Научная статья на тему 'В поисках музыки'

В поисках музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корж Л. М.

Памятник истории и архитектуры города Перми – бывший Дом купца С.М. Грибушина, где сегодня располагается Пермский научный центр УрО РАН, – одна из жемчужин в оправе зданий, которые на рубеже XIX–XX веков проектировал и строил выдающийся уральский архитектор А.Б. Турчевич. Возрождение культурных традиций старинного особняка является одним из направлений деятельности Пермского научного центра. В течение 20 лет здесь регулярно проходят вечера камерной классической музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках музыки»

Л.М. Корж,

председатель правления Пермской музыкальной общественной организации «Классик»

«Достоинство искусства ярче всего, пожалуй, проявляется в музыке,

поскольку она не имеет конечной материи...».

И.-В. Гете

Памятник истории и архитектуры города Перми - бывший Дом купца С.М. Грибушина, где сегодня располагается Пермский научный центр УрО РАН, - одна из жемчужин в оправе зданий, которые на рубеже Х1Х-ХХ веков проектировал и строил выдающийся уральский архитектор А.Б. Турчевич. Возрождение культурных традиций старинного особняка является одним из направлений деятельности Пермского научного центра. В течение 20 лет здесь регулярно проходят вечера камерной классической музыки.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ПРЕЗИДИУМА УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН

Никто из тех, кто организовал и пришел 23 апреля 1993 года на первый концерт в ПНЦ УрО РАН, еще не мог знать, что гласный Пермской городской Думы С.М. Грибушин и его брат Николай, профессиональный скрипач, были инициаторами создания первого на Урале отделения Императорского русского музыкального общества, что главным «угощением» на званых вечерах была музыка... Но великолепная акустика музыкальной гостиной поразила всех, и было решено: здесь должна звучать музыка.

Этот концерт состоялся спустя полгода после знакомства автора статьи с первым председателем ПНЦ УрО РАН, членом-корреспондентом РАН Юрием Степановичем Клячкиным. Встреча была организована по инициативе видных пермских ученых, которые, будучи меломанами, посещали музыкальные вечера в гос-

тиной Дома Дягилевых. В те годы концерты в камерной обстановке старинного особняка казались чем-то новым для Перми. По сути - они были хорошо забытым старым! Программу из произведений Вивальди, Корелли и Перголези на апрельском концерте исполнил небольшой камерный ансамбль: флейта, скрипка и три гитары. Рояля в гостиной еще не было. Главное, не было уверенности: строгая атмосфера академии и тонкая материя камерной классической музыки - нужен ли этот сплав?

Непростой «период вызревания» идеи организации цикла концертов в здании ПНЦ УрО РАН перешел в еще более сложный - поиски рояля. Заброшенный, но с сохранившейся механикой, он был найден на заводе им. Шпагина. После нескольких «дипломатических» встреч с за-

водским профкомом рояль, наконец, был безвозмездно передан Пермскому научному центру. Его реставрация длилась не один месяц...

Первый сезон в Музыкальной гостиной ПНЦ УрО РАН был открыт 24 ноября 1993 года праздничным приемом участников выездной сессии Уральского отделения РАН. Надо ли говорить о том, как волновался Юрий Степанович? Накануне, на заседании Президиума УрО РАН, им был сделан доклад «Основные итоги научной и научно-организационной деятельности за 1988-1993 гг. и перспектива развития научных исследований Пермского научного центра». Гости уже побывали в лабораториях академических институтов. И, конечно, всем хотелось услышать от Ю.С. Клячкина подробности уникальной реставрации, осуществленной за отчетный период.

Как радушный хозяин, он знакомил гостей с великолепием отреставрированных залов, рассказывал о технологии восстановления фасада и лепнины, о том, как «по кусочкам» собирали паркет в гостиной особняка. Чайные пары отражались в старинных зеркалах, высокие окна гостиной были закрыты присборенными белыми шторами, поднятая крышка рояля приглашала задержаться и послушать его.

СТО АКАДЕМИЧЕСКИХ

Музыкальные собрания, «дебютировав» в ноябре 1993 года, не прерывались ни на один сезон. Раз в месяц, по четвергам, в музыкальной гостиной встречались меломаны-слушатели с меломанами-исполнителями. Постепенно сложился круг любителей классической музыки ПНЦ УрО РАН, который в дальнейшем стал именоваться клубом «КЛАССИК».

В центре внимания «КЛАССИКа» всегда была творческая жизнь как известных пермских музыкантов, так и молодых исполнителей: бенефисы, дебюты, премьеры новых программ и просветительские музыкальные вечера с их участием и сегодня остаются в афише каждого сезона.

В 1997 году клуб «КЛАССИК» отметил свой первый скромный юбилей -

К участию в презентации рояля и музыкальной гостиной был приглашен пермский пианист Николай Егошин, чья безукоризненная элегантность как нельзя более соответствовала торжественному характеру вечера.

Концерт длился около часа, потом кто-то из гостей сам сел за рояль, кому-то захотелось почитать стихи, стали искать гитару... Радостную атмосферу спонтанного творческого порыва нарушил звонок из областной администрации, где членов Президиума ждали на запланированную встречу. Но уезжать из гостеприимного дома никому не хотелось, и о звонке как-то сразу забыли. Музыка, стихи, непринужденное общение продолжались бы еще долго, но приехал представитель администрации. Чтобы сократить время на дорогу, был подан вместительный автобус.

На парадную лестницу из гостиной члены Президиума выходили не спеша, жали руку Юрию Степановичу, благодарили за прием. Одна фраза, которая мне запомнилась, видимо, была ключевой: «Мы знали, что ты нас удивишь, но так!» Вопрос о том, насколько органично вписывается камерная классическая музыка в атмосферу академической науки, больше не обсуждался.

ВЕЧЕРОВ: ДО И ПОСЛЕ

5-летие со дня создания, получив по этому поводу доброжелательные отклики прессы и представительский подарок от администрации г. Перми. Затем на основе клуба была создана Пермская музыкальная общественная организация «КЛАССИК», и сегодня занимающаяся организацией и проведением вечеров клуба. Это придало ей уверенности, а также доверия со стороны музыкантов: началась совместная работа с артистами оркестра Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского по созданию камерного оркестра «Аллегро». Это была непростая работа: на ее начальном этапе помог грант администрации г. Перми, позже появилась спонсорская поддержка. В «лихие 90-е», когда рухну-

ла отлаженная система гастролей, ор- ской фестиваль-конкурс камерной клас-

кестр «Аллегро» был очень востребован сической музыки «Пермский меломан».

в Перми. Однако самые яркие концерты Он неожиданно заинтересовал многих:

оркестра состоялись в Музыкальной гос- администрация города вновь выделила

тиной ПНЦ УрО РАН. К этим выступле- грант, музыканты подали заявки с самы-

ниям музыканты готовились особенно ми разнообразными программами, члены

тщательно, учитывая превосходную аку- Клуба стали самыми активными слуша-

стику гостиной и взыскательный вкус телями конкурсных прослушиваний.

публики. Общность пережитых фестивальных впечатлений и новые программы любимых

10-летний юбилей клуба исполнителей объединили в тот теплый

«КЛАССИК», отмечавшийся в Музы- летний вечер музыкантов, прессу, слу-

кальной гостиной ПНЦ УрО РАН в июне шателей и спонсоров. Торт с фейервер-

2002 года, вылился в большой праздник ком, от которого каждый из присутство-

с концертом, фуршетом и фейерверком. вавших стремился получить «лакомый

Это было не случайно. Накануне завер- кусочек», стал своеобразным символом

шился масштабный проект, иницииро- радостного и волнующего единства, ро-

ванный «КЛАССИКом» - первый город- жденного прекрасной музыкой.

Предприниматель М.В. Радишевский, Л.М. Корж, глава Ленинского района И. В. Воронов

Член-корреспондент РАНА.А. Маловичко поздравляет «КЛАССИК» с 10-летием

Сотый вечер клуба «КЛАССИК»,

состоявшийся в феврале 2004 года, был интересен во многих отношениях - круглая дата обязывала. Для главного редактора газеты Уральского отделения РАН «Наука Урала» А. Ю. Понизовкина юбилейный вечер был одним из поводов приехать в Пермь и познакомиться с историческим зданием Пермского научного центра. В его обзорной статье «Сто вечеров» (№ 8, март 2004 года) большое внимание было уделено музыкальной составляющей особняка ПНЦ УрО РАН и самому концерту: «...Сотый вечер «Классика», с одной стороны, был по-домашнему теплым, с другой - на редкость содержательным творчески. Кроме интересных инструменталистов (Андрей Цело-усов, кларнет, Наталья Шамарина, фортепиано) выступили артисты Пермской оперы Татьяна Каминская, Сергей Власов и, что больше всего удивило, - солистка столичного театра «Геликон-опера», лауреат премии «Золотая маска» Татьяна Куинджи. На спектакли «Геликона» в Москве не пробиться, а тут -Пермь, под сотню зрителей и даже не выходной день... Судя по книге отзывов, в основном восторженных, за одиннадцать сезонов в музыкальной гостиной побывала целая когорта маститых ученых. Здесь автографы академиков Месяца, Большакова, Чупахина, Толстикова. Рядом - теплые слова от губернатора

Пермской области, британского архитектора...».

Подробный репортаж о вечере поместила пермская деловая газета «Новый компаньон» (№ 9, 16 марта 2004 года). Музыкальный обозреватель газеты П. Копейщиков отметил: «Татьяна Каминская с Татьяной Куинджи - идеальный дуэт сопрано и меццо. Они задали такую высокую планку на следующие 100 концертов «Классика», что весьма интересно будет посмотреть, что же еще могут выдумать Людмила Корж и пермские музыканты».

В статье «Классика: традиции и надежды» («Пермские новости», 12 марта 2004 года) музыковед Г. Баталина сделала акцент на исторических совпадениях: «Особняк на бывшей Покровской улице (ныне Ленина) со дня основания (1896 г.) был одним из центров притяжения артистических сил города. Когда он перешел в собственность купцов Грибушиных (1904 г.), музыкальные вечера для избранной публики вошли в моду. Все прекратилось в революционное лихолетье. Музыка в доме Грибушиных не звучала почти 100 лет». Вот она, эта незримая связь: «КЛАССИК» словно отдал дань Грибу-шину-меценату, напомнив о его вкладе в музыкальную культуру города.

И еще одно, очень важное совпадение. Сотый вечер был проведен 26 февраля, в день рождения выдающегося уральского

Солисты Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского Т. Каминская и С. Власов

После концерта (слева направо): засл. арт. РФ Т. Куинджи, С. Власов, Т. Каминская, засл. арт. РФ Э. Долгановская

посвященный 155-летию со дня рождения А.Б. Турчевича, и автор этой статьи были удостоены премии города Перми имени исследователя и просветителя культуры Пермского края Н.Н. Серебренникова.

Председатель Пермского отделения Союза композиторов России И.Е. Машуков поздравляет Л.М. Корж

зодчего А.Б. Турчевича, по проекту которого был построен, в том числе, дом С.М. Грибушина. Вечер стал отправной точкой для дальнейшего поиска и накопления информации историко-культурного характера о предреволюционной Перми. Вскоре «КЛАССИК» начал расширять тематику концертов, включая в них культурно-просветительскую и краеведческую составляющие, связанные с эпохой Серебряного века. Имя талантливого архитектора и артиста Александра Турчеви-ча (1855-1909) открыло новые возможности для творческого поиска, и музыкальные вечера получили новое дыхание. Цикл из семи концертов «Лики модерна»,

Диплом лауреата премии города Перми имени исследователя и просветителя культуры Пермского края Н. Н. Серебренникова

«ДЕНЬ ЕВРОПЫ» В ПЕРМИ

Международный фестиваль «День Европы» состоялся в Перми дважды: в октябре 2010 года и в июне 2011 года, оба раза - при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Одним из главных организаторов и участников этого значимого события стал Пермский филиал Института философии и политологии УрО РАН, возглавляемый доктором политических наук, профессором Олегом Борисовичем Подвинцевым. Мероприятия октября 2010 года и связанные с ними уроки европейских языков, гастрономический фестиваль, художественные выставки, фотоэтюды и кинопросмотры открыли для жителей Перми новые европейские горизонты. Важными событиями этого фестиваля стали открытие при Пермском государственном университете Информационного центра Европейского Союза, который также возглавил О. Б. Подвинцев, и проведение Ассамблеи по европейской идентичности. В работе Ассамблеи приняли участие глава отдела прессы и информации Представительства ЕС в РФ Дэнис Даниилидис, президент АЕВИС1 профессор А. А. Гро-

мыко, а также преподаватели, ученые, аспиранты и студенты пермских вузов. 9 октября в конференц-зале ПНЦ УрО РАН состоялась дискуссия «Пути сохранения венгерской национальной идентичности и культуры в условиях глобализации», а после - выступление венгерской пианистки Фанни Кинги Шарвари.

В анонсе концерта Ф.К. Шарвари были заявлены произведения двух виднейших представителей венгерской музыкальной культуры - Ференца Листа и Белы Бартока. Поэтому концерт ожидался с нетерпением. До сих пор, как его ведущая, испытываю чувство благодарности к слушателям, потому что ими было проявлено уважение к молодой пианистке, выбравшей не очень яркую программу. Она состояла из обработок народных песен, сделанных очень тонко и с любовью, но без фортепианных «излишеств». Фанни так и играла - трогательно, с любовью и пониманием. Сложнейшая полиритмия Бартока прозвучала без каких-либо напряжения и аффектации, как и пять характерных венгерских напевов в переложении Листа. Внимательный слушатель получил удовольствие от погружения в

Президент АЕВИС профессор А.А. Громыко, доктор политических наук, директор Пермского филиала Института философии и политологии УрО РАН, профессор О. Б. Подвинцев, Л.М. Корж

1 АЕВИС - Ассоциация европейских исследований.

Венгерская пианистка Ф. К. Шарвари

новые интонационно-ритмические пласты музыки и возможность рефлексировать на тему венгерской национальной идентичности.

Второй фестиваль «День Европы» порадовал разнообразной культурной программой, насыщенным расписанием дискуссионных площадок и солидным представительством от нескольких европейских государств. ПНЦ УрО РАН вновь был в гуще событий: в конференц-зале -презентации культурных столиц Европы,

в гостиной - концерт немецкой джазовой певицы Паскаль фон Вроблевски и пермского пианиста Виталия Коваленко. На этот раз программа концерта наглядно отражала взаимопонимание гостей и участников фестиваля, потому что в современном мире джаз стал универсальной культурной ценностью. Выступление в Музыкальной гостиной ПНЦ УрО РАН двух блестящих музыкантов завершило программу фестиваля на жизнеутверждающей ноте.

Музыкальная гостиная ПНЦ УрО РАН

П. фон Вроблевски и В. Коваленко

не в первый раз принимала исполнителей из Европы. В 1999 году, когда отмечалось 250 лет со дня рождения И.В. фон Гете, немецкий Институт Гете по всему миру проводил самые разнообразные культурные акции. «КЛАССИКу» посчастливилось: переписка с Институтом Гете завершилась визитом в Пермь камерного ансамбля «I МШЮ БЕ8Т081». Исполнение даже известных сочинений Моцарта, Шуберта, Шумана, Вольфа было чем-то новым, как бы впервые услышанным. Немецкие музыканты поразили нас органич-

ным ощущением музыки своих великих соотечественников и чувством ансамбля. Не сразу пришло осознание другой исполнительской школы и, как следствие, другой стилистики. Незабываемые впечатления!

Музыка всегда стремится к гармонии. Она объединяет неповторимое, вовлекает в течение времени: от солирующего жеста - к ощущению ансамбля, от эпохи - к эпохе, от звука - к созвучию. Поиски музыки продолжаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.