Научная статья на тему 'Изучение исторического и культурного наследия как основа формирования гражданского патриотизма и национальной идентификации россиян (на примере исследования предпринимательской и благотворительной деятельности братьев Каменских)'

Изучение исторического и культурного наследия как основа формирования гражданского патриотизма и национальной идентификации россиян (на примере исследования предпринимательской и благотворительной деятельности братьев Каменских) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
410
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / БРАТЬЯ КАМЕНСКИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / HISTORICAL-CULTURAL HERITAGE / KAMENSKY BROTHERS / CHARITY / PATRIOTISM / NATIONAL IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лядова А.С.

Изучение и сохранение исторического и культурного наследия является необходимой частью процесса формирования патриотизма и укрепления единства народа. В данной статье на примере исследования предпринимательской и благотворительной деятельности пермских пароходчиков братьев Каменских показана важность приобщения будущих поколений к истории своей малой родины и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLORE THE HISTORIC AND CULTURAL HERITAGE AS A BASIS OF CIVIC PATRIOTISM AND NATIONAL IDENTIFICATION RUSSIANS (for example the research of business and charitable activities Kamensky brothers)

The study and preservation of historical and cultural heritage is a necessary part of the process of formation of patriotism and strengthen the unity of the people. In this article, the example of the research of business and charitable activities Permian ship owners Kamensky brothers illustrates the importance of familiarizing future generations the history of his small homeland and the country as a whole.

Текст научной работы на тему «Изучение исторического и культурного наследия как основа формирования гражданского патриотизма и национальной идентификации россиян (на примере исследования предпринимательской и благотворительной деятельности братьев Каменских)»

Лядова А. С. Изучение исторического и культурного наследия как основа формирования гражданского патриотизма и национальной идентификации Россиян (на примере исследования предпринимательской и благотворительной деятельности братьев Каменских) // Вестник Прикам-ского социального института. 2016. № 1 (73). C. 79-88.

Liadova A. S. Explore the historic and cultural heritage as a basis of civic patriotism and national identification russians (for example the research of business and charitable activities Kamensky brothers). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 1 (73). Pp. 79-88. (In Russ.)

УДК 908 : 37.035.6

А. С. Лядова

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ РОССИЯН

(на примере исследования предпринимательской и благотворительной деятельности братьев Каменских)

Лядова Анжелика Сергеевна - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права.

E-mail: liadowa.an@yandex.ru

Изучение и сохранение исторического и культурного наследия является необходимой частью процесса формирования патриотизма и укрепления единства народа. В данной статье на примере исследования предпринимательской и благотворительной деятельности пермских пароходчиков братьев Каменских показана важность приобщения будущих поколений к истории своей малой родины и страны в целом.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, братья Каменские, благотворительность, патриотизм, национальная идентификация.

A. S. Liadova

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia

EXPLORE THE HISTORIC AND CULTURAL HERITAGE AS A BASIS OF CIVIC PATRIOTISM AND NATIONAL IDENTIFICATION RUSSIANS (for example the research of business and charitable activities

Kamensky brothers)

Liadova Angelika S. - Senior Lecturer Department of Theory and History of State and Law.

The study and preservation of historical and cultural heritage is a necessary part of the process of formation of patriotism and strengthen the unity of the people. In this article, the example of the research of business and charitable activities Permian ship owners Kamensky brothers illustrates the importance of familiarizing future generations the history of his small homeland and the country as a whole.

Key words: historical-cultural heritage, Kamensky brothers, charity, patriotism, national identification.

© Лядова А. С., 2016

Существенный вклад в укрепление единства народа и развитие государственности может внести системная работа по углублению изучения исторического и культурного наследия народов России. В комплексе с принимаемыми мерами по развитию экономики и социальной сферы, обеспечению безопасности граждан и борьбе с коррупцией такая работа должна создать основу для построения современного общества, формирования гражданского патриотизма и чувства гордости за страну.

В связи с этим важно выделить социосозидательные функции культурного наследия. К ним можно отнести роль культурного наследия как механизма идентификации. Как отмечают многие авторы, оно выступает в качестве основного идентификационного элемента, обеспечивающего формирование, легитимацию разного уровня социальных групп, а также социальную преемственность поколений1 (см., например, [7; 9]). Очевидно, что именно культурное наследие дает нам возможность помнить и почитать людей прошлого и таким образом связывать себя с нашей историей, а в итоге - идентифицировать себя. Помнить в этом смысле (включая и материализованную память) означает быть, быть самим собой. Сегодня эта роль наследия как хранилища коллективной памяти рассматривается в качестве его основной социальной функции.

Изучение предпринимательства и благотворительности в России есть одна из важнейших составляющих социально-экономической и культурной истории. Династия пермских предпринимателей, пароходчиков и благотворителей Каменских является примером купцов и промышленников, оставивших значительный след в истории Прикамья и России в целом.

Основателями и ярчайшими представителями этой династии стали братья Федор и Григорий Каменские. Среди российского купечества семья Каменских выделялась огромным многомиллионным капиталом, занималась широкой благотворительной деятельностью, храмостроительством, развитием народного образования, коллекционированием живописи.

Согласно архивным источникам, носители фамилии Каменских (первоначальное написание фамилии) проживали в 1782 г. в районе Верхних Муллов и Егошихинского завода. Довольно трудно сказать, когда и откуда появились здесь Каменских. Известно лишь, что эта фамилия зародилась в начале XVII в. в Верхнекамье в деревне Сергиев Камень. В последующем ее представители расселились на территории Среднего Прикамья [19, с. 35].

Материалы Государственного архива Пермского края (ГАПК) позволяют узнать, что по данным переписи 1782 г. в вотчине княгини В. А. Шаховской в починке «На усть речки Егошихи» жил 43-летний Филипп Петров Каменских с женой - 42-летней Марией Гордее-вой. У них были дети: дочери Анна 23 лет, Ксения 18 лет, сыновья-погодки Петр 12 лет и Козьма 11 лет. Филипп Каменских был крестьянином, а его младший брат Иван числился дворовым служителем в Верхних Муллах . В конце XVIII в. починок «На усть речки Егошихи» прекратил свое существование, а его жители разъехались по близлежащим селениям. Братья Петр и Козьма Каменских поселились в д. Загарье, находившейся в верхнем течении р. Егошихи3.

21 января 1805 г. Козьма женился на своей родственнице Анне Даниловне Верхолан-цевой - жительнице д. Данилихи, в которую он и переселился4. Таким образом он стал родственником известного пермского журналиста и краеведа В. С. Верхоланцева [18, с. 2].

1 Об этом еще в первой половине XX в. писал М. Хальбвакс, который увидел в коллективной памяти элемент, конституи-

рующий идентичность социальной, профессиональной или любой другой (например, этнической) группы.

2 Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 177. Оп. 3. Д. 142. Л. 65-67 об., 114.

3 ГАПК. Ф. 111. Оп. 1. Д. 1779.

4 ГАПК. Ф. 412. Оп. 1. Д. 39. Л. 85.

Козьма Филиппович имел сыновей Федора, Григория и Михаила, а также дочь Наталью. Младший сын Михаил умер в детстве. Семья была довольно бедной, и братья Федор и Григорий не получили никакого образования, но природная смекалка помогла им выйти в люди.

Внук Федора Козьмича, Федор Михайлович Каменский, в своих мемуарах «Записки буржуя», вышедших уже в годы революции, воссоздал важные страницы родословной. Он пишет: «Со стороны отца мой прадед Кузьма Каменский был крестьянином, крепостным графа Шувалова в деревне Загарье, близ Перми, по Сибирскому тракту. У него были дети: Федор, Григорий и Наталия... Федор и Григорий Кузьмичи откупились и, выйдя из крепостного положения, купили усадебный участок в деревне Данилиха при самой Перми» [8].

По сведениям игумена Серафима, который называл себя биографом семьи Каменских, происходили братья из купеческого сословия [12, с. 95]. Этот вывод игумен, вероятно, делает на основании того факта, что большая часть информации о братьях Каменских имеет более поздний характер, когда братья уже вошли в купеческое сословие. Тем не менее факт, приведенный в работе Е. А. Спешиловой, подтверждает их крестьянское происхождение: в 30-е гг. XIX в., в свободное от барщины время, братья занялись извозом - в то время одним из прибыльных занятий для населения губернии [16, с. 303].

Семья Каменских была многочисленной. У Федора Кузьмича было три сына - Михаил, Иван и Василий и две дочери - Татьяна и Ирина. Жена Федора - Маримьяна Ивановна - происходила из рода Верхоланцевых, и тем самым семья Каменских вновь породнилась с Верхоланцевыми. В семье Григория Козьмича также было три сына - Александр, Алексей и Иван, а также дочь Апполинария. Женой его была Наталья Степановна. Сын Григория Иван впоследствии стал не только крупным предпринимателем, но и видным государственным деятелем - членом Государственного Совета Российской Империи [18, с. 6].

Заняться новым делом братьев побудила необходимость заботиться о многочисленном семействе. Из-за отсутствия железных дорог и пароходства конные перевозки были единственным средством доставки купеческих товаров, поэтому дело братьев Каменских процветало. Быстрая доставка товаров в XIX в. была выгодным делом, способным привести к обогащению. Кроме того, из документов известно, что предприимчивые братья, наделенные природной сметливостью и хваткой, возможно, занимались не только дорожным делом [12, с. 97].

Для того чтобы выкупиться из крепостной зависимости, требовались немалые средства. В. В. Вяткин указывает, что от крепостной неволи братья освободились в 1859 г. В ревизских сказках за 1858 г. имеется запись, что братья Федор и Григорий Козьмичи отпущены на волю от княгини Бутеро в 1857 г. [4, с. 4-5]. В том же 1857 г. Федор Козьмич за 100 руб. приобрел у купца А. Т. Красильникова пустопорожнюю землю в правой части г. Перми, за р. Егошихой, по левую сторону Соликамского тракта1. Позднее эта земля была выгодно продана под строительство железной дороги. В краевом архиве хранится несколько документов о купле и продаже земельных угодий с 1857 по 1916 г. как основателями, так и наследниками купеческой семьи2. Это была важная статья дохода.

А еще - арендное содержание золотых промыслов в Верхотурском уезде и ростовщичество. Имеется архивное дело, из которого известно, что в 1859 г. Дурасовым, Бабико-вым, Арсеньевым и купцом Каменским с опекунским советом Императорского военного Кадетского дома был заключен контракт на шестилетнее арендное содержание золотых промыслов Верхотурского уезда, собственности воспитанника Кадетского дома Александ-

1 ГАПК. Ф. 72. Оп. 1. Д. 105. Л. 1-2.

2 ГАПК. Ф. 134. Оп. 2. Д. 31. Л. 45-47.

ра Никитовича Всеволожского. Кроме того, предполагалось заложить и имение Всеволожских. Все деньги, причитающиеся Всеволожским за добытое золото и заложенное имение, должны были идти на уплату долга. В противном случае имение «подвергнется публичной продаже, а золотые промыслы, несмотря на заключенный контракт и неистечение оному срока, будут отданы в распоряжение покупщика»1. Можно сказать, что Каменскими давались денежные займы с процентами под залог. Так, потомственный дворянин, отставной подпоручик П. П. Егоров и 1-й гильдии купец Г. К. Каменский заключили сделку на заем в 15 тыс. руб. с 10 % годовых под залог дома Егорова в Перми и участка земли в Усть-Сылвенской волости у д. Киселевки2. Вероятно, займы под проценты являлись одним из источников формирования капитала.

В 60-х гг. XIX в. братья Каменские резко изменили профиль своего дела: они стали пароходовладельцами. В 1859 г. братья Федор и Григорий построили на Сормовском заводе буксирный пароход «Работник» [4, с. 5]. Перевозка грузов водным путем стала новым источником для коммерческих дел. В первую навигацию «Работник» принес значительную прибыль. Как отмечают исследователи, часть доходов братья направили на развитие дела и строительство новых пароходов, а часть обратили в пожертвования, тем самым установили своеобразную традицию отмечать коммерческий успех благотворительными делами. Они купили здание по ул. Пермской (ныне - ул. Пермская, 64, 66), провели его полную перепланировку с целью приспособления для классных занятий и подарили в 1860 г. первому женскому училищу, позднее преобразованному в гимназию (Мариинская женская гимназия помещалась в этом здании 27 лет) [16, с. 332]. До конца жизни братья Каменские были попечителями этой гимназии.

В 1862 г. Каменские имели уже два буксирных парохода. На этот раз после успешной навигации братья пожертвовали 8 тыс. руб. на строительство Воскресенской церкви, воздвигнутой в память освобождения крестьян от крепостной зависимости [16, с. 333].

А уже в 1865 г. после нескольких лет успешной работы на грузоперевозках по Каме начало действовать пассажирское пароходство Братьев Каменских. Пароходы «Иоанн», «Михаил», «Александр», «Марианна», «Василий» перевозили пассажиров до Нижнего Новгорода. Бедным часто предоставлялся бесплатный проезд.

Не последнюю роль в таком скором росте капитала сыграла тесная связь братьев с народом, с людьми, которых они перевозили на своих пароходах. Каменские жадно впитывали все, как говорится, мотали на ус - и делали правильные ставки, выгодно для себя размещая средства. Говоря о происхождении несметных богатств первых Каменских, внук Федора Козьмича пишет: «Оба основателя, хотя были почти неграмотные, едва подписывались, но вели дело дружно, солидно и честно и заслужили уважение и почтенное положение в тогдашнем обществе. Оба они были гласными (т. е. депутатами) в городской думе, а Федор даже городским головой» [5].

Пароходство и грузоперевозки братьев Каменских приносили большую прибыль, что давало возможность расширять дело. В 1871 г. был зарегистрирован торговый дом «Товарищество пароходства и транспортирование грузов Ф. и Г. Братья Каменские», главной деятельностью которого являлась перевозка грузов по России, преимущественно водным путем.

В последней четверти XIX в. пароходчики Каменские расширили свою предпринимательскую деятельность. В 1874 г. на берегу Камы построен и пущен в действие литейно-механический завод, где кроме производства железа осуществляли постройку и ремонт речных судов [16, с. 331].

1 ГАПК. Ф. 111. Оп. 1. Д. 24. Л. 37.

2 ГАПК. Ф. 177. Оп. 1. Д. 16. Л. 34.

К 1870 г. основной капитал товарищества достиг 5 млн руб. Несмотря на огромные богатства и щедрые пожертвования, компания Каменских уважительно относилась к денежным средствам. На хранении в ГАПК в фонде окружного суда имеются два судебных разбирательства с железной дорогой за тюки шерсти, вымоченные дождем при транспортировке на открытых платформах. Разбирательства шли с 1909 по 1916 г. за 42 руб. (средняя месячная плата рабочего) и с 1911 по 1916 г. за 7 руб. понесенных убытков1.

С расширением деятельности торгового дома Каменских правление было перенесено в Москву, филиалы располагались в Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Риге. Товарищество перевозило грузы и пассажиров по рекам Волго-Камского бассейна и Сибири, транспортировало грузы всеми способами в пределах Российской империи и за границу.

Пермские граждане относились к Федору Козьмичу и Григорию Козьмичу с уважением. Каменские были удостоены звания потомственных почетных граждан г. Перми, избирались на разные общественные должности по городскому управлению, по пермскому общественному Марьинскому банку, по разным комитетам и учреждениям [13, с. 24-25]. Одного из представителей деловой элиты того времени по праву называли «отцом города» - это был городской голова Федор Козьмич Каменский.

В 1866 г. состоялся ряд мероприятий, в которых Ф. К. Каменский участвовал как городской голова. В мае проходила встреча князя Николая Максимилиановича Романовского, в июне - встреча отца царского спасителя И. А. Комисарова (О. И. Комисаров спас императора от покушения Каракозова, тогда же портрет О. И. Комисарова был помещен в гимназии). Ф. К. Каменский чествовал высоких гостей, подносил хлеб-соль [6, с. 13, 18, 22].

В ноябре 1883 г. Ф. К. Каменский скончался. Его младший брат Григорий умер в день своих именин - 25 января 1893 г. А за пять лет до этого, в 1888 г., он, основатель Успенского женского монастыря, принял тайное пострижение в монашество. Для семейного склепа братьев знаменитый русский живописец Михаил Нестеров написал икону «Распятие» (хранится в Пермской художественной галерее). В монастыре были устроены две усыпальницы для погребения умерших из рода Каменских. Основатели знаменитой семьи прожили долгую жизнь: Федор Козьмич дожил до 82 лет, а Григорий Козьмич - до 79 лет.

Успех своего предприятия братья объясняли объединением совместных усилий. Семейное дело было для них смыслом всей жизни. Своим детям Федор и Григорий завещали вести дела сообща, приумножая капиталы династии Каменских.

Начатое ими дело продолжили сыновья. В отличие от своих родителей это были высокообразованные люди. Михаил и Василий Федоровичи, Алексей, Александр и Иван Григорьевичи в 1893 г. приобрели за 325 тыс. руб. Суксунский, Тисовский и Молебский железоделательные заводы в Пермской губернии . Позднее владели хлопковым и канато-витейным заводами в Ташкенте, пристанями и складами во многих городах России3. Дело Каменских продолжало расширяться, и к 1904 г. основной капитал товарищества составил 5 млн руб. Однако со временем между родственниками Каменскими возникли разногласия и, вопреки завещанию отцов, был произведен раздел имущества товарищества. Деятельность торгового дома «Ф. и Г. Братья Каменские» постепенно разладилась. В краевом архиве имеется одно из дел о разделе имущества Каменских: это раздельные акты на недвижимую собственность в Красноуфимском и Суксунском уездах4. Железоделательные заводы прекратили свое существование по причине выработки рудников.

1 ГАПК. Ф. 216. Оп. 1. Д. 34. Л. 141-146.

2 ГАПК. Ф. 72. Оп. 1. Д. 321. Л. 1-190.

3 ГАПК. Ф. 72. Д. 685а. Л. 4.

4 ГАПК. Ф. 72. Оп. 1. Д. 114. Л. 1-49.

На Каме и Волге появился более сильный конкурент, который в 1914 г. купил имущество компании и перерегистрировал его под новым названием «Ф. и Г. Братья Каменские и Н. В. Мешков» [2, с. 57]. Став руководителем огромной фирмы, Николай Васильевич Мешков в кратчайший срок поставил дело таким образом, что не оставил конкурентам никаких шансов на успех. Однако октябрьский переворот положил конец существованию успешного коммерческого предприятия. 5 февраля 1918 г. по декрету о национализации многомиллионное хозяйство компании полностью перешло в собственность государства.

Важное место в жизни предпринимателей Каменских заняла благотворительность. Эта деятельность Каменских началась практически с первых лет появления пароходства, а во второй половине XIX в. приобрела беспримерный размах. Много сил и средств вкладывали Каменские в заботу о бедных [16, с. 496-497]. Одним из объектов благотворительной деятельности пермских предпринимателей Каменских стала православная церковь: в начале 1860 г. Каменские выступили щедрыми церковными жертвователями.

13 августа 1872 г. братья заложили храм во имя святителя Николая Чудотворца при пересыльном замке. Мысль основать эту церковь принадлежала губернатору Николаю Ефимовичу Андреевскому, а сооружение храма всецело взяли на себя братья Федор и Григорий Каменские. Для домовой церкви духовного училища ими был пожертвован иконостас прекрасной живописной работы.

О Воскресенской церкви - одном из самых красивых пермских храмов, построенном в память об освобождении крестьян от крепостного права - принято писать, что она возведена на народные средства. Конечно, кружечные сборы, «народная копеечка» сыграли свою роль. Но главный источник средств все-таки был иным: на возведение храма во имя Воскресения Христова и святого благоверного князя Александра Невского Федор Козьмич Каменский, также представитель православного народа, пожертвовал 8 тыс. руб. Щедрые пожертвования были сделаны Каменскими и для православных миссий и храмов Иерусалима, Японии.

В 1882 г. Федор и Григорий Козьмичи приобрели на углу ул. Покровской и Верхо-турского переулка (ныне - ул. Ленина, 11) дом для детского приюта, вложив в его переустройство 25 тыс. руб. Затем они пожертвовали 1 тыс. руб., положив основание капиталу, специально назначенному для строительства приютской церкви Марии Магдалины. Построены были оба здания по проекту известного зодчего Александра Турчевича.

В Перми на углу улиц Большой Ямской и Красноуфимской (сейчас - ул. Пушкина, 83) имелась городская богадельня, основанная по постановлению Пермской городской думы в 1866 г. В 1879 г. при ней была устроена на средства братьев Каменских деревянная церковь во имя святого Симеона Верхотурского, замененная позднее каменным храмом (архитектор Василий Попатенко). Здание сохранилось до настоящего времени, но претерпело внутреннее переустройство. В советский период в нем располагалась Областная медицинская библиотека. В настоящее время здание возвращено Пермской епархии [15, с. 40].

Пароходчики были очень набожными людьми. За их спиной люди из низов общества шептались: «Уж больно много жертвуют, знать, и грехи большие...» [17, с. 235]. Эти слухи материализовались в записи одного из летописцев, Владимира Трапезникова, социал-демократа по убеждениям и партийности. В своем труде «Летопись г. Перми» за 1979 г. он пишет: «На высоком берегу речки Данилихи братьями Каменскими возводится для замаливания старых ямщицких грехов массивное здание главного храма, устраиваемого ими Успенского женского монастыря» [17, с. 236].

Конечно, на устройство Успенского женского монастыря в 1870-1880 гг. братьями были произведены самые масштабные пожертвования: и банковский вклад в 50 тыс. руб., и 10 тыс. руб. на содержание священника и псаломщика; кроме этого Федор Козьмич

отдельно внес 10 тыс. руб. [5]. На истории этого храма мы более подробно остановимся ниже.

Невозможно недооценивать масштаб предпринимательства и благотворительной деятельности братьев Каменских. Главный памятник последней - устройство женского Успенского монастыря в Перми, золотые кресты храмов и звон колоколов которого полвека радостно встречали всех приезжающих в Пермь по железной дороге. Монастырь был основан в 1873 г. на юго-западной, пустынной тогда еще окраине города, возле д. Данилихи, сначала под именем Пермской Успенской общины [1, с. 2].

Композиционной основой монастыря являлся крупный каменный Успенский собор, в котором располагался иконостас работы М. В. Нестерова. В его оформлении принимал участие и Н. К. Рерих. Однако до наших дней сохранилась только малая Казанская церковь, являющаяся в то же время «жемчужиной» монастыря.

Кирпичная церковь во имя Казанской Иконы Божией Матери (сейчас - ул. Плеханова, д. 39/6) построена взамен деревянной на средства Ивана Григорьевича и Веры Александровны Каменских - постоянных попечителей монастыря. Церковь заложена 1 мая 1905 г., освящена 12 октября 1908 г. Автор проекта не установлен, однако различные исследователи выдвигают версии авторства Ю. Скавровского, В. М. Васнецова или В. А. Покровского. Известно, что в оформлении церкви принимали участие художники С. И. Ваш-ков (деревянный резной иконостас и эскизы утвари) и Н. К. Рерих (иконы для иконостаса). Вероятно также, что авторство майоликовых панно «Казанская Божия Матерь» на восточном и «Спас Вседержитель» на северном фасадах церкви принадлежит Н. К. Рериху. Храм сооружен в модном в начале XX в. неорусском стиле - в подражание среднерусской архитектуре ХШ-ХУ вв.: это небольшой, квадратный в плане храм с контр-форсами по углам, апсидой и открытой звонницей на северном фасаде. Главный вход обрамлен порталом из известняка, из него же выполнены рамы майоликовых панно. Храм перекрыт на четыре ската и увенчан крупной главой с крестом на круглом глухом барабане с аркатурой по всему периметру барабана. Аркатура, пилоны, наличники иконы, портал, цоколь выполнены из местного известняка [1, с. 4].

Внутреннее убранство храма было богатым, если не роскошным. Один иконостас, деревянный, обитый бронзовой басмой, одноярусный, в стиле древненовгородских церквей, исполненный по рисунку С. И. Вашкова, был оценен в ценах 1914 г. в 8 тыс. руб. Пятнадцать икон в иконостасе, написанные Н. К. Рерихом (авторство подтверждено его подписью) в древнехристианском духе особым декоративным способом, были оценены в 15 500 руб. Кроме дорогих икон в церкви находилось более двадцати обыкновенных, а также картины и гравюры на религиозные темы, портреты архиереев. Восемь больших древних икон, среди которых аналойная икона Казанской Божьей Матери московского письма XVII в. в серебряном окладе, были приобретены Каменскими. Здесь же находилась выносная икона ушаковской школы XVII в. Иверской Божьей матери [3, с. 70].

В 1908 г. на склепе одного из Каменских в пещерном храме появилась новая икона. Она была выполнена из меди, размером 42 на 6 см. Икона изображала «Распятие Господне» и принадлежала кисти М. В. Нестерова. Она была помещена в деревянный, окрашенный белой лаковой краской с золоченой резьбой киот. В 1920 г. при передаче иконы из церкви в пермскую галерею этот шедевр М. В. Нестерова был оценен в 10 тыс. руб. по ценам 1914 г. [3, с. 70].

Для того чтобы не портить общего колорита, храм был украшен различной церковной утварью, необходимой при богослужении и в обиходе. Поминальный, панихидный стол, иконостас, алтарь, купель, кадило, церковные книги, крест, подсвечники были выполнены по рисункам С. И. Вашкова и сочетали в себе живописную красочность с пласти-

ческими исканиями модерна, о чем недвусмысленно говорится в отчете игуменьи монастыря Нины. Вот как писали о храме «Пермские губернские ведомости» за 1908 г.: «Выстроенная в древнерусском стиле небольшая каменная церковь, имеет снаружи, на северной стороне, громадное изображение "Нерукотворного Спаса"; на восточной стороне такая же икона "Божьей Матери". В углу церкви большая печь в древнерусском вкусе из зеленых изразцов, в верхней части которой из голубых изразцов имеются изображения двух павлинов, пьющих из чаши воду. Вообще от всей обстановки храма веет русской стариной, и она напоминает многочисленные московские старинные храмы» [14].

В 1920 г. Успенский собор был закрыт. Денег на содержание усыпальницы и других зданий монастыря не выделялось. Началась трагическая история разрушения обители. Усыпальница Каменских, по сути дела, разграблена. В 1920-е гг. оставшиеся помещения бывшего монастыря занимали попеременно «железнодорожная школа, институт соцвоспи-тания, психоневрологическая школа, детский сад, клуб рабочих, частные жильцы, невесть откуда взявшиеся две монашки». К июлю 1923 г. с Успенского собора были сняты все купола, а сам собор был взорван [1, с. 6].

Судьбу же Казанской церкви можно сравнить с судьбой репрессированного человека. Богатое убранство, иконы пропали, прекрасное здание было отдано под авторемонтную мастерскую, разрушена звонница, переделаны окна и двери, разобраны печи, утрачены художественные изразцы. Сами захоронения также подверглись жестокому насилию. Вот как вспоминал об этом старожил города и района Виктор Николаевич Кузнецов: «Это событие происходило в 1928 году. Я шел домой с реки Данилихи и проходил мимо Усыпальницы. Когда подошел поближе, то услышал в толпе разговоры о том, что будут вскрывать захоронения. Когда открыли двери церкви, находящиеся с западной стороны, напротив алтаря, внутри все оказалось освещенным солнцем. Справа, в центре южной части стены располагались два продолговатых окна. Внутри церкви украшения и иконы уже отсутствовали». Стояли ли печи, Виктор Николаевич не помнил. Но обратил внимание, что свод был сильно закопчен, создавалось впечатление, что внутри разводили костры. Все внимание мальчика было устремлено вниз, на пол усыпальницы, который складывался из ровных квадратных каменных плит, а внизу, на дне подвала, в центре, чуть левее алтарной части стояли два металлических гроба. Они были отделены друг от друга перегородками и ориентированы на восток. На верхних крышках, во всю длину были изображены большие кресты. Никаких надписей не было. Когда поднимали гробы, то один из них оказался очень легким, пустым и вроде бы даже не запаянным. Второй гроб был тяжелым и запаянным. Когда его вскрыли, то увидели лежащие в нем мощи мужчины. Он был одет в черный костюм старинного пошива. Скоро гробы закрыли и куда-то увезли. Люди говорили, что в гробу был Григорий Козьмич Каменский [1, с. 6].

С 1985 г. в усыпальнице начались реставрационные работы. Толчком для восстановления утраченного послужило общественное мнение, выработанное в результате неустанного обращения к населению многих представителей пермской культурной и журналистской общественности. Судьбе усыпальницы посвящались работы краеведов В. В. Семян-никова, Е. А. Спешиловой, Н. Н. Токаревой, В. А. Дылдина, Л. С. Кашихина, В. Ю. Шахова, археологов В. П. Денисова, А. Н. Лепихина, журналиста В. Ф. Гладышева, писателя Л. А. Юзефовича [3, с. 72]. Фамилии этих людей хорошо известны в Прикамье.

В 1985-1995 гг. реставрационные работы выполнялись Пермскими специальными научно-реставрационными мастерскими. Авторы проекта: Г. Д. Канторович (руководитель авторского коллектива), М. Ф. Артеменков, В. А. Побоженко (архитекторы), Л. С. Каши-хин, А. М. Федотов (авторы историко-архивных изысканий). Реставрацию майоликового панно «Казанская Божия Матерь» выполнял художник-реставратор В. Минин из Москвы.

Кроме Казанской церкви на территории монастыря сохранились двухэтажные корпуса -каменный игуменский и полукаменный сестринский. В настоящее время оба корпуса занимает община возрожденного Успенского женского монастыря.

К благотворительной деятельности семьи Каменских в пользу церкви была причаст-на сестра Федора и Григория Наталья. В 1870-х гг. по инициативе Натальи Козьмовны Ба-харевой (в девичестве Каменской) строилась каменная церковь в д. Бахаревке, принадлежавшей семейству Бахаревых. 30 мая 1875 г. архиепископ Антоний освятил церковь во имя Покрова Богородицы. Рядом с церковью возник женский монастырь. С прокладкой железной дороги в начале XX в. появилась пригородная железнодорожная станция Баха-ревка, одна из немногих дошедших до наших дней в малоизмененном виде. В здании церкви, в основном сохранившемся, долгое время располагалась Фроловская средняя школа, а в некоторых зданиях бывшего монастыря - детский санаторий «Подснежник» [15, с. 40].

Изучая памятники храмового строительства г. Перми, возникшие в результате благотворительной деятельности предпринимателей Каменских, нельзя не отметить несомненный вклад представителей династии в историко-культурное наследие города. При этом возникает вполне логичное желание процитировать слова академика Д. С. Лихачева, который говорил: «Понять историю города помогают памятники культуры, которые и создают своеобразный облик города, отличающий его от других городов России. Настоящее - это последний день прошлого. Рано или поздно все разрушится, все исчезнет. Да, но лучше, чтобы "поздно", чем "рано". Когда-то человек жил только в настоящем. Но в большом настоящем, помня - кто у него родители и откуда. Человеку тесно жить только в настоящем. Нравственная жизнь требует памяти о прошлом и сохранения памяти на будущее - расширения в ту и другую сторону» [10].

Исследование исторического и культурного наследия, связанного с жизнью и деятельностью представителей пермского предпринимательства, является необходимой составляющей сохранения памяти о прошлом, осознания приобщенности к этой памяти и на основе этого - формирования патриотизма российских граждан как одного из факторов единения нации.

Библиографический список

1. Арапова А. История женского Успенского монастыря. Пермь, 1998.

2. Баяндина Н. П. Пермь купеческая. Пермь, 2002.

3. Водяненко С. Каменские и Успенский женский монастырь. Пермь, 1999.

4. Вяткин В. В. Род ищущих господа. Пермь, 2001.

5. Гладышев В. Храмоздатели Каменские // Православная Пермь: офиц. портал Пермской епархии. 2012. 21 марта. URL: http://pravperm.ru/publikacii/hramozdateli_kamenskie/ (дата обращения: 30.09.16).

6. Дмитриев А. А. Летопись губернского города Перми с 1845 по 1890 год. Пермь, 1890.

7. Зотов А. А. Об истоках исследований обыденных и научных представлений о прошлом в социологии XX-XXI веков [Электронный ресурс] // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: моногр. / под ред. И. Ф. Девятко, Р. Н. Абрамова, И. В. Катерного. М.: Прогресс-Традиция, 2016. С. 233-246. URL: http://gefter.ru/archive/17228 (дата обращения: 15.09.2016).

8. Каменский Ф. М. Записки буржуя // Пермская летопись: [сайт]. URL: http://permhistory.ru/ history/permskaya-letopis-1890-god (дата обращения: 30.09.2016).

9. Леонтьева О. Б. Историческая память и образ прошлого в культуре пореформенной России [Электронный ресурс] // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории / под ред. Л. П. Репиной. М.: Кругъ, 2008. С. 636-681. URL: http://www.perspektivy.info/history/ istoricheskaja_pamat_i_obraz_proshlogo_v_kulture_poreformennoj_rossii_2014-06-30.htm (дата обращения: 15.09.2016).

10. Лихачёв Д. С. Земля родная [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/ Hhachev_dmitriy/zemlya_rodnaya/ (дата обращения: 30.09.2016).

11. Лядова А. С. Развитие историко-культурного туризма как элемент духовно-нравственного и патриотического воспитания (на примере архитектурного наследия братьев Каменских в городе Перми XIX века) // Национальная безопасность: стратегические приоритеты и система обеспечения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 28 апр. 2016 г.) / отв. ред. Н. В. Голохва-стова; Прикам. соц. ин-т. Пермь, 2016. С. 492-500.

12. Мельчакова О. А. Предпринимательство Прикамья: история и современность. Пермь,

2002.

13. Памятная книжка Пермской губернии на 1880 г. Пермь, 1880. С. 24-25.

14. Пермский Успенский монастырь // Пермские губернские ведомости. 1908. № 14.

15. Семянников В. Пермь купеческая // Пермские строительные ведомости. 2000. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Спешилова Е. А. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723-1917. Пермь, 1999.

17. Субботин Е. П., Серов М. И. Пермь. Жители и гости. 1723-1924. Пермь, 2006. Т. 1.

18. Шумилов Е. Н. Из родословной пермских купцов Каменских. Пермь, 1994.

19. Шумилов Е. Н. Каменский Иван Григорьевич // Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Пермь, 1994. Вып. 2. C. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.