Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ФЁДОРОВА С. Н., АЛЕКСАНДРОВА С. Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МАРИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ЙОШКАР-ОЛА: МАРИЙСКИЙ ГОС. УН-Т, 2022. 180 С.'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ФЁДОРОВА С. Н., АЛЕКСАНДРОВА С. Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МАРИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ЙОШКАР-ОЛА: МАРИЙСКИЙ ГОС. УН-Т, 2022. 180 С. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС (ЭОР) / МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллина Флёра Яхиятовна, Иванова Ираида Геннадьевна

В рецензии анализируется монография С. Н. Фёдоровой, С. Н. Александровой «Использование электронных образовательных ресурсов в обучении старших дошкольников марийскому языку» (2022), адресованная педагогам дошкольных образовательных учреждений, обучающимся высших учебных заведений педагогических направлений подготовки, аспирантам, исследователям, а также практическим работникам в сфере образования, занимающимся вопросами обучения детей родному языку с применением электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабибуллина Флёра Яхиятовна, Иванова Ираида Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDOROVA S. N., ALEXANDROVA S. N. THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING OLDER PRESCHOOLERS THE MARI LANGUAGE: A MONOGRAPH. YOSHKAR-OLA: MARI STATE UNIVERSITY, 2022. 180 P.: OPINION PAPER

The review analyses the monograph “The Use of Electronic Educational Resources in Teaching Older Preschoolers the Mari Language” (2022) by S. N. Fedorova, S. N. Alexandrova. The monograph is addressed to teachers of preschool education institutions, higher education institution students of pedagogical training programmes, graduate students, researchers, as well as practitioners in the field of education dealing with the issues of teaching children native language with the use of electronic educational resources.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ФЁДОРОВА С. Н., АЛЕКСАНДРОВА С. Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МАРИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ЙОШКАР-ОЛА: МАРИЙСКИЙ ГОС. УН-Т, 2022. 180 С.»

SfrpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 10. С. 987-989 | 2022. Volume 7. Issue 10. P. 987-989

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Рецензия на монографию: Фёдорова С. Н., Александрова С. Н. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении старших дошкольников марийскому языку. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2022. 180 с.

Хабибуллина Ф. Я., Иванова И. Г.

Аннотация. В рецензии анализируется монография С. Н. Фёдоровой, С. Н. Александровой «Использование электронных образовательных ресурсов в обучении старших дошкольников марийскому языку» (2022), адресованная педагогам дошкольных образовательных учреждений, обучающимся высших учебных заведений педагогических направлений подготовки, аспирантам, исследователям, а также практическим работникам в сфере образования, занимающимся вопросами обучения детей родному языку с применением электронных образовательных ресурсов.

EN

Fedorova S. N., Alexandrova S. N.

The Use of Electronic Educational Resources

in Teaching Older Preschoolers the Mari Language:

A Monograph. Yoshkar-Ola: Mari State University, 2022. 180 p.:

Opinion Paper

Khabibullina F. Y., Ivanova I. G.

Abstract. The review analyses the monograph "The Use of Electronic Educational Resources in Teaching Older Preschoolers the Mari Language" (2022) by S. N. Fedorova, S. N. Alexandrova. The monograph is addressed to teachers of preschool education institutions, higher education institution students of pedagogical training programmes, graduate students, researchers, as well as practitioners in the field of education dealing with the issues of teaching children native language with the use of electronic educational resources.

Введение

Данная статья представляет собой рецензию на монографию С. Н. Фёдоровой, С. Н. Александровой «Использование электронных образовательных ресурсов в обучении старших дошкольников марийскому языку» (2022), посвященную вопросам обучения детей родному языку (марийскому) с применением электронных образовательных ресурсов. Работа является оригинальным текстом, её объём составляет 180 страниц. Монография выполнена в контексте обеспечения единого подхода к созданию, развитию информационных образовательных сред в учреждениях, а также устранения препятствий эффективной реализации образовательных программ и услуг с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сформулированных в «Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации» (URL: https ://www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov/koncepciya.pdf).

Цель монографии - описание теоретических основ обучения национальному языку старших дошкольников в билингвальной среде, особенностей практической реализации программ и учебного материала посредством электронных образовательных ресурсов. Данная проблематика артикулируется относительно обучения второму языку детей старшего дошкольного возраста: изучение родного языка способствует сохранению национально-культурной идентичности и самобытности этносов.

Для достижения поставленной цели авторами решаются следующие задачи реализации этнокультурного направления образовательной программы: привлечение субъектов образовательного процесса к проблеме

Рецензия (opinion paper) | https://doi.org/10.30853/ped20220180

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

988

Рецензии

сохранения национальной культуры, языка и традиций малых народов; определение роли и места национального языка в билингвальном образовании в условиях цифровизации; исследование региональных императивов изучения марийского языка и разработка способов оптимизации данного процесса с помощью электронных образовательных ресурсов (ЭОР), их спецификации в соответствии с задачами, содержанием, формами обучения старших дошкольников и уровнем сложности исполнения ЭОР.

Обратимся к описанию и анализу структуры и основного содержания работы. Монография состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении акцентируется внимание на роли и функциях информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ЭОР в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования нового информационного пространства, уточняются понятия «двуязычие» и «дошкольный возраст», в период которого происходит приобщение дошкольников к родному языку, этнокультурным традициям, научным и техническим достижениям человечества. В монографии актуализируется вопрос использования ИКТ и ЭОР для образовательного дошкольного учреждения, что взаимосвязано с условиями реализации основной образовательной программы (ООП) и осуществления образовательного процесса. Данная проблема, безусловно, является крайне важной и требует детального и глубокого изучения, осуществленного авторами в рецензируемой работе.

В первой главе исследователи обращаются к анализу методологических основ использования ЭОР в обучении старших дошкольников марийскому языку в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Ими раскрываются научно-практические предпосылки применения ЭОР. Следует отметить, что анализируется большой объём теоретического материала по данной теме, в частности, авторы обращаются к работам ведущих исследователей в данной области: Б. С. Волков, Т. А. Власова, М. Н. Николаенко, Е. Х. Бадаш, В. А. Ильин, О. В. Иванова, О. А. Калинова. Изучены авторские подходы к обозначению понятия ЭОР (Я. А. Вакраменко, Э. Н. Ильясова, Б. И. Белый, Т. Л. Павлова, А. В. Петров, В. А. Ильин, А. В. Осин). Приведены типология ЭОР и условия их реализации в учебном процессе, основные тренды современного развития данного направления - содержательного и структурного, а также определено место ЭОР в системе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Особое внимание в первой главе монографии уделено анализу программного и учебного материала по преподаванию марийского языка старшим дошкольникам, обучение которому рассматривается не только как средство, но и цель. В рамках этого подхода проведён диахронный анализ учебников и учебных программ по родному языку, изданных в Республике Марий Эл (РМЭ) в период с 1934 года по 2019 год, а также их информационно-коммуникационного сопровождения и обеспеченности электронными образовательными ресурсами. В главе авторами представлен анализ опыта работы по обучению марийскому языку в городских и сельских дошкольных образовательных организациях Волжского района Республики Марий Эл, на основе которого они приходят к выводу о том, что для повышения качества образовательного процесса необходима модернизация существующих программ и методик их реализации с применением ЭОР, которая предполагает системность и активное включение в образовательный процесс всех его субъектов (педагог-воспитатель, руководитель образовательного учреждения, старшие дошкольники, их родители). Педагогу при этом отводится роль координатора учебного процесса, именно он, как считают исследователи, должен выбирать максимально подходящий для конкретной ситуации оптимальный тип взаимодействия участников процесса образования в условиях многообразия и частой сменяемости его параметров.

Во второй главе монографии представлен опыт практической работы по использованию ЭОР в обучении марийскому языку, проведённой на базе МДОУ «Детский сад № 21» г. Волжска РМЭ. Авторами предложена разработанная и реализованная экспериментальная программа с использованием ЭОР в современной цифровой образовательной среде, задача которой заключается в формировании у старших дошкольников начальных коммуникативных навыков, умения общаться на марийском языке в устной форме. Разработанный перспективный план с содержанием и задачами по обучению старших дошкольников марийскому языку предполагал инкорпорирование ЭОР в тематический план и сетку каждого занятия. Авторы предлагают использовать такие виды ЭОР, как электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), электронный учебный модуль (ЭУМ), электронное учебное пособие, электронное методическое пособие, электронный задачник, компьютерные модели изучаемых процессов и объектов, интернет-ресурсы, модули проверки знаний по разделам или темам дисциплины, компьютерные тренажёры, образовательные порталы, мультимедийные презентации, мультимедиакурсы, электронные тренажёры и др. Для педагогов ДОО подготовлены методическое пособие «Марий улам, марла ойлем» (Александрова С. Н. Марий улам, марла ойлем. Волжск, 2021) и электронный образовательный ресурс - пособие «Мир марийского языка для дошкольников», включающее в себя визуализированную информацию, доступную для восприятия дошкольников и отвечающую программным задачам по изучению марийского языка. Разработаны комплекс дидактических игр по обучению марийскому языку с применением ЭОР, мультимедийные интерактивные презентации, обучающие программы, сюжетно-ролевые игры, флеш-игры, флеш-гимнастика, музыкальное сопровождение занятий, электронный буклет для обучения дошкольников марийскому языку, обеспечивающие глубокое проникновение в этнографический материал. Работа по программе предполагает цикл самостоятельных заданий, использование программы в различных образовательных областях, совместную деятельность педагога и воспитанников ДОО и их родителей над организацией общих проектов и созданием семейного клуба, а также создание сайта, на котором выкладываются все необходимые материалы для родителей с целью организации самостоятельной работы родителей с детьми. Подготовлены оригинальные методики на выявление знаний старших дошкольников по марийскому языку «МАНАШ» 'говорить' (выявление уровня сформированности

Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Том 7. Выпуск 10

989

грамматических навыков), «МУТЕР» 'словарь' (выявление словарного запаса), «ЙУКСАВЫШ» 'звуковой строй' (обследование звуковой культуры речи), «КАЛАСЫМАШ» 'говорение' (обследование связной речи детей). Материал мониторинга результатов исследования основан на детальном анализе диагностического, формирующего и контрольно-результативного этапов эксперимента.

Вторая глава имеет ярко выраженную практико-ориентированную направленность. Авторы на конкретных примерах доказывают эффективность обращения к ЭОР при обучении национальному языку и культуре. Представлен большой фактический материал, который может быть внедрён непосредственно в учебно-воспитательный процесс ДОО.

В заключении С. Н. Фёдорова и С. Н. Александрова справедливо отмечают, что изучение марийского языка базируется на органичном сочетании традиционных и инновационных технологий и благотворно влияет на развитие языковой личности старших дошкольников. Авторы приходят к выводу о том, что обучение старших дошкольников эффективному вербальному взаимодействию друг с другом на родном языке в условиях двуязычия успешно реализуется благодаря систематическому и целенаправленному применению актуальных ЭОР.

Теоретическая значимость исследования, проведённого С. Н. Фёдоровой и С. Н. Александровой, заключается в том, что представлена и обоснована идея о потребности учителей национального языка дошкольных образовательных организаций в способах реализации образовательных программ по родному языку в парадигме цифровой дидактики. Авторы прямо указывают на то, что в методике преподавания марийского языка прослеживается лакунарность в системном использовании инструментов ЭОР. Отмечено, что существуют нерешенные вопросы, касающиеся методик и инструментов обучения.

Практическая значимость монографического исследования заключается в том, что оно содержит убедительную доказательную базу экспериментальных данных применительно к проблемам обучения национальному языку средствами электронных образовательных ресурсов. В контексте соблюдения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» преимущественное внимание, по мнению авторов, необходимо уделять реализации права на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов РФ. ЭОР как средство обучения призваны решать задачу повышения эффективности данного процесса в эпоху цифровой трансформации.

Таким образом, рецензируемая работа представляет собой основательный научно-практический труд, выполненный на основе репрезентативных источников и мониторинговых данных. В целом рецензируемая монография, несомненно, актуальна, в своём содержании полностью отражает название, отличается логичностью структуры и стилем изложения, включает полезный дополнительный материал. Уместно представлены иллюстративный материал, графические формы, что помогает восприятию статистических данных.

Монографическое исследование представляется перспективным в контексте современных реалий, связанных с развитием дистанционного образования и цифровых технологий.

Информация об авторах | Author information

RU

Хабибуллина Флёра Яхиятовна1, к. пед. н., доц. Иванова Ираида Геннадьевна2, к. филол. н., доц. 1 2 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

EN

Khabibullina Flera Yakhyatovna1, PhD Ivanova Iraida Gennadievna2, PhD 1 2 Mari State University, Yoshkar-Ola

1 > 2 khflora@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 05.10.2022; опубликовано (published): 21.11.2022.

Ключевые слова (keywords): процесс обучения; старший дошкольник; информационная среда; электронный образовательный ресурс (ЭОР); марийский язык; learning process; older preschooler; information environment; electronic educational resource (EER); Mari language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.