УДК 72.035
Т.А. Спирова, О.А. Шутова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРХИТЕКТОРА А.Б. ТУРЧЕВИЧА
В статье исследуется деятельность строительно-технического бюро А.Б. Турчевича - одного из самых плодотворных архитекторов Пермской губернии (конец XIX - начало XX в.), создавшего около 150 архитектурных сооружений на Урале,
Ключевые слова: Пермский край, архитектура Урала, строительно-техническое бюро, талантливый архитектор, культурное наследие.
В марте 2013 г. исполнилось 125 лет со времени создания строительно-технического бюро А.Б. Турчевича, первой частной архитектурной мастерской в г. Перми. Многие здания, построенные по проектам этого талантливого архитектора, по сей день украшают город и по праву стоят в ряду самых заметных памятников градостроительства. Достаточно назвать дома Мешкова, пароходчика Любимова, купца Грибушина.
Знакомясь с архитектурой Урала последней четверти XIX в. и начала XX, неожиданно выясняешь, что проектирование многих зданий на Урале выполнялось частным пермским строительно-техническим бюро А. Турчевича.
Александр Бонавентурович Турчевич родился 26 февраля 1855 г. в дворянской семье польского происхождения. В нём рано проснулся талант художника и по окончании Киевской гимназии он уезжает в Москву и поступает в Строгановское училище. В Пермь он приехал в конце 1870-х гг., где и остался до конца своей жизни.
В 1888 г. им было основано в Перми строительно-техническое бюро для разработки проектов и смет на строительство зданий различного назначения - от крупных культовых и общественных построек, богатых особняков до небольших купеческих домов. Бюро Турчевича размещалось в собственном двухэтажном доме, построенном в 1892 г. по собственному проекту на углу улиц Верхотурской (ныне Островского) и Екатерининской.
Из рекламы фирмы Турчевича [1]:
Строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича (в Перми существует с 1888 года). Составление всевозможных проектов, смет. Производство строительных работ. Специальность: железобетонные конструкции, водяное и паровое отопление низких давлений, вентиляция, канализация.
Бюро помещается в Перми, Екатерининская улица, угол Верхотурского переулка, собственный дом. Телефон №77.
Адрес для писем и телеграмм: Пермь, Турчевич.
Деятельность строительно-технического бюро продолжалась немногим более 20 лет. Помимо самого архитектора в бюро трудились всего несколько человек - И.И. Мартемьянов, П.К. Сунгуров, Ф.Е. Морозов, исполнявшие при полной взаимозаменяемости функции техников и одновременно чертежников. Им доверяли самые ответственные объекты, а штампы с фамилией Турчевича на чертежах стали знаком качества и надежности.
Первой крупной работой А.Б. Турчевича было восстановление дома, принадлежащего пермскому заводчику Яковлеву. Это здание, построенное ещё в 20-х гг. XIX в., предположительно по проекту И.И. Свиязева, сильно пострадало во время знаменитого пермского пожара 1842 г. Пепелище на месте этого дома простояло почти 40 лет, пока его не приобрёл известный пермский пароходчик Н.В. Мешков. От него А.Б. Турчевич и получил заказ на восстановление дома. С этой работой он успешно справился, оформив новую постройку в духе классицизма. Это здание приводило в восторг современников, да и по сей день оно остаётся одной из самых красивых построек старой Перми. При советской власти в этом здании располагалось управление Камского речного пароходства, в настоящее время в нем функционирует Пермский краевой музей (ул. Монастырская, 6).
Привлекательно и другое здание работы Турчевича - особняк Любимовой (ул. Екатерининская, 68), где сегодня расположен Театр юного зрителя. Здание стоит на некотором удалении от красной линии, перед ним небольшой уютный сквер, огороженный изысканной металлической решеткой. Дом построен в стиле барокко. Во многих деталях этого дома чувствуется умение талантливого архитектора создать лирический образ богатого частного дома. Великолепны и час-
тично сохранившиеся внутри особняка интерьеры. Мастер меньше всего предполагал, что в этом здании когда-то будет функционировать театр, но тем не менее при посещении этого старого особняка вас не оставляет ощущение особой праздничности [2].
Очень нравится пермякам и дом купца Сергея Михайловича Грибу шина (ул. Ленина, 13а), который был построен по проекту Турчеви-ча в 1895-1897 гг. Это здание - замечательный пример живописного модерна, нового направления в архитектуре конца XIX - начала XX в. В отделке здания использованы лепные гирлянды, вазоны и многократно повторяющаяся линия, похожая на росчерк пера или взметнувшийся кнут. На фасаде дома использованы так называемые «мас-кароны» - маски идеализированных женских лиц в капителях пилястр, завершающих главный фасад дома. По свидетельству известного пермского краеведа Е.А. Спешиловой, в этих маскаронах по просьбе Грибушина было запечатлено лицо его любимой дочери в разных возрастах. Считается, что именно этот дом изображён в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» как «дом с фигурами» [3].
Как истинно русский архитектор, Турчевич не мог не воспользоваться в отделке проектируемых им зданий обыкновенным красным кирпичом - материалом, который широко использовался в национальном русском зодчестве. Достаточно вспомнить стены и башни Московского Кремля. Немало подобных построек и в Перми, среди них -здание епархиального женского училища, построенного по проекту Турчевича (сейчас в этом здании расположен областной госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны). Кирпич - традиционный строительный материал - за счёт рельефной узорчатой кладки в сочетании с изящной металлической решёткой на кровле создает эффект изящной красоты.
В кирпиче была выполнена и Никольская церковь в Мотовилихе, тоже построенная по проекту Турчевича на добровольные пожертвования рабочих Мотовилихинских заводов. Это было удивительной красоты сооружение, которого, к сожалению, сейчас уже нет - большевики снесли Никольскую церковь, как и многие другие великолепные культовые сооружения по всей России.
Никольская церковь была не единственной культовой постройкой пермского архитектора. Им были созданы церковь св. Магдалины в Перми (ул. Ленина, 11), Троицкий собор в Осе, Предтеченский храм в
Кунгуре, Вознесенская церковь в с. Березовка Кунгурского района и многие другие.
Одним из последних творений талантливого пермского архитектора был проект Верхотурского Крестовоздвиженского храма (рис. 1). Это подлинный венец творчества зодчего.
Рис. 1. Крестовоздвиженский собор в г. Верхотурье
Собор был заложен 12 сентября 1905 г. по случаю 300-летия Верхотурской обители, 300-летия дома Романовых и 200-летия перенесения святых мощей Симеона из села Меркушинского в церковь Верхотурского мужского монастыря.
Вновь выстроенный собор необычайно красив и величествен, построен в русско-византийском стиле, по своей красоте и изяществу не уступает многим храмам больших городов, а по своей вместимости прихожан третий в России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. С момента закладки храма приказом Синода ему был присвоен соборный статус.
Что поражает в Верхотурском соборе - это обилие света. Сколько храмов на Руси скрывают свою красоту в вечном полумраке, только потому, что строители не смогли справиться с задачей - дать свободный доступ свету внутрь здания. Здесь же эта задача выполнена блистательно. Свет свободно льется с боков через широкие, искусно расположенные окна и обильно падает сверху через громадный купол.
В здании собора нет тёмных углов, здесь царство света, которое образуют 137 окон разных форм и размеров [4].
Особое украшение храма - фаянсовый иконостас (рис. 2), изготовленный на фарфоровых заводах Кузнецова. Под ярким солнечным светом он не просто поблескивал, искрился, а мощно отражал потоки падающего на него света. Выполненный в чистых нежных белоголубых тонах с золотом, он причудливыми узорами обрамлял не только иконы, но и врата Царские и диаконские. Особенно выразительными в столь необычном оформлении выглядели расположенные по сторонам от Царских ворот иконы Спасителя и Божией Матери.
Рис. 2. Фарфоровый иконостас Крестовоздвиженского собора
Собор был закрыт в 1929 г. и использовался как помещение для малолетних преступников. Храм был возвращён церкви в 1990 г., был освящён вновь 19 августа 1999 г. и сейчас имеет статус монастырского.
В настоящее время в храме установлен «дубликат» старого иконостаса, изготовленный мастерами Сысертского фарфорового завода по проекту екатеринбургского архитектора-реставратора В.И. Симоненко.
Признанием мастерства и уважения архитектора может служит тот факт, что именно архитектурно-техническому бюро Турчевича купец И.И. Любимов заказал проектирование заводского поселка при содовом заводе города Дедюхина (рис. 3) [5], ставшего впоследствии
Березниками - вторым по величине городом Пермского края. Помимо комплекса заводских зданий и жилых домов для рабочих и служащих, в поселке были построены училище, гостиница и даже театр. Причем жилые дома проектировались со всеми удобствами - там была даже горячая вода. Проект был разработан настолько тщательно, грамотно и рационально, что Борис Пастернак, посетивший город в 1916 г., в своем письме к С.П. Боброву назвал завод и поселок при нем «маленькой промышленной Бельгией» - настолько по-европейски он выглядел. В настоящее время содовый завод П.П. Любимова превратился в одно из крупнейших предприятий химической отрасли, но до сих пор на его территории можно увидеть образцы дореволюционной промышленной архитектуры, подаренные нам А.Б. Турчевичем.
Рис. 3. Поселок при Березниковском содовом заводе
Сегодня не может не поражать творческая щедрость, необыкновенная плодотворность архитектора. Всего Турчевичем было реализовано в Перми, Осе, Кунгуре, Сарапуле, Верхотурье, Екатеринбурге около 150 различных проектов гражданских и культовых зданий. Примечательно, что 50 из них - это здания православных храмов. Он возводил дома знаменитых людей и здания православных храмов, сумев определить масштабность застройки города на многие годы вперед.
Умер А.Б. Турчевич 30 декабря 1909 года, похоронен в Перми на Новом кладбище.
Мало кто может сравниться с А. Турчевичем по количеству столь значимых объектов культурного наследия, не случайно большая часть его построек включена в список памятников, охраняемых государством. К сожалению, на сегодняшний день память об этом талантливом человеке, так много сделавшего для Перми и Урала, никак не увековечена: ни названием улицы, ни мемориальной доской.
Библиографический список
1. Кашихин Л.С., Перескоков Л.В. Архитектор и актёр А.Б. Турчевич-Глумов // Краеведческий сборник «Пермский край». -Пермь: Пермская книга, 1992. - 227 с.
2. Юзефович А.Н. Сделано Турчевичем // Этажи Перми. - 2004. -№ 3. - С. 53-55.
3. СпешиловаЕ.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 17231917. - Пермь: Курсив, 1999. - 580 с.
4. Юзефович А.Н. Александр Бонавентурович Турчевич // Пермский период. - 2007. - № 3. - С. 40-43.
5. Шилов В.В. Любимов, Сольвэ и Ко. // Ретроспектива. - 2009. -№ 4. - С. 11-17.
T.A. Spirova, O.A. Shutova THE ARTISTIC HERITAGE OF THE ARCHITECT A. TURCHEVICH
The article deals with efforts of the construction and engineering bureau of A. Turchevich - one of the architects of Perm s province (the end of XIX - the beginning of XX century), the author of more than 150 buildings of the West and Middle Urals.
Keywords: Perm region, Architecture of the Urals, construction and engineering bureau, ta-lanted architect, cultural heritage.
Сведения об авторах
Спирова Тамара Аркадьевна (Пермь, Россия) - старший преподаватель кафедры «Строительное производство и геотехника» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (e-mail: [email protected]).
Шутова Ольга Александровна (Пермь, Россия) - старший преподаватель кафедры «Строительное производство и геотехника» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (e-mail: [email protected]).
About the authors
Spirova Tamara Arkadevna (Perm, Russia) - Senior Lecturer, Department of Building production and geotechnics, Perm National Research Polytechnic University (e-mail: [email protected]).
Shutova Olga Aleksandrovna (Perm, Russia) - Senior Lecturer, Department of Building production and geotechnics, Perm National Research Polytechnic University (e-mail: [email protected]).
Получено 11.03.2013