Научная статья на тему 'Омская этнографическая школа и исследования казахов России'

Омская этнографическая школа и исследования казахов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСК / КАЗАХИ РОССИИ / ЭТНОГРАФИЯ КАЗАХОВ / ИСТОРИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ / OMSK / KAZAKHS OF RUSSIA / ETHNOGRAPHY OF KAZAKHS / HISTORY OF ETHNOGRAPHIC SCIENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахимов Ернур Кендибаевич

Проведен анализ этнографического изучения казахов омскими учеными. Отмечается, что данное направление в Омске сформировалась еще в XIX в., у истоков которого стояли Ч.Ч. Валиханов и Г.Н. Потанин. Приведены основные этапы этнографического изучения казахского народа. Выяснилось, что комплексные исследования казахского населения Западной Сибири начались в 1970-х гг. благодаря деятельности Н.А. Томилова. Его ученики развили казахскую тематику в Омской этнографической школе. Так, например, Ш.К. Ахметова проводит полевые исследования не только в западносибирском регионе, но и в приграничных территориях с Казахстаном. Автор указывает как на достигнутые успехи омских этнографов, так и на перспективные векторы в исследованиях культуры и быта казахов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Omsk Ethnographic School and research of Kazakhs of Russia

Omsk, which is on border with the Kazakh Steppe, becomes the largest scientific center in Russia that studies traditional ethnography of the peoples of Kazakhstan and Central Asia back in the 19th century. Here the administrative center of management of the extensive region was located down: at first, the West Siberian General Governorship, later the Steppes one. Unsurprisingly, a scientific ethnographic community was early established in Omsk with not only scientists, but also local historians, travelers, exiled writers and public figures being its members. They left works, articles directly or indirectly describing the culture and life of the Kazakh people. It is fair to consider that Ch.Ch. Valikhanov and G.N. Potanin were at the sources of the Omsk Ethnographic School. G.E. Katanayev, M.V. Pevtsov, A.E. Novoselov, I.N.Shukhov, I.V. Zakharova (in the second half of the 20th century) made a big contribution to the development of ethnography. Professor N.A. Tomilov allocated three periods in the development of Omsk ethnography. The periodization of the history of ethnographic studies of the Kazakhs of Western Siberia was developed by Sh.K. Akhmetova together with N.A. Tomilov. They reasoned three main, interconnected periods in this direction. Since the second half the 1970s, the ethnographic study of the Kazakh population of Western Siberia passes to a new, qualitative scientifically and methodologically stage of development. Omsk scientists managed to combine successfully historical-ethnographic and ethnosociological research of both rural and urban Kazakh population of the West Siberian region, which, as a result, allowed to start a system study of the Kazakh population. Within the designated scientific problem of greatest interest is research devoted to Kazakhs of Omsk Irtysh region by N.A.Tomilov, Sh.K. Akhmetova and O.M. Provatorova. The conclusions they made give an opportunity of the comparative analysis of the ethnosocial and ethnocultural processes in regional communities of Kazakhs of Western Siberia which are defined as ethno-local (ethnographic) groups of the uniform Kazakh ethnos. Nowadays, it is possible to fairly conclude that the Omsk Ethnographic School made an essential contribution to the scientific study of Kazakhs of Russia, their culture, life and ethnic and ethnocultural processes. There are some negative moments that appeared recently. First, there are fewer monographs based on materials of the latest field research of Kazakhs of the West Siberian region, the number of ethnosociological polls among the Kazakh population decreased. Secondly, there is a decrease in the scientific interest of Russian scientists in the ethnography of the Kazakhs of the region. Thirdly, the Omsk Ethnographic School has not yet fully realized its scientific potential for preparation and writing of an integral monography on the aspects of traditional ethnography and tendencies of modern ethnic and ethnocultural processes among the Kazakh population of Western Siberia. Thus, the Omsk Ethnographic School with its rich centuries-old history possesses all scientific and methodological resources for carrying out more fruitful research of the key problems of history, culture and life of Kazakhs of Russia.

Текст научной работы на тему «Омская этнографическая школа и исследования казахов России»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 127-130. DOI: 10.17223/15617793/398/21

УДК 39(09)

Е.К. Рахимов

ОМСКАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ИССЛЕДОВАНИЯ КАЗАХОВ РОССИИ

Проведен анализ этнографического изучения казахов омскими учеными. Отмечается, что данное направление в Омске сформировалась еще в Х1Х в., у истоков которого стояли Ч.Ч. Валиханов и Г.Н. Потанин. Приведены основные этапы этнографического изучения казахского народа. Выяснилось, что комплексные исследования казахского населения Западной Сибири начались в 1970-х гг. благодаря деятельности Н.А. Томилова. Его ученики развили казахскую тематику в Омской этнографической школе. Так, например, Ш.К. Ахметова проводит полевые исследования не только в западносибирском регионе, но и в приграничных территориях с Казахстаном. Автор указывает как на достигнутые успехи омских этнографов, так и на перспективные векторы в исследованиях культуры и быта казахов России.

Ключевые слова: Омск; казахи России; этнография казахов; история этнографической науки.

У истоков Омской этнографической школы стояли такие видные ученые-этнографы, как Ч.Ч. Валиханов, Г.Н. Потанин, Г.Е. Катанаев, М.В. Певцов, А.Е. Новоселов, И.Н. Шухов, И.В. Захарова. Большую работу по этнографическому изучению казахского населения проводил Западно-Сибирский отдел ИРГО, ныне исследования ведут Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, Омский областной государственный историко-краеведческий музей, а также ученые кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета [1. C. 124-130].

Крупнейший представитель Омской этнографической школы, профессор Н.А. Томилов выделил три периода в развитии данной научной школы: I) с 1854 по 1875 г.; II) с 1876 по 1920 г.; III) с 1921 по 1973 г.; IV) с 1974 г. по настоящее время. В I периоде выделены два этапа: 1) 1854-1865 гг. -так называемый научно-этнографический, или ва-лихановский; 2) 1866-1875 гг. - так называемый краеведческо-этнографический. Во II периоде выделены также два этапа: 1) 1876-1904 гг.; 2) 19051920 гг. В III периоде первый этап приходится на 1921-1939 гг., второй - на 1940-1950-е гг., третий - на 1951-1973 гг. В IV периоде Н.А. Томилов выделяет два этапа: 1) 1974-1985 гг.; 2) с 1985 г. по настоящее время. Принципы периодизации истории Омской этнографической школы подробно изложены в статье Н. А. Томилова, поэтому мы ограничимся лишь схематическим упоминанием [1. C. 124-126]. Так, общепризнанной в научном мире Омской этнографической школе более 160 лет, что ставит ее в ряд старейших научных сообществ России.

Периодизация истории этнографического изучения казахов Западной Сибири была разработана Ш. К. Ахметовой совместно с Н. А. Томиловым. Ученые выделили три основных взаимосвязанных периода: первый охватывает конец XVIII - середину 70-х гг.

XIX в. и характеризуется появлением первых работ по

сибирским казахам (труды И.Г. Андреева,

И.И. Завалишина, М. Красовского, А.Ф. Миддендор-фа, П.А. Словцова, И. Русанова, А. Букейханова, М. Чорманова, М. А. Шестакова и др.); второй период - конец 70-х гг. XIX в. - первую половину 70-х гг.

XX в., связан с исследовательской деятельностью различных научных и музейных учреждений; третий

период начался во второй половине 70-х гг. XX в. и продолжается в настоящее время [2. C. 380].

Начиная со второй половины 1970-х гг. этнографическое изучение казахского населения Западной Сибири переходит в новый, качественный в научном и методологическом плане этап в своем развитии. Благодаря исследовательской работе Н.А. Томилова,

О.М. Проваторовой (Бронниковой), Г.А. Бояубаевой, и с подключением во второй половине 80-х гг. XX в. Ш. К. Ахметовой город Омск превращается в крупнейший научный центр по изучению казахов России. Омичи сконцентрировали свое внимание на изучении местных казахов [1. C. 127].

Наряду с традиционными историко-этнографическими исследованиями к 1970-м гг. в Западной Сибири сложилось направление, ориентированное на изучение современных этносоциальных процессов в регионе. Формируется научная группа по исследованию этнических процессов в среде местного казахского населения. Неудивительно, что первые этнографические исследования российских казахов были проведены учеными из Омска. Так, под руководством Н. А. Томилова были организованы полевые экспедиции по изучению казахов сельских районов Омского Прииртышья, одна из них получила название «Казахская экспедиция ОмГУ 1976 г.».

Эта экспедиция стала традиционной, явилась полевой школой для многих этнографов - казаховедов западносибирской научной школы (О. М. Проваторова (Бронникова), Ш. К. Ахметова, Б. К. Смагулов,

А.А. Дайрабаева, А.С. Сарсамбекова, З.Е. Кабульди-нов, А. В. Матвеев, Е. А. Бельгибаев, Б. А. Тынысов и др.) [1. C. 127-1282; 2. C. 16-23]. Омским ученым удалось успешно совместить историко-

этнографические и этносоциологические исследования как сельского, так и городского казахского населения западно-сибирского региона, что в итоге позволило проводить системное изучение казахского населения.

В рамках обозначенной научной проблемы наибольший интерес представляют исследования, посвященные казахам Омского Прииртышья, выполненные Н. А. Томиловым, Ш. К. Ахметовой,

О. М. Проваторовой. Выводы, полученные ими, обеспечивают возможность сравнительного анализа этносоциальных и этнокультурных процессов в региональных сообществах казахов Западной Сибири и

127

ориентируются на определение их в качестве этноло-кальных (этнографических) групп единого казахского этноса [3-5].

На рубеже XX-XXI вв. этническая история и культура казахского населения Российской Федерации стали основным объектом исследования многих этнографов и историков. Этнодемографическое и этнокультурное развитие казахов Алтая исследовалось И.В. Октябрьской [6, 7]. Поминально-погребальную обрядность казахов Сибири изучали Е.А. Бельгибаев [8] и Б.К. Сма-гулов [9]. С 1990-х гг. этнограф Ш.К. Ахметова совместно с этноархеологом И. В. Толпеко проводят интересные этнографо-археологические исследования погребальных и поселенческих комплексов казахов Западной Сибири [10-14].

Большой вклад в изучение этнографии казахов западносибирского региона внесла и продолжает вносить Ш. К. Ахметова, с. н. с. Омского филиала ИАиЭ СО РАН, кандидат наук, доцент, автор многочисленных статей и докладов, нескольких монографий, посвященных различным аспектам этнической истории, культуры и быта казахов Сибири, а также проблемам изучения современных этнокультурных и этносоциальных процессов в среде местного казахского населения [15]. С 2004 г. Шолпан Камалидиновна возглавила Международную казахскую этнографическую экспедицию в российско-казахстанской пограничной зоне. Данная работа проводится совместно с научными сотрудниками и учеными Павлодара и Кокшетау [1. C. 127-128].

Выход в свет в 2002 г. монографии Ш.К. Ахметовой «Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде» явился знаковым событием в этнографическом изучении казахов России. В книге была подытожена многолетняя исследовательская работа по выявлению факторов формирования городского населения Западной Сибири определена динамика численности казахов-горожан, охарактеризованы основные направления этнокультурных и этнических процессов в среде городского казахского населения региона [3]. При написании данного труда автор использовал материалы и результаты полевых этнографических и этносоциологических изысканий в среде казахского городского населения Западной Сибири (в городах Омск, Исилькуль, Называевск, Тюка-линск, Карасук, Купино, Куйбышев, Барабинск, Та-тарск).

Другой важный труд - совместная работа Ш.К. Ахметовой и Н.А. Томилова «Казахи аула Кас-кат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири», изданная в 2013 г. Здесь мы находим ценные сведения по процессам трансформации традиционных культурных ценностей казахов Западной Сибири, интересны описания особенностей обрядов жизненного цикла и материальной культуры сибирских казахов. Книга в основном состоит из публикации материалов полевой этнографической экспедиции ОмГУ 1976 г. в казахские села Омского Прииртышья. Книга снабжена ценными, информативными очерками Н. А. Томилова по истории этнографического изучения казахов Западной Сиби-

ри, об этнической ситуации в Западно-Сибирском регионе в исторический период, Ш. К. Ахметовой - об истории казахского аула Каскат. Наибольший интерес представляет очерк Ш. К. Ахметовой, посвященный традициям и инновациям в культуре казахов Западной Сибири, написанный в том числе и на новейших полевых материалах [2].

Подытоживая вышеизложенное, со всей справедливостью можно заключить, что Омская этнографическая школа внесла существенный вклад в дело научного изучения казахов России, их культуры, быта, а также этнических и этнокультурных процессов. В Х1Х - первой половине ХХ в. шло накопление фактического материала, с 1960-1970-х гг. началось практическое научное исследование группы казахского населения Западной Сибири [16]. В этом деле большая заслуга принадлежит профессору Н.А. То-милову и доценту Ш. К. Ахметовой.

Высоко оценивая научно-исследовательскую деятельность омских коллег в этнографическом изучении казахов региона, хотелось бы отметить некоторые моменты, которые можно представить в виде перспективных направлений исследовательской работы.

Во-первых, в последние годы не публикуются монографии и научные труды, основанные на материалах новейших полевых исследований казахов западносибирского региона (за исключением книги «Казахи аула Каскат»), уменьшилось число этносоциологи-ческих опросов в среде казахского населения.

Несмотря на то что совместные российскоказахстанские комплексные экспедиции проводятся чуть ли не ежегодно с 2004 г. [1. C. 127-128; 2. С. 22;

15. С. 46], широкая научная общественность не осведомлена об их результатах - ни предварительных, ни окончательных. Так, после выхода в свет монографии Ш. К. Ахметовой, посвященной этнокультурным процессам в среде городских казахов, прошло более 13 лет. С продолжительным перерывом в 2013 г. была издана вышеописанная нами совместная книга Н. А. Томилова и Ш. К. Ахметовой, в которой значительный объем заняла публикация полевых материалов Казахской экспедиции ОмГУ 1976 г., но, к сожалению, без научного анализа и выводов [2].

Во-вторых, мы наблюдаем явное снижение научного интереса к этнографии казахов региона со стороны российских ученых, что наглядно видно по составу докладов на Международной научнопрактической конференции 2014 г. «Казахи в

Евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы». Так, из опубликованных в издании 87 докладов лишь 15 посвящены проблемам истории, культуры и быта казахов России [17]. Следует отметить, что авторами подавляющего числа статей, вошедших в сборник конференции, являются казахстанские ученые: этнологи и археологи.

В-третьих, считаем, что Омская этнографическая школа не реализовала пока в полной мере свой научный потенциал для подготовки и написания цельного монографического труда, посвященного полномасштабному раскрытию аспектов традиционной этнографии и тенденций современных этнических и этно-

128

культурных процессов в среде казахского населения Западной Сибири. Условно назовем это издание «Казахи Западной Сибири». Несомненна актуальность такого научного издания, в условиях усиления процессов метисации и ассимиляции сибирских казахов, унификации народной культуры казахов. Не секрет, что с каждым годом безвозратно теряются многие этнокультурные традиции казахов региона и, главное, родной язык активно вытесняется из разговорной среды сельского казахского населения (среди городских казахов он фактически уже не практикуется) [18].

Таким образом, Омская этнографическая школа, имеющая богатую полуторастолетнюю историю, обладает всеми научными и методологическими ресурсами для проведения более плодотворных исследований ключевых проблем истории, культуры и быта казахов России, этнических и этнокультурных процессов в среде современного казахского населения региона Западной Сибири. Научное сообщество также ждет издания материалов Международной Казахской этнографической экспедиции 20042013 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томилов Н.А. 160 лет Омскому этнографическому центру и его вклад в изучение казахского народа // Казахи в Евразийском

пространстве: история, культура и социокультурные процессы : материалы Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 25-летию региональной общественной организации Сибирский центр казахской культуры «Мeлдiр» / отв. ред. Ш.К. Ахметова, И.В. Толпеко. Омск : Амфора, 2014. С. 124-130.

2. Томилов Н.А., Ахметова Ш.К. Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири / отв. ред.

В.И. Молодин. Омск : Издат. дом «Наука», 2013. 392 с.

3. Ахметова Ш.К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. Новосибирск : Изд-во ИАиЭ СО РАН, 2002.

104 с.

4. Томилов Н.А. Казахи Западной Сибири в конце XVI - первой четверти XIX в. // Этногенез и этническая история тюркских народов

Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1983. С. 68-86.

5. Проваторова О.М. Современные этнические процессы у казахов Западной Сибири : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1986. 24 с.

6. Октябрьская И.В. Казахи Южного Алтая: ислам и самоопределение этнической группы // Ислам, общество и культура : материалы

Междунар. науч. конфер. (к 600-летию ислама в Сибири). Омск, 1994. С. 115-117.

7. Октябрьская И.В. Казахи Южного Алтая. История и современность // Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и

культур. Новосибирск, 1995. С. 197-199.

8. Бельгибаев Е.А. Погребальная обрядность казахов Барнаула // Исторический ежегодник. Омск, 2002. С. 118-123.

9. Смагулов Б.К. Погребальные комплексы казахов Горьковского района Омской области // Вестник Омского отделения Академии

гуманитарных наук. Омск, 2001. С. 181-187.

10. Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Поселения и жилища казахов XIX - начала XX в.: перспективы археолого-этнографического исследования // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 1998. Ч. 1. С. 10-12.

11. Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. К методике этнографо-археологических исследований погребально-культовых памятников казахов Западной Сибири // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 1999. С. 94-97.

12. Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. К проблеме археолого-этнографического изучения поздних погребальных памятников юга Омской области // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 2003. С. 33-34.

13. Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Казахские кладбища Омского Прииртышья как объекты культурно-исторического наследия // Казахи Омского Прииртышья: история и современность. Омск, 2007. С. 28-34.

14. Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Погребальные и поселенческие комплексы казахов юга Западной Сибири // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2008 г. Новосибирск, 2008. Т. 14. С. 292-295.

15. Балтабаева К.Н., Баймагамбетова А.Ж. История и этнография казахов Западной Сибири в трудах Ш.К. Ахметовой // Исторические знания казахской диаспоры о Казахстане : материалы регионального «круглого стола» (г. Алматы, 31 октября 2013 г.). Алматы : ДYниежYзi казактарыныц кауымдастыгы «Атажурт» баспа орталыгы, 2013. С. 40-47.

16. Балтабаева К.Н. Российская историография о казахах России // Отан тарихы (Отечественная история). 2014. № 3 (67). С. 66-79.

17. Казахи в Евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы : материалы Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 25-летию региональной общественной организации Сибирский центр казахской культуры «Мeлдiр» / отв. ред. Ш.К. Ахметова, И.В. Толпеко. Омск : Амфора, 2014. 326 с.

18. Sarsambekova A., Maslov H., Esimova Zh. Ethno Linguistic Processes of the Kazakhs of Western Siberia // Anthropologist (Kamla-Raj, India). 2014. № 18 (2). P. 559-563.

Статья представлена научной редакцией «История» 5 июня 2015 г.

OMSK ETHNOGRAPHIC SCHOOL AND RESEARCH OF KAZAKHS OF RUSSIA

Tomsk State University Journal, 2015, 398, 127-130. DOI: 10.17223/15617793/398/21

Rakhimov Ernur K Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan). E-mail: [email protected] Keywords: Omsk; Kazakhs of Russia; ethnography of Kazakhs; history of ethnographic science.

Omsk, which is on border with the Kazakh Steppe, becomes the largest scientific center in Russia that studies traditional ethnography of the peoples of Kazakhstan and Central Asia back in the 19th century. Here the administrative center of management of the extensive region was located down: at first, the West Siberian General Governorship, later the Steppes one. Unsurprisingly, a scientific ethnographic community was early established in Omsk with not only scientists, but also local historians, travelers, exiled writers and public figures being its members. They left works, articles directly or indirectly describing the culture and life of the Kazakh people. It is fair to consider that Ch.Ch. Valikhanov and G.N. Potanin were at the sources of the Omsk Ethnographic School. G.E. Katanayev, M.V. Pevtsov, A.E. Novoselov, I.N.Shukhov, I.V. Zakharova (in the second half of the 20th century) made a big contribution to the development of ethnography. Professor N.A. Tomilov allocated three periods in the development of Omsk ethnography. The periodization of the history of ethnographic studies of the Kazakhs of Western Siberia was developed by Sh.K. Akhmetova together with N.A. Tomilov. They reasoned three main, interconnected periods in this direction. Since the second half the 1970s, the ethnographic study of the Kazakh population of Western Siberia passes to a new, qualitative scientifically and methodologically 129

129

stage of development. Omsk scientists managed to combine successfully historical-ethnographic and ethnosociological research of both rural and urban Kazakh population of the West Siberian region, which, as a result, allowed to start a system study of the Kazakh population. Within the designated scientific problem of greatest interest is research devoted to Kazakhs of Omsk Irtysh region by

N.A.Tomilov, Sh.K. Akhmetova and O.M. Provatorova. The conclusions they made give an opportunity of the comparative analysis of the ethnosocial and ethnocultural processes in regional communities of Kazakhs of Western Siberia which are defined as ethno-local (ethnographic) groups of the uniform Kazakh ethnos. Nowadays, it is possible to fairly conclude that the Omsk Ethnographic School made an essential contribution to the scientific study of Kazakhs of Russia, their culture, life and ethnic and ethnocultural processes. There are some negative moments that appeared recently. First, there are fewer monographs based on materials of the latest field research of Kazakhs of the West Siberian region, the number of ethnosociological polls among the Kazakh population decreased. Secondly, there is a decrease in the scientific interest of Russian scientists in the ethnography of the Kazakhs of the region. Thirdly, the Omsk Ethnographic School has not yet fully realized its scientific potential for preparation and writing of an integral monography on the aspects of traditional ethnography and tendencies of modern ethnic and ethnocultural processes among the Kazakh population of Western Siberia. Thus, the Omsk Ethnographic School with its rich centuries-old history possesses all scientific and methodological resources for carrying out more fruitful research of the key problems of history, culture and life of Kazakhs of Russia.

REFERENCES

1. Tomilov, N.A. (2014) [160 years of Omsk Ethnographic Center and its contribution to the study of the Kazakh people]. Kazakhi v Evraziyskom

prostranstve: istoriya, kul'tura i sotsiokul'turnye protsessy [Kazakhs in Eurasia: history, culture, and socio-cultural processes]. Proc. of the international scientific and practical conference, dedicated to the 25th anniversary of the regional public organization the Siberian Center of Kazakh culture "Moldir". Omsk: Amfora. pp. 124-130. (In Russian).

2. Tomilov, N.A. & Akhmetova, Sh.K. (2013) Kazakhi aula Kaskat: traditsii i innovatsii v kul'ture kazakhskogo naseleniya Zapadnoy Sibiri [Kazakhs

of the village Kaskat: tradition and innovation in the culture of the Kazakh population of Western Siberia]. Omsk: Nauka.

3. Akhmetova, Sh.K. (2002) Kazakhi Zapadnoy Sibiri i ikh etnokul'turnye svyazi v gorodskoy srede [Kazakhs of Western Siberia and their ethnic and

cultural ties in the urban environment]. Novosibirsk: IAiE SO RAN.

4. Tomilov, N.A. (1983) Kazakhi Zapadnoy Sibiri v kontse XVI - pervoy chetverti XIX v. [Kazakhs of Western Siberia in the end of the 16th - first

quarter of the 19th centuries]. In: Tomilov, N.A. & Zakharova, I.V. (eds) Etnogenez i etnicheskaya istoriya tyurkskikh narodov Sibiri i sopre-del'nykh territoriy [Ethnogenesis and ethnic history of Turkic peoples of Siberia and adjacent territories]. Omsk: Omsk State University.

5. Provatorova, O.M. (1986) Sovremennye etnicheskie protsessy u kazakhov Zapadnoy Sibiri [Modern ethnic processes of Kazakhs of Western Sibe-

ria]. Abstract of History Cand. Diss. Leningrad.

6. Oktyabr'skaya, I.V. (1994) [Kazakhs of Southern Altai: Islam and self-determination of ethnic groups]. Islam, obshchestvo i kul'tura [Islam, society

and culture]. Proceedings of the international scientific conference (to the 600th anniversary of Islam in Siberia). Omsk. pp. 115-117. (In Russian).

7. Oktyabr'skaya, I.V. (1995) [Southern Altai Kazakhs. Past and Present]. Aborigeny Sibiri: Problemy izucheniya ischezayushchikh yazykov i kul'tur

[Natives of Siberia: The study of endangered languages and cultures]. Proceedings of the international scientific conference. Novosibirsk. pp. 197-199. (In Russian).

8. Bel'gibaev, E.A. (2002) Pogrebal'naya obryadnost' kazakhov Barnaula [The funeral rites of the Kazakhs of Barnaul]. In: Korzun, V.P. & Yakub,

A.V. Istoricheskiy ezhegodnik [Historical yearbook]. Omsk: Omsk State University.

9. Smagulov, B.K. (2001) Pogrebal'nye kompleksy kazakhov Gor'kovskogo rayona Omskoy oblasti [Burial complexes of Kazakhs of Gorky District,

Omsk Oblast]. In: Berezhnova, M.L. & Yakub, A.V. Istoricheskiy ezhegodnik [Historical yearbook]. Omsk: Omsk State University.

10. Akhmetova, Sh.K. & Tolpeko, I.V. (1998) Poseleniya i zhilishcha kazakhov XIX - nachala XX v.: perspektivy arkheologo-etnograficheskogo issledovaniya [Settlements and dwellings of Kazakhs in the 19th - early 20th centuries]. In: Tomilov, N.A. (ed.) Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [The integration of archaeological and ethnographic research]. Pt. 1. Omsk: Omsk State University.

11. Akhmetova, Sh.K. & Tolpeko, I.V. (1999) K metodike etnografo-arkheologicheskikh issledovaniy pogrebal'no-kul'tovykh pamyatnikov kazakhov Zapadnoy Sibiri [On the methods of ethnographic and archaeological research of burial and religious monuments of Kazakhs of Western Siberia]. In: Tomilov, N.A. et al. (ed.) Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [The integration of archaeological and ethnographic research]. Omsk: Omsk State Pedagogical University.

12. Akhmetova, Sh.K. & Tolpeko, I.V. (2003) K probleme arkheologo-etnograficheskogo izucheniya pozdnikh pogrebal'nykh pamyatnikov yuga Omskoy oblasti [On the problem of archaeological and ethnographic study of the later burial sites in the south of Omsk Oblast]. In: Tomilov, N.A. et al. (ed.) Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [The integration of archaeological and ethnographic research]. Omsk: Omsk State University.

13. Akhmetova, Sh.K. & Tolpeko, I.V. (2007) [Kazakh cemeteres of Omsk Irtysh area as objects of cultural heritage]. Kazakhi OmskogoPriirtysh'ya: istoriya i sovremennost' [Kazakhs of Omsk Irtysh area: history and modernity]. Proceedings of the international scientific and practical conference. Omsk: Poligrafist. (In Russian).

14. Akhmetova, Sh.K. & Tolpeko, I.V. (2008) Pogrebal'nye i poselencheskie kompleksy kazakhov yuga Zapadnoy Sibiri [Burial and settlement systems of Kazakhs in the south of Western Siberia]. Problemy arkheologii, etnografii i antropologii Sibiri i sopredel'nykh territoriy [Problems of archeology, ethnography and anthropology of Siberia and adjacent territories]. Materials of the annual session of the Institute of Archeology and Ethnography, SB RAS, in 2008. V. 14. Novosibirsk. pp. 292-295.

15. Baltabaeva, K.N. & Baymagambetova, A.Zh. (2013) [History and Ethnography of Kazakhs of Western Siberia in the works of Sh.K. Akhmetova]. Istoricheskie znaniya kazakhskoy diaspory o Kazakhstane [Historical knowledge of the Kazakh Diaspora of Kazakhstan]. Proc. of the regional "round table". Almaty, 31 October 2013. Almaty: Dyniezhyzi Kaza^tarynyn Kauymdastyry "Atazhyrt" baspa ortalyry. pp. 40-47. (In Russian).

16. Baltabaeva, K.N. (2014) Rossiyskaya istoriografiya o kazakhakh Rossii [Russian historiography of the Kazakhs of Russia]. Otan tarikhy. 3 (67). pp. 66-79.

17. Akhmetova, Sh.K. & Tolpeko, I.V. (eds) (2014) Kazakhi v Evraziyskom prostranstve: istoriya, kul'tura i sotsiokul'turnye protsessy [Kazakhs in Eurasia: history, culture, and socio-cultural processes]. Proc. of the international scientific and practical conference, dedicated to the 25th anniversary of the regional public organization the Siberian Center of Kazakh culture "Moldir". Omsk: Amfora.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Sarsambekova, A., Maslov, H. & Esimova, Zh. (2014) Ethno Linguistic Processes of the Kazakhs of Western Siberia. Anthropologist (Kamla-Raj, India). 18 (2). pp. 559-563.

Received: 05 June 2015 130

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.