Научная статья на тему 'Музыка старинных особняков'

Музыка старинных особняков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
277
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корж Л. М.

«Музыка старинных особняков» – пермский городской музыкальный фестиваль. «Главной целью фестиваля является восстановление, сохранение и развитие историко-культурного пространства города Перми, привлечение внимания к истории пермской культуры, развитие традиций музыкального просвещения и благотворительности, пропаганда пермского культурного наследия как внутри Пермского края, так и за его пределами», – отмечено в Концепции фестиваля. Его учредитель – департамент культуры и молодежной политики города Перми, организатор – Городской центр охраны памятников. В 2012 году фестиваль проводился в пятый раз. В его афишу Музыкальная гостиная ПНЦ УрО РАН была включена трижды с различными концертными программами. Они были единодушно и одобрительно приняты как исполнителями, так и публикой. Далее Вы сможете познакомиться с содержанием этих музыкальных вечеров, каждый из которых представлял собой один из трех культурно-просветительских проектов, осуществляемых ПМОО «Классик» в Музыкальной гостиной ПНЦ УрО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка старинных особняков»

«Музыка старинных особняков» - пермский городской музыкальный фестиваль. «Главной целью фестиваля является восстановление, сохранение и развитие историко-культурного пространства города Перми, привлечение внимания к истории пермской культуры, развитие традиций музыкального просвещения и благотворительности, пропаганда пермского культурного наследия как внутри Пермского края, так и за его пределами», - отмечено в Концепции фестиваля. Его учредитель - департамент культуры и молодежной политики города Перми, организатор - Городской центр охраны памятников. В 2012 году фестиваль проводился в пятый раз. В его афишу Музыкальная гостиная ПНЦ УрО РАН была включена трижды с различными концертными программами. Они были единодушно и одобрительно приняты как исполнителями, так и публикой. Далее Вы сможете познакомиться с содержанием этих музыкальных вечеров, каждый из которых представлял собой один из трех культурно-просветительских проектов, осуществляемых ПМОО «Классик» в Музыкальной гостиной ПНЦ УрО РАН.

Немного истории

Идея проведения фестиваля возникла в комитете по культуре администрации г. Перми на волне подготовки и принятия важного документа - «Концепции развития культурного пространства города Перми на среднесрочную (2008-2010 гг.) и долгосрочную (до 2015 г.) перспективу». К этому времени подобные фестивали уже стали традиционными в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Красноярске и даже получили статус международных.

В Перми первый фестиваль «Музыка старинных особняков» состоялся в декабре 2008 г. Самым удачным, как видится теперь, в нем был сам факт проведения. Он послужил консолидации исполнитель-

ских сил города: все музыкальные программы были разнообразными по жанрам и вызвали большой интерес у публики. Привлекательной стороной фестиваля стало также знакомство пермяков с новыми концертными площадками. Круг исторических зданий, готовых принять у себя артистов и публику, год от года расширялся. Старинные особняки Перми как материальные носители исторической и культурной памяти постепенно начали выходить из тени, становясь в определенном смысле действующими лицами на фестивальной карте города.

Музыкальные проекты ПНЦ УрО РАН

В марте 2012 г. комитет по культуре администрации г. Перми предложил автору

этих строк возглавить пятый фестиваль «Музыка старинных особняков» в качестве художественного руководителя. Председатель комитета В.М. Торчинский напутствовал: «Проводите фестиваль так, как Вы это делаете в Музыкальной гостиной Пермского научного центра». В программах Музыкальной гостиной ПНЦ УрО РАН к этому времени определились два основных направления, условно говоря - исполнительское и культурно-просветительское.

Первое из них имело уже 20-летнюю историю: это регулярно проводимые концерты профессиональных исполнителей и четыре фестиваля-конкурса камерной классической музыки «Пермский меломан». Второе направление появилось позже, когда накопленной информации об особенностях истории и архитектуры старинного особняка, в котором располагается ПНЦ УрО РАН, о судьбах людей, живших в нем, накопилось достаточно для того, чтобы провести не один концертный вечер, а цикл музыкально-просветительских вечеров под общим назва-

нием «Лики модерна» (2010 г.). Этот проект, посвященный выдающемуся уральскому архитектору, актеру и театральному деятелю А.Б. Турчевичу, был удостоен премии города Перми в сфере культуры и искусства. Затем был разработан и реализован еще один культурно-просветительский проект - «Песня «Калинка» и ее автор», посвященный уроженцу Перми, автору всемирно известной песни «Калинка» И.П. Ларионову. Программы всех музыкальных вечеров в рамках этих проектов создавались на основе исторических, музыкальных и краеведческих исследований. Именно этот опыт ПМОО «Классик» привлек внимание организаторов и учредителей фестиваля «Музыка старинных особняков».

Новый формат фестиваля

Афишу пятого - юбилейного - фестиваля «Музыка старинных особняков» мы разрабатывали уже вместе с М.С. Сусло-вец, директором Г ородского центра охра-

до-тррс

представляют проект:

V ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ «МУЗЫКА СТАРИННЫХ ОСОБНЯКОВ»

(март-декабрь 2012 г.)

24 нарта,

1230

5 апреля, чвд, 19М

уьДтЦ»

19 апреля,

ЧЕ'ВфГ.

1ВЛ0

27 апреля.

п*тннид

1900

рвАякИ*

17 мая.

ЧЕТВЕРГ.

1ЕПЭ

■■УЧЕНИК И МАСТЕР". Конисртч-чшпннс.

ПК1ЛЩЕ№1Н 1Л1 ПГ1НН1 (А ДИ цшми» С П Двгнпси.

Гч» »11 1В Ы Ц'Ии

■ПЕСНЯ •КАЛИНКА* Н ЕЁ АВТОР".

КАицерт.цЖМкгЦц« «миг* ИЛ. Парнпипп!

И1 [гршписи щнлити и*Зыппш 1 ■

-РАВИКОВЫЙ САД-.

ЛитЕраткрад-ицзыкапьный вечер, посеящсннын 75-летим со дня рождения пола А. Рвшвшы.

-АЛЕКСАНДР ТУРЧЕВИЧ н ПОЛИНА ВИАРД0»

Э КНУРОМ--концерт.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО...*

ЛрТСраГ№4-НТ-1иКВПЬНЬ1Н вечер. прсрящвнныН 94-лелво 1в? г пои памяти ГШ. Сере&рснниюм

Хч1МгНЧ* - Ы|НГ ■*|11Н 1^11 Ири — И. |Ц|рЧД!8

Заказ прнгваентельиылбнпето* па тел £1Й'-Ьб-‘Й$

' ГННиИИД 14'1 а А ь ГЦ..... Щ| Ш I Ч

Афиши фестиваля

ны памятников. Необходимость обновления и развития фестиваля была очевидной. В результате поисков наметились две линии развития - расширение временных границ проведения фестиваля и единство концертных программ, объединенных одной общей темой.

Идея расширения временных границ фестиваля получила воплощение в разделении концертов на два цикла: весенний (24 марта - 17 мая) и осенний (17 октября - 12 декабря). Таким образом, самый широкий круг слушателей получил возможность посетить все фестивальные концерты, в отличие от четырех предыдущих лет, когда фестиваль проводился только в декабре. Плотный график концертов значительно ограничивал аудиторию, которую в середине декабря составляют, в основном, неработающие пенсионеры. Изменился и принцип формирования афиши: в нее вошли концерты, соответствующие главной теме пятого фестиваля - «Выдающиеся имена в пермской культуре».

Надо сказать, что пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы концертные программы фестиваля соответствовали выбранной теме. Они имели разножанровую направленность: экскурсия-концерт, презентация книги, концерт-посвящение, литературно-музыкальная композиция. Определенные ограничения создавались недостаточно хорошим качеством музыкальных инструментов (пианино и роялей) или их отсутствием, а также акустической или эстетической несостоятельностью некоторых залов в исторических особняках. В этом ряду здание ПНЦ УрО РАН представляет эксклюзивный для нашего города пример бережного отношения к культурно-историческому наследию. С точки зрения организаторов и публики три вечера, состоявшиеся в Музыкальной гостиной ПНЦ УрО РАН в рамках фестиваля «Музыка старинных особняков», были самыми удачными по концепции и исполнению.

Вечер первый

Концерт-презентация книги И.П. Ларионова «Из рукописи неизвестного музыканта» (Пермь, изд-во «Пушка», 2011 г.)

Книгу представляла пермский музыковед Ольга Качалина. Приводим дословно ее выступление: «В этом издании впервые собраны вместе рассказы, статьи и рецензии на концерты, написанные в 1870-1880 годы уроженцем Перми Иваном Петровичем Ларионовым (1830-1889) - певцом, педагогом, музыкальным критиком, композитором, автором одной из самых популярных в мире русских песен «Калинка». Его имя традиционно связывают с музыкальным прошлым Саратова. Но о том, что И.П. Ларионов родился в Перми и провел здесь первые годы своей жизни, знают немногие, как и о том, что он не только сочинял музыку, но и писал о ней.

Название книги символично: оно принадлежит самому И.П. Ларионову, который когда-то опубликовал под таким заголовком в газете сразу три своих рассказа, посвященных Пермскому краю. Это воспоминания взрослого человека о детстве, о людях, о первых встречах с музыкой, решивших его судьбу. Второй раздел книги, названный издателями «Музыкальные беседы и арабески», также повторяет название его газетных публикаций. И были еще две сильнейшие точки притяжения для Ларионова - это проблемы преподавания музыки в учебных заведениях и народная песня. Сам Ларионов собрал около 400 песен в центральных областях России».

В качестве публикатора этих ценных материалов выступил известный пермский журналист и писатель Владимир Михайлюк. Они актуальны и сегодня, так как в свои рецензии на концерты Ларионов включал обширную информацию по теории и истории музыки. Перед читателями предстает музыкант-просветитель, энциклопедически начитанный, с яркой исследовательской жилкой.

Пианистка Татьяна Прощайло

В концертную программу были включены фрагменты прозы И.П. Ларионова, его романсы, концертная обработка песни «Калинка» для балалайки и фортепиано, а также Соната-фантазия «Лунная» Бетховена, творчеству которого Ларионов посвятил одну из самых блестящих своих статей.

Вечер второй

Экскурсия-концерт «Александр Турчевич и Полина Виардо»

Александр Турчевич (1855-1909) был одним из тех зодчих, которые определяли развитие архитектуры на Урале в конце XIX - начале XX века. По его проектам было построено более 150 зданий, в том числе бывший Дом С.М. Грибушина. Он был разносторонней личностью: прекрасно рисовал, знал и любил музыку, страстно увлекался театром. Создав в Перми первое частное строительно-техническое бюро и блестяще выполняя многочисленные заказы, он до конца жизни не прекращал театральной деятельности.

Полина Виардо (1821-1910) вошла в число выдающихся примадонн, стяжав славу не только как одаренная певица, но и как композитор. Образованность и талант Виардо были уникальны. Она великолепно играла на рояле, написала несколько водевилей, опер и два альбома

Музыковед Ольга Качалина

песен, хорошо рисовала и была настолько сведуща в литературе, что неизменно оставалась центром притяжения блестящих умов Европы.

Жизненные пути архитектора Александра Турчевича и певицы Полины Ви-ардо никогда не пересекались. «Королева примадонн» прожила почти 90 лет, выдающийся уральский зодчий - 54 года, они ушли из жизни почти одновременно. Но их внутренние связи очевидны: Тур-чевич изучал европейский модерн, Виар-до - русскую поэзию. И оба через всю жизнь пронесли причастность к судьбе и творчеству гения польской культуры Фредерика Шопена. Турчевич - в силу своего польского дворянского происхождения и широкого культурного кругозора, Виардо - как современник и друг великого композитора.

Автором идеи концертной программы была солистка Пермской оперы, лауреат международного конкурса Наталья Кириллова (сопрано). Преклоняясь перед талантом Полины Виардо, она давно стремилась познакомить публику с ее творчеством. Программа вечера была эксклюзивной: прозвучала не только фортепианная музыка Шопена, но и сделанные Полиной Виар-до вокальные переложения его произведений, а также ее собственные сочинения. О творчестве Александра Турчевича в самом начале вечера рассказали краевед Елена

Солистка пермской оперы, лауреат международного конкурса Наталья Кириллова (сопрано)

Сунцова и выставка фотографий «Пространство Турчевича», выполненных Наталией Крыловой.

Вечер третий Дом-театр Зинаиды Кашперовой

Кашперовы появились в Перми в конце 1880-х - начале 1890-х годов. Это были люди образованные, культурные, зажиточные и предприимчивые. Василий Васильевич Кашперов избирался гласным Пермской городской думы, являлся членом театральной дирекции ряда театральных сезонов, деятельное участие в которой принимал архитектор и артист Александр Бо-навентурович Турчевич. Зинаида Викторовна была певицей (контральто), пела на сцене городского театра и была в числе старшин пермского кружка любителей драматического искусства. Видимо, ей принадлежала идея создания дома-театра: респектабельного, незаурядного и модного, с элементами модерна и просторной гостиной, в которой можно было проводить концерты и показывать спектакли. Автором проекта был А.Б. Турчевич.

З.В. Кашперова недолго владела роскошным особняком. В 1899 году он был продан представителю одной из богатейшей уральской семьи миллионеров-меце-натов И.А. Поклевскому-Козелл, а в 1904 году перешел в собственность семьи Гри-

Солистка пермской оперы Наталья Буклага (меццо-сопрано)

бушиных, «чай-сахарных королей». К этому времени рядом с усадьбой Грибушиных вырос двухэтажный деревянный дом-теремок с красивыми башенками и резными наличниками в стиле архитектора И.Н. Ропе-та, использовавшего старинные декоративные мотивы русского зодчества. Дом-теремок принадлежал З.В. Кашперовой, и в нем также жило искусство. Артистическая молодежь до и после революции любила собираться в красивом теремке у гостеприимной хозяйки. Здесь можно было получить полезные наставления по сценическому движению, постановке голоса и просто хорошо провести время.

Пианист Николай Егошин

Пианистка Елена Алексеева

Один из величайших новаторов музыкального языка М.П. Мусоргский создал свой стиль, созвучный «неорусскому» стилю И.Н. Ропета. Яркой иллюстрацией этого направления модерна в русской музыке был и остается его фортепианный цикл «Картинки с выставки». Несколько пьес из этого цикла были исполнены профессором ПГГПУ Н.А. Егошиным. Мастерство пианиста сделало почти видимыми и сказочную Избушку на курьих ножках, и украшенные богатой резьбой Богатырские ворота города Киева. Памяти певицы З.В. Кашперовой была также посвящена премьера концертной программы «Романсы русских аристократических салонов». Эта эксклюзивная программа была составлена из произведений, находящихся в фамильной коллекции нот петербуржца Виктора Дзевановского. Небольшая часть коллекции была передана им пианистке Елене Алексеевой, которая и предложила такую необычную премьеру. Прекрасную и малоизвестную музыку с

Солисты пермской оперы - лауреат международного конкурса Татьяна Каминская (меццо-сопрано),

Олег Иванов (бас)

большим артистизмом и проникновенностью исполнили солисты пермской оперы Олег Иванов (бас) и лауреат международного конкурса Татьяна Каминская (меццо-сопрано).

В одной статье невозможно рассказать обо всех двенадцати концертах этого фестиваля. Но нельзя не сказать о том, что все без исключения программы готовились в атмосфере взаимопонимания с исполнителями и администрацией тех особняков, где проводились концерты. Приобретение в декабре «под занавес» фестиваля нового рояля фирмы <^атюк» и его презентация в Большом читальном зале городской библиотеки им. А.С. Пушкина (Дом Смышляева) подтвердили внушающий оптимизм факт консолидации усилий всех участников V городского фестиваля «Музыка старинных особняков».

Фото Павел Корж

“MUSIC MANSIONS” - PERM CITY MUSIC FESTIVAL

L.M. Korzh

“The main purpose of the festival is to restore, preserve and develop the historical and cultural area of the city of Perm, drawing attention to the history of Perm culture, the development of musical traditions of education and philanthropy, promotion of the Perm cultural heritage within the Perm

region and beyond it,” - as is noted in the concept of the festival. Its founder is the Department of Culture and Youth Policy of the city of Perm, the organizer is the City Centre for Protection of Monuments. In 2012, the festival was held for the fifth time. Music Guest Room of Perm Scientific Centre with different concert programs has been included in its event poster three times. These programs were unanimously adopted and approved by the performers and the audience as well. This paper brings you closer to the contents of these musical evenings, each of which represented one of the three cultural and educational projects carried out by the Music Guest Room of Perm Scientific Centre “Classic”.

Сведения об авторах

Корж Людмила Михайловна, председатель правления, Пермская музыкальная общественная организация «Классик», 614900, г. Пермь, ул. Ленина, 13А; e-mail: korzh2006@gmail.com

Материал поступил в редакцию 27.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.