ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
М.В. Лежнина
Марийский государственный университет пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424002
Статья посвящена вопросам использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе детских образовательных учреждений (ДОУ), способствующих развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, компьютер, эффективность, детский сад, дети, дошкольное образование.
Проблема информатизации и компьютеризации образования является одной из глобальных проблем современного общества. Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.
Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные образовательные ресурсы. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным устройством для воспроизведения ЭОР является компьютер. Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и др. Каждый тип электронных ресурсов в образовательном процессе детского сада решает ограниченный круг специфических задач [1].
Многие педагоги и психологи (Б.С. Гершунскоий, А.А Журина, И.Г. Захарова, К.В. Петрова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.К Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он считает, что компьютер может изменить характер учения и сделать его более интересным, а получаемые знания — более глубокими и обобщенными. Практика использования электронных ресурсов в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывает не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка [6].
Сегодня уже можно говорить, что внедрение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного при-
менения. До сих пор отсутствует методика использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе, не систематизированы компьютерные развивающие программы, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков [3].
Главные условия внедрения компьютера в образовательный процесс детских дошкольных учреждений состоят в том, чтобы с детьми работали специалисты, знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним; выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях; ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников; знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям; знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей; знающие воспитательно-образовательную программу в детских учреждениях [4].
Сегодня применение электронных ресурсов можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка [2].
Для изучения эффективности использования электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование, где электронные образовательные ресурсы использовались на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и по изобразительной деятельности. Исследование было проведено в г. Йошкар-Ола на базе МДОУ «Центр развития ребенка — Медведевский детский сад № 6 „Колокольчик"». В эксперименте участвовало две группы детей дошкольного возраста в возрасте 5—6 лет: экспериментальная группа (ЭГ) «Василек» (24 ребенка) и контрольная группа (КГ) «Ландыш» (24 ребенка).
В результате диагностического обследования экспериментальной и контрольной групп нами были выявлены дети с высоким уровнем (ВН), средним уровнем (СУ) и низким уровнем (НУ) развития речи и изобразительной деятельности, а также обладающие элементарными математическими представлениями.
Применение компьютерной техники позволило сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В своей практике мы использовали мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Для большей эффективности презентации строились с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включались заниматель-
ные вопросы, анимационные картинки, игры. Нами использовались такие приемы работы, как чередование практической и теоретической демонстрации учебного материала, беседа с детьми, что, несомненно, способствовало достижению поставленных целей. Презентации состояли из красочных анимированных слайдов, которые были прекрасными помощниками при проведении занятий по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений и изобразительных умений. На каждом занятии к ребятам «приходили» различные компьютерные герои, которые играли с детьми и придумывали для них разнообразные задания на закрепление пройденного материала. Дети с интересом отвечали на поставленные вопросы, внимательно отслеживали материал, показанный на экране, были активны. Применение цвета, графики, мультипликации, звука на занятиях повышали мотивацию, интерес детей к получению новых знаний и учебный материал усваивался эффективнее. Особенность использования электронных ресурсов заключалась в том, что мы разработали для каждого вида занятий определенный электронный материал и встраивали его в традиционную систему занятий. Презентации помогали детям при изучении нового материала, позволяли проникнуть в сущность процессов и явлений. Задания из компьютерных программ помогали в отработке и закреплении уже полученных знаний.
После контрольной диагностики можно выделить следующие наиболее существенные изменения в развитии дошкольников экспериментальной и контрольной групп (таблица):
— наибольшее положительное изменение наблюдается в экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития речи и изобразительной деятельности, а также обладающих элементарными математическими представлениями, чем у детей контрольной группы соответствующего уровня (причем наименьшее изменение произошло при развитии навыков изобразительной деятельности);
— при формировании элементарных математических представлений в экспериментальной группе детей среднего уровня (СУ) наблюдается большее положительное изменение, чем у детей соответствующего уровня контрольной группы;
— в экспериментальной группе детей с низким уровнем (НУ) развития речи наблюдается наибольшее положительное изменение по сравнению с детьми соответствующего уровня контрольной группы.
Таблица
Показатели контрольной диагностики (%)
Вид занятий Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни развития
высокий средний низкий высокий средний низкий
Развитие речи 42 50 8 22 58 20
Формирование элементарных математических представлений 42 45 13 21 58 21
Развитие изобразительной деятельности 37 50 13 25 58 17
Ниже представлены фрагменты презентаций, которые использовались нами на занятиях по развитию речи (рис. 1); формированию элементарных математических представлений (рис. 2); изобразительной деятельности (рис. 3).
Рис. 1. Фрагменты из презентаций по развитию речи
Рис. 2. Фрагменты из презентаций по формированию элементарных математических представлений
Рис. 3. Фрагменты из презентаций по изобразительной деятельности
Применение компьютера в работе с детьми дошкольного возраста возможно и необходимо, поскольку способствует повышению интереса и эффективности обучения, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют знания и умения.
Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня электронные образовательные ресурсы можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка [5].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Авдеева С.М. Российская школа на пути к информационному обществу // Вопросы образования. — 2005. — № 3. — С. 33—53.
[2] Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: МПСИ, 2002. — 352 с.
[3] Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 243 с.
[4] Рекомендации по использованию компьютеров в детском саду / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. — 2006. — № 6. — С. 34—40.
[5] Сыч В.Д. Технические средства обучения в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
[6] Тихомиров О.К. Психологические проблемы компьютеризации // Вопросы философии. — 2006. — № 3. — С. 15—19.
ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE WORK WITH CHILDREN OF PREESCHOOL AGE
M.V. Lezhnina
Chair of preschool and social pedagogics Mari state university
Lenin's square, 1, Ioshkar Ola, Mary El's Republic, 424002
The article is devoted to studying efficiency of using electronic educational resources in pedagogical process of Children Educational Establishments (CEE) facilitating development and education of preschool children.
Key words: electronic educational resources, computer, efficiency, kindergarten, children, preschool education.