Научная статья на тему 'Стилевые особенности архитектуры церквей Абрамцева и Талашкина'

Стилевые особенности архитектуры церквей Абрамцева и Талашкина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
710
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилевые особенности архитектуры церквей Абрамцева и Талашкина»

Стилевые особенности архитектуры церквей Абрамцева и Талашкина

О.В. Кузнецов,

аспирант кафедры иллюстрации и эстампа

Сравнение двух церковных построек, возведенных фактически в одно время, - церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве с церковью Святого Духа в Талашкине - позволяет легко увидеть, как на протяжении короткого периода эры модерна (1890-1910 годы) менялись взгляды и эстетические пристрастия представителей передовой художественной среды. Эпоха модерна в России определяется временными рамками довольно условно. Интерес представляет не столько широта распространения стиля модерн, сколько примеры ярких высших проявлений его, особенно в той атмосфере, в той среде, в которой жили и работали художники.

В России традиция обустройства дворянской усадьбы всегда предусматривала наличие православного храма. Естественно, что в двух усадьбах были начаты церковные постройки: в конце XIX века - в Абрамцеве1 и в начале XX века - в Талашкине, которые в это время являлись двумя основными центрами русской культуры, где собирались большие группы художников, сформировавшие так называемые творческие содружества Абрамцева и Талашкина.

Интересы художников содружеств были обращены к народному искусству и в творческих поисках они отталкивались от культуры Древней и средневековой Руси. Привлечение художников - представителей содружеств - к архитектурным замыслам владельцев усадьб было неординарным шагом. Да и само обращение художников-живописцев к зодчеству можно считать новаторством. Как и отступление от официально признанных стереотипов церковной архитектуры 1880-х годов -

1 В Абрамцеве эта традиция сочеталась еще и с традицией преемственности, сохранения старинного духа усадебного дома, в данном случае почитания аксаковских традиций.

217

приметой возрождающегося универсализма художественной деятельности, свойственного эпохе романтизма.

Абрамцевская церковь Спаса Нерукотворного создавалась содружеством художников в 80-90-е годы XIX столетия в обстановке поиска нового в искусстве. Она явилась тонкой стилизацией под древность, первым произведением в «неорусском стиле» и важной составляющей в развитии стиля модерн.

Церковь Святого Духа во Фленове создавалась в начале XX столетия художниками «нового стиля». Она явилась авторской интерпретацией С. Малютиным средневековых архитектурных форм, в основном ярославских. Расписывалась Н. Рерихом с помощниками.

Создание абрамцевской церкви в 1881-1882 годах стало результатом коллективного творчества. О замысле, проектировании и строительстве церкви В.М. Васнецов писал в своих воспоминаниях: «А как мы церковь в Абрамцеве строили. Идея соорудить церковь, вероятно, была Е.Г. (Елизаветы Еригорьевны - О.К), человека глубоко религиозного. В.Д. Поленов предложил взять за образец новгородский храм Спаса Нередицкого. Он и я конкурировали в составлении проекта церкви. Мой рисунок вышел более в московском характере, чем в новгородском, но в семейном жюри к исполнению был принят мой эскиз с некоторыми изменениями. Летом сделали закладку, а на другой год храм уже был готов» [2, с. 102-103] или [1, с. 301].

В действительности архитектурный образ абрамцевской церк-ви, далекий от официальных стереотипов церковной архитектуры 1880-х годов, прошел сложный путь формирования нового архитектурного языка. Ему предшествовали неоднократные организованные поездки участников создания церкви в центры древней национальной культуры: Ростов, Ярославль, Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Боголюбов, Саратов. В результате поездок были приобретены образцы народной резьбы по дереву, старинные изделия из металла - подсвечники, святцы, лампады, складни и многое другое, что станет впоследствии основой музея народного искусства в Абрамцеве, а также источником проникновения в исторические прототипы при строительстве церкви и работе над внутренним убранством и иконостасом. Уже в этой подготовительной работе над проектом участники кружка оценили эстетическую ценность народного искусства и древнерусского зодчества.

В предложении В.Д. Поленова взять за образец храм Спаса Преображения на Нередице содержалась прежде всего идея нового придворно-княжеского жанра архитектуры: храм небольшой, четырех-столпный, одноглавый. В композиции таких храмов имеются лишь незначительные горизонтальные и вертикальные членения. «Это создает, -пишет Г.К. Вагнер, - ощущение неразрывной органической связи здания с землей, соборы словно вырастают из земли.<...> шлемовидные

218

главы придают их силуэту сходство с богатырями. <...> Недаром новгородская земля стала хранительницей былин» [9, с. XI].

Из воспоминаний В. Васнецова известно, что идея использования национальных, фольклорных мотивов в живописи захватила его еще в петербургский период творчества. Но именно в абрамцевском содружестве с его особым интересом к национальным основам культуры он утвердился на выбранном пути. В живописных работах В. Васнецова, написанных в начале 80-х в Абрамцеве, заметны были стилистические изменения и приближение к «неорусскому стилю».

Автор статьи «Первые архитектурные проекты В.М. Васнецова» Е. Борисова свидетельствует о всех стадиях работы над проектом В.Д. Поленова: «Именно первый свободный карандашный набросок с его экспрессивной формой можно с полным правом считать предтечей будущего "неорусского стиля". Но, разрабатывая более детально свой замысел <... >, В.Д. Поленов постепенно утрачивал экспрессию и пластику объемов, столь выразительные в первоначальном эскизе» [1, с. 302].

Проект же В.М. Васнецова, подписанный им 2 июня 1881 года и воплощенный в жизнь, «.отличала та графическая виртуозность, та пластичность графической линии, как бы лепящей форму, которая прекрасно передавала пластичность объемов небольшого белокаменного храма, восходящего к новгородским прообразам», - продолжает Е. Борисова [1, с. 302]. Архитектурные фантазии В.М. Васнецова и в ранних проектах, и в более поздних проектах способствовали его освобождению от архитектурных стереотипов и приводили к поискам приемов стилизации и эстетизации архитектурных форм, характерных для эпохи романтизма начала XIX века, когда свободно сочетались как псковсконовгородские, так и ярославско-ростовские прообразы. В целом сооружение храма по проекту В. Васнецова, при участии В. Поленова, стало результатом совместного творчества всех участников абрамцевского кружка.

Первый историограф Н.В. Поленова (ее воспоминания впервые опубликованы в 1922 году), непосредственная свидетельница и участница деятельности абрамцевского кружка, вспоминает [8, с. 21-23]. Весной 1882 года приступили к внутренней отделке церкви и возведению купола по проектам Поленова. Создать намеченный под куполом поясок из цветных изразцов было непросто, так как в продаже такие изразцы нельзя было найти. Вопрос был решен общими силами: выписанные из Москвы обыкновенные белые изразцы раскрасили керамическими красками и отдали в обжиг. Отобранными лучшими изразцами украсили верхний край купольного барабана. «Царские двери и киоты на Спаса и Богоматерь новгородской резьбы по рисункам Поленова исполнялись в московском доме особо приглашенными резчиками.<...> Поленов делал эскизы для деталей, для решеток иконостаса, запре-

219

стольного креста, паникадила, подсвечников, для церковной утвари, для хоругвей и руководил всем делом» [8, с. 23]. Интерьер церкви был выполнен «старшими» художниками. В иконостасе, осуществленном по эскизу В. Поленова, «Спас Нерукотворный», 1881-1882, И. Репина; «Николай Чудотворец», 1881, Н. Неврева; «Благовещение», 1882, В. Поленова; «Сергий Радонежский», 1881, и «Богоматерь», 1882, В. Васнецова. «Образ преподобного Сергия у Васнецова <...> вылился непосредственно в новую форму, не сухо иконописную, не условно-церковную и не классическую, а глубоко правдивую и прочувствованную. Для самого художника это было откровение, сыгравшее немалую роль в его дальнейшей деятельности» [8, с. 22].

Все жили интересом постройки церкви, всех объединяло это общее дело. Когда стали делать полы, Васнецов предложил выполнить художественную выкладку узора и ему предоставили руководить этим. Поленова Н.В. так описывает процесс руководства: «Тогда на бумаге появился набросок стилизованного цветка, и Васнецов сам, по нескольку раз в день, забегал в церковь, помогал выкладывать узор, направлял изгибы линий и подбирал камни по тонам. К общей радости, скоро вдоль всего пола вырос огромный фантастический цветок. В нем появилось что-то небывалое, творческое, и он стал прародителем нового художественного направления стилизации природы» [8, с. 23].

Над входом в церковь размещено изображение Спаса Нерукотворного работы В. Поленова. В орнаменте валика, обрамляющего вход, размещены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами.

В окончательном виде, 1882 год, церковь объединила черты различных школ древнерусской архитектуры: в общей композиции -новгородско-псковской школы, а в декоративном убранстве - владимиро-суздальской школы. Она пропорциональна и гармонична, ее облик соответствует своему предназначению небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка. Одноглавая, с входом в виде звонницы с маленькой главкой, резным орнаментом и поясами изразцов, церковь Спаса Нерукотворного - тонкая стилизация под древность, первое произведение архитектуры в новом, «неорусском стиле» и важная составляющая в развитии неоромантического направления стиля модерн.

К основному объему абрамцевской церкви в 1891 году была пристроена часовенка над могилой Андрея Мамонтова. Это был совместный проект В.М. Васнецова и В.Д. Поленова, хотя принято считать, что роль Васнецова была ведущей. «Красочность крупных деталей и их контраст с трогательной маленькой главкой на тонкой "шейке" придают особую выразительность объему часовни» [1, с. 304].

Не противоречит приведенному описанию храма и высказывание искусствоведа М.А. Ильина, который в своих трудах по истории

220

русского искусства XI-XVIII веков писал преимущественно об архитектуре: В Абрамцеве «...в 1881-1882 годах возводится каменная церковь, овеянная духом романтизма. Если в ее внешнем общем облике угадываются формы древней новгородско-псковской архитектуры, то вблизи явственно выступают декоративные элементы, родственные владимиро-суздальскому зодчеству. Расположены они асимметрично, что усиливает романтический характер здания. Храм выглядит скорее возрожденным из древних руин, чем новым, современным для конца XIX века произведением» [4, с. 41].

Новаторство художников абрамцевского кружка привело к появлению нового архитектурного языка, ставшего предтечей «неорусского стиля».

Строительство талашкинской церкви, первоначально названной церковью Преображения Господня, а затем переименованной в Храм Святого Духа, отстоит от строительства абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного на два десятилетия. Строительство ее было длительным и сложным и предпринималось исключительно по решению М.К. Тенишевой.

Под впечатлением поездок по древним русским городам в 1890-х годах внимание княгини М.К. Тенишевой привлекли шатровые церкви XVII века в Ярославле, богато украшенные керамическими изразцами. У княгини возникает замысел постройки церкви в Талашкине. К разработке проекта она поочередно привлекает известных ученых и архитекторов - А.В. Прахова, И.Ф. Барщевского, В.В. Суслова, а также М.А. Врубеля. Но Тенишева остается непонятой в своем стремлении создать именно усадебную церковь, прообразом которой была бы ярославская храмовая архитектура.

По рекомендации М. Врубеля в 1900 году в Талашкино был приглашен на преподавательскую работу С. Малютин. Тенишева просила привезти и эскиз для церкви, отвечающий, как уже известно из письма Врубеля Малютину, определенному заданию. Рекомендация Врубеля безусловно не была случайной2. По оценке И. Илюшина, «В Москве Малютин <...> приобретает репутацию исключительного знатока русского стиля и выдающегося живописца» [5, с. 16, 18].

В начале 1900 года С.В. Малютин, приняв приглашение М.К. Тенишевой, приехал в Талашкино с несколькими эскизами церкви. Малютин придерживался национально-романтической линии стиля модерн. Проект церкви был утвержден 8 мая 1902 года и подписан М.К. Тенишевой.

2 С. Малютин совместно с К. Коровиным оформил декорации в опере М.П. Мусоргского «Хованщина», 1896 год [3, с. 16], декорации в опере А.П. Бородина «Князь Игорь», осень 1896 год [7, с. 388], декорации в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко», декабрь 1897 год [7, с. 388].

221

Церковь во Фленове, построенная на вершине лесистого холма, композиционно хорошо вписывается в пространство. Является авторской интерпретацией Малютиным древнерусских архитектурных форм, в основном ярославских, напоминает по пропорциям разодетую к празднику боярыню. Она оригинальна по композиции, шатрового типа, выполнена из камня и кирпича, полностью отвечает предназначению усадебной церкви.

Крещатый четверик с одной апсидой завершен луковичной главкой (покрытой ярославской «рыбьей чешуей» - О.К), возвышающейся над ступенчатой горкой шатра, члененного уменьшающимися к барабану тремя ярусами килевидных кокошников (или закомар). С трех сторон четверик огибает крытая галерея (паперть). Со стороны каждого фасада в центре находится высокое крыльцо, крытое также кокошником, с гранитной лестницей перед ним.

По проекту С.В. Малютина церковь, первоначально названная церковью во имя Преображения Господня, должна была быть богато украшенной керамическими изразцами с изображениями не только стилизованных растительных мотивов и солярных знаков, но и образов святых (в пространстве над окнами северного и южного фасадов). По многим причинам этого не произошло.

Проекты росписи алтарной части и мозаичного панно над входом в церковь исполнил Н.К. Рерих. В 1914 году на центральном кокошнике над входом «появилось мозаичное изображение Спаса Нерукотворного, выполненное в петербургской мастерской В.А.Фролова» [6, с. 67]. Художник изобразил в плоскости кокошника образ «восточного», нехарактерного для Руси, Христа; в пространстве около лика Христа есть и солярные знаки, и ангелы, и символы Святого Духа - голуби. Все это входит в живописную среду панно, перегружая его.

В проекте С. Малютина образ Христа - русского архетипа, изображение его меньше, чем у Рериха, в пространстве центрального кокошника - солярные знаки и символы Святого Духа. В декоративном плане этот проект производит более стильное и гармоничное впечатление.

На кокошниках следующих двух ярусов также планировались «украсы» с растительным и животным орнаментами, выполненными в майолике. Стилистически - это сближало бы внешнее убранство храма не только с ярославскими, но и владимиро-суздальскими церквами, на которых почти всегда встречаются рельефные украшения. Из русского средневековья Малютиным было взято самое лучшее, но обстоятельства не позволили в полной мере осуществить этот проект.

В алтарной части церкви, переименованной М.К. Тенишевой и Н.К. Рерихом в храм Святого Духа, Н. Рерихом с братом Борисом, помощниками и сыновьями была выполнена (1908-1914 годы) темперой по наклеенному холсту сложная, полная символики композиция росписи «Царица Небесная на берегу Реки жизни». Иконографически эта рос-

222

пись не отвечала (созданному художником национально-романтического направления С. Малютиным) архитектурному образу в новом стиле. Роспись алтарной части противоречила и православному мировоззрению и поэтому не была освящена.

Трудно найти в пределах одной национальной традиции стилистически столь различные церкви, разделенные во времени двумя-тремя десятилетиями.

Обращение абрамцевских и талашкинских художников к церковной архитектуре затронуло многие виды искусств и их высшие достижения, основанные на национальных традициях. Синтез искусств осуществлялся лучшими художниками-универсалами. Плодом их разностороннего таланта и универсальности художественной деятельности явились церковь в Абрамцеве с пристроенной к ней часовней - яркий образец «неорусского стиля» и церковь во Фленове - не менее яркий образец «нового стиля», стиля модерн.

Церковь в Абрамцеве, 1882 год и 1891 год (пристройка часовни)

Церковь в Талашкине, 1902-1914 годы (не завершена)

223

Библиографический список

1. Борисова Е. Первые архитектурные проекты В.М. Васнецова / Е. Борисова ; в кн.: Стиль жизни - стиль искусства. - М. : Государственная Третьяковская галерея, 2000.

2. Васнецов В.М. Воспоминания о Савве Ивановиче Мамонтове / В.М. Васнецов ; Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. - М., 1951. - С. 102-103. Цит. по кн.: Стиль жизни - стиль искусства. - М. : ГТГ, 2000.

3. Джон Боулт. Художники русского театра. 1880-1930 / Джон Боулт. - М. : Искусство, 1990.

4. Ильин М. Путь на Ростов Великий / М. Ильин. - М. : Искусство, 1973.

5. Илюшин И С.В. Малютин / И. Илюшин. - М. : ГТГ, 1953.

6. Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века. -М. : ГИМ, 2008.

7. Коровин Константин. Живопись. Театр / К. Коровин. - М.

: ГТГ, 2012.

8. Поленова Н.В. Абрамцево / Н.В. Поленова // Воспоминания. Музей-заповедник «Абрамцево», 2006.

9. Старые русские города / Сравочник- путеводитель. Автор текста и составитель альбома Г.К. Вагнер. - М. : Искусство, 1989.

224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.