Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 24-28. УДК 394
Ш. К. Ахметова, Н. А. Томилов
КАЗАХИ В ЕВРАЗИИ И ИХ РОЛЬ В УКРЕПЛЕНИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ
Содержится информация о прошедшей в Омске 19-20 октября 2016 г. Международной научно-практической конференции «Казахи Евразии и их вклад в укрепление межнационального согласия», посвящённой 300-летию города Омска и 150-летию со дня рождения А. Н. Букейханова, на которую было заявлено более 60 докладов учёных и практических работников из 11 городов Казахстана и 20 городов России.
Ключевые слова: конференция; история; этнография; образование; межнациональные отношения.
Sh. K. Akhmetova, N. A. Tomilov
KAZAKHS IN EURASIA AND THEIR ROLE IN STRENGTHENING OF INTERETHNIC CONSENT
Contains information held in Omsk on 19-20 October 2016 International Scientific-practical Conference "Kazakh Eurasia and their contribution to the strengthening of interethnic consent", dedicated to the 300th anniversary of the city of Omsk and the 150th anniversary of the birth of A. Bukeikhanov, which were filed more than 60 reports of scientists and practitioners from 11 cities of Kazakhstan and 20 Russian cities.
Keywords: conference; history; ethnography; education; international relations.
История Международной научной конференции «Казахи Евразии и их вклад в укрепление межнационального согласия», которая прошла в Омске 19-20 октября 2016 г., связана с многолетним плодотворным сотрудничеством учёных Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН) и активистов общественной организации «Сибирский центр казахской культуры "Мeлдiр"» во главе с её председателем А. Х. Жунусовой. Вот лишь некоторые наиболее крупные совместно проведённые мероприятия: Международная научно-практическая конференция «Казахи Омского Прииртышья: история и современность», по-свящённая 18-летию Сибирского центра казахской культуры «Мeлдiр» (2007 г.), торжественное заседание в честь 35-летия этнографических исследований казахов и 15-летия археолого-этнографического изучения памят-
ников казахского населения Западной Сибири омскими учёными (2012 г.), круглый стол «Этническая история казахов Омской области» в рамках декады казахской культуры (2014 г.), Международная научно-практическая конференция «Казахи в евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы», посвящённая 25-летию Омской региональной общественной организации «Сибирский центр казахской культуры "Мeлдiр"» (2014 г.), выставка «Юрта - космос кочевника» в Музее народов Сибири Омского филиала ИАЭТ СО РАН (2014 г.).
На 2016 г. Омский филиал ИАЭТ СО РАН и Сибирский центр казахской культуры «Мeлдiр» наметили проведение семинара «Казахи Сибири и их вклад в укрепление межнационального согласия», а на 2019 г. запланировали проведение II Международной научно-практической конференции «Казахи в евразийском пространстве: история,
© Ахметова Ш. К., Томилов Н. А., 2017 24
культура и социокультурные процессы». Результативность семинара обычно определяется ограниченным числом участников и точно определённой одной какой-либо специальной темой для обсуждения. И такой опыт проведения научных семинаров у нас в Омске накоплен. Например, в декабре 2010 г. работал (и весьма плодотворно) Международный научно-практический семинар «Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество», в котором приняли участие учёные из Астаны, Павлодара, Новосибирска и Омска [1, с. 118— 121]. Затем по материалам семинара в Астане был издан сборник научных статей [2].
Но получилось так, что на информационное письмо с приглашением участвовать в работе семинара о казахах Сибири в процессах межнационального согласия откликнулись более 60 учёных и практических работников, расширивших и тематику будущего мероприятия. Тогда, отвечая и на просьбу казахстанских коллег, организаторы по необходимости внесли изменение в статус этого форума и назвали его Международной научно-практической конференцией «Казахи Евразии и их вклад в укрепление межнационального согласия», посвятив её 300-летию г. Омска и 150-летию со дня рождения А. Н. Букейханова. Вышеприведённые факты свидетельствуют о том, что Омск в наше время является признанным научным центром по изучению истории и культуры казахского народа.
Организаторами прошедшей конференции стали Всемирная Ассоциация казахов, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омский филиал ИАЭТ СО РАН, Павлодарский государственный педагогический институт, Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Г. Н. Потанина, Сибирский центр казахской культуры «Мeлдiр».
Оргкомитет данного форума возглавили Ш. К. Ахметова (Омск), Т. А. Мамашев (Алма-Ата), Н. А. Томилов (Омск) в качестве председателей, А. Х. Жунусова (Омск), Т. Н. Смагулов (Павлодар) и И. В. Толпеко (Омск) как заместители председателей, Е. К. Абеуова (Павлодар), А. А. Ильина (Омск) и Д. К. Смагулова (Омск) в качестве учёных секретарей оргкомитета. В состав
последнего вошли также К. Н. Балтабаева (Алма-Ата), С. В. Белим (Омск), Х. Ж. Козкин (Омск), С. Н. Корусенко (Омск), Г. Б. Нурах-метова (Павлодар), А. Нухулы (Павлодар), А. Г. Селезнёв (Омск) и А. В. Якуб (Омск).
Первое пленарное заседание прошло 19 октября в конференц-зале Омского научного центра СО РАН. На нём были заслушаны приветствия консула Республики Казахстан в г. Омске Э. А. Кунаева, Всемирной Ассоциации казахов в лице первого заместителя председателя Т. А. Мамашева и директора аналитического центра этой организации К. Н. Балтабаевой, депутата Государственной думы Российской Федерации О. Н. Смолина, и. о. ректора Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова Н. Т. Ержа-нова, директора Омского филиала ИАЭТ СО РАН и заведующего кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Н. А. Томилова.
Далее состоялось заслушивание и обсуждение докладов. Всего в очной и заочной форме было представлено 65 докладов участников из 9 городов России (от Москвы на западе и до Якутска на востоке страны), 10 городов Казахстана (включая Алма-Ату, Астану, Павлодар как крупные научные центры страны) и города Бишкека (Киргизия).
Первыми были заслушаны доклады С. Ф. Мажитова «Алихан Букейханов и концепция казахской государственности» (Алма-Ата), Г. И. Шаймердена «Матрица идентичности. Постановка проблемы» (Костанай), Н. А. Томилова «Изучение этнографии казахов Западной Сибири: проект периодизации (к 40-летию исследований омских казахове-дов)» (Омск), К. Н. Балтабаевой «Нематериальное культурное наследие казахов Синь-цзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики» (Алма-Ата), А. А. Ильиной и А. Х. Жунусовой «Омская региональная общественная организация "Сибирский центр казахской культуры «Мeлдiр»": грани деятельности, достижения и перспективы» (Омск), Ш. К. Ахметовой и И. В. Толпеко «Живая память (о развитии традиции установки памятных знаков у казахов Азовского района Омской области и в Кызыл-Аскеровском сельсовете)» (Омск).
В докладе С. Ф. Мажитова рассматривались исторические условия формирования
концепции А. Н. Букейханова о государственном устройстве Казахстана в начале ХХ в. Лидеры казахской элиты ставили перед собой задачу вхождения Казахстана в мировое сообщество. Эта мысль занимала доминирующее положение в казахском обществе. Однако ликвидация национальной элиты нарушила естественный ход формирования и трансформации национальной тождественности [3].
Г. И. Шаймерден рассматривал проблемы национальной и религиозной идентичности казахской нации. Органичное вхождение в состав степного суперэтноса и монгольской империи и развитие впоследствии было нарушено принятием ислама, являющимся порождением городской, земледельческой арабской культуры. Навязывание казахскому этносу «советской идентичности» и подавление этнической духовной культуры в советский период закончились забвением родного языка и традиционных ценностей. После крушения советской империи идеологический вакуум стал заполняться чуждыми для казахской нации ценностями и идеями. В настоящее время западный модерн с сопровождающей его вестернизацией вызвали рост исламизации населения, возбудившей конфликт между религиозной и национальной самоидентификацией. По мнению докладчика, казахская идентичность находится в стадии становления и преодоления внутренней неопределённости [4].
Доклад К. Н. Балтабаевой был посвящён работе по сохранению национальных памятников нематериального культурного наследия казахов Китая. В аулах и городах проведена сплошная инвентаризация культурного наследия, всячески поощряется инициатива снизу, выделяется финансирование и идёт пропаганда через СМИ. В г. Куйтуне был открыт педагогический институт с казахским отделением, работает Илийское народное издательство, специализирующееся на выпуске книг на казахском языке, в 2006 г. при Профессионально-техническом институте был создан Центр исследования казахского айтыса. Центр занимается изданием исследований истории айтыса, сборников айтысов, переводом выступлений акынов на китайский и английский языки, совместно с Синь-цзянским обществом казахского айтыса соз-
дают архивы современных акынов. О высокой востребованности и развитии айтыса в Синьцзян-Уйгурском автономном районе свидетельствует подготовка в педагогических институтах Куйтуна и Кульджи бакалавров айтыса со сроком обучения четыре года и выдачей лицензии Министерста образования Китая. Бакалавры айтыса трудоустраиваются в сфере культуры [5].
Н. А. Томилов рассматривал историю этнографического изучения казахов Западной Сибири и дал её периодизацию. Первые сведения о казахах сибирских территорий содержатся в работах И. Г. Андреева, И. И. За-валишина, П. Н. Красовского, А. Ф. Мидден-дорфа, П. А. Словцова, И. Русанова, А. О. Бу-кейханова, М. А. Шестакова и др. Следующий период связан с деятельностью ЗападноСибирского отдела Императорского Русского географического общества, созданного в 1877 г. Статьи того времени о казахах Западной Сибири большей частью имеют описательный характер и содержат лишь иногда частные выводы, но как источник они достоверны и существенно расширили базу для дальнейших исследований. Второй этап этого периода относится к началу ХХ в. и длится до середины 1970-х гг. Его можно характеризовать как этап музейной этнографии в сборе и изучении коллекций по хозяйству и культуре казахов Западной Сибири. Третий период начался во второй половине 70-х гг. ХХ в. и продолжается в настоящее время. Он связан с началом этнографических исследований среди казахов юга Западной Сибири Омским государственным университетом, положенным экспедицией в аул Каскат Исилькульского района Омской области в 1976 г. [6], и созданием этнографического научного центра по изучению казахов Западной Сибири. В этот период состоялись и первые защиты диссертаций по казахско-этнографической тематике западносибирского региона [7].
В докладе Ш. К. Ахметовой речь шла о проблеме исчезновения ковроткачества. Одной из причин этого явления стало постсоветское разрушение сельского хозяйства, которое повлекло снижение поголовья овец в личных подворьях казахов. Наряду с ускоренными темпами модернизации и развития рыночных отношений это привело к значи-
тельному сокращению домашнего производства у казахов Западной Сибири. Домотканые и войлочные ковры уступили место фабричным изделиям. Исчезновение домашнего производства ковровых изделий из шерсти повлекло утрату не только культурных традиций, но и высокого духовного наследия народа, формировавшегося на протяжении многих столетий. В настоящее время эти традиции используют для показательных мероприятий заведующие клубами и руководители казахских культурных центров [8].
Доклад Ш. К. Ахметовой и И. В. Толпе-ко был посвящён новым данным о развитии традиции установки стел исчезнувшим аулам и воинам Великой Отечественной войны (далее - ВОВ). Впервые были зафиксированы случаи установки стел и строительства мемориалов в Шербакульском районе известными гражданами Республики Казахстан, выходцами из Омской области и инициации установки стел ветеранам войны со стороны местных органов власти. В Азовском немецком национальном районе предложили казахскому населению продолжить эту традицию установлением памятников возле каждого некрополя с именами всех похороненных там ветеранов ВОВ. Основную часть финансирования мемориала, посвящённого воинам ВОВ Кызыл-Аскеровского сельсовета в ауле Сегизбай, взял на себя Региональный общественный фонд содействия национально-культурному развитию немцев Омской области «Азово». При исследовании истории Кызыл-Аскеровского сельсовета был получен результат идентификации аула Кара Кудук, существование которого информаторы дружно отрицали. На основе сопоставления различных письменных источников начала XX в., американских и советских военных карт середины XX в. и новых этнографических данных была установлена его тождественность аулу Карауыл, нигде документально не зафиксированному [9].
В докладе А. А. Ильиной и А. Х. Жуну-совой рассматривалась деятельность Сибирского центра казахской культуры «Мeлдiр», который ведёт свою работу в Омском Прииртышье уже 27 лет. Приводятся сведения из истории и деятельности этого национально-культурного объединения, информация о достижениях и планах на дальнейшую ра-
боту. Особое внимание уделяется сотрудничеству Сибирского центра казахской культуры «Мелд1р» и Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН [10].
Участие директоров Каразюкской общеобразовательной школы Нововаршавского района Омской области Ш. И. Сексембаевой, Байгамутской средней школы Благовещенского района Алтайского края С. Ш. Маусум-баева, Каракульской средней общеобразовательной школы Кулундинского района Алтайского края Н. Г. Бариновой, руководителей Центра казахской культуры «Достьщ» Таврического района Омской области Н. А. Тасиной, Омской городской казахской национально-культурной автономии «Атаме-кен» Х. Ж. Козкина, актива Сибирского центра казахской культуры «Мeлдiр» и Омской областной казахской национально-культурной автономии определили практический характер конференции. В селениях компактного проживания казахского населения именно школы с этнокультурным компонентом, при которых действуют центры национальной культуры и проводятся факультативы по казахскому языку и литературе, играют большую роль в их сохранении. Год назад Министерство образования Омской области на базе Каразюкской школы Нововаршавского района открыло центр изучения казахского языка и культуры «Байтерек». Цель и основные задачи центра заключаются в поддержании и формировании национальной идентичности казахов Нововаршавского района. А. М. Диянова и Ш. И. Сексембаева в своём докладе представили анализ деятельности центра «Байтерек» за год его существования. Работа коллектива педагогов центра следует Программе развития на 2015-2018 гг., награждённой серебряной медалью на всероссийском конкурсе. Целью Программы является обеспечение условий для изучения, популяризации, сохранения языкового и культурного наследия казахскому населению на территории Нововаршавского района.
Каракульская средняя общеобразовательная школа Кулундинского района Алтайского края в 2016 г. отметила 90-летний юбилей. Пятьдесят лет насчитывает педагогический стаж директора этой школы Н. Г. Бариновой. Школа многие годы работала по программе Министерства образования
Республики Казахстан. Выпускники хорошо владели казахским и русским языками. С этого года школа работает по российской программе с этнокультурным компонентом. Казахский язык и литературу можно изучать только факультативно по российским учебникам. Но проблема в том, что в России не издавались учебники по казахскому языку и литературе. Н. Г. Баринова предложила обратиться в Министерство образования РФ с просьбой разрешить преподавание казахского языка и литературы как предмета в школах с этнокультурным компонентом и выпустить учебники по этим предметам. При этом все директора школ отметили, что казахстанских учебников много, но их не разрешают использовать даже на факультативах. Активист Сибирского центра «Мeлдiр» Е. И. Хапизов предложил обратиться в парламент Республики Казахстан с просьбой согласовать с Правительством РФ вопрос о разрешении пользоваться в российских школах казахстанскими учебниками по казахскому языку и литературе.
Руководители казахских городских и областных национально-культурных организаций выступили с критикой воспроизводства множества мелких казахских национально-культурных центров и предложили провести съезд представителей казахских национально-культурных объединений г. Омска и Омской области. Все участники также единодушно проголосовали за предложения внести в резолюцию конференции подготовку и издание коллективной монографии о казахах России совместными усилиями учёных Казахстана и России; создание исследовательской группы под руководством Ш. К. Ахметовой по истории аулов Омской области и изданию книги.
По итогам работы конференции был выпущен сборник научных трудов «Казахи Евразии: история и культура» [11].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметова Ш. К., Толпеко И. В., Томилов Н. А. Международный научно-практический семинар «Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество» // Культурологические исследования в Сибири. - 2012. - № 1. - С. 118-121.
2. Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество / отв. ред. Ш. К. Ахметова и др. - Астана : Омск, 2013. -274 с.
3. Мажитов С. Ф. Алихан Букейханов и концепция казахской государственности // Казахи Евразии: история и культура : сб. науч. трудов / гл. ред. Н. А. Томилов ; отв. ред. Ш. К. Ахметова, А. А. Ильина, И. В. Толпеко. -Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та ; Павлодар : Изд-во Павлод. гос. пед. ин-та, 2016. - С. 166174.
4. Шаймерден Г. И. Матрица идентичности: постановка проблемы // Казахи Евразии: история и культура. - С. 295-300.
5. Балтабаева К. Н. Нематериальное культурное наследие казахов Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики // Казахи Евразии: история и культура. -С. 58-68.
6. Томилов Н. А., Ахметова Ш. К. Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири : монография / отв. ред. В. И. Молодин. - Омск : Издат. дом «Наука», 2013. - 392 с.
7. Томилов Н. А. Изучение этнографии казахов Западной Сибири: проект периодизации (к 40-летию исследований омских казахове-дов) // Казахи Евразии: история и культура. -С. 256-261.
8. Ахметова Ш. К. Прощай алаша: к проблеме исчезновения ковроткачества у казахов Западной Сибири // Казахи Евразии: история и культура. - С. 33-42.
9. Ахметова Ш. К., Толпеко И. В. Живая память (о развитии традиции установки памятных знаков у казахов Азовского района Омской области и в Кызыл-Аскеровском сельсовете) // Казахи Евразии: история и культура. -С. 42-50.
10. Ильина А. А., Жунусова А. Х. Омская региональная общественная организация «Сибирский центр казахской культуры "Мелд1р"»: грани деятельности, достижения и перспективы // Казахи Евразии: история и культура. -С. 115-124.
11. Казахи Евразии: история и культура. - 314 с.