Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР«СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011-2020 ГОДАХ», ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФКУ «НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БДД МВД РОССИИ»'

РЕЦЕНЗИЯ НА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР«СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011-2020 ГОДАХ», ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФКУ «НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БДД МВД РОССИИ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / АВАРИЙНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ЕДИНАЯ ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ФАКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ТС В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шпорт С.В.

В рецензируемой рукописи изучена динамика и структура дорожно-транспортной аварийности, установлены значимые причины и условия дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за период с 2011 по 2020 г. Проведен детальный анализ компонентов системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также угроз и факторов, способствующих росту дорожно-транспортной аварийности, что позволило обозначить отдельные проблемы и наметить основные подходы к их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE ANALYTICAL REVIEW«STATE AND TRENDS OF ROAD SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2011-2020», PREPARED BY THE FEDERAL PUBLIC ESTABLISHMENT «SCIENTIFIC STATE INSTITUTION OF ROAD SAFETY OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION»

The reviewed manuscript examines the dynamics and structure of road traffic accidents, identifies significant causes and conditions of road traffic accidents in the Russian Federation for the period from 2011 to 2020. A detailed analysis of the components of the road safety system, as well as threats and factors contributing to the growth of road traffic accidents, was carried out, which made it possible to identify individual problems and outline the main approaches to their solution.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР«СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011-2020 ГОДАХ», ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФКУ «НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БДД МВД РОССИИ»»

Рецензия © Шпорт С.В., 2022

NIION: 2021-0084-1/22-090 УДК 34

MOSURED: 77/27-026-2022-1-289

РЕЦЕНЗИЯ НА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011-2020 ГОДАХ», ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФКУ «НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БДД МВД РОССИИ»

Светлана Вячеславовна Шпорт

ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации rpj@serbsky.ru

Аннотация. В рецензируемой рукописи изучена динамика и структура дорожно-транспортной аварийности, установлены значимые причины и условия дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за период с 2011 по 2020 г. Проведен детальный анализ компонентов системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также угроз и факторов, способствующих росту дорожно-транспортной аварийности, что позволило обозначить отдельные проблемы и наметить основные подходы к их решению.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, аварийность, дорожно-транспортный травматизм, единая цифровая модель контроля состояния здоровья водителя, риск-ориентированный подход, предупреждение фактов управления ТС в состоянии опьянения

Для цитирования: Шпорт С.В. Рецензия на аналитический обзор «Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах», подготовленный ФКУ «Научный центр БДД МВД России» // Безопасность дорожного движения. 2022. № 4. С. 58-60.

REVIEW OF THE ANALYTICAL REVIEW

«STATE AND TRENDS OF ROAD SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2011-2020», PREPARED BY THE FEDERAL PUBLIC ESTABLISHMENT

«SCIENTIFIC STATE INSTITUTION OF ROAD SAFETY OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION»

Svetlana V. Shport

Serbsky National Medical Research Centre of Psychiatry and Narcology under the RF Ministry of Public Health rpj@serbsky.ru

Abstract. The reviewed manuscript examines the dynamics and structure of road traffic accidents, identifies significant causes and conditions of road traffic accidents in the Russian Federation for the period from 2011 to 2020. A detailed analysis of the components of the road safety system, as well as threats and factors contributing to the growth of road traffic accidents, was carried out, which made it possible to identify individual problems and outline the main approaches to their solution.

Keywords: road traffic accidents, accident rate, road traffic injuries, unified digital model of driver health monitoring, risk-oriented approach, prevention of the facts of driving a vehicle in a state of intoxication

For citation: Shport S.V. Review of the analytical review «State and trends of road safety in the russian federation in 2011-2020», prepared by the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» // Road safety. 2022. № 4. P. 58-60.

Решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения для Российской Федерации и всего мира остается крайне актуальной и сложной задачей, требующей разработки и реализации адекватных активных и системных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), снижению тяжести их последствий.

Представленный на рецензирование аналитический обзор является результатом комплексной научно-исследовательской работы, проведенной для оценки состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации в период реализации Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020 гг.), провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН, а также федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.».

В качестве основных целей исследования позиционируются изучение динамики и структуры дорожно-транспортной аварийности, установление значимых причин и условий дорожно-транспорт-

ной аварийности в Российской Федерации за период с 2011 по 2020 г.

В работе отмечается, что на протяжении рассматриваемого периода в целом динамика трех основных показателей аварийности (количества ДТП, числа погибших и раненых) характеризовалась их последовательным снижением. В итоге в период с 2011 по 2020 г. количество ДТП и число раненых сократились более чем на четверть, число погибших - более чем в полтора раза. Это позволило поставить амбициозные цели по снижению смертности в ДТП к 2030 г. до уровня, не превышающего 4 погибших на 100 тыс. населения.

В научной работе справедливо отмечается, что чем ниже уровень дорожно-транспортной смертности, тем сложнее обеспечить ее дальнейшую позитивную динамику, поскольку прежние меры в новых условиях уже не приводят к столь интенсивному снижению. Подтверждением этой закономерности являются сложившиеся за последнее десятилетие общемировые и российские тенденции в области дорожно-транспортной аварийности.

Road safety

Указанные обстоятельства обуславливают необходимость поиска новых и перспективных форм и методов повышения уровня обеспечения безопасности дорожного движения.

В рамках этого направления деятельности авторский коллектив провел детальный анализ компонентов системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также угроз и факторов, способствующих росту дорожно-транспортной аварийности, что позволило обозначить отдельные проблемы и наметить основные подходы к их решению.

Так, рассматривая взаимосвязь обеспечения безопасности дорожного движения и демографии, авторский коллектив установил, что соотношение в каждом году прошедшего десятилетия численности населения и числа погибших в ДТП по возрастным группам показывает наличие очень высокой или высокой прямой корреляционной связи, что является свидетельством того, что численность населения конкретной возрастной группы напрямую влияет на число погибших данной возрастной группы.

Таким образом, исходя из того, что резкий рост числа погибших начинается с 15 лет (пиковые значения приходятся на возраст 25 лет - 34 года), и при этом в данных возрастных группах наблюдается устойчивая многолетняя связь между численностью населения и числом погибших, можно предположить, что и в будущем на этот возраст будут приходиться максимальные потери среди погибших в ДТП. Следовательно, зная в настоящее время численность населения в возрастных группах, можно сделать предположение о числе погибших в ДТП в группах риска в будущем и, исходя из этого, строить эффективную профилактическую и предупредительную работу.

Авторы обращают внимание на то, что, несмотря на предпринимаемые меры, проблема дорожно-транспортного травматизма с участием водителей, имеющих признаки опьянения, остается актуальной. За прошедшие 10 лет доля погибших в таких ДТП значительно возросла и по итогам 2020 года составила более четверти от всех погибших в ДТП.

В этой связи совершенно обоснованно предлагается разработать и внедрить единую цифровую модель контроля состояния здоровья водителя, основанную на принципах риск-ориентированного подхода, предупреждения фактов управления ТС в состоянии опьянения, которая позволит оцифровать существующий массив административных данных о фактах управления ТС в состоянии опьянения, об иных противоправных действиях, совершенных в состоянии опьянения, а также результаты обязательного медицинского освидетельствования, внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, данные предварительных, периодических, предрейсовых и послерейсовых осмотров, создать электронный реестр медицинских заключений о допуске к управлению транспортными средствами.

Исследуя взаимосвязь показателей аварийности и количества выявленных нарушений, авторы отмечают, что снижение первых происходит на фоне существенного роста вторых. Констатируется, что это может свидетельствовать о повышении дорожно-транспортной дисциплины участников дорожного движения как за счет расширения форм надзора, так и за счет принятых мер, направленных на совершенствование законодательства в области дорожного движения, в том числе регламентирующего юридическую ответственность. В этом плане предлагается рассмотреть возмож-

ность применения более строгих видов наказания в целях профилактики и предупреждения систематических нарушений в области дорожного движения, в том числе зафиксированных в автоматическом режиме. Кроме того, авторы справедливо считают, что возможность оплаты административного штрафа со скидкой должна рассматриваться как привилегия и не должна применяться к систематическим и грубым нарушениям.

В работе обоснованно констатируется, что в условиях концептуального изменения правовой основы контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения важно сохранить и адаптировать соответствующие полномочия к новым условиям, позиционировать это направление профилактики как действенный инструмент влияния на деятельность хозяйствующих субъектов. Основой развития указанного направления деятельности должно служить создание цифровых профилей надзорных объектов, цифровых каналов взаимодействия с ними и развитие риск-ориентированного подхода профилактики нарушения обязательных требований.

Характеризуя управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения, авторы отмечают, что федеральные, региональные и местные органы власти при разработке управленческих решений в этой области не всегда учитывают опыт реализации соответствующих целевых программ и проектов. Это, прежде всего, касается четкого определения источников и объемов финансирования, обеспечения оптимального соотношения задействованных федеральных, региональных, муниципальных ресурсов и полномочий. Вовлечение в процесс дорожного движения практически всего населения страны, наличие значительного числа хозяйствующих субъектов в этой области, а также формируемый в связи с этим массив административных данных обуславливают актуальность использования риск-ориентированного подхода в управлении безопасностью дорожного движения, в том числе на основе цифровой трансформации.

В аналитическом обзоре детально рассматриваются и иные компоненты системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также угрозы и факторы, способствующие росту дорожно-транспортной аварийности, и предлагаются обоснованные подходы к их устранению и нейтрализации.

В целом представляется, что в аналитическом обзоре представлен практически весь спектр основных проблем обеспечения безопасности дорожного движения и обозначены общие контуры их решения.

В качестве замечания, не влияющего на общую положительную оценку работы, следует отметить необоснованное выделение в качестве самостоятельного раздела в заключении проблемы аварийности, поскольку последняя фактически составляет основу всей работы.

Предложенная структура работы позволила авторскому коллективу достичь системного единства и целостности в раскрытии предмета исследования.

Аналитический обзор будет полезен научным и практическим работникам, исследующим проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, его содержание будет представлять особый интерес для специалистов и управленцев, принимающих управленческие решения в этой области.

В целом аналитический обзор соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, имеет теоретическую и практическую значимость и может быть рекомендован для опубликования.

№ 4/2022

59

Список источников:

1. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В. и др. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.

References:

1. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V. and etc. The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 368 p.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011-2020 ГОДАХ

Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: aналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.

В аналитическом обзоре рассмотрено состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации в период реализации Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020 гг.), провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН, а также российских национальных программ и проектов в области безопасности дорожного движения.

Представлена подробная информация о динамике, структуре, причинах и условиях совершения дорожно-транспортных происшествий и иных показателях состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации.

Отдельное внимание уделено анализу влияния изменения демографических, социальных, экономических, транспортных, инфраструктурных, медицинских и иных факторов на безопасность дорожного движения.

Представленырезультатыправоприменительной деятельности в части изменения динамики и структуры административной и уголовной деликтности, результатов контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в области безопасности дорожного движения.

Анализ изменения состояния безопасности дорожного движения проведен в сравнении с соответствующими показателями зарубежных стран, а также с учетом влияния мер государственного регулирования.

Обзор представляет интерес для широкого круга специалистов в области безопасности дорожного движения, транспорта, дорожного хозяйства, публичного управления, демографии и здравоохранения.

Полученные результаты и выводы могут быть использованы при формировании государственной политики в области безопасности дорожного движения.

Информация об авторе

С.В. Шпорт - доктор медицинских наук, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Контакты: Кропоткинский пер., д. 23, Москва, Россия, 119034

Information about the author

S.V Shport - Doctor of Medical Sciences, General director of the V. Serbsky National Medical Research Centre of Psychiatry and Narcology under the RFMinistry of Public Health

Contacts: Kropotkinskijper., d. 23, Moscow, Russia, 119034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.