Научная статья на тему 'Рецензия на кн. : ильин А. Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. 208 с'

Рецензия на кн. : ильин А. Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. 208 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
596
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на кн. : ильин А. Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. 208 с»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 210-218.

Рецензия на кн.:

Ильин А.Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. 208 с.1

Актуальность проведённого А.Н. Ильиным монографического исследования лежит, что называется, на поверхности. В эпоху глобализации, характеризующейся трансформацией культур, проблематика консьюмеризма (автор употребляет термин как синоним непомерного потребительства или как синоним защиты прав потребителей) приобрела особую значимость. Как известно, ещё в ХХ в. культура потребления в странах Запада получила статус социокультурной доминанты, а теперь проникла и в Россию, упрочив свои позиции в российском обществе. Она обладает определенной психологической,

этической, эстетической и аксиологической спецификой, которая благодаря своей мно-гоаспектности формирует соответствующий тип человека и общества. Нравственное содержание потребительской культуры представляется крайне деструктивным в социальном и антропологическом смысле, о чем сейчас пишут многие ученые. Соответственно, проблематика потребителя как антропологического типа и потребительского общества стала ещё более актуальной. Вместе с тем обострилась и необходимость критического анализа потребительских тенденций, которые все сильнее встраиваются в общественную культуру и укореняются в ней, трансформируя традиционные ценностные идеалы российского социума.

Консьюмеризм - явление, находящееся на стыке изучения различных наук. Его исчерпывающее осмысление невозможно осуществить в рамках какой-то одной отрасли науки. Для современной научной мысли актуален междисциплинарный подход в осмыслении как культуры потребления в целом, так и отдельных потребительских практик. Поскольку этот тип культуры оказывает серьезное влияние на различные сферы бытия современного человека и общества, всеохватывающее описание и объяснение особенностей потребительских тенденций возможно при обращении к данным различных наук: социальной философии,

философии культуры, культурологии, психологии, политологии, социологии (особенно социологии потребления), экологии, глобалистики и др. Без такого широкого междисциплинарного охвата невозможно глубокое осмысление консьюмеризма, который проявляет себя в областях морали, образования, экологии, экономики, политики, искусства,

образа жизни, быта и труда. В монографии

А.Н. Ильина «Культура общества массового потребления: критическое осмысление» как раз предпринимается и, на наш взгляд, успешно реализуется попытка такого междисциплинарного анализа потребительской проблематики. Представляется очевидным, что автору, без сомнения, удалось достаточно полно и разносторонне описать по всем основным направлениям сущностные особенности и характер проявления потребительской культуры и потребительского общества.

В научном плане тема консьюмеризма уже достаточно давно изучается представителями различных научных областей. Многие авторы опубликовали труды, которые сегодня научное сообщество относит к разряду классических. Среди них отметим таких авторов, как Э. Фромм, Р. Барт, Ж. Бод-рийяр, Г. Дебор, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, П. Бурдье, У. Бек и др. Уже сам перечень указанных фамилий маститых учёных свидетельствует в пользу вывода о том, что в изучении проблем консьюмеризма сложно найти что-то новое, еще не исследованное. Однако по мере стремительного цивилизационного изменения капиталистического общества, вовлеченного в процесс «текучей современности» (по выражению З. Баумана), особенности проявления консьюмеризма также претерпевают стремительные изменения. Например, появляются новые покупательские тренды, модные тенденции, в рекламе находятся новые способы манипуляции сознанием. Соответственно, исследование консьюмеризма, предпринятое в прошлые десятилетия, отчасти устаревает, не охватывая консьюмер-тенденций последних лет, т. е. непосредственной современности.

Одним из существенных достоинств монографии А.Н. Ильина следует назвать исследование именно современного состояния консьюмеризма. На это достоинство указывает как формальный, так и неформальный аспекты. К первому относится использование большого количества источников научной литературы, опубликованной в последние годы. Ко второму - наличие авторского видения и описания, объяснения и оценивания различных консьюмер тенденций «нового образца». Книга изобилует примерами, не только относящимися к ситуации «здесь и сейчас», но и демонстрирующими характер самых последних социальнокультурных тенденций.

Напомним, что в отношении культуры потребления у специалистов в сфере науки оценки этого явления существенно разнятся. Одни оценивают потребительскую культуру исключительно как достижение современной

Рецензии

211

цивилизации. Другие же предлагают резко критический взгляд на эту культурную тенденцию. Работа А.Н. Ильина корреспондирует с позицией именно второй (изобличительно настроенной) группы исследователей.

По нашему мнению, характер влияния консьюмеризма на общество и человека предполагает необходимость именно критического подхода к оцениванию этой мегатенденции.

В данном исследовании рассматриваются такие связанные с консьюмеризмом явления, как фиктивные потребности, быстрая смена модных трендов, демонстративное потребление, выраженные в проблеме адаптации к тенденциям моды, парадоксы потребительства, маргинализация труда, рост индивидуализма, социальная атомиза-ция и деполитизация, трансформация нравственных ценностей, деэкологизация массового сознания, рекламные манипуляции и влияние консьюмеризма на когнитивное сознание, культ кредита. Также автор поднимает серьезный вопрос о соотношении традиций и новаций в условиях глобализации, влекущей за собой упрочение потребительского культа.

В дополнение к сказанному уместно добавить, что рецензируемая монография является уже третьей по счету книгой автора, посвященной культуре потребления. Также

А.Н. Ильин опубликовал ряд статей о консьюмеризме в таких ведущих журналах, как «Социологические исследования», «Вопросы культурологии», «Общественные науки и современность», «Век глобализации», и в других изданиях.

В рецензируемой книге акцент ставится именно на современные потребительские тренды, поэтому А.Н. Ильин в наибольшей степени использует новый научный материал и значительно меньше обращается к трудам авторов, ставших уже классическими. Отметим также, что труды таких исследователей, как Э. Фромм, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Г. Дебор, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, П. Бур-дье, У. Бек и др., уже были проанализированы в предыдущих трудах Ильина.

Приведенные в монографии аргументация и выводы представляются достаточно обоснованными. Конечно, они не защищены в полной мере от дискуссионности. Но вместе с тем работа обладает необходимой новизной и научной значимостью. Использованный автором язык является научным, но простота изложения повышает доступность монографии для широкого круга читателей.

А.Н. Ильин в 2006 г. закончил исторический факультет ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, специальность «Социальная работа» (первый выпуск). В 2009 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Субъект в массовой культуре: на материале китч-культуры». Уже на протяжении пяти лет

А.Н. Ильин занимается проблематикой кон-

сьюмеризма, и новая монография является показателем успеха автора в глубокой и всесторонней разработке этой темы.

Учитывая дисциплинарную многогранность феномена консьюмеризма, А.Н. Ильин высказывает мысль о необходимости создания новой области знаний, которая будет интегрировать в себя различные исследовательские практики потребления, накопленные в разных научных областях. Он называет ее философией потребления. Возможно, этот проект ознаменует новый поворот философской науки, выводящий ее на междисциплинарный уровень. Задача осмысления консьюмеризма во всех его проявлениях, отношениях и последствиях пока остается открытой, хотя А.Н. Ильин сделал важный шаг для интеграции знаний, касающихся изучаемой проблематики. Остается пожелать автору удачи в реализации данного достаточно амбициозного и научно значимого проекта.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Данную монографию можно скачать в Интернете. URL: http://culturolog.ru/index.php7optiorRcom_ adsmanagr&page=show_ad&adid=67&catid=1& Itemid=17).

В.М. Кадневский

Рецензия на кн.:

Разумов В.И., Сизиков В.П. Приложение информационных основ синтеза систем: ДИС-развертки и парадигма закона: монография. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013.

522 с. (электронное издание)

Большинство проблем, именуемых метафизическими, в действительности являются весьма наивными проблемами языка.

Поль Валери

Настоящая монография выступает продолжением проделанной авторами научноисследовательской работы, ориентированной на развитие ДИС-технологий.

Полагаю, издание монографии значимо не столько для самих мыслителей (очевидно, для них факт публичности - всего лишь результат длительного и трудоемкого многолетнего и многотомного пути), сколько для общефилософского континуума Омска в целом и ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в частности. Монографию отличает от других работ, посвященных философии, именно то, что, во-первых, авторы не занимаются критикой какой-либо мыслительной позиции и тем самым не приводят собственную мыслительную стратегию к статусу очередной многообещающей идеологии, во-вторых, предпринимаемые ими и демонстрируемые специфическим языком практики мысли ориенти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.