича в стене южного фасада указывает на его декоративное оформление. Оно повторяет

“ Печь выполнена по проекту В. М. Васнецова, как, впрочем, весь интерьер и мебель в доме.

и Оно не сохранилось из-за приспособления здания под гараж и пробивки в этом месте проема для въезда машин.

Ил. Э. Проект русского павильона на Всемирный выставке в Париже, 1900 г.

декоративное оформление порталов центрального входа в Третьяковскую галерею, фасад которой недавно был закончен художником. Истоки оформления окна Васнецов почерпнул из любимой им гражданской архитектуры России ХУП в. На это указывает и оформление алтарного окна Казанской церкви.

Тема монолитности угловых контрфорсов усыпальницы встречается только в оформлении печи в собственной мастерской, где они образно в нижней части печи «помогают держать» ее верхнюю половину. Контрфорсы усыпальницы выполнены из местного камня-известняка, а не из кирпича, как в Спасской церкви. Привнесение в постройку нового для Васнецова материала, крупного в размерах по сравнению с кирпичом, было необходимо для нового решения контрфорсов, которые при небольших размерах храма придают усыпальнице Каменских монументальность, величие, создают образ вечности, созвучный надгробному памятнику. Васнецов как художник не мог не чувствовать различий в назначении Спасской церкви в Абрамцеве и Казанской церкви-усыпальницы Каменских в Перми. Если первая строилась для проведения пасхального праздника и была воплощением света и чистоты, то Казанская церковь - это надгробный памятник и усыпальница. Вот почему легкие кирпичные контрфорсы, соответствующие назначению Спасской церкви для художественного образа Казанской были чужды.

Заключение

Таким образом, цепь логических и стилистических заключений указывает, что приемы композиции и декоративное оформление Казанской церкви -усыпальницы Каменских в Перми связаны с особенностями архитектурного почерка Виктора Михайловича Васнецова. Ввиду их яркой индивидуальности эти приемы не могли быть повторены Н. К. Рерихом, чье имя в связи с гипотезами об авторстве

Ил. 4. Алтарная апсида. Майолик майоликовых панно переносят на 6 авторство архитектурного решения.

Проведенный сравнительный анализ показывает, что приемы, использованные автором архитектурного замысла Казанской церкви-усыпаль-ницы Каменских в Перми, созвучны авторским приемам Виктора Васнецо-ва-архитектора. Это позволяет говорить о нем как об одном из возможных авторов архитектурного решения усыпальницы Каменских в честь иконы Казанской Божьей Матери в Перми.

Список использованной литературы

1 Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь, 1971.

2 Эрнст С. Рерих. Пг., 1918.

3 Протокол № 15 заседания Совета Пермского областного отделения ВООПИК от 13 мая 1967 г.

4 Экспертное заключение комиссии Министерства культуры РСФСР от 14 мая 1967 г.

5 Шахов В. Во глубине России / Уральский следопыт. 1977. №3.

С. 60-61.

Баумгартен Е. Общество и художественная архитектура //Зодчий. 1902. №24.

7 Борисова Е, Каждая Т. Русская архитектура конца XIX начала XX вв. М., 1971.

8 Верхоланцев В. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1913.

9 Гид они А. Творческий путь Рериха. «Аполлон», 1915, № 4-5.

10 Головин Н. В. Васнецов. СПб., 1905.

11 Кириченко Е. Художник в архитектуре русского модерна // ДИ СССР. 1968. №11. С. 13-17.

12 Кисилева Е. Московский художественный кружок. Л., 1979.

13 Лелеков Л. Монументальная живопись Н. К. Рериха. Исследования и реставрация. М., 1974.

14 Лобанов В. Виктор Васнецов в Абрамцеве. М., 1928.

15 Лобанов В. Виктор Васнецов в Москве. М., 1961.

16 Масалина Н. Церковь в Абрамцеве // Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX вв. М., 1978. С. 47-58.

17 Поленова Н. Абрамцево. Воспоминания. М., 1922.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.