УДК 371.13:373.2:371.315
С. Н. Федорова, М. В. Лежнина Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Готовность будущих педагогов
к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников
В настоящее время в России продолжается процесс становления новой системы образования, ориентированной на вхождение России в мировое информационно-образовательное пространство. Естественно, и будущему педагогу необходимо идти в ногу со временем и уметь использовать информационно -коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы в своей профессиональной деятельности, для того чтобы решать самые разнообразные задачи, в том числе и задачи развития речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, электронные образовательные ресурсы, развитие речи, информатизация образования.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей решения данной проблемы. Известно, что использование в работе нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает интерес к занятиям, поэтому благодаря преимуществам электронных образовательных ресурсов задачи речевого развития старших дошкольников могут быть реализованы наиболее полно и успешно. Следовательно, использование электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи — это одна из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Тем не менее до сих пор не разработана методика использования электронных образовательных ресурсов по развитию речи старших дошкольников, не проведена систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям с детьми дошкольного возраста. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, который не регламентируется специальной образовательной программой. Перед российскими вузами, специализирующимися на подготовке педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений, сегодня остро встает необходимость поиска наиболее оптимальных путей решения проблемы, связанной с качественной организацией процесса подготовки педагогов дошкольных образовательных
учреждений, готовых к профессиональной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов.
Мы рассматриваем готовность будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников как характеристику, отображающую деловые и личностные качества будущего педагога, уровень его знаний, умений и навыков по использованию компьютерных технологий, созданию мультимедиапрезентаций, электронных дидактических игр для развития лексического запаса, грамматического строя, звуковой культуры речи и связной речи детей старшего дошкольного возраста. Модель формирования готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников (рис. 1) включает цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства обучения, результат и педагогические условия.
Систематизирующим элементом разработанной модели стала цель, которая определена следующим образом: формирование готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников. Цель и конечный результат (высокий уровень готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников) являются основными пунктами модели, которые взаимосвязаны и на которые опираются другие компоненты модели.
Цель: формирование готовности будущих педагогов к использованию ЭОР в развитии речи старших дошкольников
Задачи
. Формирование системы знаний о роли и возможностях ЭОР, методике их использования в современном педагогическом процессе.
. Развитие умений и навыков применять на практике в развитии речи детей дошкольного возраста разнообразные виды ЭОР.
. Развитие личностных характеристик и способностей применения ЭОР в развитии речи детей дошкольного возраста
Принципы
Целостности, научности, систематичности, интегрированного подхода, педагогической направленности, деятельностного подхода, наглядности, доступности, учета возрастных и индивидуальных способностей
Компоненты формирования готовности будущих педагогов к использованию ЭОР в развитии речи старших дошкольников
Содержательный компонент:
1. Знание системы теоретических понятий и терминов.
2. Знание цели, задач и методики использования ЭОР в современном образовательном процессе.
3. Знание специфики и методики использования ЭОР в педагогическом процессе ДОУ.
4. Знание основных подходов, правил и принципов использования ЭОР в развитии речи старших дошкольников
Деятельностный компонент:
1. Умение оценивать характеристики ЭОР с позиций их целесообразности использования в работе по развитию речи старших дошкольников.
2. Умение планировать и осуществлять пед. деятельность с использованием ЭОР.
3. Наличие навыков подготовки презентационных материалов для развития речи старших дошкольников.
4. Владение разными способами организации занятия с использованием ЭОР
Личностный компонент:
1. Внимательное отношение к работе по развитию речи старших дошкольников с использованием ЭОР.
2. Полноценное распределение внимания между использованием ЭОР и развитием речи старших дошкольников.
3. Спокойное поведение при использовании ЭОР в развитии речи старших дошкольников.
4. Способность находить правильный подход к дошкольникам во время занятий
Формы:
Традиционные: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторная и самостоятельная работы, устный и письменный контроль и др.; нетрадиционные: компьютерное тестирование, коллоквиумы, электронные тренажеры, творческие конкурсы ЭОР, защита презентаций, лекции-дискуссии и др.
Методы:
- общедидактические (словесные, наглядные, практические);
- объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, объяснение, демонстрация);
- проблемные (метод проблемного изложения, проблемные вопросы, дискуссия, диспут, эвристическая беседа, беседа);
- исследовательские (метод проектов, написание докладов, рефератов, творческая деятельность — разработка занятий с использованием ЭОР, разработка презентационных материалов);
- игровые методы (кроссворды, педагогическая игра, ОДИ);
- мультимедийные методы (использование компьютерных технологий);
- методы контроля и самоконтроля (устного, письменного, машинного, тести-
Средства:
ФГОС ВО, ФГОС ДО, учебные пособия, авторская программа по учебному курсу «Использование электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников»; компьютер, презентационные материалы, электронные образовательные ресурсы, инструментальные системы, электронные учебные пособия, глобальная сеть Интернет
л о к ш
о д
х и
ш р
р
в
р
у
р
х
а р
б о
н н
о р
и н а в о з ь л о п
с Ис
р кур
л
кул
Рисунок 1 — Модель формирования готовности будущих педагогов к использованию ЭОР в развитии речи старших дошкольников
Экспериментальная проверка эффективности разработанной модели осуществлялась на базе Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Всего в исследовании приняли участие студенты 2-4 курсов (215 чел.), преподаватели кафедры дошкольной и социальной педагогики (6 чел.) и педагоги ДОУ (10 чел.).
Исходный уровень готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников изучался нами с помощью комплекса диагностических методик. Для выявления уровня сформированности каждого компонента готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников был определен свой диагностический инструментарий.
Экспериментальные данные показали, что исходный уровень готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников приблизительно одинаковый у всех студентов экспериментальных и контрольных групп (рис. 2).
С учетом полученных результатов была апробирована разработанная модель и проверялась достоверность теоретически обоснованных педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошко льников.
Реализация первого педагогического условия предусматривала введение в учебный процесс факультативного курса «Использование электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников». В ходе изучения
70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
курса были комплексно раскрыты дидактические и методические основы использования электронных образовательных ресурсов и их функциональные возможности в развитии речи старших дошкольников. Теоретическое направление предусматривало формирование системы знаний: понятие «электронные образовательные ресурсы», дидактические, эргономические, методические, требования к ним, критерии качества, знание основных подходов, правил и принципов использования электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников и так далее. Работа в практическом направлении включала развитие умений и навыков применять полученные знания на практике: анализировать качество электронных образовательных ресурсов для старших дошкольников, планировать и грамотно организовывать деятельность по их использованию в развитии речи старших дошкольников. В ходе практических занятий студенты осваивали алгоритмы использования компьютерных программ, электронных игр, мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий и другое в развитии связной речи, грамматического строя языка, звуковой культуры речи и формировании словаря старших дошкольников. Личностное направление предполагало формирование коммуникативных, перцептивных компетенций, способностей к распределению внимания между использованием электронных образовательных ресурсов и развитием речи старших дошкольников. При проведении занятий акцент делался на использование нетрадиционных форм работы, таких как: лекции-дискуссии, коллоквиумы, электронные тренажеры, творческие конкурсы, защита презентаций, компьютерное тестирование и другое.
□ Экспериментальная группа - 1
□ Контрольная группа - 1
□ Экспериментальная группа - 2
□ Контрольная группа - 2
Высокий Средний Низкий
Рисунок 2 — Уровень готовности студентов ЭГ и КГ к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников (констатирующий этап)
Реализация второго педагогического условия предусматривала разработку и апробацию электронного образовательного ресурса «Виртуальная речевая академия дошкольника».
Данный ресурс ориентирован на обучение будущих педагогов основам использования компьютерных программ, мультимедийных презентаций, видеофрагментов, виртуальных экскурсий, мультипликации в развитии речи старших дошкольников. Он отличается простотой использования, содержит удобную систему навигации, поиска необходимой информации по интерактивным ссылкам. Теоретическая часть включает текстовые учебные материалы с добавлением средств мультимедиа (аудиофайлы, видеофайлы, графические изображения) и различных видов заданий, которые можно использовать как при проведении занятий, так и для самоконтроля студентов. Также в нем представлен объемный теоретический материал по развитию речи старших дошкольников. Здесь раскрыты основные понятия, положения и требования к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников. Практическая часть включает различные варианты заданий на закрепление знаний по использованию ЭОР в развитии речи старших дошкольников. К каждому разделу представлены конспекты занятий, упражнения, дидактический материал для развития речи старших дошкольников (пословицы, электронные словари, аудиосказки, познавательные мультфильмы и др.) [1; 3].
Третье педагогическое условие предполагало осуществление диагностического сопровождения процесса формирования готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников.
Реализация этого условия предусматривала проверку, контроль, оценивание, анализ данных, выявление динамики процесса формирования готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников. Готовность будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников выявлялась с помощью следующих методик: тест «Оценка знаний в области использования электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников, «Оценка знаний по организации занятий с компьютером в детском образовательном учреждении», «Оценка уровня практической подготовки будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников», «Самооценка уровня профессиональных компетенций будущих педагогов», методика «Оценка личностных компетенций будущих педагогов».
Результаты экспериментальной работы на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 3.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что высокий уровень готовности студентов ЭГ-1 к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников превышает аналогичный показатель у испытуемых КГ-1 на 45 %. В ЭГ-2 эта разница по сравнению с КГ-2 составляет 56,6 %. Выявлено 40 % студентов с низким уровнем готовности в КГ-1 и 43 % студентов — в КГ-2, в то время как в ЭГ-1 и ЭГ-2 выявлено 6,7 % студентов с низким уровнем готовности. Все это говорит о том, что большая часть студентов ЭГ-1 и ЭГ-2, имевших на констатирующем этапе эксперимента низкий и средний уров-
70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
Высокий
Средний
Низкий
□ Экспериментальная группа - 1 а Контрольная группа - 1
□ Экспериментальная группа - 2
□ Контрольная группа - 2
Рисунок 3 — Уровень готовности студентов ЭГ и КГ к использованию ЭОР в развитии речи старших дошкольников
(контрольный этап)
ни готовности к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников, на контрольном этапе повысила свои показатели.
Таким образом, полученные данные доказывают высокую результативность организованной и проведенной экспериментальной работы по апробации разработанной модели и выдвинутых педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии
речи старших дошкольников.
—^—-
1. Виртуальная речевая академия дошкольника. Режим доступа: http://inforad.ru/ (дата обращения: 05.11.2014).
2. Воронцова Э. М., Федорова С. Н. Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3 (15). С. 15-19.
3. Лежнина М. В., Федорова С. Н. Подготовка будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников // European Social Science Journal. 2013. Т. 2. № 11 (38). С. 156-163.
4. Токтарова В. И. Модель учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза в контексте электронного обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11.
1. Virtual'naya rechevaya akademiya doshkol'nika. Rezhim dostupa: http://inforad.ru/ (data obrashcheniya: 05.11.2014).
2. Vorontsova E'. M., Fedorova S. N. Model' formirovaniya informatsionno-kommunikativnoy kompetentnosti budushchikh pedagogov v usloviyakh perekhoda na dvukhurovnevuyu sistemu podgotovki // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 3 (15). S. 15-19.
3. Lezhnina M. V., Fedorova S. N. Podgotovka budushchikh pedagogov k ispol'zovaniyu elektronnykh obrazovatel'nykh resursov v razvitii rechi starshikh doshkol'nikov // European Social Science Journal. 2013. T. 2, №11 (38). S. 156-163.
4. Toktarova V. I. Model' uchebno-metodicheskogo obe-specheniya obrazovatel'nogo protsessa vuza v kontekste e'lek-tronnogo obucheniya // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 11.
S. N. Fedorova, M. V. Lezhnina Mari State University, Yoshkar-Ola
Readiness of the future teachers to use of electronic educational resources in the development
of speech older preschoolers
At present in Russia the process of formation of new educational system directed to entering of Russia the world information-educational space is going on. It's quite natural that a future educationalist has also to keep up to date and be able to use in his / her professional activity information and communication technologies, electronic educational resources in order to solve any kind of problems including the problems of preschoolers' speech development.
Keywords: preschoolers; electronic educational resources; speech development; informatization of education.