Научная статья на тему 'Рецензия на кн. : Разумов В. И. , Сизиков В. П. Приложение информационных основ синтеза систем: ДИС-развертки и парадигма закона: монография. Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2013. 522 с. (электронное издание)'

Рецензия на кн. : Разумов В. И. , Сизиков В. П. Приложение информационных основ синтеза систем: ДИС-развертки и парадигма закона: монография. Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2013. 522 с. (электронное издание) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кребель И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на кн. : Разумов В. И. , Сизиков В. П. Приложение информационных основ синтеза систем: ДИС-развертки и парадигма закона: монография. Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2013. 522 с. (электронное издание)»

Рецензии

211

цивилизации. Другие же предлагают резко критический взгляд на эту культурную тенденцию. Работа А.Н. Ильина корреспондирует с позицией именно второй (изобличительно настроенной) группы исследователей.

По нашему мнению, характер влияния консьюмеризма на общество и человека предполагает необходимость именно критического подхода к оцениванию этой мегатенденции.

В данном исследовании рассматриваются такие связанные с консьюмеризмом явления, как фиктивные потребности, быстрая смена модных трендов, демонстративное потребление, выраженные в проблеме адаптации к тенденциям моды, парадоксы потребительства, маргинализация труда, рост индивидуализма, социальная атомиза-ция и деполитизация, трансформация нравственных ценностей, деэкологизация массового сознания, рекламные манипуляции и влияние консьюмеризма на когнитивное сознание, культ кредита. Также автор поднимает серьезный вопрос о соотношении традиций и новаций в условиях глобализации, влекущей за собой упрочение потребительского культа.

В дополнение к сказанному уместно добавить, что рецензируемая монография является уже третьей по счету книгой автора, посвященной культуре потребления. Также

А.Н. Ильин опубликовал ряд статей о консьюмеризме в таких ведущих журналах, как «Социологические исследования», «Вопросы культурологии», «Общественные науки и современность», «Век глобализации», и в других изданиях.

В рецензируемой книге акцент ставится именно на современные потребительские тренды, поэтому А.Н. Ильин в наибольшей степени использует новый научный материал и значительно меньше обращается к трудам авторов, ставших уже классическими. Отметим также, что труды таких исследователей, как Э. Фромм, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Г. Дебор, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, П. Бур-дье, У. Бек и др., уже были проанализированы в предыдущих трудах Ильина.

Приведенные в монографии аргументация и выводы представляются достаточно обоснованными. Конечно, они не защищены в полной мере от дискуссионности. Но вместе с тем работа обладает необходимой новизной и научной значимостью. Использованный автором язык является научным, но простота изложения повышает доступность монографии для широкого круга читателей.

А.Н. Ильин в 2006 г. закончил исторический факультет ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, специальность «Социальная работа» (первый выпуск). В 2009 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Субъект в массовой культуре: на материале китч-культуры». Уже на протяжении пяти лет

А.Н. Ильин занимается проблематикой кон-

сьюмеризма, и новая монография является показателем успеха автора в глубокой и всесторонней разработке этой темы.

Учитывая дисциплинарную многогранность феномена консьюмеризма, А.Н. Ильин высказывает мысль о необходимости создания новой области знаний, которая будет интегрировать в себя различные исследовательские практики потребления, накопленные в разных научных областях. Он называет ее философией потребления. Возможно, этот проект ознаменует новый поворот философской науки, выводящий ее на междисциплинарный уровень. Задача осмысления консьюмеризма во всех его проявлениях, отношениях и последствиях пока остается открытой, хотя А.Н. Ильин сделал важный шаг для интеграции знаний, касающихся изучаемой проблематики. Остается пожелать автору удачи в реализации данного достаточно амбициозного и научно значимого проекта.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Данную монографию можно скачать в Интернете. URL: http://culturolog.ru/index.php7optiorRcom_ adsmanagr&page=show_ad&adid=67&catid=1& Itemid=17).

В.М. Кадневский

Рецензия на кн.:

Разумов В.И., Сизиков В.П. Приложение информационных основ синтеза систем: ДИС-развертки и парадигма закона: монография. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013.

522 с. (электронное издание)

Большинство проблем, именуемых метафизическими, в действительности являются весьма наивными проблемами языка.

Поль Валери

Настоящая монография выступает продолжением проделанной авторами научноисследовательской работы, ориентированной на развитие ДИС-технологий.

Полагаю, издание монографии значимо не столько для самих мыслителей (очевидно, для них факт публичности - всего лишь результат длительного и трудоемкого многолетнего и многотомного пути), сколько для общефилософского континуума Омска в целом и ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в частности. Монографию отличает от других работ, посвященных философии, именно то, что, во-первых, авторы не занимаются критикой какой-либо мыслительной позиции и тем самым не приводят собственную мыслительную стратегию к статусу очередной многообещающей идеологии, во-вторых, предпринимаемые ими и демонстрируемые специфическим языком практики мысли ориенти-

212

Научная жизнь

рованы на самую мысль, причем мысль, не всегда умещающую себя в узкие рамки какой-то одной конвенционально принятой в каком-либо научном сообществе исследовательской логики. Напротив, работа демонстрирует генерацию мыслительного поля, пересечение множественности семантических рядов, самогенерацию смысловых кодов, зависящую от тщательно продуманной и математически смоделированной технологии.

Следует обратить внимание, что настоящая монография имеет методологический статус: она формирует специфический мыслительный путь, который гарантирует определенные результаты. Их определенность как раз и заключается в том, что они выходят за грань собственно «головного» моделирования, но предполагают некую метапозицию аналитика, его личностный код во взаимоотношении с реальностью. Представленная монография позволяет распознать заявленное некогда Платоном «качество души»: либо исследователь - потребитель чужих смысловых моделей и тогда ему свойственно двигаться в заранее сформированных традицией рациональных координатах, к свободному передвижению собственной мысли он не вполне готов, не готов и нести ответственность за эту свободу (очевидно, ему будут чужды авторские стратегии); либо исследователь - творец своих семантических полей, своего «мира», и тогда наличие свободы от клише, потребность в уникальности сюжета и логики его развития - доминантные требования к мысли (с большей вероятностью, что именно при подобных мыслительных установках авторские стратегии найдут отклик и понимание). Однако кроме методологии монография реализует на практике возможность мыслить практично, т. е. формировать такие отношения с реальностью, при которых мысль становится продолжением реальности и от качества мысли зависит отношение реальности к мыслящему. Возникают аллюзии со средневековой практикой алхимиков, нацеленной на преобразования реальности, на восстановление первичной целостности и гармонии. И в итоге появляется стойкое ощущение, что именно этим изначально и определяется дело мысли, мудрости - философии для культуры и социума.

Монография учит моделировать мыслительные стратегии, формировать четкость линий, расширяет эвристический диапазон, поэтому имеет ценность для аспирантов, докторантов и специалистов широкого исследовательского профиля, небезразличных к вопросам «что есть мысль?» и «что значит мыслить?», и может быть рекомендована аудитории, нацеленной на саморазвитие и заинтересованной в стратегиях самоактуализации, при решении вопросов управления интеллектуальным ресурсом.

И. А. Кребель

Рецензия на кн.:

Томилов Н.А., Ахметова Ш.К. Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири: монография. Омск: Наука, 2013. 392 с.: ил.*

Ядром и смысловым центром рецензируемой монографии является, безусловно, публикация оригинальных полевых материалов первой Казахской комплексной историко-этнографической экспедиции Омского государственного университета (далее -ОмГУ) 1976 года, хранящихся в архиве Музея археологии и этнографии (далее - МАЭ) ОмГУ. В этнографической науке долгое время практически не уделялось внимания собственно публикации источников, в особенности полевых, хотя их значимость исключительна.

Ставя своей основной задачей публикацию полевых материалов, тем не менее, авторы признают, что «структура книги “Казахи аула Каскат...” оказалась несколько разноплановой. Фактически она состоит как бы из трёх содержательных частей» (с. 383).

Одну из них составили документы - материалы первой Казахской комплексной историко-этнографической экспедиции ОмГУ, которая работала в июле 1976 г. среди казахов аула Каскат Исилькульского района Омской области и соседних селений (раздел «Материалы Казахской экспедиции Омского государственного университета 1976 года»; подразделы: «Демографический и нацио-

нальный состав населения казахских аулов», «История села», «Топонимика», «Генеалогия», «Хозяйство и предметы утвари», «Семейный бюджет», «Тамги», «Средства передвижения», «Пища», «Жилища и хозяйственные постройки», «Одежда», «Народные знания и приметы», «Антропонимия», «Семейные обряды», «Фольклор», «Религия», «Орнамент»).

Другую часть книги составил обзор исследований этнографии казахов юга Западной Сибири учёными, прежде всего Омска, но также Ленинграда (Санкт-Петербурга), Москвы, Новосибирска и других городов России и Казахстана, которые были осуществлены в последней четверти XX - начале второго десятилетия XXI в. (раздел «Казахская экспедиция 1976 года и изучение

*Работа выполнена в рамках проекта «Динамика сопряженности традиции и инновации в материальной культуре тюркских народов юга ЗападноСибирской равнины» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» 2012-2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.